Что будет за агитацию на выборах за деньги
В Госдуме напомнили, что грозит за незаконную предвыборную агитацию
Ответственность за незаконную предвыборную агитацию на грядущем голосовании на выборах различного уровня, включая выборы в Государственную Думу, будет усилена благодаря принятым в этом году законам. О том, что изменилось в законодательстве о выборах, сообщается в среду на сайте палаты.
В России с 17 по 19 сентября пройдут избирательные кампании различного уровня, включая выборы депутатов Госдумы, глав 12 регионов (девять прямых и три — через голосование в парламенте субъекта) и депутатов законодательных органов государственной власти в 39 регионах.
В соответствии с поправками у Центризбиркома и региональных избирательных комиссий появилось право обращаться в Роскомнадзор с представлением о пресечении распространения (в том числе онлайн) агитматериалов, которые изготовлены и распространяются с нарушением законодательства о выборах.
Владелец ресурса получит уведомление о незаконной агитации и должен будет в течение суток добровольно удалить противоправный контент.
Штрафы за незаконную предвыборную агитацию увеличили, максимальные санкции составят 500 тысяч рублей. Теперь, согласно закону, штраф для граждан за размещение печатных агитационных материалов в запрещённых местах либо без разрешения собственников объектов составит от пяти тысяч до 20 тысяч рублей, для должностных лиц — от 30 до 50 тысяч, для юрлиц — от 100 до 500 тысяч рублей.
Максимальные санкции за незаконное изготовление или распространение «агиток» увеличили для граждан с сегодняшних 1,5 тысячи до 20 тысяч рублей, для должностных лиц — с трёх до 50 тысяч, а для юридических лиц — со 100 до 500 тысяч рублей.
Также повышены штрафы за продвижение политиков вне агитационного периода, например в «день тишины». Ранее максимальные санкции за это для граждан составляли 1,5 тысячи рублей, для должностных лиц — пять тысяч, для юрлиц — 100 тысяч рублей. Теперь они выросли до 5-20 тысяч, 30-50 тысяч и 100-500 тысяч рублей соответственно.
Как сообщила глава Центризбиркома Элла Памфилова на заседании ЦИК 15 сентября, с 17 по 19 сентября пройдут 4400 избирательных кампаний во всех российских регионах, жители которых будут голосовать за губернаторов, депутатов Госдумы, региональных парламентов и муниципальных органов власти. Всего зарегистрировано 74 тысячи кандидатов от 23 партий.
За выборами проследят российские и международные наблюдатели, партии и Общественная палата. О нарушениях можно будет сообщить на горячую линию ЦИК, а также через чат-бот «Валера».
По словам Памфиловой, в списки избирателей на выборах 2021 года входят более 108 миллионов человек, зарегистрированных в России. По данным МИД, ещё около двух миллионов российских избирателей находятся за границей. Они могут прийти на 349 участков в 144 странах и семь участков на космодроме Байконур.
Что будет за агитацию на выборах за деньги
Статья 58. Избирательные фонды кандидатов
1. Кандидат обязан создать собственный избирательный фонд.
2. Избирательные фонды кандидатов могут формироваться только за счет следующих денежных средств:
2) средств, которые выделены кандидату выдвинувшей его политической партией и которые в совокупности не могут превышать 50 процентов от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата, установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) добровольных пожертвований граждан и юридических лиц в размере, не превышающем соответственно 1,5 процента и 7 процентов от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата, установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом, для каждого гражданина, юридического лица.
3. Предельная сумма всех расходов кандидата из средств его избирательного фонда не может превышать 400 миллионов рублей.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Предельная сумма всех расходов кандидата, по которому назначено повторное голосование, не может превышать 500 миллионов рублей.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Перечень органов, организаций и лиц, которым запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, устанавливается пунктом 6 статьи 58 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
(п. 6 в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 355-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 6.1 в ред. Федерального закона от 01.06.2017 N 103-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Право распоряжаться средствами избирательного фонда принадлежит создавшему этот фонд кандидату. Средства избирательного фонда имеют целевое назначение и могут использоваться только на:
1) финансовое обеспечение организационно-технических мероприятий, направленных на сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей;
2) предвыборную агитацию, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера;
3) оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) гражданами Российской Федерации или юридическими лицами, а также иных расходов, непосредственно связанных с проведением кандидатами своей избирательной кампании.
8. Кандидату запрещается использовать иные денежные средства для оплаты работ, связанных с его избирательной кампанией, кроме средств, поступивших в его избирательный фонд. При этом кандидат имеет право использовать только те денежные средства, которые перечислены отправителями на специальный избирательный счет его избирательного фонда до дня голосования и в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
9. В случае дополнительного выдвижения кандидатов при обстоятельствах, указанных в пункте 6 статьи 39 и пункте 5 статьи 44 настоящего Федерального закона, предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда ранее зарегистрированных кандидатов увеличивается в 1,5 раза.
10. Если гражданин, являющийся кандидатом на должность Президента Российской Федерации, одновременно выдвинут кандидатом на других выборах, проводимых на территории федерального избирательного округа, и обязан создать помимо избирательного фонда, указанного в пункте 1 настоящей статьи, иные избирательные фонды, предельной суммой всех расходов из средств этих фондов является наибольшая из указанных в настоящем Федеральном законе, ином федеральном законе, законе субъекта Российской Федерации предельная сумма. Указанный гражданин обязан письменно уведомить Центральную избирательную комиссию Российской Федерации об открытии им специальных избирательных счетов.
Призвал не ходить на выборы — плати 20 тысяч!
«Единая Россия ограничивает конкурентов, а кто ограничит «Единую Россию»?
Президент России Владимир Путин подписал закон о кратном увеличении штрафов за незаконную агитацию, максимальная санкция приравнивается к 500 тысячам рублей. Документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.
Изменения были внесены в статью 5.10 КоАП «Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах».
Документ увеличивает штрафы за предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума вне агитационного периода, либо в неположенных местах, изготовление или распространение агитации в нарушение установленных законом требований, а также их размещение в местах или на объектах без разрешения их владельцев. Штрафы теперь составят от 5 тысяч до 20 тысяч рублей вместо 1−1,5 тысячи — для граждан, от 30 до 50 тысяч рублей вместо 2−5 тысяч — для должностных лиц, от 100 до 500 тысяч рублей вместо 20−100 — для юрлиц.
Законопроект был одобрен Советом Федерации 3 марта. Инициаторами документа выступили депутаты и главы думских комитетов по контролю и регламенту, а также по информационной политике — Ольга Савостьянова и Александр Хинштейн соответственно.
Ранее сообщалось о том, что Госдума приняла в третьем чтении законопроект о пресечении незаконной агитации в Сети. Теперь ЦИК России, а также территориальные и региональные избирательные комиссии смогут обращаться в Роскомнадзор с представлением о пресечении распространения в Интернете агитационных материалов, которые нарушают закон.
— Сейчас уже стартовала предвыборная гонка, хотя старт этот неофициальный, — напоминает руководитель регионального отделения партии «Справедливая Россия» в Пензенской области Анна Очкина. — Но депутаты разминаются перед главным забегом. Сейчас посыплются самые причудливые законопроекты. Особенно суетиться будут члены ЕР: им мест светит побольше, они постоянно хотят обновить составчик, привлечь менее примелькавшиеся и приевшиеся фигуры, а это значит, драка за место в списке будет самой ожесточенной именно в ЕР.
«СП»: — Что может попасть под «незаконную агитацию»?
—Под незаконную агитацию может попасть плакат с лицом кандидата и лозунгами, вывешенный во время агитации, без выходных данных типографии и предписанных законом слов о том, что все оплачено со счета кандидата. Это может быть интервью кандидата с явным или неявными, то есть непрямыми призывами голосовать за него или его партию, размещенное в СМИ до предусмотренного законом начала предвыборной агитации. Любое нарушение закона о выборах, как серьёзное, так и пустяковое — может попасть под штраф.
«СП»: — Влияние «Единой России и без этих ограничений против оппонентов огромно. Его никак нельзя ограничить?
— Сегодня и влияние, и откровенный произвол ЕР ограничить очень сложно: протесты ослаблены откровенным запугиванием, парламентская оппозиция слаба, люди не организованы. Как ограничить — добиться полного контроля независимых наблюдателей на выборах, массово гражданам записываться в наблюдатели, добиваться общественного дежурства в течение всего трехдневного голосования, включая ночи. Добиваться прозрачной системы хранения бюллетеней и подсчёта голосов.
Трогательная забота ЕР о соблюдении и исполнении предвыборного законодательства похожа на издевательство, учитывая, как ЕР продавила трехдневное голосование. Думаю, данный закон позволит еще сильнее прижимать тех, кто не угоден. В чем я уверена: ни порядка, ни денег в бюджете больше на станет.
— Документ увеличивает штрафы за предвыборную агитацию в неагитационный период либо в неположенных местах, создание агитационных материалов с нарушением законов о выборах, а также их размещение в местах или на объектах без разрешения их владельцев — все это может попасть под действие закона, а как будет в реальности — увидим, правоприменительной практики пока нет, — отмечает главный редактор портала ФОРУМ. мск Анатолий Баранов. — Может, и ничего не изменится, а может даже наше с вами интервью сочтут незаконной агитацией, если вы или я соберемся пойти на выборы.
«СП»: — Почему этот закон решили принять сейчас? Против кого он направлен?
— Вопрос выбора времени понятен — только что прошли крупнейшие за всю последнюю историю несанкционированные политические акции. Партия власти явно вибрирует, больше половины участвовавших в акциях делали это впервые — очевидно, что популярность этой власти стремительно падает, «крымский консенсус» закончился, общество готово спрашивать с Путина и его вертикали все, что и должно спрашивать, без скидок. Что тут можно поделать? Вот можно затруднить агитацию для оппозиции. Ясно же, что это не против партии власти направлено. Хотя сами по себе штрафы не очень пугающие — суд дело долгое, и платить будут уже после выборов.
«СП»: — В реальности на что это повлияет? Будут осторожнее агитировать? И вообще есть ли сегодня толк от агитации? Разве она на что-то влияет? Разве исход выборов не прописан заранее?
На таком фоне агитация против будет сокрушающей. Собственно, ролики Навального уже задали планку. А что есть у партии власти «в рукаве»? Ничего, кроме невидимой руки избиркома и откровенной полицейщины. Может сработать в ближайшей перспективе, но стратегически просматривается только поражение. Это опять как с Лукашенко — вроде и усидел, а зачем он теперь такой?
«СП»: — «Единая Россия» может попасть под этот закон? Или им и агитировать особо не нужно — у них админресурс вон какой…
— В стране, где нет независимой судебной системы, а о независимой прокуратуре даже говорить боязно, есть только одно правило — «своя рука владыка». Как это завести дело против «Единой России»? За такое и партбилет на стол можно…
Пока у «Единой России» большинство везде, так и будет. Кого им стесняться? Другое дело, что партия «Единая Россия» напоминает тряпку в руке дрессировщика собак. Собака кидается на тряпку, рвет ее, а до руки, которая держит эту тряпку, добраться ума не хватает. Толпа людей всегда глупей каждого из стоящих в этой толпе по отдельности. Здесь отсчет по последнему, по самому тупому. Разве каждому не ясно, какая рука вращает тряпкой «Единой России»? А все вместе рвут только ее, тряпку. И знаете — если совсем запахнет жареным, власть эту тряпку бросит, мол, догрызайте. А что поделать? Надо обращать в своей агитации внимание на руку, которая держит тряпку. И если рука почувствует угрозу, то она сама ограничит активность тряпки. Не надо вестись на отвлекающий маневр, надо бить в нужную точку.
— Кремль готовится к выборам, — убежден секретарь политсовета «Другой России Э.В. Лимонова» Александр Аверин. — Прошлогодние протесты в Белоруссии и зимние акции в самой России сподвигли правительство и Госдуму на ужесточение законодательства.
«СП»: — Формулировки незаконной агитации весьма общие. Что конкретно может попасть под «незаконную агитацию»? Какой может быть правоприменительная практика? Многих ли будут штрафовать?
— К примеру, обязательно попадет агитация «против всех», которую наверняка выпустят политические силы, не допущенные до выборов. Стандартный черный пиар под нее попадает. Да даже официальная агитация — листовка, поклеенная на столб вместо специального стенда. Штрафовать будут — кого поймают. В случае не там поклеенной официальной агитации велик шанс, что самого кандидата, от имени штаба которого выпущен агитматериал. Грандиозное поле для злоупотреблений открывается, надо сказать.
«СП»: — Закон написан единоросами. Сама ЕР формально не нарушая запреты и законы, самым активным образом использует админресурс и информповоды для фактической агитации, то есть открытие важнейших объектов под выборы, дополнительные выплаты и льготы тоже приурочены к выборам. Вроде бы формально правильно, но по сути издевательство, не так ли? Есть ли способы их ограничить?
— Ограничение идет естественным образом. Граждане России уже достаточно разобрались в этом нехитром механизме предвыборного админресурса. Он все меньше и меньше работает. Не зря голосование будет трехдневным — явка на выборы падает стремительным домкратом.
«СП»: — Как конкретно этот закон повлияет и на что? Кто-то будет меньше агитировать? Увеличится собираемость штрафов, и наполнится бюджет?
— Агитаторы и расклейщики станут осторожней, будут работать по ночам. Кого-то полиция все равно поймает. Но истребовать огромный штраф с простого расклейщика будет нереально. Люди, способные его заплатить, в расклейщики не идут. Так что в наибольшей финансовой опасности окажутся как раз официально зарегистрированные кандидаты с их избирательными счетами.
Разъяснение по вопросу административной ответственности за изготовление, распространение, размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах
Вопрос административной ответственности за изготовление, распространение, размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах регулируется статьей 5.12 КоАП РФ «Изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах».
Часть 1 статьи 5.12 предусматривает административную ответственность за изготовление или распространение в период подготовки и выборов, референдума печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований, установленных законодательством о выборах и референдумах, и влечет наказание в виде штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Агитационные материалы — это печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума) и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании (кампании референдума).
Печатные материалы — это листовки, плакаты, газеты, брошюры, календари и т.п. материалы, выполненные, как правило, на бумажном носителе. Аудиовизуальные материалы — изготовленные с помощью технических средств и сохраненные на кассетах, дисках и т.п. носителях произведения либо материалы, состоящие из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенные для зрительного и слухового восприятия (кинематографические произведения, теле- и видеофильмы, диафильмы, слайды и т.п.).
Изготовление агитационных материалов можно рассматривать как завершенный технологический процесс, результатом которого является конечная продукция — партия агитационных материалов. Под распространением понимается доведение агитационных материалов до широкого круга избирателей (участников референдума) с использованием разнообразных способов (раздача в руки, расклеивание, вывешивание на вертикальной поверхности, раскладывание по почтовым ящикам, на горизонтальной поверхности и т.п.).
В соответствии со статьей 54 Федерального закона РФ от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» все агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации. Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.
Агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу. Использование изображения физического лица, высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении в агитационных материалах возможно только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий такое согласие, представляется в комиссию вместе с экземплярами агитационных материалов. В случае нарушения данного требования относительно агитационных материалов, размещаемых на каналах организаций телерадиовещания или в периодических печатных изданиях, ответственность наступает по ст. 5.8 КоАП РФ «Нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях».
Часть 2 статьи 5.12. КоАП РФ предусматривает ответственность за размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, либо размещение этих материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов и влечет наказание в виде штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати до тридцати тысяч рублей.
Органы местного самоуправления по предложению соответствующей комиссии не позднее чем за 30 дней до дня голосования обязаны выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка, участка референдума. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями, участниками референдума и располагаться таким образом, чтобы избиратели, участники референдума могли ознакомиться с размещенной там информацией. Площадь выделенных мест должна быть достаточной для размещения на них информационных материалов комиссий и агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума должна быть выделена равная площадь для размещения печатных агитационных материалов. Перечень указанных мест доводится комиссиями, по предложениям которых выделены эти места, до сведения кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума.
Печатные агитационные материалы могут размещаться в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах (за исключением мест, выделенных органами местного самоуправления по предложению соответствующей комиссии) только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, имеющей на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, регистрации инициативной группы по проведению референдума в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, превышающую (превышающий) 30 процентов, осуществляется на равных условиях для всех кандидатов, избирательных объединений, для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается.
Запрещается размещать агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность. Запрещается размещать агитационные материалы в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.
Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (ст. 23.1 КоАП РФ) в пятидневный срок (ч. 3 ст. 29.6 КоАП РФ). Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума (ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ), а также должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
Материал подготовлен старшим юрисконсультом правового направления ЛО МВД России на станции Мичуринск
«Ковидные» выборы-2021: агитировать нельзя, но если очень хочется – то можно
Если документ будет принят окончательно, то отныне вслух открыто высказывать свои политические предпочтения разрешат только тем, кто «официально заключит договор с той или иной партией или кандидатом».
Тем же, кто просто напишет на эту тему на своей страничке, грозит штраф до 20 тысяч рублей для граждан и до 500 тысяч рублей для должностных лиц. А ведь в последние годы политические кампании весьма успешно осваивали интернет пространство.
Как теперь будут действовать кандидаты на теплое место госслужбы в 2021-м? неукоснительно соблюдать новые требования? Или пытаться обхитрить закон? А быть может, просто внесут данные штрафы в свою статью расходов на пропаганду? Об этом «Новые Известия» спросили политологов и авторов политических телеграм каналов. По их мнению, в этом законе несложно найти лазейку. Но придется проявлять креатив.
Илья Гращенков– генеральный директор Центра развития региональной политики:
Да и что уже кривить душей, по этому закону за нарушения санкции просто смешные. Эти деньги – капля в море общего бюджета на политическую кампанию. Запрет на агитацию в печати уже существует, и что мы видим? Все на него плевали, и за день-два до выборов просто печатаются, потом платят эти копейки.
Политический Telegram канал «Мейстер»:
— По запрету агитации: будут выкручиваться. Если владельцы пабликов и каналов еще могут заложить свои персональные риски в цену размещения, то кандидату наплевательское отношение к выборному законодательству может стоить снятия с гонки. Тем более, что простор для действий достаточно большой. А докажите, что этот материал «агитационный», а не «информационный», а докажите, что за него уплачены деньги, а докажите, что они уплачены лицом, как-то связанным с кандидатом, а не «врагами», которые хотят подставить «честного человека».
В конце концов, ограничения начинают действовать лишь с момента регистрации кандидата. До этого простой гражданин России может хоть весь интернет увесить изображениями своего лица, оплатив это дело со своей личной карты.
Уже многие годы традиционные СМИ живут в условиях достаточно жестких ограничений, накладываемых выборным законодательством. Это не особо мешает им брать наличные от партий и кандидатов, не сопровождая опубликованные тексты предупреждением об агитации. Так что «под ударом» окажется лишь откровенная агитация «в лоб».
Автор политического Telegram канала «КАК-ТО ВОТ ТАК» Анатолий Спирин:
— Для провластных кандидатов эти ограничения проблемой не будут — очевидной жертвой нового закона станет интернет-агитация за оппозиционных, несистемных кандидатов, потому карать будут избирательно и точечно. Полагаю, единственным вариантом избежать ответственности будет создание массовых анонимных интернет-структур, таких же анонимных «лидеров мнений», агитация в чатах, пабликах.
Только полная анонимность и ставка на массовость со спамом, чат-ботами, сетевыми разрозненными и децентрализованными структурами позволят избежать ответственности. Дальнейшее — уже креатив: например, адаптация новостей под скрытую агитацию, максимальный нативный «посев» в соцсетях в интересах кандидатов.
Другая часть экспертов и вовсе уверена, что толку от хваленых социальных сетей не много. Деньги на пропаганду в сети идут не малые, да только вот электорат этих сетей не спешит отдавать свою любовь кроме как в виде лайков и репостов.
Александр Кынев, политолог:
— Социальные сети все равно не эффективны. Основная ставка на любых выборах была и есть на низкую явку. Посмотрите динамику явки, ее у нас просто нет, хотя бюджеты на агитацию в тех же соцсетях только растут. О чем это говорит? Что на выборы приходят те же люди, которые обязаны их посетить. Системы мобилизации этого сегмента избирателей консервативны и отработаны годами. Покажите мне цифры, где будет отражено, что от соцсетей есть эффект. Этих цифр просто нет. Тем не менее, думаю, в агитацию в сетях все равно продолжат вкладываться. Штрафы никого не пугают – у нас много разных штрафов, но они никого не останавливают. Как это делается последние годы?
Кого-то будут поддерживать, но будет больше конспирации. Ролики будут выходить, но от анонимных каналов, чтобы потом не сыскать концов, кто это сделал. Попытка запретить агитацию в сети, это все равно, что попытка запретить лето или зиму. На бумаге это сделать можно, но к жизни это не будет иметь никакого отношения.
Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации:
— Понятно, что внешний облик выборов изменен, но как будет вестись агитация, особенно при учете нового запрета на ее использование в соцсетях – не известно.
Пожалуй, это та ситуация, когда ничего, кроме того, что это будут самые непредсказуемые выборы в истории современной России, сказать мы не можем.
— В любом случае, перенос внимания избирателей в интернет уже состоялся: в нынешних условиях партиям становится сложнее наладить коммуникацию с электоратом вживую, что вынуждает их переходить к структурам сетевой коммуникации. Одобренный законопроект, запрещающий политическую агитацию в соцсетях, при удачном течении эксперимента, может быть расширен.
При необходимости противовеса ограничениям на агитацию станут те же сетевые структуры и интернет-технологии, которые получили распространение в период официальной блокировки Telegram. Уже сейчас можно констатировать старт VPN-агитации и проксизацию коммуникаций с избирателями.
Так зачем вообще было создавать такой очевидно сырой закон, который легко обойти? А если все же законотворцы, ставя палки в колеса своим сменщикам, решат расширить пакет проекта и запретить и другие интернет-технологии для агитации, то что останется кандидатам? Ответ на этот вопрос прост и очевиден – набрать голосов избирателей с помощью родного и всеми любимого рубля.
Кто может претендовать на щедрость политиков перед единым днем голосования? Ответ – в следующем материале «Новых Известий».