Что будет с прокуратурой рф в ближайшее время
«Могильщиком системы советской прокуратуры я не буду»: первый генпрокурор России Степанков
2 декабря 2021, 19:59 — Общественная служба новостей — ОСН В России в 2022 году намерены провести очередные трансформации в силовых структурах. Сообщается о грядущей оптимизации работы ведомства с целью сокращения расходов. О том, с …
В России в 2022 году намерены провести очередные трансформации в силовых структурах. Сообщается о грядущей оптимизации работы ведомства с целью сокращения расходов. О том, с чем пришлось столкнуться п равоохранительной системе российской Федерации в период ее с тановления после распада СССР, в интервью Общественной службе новостей рассказал первый генеральный прокурор России (1991–1993 гг.), заслуженный юрист Российской Федерации, почетный работник прокуратуры СССР Валентин Степанков.
– На ваши плечи обрушилась масса событий, связанных с переломными моментами в истории России, я имею в видур распад СССР. Как это отразилось на вашей деятельности?
– Я, будучи кадровым работником прокуратура прошел все ступени прокурорской деятельности, начиная с прокурора района миллионного города Хабаровского края. После, стал народным депутатом в начале 1990-го года и по измененной Конституции был избран Верховным Советом генеральным прокурором России – эта должность была введена впервые. Ранее вся система была централизована, и прокурор России назначался прокурором СССР. Это не значит, что мы рассыпали систему прокуратуры, она оставалась такой же централизованной, но полномочия и гарантию этих полномочий, впервые, по действующей тогда Конституции генеральный прокурор получил от съезда – от законодательной власти. С 1 февраля 1991 года на мою долю выпала и ГКЧП, и декабрьский распад СССР. Фактически произошла ликвидация прокуратуры СССР и мы были вынуждены подхватить то, что упало и сохранить преемственность исполнения закона на территории России.
– Много ли вы взяли людей из советской прокуратуры?
– В тот период вам приходилось сталкиваться с тем, что мы называем «телефонным правом»?
– То, что по звонку чего-то требовали от прокурора, в первую очередь, зависело от уровня правосознания и культуры советских партийных работников. Шла аргументированная беседа и люди вынуждены были соглашаться с твоими доводами. Находился выход, чтобы интересы закона и идеологическая установка совпадали. То есть «телефонное право» существовало, но в определенных рамках.
– Что касается противостояние с ГКЧП. Как это было?
– ГКЧП не причина распада СССР, но ГКЧП стало той вехой, которое процесс распада сделало необратимым и ускорило его. ГКЧП действовало незаконным механизмом силового отстранения изоляции президента, с использованием вооруженных сил и объявлением не закона о ЧП. Тут же лидеры республик поставили себя на то место, когда войска могут также повлиять на их политику, тогда они поняли, что сохранение Союза в видении людей, которые окружали Горбачева, возможно только через силовое давление. Несмотря на то, что в марте был проведен референдум, где говорилось о возможности единства, участие в нем принимали только 9 республик вместо 15. Без сомнения можно сказать, что ГКЧП и происходящие в Москве события так повлияли на республики, что в августе, сентябре и октябре во всех республиках прошли новые референдумы, где уже стоял вопрос о независимости этих республик.
– Как законодательство регулировало такую форму преступления, как дело о ГКЧП?
– Дело о ГКЧП мы расследовали за четыре с половиной месяца. Девять месяцев следствие знакомилось с материалами дела, которое было сформировано в 140 томов. Следствие показало, что никаких видимых путей выхода из той кризисной экономической, политической, социальной ситуации у ГКЧП не было.
– Вам удалось отстоять самый главный постулат для вашего ведомства: прокуратуру в Конституционном праве. Как это было?
– Не надо забывать, что с 1991 года работала конституционная комиссия съезда, которую сформировал Ельцин, будучи председателем Верховного Совета, а в 1993 году вынужденно он созвал конституционное совещание. Так вышло, что я был и членом конституционного совещания, и к конституционной комиссии. В конституционном совещании шло полное отторжение прокуратуры, отсутствие статьи о ней в конституции. Я выступал против, я был убежден, что на переломном этапе смены политического, экономического и социального строя прокуратура должна присутствовать и обладать тем арсеналом инструментов, чтобы эффективно и оперативно реагировать на происходящие изменения. А некоторые считали, что прокуратуру нужно свести к функции поддержания гособвинения в судах по уголовным делам. Я не подписал этот проект Конституции, что вызвало негодование президента. Я сказал, что могильщиком системы я не буду, не только потому, что я преследую корпоративные интересы, я убежден, что это станет потрясением для всей государственной системы. После меня уже Казанник пошел с моим письмом к Ельцину и в последние дни в Конституции появилась статья о прокуратуре.
Первое десятилетие после развала СССР были сложными для органов внутренних дел: отсутствовало законодательство, финансирование, отрицание гражданами ранее привитых ценностей. Все это стало причиной того, что в первые годы существования современной России органы внутренних дел не могли должным образом реализовывать свои функции.
Прокуратуре во главе с Игорем Красновым могут вернуть функции следствия
Генпрокуратура и СКР решение президента не комментировали. По мнению источника в органах судейского сообщества, Чайка вряд ли продолжит работу в высших судах – скорее речь идет о Совфеде или работе полпредом президента.
Между тем внесенный в понедельник в Госдуму проект поправок в Конституцию (подробнее см. статью на стр. 01) содержит новую редакцию ст. 129, где среди функций прокуратуры упоминается «уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями». По мнению источника в органах прокуратуры, внесение этой поправки во многом объясняет назначение генпрокурором следователя Краснова. Слухи о возвращении в Генпрокуратуру следствия ходили давно, но в каком объеме оно будет передано из СКР, пока не ясно, как и то, сохранится ли в перспективе сам СКР.
Новым генпрокурором станет бывший следователь по делу об убийстве Немцова
Чайка возглавил Генпрокуратуру в 2006 г., перейдя туда с должности министра юстиции. В 2007 г. следствие Генпрокуратуры было выделено в СК при прокуратуре, а в 2011 г. появился полностью независимый СКР. Чайка регулярно выступал за усиление контроля над СКР – как за расширение права прокуроров отменять возбуждение уголовных дел, так и за право самой прокуратуры возбуждать наиболее важные дела. Нередко между Генпрокуратурой и СКР возникали конфликты – самым заметным из них стало дело 2011 г. о крышевании подмосковными прокурорами нелегального игорного бизнеса. На Генпрокуратуру была возложена функция противодействия давлению контрольных органов и силовиков на бизнес, по этой проблеме с ней активно взаимодействовал бизнес-омбудсмен Борис Титов. В свою очередь, прокуроры в судах в последнее время все чаще не поддерживают ходатайства следствия об арестах подозреваемых.
Назначение зампреда СКР генпрокурором свидетельствует об окончании многолетнего противостояния двух ведомств, считает руководитель Международной «Агоры» Павел Чиков. По его мнению, это решение ставит под вопрос будущее СКР и его председателя Александра Бастрыкина. А среди главных достижений Краснова в СКР эксперт выделяет прежде всего зачистку Москвы 10 лет назад от неонацистского подполья, причастного к десяткам убийств.
Отставка Чайки может оказаться не итоговым вариантом реформы, а лишь началом перестановок, считает политолог Евгений Минченко. Он согласен, что вслед за кадровыми изменениями в Генпрокуратуре вновь возникнет идея ее обратного слияния с СКР. А выбор Краснова в качестве нового генпрокурора объясняется, в частности, его молодостью, добавляет эксперт: «Сейчас тестируется состав управленцев на период после 2024 г., поэтому была сделана ставка на 44-летнего генерала».
«Революция сверху», на прошлой неделе запущенная Владимиром Путиным, продолжается. Теперь дело дошло до силового блока: пост покинул генпрокурор Юрий Чайка, его сменит замглавы СКР Игорь Краснов, следователь по особо важным делам, а в последнее время и правая рука Александра Бастрыкина. По словам экспертов, назначение Краснова можно оценить и как победу Бастрыкина, и как сигнал к объединению прокуратуры и СКР в новый силовой кулак.
ГЕНПРОКУРАТУРУ И СК ОБЪЕДИНЯТ?
Сенсационную новость сообщила сегодня днем пресс-служба Кремля: Юрий Чайка освобожден от должности генпрокурора России, которую он занимал почти 14 лет. Озвучили и официальную причину: «В связи с переходом на другую работу». Тем самым верхушка российской власти продолжает свое переформатирование, запущенное после послания Владимира Путина Федеральному Собранию на прошлой неделе.
Сегодня же в Кремле назвали и имя вероятного преемника Чайки — это заместитель председателя СК России Игорь Краснов. Президент РФ уже внес его кандидатуру на рассмотрение Совета Федерации. Как сообщает РИА «Новости» со ссылкой на источник, освобождение Чайки от обязанностей генпрокурора и назначение на данную должность Краснова рассмотрят уже на этой неделе, ориентировочно 22 января. На сайте генпрокуратуры РФ о главной для надзорного ведомства кадровой перестановке нет ни слова.
С чем связано сенсационное решение, в Кремле, понятное дело, не объясняют. Может ли подобное быть следствием противостояния, которое якобы существует между СК и генпрокуратурой? «Это, наверное, удел аналитиков и политологов, мы в данном случае оставляем подобные вопросы без комментариев», — отреагировал пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.
Так или иначе, очевидно, что теперь два ведомства, недолюбливавшие друг друга, должны будут работать более дружно и согласовано. Почему это потребовалось именно сейчас и не ждут ли нас масштабные чистки а-ля 1937 год? О том мы, вероятно, узнаем в ближайшее время.
Новым генпрокурором России станет зампредседателя СКР Игорь Краснов, курировавший следствие и выполнявший отдельные поручения председателя ведомства Александра Бастрыкина Фото: © СК РФ, РИА «Новости»
БОРЕЦ С КОРРУПЦИЕЙ И ГЛАВНЫЙ КАДРОВИК БАСТРЫКИНА
Краснов родом из Архангельска, месяц назад ему исполнилось 44 года. По данным из открытых источников, службу в следственных органах он начал в 22-летнем возрасте. Уже в 2006-м Краснову (тогда ему был 31 год) доверили расследование покушения на Анатолия Чубайса. Кроме того, он известен тем, что принимал участие в расследовании ряда других резонансных уголовных дел — убийства адвоката Станислава Маркелова, журналистки «Новой газеты» Анастасии Бабуровой и чемпиона мира по тайскому боксу Муслима Абдуллаева, совершенные в 2009 году. В 2013-м Краснов возглавил следственную группу, расследовавшую дело «белгородского стрелка» о массовом убийстве. Немаловажно, что с сентября 2014 по март 2015 года он расследовал хищения на стройке космодрома Восточный. Эти дела фактически находились на прямом контроле у президента. А после Краснову доверили вести дело об убийстве политика Бориса Немцова.
В 2016 году назначен на должность заместителя председателя СК России, которую все еще занимает по сей день. В 2017-м получил звание генерал-лейтенанта юстиции. Несмотря на регалии и послужной список, в прессе имя Краснова звучит нечасто, он держится в тени влиятельного основателя СКР Александра Бастрыкина.
В начале прошлого года и январе нынешнего Краснов дал интервью газете «Коммерсантъ». В частности, в последнем он рассказал о расследовании громких коррупционных дел в стране, в том числе в отношении экс-полковника Дмитрия Захарченко. Говоря о выявлении взяточников, первый рассуждал: «Даже на фоне увеличения случаев обнаружения фактов взяточничества в целом результаты этой работы не соответствуют масштабам мздоимства». Он считает: бороться надо как с низовой коррупцией, так и с проявлением взяточничества среди чиновников и силовиков. «В этом направлении у нас есть определенные успехи, и уверяю, что работа ведется принципиально и жестко», — заключал высокопоставленный следователь.
По словам ряда собеседников «БИЗНЕС Online», близких к структуре следственного комитета, Краснов был ключевым заместителем в ведомстве Бастрыкина. В частности, он курировал следствие по самым резонансным уголовным делам в стране. А еще его называют теневым кадровиком СКР. К примеру, именно креатурой Краснова наши источники называют кандидата в руководители СКР по Татарстану Валерия Липского. Назначение ожидается в ближайшие месяцы. Более того, некогда влиятельный замглавы республиканского следкома Владимир Циома якобы уволился из органов как раз после непростой беседы в кабинете Краснова.
Чайка не раз оказывался под огнем критики. Претензии в первую очередь касались не его самого, а приближенных Юрия Яковлевича Фото: kremlin.ru
ЮРИЙ ЧАЙКА: ОТ ЭЛЕКТРИКА ДО ГЕНПРОКУРОРА-ДОЛГОЖИТЕЛЯ И ГЕРОЯ ОППОЗИЦИонных расследований
Куда уходит Чайка, пока неизвестно. Он родился 21 мая 1951 года в Николаевске-на-Амуре, небольшом городке Хабаровского края. В 1976-м получил высшее образование по специальности «правоведение» в Свердловском юридическом институте.
Свою карьеру теперь уже бывший генпрокурор начинал в 1970-м на судостроительном заводе в своем родном городе — с должности простого электрика. В этом же году ушел служить в ряды Советской армии. После учебы в институте устроился в прокуратуру Усть-Удинского района Иркутской области сначала на должность стажера, а затем и следователя. В 1978 году стал заместителем межрайонного прокурора Иркутской области. В следующем году назначен тайшетским транспортным прокурором восточно-сибирской транспортной прокуратуры.
В 1983-м стал начальником следственного отдела восточно-сибирской транспортной прокуратуры, а через год получил должность инструктора отдела административных органов Иркутского обкома КПСС. Уже в 1986-м вновь вернулся в органы прокуратуры, заняв должность первого заместителя прокурора Иркутской области, там курировал следствие.
С началом 90-х Чайка работал восточно-сибирским транспортным прокурором. В 1992 году занял пост прокурора Иркутской области. В 1995-м назначен первым заместителем генерального прокурора Российской Федерации. Оттуда перешел в правительство России: в 1999 году в кабмине Путина возглавил министерство юстиции РФ. А 23 июня 2006-го занял должность генерального прокурора РФ. Это кресло занимал дольше всех в истории современной России.
Несмотря на 14 лет у руля ключевого ведомства, Чайка не раз оказывался под огнем критики. Претензии в первую очередь касались не его самого, а приближенных Юрия Яковлевича. В 2011 году прокуратура оказалась втянута в «игорное дело». По данным следствия, бывший первый зампрокурора Подмосковья Александр Игнатенко с июля 2009 по февраль 2011 года получил взятки на общую сумму более 47 млн рублей за покровительство подпольным казино в городах Подмосковья. В доле, по мнению следователей, оказались районные прокуроры и ряд правоохранителей. Сам Игнатенко сбежал и был задержан лишь в следующем году на одном из польских курортов.
В декабре 2015-го фонд борьбы с коррупцией оппозиционера Алексея Навального опубликовал материалы о бизнесе Артема и Игоря Чайки — сыновей генпрокурора. В частности, сообщается, что Артем оказался совладельцем роскошной пятизвездочной гостиницы Pomegranate на греческом полуострове Халкидики, а также имеет виллу с видом на Афон. Кроме того, по мнению фонда, он владеет недвижимостью и бизнесом в Швейцарии. Младший сын Игорь, как указывает ФБК, построил бизнес-империю на выполнении госконтрактов: от вывоза мусора до ремонта дорог.
«Если бы смена генпрокурора проходила в мирное время, то о-го-го какие терки бы начались. А сейчас это красивая история про перезагрузку»
Михаил Делягин — директор Института проблем глобализации:
— Когда говорили об отставке правительства, все так неявно имели в виду гражданскую его часть. Чайка действительно очень долго находится у власти, неимоверно долго. На протяжении его руководства было довольно много скандалов. Для меня новость стала неожиданностью, потому что я думал про экономику. Хотя один из прошлых генпрокуроров, Владимир Устинов (2000–2006), как раз и сделал генпрокуратуру, наверное, главным макроэкономическим регулятором страны.
Новая кандидатура (Краснова — прим. ред.) — человек-архангелогородец, относительно молодой. Хорошая биография, отличный опыт, расследовал знаковые дела. Правда, вместе с ними еще покушение на Чубайса, которое, как я понимаю, полностью срежиссировано, и следствие вело себя неоднозначно. Но, в конце концов, это было давно. Каким бы ни являлся Краснов, точно окажется лучше Чайки. Посмотрим, что будет с теми деятелями прокуратуры, которые в свое время вышли абсолютно безнаказанными из дела подмосковных прокуроров, крышевавших незаконный бизнес.
Я бы не стал рассчитывать на резкие изменения в работе прокуратуры, потому что это довольно инерционный орган. Даже если она захочет переориентироваться с обвинительного уклона на обеспечение законности (хотя я не понимаю, что ее на подобное может подвигнуть), то все равно будет очень долгий и сложный процесс. Помимо того, он окажется болезненным.
В России очень много разных силовиков, так что, может, еще кого-то и отставят. Гадать бессмысленно. Думаю, ключевые фигуры останутся без изменений, хотя по этому поводу много разговоров. Надо просто дождаться конца сезона перестановок. Данная замена вызывает уважение и некоторую надежду, потому что старший следователь по особо важным делам — это серьезно.
Сергей Маркелов — политтехнолог:
— Отставка Чайки — закономерный процесс, который запущен после послания президента Федеральному Собранию. В нем говорилось о перебалансировке сил федеральной власти. Как считал глава государства, в ней накопились различные перекосы. Например, по поводу прокурора. Мы видели конфликт между двумя силовыми структурами — следственным комитетом и генеральной прокуратурой. У Путина вопросы к ведомству накапливались-накапливались, а тут хороший повод, что начинается перезагрузка власти в рамках транзита власти 2024 года и выборов в Госдуму. Планируется усиление Думы, приобретение Госсоветом новых функций, введение для Дмитрия Медведева новой должности. И в этом контексте совершенно нормально, что Чайке предложено что-то другое.
То, что на должность генпрокурора предлагается ставленник из следственного комитета, безусловно, говорит: сценарий ликвидации СК РФ где-то в кабинетах близкого круга президента рассматривается. Я думаю, что на ближайшее время следком оставят самостоятельной силовой единицей. А назначение Краснова можно расценивать как некое примирение между двумя силовыми структурами, чтобы они работали в русле больших задач, а не в том, кто перед президентом больше прогнется в расследовании дел или подставах другого.
Несмотря на скандалы, Чайке дали проработать 14 лет, потому что это законы большой власти — она бережет себя. Федеральная власть — очень инертная структура с точки зрения преобразований и изменений. В России она еще более инертная. Любые преобразования российская власть воспринимает как ослабление себя. Да, за Чайкой последнее время смотрели, наблюдали, информацию накапливали. Если бы смена генпрокурора проходила в более мирное время, то о-го-го какие терки бы начались. А сейчас это красивая история опять же про перезагрузку. И отставка долго не будет резонансным случаем, потому что подобных решений мы увидим много. Сигналов об изменениях в верховной власти окажется настолько много, что про Чайку быстро забудут. Власть стратегически выбрала правильный момент, когда можно кадровую перестановку провернуть и не ослабнуть.
«Сливать генпрокуратуру со следственным комитетом не надо, это абсолютные разные ведомства»
Павел Салин — директор центра политологических исследований Финансового университета:
— Как и в случае с Михаилом Мишустиным, кандидатура [на должность генпрокурора] неожиданная. Но не для самого Краснова, потому что несколько дней назад он дал очень большое установочное интервью, которое скорее характерно для главы федерального ведомства. Сам факт перестановок не стал неожиданностью, потому что после 15 января было ясно, что президент решил форсировать процесс транзита российской политической системы, который неизбежно будет сопровождаться перестановками в силовом блоке и омоложением поколений. Краснов в данный тренд вписывается: первое — это возраст, второе — он абсолютно управляем, как и господин Мишустин, но с поправкой на силовую специфику. Первый курировал множество резонансных дел, и во всех них результаты были с политической точки зрения именно те, которые нужны власти. Он не выходил за пределы установленного коридора, не прыгал выше того потолка, который ему устанавливали.
Если бы сейчас не осуществился транзит политической системы и это кадровое решение случилось бы в вакууме, то тогда можно было бы делать далеко идущие выводы и рассматривать данное назначение через корпоративную призму, то есть, условно говоря, «СК съел генпрокуратуру» в рамках противостояния, которое имелось между ними с самого начала. Но поскольку все происходит в контексте, который просто на два порядка более масштабный, чем противостояние СК и генпрокуратуры, то тут нужно смотреть не через корпоративную, а личностную призму.
Анатолий Кучерена — адвокат:
— Для меня отставка Юрия Яковлевича стала неожиданностью. Но если говорить о его деятельности, то надо отметить, что он достаточно много сделал на посту генерального прокурора, в том числе по правозащите, для наших предпринимателей. Личная заслуга Чайки была во внесении соответствующих изменений в Уголовно-процессуальный кодекс. Он неоднократно заявлял о своей позиции в части преследования и заключения под стражу наших бизнесменов. Очень надеюсь, что предложенный на должность генпрокурора Краснов продолжит правозащитную деятельность и его работа будет направлена в первую очередь на защиту прав и свобод гражданина.
Я бы не стал связывать отставку генпрокурора с отставкой правительства, хотя подобное кажется очевидным. Это все-таки разные ветви власти. Думаю, что Юрий Яковлевич, перейдя на другой пост, сможет что-то усовершенствовать. Надеюсь, что его новая должность окажется связана с юриспруденцией.
Надеюсь, что прокуратура будет заниматься своими вопросами, следственный комитет — своими. Это принципиально, потому что очень важно ей вернуть те полномочия, которые были у нее в свое время. Должен существовать баланс. И если сегодня представление прокурора как гособвинителя доказательств в суде порой игнорируется и не учитывается, то надо дать возможность прокурору выходить в суд по мере пресечения. Я бы очень хотел, чтобы разграничения прокуратуры и следственного комитета четко прослеживались.
Надо учитывать опыт и генеральной прокуратуры, и следственного комитета. Сливать их не надо, это абсолютные разные ведомства. Надеюсь, что каждое из них станет заниматься своей деятельностью, а процессуальный контроль со стороны генпрокуратуры должны быть незыблемым.
Продолжатся ли отставки в силовом блоке еще, мне трудно сказать. Поживем — увидим.
«не боюсь этих слов: при чайке прокуратура утратила очень много рычагов»
Рафкат Уразбаев — бывший прокурор Казани:
— [Отставку] оцениваю положительно. Мое мнение, что долго сидеть на одном месте никому ни на одной должности нельзя. В определенной мере действительно эта отставка — неожиданность, потому что такое ощущение, что и Чайка, и [председатель Верховного суда Вячеслав] Лебедев будут сидеть вечно. Я сам немолодой человек, а первому уже 70 лет почти, хотя выглядит он великолепно, бодро, и опыт, безусловно, востребован, но… Одно могу сказать и не боюсь этих слов: на мой взгляд, при нем прокуратура очень много рычагов надзорной деятельности утратила, что подтвердит любой адвокат. Особенно в части защиты прав граждан на предварительном следствии. Прокуратура была очень сильным заслоном, и именно с появлением Чайки мы начали терять все те надзорные функции, которые шли на пользу людям.
Насколько я помню, Краснов начал работу в 1997 году следователем, а значит, он полностью прошел всю прокурорскую школу, может, даже успел побывать прокурором. Следственный комитет же только в 2007-м образовался, а потом от нас отпочковался через пару лет. Поэтому Краснов как минимум 12 лет находился в системе прокуратуры. Если бы он совсем никакой прокурорской деятельностью не занимался, тогда, наверное, было бы не очень правильно (назначать его на должность генпрокурора РФ — прим. ред.).
Правоохранительные органы всегда достаточно ревностно относятся друг к другу. Должна быть настоящая система сдерживания, как противовес: если где-то больше у МВД, значит, надо добавить к прокуратуре; если у нее, значит, к адвокатуре; если у последней, значит, усилить следственный комитет и так далее, чтобы одно всегда балансировало другое. Но, какие задачи ставит перед новым прокурором президент, не знаю. Однако я же сказал, что, по моему мнению, при Чайке прокуратура «потеряла», потому я надеюсь, что она станет сильнее. Это будет на пользу и обществу, и государству.
Владимир Гусев — адвокат:
— Правительство отправилось в отставку, я думаю, что уход Чайки — это звенья одной цепи. Соответственно, видимо, президенту России нужно усиление в том числе и прокурорской власти, и возможность прокурорского реагирования. Прокуратура — око государево, потому естественное становление его функций, активная работоспособность влияют на президента. Возможно, с учетом изменения Конституции со стороны прокуратуры России тоже нужна и поддержка, понимание, определенные знания, опыт. Сейчас рабочие группы в основном теоретики, ученые, государственники, а законность никто не отменял. Я думаю, что на прокурора будет возложена и такая задача — законности изменений, которые планируются.
Чайка давно находился на этом посту, пришла необходимость освежить данный орган. С точки зрения процессуальных полномочий в рамках уголовного процесса, например, утрачены многие функции. Возможно, есть необходимость их восстановить, потому что следствие фактически со стороны прокурора осталось бесконтрольным. Я не могу ничего сказать про Краснова, никогда не слышал его расследований громких дел. Но, возможно, он как экс-замруководителя следственного комитета РФ поставит вопрос усиления следственной части прокурорского надзора.
С учетом того, что это око государево, то власти в настоящее время необходим методически грамотный прокурорский надзор во всех отраслях, в том числе и общий надзор важен, и контроль за локальными нормативными актами, которые принимаются. Я думаю, про опричнину тут говорить нельзя, но, естественно, желание президента усилить этот вид деятельности очевидно. С учетом такой масштабной перестановки, конечно, возможны в будущем и другие кадровые изменения.
«стилистика постсталинской эпохи: когда Маленкова не расстреляли, а отправили руководить заводом в Оренбургской области»
Дмитрий Орешкин — независимый политолог:
Алексей Мухин — генеральный директор центра политической информации:
— Мы находимся в рамках переформатирования властных вертикалей в исполнительной части. Насколько я понимаю, некоторые сотрудники администрации президента должны перейти на позиции в исполнительную вертикаль, и вполне вероятно, что наоборот — тоже. Что касается конкретно кейса Чайки — Краснова, то он выглядит логичным, потому что в последнее время конкуренция между СК и генпрокуратурой хоть и не носила публичный характер, но присутствовала. Поэтому кандидат из СКР на пост генерального прокурора выглядит как примиряющий жест со стороны президента и повышает позиции Бастрыкина, хотя его судьба пока тоже не определена. Следует ожидать новых отставок среди силовиков.
Михаил Виноградов — политолог:
— Стоит все же подождать несколько дней, пока не оформится хотя бы нынешняя конфигурация. На первый взгляд, ушли те, кого протестное движение позиционировало как аллергенов (Медведев и Чайка), но первый все же остается в обойме и последний, вероятно, тоже получит новое назначение.
Комментаторы говорят о поглощении следственным комитетом генпрокуратуры, но полностью противоречия между ведомствами не устранены, да и не все определяется первыми лицами. Поэтому стоит подождать оформления итоговой расстановки.