Что будет за грехи в исламе
Большие грехи в Исламе
«Я не знаю ничего, что отдаляет вас от Рая и что приближает вас к Аду, о чём бы я не говорил вам и от чего бы ни предостерёг».
Вся хвала Всевышнему Аллаху, салават и салям Пророку Мухаммаду, его семье, сподвижникам и всем их последователям.
О яде и его вреде нас предупреждают врачи, а о грехе и его вреде – Коран и хадисы. Умный человек не примет яду и, тем более, не совершит греха. Приведём некоторые хадисы о грехах. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
1. О придании Аллаху равных, сотоварищей (ширк): «Рассказать вам о грехе, самом большом среди всех грехов? Это – ширк по отношению к Аллаху». (имам аль-Бухари).
2. Об убийстве: «Перед Аллахом легче уничтожение мира, чем убийство мусульманина». (имам ан-Насаи).
3. О колдовстве: «Тот, кто колдует, впадает в ширк». (имам ан-Насаи)
4. О не совершении намаза: «Кто бы ни забросил намаз, тот встречается с Аллахом, разгневанным на него». (хафизат-Табарани).
6. О причинении обид родителям: «Довольство Аллаха – в довольстве родителей, и гнев Аллаха – в гневе родителей». (имамат-Тирмизи, хафиз Хаким).
7. Об употреблении риба (риба – ростовщичество; заранее оговорённый процент за кредит): «Аллах проклял тех, кто берет риба, даёт её, записывает её и выступает свидетелем в этом». (имамат-Тирмизи).
8. О сообщении от имени Пророка (мир ему и благословение Аллаха) о том, о чём он не говорил: «Кто сознательно солгал от моего имени, тот пусть готовит себе место в Аду». (имамАхмад).
9. О несоблюдении поста в месяце Рамадан: «Упущенное при несоблюдении одного поста в месяце Рамадан без разрешения Аллаха не наверстать, даже если соблюдать пост всю жизнь». (имамАхмад).
10. О прелюбодеянии: «Поистине, лица прелюбодеев будут гореть». (имам аль-Бухари). «Я видел мужчин и женщин, которых жарят в печи голыми, они – прелюбодеи». (имам аль-Бухари).
11. О притеснении людей правителем: «Кто бы ни был, кого Аллах сделал правителем какого-то народа и кто не старается делать добро этому народу, для того Аллах сделает Рай запретным». (имамМуслим).
12. Об употреблении опьяняющих средств и об их продаже: «Аллах взял на Себя обязательство заставить выпить тинатулхаббал того, кто пьёт спиртное». (имамМуслим). Тинатулхаббал – это пот, кровь, гной и другая грязь, выделяемая обитателями Ада. Аллах проклял и того, кто продаёт спиртное, а наркотики – ещё больший грех.
13. О гордыне: «Не вступит в Рай тот, у кого в сердце гордыня хоть на вес пылинки». (имам аль-Бухари).
14. О гомосексуализме: «Аллах проклял тех, кто совершают деяния племени Лота». (имам Ахмад)
15. О лжесвидетельстве: «Кто бы ни обвинил мусульманина в том, чего он не совершил, пусть тот подготовит себе место в Аду». (имам Ахмад).
16. О притеснении: «Притеснение – это тьма в День Суда». (имам аль-Бухари).
17. О воровстве: «Аллах проклял вора, который украл хоть верёвку и ему следует отрезать руку». (имам аль-Бухари).
18. О ложной клятве: «Из самых больших грехов – это ширк по отношению к Аллаху, обида родителей и ложная клятва, несущая людям вред». (имам аль-Бухари).
19. О лжи: «Ложь ведёт к ослушанию (Аллаха), а ослушание тянет в огонь». (имамы аль-Бухари и Муслим).
20. О самоубийстве: «Если кто-то убьёт сам себя каким- либо инструментом, то этим же инструментом мучает его Аллах и в День Суда». (имамы аль-Бухари и Муслим).
21. О взяточничестве: «Аллах проклял того, кто дает взятку, и того, кто берет её». (имам Тирмизи).
22. О согласии с недостойным поведением жены: «Трое не вступят в Рай: тот, кто обижает родителей, тот, кто молчит, видя недостойное поведение своей жены, и тот, кто ведёт себя подобно женщине». (хафизы Хаким и Байхаки).
23. Об употреблении запретного, будь это свинина, или украденное, или присвоенное, или полученное при реализации спиртного, или полученное другим недозволенным путём: «Мясо, наращённое на теле от употребления запретного, заслуживает огня». (Ибн Джарир).
24. Об осквернении мочой: «Соблюдайте чистоту от мочи, ибо большинство могильных мук из-за неё». (хафиз Дарукутни).
25. О том, кто взимает налоги: «Эта женщина чистосердечно раскаялась в прелюбодеянии, даже грехи взыскателя налогов были бы прощены после такого раскаяния». То есть, грех взыскателя налога больше чем прелюбодеяние. (имам Муслим).
26. О совершении добрых деяний напоказ: «Даже малая часть рияъ (показного) – это тоже ширк» (малый ширк). (хафиз Хаким).
27. О вероломстве: «У лицемера три признака: он, рассказывая, лжёт, не соблюдает договора и не оправдывает доверия». (имам Муслим).
28. Об отрицании предопределения судьбы: «В моей умме появятся люди, отрицающие предопределение судьбы». (хафиз Хаким).
29. О подслушивании чужих секретов: «Кто бы ни подслушивал людей в то время, когда они этого не хотят, тому в День Суда в их уши нальют расплавленный свинец». (имам аль-Бухари).
30. О проклятии: «Те, кто проклинают, в День Суда не смогут ходатайствовать и свидетельствовать». (имам Муслим).
31. О вере в гадальщиков: «У того, кто спросит у гадальщика или предсказателя и поверит тому, не принимается намаз в течение сорока дней». (имам Муслим).
33. О жене, которая разозлила мужа: «У троих намаз не поднимается выше головы, одна из них – жена, на которую злится муж». (имам Ибн Маджа).
34. О прерывании родственных уз: «Всевышний Аллах говорит: «Я Милосердный, поддержание родственных уз тоже милосердие, кто их поддерживает, того и Я поддержу (милосердием), кто их разрывает, того и Я отделю (от милосердия)». (хафиз Баззар).
35. О двуличии: «Самым плохим из людей найдёшь двуликого, который к этим приходит с одним лицом, к тем – с другим лицом». (имамы аль-Бухари и Муслим).
36. О плакальщицах, причитаниях и о тех, кто истерично кричат и рвут на себе одежду при смерти человека: «Те не из нас, кто царапают лица, рвут на себе одежду и плачут с криками, как в доисламские времена». (имам аль-Бухари).
37. Об обвинении своего рода, происхождения: «Два деяния людей считаются неверием: обвинение своего рода и причитание над умершим». (имам Муслим).
38. О мучении людей или других живых существ: «Всевышний Аллах наказал одну женщину и определил ей Ад из- за того, что она закрыла кошку и оставила её голодной». (имам аль-Бухари).
39. О прозвании мусульман язычниками или неверными: «Если брата по вере кто-то назовёт неверным, то один из них – кяфир» (т.е., или тот на самом деле кяфир, или кяфиром становится сам, кто его так прозвал). (имам аль-Бухари).
40. О брани, пожелании плохого в адрес мусульманина и о вражде с ним: «Бранить мусульманина (высказывая плохое пожелание в его адрес) – это ослушание Аллаха, война с ним – это куфру». (имам аль-Бухари).
41. Об отрицании авлия и истинных шейхов, о высказывании обвинений в их адрес, об их порицании «. Всевышний Аллах говорит: “Я объявляю войну тому, кто вредит Моему вали». (имам аль-Бухари).
42. О мужчинах, которые надевают золотые украшения, пользуются золотой посудой или надевают шелка: «Мужчинам моей уммы запрещено надевать золото и шёлк». (имамат-Тирмизи).
43. О тех, кто пугает человека, пусть даже в шутку: «Кто бы ни направил острие (оружие) на своего брата, того проклинают ангелы, пока он не уберёт его, даже если он направил его на брата родного». (имам Муслим).
44. О спорах: «Самый нелюбимый среди людей у Всевышнего Аллаха тот, кто упорно спорит». (имам аль-Бухари).
45. Об азартных играх, об игре на деньги в карты ли, в нарды ли, в шахматы или в другие игры: «Тот, кто играет в нарды, подобен тому, кто сует руку в кровь свиньи». (имам Муслим). Коран также открыто предупреждает, что это деяние шайтана и чтобы мы отдалились от этого.
46. Об обмане при купле и продаже: «Кто обманывает нас, тот не из нас». (имам Муслим).
47. О злословии: «Всякий мусульманин мусульманину запретен: его кровь, его имущество и его честь». (имам Муслим). Коран уподобляет злословие употреблению мяса умершего брата.
48. О многословии: «Большинство оплошностей человек совершает из-за многословия». (хафиз ат-Табарани).
49. О частом смехе: «Остерегайся частого смеха, ибо это разрушает сердце (душу) и лишает нура (сияния) лицо». (хафизы Ибн Хаббани Абу Ну‘айм).
Будут ли мусульмане отвечать за чужие грехи, включая родню?
Нередко люди, которые сами стараются не грешить, оказывают прямое или косвенное воздействие на совершение запретного другими. Несёт ли в таком случае верующий ответственность перед Аллахом?
В достоверном хадисе сказано: «Поистине, каждый из вас – пастырь и несёт ответственность за свою паству» (Бухари, Муслим). Паствой мужчины считается его жена, а для родителей – их дети. Но может ли распространяться данное правило на чужие грехи. Иными словами, отвечает ли муж за деяния супруги?
Учёными этот хадис трактуется как указание на то, что пастырь должен выполнять обязанности перед своей паствой в земной жизни. Иными словами, мужчине надлежит содержать свою жену, уделять ей должное внимание и не ущемлять её прав. На основании этого делается вывод о том, что ни один человек не будет наказан за грехи членов своей семьи, если он не принимал в этом участия и намеренно не толкал к запретному. Доводом тому служит аят, в котором сказано:
Ни одна душа не понесёт чужого бремени (35:18)
Но, несмотря на это, любой мусульманин должен помнить, что ему надлежит помогать другим в благом и останавливать при совершении харамного. Заключительный Божий посланник (с.г.в.) наставлял: «Если кто-то увидит (как совершается) порицаемое, то он должен остановить это своей рукой (то есть действиями). Если же он не способен сделать это рукой, то пусть остановит языком (то есть наставлениями). Если же и языком не может, то (пусть сделает это) сердцем. И это будет самым слабым проявлением веры человека» (Муслим, Тирмизи, Абу Дауд).
Таким образом, с человека может быть спрошено не за совершение грехов другими, а за собственные деяния или бездействие в конкретных ситуациях, требующих от правоверного каких-либо действий.
Аналогичным образом обстоят дела и во взаимоотношениях между родителями и их детьми. Богобоязненный отец, который сделал всё от себя зависящее в деле воспитания своего сына или дочери, не понесёт ответственности, если его ребёнок оступится и согрешит. Лишь Аллах наставляет на путь истинный и вводит в заблуждение. Об этом говорится в Священном Коране:
Воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил. Только Аллах наставляет на прямой путь тех, кого пожелает (28:56).
Помощь в совершении греха
Содействие мусульманином другому человеку в греховном запрещено. Доводом тому может служить аят суры «Трапеза»:
Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде (5:2)
Тем не менее, помощь в греховном может быть разной, и порою верующий может спровоцировать харамный поступок у других людей, сам того не подозревая. Будет ли за это засчитан ему грех?
Можно выделить три вида такой помощи: фактическая, осознаваемая и отстранённая.
Фактическая помощь – прямое содействие запретному. Например, один человек даёт другому деньги на то, чтобы тот купил себе алкогольный напиток. В данном случае очевидно, что он покупает спиртное, чтобы выпить его. Соответственно, жертвователь понесёт ответственность, если на то будет воля Аллаха.
Осознаваемая помощь – действие, которое само по себе не греховно, но человек понимает, что в дальнейшем оно приведёт к хараму. В качестве примера в исламской литературе можно встретить продажу музыкальных инструментов. Сама по себе такая деятельность не запрещена, но продавец осознаёт, что его товар будет использован для исполнения музыки и песнопений (так как иного предназначения у этих инструментов нет), которые, по мнению части мусульманских богословов, являются недозволенными. Считается, что за такой вид помощи люди тоже будут держать ответ перед Всевышним.
Отстранённое содействие, к которому верующий не имеет прямого отношения, а лишь косвенное, о котором он не знает. Например, человек продал что-то съедобное покупателю, который употребил это затем в пищу и, набравшись сил, отправился на свидание, где совершил прелюбодеяние. Другим примером может быть продажа автомобиля, на котором его новый владелец отправится за покупкой спиртного с целью употребить. За такую помощь мусульманин, по воле Аллаха, ответственности не понесёт.
Подстрекательство к греху
Люди могут также не столько помогать, сколько подстрекать к греховному. Иными словами, человек своими словами или действиями, оказывая на другого давление или оскорбляя, вынуждает последнего согрешить. Наиболее ярким примером служит ситуация, когда кто-то в присутствии другого оскорбляет его самого или его родителей, его религию, ценности и идеи, а тот в ответ на подобное поведение начинает оскорблять в ответ. Такого рода подстрекательства однозначно запрещены, так как в Книге сказано:
Не оскорбляйте тех, к кому они взывают помимо Аллаха, а не то они станут оскорблять Аллаха из вражды и по невежеству (6:108)
А Пророк (с.г.в.) и вовсе сравнил нелестные слова о чужих родителях с оскорблением собственных. Однажды Милость миров (с.г.в.) сказал: «Тот, кто оскорбляет отца и мать, совершает один из тяжких грехов». Верующих удивило такое высказывание, и они спросили: «О, Посланник Аллаха! Как кто-то может злословить в отношении своих родителей?» Тогда Пророк (с.г.в.) ответил им: «(Может случиться такое, что) он будет оскорблять отца другого человека, а тот в ответ начнёт злословить против его отца, и если же он будет оскорблять мать другого человека, тот начнёт злословить против его матери» (Бухари, Муслим).
Таким образом, каждый мусульманин должен проявлять осторожность в своих словах и действиях, чтобы невольно не стать соучастником совершения греха другим человеком.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Семь смертных грехов в исламе
Сейчас странно писать о чем-то, кроме коронавируса, поэтому предлагаю просто продлить эту тему до логического конца. Представьте, что все уже случилось: все наши усилия оказались тщетны, гречка и маски не помогли, вирус победил и мы оказались на том свете. Что будет дальше? Рассмотрим исламский вариант.
В загробном мире мусульманам, как и христианам, придется расплачиваться за свои грехи. В правоверном исламе есть свой набор смертных грехов, не столь четкий, чем у католиков, но по-своему не менее убедительный.
«Берегитесь семи вещей, которые приводят человека к погибели! – призывал Пророк. – Это придание Аллаху сотоварищей, колдовство, убийство человека, которое Аллах сделал запретным, ростовщичество, пользование имуществом сироты, побег с поля битвы, когда напал враг, обвинение целомудренной женщины в прелюбодеянии».
Все, кто занимаются ростовщичеством или участвуют в нем, – прокляты Аллахом. Пророку Мухаммеду было видение Ада, в котором он увидел людей с огромными животами, наполненными змеями. «Кто это, Джабраил?» – спросил он ангела, и тот ответил: «Ростовщики».
Ислам безусловно запретил пьянство и проституцию. «Все, что опьяняет, запретно (харам)». «Алкоголь – мать бесстыдства, величайший из грехов. Кто выпьет, может блудодействовать и с матерью». Нельзя не только пить, но и сидеть за одним столом с пьющими.
Ни один мужчина не должен оставаться наедине с женщиной. Когда мужчина остается вдвоем с женщиной, третий с ними – шайтан. Бросив взгляд на женщину, тут же отведи взгляд и больше не смотри. Первый взгляд тебе простится, второй – вменится в грех. Взгляд – это прелюбодеяние глаз, разговор – прелюбодеяние языка, прикосновение – прелюбодеяние рук. Мужчине с женщиной можно общаться только через занавесь или дверь.
Нельзя изменять друзьям и предавать людей, даже если они предали тебя. Нельзя присваивать себе лишние трофеи. Нельзя ни сплетничать, ни подглядывать, ни злословить, даже если твои слова – правда. Лучше просто промолчать, если не можешь сказать о человеке хорошее: «Или говори хорошее, или молчи». «Кто попрекнет другого а каком то грехе, тот не умрет, пока сам не совершит тот же грех». «Тот, кто молчит, спасен!»
Гордыня в исламе, как и в христианстве, – страшный грех. «Горделивые люди в Судный день будут собраны в виде маленьких красных муравьев, имеющих человеческий облик. Их будет окружать огонь огня, и они будут пить напиток из крови, гноя и нечистот, который называется Тинатуль-хабаль». «Если в сердце человека есть хоть крупица гордыни, он не войдёт в Рай».
Пророк осуждал не только поступки, но и помыслы: «Берегитесь тех желаний, которые приходят в сердце прежде совершения греха! Потому что они являются началом греха».
Тут же следует призыв к покаянию: «О люди! Кайтесь перед Аллахом. Ибо я каюсь перед Ним сто раз в день». «Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся».
Страшный суд, Рай и Ад
По учению ислама, после трубного гласа мертвые поднимутся из гробов и предстанут перед престолом Аллаха. Появятся весы и книга, где собраны все добрые и злые поступки каждого. Дальше воскресших ждет пропасть, а над пропастью – мост Сират, тонкий как паутина и острый как меч. Добрый перейдет по нему в рай, а злой упадет в адскую бездну.
Ад в исламе представлен как «геенна огненная», глубокий ров с полыхающим огнем, где грешники пьют гнойную воду и кипяток, «рассекающий их внутренности». Питаются в аду только плодами дерева Зуккум, на котором растут головы шайтанов. Грешники постоянно горят в огне, от которого «скручивается кожа», но тут же восстанавливается, чтобы муки могли длиться вечно. Об устройстве ада говорится скупо, известно только, что в нем имеется семь кругов, каждый с отдельным входом, и что чем ниже круг, тем сильней и страшней огонь.
Рай описан более подробно. В Коране сказано, что Всевышний «купил жизнь верующих и их имущество, заплатив им раем». Награда эта поистине велика. Рай – это место, где праведники никогда не будут испытывать голода и жажды, питаясь самыми изысканными яствами на блюдах из золота и запивая их чистой проточной водой, молоком, медом и вином. Лежа на расшитых подушках и коврах в тени деревьев, они будут есть лучшие плоды и мясо птиц и пить напитки, не вызывающие головной боли, которые разносят вечно юные мальчики с чашами, сосудами и кубками.
Рай – обитель чистоты, где «не будут ни плевать, ни сморкаться, ни испражняться». Съеденная там пища будет превращаться в ароматный мускус. В Раю все будут одного возраста (тридцати трех лет), а по некоторым толкованиям, даже одного роста.
Среди наслаждений рая: прохлада тенистых садов, одежда из роскошных тканей («зеленые одеяния из атласа и парчи») и гурии – чернооокие девственницы, подобные жемчугу, «которых не коснулся до них ни человек, ни джинн». Что касается женщин, то в Раю они либо сами превратятся в гурий, либо получат райских мужей.
Но высшее блаженство праведных – это лицезрение Аллаха.
Что будет за грехи в исламе
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Аллах, свят Он и велик, несколько раз повторил в Его священной Книге:
«Ни одна душа не понесёт чужого бремени!» (Коран, 6:164; 17:15; 35:18; 39:7).
В то же время Его благородный Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Каждый из вас — пастырь, и каждый из вас в ответе за свою паству (перед Аллахом). Имам (предводитель) — пастырь (для своих подданных), ответственный за свою паству (в другом варианте: «правитель, который поставлен над людьми»), мужчина — пастырь в своей семье и ответственный за свою паству, женщина — пастырь в доме её мужа и ответственная за свою паству, слуга — пастырь для имущества своего хозяина и ответственный за свою паству» (аль-Бухари, Муслим);
«Любой народ, среди которого некто будет совершать греховное, а они могут исправить это, но не исправят, то приблизятся не иначе как к тому, что Аллах распространит наказание на всех них!» (Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа; достоверность подтвердил Ибн Хиббан. См. «Фатху-ль-Бари» Ибн Хаджара, 13/60).
Поэтому Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, став повелителем мусульман, однажды признался:
«Я боюсь, что Аллах спросит с меня даже за верблюда, который погиб из-за недосмотра на берегу Евфрата» («ат-Табакату-ль-кубра» Ибн Са’да, 3/305; «ат-Тарих» ат-Табари, 2/566).
В другой передаче хадиса он сказал:
«Даже если ягнёнок – детёныш овцы погиб из-за недосмотра на берегу Евфрата, я боюсь, что Аллах спросит с меня за него» («аль-Мусаннаф» Ибн Аби Шейбы, 8/153; «Хильяту-ль-авлия» Абу Ну’айма, 1/53; «Ансабу-ль-ашраф» аль-Балязури, 3/409).
Нет ли тут противоречия со словами Аллаха? Ничуть. В статье Принуждение к грехам мы уже говорили о том, что в обязанности всех мусульман входит исправление и предупреждение чужих ошибок (по мере знаний и возможностей):
«Вы стали лучшей из общин, порождённой на благо человечества, повелевая (людям совершать) одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха» (Коран, 3:110).
Однако внимут они нашим словам или нет — зависит не от нас, а от Всемогущего Аллаха:
«Воистину, ты, (Пророк,) не сможешь наставить на истинный путь того, кого полюбил. Однако Аллах ведёт верным путём того, кого пожелает. Он лучше знает тех, кто следует верным путём» (Коран, 28:56);
«Кого Аллах ведёт истинным путём, тот руководствуется им. А кого Он вводит в заблуждение — тому ты не найдёшь ни покровителя, ни наставника» (Коран, 18:17).
Похожие фразы есть и в Библии:
«Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею. Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего. Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Моё по всей земле. Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает. Ты скажешь мне: «За что же ещё обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?» А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «Зачем ты меня так сделал?» Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почётного употребления, а другой для низкого?» (Послание к римлянам, 9:15-21).
Поэтому Его слова «Ни одна душа не понесёт чужого бремени» означают, что Аллах не взыщет с человека за мысли и намерения других людей, как и за их поступки, на которые тот не мог повлиять. Недаром же Он говорил Своему Пророку (мир ему и благословение Аллаха):
«Ты не имеешь никакого отношения к их расчёту, а они не имеют никакого отношения к твоему расчёту. » (Коран, 6:52);
«Если же они отвернутся, то ведь Мы не посылали тебя как хранителя для них. На тебя возложена лишь передача (Откровения)» (Коран, 42:48);
«Напоминай же, ведь ты – только напоминающий, и ты не властен над ними» (Коран, 88:21-22).
А посланник Аллаха Нух (Ной, мир ему) ответил тем его современникам, которые спорили с ним:
«Мои наставления не принесут вам пользы, даже если я хотел бы дать вам добрый совет, если Аллах желает сбить вас с верного пути. Он – ваш Господь, и к Нему вы будете возвращены» (Коран, 11:34).
Далее, когда он захотел обратиться к Господу миров с мольбой за неверующего сына, который утонул в водах потопа, Аллах отказал ему в этом:
«Нух воззвал к своему Господу, сказав: «Господи! Ведь сын мой (, который утонул,) – часть моей семьи. Твое обещание (помиловать мою семью) было правдиво, и Ты – наимудрейший из судей». (Аллах) сказал: «О Нух (Ной)! Он не был из твоей семьи, и такой поступок (мольба за него) не является праведным. Не проси Меня о том, о чём у тебя нет знания. Воистину, Я советую тебе не быть в числе невежд»» (Коран, 11:45-46).
Что же касается слов пророка Ибрахима (Авраама, мир ему), обращённых к его отцу:
«. я обязательно буду просить для тебя прощения, но я не нисколько не распоряжаюсь твоей (судьбой) перед Аллахом» (Коран, 60:4),
то в другой суре Аллах пояснил:
«Ни Пророку, ни тем, которые уверовали, не подобает просить (у Аллаха) прощения для (покойных) многобожников, даже если те были их родственниками, после того, как им (верующим) стало ясно, что те станут обитателями Ада. А мольба Ибрахима о прощении для его отца была ничем иным, как (исполнением) обещания, которое он ему дал. Когда же ему стало ясно, что тот (отец) является врагом Аллаха, он отрёкся от него» (Коран, 9:113-114).
Таким образом, вина покойного нечестивца не переходит на его родственников (если они не разделяли его грехов), что подтверждают и библейские тексты:
«Душа согрешающая, она умрёт; сын не понесёт вины отца, и отец не понесёт вины сына, правда праведного при нём и остаётся, и беззаконие беззаконного при нём и остаётся» (Иезекииль, 18:20). См. также Нужна ли нам история и какая?
Этим Ислам и отличается от многих неисламских религий и идеологий с их догмами коллективной вины и кровной мести.