Что будет являться основным результатом обучения при реализации компетентностного подхода
Компетентностный подход в образовании
Идеологи компетентностного подхода говорят о том, что школа не знаниями должна обеспечить ребёнка – она должна подготовить его к жизни. Идеальный выпускник – это не эрудит с широким кругозором, а человек, умеющий ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться, жить в информационном и поликультурном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, решать проблемы, в том числе и нестандартные, быть хозяином своей жизни. Каждое из приведённых качеств называется «компетентностью». Перед школой ставится задача эти компетентности формировать. Но компетентности бывают разные: ключевые, межпредметные, предметные. Компетентности, являющиеся важнейшими для жизни в современном мире, называются «ключевыми».
Выделяют семь ключевых образовательных компетенций:
«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», а теперь и проекты «федерального государственного образовательного стандарта второго поколения» зафиксировали тенденцию к переводу содержания Российского образования на уровень ключевых образовательных компетенций. Это значит, что компетентностный подход в нашей стране приходит на смену знаниевому.
Отличия компетентностного подхода к обучению от традиционного
Основания для сравнения
Традиционный подход
Компетентностный подход
Передача/приобретение теоретической суммы преимущественно абстрактных ЗУНов, составляющих содержание образования
Ориентация на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции)
Компетентностный подход. Компетентностный подход в профессиональном образовании
Компетентностный подход получил распространение относительно недавно в результате поиска новых путей по модернизации российского образования. Обращение к этому понятию связано с желанием определить изменения в образовании (и в школьном в том числе), необходимость в которых возникает из-за перемен, происходящих в обществе.
В настоящее время появляется множество научно-теоретических и научно-методических работ, посвященных анализу сущности этого подхода и проблемам формирования ключевых компетенций.
Определение
Понятийный аппарат, который характеризует компетентностный подход в образовании, еще не до конца устоялся. Но, тем не менее, уже есть возможность для того, чтобы выделить некоторые характерные его черты. Компетентностный подход – это комплекс общих принципов, которые необходимы для того чтобы определить цели образования, организовать образовательный процесс и оценить его результаты.
Принципы компетентностного подхода
Что такое компетенция
Но школа не может сформировать достаточный уровень компетентности учеников для того, чтобы решать проблемы во всех конкретных ситуациях и сферах деятельности, учитывая то, что общество очень быстро меняется, в нем появляются новые ситуации и новые сферы деятельности. Целью школы становится необходимость формирования ключевых компетентностей.
Как появилась идея компетентностного подхода
Выше было отмечено, что изменения в обществе обусловили появление нового подхода в образовании. Но какие это были изменения? Для чего необходима была модернизация?
Нужно отметить, что само понятие «модернизация образования» нельзя свести к какой-то конкретной программе, которая рассчитана на определенный промежуток времени. Модернизация образования, то есть обеспечение соответствия его возможностям и запросам общества, в какой-то мере осуществляется всегда. Это зависит от способностей системы образования к изменениям.
На ситуацию в образовании влияет темп развития общества. Получается так, что школа обязана подготовить своих учеников к дальнейшей жизни, о которой она сама мало что знает. Ведь могут произойти очень сильные изменения за жизнь человека. Вот почему школе нужно готовить учеников к возможным переменам, развивая у них разные качества, такие как конструктивность, мобильность, динамизм.
Компетентностный подход в обучении появился при изучении ситуации на рынке труда: были рассмотрены требования, которые предъявляются по отношению к работнику. Поэтому современное образование должно формировать профессиональный универсализм – способность человека менять способы и сферы своей деятельности. Хороший сотрудник должен быть профессионально подготовлен, а также от него сейчас требуется умение работать в команде, принимать самостоятельные решения, он должен проявлять инициативу и быть способным к инновациям. Готовность к перегрузкам, психологическая устойчивость, устойчивость к стрессовым ситуациям – вот к чему должен быть готов современный работник, который стремится построить карьеру.
Отличие традиционного от компетентностного подхода
Традиционный подход в образовании стремится к тому, чтобы ученик получил как можно больше знаний. Однако уровень образованности, а тем более в современных условиях, нельзя определить через объем знаний. Компетентностный подход в образовании требует от учеников умения решать проблемы разной сложности, основываясь на имеющихся знаниях. Этот подход ценит не сами знания, а способность использовать их.
Традиционный подход стремится к результату, который показывает, что нового узнает учащийся в школе. А компетентностный подход дает понять, чему научился учащийся за период обучения в школе.
Оба подхода стремятся развить у ученика определенные качества личности, сформировать систему ценностей. Различия связаны с разными представлениями о способах достижения желаемого. При традиционном подходе считается, что всего этого можно достичь путем приобретения новых знаний. Компетентностный подход в обучении рассматривает получение опыта при самостоятельном решении проблем.
Таким образом, решение проблем в первом случае выступает как способ закрепления знаний, а во втором – это смысл всей образовательной деятельности.
Включение компетентностного подхода в школьное образование
Компетентностный подход в школе помогает научиться ученикам самостоятельно действовать в ситуациях неопределенности в решении актуальных проблем.
Таким образом, отсюда вытекают новые цели школьного образования:
Ключевые компетентности – это универсальные способы деятельности, при освоении которых человек понимает ситуацию и достигает желаемых результатов в профессиональной и личной жизни в условиях конкретного общества. Применяя компетентностный подход на уроке, преподаватель подготавливает ученика к дальнейшей взрослой жизни, способствует его успеху в дальнейшем.
Принципы компетентностного подхода
В своей основе компетентностный подход в образовании имеет три принципа.
Первый из них гласит, что основой образования должны являться базовые знания и соответствующие им умения, навыки и способы обучения. Для того чтобы этого достичь, учащимся необходимо овладеть основными инструментами учения: письмом, чтением, математической грамотностью.
Следующий принцип заключается в следующем: в содержании современного образования должны включаться необходимые и действительно важные, а не второстепенные знания. Можно сказать, что система образования должна иметь ориентацию на базовые отрасли науки и носить академический характер. Школа должна направлять свое внимание на то, что уже проверено временем, является основой.
Реализация компетентностного подхода не может быть возможной без принципа гуманного отношения к каждой личности – это третий принцип.
Проблемы
Проблемы компетентностного подхода рассматриваются в виде ряда вопросов, ответив на которые можно понять, возможно ли внедрение подхода в систему образования или же все его идеи останутся на бумаге и в умах ученых. Готово ли образование в России и сознание педагогов к внедрению подхода, какова цена этого (в том числе и в экономическом смысле)? При каких субъективных и объективных условиях компетентностный подход прочно войдет в систему образования? Приведет ли переход к этому подходу к повышению уровня качества образования? Что такое качество выпускника с позиции этого подхода? Можно ли внедрять технологии компетентностного подхода без осуществления кардинального реформирования традиционной системы профессиональной и общеобразовательной школы? Подойдет старая система или ее необходимо полностью поменять? Есть ли возможность не применять развитую психолого-педагогическую теорию, которая лежит в основе компетентностного подхода? Если нет, то существует ли теория, которая подойдет для этого?
Компетентностный подход в профессиональном образовании
Подготовка высококвалифицированного специалиста профессионального образования является основным этапом в процессе его реформирования. Происходят изменения, которые необходимы для того, чтобы обеспечить повышение качества образования выпускников и приведение их компетенций в соответствие с запросами работодателей в различных сферах деятельности. Компетентностный подход в профессиональном образовании формирует новую модель будущего специалиста, который отвечает условиям экономического развития страны и востребован на рынке труда.
Этот подход позволяет актуализировать у учащихся спрос на образование и обеспечивает высокое качество подготовки будущих специалистов. Результатом обучения является получение студентами компетенций в процессе освоения профессиональных модулей.
Компетентностно-деятельностный подход лучше всего осуществлять при использовании модульной технологии, которая позволяет гибко строить содержание образования из блоков, использовать разные формы и виды обучения, выбирать наиболее удачные для определенных групп обучаемых.
При этом подходе цели образования связаны с объектами и предметами труда, а также с выполнением определенных конкретных функций и с междисциплинарными требованиями к результату процесса образования. Можно сказать, что результатом образования будет являться совокупность результатов по становлению и развитию основных компетенций, которые будут дополнением к привычным целям образования.
Большое внимание при компетентностном подходе уделяют самостоятельной работе студентов. Это может быть выполнение домашних заданий, опираясь на рекомендованные источники по теме занятий в аудитории, а также подготовка рефератов и сообщений с помощью дополнительной литературы. Рост компетенции студента в профессиональном смысле подразумевает под собой не только выполнение указаний преподавателя, но и поиск эффективных способов обучения.
Компетентностный подход подразумевает изменение и других компонентов, включенных в образовательный процесс. Это педагогические технологии, содержание, средства оценки и контроля. Огромную роль играют такие активные методы обучения, как решение ситуационных задач, общение, диспуты, дискуссии, выполнение проектов.
Одобрен и внедряется в профессиональные учебные заведения компетентностный подход. ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) определяет основу обучения. Это уже не предметные, а ценностные ориентиры. Обучение, которое основано на компетенциях, строится на определении, освоении и демонстрации знаний, умений, типов отношений и поведения, которые нужны для определенной трудовой деятельности.
Внедрение такого обучения помогает развить творческое мышление и привлечь интерес студентов к важным вопросам в последующей профессиональной деятельности. Сутью образовательного процесса становится создание различных ситуаций и поддержка действий, приводящих к формированию какой-либо компетенции.
В итоге можно сказать, что повысить эффективность обучения в профессиональном образовании помогает реализация компетентностного подхода при тесном взаимодействии с будущими работодателями, научно-методического содержания подготовки специалистов и мотивации студентов к хорошему уровню своей профессиональной деятельности.
Доклад «Реализация компетентностного подхода»
ГУ «Боскольская средняя школа отдела образования акимата Карабалыкского района»
«Реализация компетентностного подхода в обучении учащихся и повышение профессионального уровня учителя»
Учитель английского языка Мирманова С.Ж.
Августовская конференция 2015 год.
Сегодняшний ученик должен быть творческим, самостоятельным, ответственным. Он должен уметь ставить перед собой цель, самостоятельно организовывать свою деятельность, планировать, анализировать, действовать в нестандартных ситуациях, решать разнообразные проблемы, обладать творческим и критическим мышлением.
Ребенок, которому интересно учиться, будет учиться
На наших уроках должно быть множество конкретных задач и проблем в разных сферах: жизненные и политические проблемы, профессиональные, познавательные и мировоззренческие задачи. Мы должны стремиться к тому, чтобы задания были не только в узкой сфере изучаемого предмета, а шире, то есть предлагать детям над-предметные задачи (метапредметные).
Прежде чем бездумно формировать какие-либо компетенции, нужно перед планированием каждого урока спросить себя: что даст этот урок ученику? Какие именно компетенции я могу развить, используя имеющийся материал?
Многие коллеги испытывают объяснимый страх и даже недовольство от внедрения новых образовательных технологий. Но, во-первых, мы должны понимать, что главное — чтобы наши ученики стали востребованы в мире, в котором они будут жить, а умение решать свои проблемы самостоятельно и умение учиться — это не прихоть какого-то чиновника от образования, это — данность, с которой нам нужно смириться. Сколько новых технологий мы изучили за последние годы? Даже в обычной жизни: мобильные телефоны, пейджеры, банкоматы, Интернет — а сколько всего «выпадет» на голову подрастающего поколения? Перед нами стоит большая задача: подготовить наших детей к будущему, каким бы оно ни было, и выполнение этой задачи — честь для учителя.
И, второе, не нужно пугаться нового. Многое мы уже умеем: эти компетенции, во многом, «хорошо забытое старое» — то, чему раньше мы учили по наитию, сегодня будем учить в системе, по плану. Мы найдем или придумаем свои способы и интересные задания, сможем проводить «мониторинг», чтобы узнать, сколь многому мы и наши ребята успели научиться.
Общество стремительно развивается, и, если раньше для успешной жизни человеку было достаточно обладать определенными знаниями, то сегодня, нужно и уметь ими пользоваться, то есть иметь определенные компетенции. К тому же современные технологии совершили такой прорыв, что знания сами по себе обесценились — стали доступны любому, у кого есть доступ в Интернет. Люди энциклопедического склада ума могут найти себе место только в интеллектуальных передачах — в жизни нужны навыки и умения.
Понимая это, государство сформулировало новые требования к образованию детей, поставив на первое место обучение компетенциям. Но, скажите вы, мы и раньше формировали навыки и умения. И будете правы: конечно, компетентностный подход опирается на ранее накопленный педагогический опыт, он — его закономерное продолжение, однако имеет ряд особенностей, а именно:
Дети должны уметь сами принимать решения и нести за них ответственность. Если раньше учитель предлагал готовую схему работы на уроке, то сегодня дети должны быть более самостоятельны. Принятие решений — важный навык, в экономических вузах даже есть предметы типа «методы принятия управленческих решений» или «управленческие решения». Детям же пока предлагается учиться принимать свои решения, и учитель в рамках компетентностного подхода должен этому способствовать.
Главное в обучении — действия, операции, навыки. Учитель должен сформировать навыки и уметь применять их в конкретных действиях.
Ребенок должен уметь ставить проблему. И решать ее.
То есть учитель оценивает не механическое запоминание фактов и сведений — зубрежку, а понимание знаний, и, главное, умение их применить на деле, то есть обладание определенной компетенцией.
Каковы цели использования этого подхода? Что должен уметь ребенок? На что мы должны направить свои силы?
В первую очередь, ребенок должен уметь учиться, получать знания. То есть должен уметь видеть и формулировать проблему, ставить цель, выбирать способы получения информации, источники, а также самостоятельно оценивать результаты труда (то есть проводить самоанализ). Это — главное. Такой ребенок всегда найдет свое место в жизни и будет востребован в любой профессии.
Однако компетентностный подход предполагает и другое:
Ребенок должен иметь представление и понятие о современных проблемах в обществе и мире.
Ребенок должен понимать существование различных социальных ролей (ученик, родитель, работник и т.д.) и уметь выступать в этих ролях.
Ребенок должен понимать «как устроен мир», по каким физическим, экономическим, социальным и иным законам он работает.
Отсюда мы можем понять, какие конкретно компетенции нужны ребенку. В школах мы, педагоги, должны сформировать следующие типы компетенций:
Реализация компетентностного подхода к обучению в рамках ФГОС
В докладе ЮНЕСКО « В новое тысячелетие» цели современного образования сформулированы так: Школа должна «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать». Для успешного существования в современном обществе человек должен уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою деятельность, прогнозировать ситуацию. Каковы запросы общества к образовательным результатам? Сегодня нужен не просто человек, а личность, которая должна обладать целым набором качеств: самостоятельностью; ответственностью; готовностью к действиям в нестандартных ситуациях; умением учиться и пополнять свои знания; набором компетенций, как метапредметных, так и предметных; способностью идентифицировать себя как носителя национальной культуры и гражданина; толерантностью, т.е. пониманием, что кроме собственного мнения, которое необходимо отстаивать, существуют иные, которые, если только они не носят человеконенавистнического характера, также имеют право на существование.
Принципиально должна измениться и позиция педагога. Он перестаёт быть носителем «объективного знания», которое пытается передать ребёнку. Его главной задачей становится мотивировать школьника на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически создать развивающую среду, в которой становится возможным выработка каждым ребёнком, на уровне развития его способностей, определённых компетенций.
В чем коренное отличие новых образовательных результатов, отражённых во ФГОС, от старых? Как известно, новый образовательный результат описан во ФГОС в виде перечня личностных, метапредметных и предметных результатов. Именно эти результаты сейчас стали проверять в рамках диагностик различного уровня, ОГЭ, ЕГЭ и др. Для успешного прохождения предлагаемых диагностик, детям необходимы не столько предметные знания и умения, сколько универсальные учебные действия (УУД), которые, как оказалось, у большинства детей сформированы плохо, но овладение которыми обеспечит широкий диапазон возможностей самостоятельно приобретать и развивать компетенции в разных предметных областях. Причем, надо понимать, что УУД выделяются на основе анализа закономерностей формирования и развития сознания и личности ребенка, а также функциональной структуры учебно-познавательной деятельности.
Важнейшей системой умений является рефлексивный ценностно-смысловой анализ собственных мотивационных отношений. Это блок личностных УУД. Важна рефлексивная организация и рефлексивная регуляция учебной деятельности, на основании которых выделяем регулятивные УУД. Также необходимы обобщенные приемы приобретения и организации знаний, умений и навыков: способы ориентировки; способы исследования явлений; способы фиксирования и организации получаемых в учебных действиях результатов в логических формах понятий, суждений, умозаключений; способы постановки проблем, выдвижения гипотез, объяснения и прогнозирования и т.д. Данный блок умений предполагает выделение познавательных УУД. Поскольку учебная деятельность наиболее эффективно реализуется в контексте взаимодействий с другими людьми, то для успешной организации и реализации требуются коммуникативные умения, которые лежат в основе эффективных межличностных отношений и взаимодействий – блок коммуникативных УУД. Формирование личности в данном контексте требует не столько нового предметного содержания (набора знаний), сколько иных педагогических технологий. Причем, не надо думать, что современная педагогика должна полностью отказаться от знаний. Как писал Б.Д. Эльконин, отказываться необходимо «не от знания как культурного «предмета», а от определенной формы знаний (знания «на всякий случай», то есть сведения)». Эльконин рассматривал знание как средство преобразования ситуации. Другими словами, знания – это ориентировочная основа любой деятельности.
Какие дидактические средства (учебные материалы, приемы, технологии) действительно ведут к новым результатам? Понятно, что задача вырастить за годы школьной учебы функционально грамотную личность крайне сложна, но не будем забывать, что другого пути, если мы хотим жить в развитом обществе, у нас нет. Что может помочь педагогу в столь трудоёмком и непростом деле? На этот вопрос отвечали многие отечественные педагоги, психологи. В частности, Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн подчеркивали значимость внутреннего единства развития и обучения. Но попробуем пойти от частного к общему и взглянуть на более конкретные проблемы. Предлагаем обратиться к приоритетным, на наш взгляд, УУД. Для нас очевидно, что это читательские и логические познавательные действия.
Считаю важным не только умение решать сложные задачи и уравнения, но и не менее важно каждому ученику освоить способы преодоления проблем, уметь применять полученные знания на практике.
Я убеждена, если ребенок перестает задавать вопросы, то теряется смысл образования, теряется желание учиться. Убеждена, что урок-это сотрудничество ученика с учителем, объединенные деятельностью, направленной на развитие целостной личности школьника.
Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов (Лебедев О.Е.).
Какие же это принципы?
1. Смысл образования заключается в том, чтобы развивать у учащихся способность самостоятельно принимать решения на основе полученного опыта.
2. Содержанием обучения становятся действия и операции, соотносящиеся с навыками, которые нужно получить.
3. Необходимо создавать условия для формирования у учащихся опыта самостоятельного решения поставленных проблем.
4. Оценка результатов обучения основана на анализе уровня образованности, достигнутого учащимися, т.е. на уровне его компетенций.
Компетенции – это уровень образованности учащегося. Этот уровень оценивается в зависимости от сферы деятельности и степени неопределенности ситуаций, в которых ученик может действовать самостоятельно. Также он зависит от возможных способов деятельности, которыми владеет учащийся, и от предпочтений в выборе одного из этих способов.
Цели школьного образования с точки зрения компетентностного подхода заключаются в следующем:
1. Научиться учиться, т.е. научиться определять цели познавательной деятельности, выбирать источники информации, находить оптимальные пути к цели, оценивать результаты и самостоятельно организовывать свою деятельность.
2. Научиться объяснять явления действительности, их сущность и причины, используя соответствующий научный аппарат.
3. Научиться ориентироваться в ключевых проблемах современности (экономике, политике, межкультурном взаимодействии и т.д.).
4. Научиться ориентироваться в мире духовных ценностей.
5. Научиться решать проблемы, связанные с реализацией разнообразных социальных ролей.
6. Научиться решать проблемы, общие для различных видов профессиональной деятельности.
7. Научиться решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению.
Таким образом, обучение принимает совершенно новую форму. Принципы, заложенные в компетентностный подход, должны в итоге обучать самостоятельных, уверенных в себе личностей. Личностей, обладающих достаточными компетенциями для дальнейшей жизни, для самореализации и раскрытия своего потенциала
Главная миссия школы в современных условиях — подготовка человека к осмысленному и реальному восприятию жизни. Несмотря на ощутимые попытки президента и правительства Российской Федерации, к великому сожалению, система общего образования нашего государства в основном не отвечает современным требованиям, так как знания, получаемые в школе неадекватны реалиям мира.
На рынке труда востребованы успешные, конкурентоспособные выпускники, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях. Готовит ли сегодня школа выпускника, успешно адаптированного в обществе? Ответ мягко сказать настораживает. Закономерен вопрос: может ли безуспешный и неконкурентоспособный педагог воспитать успешного и конкурентоспособного ученика? Однозначно –не всегда. И у нас в школе
по-прежнему, основная часть педагогов учит основам наук, работая фронтально на весь класс, применяя устаревшие образовательные технологии. В большей массе педагоги сами не могут адаптироваться в современном образовательном пространстве.
Цель школы — формирование ключевых компетентностей.
Данный подход к определению ключевых компетенций соответствует пониманию фундаментальных целей образования, сформулированных в документах ЮНЕСКО:
-научить получать знания (учить учиться);
-научить работать и зарабатывать (учение для труда);
-научить жить (учение для бытия);
-научить жить вместе (учение для совместной жизни).
Компетентности формируются в процессе обучения, и не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей в целом образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник. Применительно к каждой компетентности можно выделять различные уровни ее освоения (например, минимальный, продвинутый, высокий).
Знать что-либо наизусть – все равно, что не знать ничего; это значит владеть тем, что дано лишь на хранение памяти»
“ Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим передними проблемы, которые надо решить”.
“ Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь”
Цель системы образования
Задачи системы образования обеспечение качества образовательных услуг;
-совершенствование экономических механизмов в сфере образования
обеспечение высокого уровня знаний;
-совершенствование структуры образования;
-подготовка молодежи к общественно полезному, производительному труду;
-воспитание активной жизненной позиции
Цели школьного образования
Представления о путях формирования ценных ориентаций и личностных качеств обучающихся
Представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения проблем:
знаний на основе интеграции и взаимопроникновения предметов;
-развитие у обучающихся способностей самостоятельно решать проблемы на основе полученных знаний, умений, навыков и социального опыта
-увеличение объема изучаемого материала;
-издание новых учебников и учебных пособий;
-введение новых предметов в учебные планы;
Главные пути изменения содержания
предусматривает сопряжение программ, модульное обучение,
дифференцированное образование, интерактивные формы обучения)
предусматривает дробное предметное деление,
-формирование ключевых компетентностей;
-освоение видов деятельности, затребованных любыми жизненными ситуациями;
-личностный рост обучающихся, педагогических и руководящих работников;