Что будет с властью в россии

Вертикальный абсолютизм: чем грозит стране новый закон «о публичной власти»

Крайне важную новость, не получившую достаточно внимания в экспертном сообществе, анализирует на сайте Московского Центра Карнеги политолог Татьяна Становая.

Не удовлетворившись конституционной реформой, проведенной полтора года назад, Кремль продолжил реформировать систему власти, причем даже более радикально, чем это было в Конституции. Так законопроект о публичной власти должен пересмотреть отношения центра и регионов, заменив закон 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», и стать таким образом одним из важнейших, принятых в этом году.

Он не просто встраивает всю иерархию власти – федеральную, исполнительную и муниципальную – в единую вертикаль, но и, по сути, подчиняет законодательную власть исполнительной, региональную – федеральной, замыкая все на президента. Появляется четкая субординация, а сдержки и противовесы перенастроены в пользу подчинения и контроля. 9 декабряГосдума приняла его во втором чтении со значимыми поправками.

По новому закону о публичной власти теперь:

— президент может без объяснения причин увольнять глав регионов;

— выносить предупреждения и выговоры главам регионов и приостанавливать законы, принятые губернаторами;

— если глава региона игнорирует предупреждение, президент теперь официально может просто убрать его;

— вроде бы, главы регионов ещё могут обратиться в Верховный суд и оспорить решение президентам, но у президента теперь есть право импичмента в отношении любого судьи (поэтому если судья хочет остаться судьёй, он будет официально делать всё, что говорит президент);

— в то же время отменяется ограничение на число сроков глав регионов (неугодных убрать, угодных посадить пожизненно);

— то же и с региональными парламентами: теперь президент может выносить им «предупреждения» и разгонять их, если они не исправили закон;

— многие вопросы взаимоотношений центра и регионов теперь контролируются Госсоветом;

— губернаторы теперь могут делать то же, что делает президент в отношении них, в отношении глав муниципальной власти (выговоры, предупреждения, произвольные увольнения + роспуск регионального парламента);

— кроме того, депутаты теперь госслужащие, и на них навешиваются все те же недавние ограничения (иностранные счета, гражданство и пр.)

— для депутатов теперь придумали кучу самых разных возможных нарушений, которые позволяют в случае чего их наказывать вплоть до лишения полномочий;

Таким образом, резюмирует эксперт, с принятием нового закона о публичной власти Россия начинает напоминать гигантскую матрешку, где местная власть встроена внутрь региональной, региональные парламенты – внутрь губернатора, губернаторы и региональные министры – внутрь федерального правительства. И все это накрыто сверху одним большим президентом, который руководит всем, включая народ – как ни голосуй, президент, если что, поправит.

Все это ведет не только к более жесткой субординации и подотчетности, но и к уничтожению всего политического – сворачивается региональная автономия, сокращаются возможности для системной оппозиции, закатывается в вертикаль местное самоуправление – до недавнего времени единственный уровень, доступный для критиков власти.

Такая конструкция, на сегодня крепкая и сплоченная, становится чудовищно опасной, если представить, что во главе России – политически слабый глава государства. Подмена сдержек и противовесов системой тотальной взаимной подчиненности и подотчетности может привести к институциональному хаосу и юридическим клинчам, если режим станет слабым – без мощной партии власти и рейтингов Путина 60%.

Президент мечтал уничтожить конъюнктурно возникшую ельцинскую Конституцию и разработать на смену ей долгий конституционный путинизм. Но первый же серьезный политический кризис может показать, что конъюнктурным окажется именно путинизм, неприспособленный к деконцентрации политической власти.

С абсолютной вертикализацией власти, появляется и совершенная круговая порука, не оставляющая ничего от системы сдержек и противовесов, и уж тем более от местного самоуправления.

Источник

Новости Москва

17.01.2020

Новости , Кратко , Популярное

«Путина уберут последним…»: в России произошел тихий госпереворот – власть захватила теневая элита

Транзит власти в России состоялся. Как считает известный политолог Борис Кагарлицкий, пока администрация президента работала над переходным периодом, рассчитанным на 2026-2028 годы, чиновничья номенклатура из правительства, долгое время остававшаяся в тени, совершила тихий переворот. В интервью РИА «Новый День» эксперт высказал свое видение последних громких политических событий, в том числе какая роль в происходящем отведена экс-премьеру Дмитрию Медведеву и президенту Владимиру Путину.

Страна «влетела в конституционный кризис»

Как считает Кагарлицкий, содержание послания главы государства Федеральному собранию оказалось либо пустым, либо практически невыполнимым в рамках правового поля. «Перемены назрели, но они (политическая элита) сделали все, чтобы содержательные перемены предотвратить. Все то, о чем президент говорил в послании, не имеет отношения к реальным общественным и политическом переменам. Речь идет о том, чтобы попытаться успокоить общественное недовольство с помощью ряда мер демографической политики. Причем, они пытаются выдать социальный кризис за демографический, и все дело свести к вопросу о падающей рождаемости», – подчеркнул политолог.

При этом эксперт обратил внимание, что демография – только часть масштабного кризиса. «Но неплохой демографический пакет ситуацию не изменит, даже в плане рождаемости не даст особых изменений. Сам по себе он довольно хороший, другой вопрос – будет ли он выполнен. Скорее всего, по целому ряду причин – нет», – полагает Кагарлицкий.

По его оценке, для выполнения поставленных главой государства задач необходимо пересматривать весь бюджет. «Люди, которые писали послание, судя по всему, совершенно не понимают, как работает эта система. Они просто имеют о ней общее представление. Там ряд вещей, которые технически невыполнимы уже на уровне простых элементарных бюрократических действий. Например, требование с 1 января ввести весь пакет мер по демографии предполагает перекройку всего российского бюджета – даже вплоть до пересмотра бюджетных правил. Это может быть сделано только задним числом, непонятно в какие сроки. Скорее всего, что-то будет сделано, но совсем не то, что люди услышали», – выразил уверенность эксперт.

В то же время, как считает Кагарлицкий, политическая часть послания показывает, что его авторы, видимо, никогда не читали Конституцию. «Они куда-то страшно гонят, безумно торопятся, и самое неприятное, если говорить серьезно, мы влетели в конституционный кризис. Приоритет международного права – это и есть фундаментальная основа Конституции, это записано в основной ее части, которую нельзя менять без референдума. Президент одновременно говорит, что нельзя менять Конституцию в основных частях, и тут же предлагает изменить ее в основной части. Это говорит о том, что люди, писавшие послание, просто не читали ее», – констатировал политолог.

Во-вторых, как отметил Кагарлицкий, «говорится, что нужно провести голосование, но не референдум». «А как можно провести голосование, но не референдум, учитывая, что по Конституции, требуется проведение референдума? Они создали страшную путаницу. Все это, конечно, можно осуществить. Даже если будет нарушена Конституция, это уже никого уже не волнует, ее все равно никто не знает. Но это создает массу бюрократических проблем, в которых правительство и администрация президента рискуют запутаться. А это уже очень серьезно, потому что будет приводить к сбоям в управлении», – подчеркнул он.

Вместе с тем, с его точки зрения, предложенные меры по увеличению полномочий парламента – всего лишь фикция реальных изменений. «Казалось бы, нам предлагают меры по увеличению полномочий парламента, но, я думаю, большая часть населения не сильно волнуется по поводу полномочий Госдумы. А главное, даже несмотря на то, что это вроде прогрессивные меры, за этим не стоит реальная демократизация. Между разными институтами существующей системы происходит перераспределение полномочий, причем в основном это связано не с тем, что меняют институты, а с тем, что люди между собой по-новому будут расписывать и делить власть», – сказал Кагарлицкий.

По его оценке, сейчас институты власти «корректируются под конкретных людей и одноразовые ситуативные договоренности». «В принципе, это способ разрушения государства», – указал Кагарлицкий.

Транзит состоялся, правительство взяло контроль в свои руки

Он пояснил, что речь идет о новой группировке, получившей власть, а не новой политической элите. «Мишустин представляет новую генерацию чиновников, которые выросли за последние 20 лет. Это чиновники, бюрократы и элита второго плана, которые раньше были в тени, которые не находятся под санкциями, соответственно, приемлемы для Запада. И они сейчас оттесняют старшее поколение, старую гвардию, выходят на первый план и берут все в свои руки», – отметил политолог.

По его мнению, происходящее было, так или иначе, согласовано с экс-главой правительства Дмитрием Медведевым. «Судя по всему, Медведева ввели в курс дела. По моим источникам, в подробностях в курсе были 3-4 человека. И Медведева поставили в известность, может быть, даже одним из последних. Но с ним, тем не менее, все согласовали, без него это сделать было невозможно», – считает Кагарлицкий.

По его словам, новая должность Медведева – «очень почтенная отправка в резерв». «Это все-таки его люди, по большому счету, отстранили. Они дали ему понять, как и значительной части путинской команды, что сейчас лучше будет без них», – отметил он.

Таким образом, по его оценке, в политической жизни в стране друг на друга наложилось два процесса. «Наложилось два проекта: АП, которая распланировала переходный период до 26-28 года, а может до 2040 – это было заложено в послании, и правительства. Пока одни писали послание, придумывали Конституцию, правительство подорвало все это – ушло в отставку и захватило контроль в свои руки. И теперь совсем не важно, что будет в Конституции», – сказал эксперт.

Кагарлицкий считает, что сейчас правительство будет занято не выполнением послания, а закреплением своих позиций. «Сейчас они будут расставлять своих людей на постах, будут перераспределять потоки в своих интересах, окончательно дожимать администрацию президента, лишая ее остатков влияния. Переворот состоялся, дальше будет зачистка. Путина, естественно, уберут последним», – прогнозирует политолог.

При этом он отметил, что гражданам страны не стоит ждать улучшений и изменений в лучшую сторону после такого переворота. «А для людей любой вариант плох. Пока правящий класс у власти в политическом и социальном смысле, в стране ничего хорошего все ровно не будет. Если какие-то люди, отнявшие деньги у вас, делят добычу, так ли важно, как они поделят их между собой?» – сказал он.

«Если я правильно понимаю ситуацию, одна из задач правительства – создать предпосылки для примирения с Западом. А для этого нужны новые имена, не засвеченные», – заключил Кагарлицкий.

Москва, Мария Вяткина

Москва. Другие новости 17.01.20

Санкт-Петербург может реально стать второй столицей России. / ЧП в московском метро: прервано движение поездов из-за инцидента на станции «Войковская». / Член СПЧ: Иван Ургант заслужил уголовное дело. Читать дальше

Источник

Президент подписал закон о региональной власти в РФ

Что будет с властью в россии Что будет с властью в россии

Документ направлен на реализацию положений обновленной Конституции, в которой впервые был закреплен принцип единства системы публичной власти в результате общероссийского голосования.

Что будет с властью в россии

Что будет с властью в россии

Согласно подписанному закону:

— cнимаются ограничения для губернаторских полномочий, в то время как до вступления в силу новых норм один человек не может возглавлять регион более двух сроков подряд;

— расширяются основания для досрочного прекращения полномочий губернаторов в связи с утратой доверия президента. Глава государства сможет сделать руководителю региона предупреждение, выговор, отрешить от должности и временно отстранить;

— регионы будут обязаны создать контрольно-счетные органы для проверки бюджетов. Раньше это отдавалось на усмотрение субъектов РФ;

— будет пересмотрен перечень полномочий регионов, благодаря чему должно уйти недопонимание в разделении функций власти. Граждан из-за этого иногда «гоняли по кругу» по инстанциям;

— федеральные и региональные органы смогут передавать друг другу часть своих функций, если это не противоречит Основному Закону;

— глава субъекта одновременно будет считаться и главным региональным чиновником, и федеральным чиновником в регионе. То есть он станет связующим звеном в вертикали власти;

Что будет с властью в россии

Что будет с властью в россии

— главы регионов не смогут именоваться «президентами»;

— срок полномочий губернатора и региональных парламентов составит пять лет;

Именно от согласованных действий всех уровней власти, напомнил спикер, зависит решение важнейших для страны задач. Результатом принятия закона, по словам Володина, должно стать четкое распределение полномочий, установление ответственности должностных лиц, повышение уровня подотчетности органов власти.

Можно сказать, что формируется единое правовое пространство, считает один из авторов, глава комитета ГД по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников. Ведь закон, по его словам, направлен на систематизацию публичной власти в стране.

Что будет с властью в россии

Что будет с властью в россии

В законе подробно и детально расписаны очень многие вещи, которые раньше были обозначены только «крупными мазками», отметил его соавтор, председатель комитета Софведа по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас. Он добавил, что все конфликтные вопросы сняты при доработке документа, и он полностью соответствует Конституции РФ.

Закон вступит в силу с 1 июня 2022 года.

Отметим, что в Госдуме не стали откладывать дальнейший ход реформы организации власти. Ранее был внесен законопроект о системе местного самоуправления.

Источник

Путин уйдет в 2022 году. В России начнется кризис – Соловей

Что будет с властью в россии

Что будет с властью в россии

– Вы говорите, что у Путина ограничено время и он торопится. А какое именно время? Физическое что ли?

– Можете называть это как хотите: историческое время, экзистенциальное, но оно очень ограничено.

– Нет, это абсолютно исключено, в 2022 году Путина не будет в российской политике и в международной тоже.

– Он хоть в России останется?

Что будет с властью в россии

– Будет управлять Россией непублично, как Назарбаев в Казахстане?

– Это тоже маловероятно в силу того, как организована политика в России. Тем более, что Назарбаев передоверил власть родственникам. В России с этим гораздо сложнее.

– Это естественное заблуждение. Когда человек провел у власти 20 лет, кажется, что это навсегда. Но нет. То, что однажды началось, однажды и закончится. Причем, внезапно.

– Это правильное суждение, но наблюдатели много чего не знают. А точнее, они не знают почти ничего. Все судят по внешней канве событий, не имея представления об импульсах и внутренних механизмах российской политики. Российская политика гораздо более закрыта, чем представляется.

– Что тогда будет с Россией и в России после 2022 года?

– Ничего страшного, тем более апокалиптического не произойдет. Какое-то время будет политическая сумятица, но и она не будет носить чрезмерного характера. В общем, внесение поправок в российскую Конституцию – это уже начало политического кризиса. Система госуправления ставится под сомнение. Кризис приобретет открытые формы, интенсивное выражение, ну и что? К гражданской войне это все равно не приведет.

– Я не буду никого называть, но очень хорошо знаю, что они гораздо опаснее – и для России, и для Украины, да и для мира тоже.

– Есть вероятность, что власть в России окажется в их руках?

Что будет с властью в россии

– Кто эти люди, которые все решают?

– Он пока не собирается уходить, но судьба неумолима. Он может хотеть что угодно, но у его желаний есть предел, установленный обстоятельствами, которые сильнее его. Сейчас он на них и наткнулся, что заставляет его использовать свое оставшееся время как можно эффективнее.

– Он хоть управляет Россией или это делают вместо него?

– Почему он этого не делает? Все-таки Россия – самая большая страна в мире, да и население 150 млн человек. Для него что, неважно?

– Руководствуясь здравой логикой, это очень странно.

Что будет с властью в россии

– Очень мало сомнений в их готовности это сделать.

– Разве это билет не в один конец?

– Ну это выглядит как полное сумасшествие!

– Вот вы и демонстрируете разрыв между стилями мышления. Вы рассуждаете как нормальный человек. Я тоже так думал, пока не стал разбираться, что же там происходит и почему. Когда смог в меру своих сил и информации, которую удается получать, понять, что же происходит, то пришел в ужас. Просто в ужас. Да, такой стиль мышления определенной группировки, которая находится у власти и обладает ресурсами. Можно долго выяснять, как это получилось, но сейчас принимайте как факт. Более того, 2020 год – это год, когда они должны принять решительные шаги.

– Насколько в Кремле нацелены нормализировать отношения с Западом?

– Они хотят это сделать, но только на собственных условиях и думают, что смогут продиктовать их Западу. Это признание бывшего советского пространства, в первую очередь Украины, Молдовы, Беларуси и Грузии, сферой российского влияния, плюс снятие санкций. Но это касается Европы. В Кремле достаточно реалистичны, чтобы понимать, что на США они повлиять не могут, поэтому любая активность там свернута. В отношении США Россия вообще ничего не делает. А вот на Европу можно повлиять, и в этом направлении ведется очень интенсивная и последовательная работа.

– И насколько она успешна?

– Вот сейчас все и будет решаться. В Москве считают, что готовы к прорыву, и в этом году можно его добиться. Психологически Меркель и Макрон готовы пойти на условия Кремля, а больше там сопротивляться особо некому. Если Москва предпримет некоторые решительные шаги по изменению статуса-кво, то может продавить Европу. Это будут реализовывать с помощью разных рычагов давления. Их много, но расскажу то, что уже работало. Например, появление в Европе пары-тройки миллионов мигрантов из Северной Африки в течение пары месяцев. Это прекрасно сработало в 2016 году, и это можно легко повторить. Тогда это носило спонтанный характер, а сейчас процесс можно стимулировать. И Европа окажется парализованной.

– Выходит, что 2020 год – это год Х?

– Да, это во многом решающий год. Для Украины, мне кажется, он тоже будет очень важным.

Источник

Местную власть в результате реформы обнулят и упразднят

По проекту Клишаса–Крашенинникова муниципальные выборы до 2028 года разрешаются только в городах

Что будет с властью в россииДепутат Госдумы Павел Крашенинников и сенатор Андрей Клишас продолжают работу по законодательному переформатированию страны. Фото РИА Новости

Очередной законопроект Клишаса–Крашенинникова называется вполне понятно: «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». И ключевой замысел этой инициативы тоже понятен уже с ее первых строк. Действующий закон о МСУ определяет его таким образом: «Местное самоуправление в РФ – форма осуществления народом своей власти. самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».

Теперь же основной постулат переформулирован полностью: «Местное самоуправление – признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ форма самоорганизации граждан в целях самостоятельного решения вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения (вопросов местного значения)». Конечно, о самостоятельности, независимости и прочих атрибутах МСУ в законопроекте тоже говорится, но потом – кстати, уже после упоминания единой системы публичной власти, в которую МСУ и входит. Короче говоря, ст. 12 главы 1 Конституции, которую не может изменить парламент, а только референдум, по сути, отменяют. Норма о том, что «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти», становится не более чем конституционной фразой.

Более того, в ст. 4 законопроекта вдруг объявляется, что «муниципальное образование не является административно-территориальной единицей». То есть в субъектах РФ отменяется их нынешнее деление, там будут только укрупненные по максимуму городские и муниципальные округа.

При этом в пояснительной записке Клишас и Крашенинников, а их устами, конечно, Кремль, заявляют, что реформа меняет территориальной принцип организации МСУ на «принцип привязки к населению». В это очень сложно поверить, поскольку на уровне поселений отменяется всякая власть, да и сами эти поселения в результате такого обнуления упраздняются. Законопроект разрешает держать «на земле» лишь старост на общественных началах – или как там еще их по местным обычаям назовут.

Представительные органы в округах должны быть обязательно, причем указывается, что они могут формироваться только в результате выборов. А вот главы округов кроме прямого избрания или назначения депутатами еще могут выдвигаться и главой региона на решение тех же муниципальных советов. Что-то подсказывает, что именно этот способ порождения мэров и станет доминирующим по настоятельной подсказке из федерального Центра. Губернаторы, понятное дело, получают право наказывать муниципалов выговорами и отставками за безделье или по недоверию. При этом всем местным органам рекомендуется – в вышеуказанном смысле – получать статус юрлица. В этом случае они будут считаться муниципальными казенными учреждениями. То есть снизят свою финансовую самостоятельность, а отчетность по вертикали у них будет повышенная.

Одновременно законопроект предполагает резкое снижение числа местных выборов. После того как новый формат МСУ вступит в полную силу с 1 января 2023 года, до 2028-го продлится переходный период. За пять лет нынешние муниципальные районы должны стать округами, а города, которые еще не выделились в отдельные округа, в них превратиться. В течение этого времени переизбрание всех местных властей разрешается только в существующих городских округах, то есть только в столицах субъектов РФ. Впрочем, о них еще раз сказано, там будет позволена и иная система МСУ, а вот какая – непонятно, об этом будет некий новый законопроект.

Что будет с властью в россии
Низовые органы власти предполагается
ликвидировать. Фото с сайта www.urgadmin.ru

Намерение провести полномасштабную перекройку всей местной власти страны менее чем за год выглядит фантастикой. Но важнее, что авральные изменения усилят политическую турбулентность в регионах – и это прямо во время транзита 2024 года. В связи с этим данное мероприятие, видимо, также следует признать сказочным сценарием и уже сейчас переставать спрашивать у Путина о его планах на очередной президентский срок. Скорее всего он становится объективно неизбежен. А вот после 2028 года уже возможны какие-то другие варианты.

«НГ» попросила экспертов поделиться своим первоначальным мнением от просмотра документа в 200 с лишним страниц. Член федерального бюро «Яблока» Григорий Гришин пояснил: «Тенденция на устранение альтернативной повестки и независимой политики, на дальнейшее выстраивание вертикали власти продолжается. Сейчас, по сути, происходит возврат к советской командно-административной системе. Нового создать наши власти ничего не могут, проще вернутся к старому». По его словам, выбранный способ для реформы тоже не удивителен, «сейчас все решения пишут поверх измененной Конституции». Короче говоря, времена имитационной демократии заканчиваются, видимо, в Кремле пришли к выводу, что нужно унитарное государство. Но яблочник не уверен, что и подготовку реформы бюрократия сможет завершить к 2023 году, и сама она успеет пройти до 2028-го. Но при этом в любом случае российской политической системе будет намного проще, если первое лицо останется навсегда. А шансы для оппозиции предлагаемая реформа действительно закрывает. Член политкомитета «Яблока» Эмилия Слабунова заявила «НГ», что «любые большие реформы связаны сейчас с президентскими выборами 2024 года»: «Цель власти – повысить управляемость на местах. Но на деле это приведет систему к состоянию турбулентности, хотя это только актуализирует для власти ее любимую поговорку «коней на переправе не меняют».

Член центрального совета «Справедливой России – За правду» Михаил Емельянов пояснил «НГ», что в реформе глобального политического замысла не видно, даты подобраны именно такие, чтобы она прошла через все властные инстанции. Сам законопроект эсэр раскритиковал: «По сути дела, это обескровливание местного самоуправления, власть будет еще дальше от людей. Ненормально, когда для того, чтобы построить дорожку или посадить дерево, нужно ехать за разрешением несколько десятков километров. Это и сложно, и неэффективно. Чтобы местное самоуправление нормально работало, нужны не реформы, а финансы, потому что бюджеты у муниципалитетов весьма скромные». Между тем Емельянов согласен, что 2024 год и сам по себе предстоит непростой, а тут к нему еще добавится кризис МСУ.

Глава Политической экспертной группы Константин Калачев заявил «НГ»: «По мнению авторов, законопроект устраняет противоречие между местной и региональной властью, а на самом деле, по сути, разрушает систему муниципальной власти. На деле оказывается, что самый низовой уровень власти вообще ликвидируется». Эксперт отметил, что инициатива не может не создать турбулентности, ведь любая реформа работает на дестабилизацию политической системы. Поскольку система строится не снизу и не учитывает мнение избирателя, то он фактически оказывается исключен из процесса. «Власть идет по пути Николая I, выстраивает жесткую административную систему управления. Но при этом нововведения не соответствуют нашим международным обязательствам – той же Европейской хартии местного самоуправления», – отметил он.

При этом Калачев обратил внимание, что если переходный период стартует в 2023 году, то это наложится на президентскую кампанию: «И скорее всего в этой ситуации гражданам заявят, что президента сейчас менять не время, это страну дестабилизирует». И, конечно, реформа МСУ должна помочь в борьбе с оппозицией в непростой для власти период: «Это делает бессмысленными все инициативы оппозиции вроде Земского съезда и даже «умного голосования» местного уровня. Власть больше не считает нужным выпуск пара. Кремль дает асимметричный ответ на муниципальную активность оппозиции», – подчеркнул Калачев.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *