Что будет со школой через 10 лет
Что будет со школой через 10 лет
Как изменятся школы и вузы в ближайшие 10 лет, рассказали глава Минпросвещения Сергей Кравцов и глава Миннауки и высшего образования Валерий Фальков.
В российской системе образования грядут перемены. Какие-то уже внедряют, другие — дело ближайшего десятилетия. Какой курс взяли в правительстве, рассказали министр просвещения Сергей Кравцов и министр науки и высшего образования Валерий Фальков на одной из сессий Гайдаровского форума-2021. Два главных ведомства, которые отвечают в нашей стране за образование, оказались во всем солидарны друг с другом.
Первое, до чего договорились министры: в стране изменились критерии успешности, а, значит, и готовить новые поколения нужно к другому и по-другому.
По словам Кравцова, речь не идет об отказе от базовых знаний в пользу softskills. Только на их основе можно формировать те компетенции, которые нужны в современном мире. Но и ограничиваться базовыми знаниями в образовании больше не намерены. По мнению Кравцова, в первую очередь школа должна воспитывать в детях нравственные принципы.
«На мой взгляд, вопрос нужно ставить так: какими качествами должен обладать школьник, что даст ему возможность развиваться, быть успешным, счастливым, и как это, в конечном счете, повлияет на развитие экономики. Во всем мире сейчас востребованы такие качества, как доброта, толерантность, умение держать слово, не навредить природе, другим людям. Эти вопросы сейчас выходят на передний план. Поэтому важно, чтобы система образования давала не только знания, но и формировала те нравственные качества, которые позволят миру сохраниться, а человеку — быть счастливым», — считает Кравцов.
«Правильно сформированная картина мира — половина успеха», — согласился Фальков. Вместе с тем, по словам главы ведомства, важно дать школьникам и студентам возможность попробовать себя в безопасной среде, еще до того, как они выйдут во взрослую жизнь. «Мы должны дать детям возможность рисковать, делать выбор. Они должны научиться принимать решения и нести за них ответственность. Однако существующая система устроена таким образом, что человек практически лишен выбора. Это вызов для системы образования. Нам предстоит многое сделать, многое перестроить», — отметил Фальков.
По словам Кравцова, именно для того, чтобы дети еще в школе могли попробовать себя в разных направлениях, создается система профориентации. В советские годы такая система тоже действовала, но теперь этот опыт подгоняют под современные реалии. «Пробы, погружение в разные ситуации, чтобы испытать свои силы, общение с успешными людьми, примеры которых будут воодушевлять, общение со сверстниками из других школ, других регионов — все это уже формируется в системе образования», — отметил чиновник. Эти направления в ведомстве намерены развивать и дальше.
Но кроме этого важно научить детей жить и действовать в условиях неопределенности, считает Фальков. По его словам, нужно, чтобы новые поколения были готовы даже к тем переменам, о которых мы пока не имеем никакого представления.
«Когда мы учились в школе, в стране была одна экономика, сегодня — совершенно другая. И образование должно на эти перемены реагировать. Возможно, через 20 лет все опять изменится, и сегодняшние дети должны быть к этому готовы заранее», — подчеркнул Кравцов.
«Мы должны подготовить людей, которые не просто займут готовые рабочие места. Важно, чтобы они были настроены на создание новых видов деятельности, новой добавленной стоимости, новых рабочих мест. Но за партой сформировать такие компетенции сложно. И диагностировать их сложно. Первое, что мы должны сделать, — сохранить мотивацию детей к обучению, а не просто предоставить им багаж знаний. А это уже запрос на изменение всего: образовательной модели, расписания, дисциплин, критериев оценки», — считает Фальков.
Кравцов согласился: новые запросы к системе образования требуют и новых критериев оценки. «Система оценивания задает вектор развития системы образования. ЕГЭ уже проверяет не только знания, но умения применять их на практике. Но критическое мышление, умение работать в команде — в этом направлении мы будем двигаться дальше. Конечно, не завтра. Сегодня мы максимально не готовы к этому. Но в свое время в Рособрнадзоре мы отрабатывали устный экзамен: что-то вроде собеседования, которое позволяет оценить креативные навыки школьника, его эрудицию. Такие наработки есть. Рано или поздно мы такую систему создадим. Но здесь не должно быть резких движений», — заметил глава ведомства.
Но главные изменения должны произойти в системе педагогического образования, считает Кравцов. «Роль учителя уже изменилась. Он уже не обладает монополией на знания. И мы должны это учитывать в своей работе», — согласился Фальков.
По его словам, выпускники, которые шли в педвузы 7-8 лет назад, и те, что идут сейчас, — большая разница и большой шаг вперед. Так, в прошлом году впервые за долгое время вырос средний балл для поступления в педвузы. «Это значит, что растет престиж профессии учителя», — считает он.
По словам Кравцова, готовить будущих учителей планируют, начиная со школьной скамьи. «Мы создаем пять тысяч предпрофильных классов, то есть — уже со старшей школы будем видеть ребят, которые потом могут стать хорошими учителями», — отметил глава ведомства. По его словам, это позволит подготовить учителей нового поколения, которые и займутся внедрением нового подхода к образованию в жизнь.
Какой будет школа будущего?
Современная школа перестала устраивать родителей и самих учеников. Все более очевидным становится необходимость изменения существующей образовательной системы. На основе профессиональных мнений мы представили, какой должна быть школа будущего, чтобы потребности учеников, родителей и педагогов были удовлетворены.
Проблемы современной школы
Многие родители жалуются на низкое качество школьного образования. При этом называется перечень проблем, которые кажутся наиболее существенными и требуют обязательного решения.
Все предметы равны
В современном школьном образовании все предметы преподаются на одинаково высоком уровне. При этом не учитываются склонности и интересы отдельных учеников. Каждый учитель считает свой предмет самым главным и ставит порой невыполнимые задачи.
Как результат – дети тратят время и силы на изучение нелюбимых предметов, а на любимые (то есть, те, с которыми ученики планируют связать свое будущее) у них не остается необходимых ресурсов.
Рейтинг школы
Все школы участвуют в рейтинговой системе. Многие показатели, в том числе средний балл учащихся и результаты ЕГЭ, имеют значение в установлении рейтинга, который, в свою очередь, влияет на преференции школы. При этом очень часто оценки не соответствуют реальным знаниям. Ученикам и их родителям довольно сложно ориентироваться в абстрактных баллах полученных на экзаменах, благо сегодня существуют сервисы, которые помогают, например, переводить баллы ЕГЭ по математике в 2021 году.
Бюрократия
Как и во многих других сферах, в образовании есть существенная проблема – бюрократия. С первого класса от ребенка требуют соблюдать стандарты оформления дневника и тетрадей: «четыре клетки вправо», «отступить две строчки» и т.д. Учителя сталкиваются с подобными требованиями при заполнении журналов, планов и прочей документации.
Молодые специалисты буквально тонут в рутине и канцелярщине. На все это уходит много времени и внимания, которое можно было бы потратить на что-то действительно полезное и нужное.
Лидеры и отстающие
В современной школе абсолютно разные ученики учатся вместе. Одни быстро схватывают программу и скучают на уроках, другие плохо усваивают материал и пребывают в постоянном стрессе. Учитель, в свою очередь, не успевает подобрать индивидуальный подход и уделить достаточно внимания каждому учащемуся.
Недостаточная продолжительность уроков
За 45 минут учитель не успевает выполнить все запланированное. Почти половина урока уходит только на организационные моменты и проверку домашнего задания, а за 20-25 минут объяснить новую тему практически нереально.
Слишком объемные домашние задания
Нередко ученики засиживаются за выполнением домашнего задания допоздна. Учителя вынуждены задавать большой объем работы на дом, а также весь материал, который не успели пройти на уроке. В итоге дети устают и поздно ложатся спать, что не самым лучшим образом отражается на здоровье, внимании и самочувствии.
Устаревшие методики
Педагогам в возрасте сложно принять новые методы работы. Они испытывают трудности с электронным документооборотом, многие демонстративно выражают неудовлетворенность работой и жизнью в целом. При этом они не хотят разрабатывать и внедрять новые методики в процесс обучения, которых так не хватает в современных школах.
Школьные здания
Дети, обучающиеся в ровных, симметричных и неуникальных школьных зданиях, буквально вынуждены чувствовать себя не полноценными и индивидуальными людьми, а «фабричными заготовками», которые обрабатываются взрослыми. Такие школы не позволяют детям развивать выдающиеся особенности своей личности и таланты.
Из перечисленных недостатков можно понять, что реформирование современной школьной системы – необходимость, продиктованная реалиями сегодняшнего дня. Причем внедрять изменения требуется в основополагающие принципы школьного обучения. Этот процесс будет долгим и, возможно, болезненным для некоторых его участников, но все же, очень важным.
Психологические особенности современного школьника
Современный ученик – это ученик с совершенно новым мышлением и мировоззрением. Нынешнее поколение – самое образованное в сфере технологий.
Сегодня ученикам ничего не стоит зайти в Интернет и найти там всю интересующую информацию. И в то же время многие навыки, которыми обладали предшествующие поколения, современным детям и подросткам уже не свойственны.
Важно отметить и то, что уже в школьном возрасте у учеников формируется моральное сознание и жизненная позиция, однако для окончательного ее становления им не хватает гражданского и социального опыта. При этом важнейшим фактором развития личности является самосознание. Современный социум оказывает существенное влияние на формирование мышления школьников.
Еще одна особенность современного школьника состоит в формировании клипового мышления (особенности современного человека воспринимать информацию образно, через отрывки новостей, короткие трансляции, заголовки в СМИ). Школьнику с клиповым мышлением присущи следующие признаки:
В дальнейшем такие ученики не смогут системно мыслить, системно воспринимать информацию и выстраивать свою речь. Клиповое мышление подразумевает упрощение глубины материала.
Многие исследователи считают, что это своего рода защитная реакция организма на избыток информации. Но поскольку это тот вектор в развитии отношений человека с информацией, который никуда не исчезнет, его следует учитывать и в построении школьных программ.
Концепция школы будущего
После определения основных проблем и изучения психологических особенностей современного школьника, следует перейти к составлению собирательного образа школы будущего.
Здание школы
Начнем, пожалуй, с того, как будет выглядеть школа будущего. Следовало бы отойти от традиционных безликих строений, где учащиеся чувствуют, будто попали в какой-то конвейер. Школа будущего должна быть яркой, оригинальной и комфортной, где дети смогут развивать свою индивидуальность и творчество.
Здание следует разделить на отдельные блоки для начальных, средних и старших классов. Начальная школа будущего должна быть оборудована живым уголком и игровой комнатой, корпуса для среднего и старшего звена – концертным, танцевальным и спортивным залом, стадионом, лекционной аудиторией, различными лабораториями.
В каждом классе должно быть современное оборудование. Всем учащимся необходимо обеспечить индивидуальные современные компьютеры с доступом в Интернет. Школа должна иметь собственный издательский центр, медиатеку, фото- и киностудию. Обязательно наличие медицинского блока.
Задачи учителей
Педагогический коллектив должен создать комфортные условия для учеников в школе, где они смогут проявлять и реализовывать свои способности и таланты. Учебный материал должен постоянно обновляться, вместо устаревшей и ненужной информации требуется добавлять актуальную и интересную.
Также необходимо уделять внимание психологической подготовленности учителей. Они должны хорошо знать психологию ребенка, а в процессе взаимодействия с ним стараться делать так, чтобы ученик был субъектом своей деятельности.
Очень важно постоянно взаимодействовать с детьми, общаться с ними, просить высказать свое мнение. Педагог должен как можно чаще задавать вопрос на уроке: «А что ты думаешь по этому поводу?».
Образовательная среда
Образовательная среда школы будущего должна соответствовать следующим критериям:
Важнейшим условием образования в современной школе должен стать переход от парадигмы обучения к парадигме самореализации и самоопределения. При этом учитель должен выступать не в роли «родителя», а в роли социального и творческого партнера
Методы обучения
Методы обучения в школе будущего должны быть неразрывно связаны с освоением новых технологий. На сегодняшний день ситуация в школах с внедрением информационных технологий остается печальной – всего 17 из 42 тысяч российских школ имеют доступ к высокоскоростному интернету. Далеко не все учителя умеют пользоваться компьютерами и интерактивными досками. А между тем, освоение новых технологий является необходимостью не только для современных детей и подростков.
Для повышения квалификации учителей и специалистов любых других профессий, существуют центры повышения квалификации. Такие центры помогают поддерживать высокий уровень профессиональной подготовки, овладевать новыми умениями, а так же осваивать новые профессии. Расписание семинаров одного их таких центров: https://edualt.ru/raspisanie-seminarov
Интерактивные тренажеры
В школе будущего возможно применение интерактивных тренажеров. Уже сегодня есть разработки таких компьютеров, которые автоматически проверяют задания, ставят отметки и, конечно же, обучают. Ученик может без помощи учителя научиться играть на пианино, усвоить урок истории, послушать стихи и различную информацию.
Световая панель и экран предусматривает мгновенную обратную связь, причем объективную и деликатную. Компьютер в считанные секунды обрабатывает информацию об ученике, его настроении, скорости реакции, продуктивности и физическом самочувствии в конкретный момент. На основе этого тренажер выстраивает гибкую программу с учетом интересов и трудностей ученика.
Будут применяться современные пособия, которые помогают ученикам освоить сложные предметы или понятия. Например, для наглядного изучения простых математических действий или решения равенств отлично подойдут учебные весы, а для лучшего запоминания географических названий и их расположения — интерактивный глобус.
Компьютер возьмет на себя всю рутинную работу учителя: обучение новому, проверка знаний, обратную связь. Самому педагогу останется только контролировать динамику ребенка по отчетам компьютера, давать необходимые консультации и обсуждать прогресс ученика.
Обучение при помощи интерактивных тренажеров — это то, благодаря чему школа будущего станет гораздо эффективнее.
Дистанционное обучение
Если до 2020 года форматы и способы дистанционного обучения разрабатывались лишь теоретически, с началом пандемии коронавируса, захватившей нашу планету в начале 2020 года, вопрос дистанционного обучения, человечеству пришлось решать на практике и в срочном порядке.
«Во всем мире лишь половина учителей уверенно используют современные технологии в обучении. В России же почти две трети педагогов уверенно применяют на уроках информационно-компьютерные технологии. По итогам пандемии Россия входит в число 6 лучших стран по качеству проектной работы на уроках, использованию информационных технологий в школе и по взаимодействию в этих вопросах педагогов и учеников».
Андреас Шляйхер, глава Директората по образованию и навыкам Организации экономического сотрудничества и развития.
Однако, несмотря на неплохие показатели Российских школ и ВУЗов, сами учащиеся остались не очень довольными новым форматом обучения. Так, по данным Министерства науки и высшего образования, в России всего 14% студентов ответили, что удовлетворены дистанционным обучением. По другим опросам, 64% родителей утверждают, что ребенку учиться на дому нравится меньше. Это объясняется, в первую очередь, нехваткой общения с одноклассниками.
Несмотря на некоторые негативные стороны удалённого образования, такой формат уже стал реальностью и забывать о его плюсах тоже не стоит.
Благодаря дистанционным урокам ученики могут получать новые знания даже тогда, когда по тем или иным причинам они не могут посещать школу. И если раньше процесс обучения мог прерваться на недели, а то и месяцы, а ребенку затем приходилось наверстывать упущенное, то сегодня получение знаний дистанционным способом позволяет избежать таких провалов.
Помимо инновационных технологий, в школе будущего не обойтись и без уроков, где будет присутствовать живое общение: спортивные и культурные мероприятия, кружки и секции, безусловно, должны занимать свое место в жизни школьников.
Школа будущего: реальность или утопия?
Обобщив вышесказанное, можно определить девиз школы будущего словами В. А. Сухомлинского:
«Школа должна любить ребенка, тогда он полюбит школу!». В школе ребенку должно быть комфортно, уютно, здесь он должен чувствовать себя успешным и независимым.
Современные дети живут в мире электронной культуры, в связи с чем, роль учителя должна измениться. Он должен стать координатором информационного потока, но для этого учителю самому необходимо овладеть современными методиками и новыми технологиями в образовании, чтобы общаться с ребенком на одном языке.
В традиционную схему «учитель-ученик-учебник» введено новое звено – «компьютер», без которого невозможно представить себе современную школу и, конечно же, школу будущего. Глупо бояться и избегать использования информационных технологий в образовательных дисциплинах, так как они являются основной частью информатизации образования.
Концепция школы будущего, описанная выше – это не утопия, а самая настоящая реальность, воплотить в жизнь которую можно совместными усилиями специалистов на всех уровнях. Главное, что нужно понять и принять: современная школа требует существенного преобразования.
Что ждет российскую школу в ближайшем будущем?
Могилев Александр Владимирович
11 июня 2020 • 18:01
Сколько уже говорилось о том, что школе нужно срочно меняться, соответствовать требованиям времени. Но за последнее двадцатилетие все попытки изменений провалились. Все свелось к смене учебников, манипуляциям часами, выделяемым на предметы, экспериментам с заработной оплатой учителей, а ситуация с качеством образования совершенно не изменилась к лучшему.
Вместо движения вперед наша школа постоянно пыталась вернуть назад, к своим истокам, заложенных реформами 1930-х годов. Это была единая политехническая трудовая школа, в которой обучение велось на основе единой программы, массово издаваемых и переиздаваемых учебников, за счет чего в них были исправлены погрешности и опечатки. Но вместо того, чтобы честно воспроизводить самую основу советского образования — подготовку к труду на индустриальных предприятиях, наша школа предала все лучшее, что было в советской педагогике, и зациклилась на одном-единственном: интенсификации урока как формы передачи и контроля знаний, внедрении дорогостоящих средств обучения, продвижение информационных технологий в процесс обучения. Контроль в виде ЕГЭ подменил настоящие цели образования и вызвал немыслимый масштаб деятельности по натаскиванию на него.
Короче, процесс разложения отечественной школы шел постепенно, мало-помалу. Они показали себя принципиально нереформируемыми. Кто-то уже начал понимать, что если мы действительно хотим новое, современное образование, то нужно существующую массовую школу оставить в покое, как есть, и начать создавать что-то принципиально новое на свободном месте.
И тут вдруг нагрянул коронавирус, а точнее, не сам вирус, а крайне бестолковые и некомпетентные меры, порожденные в ответ на вирус нашей бюрократической машиной. В результате, учебный год был скомкан, федеральные стандарты отправлены в мусорную корзину, даже ЕГЭ сдвинут в неизвестность и отвязан от поступления в вузы. Все это показало полную условность всех этих стандартов и ЕГЭ, полную ненужность того моря документации, которую ведет каждая школа в отношении учебного процесса.
Очень серьезные последствия будет иметь неразбериха, возникшая вокруг попытки экстренного перехода на дистанционное образование. Вдруг выяснилось, что она — дистанционка — вне правового поля образования, часть школ смогла организовать такое обучение, но значительная часть — нет. Более того, они скомпрометировали дистанционное обучения и как форму, и как технологию для массовых родителей и политиков-популистов на многие годы. Теперь каждое движение в этом направлении будет вызывать обструкцию значительной части общества.
А теперь в нынешнюю, уже посткоронавирусную эпоху, остро стоит вопрос: что будет дальше?
Так, наши европейские, в частности, британские коллеги уже после смягчения коронавирусных ограничений озаботились возвращением школьников в школы, для того, чтобы не отпустить их в таком «расшколенном» состоянии на каникулы. У нас это никому даже в голову не пришло. В результате многие школьники просто не придут в свои школы в сентябре. Они уже нашли другие варианты обучения: кто-то дистанционно, кто-то в форме семейного обучения. Некоторые семьи просто откажутся от любого систематического обучения, ограничившись походами по музеям, чтением книг, путешествиями за рубеж. Расшколивание в России теперь обязательно примет массовый характер.
Как отражение всей этой непростой ситуации как из рога изобилия полезли новые концепции образования в России в ближайшей перспективе.
Отметим, в первую очередь работы общественного проекта «Инициатива ФГОС 4.0.». В нем постоянно озвучивается тезис о том, что образование должно быть одновременно качественным и доступным, что является, очевидно, оксюмороном: качественное по определению не может быть доступным. Автоматически качественным начинает считаться и становится доступное лишь небольшому числу субьектов. В результате продвижения этой инициативы мы можем ожидать, что гарантируемое государством бесплатное всеобщее образование станет дистанционным, а сколько-нибудь действительно качественные варианты образования будут платными, на базе частных (не нынешних мелких частных, а нынешних укрупненных и после этого приватизированных) школ.
В форсайтах по будущему образования, проводимых в Сколково (авторы доклада Лукша и Песков), прямо прогнозируется отмирание «учителя-репродуктора», причем уже к давнопрошедшему 2017 году, а отмирание общеобразовательной школы намечено на 2035 год. Так что, товарищи, началось.
Эксперт: Через 10 лет школьное образование ждет крах
О том, что ждет российскую школу через 10 лет, «Правде.Ру» рассказал заведующий кафедрой высшей математики №1 МИЭТ, доктор педагогических наук, доцент, профессор, преподаватель математики Физико- математического лицея №1557, учитель высшей категории Александр Прокофьев.
Какой вам видится школа и школьная программа через 10 лет? Что прибавится, что убавится? Ясно, что вопрос объемный такой и абстрактный немножко, но все-таки?
— Я могу достаточно просто на него дать ответ, что если ничего в том курсе, который проводится сейчас, не изменится, то через 10 лет образование просто разрушено будет, в том числе и школьное.
Почему?
— Потому что все последние шаги, которые были приняты, ведут только к ухудшению. Сейчас много говорится о профильном обучении, а на самом деле профильное обучение подразумевает то, что школьники выбирают в старших классах то направление, по которому они видят свое дальнейшее обучение, и должны готовиться к будущей профессии. Соответственно, в этом направлении они должны углубленно обучаться, а получается так, что даже в профильных классах, которые обучают по математике, всего-навсего 1-2 часа добавляется. То есть это вообще несерьезно.
И если принимать во внимание тот закон «Об образовании», который сейчас был принят, а перед ним шли разговоры о стандарте старшей школы, когда все практически было выброшено и оставлено только четыре дисциплины обязательных, а все остальное необязательно, в этом направлении и идут попытки как-то продолжать.
С одной стороны, внесли изменения, но если посмотреть так называемую дорожную карту на 10 лет, она сводится всего-навсего к увеличению нагрузки на преподавателей. При увеличении нагрузки качество обучения, естественно, не возрастет.
Более подробный материал о том, какой будет школа через 10 лет, читайте на нашем сайте в ближайшее время.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.