Что будет с сыромятниковым
Коллеги высказались о Сыромятникове, продолжившем лекцию при стрельбе в Перми
Его антиподом стала преподавательница химфака, построившая баррикады
Услышав первые выстрелы, профессор молвил: «Ну и всё… Переубивали всех террористов. Всё, работаем-работаем. Пишем дальше».
То, что мама студентки с ограниченными возможностями, забежавшая в аудиторию после известия о стрелке, все же уговорила некоторых ребят залезть под парты, их преподавателя насмешило: «Мне со своего места было смешно наблюдать, как студенты, сидя на полу под партой, пытаются писать конспект». А начало эвакуации он прокомментировал с оттенком сомнения в ее надобности: «Да и так бы были живы без всякой паники, сидели бы на паре».
Но, увы, в тот роковой день шальные пули угодили в 30 человек, у 6 из них безвременно отняв жизни и еще 24 покалечив. И, хотя конкретно в аудитории Сыромятникова все живы и здоровы, смешными его шутки не кажутся все равно.
На момент начала атаки Александра Юминова, как и ее коллега Сыромятников, вела лекцию в большой аудитории. Но под звуки выстрелов немедленно ее прекратила, приступив к укреплению убежища и необходимой обороны на случай вторжения стрелка в их корпус. Теперь благодарные родители студентов говорят, что педагог их детей Александра Александровна спасла целый поток третьекурсников. А декан химического факультета ПГНИУ Ирина Машевская назвала поведение Александры Юминовой «героическим» и записала благодарность ей в популярной у студентов соцсети со словами: «Некоторые преподаватели ПГНИУ в тяжелые минуты проявили себя героически».
То есть преподавательница химии не только собственноручно блокировала двери и окна, но еще и лично сооружала баррикаду из парт и стульев и пустила студентов спрятаться под свой стол, так как у преподавателя самый большой. И это женщина. А Сыромятников, хоть и мужчина, но ничего этого не сделал.
— Главное, что благодаря Сыромятникову не было паники, никто ниоткуда не спрыгнул и не травмировался. Для меня гораздо больнее то, что какой-то недоумок из числа студентов сейчас, уже после пережитого ужаса, разносит его шутки, возможно, и не совсем уместные. Но ведь и преподаватель был в состоянии стресса. Он в ответе за этих детей, закрыл металлическую дверь, не позволил им быть мишенями для стрелка, в итоге никто не пострадал. В нынешнем мире, где так легко затравить человека, я не хочу участвовать в травле.
А чем мусолить тему реплик профессора, лучше обратить внимание, что у преподавателей нет четких инструкций, как поступать в таком случае. Чтобы потом никому не доставалось от толпы, которая всегда все знает, но машет кулаками только после драки и с домашнего дивана.
А вот еще одно мнение коллеги профессора:
Педагог Сыромятников объяснил, почему продолжил лекцию во время нападения на ПГНИУ
Невозмутимый учитель
Олег Сыромятников, преподаватель русского языка из Пермского государственного научного исследовательского университета, после начала стрельбы в кампусе и здании вуза фактически не отреагировал на происходящее за пределами аудитории. Первой об этом сообщила Baza.
Уже после того, как все закончилось, и кто-то постучался в дверь лекционного зала, Сыромятников не отреагировал, а только стал вести лекцию шепотом. По словам студентов, ему звонил декан ПГНИУ и просил продолжать занятия. Прервать педагога смогли лишь бойцы ОМОНа, которые начали эвакуировать учащихся уже после нейтрализации Бекмансурова. Но даже после этого преподаватель оставался недоволен, что его лекцию сорвали.
Издание «Пермь онлайн» приводит аудиозапись, сделанную в аудитории во время стрельбы. Она частично подтверждает сообщение Baza. На записи слышно, что после звуков выстрелов и сирен Сыромятников согласился выключить свет в кабинете, заявил, что всех «террористов» перебили и попросил студентов продолжить писать конспект. Когда спустя почти 20 минут студенты вновь обратились к педагогу и зачитали рекомендацию вуза забаррикадировать двери, Сыромятников ответил: «Нет, ну давайте серьезно: это ведь учеба». На другой записи слышен разговор преподавателя по телефону, предположительно с деканом. «Продолжаем занятие. Слышали распоряжение декана?» — заявил педагог, положив трубку. Затем он делает замечание перешептывающимся студентам.
Сам Сыромятников в беседе с журналистами заявил, что считает свои действия во время нападения правильными. «Декан мне сказал, чтобы я продолжал занятие. Тем более, пока информация не была официальной. Я сохранял спокойствие и продолжал лекцию. Металлическую дверь аудитории я закрыл сразу изнутри. Ее невозможно пробить выстрелом», — сообщил он.
По словам преподавателя, он не хотел допустить паники и отметил, что каждый должен заниматься своим делом. «Я должен был в этот момент сидеть молча и смотреть на студентов? Я продолжил лекцию», — добавил педагог.
Другие забаррикадировались
Студент из другой группы рассказывал, что их преподаватель сразу после того, как началась стрельба, запер дверь аудитории и всех успокаивал. «Он нас закрыл, сказал успокоиться, и мы спокойно сидели все это время в безопасности. Ничего волнительного не было, все хорошо», — сообщил учащийся, находившийся в первом корпусе вуза.
Один из учащихся заявил, что спасал преподавателя, раненого Бекмансуровым на входе в кампус. «Я просто шел курил, смотрю — там выстрелы идут. Я сначала не знал, что это выстрелы. Преподаватель, не знаю, упал. Я взял его под руки и в машину отнес», — рассказал молодой человек.
По словам старшего преподавателя ПГНИУ Андрея Дуракова, его коллеги на кафедре закрывали двери и баррикадировались в кабинетах.
Вопросы к безопасности
Тем не менее, остаются вопросы к обеспечению безопасности вуза. Как сообщает «Рен-ТВ», контракт с ЧОПом, охранявшим ПГНИУ истек несколько месяцев назад. По другим данным, у охранной фирмы даже не было лицензии на свою деятельность.
Сами студенты университета рассказывали, что охрана вуза существовала номинально, а в кампус можно было пройти совершенно без препятствий. Выпускник ПГНИУ сообщил, что в 2007-2008 годах руководство огородило территорию учебного заведения забором, ввело пропускную систему и заставляло студентов покупать пластиковые пропуска. Однако эти меры, по словам экс-студента, просуществовали всего год, турникеты отключили, а охрана сначала находилась «в режиме вахтера», а затем и вовсе исчезла.
Учащийся сейчас в ПГНИУ молодой человек сообщил, что у кампуса два входа, на каждом из них сидит невооруженный охранник, но попасть на территорию университета может любой. Турникеты есть на входах в корпуса, через них пройти можно по пропуску. Но и при его отсутствии можно показать документ пожилому вахтеру, который запишет данные и пропустит.
Глава Федерального координационного центра руководителей охранных структур Александр Козлов объяснял, что сегодняшняя система безопасности образовательных учреждений выстроена так, что контракты на охраны разыгрываются по конкурсу. И побеждает, как правило, предложившая минимальную сумму фирма. Чтобы не допустить убытков такие организации нередко не соблюдают нормы и правила, экономят на сотрудниках.
«Возьмут, опять же, тех, кто предложит наименьшую цену. Обычно такие организации не соблюдают законы. От этого страдает и качество защиты детей в учебных учреждениях. Более того, в бюджетных организациях отдельной статьей охрана не финансируется», — пояснил эксперт.
Глава Миноборнауки Валерий Фальков после стрельбы в Перми призвал поменять сложившуюся ситуацию с охраной вузов. «Ужасная трагедия, произошедшая в пермском университете, ставит вопрос о необходимости дополнительных мер контроля безопасности в высших учебных заведениях России», — подчеркнул министр.
Что известно о трагедии
По данным СМИ, Бекмансуров готовил нападение чуть ли не с 10 класса школы. Его одноклассники рассказывали, что Тимур в школе неоднократно называл людей «биомусором», заявлял о намерении всех поубивать, угрожал смертью педагогам за плохие оценки. Однако слова и предупреждения школьника не воспринимали всерьез.
21 сентября в Пермском крае объявлен траур. Во всех учебных заведениях региона отменили занятия, сам подвергнувшийся нападению вуз закрыли минимум на неделю. Сейчас там работают следователи и криминалисты. В Пермь вылетели федеральные министры, замгенпрокурора, сотрудники центрального аппарата Следственного комитета. Семьям погибших и пострадавших выплатят компенсации от властей края и администрации университета.
Бесы попутали: почему профессор Пермского университета не давал студентам спастись
Он оказался специалистом по Достоевскому
Пока пермский убийца хладнокровно расстреливал сокурсников в родном университете, профессор-словесник Олег Сыромятников так же хладнокровно продолжал лекцию о судьбах в русской литературе, не позволив студентам забаррикадировать двери, забраться под парты и вообще спасаться. Чисто по-человечески любопытно, что в ситуации опасности для жизни могло двигать взрослым человеком, педагогом и, в конце концов, мужчиной?
Олег Сыромятников. Фото: Пермская Духовная Семинария
Лиза записывала лекцию на диктофон, благодаря чему сегодня каждый своими ушами может убедиться, каково это — слушать неспешные речи о добром и вечном на фоне выстрелов прямо за дверями аудитории.
Сам педагог считает, что поступил правильно, «сохраняя спокойствие и продолжая работать», ведь именно это велели ему в деканате, куда он позвонил, когда студенты начали паниковать. Ведь, по словам самого преподавателя, сначала студенты узнали о происходящем из соцсетей, в которых «висели», вместо того чтобы слушать лекцию. Если бы он поддался их возбуждению, то аудитория стала бы неконтролируемой: студенты могли бы выбежать в коридор и нарваться на стрелка или начать прыгать в окна с 5-го этажа… К тому же до официального сообщения от руководства вуза о ЧП и всеобщей эвакуации не было окончательно ясно, не ложная ли это тревога, которую подняли в соцсетях, чтобы сорвать занятия.
Руководство трагически прославившегося ПГНИУ в лице своего президента, профессора кафедры русского языка и стилистики, полностью поддерживает: «Преподаватель сначала предпринял все необходимые меры — заблокировал железные двери в корпусе и в аудитории, то есть сначала обезопасил студентов, а потом успокоил… это было правильное решение с точки зрения психологии». В плюс упрямому словеснику идет и то, что он все же остановил лекцию, когда началась эвакуация (невольно вспомнишь студенческий анекдот: «А ведь мог бы и глазик выколоть»).
Хотя, конечно, преподавателю очень хочется верить — ну хотя бы чтобы просто не утратить веру в наставников. Тем более что продолжал он лекцию не откуда-нибудь из безопасного места, а из той же аудитории, за стенами которой гремели смертельные выстрелы. Он же пусть и высокообразованный, но такой же хомо сапиенс, как и его юные ученики, которому в случае угрозы жизни спасаться велит не разум, а инстинкт. Может, увлеченный своей темой профессор просто недооценил степень этой угрозы?! Ведь здоровый человек, трезво оценивающий, что ситуация опасна для всех присутствующих, не пошутит как Сыромятников: «Вот бы кто-нибудь пришел с ружьем и заставил вас заниматься!».
Большинство обычных людей сейчас клянет злополучного профессора, рисковавшего жизнью детей. И только самая малая толика скорбящих о жертвах трагедии пытается найти человеческое объяснение хладнокровию профессора: «Растерялся, профессора все рассеянные…» Но робкие попытки его оправдать тонут в дружном хоре студенческих обличений: «Он потом уже заявил, что ему было смешно смотреть, как мама одной из студенток предлагает всем лезть под парты! Нелюдь он, раз ему и сегодня смешно!»; «Из-за него студенты были сбиты с толку и не понимали, правда ли они в опасности»; «Да для него просто учеба важнее жизни!»; «Мы больше не будем посещать его пары! Мы все могли погибнуть из-за его халатности».
Действительно, что же за странный такой профессор? Олег Сыромятников — лектор, о котором идет речь, — доктор филологических наук, специалист по русской литературе и православию, философии, этике, эстетике, культурологии, историософии и теологии с 23-летним стажем преподавания, и не только в университетах, но и в духовной семинарии. А еще «доктор-лектор» — специалист по творчеству Достоевского, автор монографий о русской идее «Преступления и наказания» и об эсхатологических аспектах православной поэтики в романе «Бесы». Может, при таком багаже знаний он просто смерти не боится?! Не только для себя, но и для человечества в целом?! Недаром эсхатология, которую он изучал, — православное учение о конечных судьбах мира и человека.
Но в соцсетях у доктора филологии, не остановившего лекцию даже под звуки пальбы, сказано: «Помоги нам, Господи, работать над собой. Над исправлением себя, своих недостатков, страстей». А значит, есть надежда на то, что не ведающий страха доктор-лектор все же очнется от своего филологического сна. Господь уже помог ему тем, что в той аудитории, где продолжал свою лекцию, все остались живы. Осталось понять: прислушиваться лучше не к бесам, нашептывающим, что цель (в данном случае учеба) оправдывает шагание по трупам (сие и есть в литературоведческом понимании центральная идея романа «Бесы»), а к 6-й заповеди, учащей, что жизнь — бесценный дар Божий, обращаться с которым нужно крайне бережно. А нарушение этой заповеди — тяжкий грех и преступление, за которым непременно последует наказание.
Не герой: что не так с профессором, который не остановил лекцию из-за стрельбы
Стрельба в ПГНИУ
Когда началась стрельба, профессор Олег Сыромятников читал лекцию на пятом этаже университета. Через 10 минут после ее начала в аудиторию вбежала женщина — мать маломобильной студентки, которая сопровождала дочь на занятиях. Она рассказала о происходящем и предложила закрыть металлическую дверь. Сыромятников согласился с ее советом: засов задвинули.
Затем преподаватель позвонил декану и получил рекомендацию продолжить занятие. Олег сообщил о решении руководства студентам и возобновил лекцию. Мать девочки, обеспокоенная происходящим, предложила всем спрятаться под парты, и молодые люди последовали ее совету. Сыромятников, глядя на это, продолжал говорить про литературу Древней Руси.
Занятие прервали силовики: учащихся вуза эвакуировали из помещения. А еще через день, когда студенты начали рассказывать о том, что происходило в аудитории, начался скандал: вся Сеть гудит, выясняя, герой Сыромятников или негодяй.
Медаль за выдержку?
Все поддерживающие Сыромятникова говорят об этом же, и они, разумеется, правы. Но проблема не в том, что профессор заставил студентов остаться в помещении. Этический вопрос в другом: мужчина продолжил вести себя как ни в чем не бывало и пытался добиться от остальных того же. И то, какими способами он это делал, не позволяет считать его ни героем, ни даже просто хорошим преподавателем.
Одна из студенток рассказывает: «Мы просили его прекратить лекцию. Мы боялись, что нас услышат. Но он только говорил, что мы мешаем ему вести пару». По словам девушки, Сыромятников не пытался успокоить своих учеников, а высмеивал тех, кто спрятался под парты. Поддерживала молодых людей мать студентки, оказавшаяся в аудитории, и профессор потом заявил, что женщина помешала ему «наладить контакт» со учениками.
«Важно продолжить какое-то рутинное действие, чтобы не подвергаться панике», — так прокомментировали поведение Сыромятникова в пресс-службе вуза. Это не удивляет, ведь пиарщики защищают не только профессора, но и декана ПГНИУ, который посоветовал Сыромятникову продолжить лекцию.
Но вчерашние подростки, слышащие выстрелы, нуждаются не в рутинных действиях. Их не успокоит информация о летописцах Древней Руси и ведение конспектов — студентам нужен взрослый разумный человек, который контролирует ситуацию и понимает, что делает. Отпускать едкие шуточки по поводу чужого страха — это совсем не то поведение, которое показывает: я знаю, что мы в опасности, готов вас защищать и представляю, как это сделать.
«Вероятно, он весьма выдержанный человек с высокой степенью самоконтроля и пониманием психологии толпы», — так отзывается о профессоре психиатр Кристо ван Меер. Но такие шутки говорят не о самоконтроле, а о цинизме человека. Или о его полной неспособности сопереживать своим ученикам. И то и другое — совсем не те качества, которых мы ждем от хорошего педагога.
Так что же должен был сделать Сыромятников?
Глава «Совета матерей» Татьяна Буцкая призывает не критиковать профессора: «Сначала огласите список, что должен был сделать данный учитель, чтобы он вел себя так, как вы предполагаете. Он действовал по обстоятельствам». Оставим в стороне вопрос, какие обстоятельства требуют насмешек над детьми. Давайте поговорим о том, что же должны делать педагоги — помимо выполнения инструкций, которые у них должны быть для таких случаев.
Профессор криминологии и социальных наук Франк Робертц уже много лет является соучредителем Института по предотвращению насилия в Берлине. Он не раз и не два рассказывал, как появляются школьные стрелки и можно ли заметить, что человек готовится убивать. И он обращается со своими рекомендациями в том числе к учителям, советуя им быть для детей не просто источником информации, а доверенным лицом и ролевой моделью. Это поможет и заметить, что с ребенком что-то не так, и стать опорой в момент опасности.
Но нет хуже ролевой модели и наставника, чем человек, иронизирующий над твоим страхом. Сыромятников говорил студентам, что знания — превыше всего? Что ж, можно поздравить его с провалом миссии: студенты больше не желают у него учиться. Их можно понять: тяжело забыть, как смеялись над твоим ужасом и вполне разумными действиями — спрятаться и молчать, чтобы человек с ружьем прошел мимо.
Нет черного и белого мира, где альтернатива чтению лекции — прыжки из окон. Людей, оказавшихся в критической ситуации, не успокаивает учеба, иначе пожарные всегда носили бы с собой пособия по биологии и физике. Тем, кто напуган, нужны не конспекты, а поддержка. И нет никакого геройства в том, что человек не способен ее оказать — это лишь черствость и равнодушие к чужим страхам.
Распнуть профессора Сыромятникова, или Размышления о местах для женщин и инвалидов
Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны.
Бабу не слушай, баба бояться научит.
Чтоб ты ни сделал, все будет не так.
Чтоб ты ни сказал – все равно дурак.
Probably yes,
Probably no –
Цаца все равно изойдет на говно.
Вис Виталис. Фото: eroskosmos.org
Жуткая история в Перми, в полном соответствии с концепцией #жизньлучшийрежиссер дала нам, помимо – в который уже раз – тревожного звонка, два изумительных сюжета. Два мужских, я бы сказал, сюжета, в каждом из которых мужчина повел себя именно так, как и надлежало, делал то, что был должен – и вышел блистательным победителем из очередной схватки с жизнью.
Одного из них возвышают и скоро наградят, другого – травят и, видимо, скоро будут судить.
Что произошло и как так получилось, я бы и хотел поговорить. В конце концов, эта история только начинается – а ее окончание опрокинуто в наше с вами общее будущее.
Начнем с диспозиции
Инспекторы ДПС Константин Калинин и Владимир Макаров первыми прибывают к месту побоища. Старлей Макаров сразу же берется за организацию эвакуации паникующих гражданских.
Константин Калинин и Владимир Макаров. Фото: mvdmedia.ru
А младший лейтенант Костя Калинин, вооруженный одним «Макаровым», не имея точных данных о составе напавших на университет, их вооружении, дисклокации стрелка (стрелков), решительно выдвигается навстречу неизвестности, чудом избегает выстрела (а ведь картечь!) и обезвреживает напавшего.
Герой, и это не обсуждается.
В экстремальной ситуации Константин Калинин и Владимир Макаров действовали решительно, грамотно и слаженно. Это позволило предотвратить более тяжкие последствия и не допустить новых жертв,
– сообщает нам официальный представитель МВД Ирина Волк.
Константин Калинин. Фото: perm.ru
В то же самое время (параллельный монтаж) на пятом этаже ВУЗА ведет для студентов-филологов (а точнее, в массе своей студенток-филологинь, это важно для понимания последующих событий) лекцию по истории русской литературы профессор Олег Сыромятников.
Внезапно в аудиторию входит сидевшая в коридоре матушка одной из студенток – Лизы Беляевой, которая инвалид, и мама возит ее на занятия на коляске. Мама сообщает преподавателю, что внизу, на первом, начался ад, и надо бы на всякий случай закрыть дверь.
К этому моменту сидящие в телефонах девицы уже в курсе, что происходит – им в соцсети и мессенджеры пришли тревожные сообщения, и в помещении царит тихая паника.
Преподаватель, разумеется, ничего не знает, и внезапное появление в аудитории матери Лизы Беляевой застает его врасплох. При этом – это слышно в аудиозаписи – Беляева-старшая держит себя в руках и довольно сдержанно сообщает о происходящем.
Судя по аудиозаписи, которую сделала сама Лиза Беляева, примерно минуту, начиная с момента входа в аудиторию обеспокоенной родительницы, профессор оценивает ситуацию (еще раз уточню, что аудитория уже накачана, а он впервые слышит о проблеме), затем дает добро на предложение запереть дверь и выключить свет.
После чего звонит для выяснения ситуации и получения дальнейших указаний в деканат, где, собственно, подтверждают правильность его действий и велят сидеть ровно и ждать помощи. До прибытия помощи профессор держит ситуацию под контролем и сухим голосом читает лекцию, не давая девчонкам сорваться в истерику.
Итак, что еще можно было бы сделать?
Мы-то, по окончании трагедии, все уже знаем, а что в тот момент мог предположить профессор? Любое решение действовать предпринимается только после всесторонней оценки ситуации. Для оценки ситуации необходима информация. Что же известно Сыромятникову?
Только сам факт нападения, всё. Он находится в таком же информационном вакууме, как Константин Калинин, но он не вооружен и в его аудитории группа девчонок.
Один нападающий или их несколько, как в Колумбайне? А может, вообще целое подразделение, как в Беслане? Какое у них вооружение? Есть ли гранаты или дымовые шашки? Существует ли вероятность, что было осуществлено предварительное минирование здания? Что вообще происходит там, за дверью? Неизвестно.
Всё, что понимает Сыромятников – что гарантированно безопасное помещение – это вот эта самая аудитория. И все, что можно сделать на данном этапе – не допустить возникновения паники и ждать помощи.
Казалось бы – по итогу все нормально, никто из студенток не пострадал, никаких претензий к профессору быть не может
Добавлю, что и в других корпусах, и в других аудиториях некоторые педагоги тоже же не прерывали лекций: Пермский универ – огромный комплекс, состоящий аж из двенадцати (!) зданий, в которых размещаются геологический, физический, филологический, философско-социологический, химический, юридический, биологический, географический, механико-математический, историко-политологический, экономический факультеты, плюс факультет современных иностранных языков и литератур.
Кто стреляет, в каком здании стреляет – стало понятным только когда, собственно, раздались выстрелы, и их, кстати, слышно на аудиозаписи.
До этого момента ничего не было понятно. Да и после первого выстрела мы возвращаемся в точно такую же точку неизвестности, в которой оказался дэпээсник Костя Калинин: ничего не понятно, но надо что-то делать.
Но: ты мужчина. Ты отвечаешь. Выбери стратегию и придерживайся ее.
Профессор Сыромятников – тут надо уточнить, что он раньше служил в уголовном розыске и имеет звание подполковника МВД – выбрал лучшую стратегию. Она проста и уже упомянута: в любой сложной ситуации главное – сохранять здравый рассудок и не допускать паники, поскольку от нее и от сопутствующих ей действий страдает намного больше людей, нежели от самой ситуации.
После нападения Андерса Беринга Брейвика. Фото: rus.postimees.ee
Не допустить паники, раз. Отвлечь людей на рутинное действие, чтобы их мозг был занят чем-то привычным и безопасным – это своего рода ментальное укрытие. И – что очень важно – переключить управление строго на себя. В нештатной ситуации никакая демократия не работает, должен быть вождь, и авторитет его должен быть неоспорим и непоколебим.
Вы сами послушайте запись! Буквально за полторы минуты специалист по Достоевскому прорабатывает в голове возможные варианты, а их немного, и действует точно по лучшей схеме: паника подавлена в зародыше, сидящие в аудитории девчонки, давясь слезами, пытаются что-то там конспектировать – не выбегать с воплями в коридор под пули, не прыгать с пятого этажа на асфальт, не пытаться двигать парты, а сидеть и прилежно записывать лекцию! Притом дверь уже закрыта, она металлическая и создаст серьезное препятствие любому, кто попытается войти. А сам профессор – мы не знаем, что у него в голове, но я предположу, что параллельно он обдумывает, как поступить дальше.
Идея забаррикадировать дверь, кстати, в данном случае бессмысленна. Во-первых, в соответствии с правилами пожарной безопасности двери учебных аудиторий открываются наружу. Во-вторых, в аудитории в основном девчонки, и сомнительно, что они быстро, четко и организованно построят внятную баррикаду. Ну и главное – такое мероприятие спровоцирует панику, а этого надо избежать в первую очередь.
Поэтому сидите и пишите.
Я могу предположить, каков был ход мыслей профессора. Пятый этаж – это очень далеко от входа, и вероятнее всего, нападавший найдет цели гораздо раньше. Закрытая дверь – просто одна из десятков дверей на этаже, среди них наверняка полно открытых; счет идет на секунды, вряд ли напавший станет тратить время, ломясь в конкретно эту аудиторию – если, конечно, у него нет личных счетов конкретно к Сыромятникову.
Короче, как ни цинично прозвучит, в данной ситуации наши герои оказались в гораздо более выигрышной позиции, чем все, кто находился на нижних этажах, и усугублять положение какой-нибудь попыткой эвакуации – вывести, например, студенток на лестницу прямо под картечь – было бы неразумно.
Идеальных выходов из таких историй не бывает, нужно найти лучший из существующих. И все выглядит так, что именно его профессор Сыромятников и нашел. Победителей не судят – никто не пострадал, а специалисты, начиная от руководства и заканчивая комментирующих ситуацию ветеранов милиции и антитеррора, действия Сыромятникова одобряют и ничего предосудительного в них не видят. Однако это только начало истории.
Те, кто меня читает, в курсе, что я очень люблю идти от частного к общему и делать далеко идущие выводы на основе крупиц разрозненных фактов. Это называется, если не ошибаюсь, дедукция, и один неглупый британский джентльмен построил на этом себе неплохую карьеру.
Сыромятникову – а повторю, он не единственный в ПГНИУ, кто не прервал лекцию и не начал психовать, бегая по территории в приступе панической атаки, – не повезло только в одном. Именно в его аудитории находилась девочка-инвалид Лиза Беляева, и что именно к нему в аудиторию пришла ее маменька.
Которая по окончании событий и организовала травлю профессора с целью дискредитировать его самого, добиться увольнения из ВУЗа, а в идеале – также и судить по статье, например, «Оставление в опасности». К ней с надлежащим воем присоединились уже своры яжематерей с одной стороны и феминисток – с другой. На страничке Сыромятникова в ВК творится ад и пандемониум, к нему самому – по непроверенным данным – уже приставлена охрана, а то ведь могут и кислотой плеснуть, ибо #милыедобрыеженщины.
Почему так? Отчего по вполне однозначной ситуации возникла такая полярность мнений?
Почему мужчины в целом прекрасно понимают ход мыслей Сыромятникова и одобряют принятые им решения, а женщины так же массово проклинают его и желают ему как минимум увольнения, а как максимум – ну они же милые и добрые у нас – мучительной смерти? Я объясню.
Фем-активистка Лиза Лазерсон. Фото: news.ru
В современном нам обществе последние примерно десять-пятнадцать лет старательно встраивается насквозь искусственный и фальшивый конструкт недоверия мужчине. Некоторые утверждают о так называемом кризисе маскулинности, но нет, не стоит ставить телегу впереди лошади. Кризис маскулинности еще впереди, и именно его пытаются спровоцировать трендсеттеры и дискурсмонгеры.
Пока же мы практически на каждом повороте видим искусно вмонтированные в реальность триггеры, которые воспитывают общество в неприятии мужского подхода, мужского взгляда, мужского отношения к реальности и в стиле критического отношения к мужчине в принципе.
Сейчас девочка-инвалид, ее подруги-одногруппницы, ее маман и ее товарки в многочисленных интервью синхронно излагают одну и ту же мысль: Сыромятников не контролировал ситуацию, и если бы она усугубилась, не смог бы решить проблему, не сумел бы защитить студенток, не стал бы никого спасать и потому должен быть наказан.
Реальность достраивается, и в женском мозгу – это у них часто бывает – дополненная реальность становится единственно верной. В этой их реальности убийца ворвался в аудиторию и всех поубивал, а профессор во всем виноват.
Хор студенток срывается на визг: «Из-за него студенты были сбиты с толку и не понимали, правда ли они в опасности»; «Да для него просто учеба важнее жизни!»; «Мы больше не будем посещать его пары! Мы все могли погибнуть из-за его халатности!»
Никто из них не задумывается, что все наоборот и, возможно, они живы только благодаря его профессионализму. То, что делал и как поступил Сыромятников, для них заведомо неправильно, потому что они не доверяют ему. Причем не доверяют уже задним числом, поскольку в ходе событий были вполне послушны. Но теперь, оказавшись в безопасности, можно поднять бунт и отомстить ему за свой страх, свою растерянность, свое ощущение полнейшей беспомощности в тот момент. Это и есть воспитанный оголтелой феминистской пропагандой последних лет кризис доверия мужчине, а в архетипическом разрезе – кризис доверия Отцу.
Казалось бы, если вы сами не готовы столкнуться с реальностью лицом к лицу, определите Старшего и следуйте за ним. Сыромятников в этой аудитории лучше любого другого подходил на эту роль: он и на самом деле старше, он явно умнее, он имеет специальную подготовку и, черт возьми, он мужчина. Вот это последнее все и перечеркивает.
Если бы на его месте была бы женщина, масс-медиа были переполнены славословиями в адрес ее выдержки, хладнокровия, разумности решений и блистательной победы над ситуацией. Но мужчине, конечно, такого не позволят – если только он четко и однозначно не лезет под картечь, как это сделал младший лейтенант Константин Калинин.
Травля Сыромятникова – это женская месть мужчине за то, что в мире в принципе полно хтони и она может в любой момент прорваться наружу. Да, на самом деле именно это пугает, а еще больше пугает подсознательное понимание, что от этого пришествия хтони тебя могут и не защитить, а женщине необходимо чувствовать себя защищенной, иначе она начинает плавиться.
Плюс – в этой истории все сошлось в фокус, как по заказу – мама Лизы Беляевой, как и она сама, конечно, поражены распространенным комплексом инвалида. Комплекс этот давно и обширно описан как сверхтребовательность физически неполноценного человека к здоровым людям. Обладатели этого комплекса уверены, что имеют право на всевозможные преференции уже по факту своего существования.
Это работает, конечно, только в гуманных и обеспеченных обществах; в остальных, как мы знаем, инвалидов еще младенцами сбрасывают со скалы. Что ж, порадуемся, что наше общество доросло до такого уровня благополучия, что любой здоровый человек вроде как обязан по отношению к инвалиду чувствовать некую неосознанную вину, но лично я далеко не уверен, что этот подход разумен.
И если расширять эту мысль, кстати, все феминистические требования также можно рассматривать как порождение инвалидизированного сознания: мы, женщины, неполноценны, потому вы, мужчины, нам должны. С моей точки зрения это тоже не так по обоим пунктам, но я сейчас не о том.
Сыромятников. – как бы говорит инвалидизированное сознание, – ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. Э, это не то.
Сыромятников. – как бы говорит инвалидизированное сознание, – ты виноват уж тем, что оказался в тот момент и в той точке пространства, где опасность начала угрожать не просто ребенку (решим, что первокурсники еще дети), но к тому же еще и девочке, а к тому же еще и инвалиду. Ты должен был неведомым способом всех защитить, а на самом деле – вообще не допустить. К тому же нападавший был мужчиной, а значит, и с ним ты делишь ответственность. А в целом – мир несправедлив, зол и страшен, и за это ты тоже должен ответить, Сыромятников.
Что бы ни сделал мужчина, с точки зрения современной женщины это неверно или недостаточно. Доверия к нему нет, и такое отношение формирует нынешний мейнстрим. Заскриптованные дамы сейчас вполне предсказуемо начнут высказываться в том смысле, что какое может быть доверие мужчине, если они (мы) все козлы; ну и вообще: женский модус операнди в принципе подразумевает долгую выводку пациента на длинной леске, чтобы выяснить, насколько там можно ему доверять, (в 9 случаях из 10 вывод бывает неверным, кстати). Но жизнь устроена сложнее – пробников она обычно не дает, и в ней неминуемо складываются такие ситуации, когда просто надо довериться кому-то, кто больше тебя. Но для этого надо осознавать, что он – больше и, что логично, ответственнее.
Вот это самое умение у несчастных женщин сегодня последовательно и планомерно ампутируют.
Что же касается мужчин – в них, помимо чувства вины, воспитывается и целый букет иных самостоятельных комплексов. И судя по тому, что к женскому хору, кровожадно призывающему распнуть Сыромятникова, присоединилось уже и немало мужских голосов, этот процесс идет вполне успешно.
Ведь травят не столько конкретного Сыромятникова, травят саму идею доверия мужчине как Старшему. И кризис маскулинности – который, повторю, если ничего не изменится, еще впереди – будет построен именно на кризисе доверия маскулинности. Логично предположить, что культивируемый кризис доверия в конце концов приведет к отказу мужчины от ответственности. И в самом деле – каков смысл лезть под пули ради тех, кто тебя не ценит и демонстративно показывает, что в тебе не нуждается?
И в каком-нибудь из следующих ужасных сюжетов условный коп не побежит за условным Флойдом. Условный Костя Калинин не выйдет с макаровым против картечи. А условный Сыромятников скажет: «Да делайте вы что хотите…» и отвернется к окну.
Поверьте мне, тогда общество очень быстро потеряет свою благополучность, и условных лиз беляевых еще в младенчестве станут снова сбрасывать со скалы. Не хотел бы я дожить до этих времен. Хреновые это, как мне кажется, будут времена.