Что будет за хамство сотруднику полиции
Чем грозит оскорбление сотрудника полиции при исполнении?
Все предусмотренные меры наказания за нанесение оскорбления сотруднику полиции при исполнении предусмотрены в тексте статьи 319 Уголовного Кодекса РФ.
В этой статье будут рассмотрены такие вопросы:
Система полиции и каждый её сотрудник представляют интересы власти в отношении сохранения порядка. Они выступают частью общей системы управления, поэтому любые оскорбления и выражения в адрес полиции, как и её должностных лиц, расценивается как оскорбление всего ведомства правоохранительной власти в целом.
Причём, основными объектами оскорбления являются правомерная работа сотрудника полиции, его достоинство и честь личности. Любое поругание и оскорбление представителя охраны порядка чревато созданием угрожающей обстановки во всей общественной среде и повышением риска угрозы для всех её членов, так как сотрудник-правоохранитель, не отстоявший свои честь и достоинства, теряет авторитет, а значит не сможет он отстоять и комфорт и безопасность граждан. Это грозит потерей авторитета всей структуры власти, чего ни в коем случае нельзя допустить.
Что можно считать оскорблением
Основным поводом для открытия уголовного дела с привлечением к ответственности является совершение какого бы то ни было оскорбительного поступка или действия в адрес сотрудника полиции, будь то письменное оскорбление или на словах. На факт преступного поступка в виде оскорбления вариант его совершения никак не влияет.
Критерии и факты, определяющие объективность противоправного поступка в виде оскорбления сотрудника правоохранительных органов:
Для определения тяжести совершённого преступления берётся во внимание оценка оскорбительного поступка, определяемая с помощью таких субъективных факторов, как умысел, мотив, обстоятельства оскорбления и подтверждение вины. К примеру, если гражданин нанёс оскорбление сотруднику полиции из-за того, что тот вымогал взятку или использовал другие способы давления, тогда мера наказания будет значительно смягчена или же вовсе не будет применена.
Условия привлечения к ответственности
Гражданин, нанёсший оскорбление полицейскому привлекается к ответственности, если правоохранитель исполнял непосредственно свои служебные обязанности по охране порядка на вверенном ему участке. В случае, если гражданин допустил оскорбление состоящего на службе сотрудника правоохранительных органов в его нерабочее время, например, в выходной, то такую меру наказания применить невозможно.
Кроме того, существует ещё ряд условий, при которых можно привлечь к ответственности по статье 319 УК РФ:
В том случае, когда противоправный поступок относительно попрания чести и достоинства сотрудника полиции при исполнении его должностных обязанностей выходит за рамки всех вышеописанных условий, тогда оно расценивается как преступление против личности. Например, когда сотрудник, находясь на отдыхе, слышит в свой адрес непристойные выражения или брань, то за такие действия лицо привлекается к административной ответственности с предписанием штрафа от 1 до 3 тыс. руб.
Что грозит за оскорбление полицейского
Вся серьёзность нарушения состоит в разрушении авторитета не какого-то конкретного сотрудника, а всего правоохранительного органа за неспособность справиться с подобными инцидентами в нарушении порядка. Поэтому требует применения определённых мер наказания по отношению к нарушителю.
За оскорбление сотрудников Полиции злоумышленник в обязательном порядке привлекается к уголовной мере ответственности, которая предусматривает следующие санкции:
В зависимости от серьезности и глубины оскорбления, вышеперечисленные меры могут сочетаться между собой, поэтому наказание может оказаться более или менее суровым. Например, к нарушителю могут быть применены штрафные санкции в виде денежного штрафа и выход работы обязательного характера в размере 360 часов.
При вынесении решения может быть учтено присутствие как смягчающих, так и отягчающих факторов совершения противоправного поступка, относительно чести и достоинства полицейского. Однако, независимо от глубины оскорбительных действий такое поведение приведёт к наложению меры наказания, поэтому своё недовольство необходимо выражать сугубо в корректной форме.
Возможно ли, и как обойти штраф
За оскорбление сотрудника-правоохранителя, когда он находил при исполнении своего служебного долга, вряд ли получиться. Самый эффективный способ – это попробовать принести извинения и договориться непосредственно с потерпевшим о возможности его отказа от возбуждения дела с предъявлением меры наказания. В случае, если такая попытка не увенчается успехом, тогда следует обратиться к варианту нахождения путей смягчения меры наказания. В качестве таких обстоятельств могут служить условия:
При соблюдении одного или нескольких вышеописанных пунктов, вина гражданина не будет доказана, а его поступок в отношении сотрудника полиции будет признан ненамеренным оскорблением, а значит, мера наказания за оскорбление будет смягчено.
Каждая подобная ситуация включает в себя индивидуальные особенности её участников. Тем не менее, знание законодательства принесёт свою пользу, но не обязательно поможет в достижении ожидаемого результата. На окончательный исход могут повлиять множество дополнительных факторов и обстоятельств.
Даже в случае того, что гражданину нанесён ущерб сотрудником полиции, то и тогда оскорбление при исполнении расценивается как нарушение. Однако, можно обратиться к варианту апелляции поведения сотрудника согласно действующему закону РФ. Обойтись без штрафов, исправительных и обязательных работ можно только тогда, когда удастся прийти к взаимным договорённостям мирным путём.
Какая ответственность предусмотрена за нанесение оскорбления сотруднику полиции?
В соответствии со статьей 319 Уголовного кодекса Российской Федерации за публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением предусмотрены: штраф в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательные работы на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительные работы на срок до одного года.
Представителем власти в данном случае признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
Часть 3 статьи 5.61 КоАП предусматривает возможность привлечения к административной ответственности должностных и юридических лиц за непринятие мер к недопущению оскорбления в публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей).
Согласно пункту 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения.
Статьей 26.2 КоАП установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 26.2 КоАП не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Также следует учитывать, что материалы звукозаписи могут быть признаны доказательствами, только если сведения, изложенные в них, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении (части 1 и 2 статьи 26.7 КоАП).
Что будет, если слегка ударить полицейского?
Полицейский наступил мне на ногу и некорректно со мной разговаривал. У нас произошла словесная перепалка, в итоге он меня довольно жестко скрутил и положил лицом на асфальт. Меня задержали на 15 часов.
Полицейский составил на меня протокол: якобы я ударила его ногой по ноге. А я написала заявление, что полицейский общался со мной некорректно и наступил мне на ногу. Еще я прошла судмедэкспертизу, так как остались большие синяки на обеих руках в трех местах.
Скажите, пожалуйста, что мне может грозить за эту ситуацию? У меня есть ребенок шести лет.
Порадовать вас, к сожалению, ничем не могу. Даже если слегка ударить любого сотрудника правоохранительных органов при исполнении, в большинстве случаев это может закончиться возбуждением уголовного дела. Независимо от того, ударили вы полицейского по ноге или нет, придется потратить много времени, сил, а возможно, и денег.
Обо всех обстоятельствах вашего дела судить сложно: ситуацию вы изложили очень кратко, а в таких случаях каждая мелочь имеет значение. Поэтому я бы рекомендовал найти хорошего адвоката, у которого есть опыт защиты по таким делам. Здесь вам могут помочь наши статьи:
Делать какие-либо выводы о вашей виновности или невиновности я тоже не могу: авторы Т—Ж не могут подменять собой суд. Но расскажу, как события могут развиваться дальше, как можно построить свою защиту и какие способы гарантированно не сработают.
Что вообще произошло
Вы пишете, что сотрудник полиции наступил вам на ногу и некорректно с вами разговаривал. В результате словесной перепалки вас задержали. Теперь сотрудник полиции утверждает, что вы пнули его по ноге, — это он указал в протоколе. Вы написали встречное заявление, где утверждаете, что сотрудник полиции вел себя некорректно и наступил вам на ногу.
Кроме того, у вас есть зафиксированные судмедэкспертом травмы: синяки на руках в трех местах. Поскольку я не знаю, как именно они появились, буду считать, что эти синяки вы получили в момент задержания. Маловероятно, что они возникли, когда сотрудник полиции наступил вам на ногу.
Еще предположу, что сотрудник полиции находился при исполнении служебных обязанностей, иначе, вероятно, никакого задержания бы не было.
Судимость за оскорбление сотрудника полиции! Разбор от юриста! Разбираемся вместе!
Приветствую Вас, мои дорогие читатели!
Убедительная просьба к Вам мои дорогие читатели, прошу Вас поставить лайк и оставить комментарий, это очень поможет мне в моем деле, для Вас нетрудно, а мне приятно!
Я просто уверен, что многие наши граждане не знают, что гражданина могут привлечь к уголовной ответственности за оскорбление сотрудника правоохранительного органа при исполнении им служебных обязанностей.
В настоящем Уголовном кодексе Российской Федерации имеется статья 319 под названием «Оскорбление представителя власти».
Небольшое отступление! Кто такой представитель власти спросите меня Вы, а я вам отвечу, что представителем власти могут быть не только сотрудники правоохранительных органов, но и должностные лица, наделенные распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости, но от моего ответа ясней не стало.
Именно поэтому я оставлю ссылку на перечень должностных лиц:Подробнее ➤
Чтобы было немного понятней, то представителем власти могут быть как сотрудники правоохранительных органов, так и государственные служащие.
Диспозиция статьи 319 УК РФ звучит так: «Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением».
Теперь разберем ее по полочкам!
Что мы должны понимать под оскорблением?
Ранее в Уголовном кодексе РФ имелась статья 130 под названием «оскорбление», которая звучала так: «Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме», но данная статья утратила силу.
В настоящее время в ст. 5.61 КоАП РФ под оскорблением понимается унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, то есть тоже самое, что и ранее в ст. 130 УК РФ. Статья 130 УК РФ просто перекачивала в КоАП РФ.
Таким образом, под оскорблением в статье 319 УК РФ понимается унижение чести и достоинства представителя власти, выраженное в неприличной форме.
Внимание! Мы должны учитывать специальные признаки данного преступления, а какие же они спросите Вы?
Статья 319 УК РФ предусматривает следующие специальные признаки:
В противном случае, если вышеуказанные признаки отсутствуют, то такое деяние теряет статус преступления и гражданин не может быть привлечен к уголовной ответственности.
Можно сказать, что главный и основной признак это публичность, нет публичности – нет преступления (на публичность указывают показания свидетелей).
Если отсутствует хотя бы одни специальный признак, то состав преступления не образуется.
Каждое преступление необходимо доказать, а значит следователь обязан провести проверку в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ, если есть основания для возбуждения уголовного дела – возбудить уголовное дело, провести предварительное расследование, в ходе которого собрать доказательства, исследовать данные доказательства, провести следственные мероприятия, составить обвинительное заключение, направить его прокурору для утверждения, а потом дело будет направлено в суд, но по собственной практике говоря данные дела, могут быть рассмотрены в особом порядке, то есть без судебного разбирательства, только в том случае если гражданин полностью признал свою вину и согласен с предъявленным ему обвинением!
К чему я это изложил, а к тому, что вина гражданина должна быть доказана, проведены необходимые следственные мероприятия и т.п., результаты, которых будут указывать на наличие вины в действиях гражданина. Просто так никого никогда не привлекают!
Каковы критерии оценки оскорбления?
Критерии оценки оскорбления являются этическими. Но мы знаем, что этика отдельных личностей и политическая этика существенно отличается друг от друга. Поэтому для оскорбления представителя власти не обязательно совершать действия, неприличные с точки зрения обыденной морали, но насмешка над человеком, выступающим в качестве представителя власти, есть сознательное понижение не только его статуса, но и неуважение к власти в целом. Оскорбительность такого поведения не утратит своего значения даже тогда, когда виновный пользовался нормативной лексикой.
Хочу сказать, что насмешку «к делу не пришьешь», вину человека нужно доказывать, здесь речь идет о серьезных правовых последствиях для человека, а не об играх в реальную жизнь. Поэтому следователь в обязательном порядке проводит лингвистическую экспертизу в целях установления в высказываниях обвиняемого лингвистических признаков унижения и неприличной формы выражения. Лингвистическая экспертиза одно из доказательств, уличающих гражданина в совершении преступления.
По практике чаще всего граждане оскорбляют представителей власти посредством обычного мата, их послание персонифицировано, то есть обращено к конкретному человеку (представителю власти).
Какова мера наказания для гражданина, который оскорбит представителя власти?
Гражданин, оскорбивший представителя власти, может быть наказан следующим образом:
Но самое главное, что гражданин никогда не сможет смыть с себя судимость (мое оценочное суждение). Да, вы можете сказать, что судимость может быть погашена либо снята, но сведения о том, что у вас имелась судимость за совершение преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ навсегда останется в базе данных информационного центра УМВД России, в которой зафиксированы сведения о наличии судимости за определенное преступление и в каком году было совершено такое преступление.
Хотелось бы сказать, если гражданин был осужден в одном субъекте, то сведения о его судимости будут определены в базе данных информационного центра УМВД России по субъекту.
На данный момент я не знаю таких способов, которые помогли гражданину убрать такие сведения из базы данных.
Кого могут привлечь к уголовной ответственности?
Привлечь могут только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности 16 лет. На лиц, достигших 14 лет ответственность не распространяется это вытекает из ч.2 ст. 20 УК РФ, но с ними может быть проведена профилактическая работа подразделением органов по делам несовершеннолетних.
Каковы возможные последствия для гражданина и его детей?
Не хочу никого огорчать, но с трудоустройством у гражданина могут возникнуть некоторые проблемы.
Работодатели неохотно берут на работу граждан с судимостью и это действительно так, ведь непросто так в перечень документов для трудоустройства входит справка о наличии (отсутствии судимости).
Для детей могут возникнуть трудности только в том случае, если они собираются поступать в ВУЗы, которые связаны с правоохранительной деятельностью, к примеру, академия МВД, академия Следственного комитета России, университет Прокуратуры РФ и т.п. Почему возникают трудности? Трудность обусловлена тем, что в отношении кандидата проводится проверка на предмет наличия судимости либо уголовного преследования, а также в отношении его близких, такая проверка является стандартной, и если результаты проверки показывают положительный результат, то возникают определенные трудности (отказ в поступлении).
По аналогии с трудоустройством вашего ребенка в правоохранительные структуры тоже могут возникнуть трудности, поскольку проверка в отношении кандидата это обязательно!
По моему мнению, дети за родителей не отвечают!
Еще одно неприятное последствие для гражданина:
Предъявление представителем власти искового заявления в рамках уголовного дела о компенсации морального вреда, причиненного преступлением.
Формулировка закона. Под моральным вредом мы должны понимать нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Практика разнообразна, поэтому приведу один пример.
Решение по иску о взыскании компенсации за публичное оскорбление сотрудников полиции Дело №2-1185/2016. Требования взыскать с ответчика в пользу каждого из сотрудников полиции компенсацию морального вреда, причиненного преступлением в размере 50 000 рублей. Суд удовлетворил требования частично, то есть взыскал по 25 000 рублей в пользу каждого сотрудника полиции с виновника, совершившего преступление.
Как избежать уголовной ответственности?
Вопрос конечно хороший, но ответа на такой вопрос только два и они следующие:
1)Гражданин может быть освобожден от уголовной ответственности только в том случае, если он впервые совершил преступление и при этом примирился с потерпевшим и загладил причиненный потерпевшему вред.
2)Также гражданин может избежать уголовной ответственности, но с назначением судебного штрафа, если он возместил ущерб или иным образом загладил причиненный преступлением представителю власти вред.
Есть и другие основания, но к данному случаю они не подходят, не буду разглагольствовать, а то надолго выйдет (статья специфична).
На этом у меня все! Спасибо за внимание!
Если возникли какие-либо вопросы прошу в комментарии!
Также прошу ознакомиться с другими моими статьями в профиле, Вы найдете также много полезного!
О проступке, порочащем честь сотрудника органов внутренних дел: понятие проступка, виды проступков, порядок увольнения сотрудников за совершение проступка
О проступке, порочащем честь сотрудника органов внутренних дел: понятие проступка, виды проступков, порядок увольнения сотрудников за совершение проступка
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также определение правового положения (статуса) сотрудника органа внутренних дел, регулируются Федеральным законом РФ от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о службе), Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее-Закон о полиции), другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в сфере органов внутренних дел.
Законодателем понятие проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, а также его виды, перечень таких проступков не определены.
Вместе с тем, пунктом 9 части 3 статьи 82 Закона о службе установлено, что контракт подлежит расторжению, а сотрудник увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел.
Увольнение по названному основанию является самостоятельным основанием для расторжения контакта с сотрудником и не связано с привлечением сотрудника к дисциплинарной ответственности.
Отсутствие законодательного урегулирования данного вопроса, тем не менее, не означает, что положения пункта 9 части 3 статьи 82 Закона о службе могут быть применены произвольно.
Так, частью 4 ст. 7 Закона о полиции предусмотрено, что сотрудник полиции как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.
В силу пункта 2 части 1 статьи 13 Закона о службе сотрудник органов внутренних дел при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти.
В соответствии с п.п. «а», «б» п.11 и 12, п.13 Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренного решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23.12.2010 года, государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов и органов местного самоуправления, так и государственных служащих, исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как государственных органов и органов местного самоуправления, так и государственных (муниципальных) служащих, а также государственные служащие обязаны соблюдать Конституцию Российской федерации, Федеральные конституционные и Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Государственные (муниципальные) служащие в своей деятельности не должны допускать нарушение законов и иных нормативных правовых актов, исходя из политической экономической целесообразности либо иным мотивам.
Указанные нормы свидетельствуют о том, что сотрудник органов внутренних дел должен соблюдать определенные ограничения в поведении, определенные нравственные принципы не только при осуществлении служебной деятельности, но и во внеслужебное время.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной как в постановлении от 06.06.1995 № 7-П, так и в определениях от 21.12.2004 № 460-О, 16.04.2009 № 566-О, 19.06.2012 № 1174-О, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что определяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка, общественную безопасность. Законодатель определяет правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органа внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц. Поступая на службу в орган внутренних дел, гражданин добровольно возлагает на себя обязанности соответствовать указанным требованиям и добросовестно исполнять свои обязанности.
Возможность увольнения сотрудников органов внутренних дел за проступок, порочащий честь сотрудника органа внутренних дел, то есть за несоблюдение добровольно принятых на себя обязательств, предусмотренных законодательством, обусловлено особым правовым статусом указанных лиц.
Из содержания приведенных норм с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что в случае совершения сотрудником органов внутренних дел проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, он подлежит безусловному увольнению, а контракт с ним расторжению. Применение других мер ответственности в данном случае невозможно, поскольку закон не предоставляет руководителю органа внутренних дел права избрания для такого сотрудника иной более мягкой меры ответственности, чем увольнение из органов внутренних дел.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 г. № 278-О, возможность увольнения со службы сотрудника органов внутренних дел, более не отвечающего установленным требованиям, предопределена необходимостью комплектования правоохранительных органов лицами, имеющими высокие морально-нравственные качества и способными надлежащим образом выполнять принятые ими на себя обязательства по защите прав и свобод человека и гражданина, соблюдению положений Конституции Российской Федерации, обеспечению безопасности, законности и правопорядка. При этом пункт 9 части 3 статьи 82 Закона о службе не предполагает возможности его произвольного применения, поскольку подразумевает, что принятию решения об увольнении сотрудника органов внутренних дел со службы за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, т.е. за несоблюдение им добровольно принятых на себя обязательств, предусмотренных законодательством, предшествует объективная оценка совершенного им деяния, а обоснованность увольнения со службы может быть предметом судебной проверки.
По имеющимся материалам судебной практики к проступкам, порочащим честь сотрудника органов внутренних дел, относятся:
По итогам работы за 2018 год из органов внутренних дел, находящихся на территории Республики Марий Эл, за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органа внутренних дел, уволено 13 сотрудников (2017 год – 21 сотрудник).
В 2018 году в суды с исковым заявлением к МВД по Республике Марий Эл о восстановлении на службе обратилось 5 сотрудников, совершивших проступок, порочащий честь сотрудника органов внутренних дел. В удовлетворении заявленных требований судами было отказано всем 5 сотрудникам.
Процедура увольнения сотрудников органов внутренних дел за проступок, порочащий честь сотрудника органов внутренних дел, как правило, проводится по результатам служебной проверки, и регламентируется ст.ст.52, 82, 89 Закона о службе, а также Порядком проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 26 марта 2013г. №161.
Так, на основании ч.1, 4 ст.52 Закона о службе служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, а также по заявлению сотрудника. Служебная проверка проводится в течение тридцати дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может быть продлен, но не более чем на тридцать дней. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам.
Согласно ч.1, 5, 8, 12 ст.89 Закона о службе прекращение или расторжение контракта с сотрудником органов внутренних дел, увольнение его со службы в органах внутренних дел и исключение из реестра сотрудников органов внутренних дел осуществляются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем. На сотрудника органов внутренних дел, увольняемого со службы в органах внутренних дел, оформляется представление, содержащее сведения об основании увольнения, о стаже службы (выслуге лет) в органах внутренних дел, возрасте, состоянии здоровья сотрудника, наличии у него прав на получение социальных гарантий в зависимости от основания увольнения, а также иные сведения, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В последний день службы сотрудника органов внутренних дел уполномоченный руководитель или по его поручению иное должностное лицо обязаны выдать этому сотруднику трудовую книжку и осуществить с ним окончательный расчет. Увольнение со службы в органах внутренних дел сотрудника органов внутренних дел в период его временной нетрудоспособности, пребывания в отпуске или в командировке не допускается, за исключением случаев, в том числе при увольнении сотрудника, совершившего проступок, порочащий честь сотрудника органов внутренних дел.
Одновременно отмечаю, что порядок привлечения к дисциплинарной ответственности и порядок увольнения со службы в органах внутренних дел отличаются.
Статьей 10 рекомендации № 166 Международной организации труда «О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя», принятой в г. Женеве 22 июня 1982 года на 68-ой сессии Генеральной конференции Международной организации труда, определено, что предприниматель отказался от своего права прекратить трудовые отношения с трудящимся за совершенный последним проступок, если он не сделал этого в разумный срок после того, как ему стало известно об этом проступке.
Порядок увольнения со службы в органах внутренних дел определен главой 12 Закона о службе и не содержит названного ограничительного срока на возможность увольнения сотрудника в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, в течение шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка.
Частью 2 статьи 3 Закона о службе установлено, что в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 названной статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.
Частью пятой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что увольнение работника по основанию, предусмотренному пунктом 8 (совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы) части первой названной статьи, в случаях, когда аморальный проступок совершен работником вне места работы или по месту работы, но не в связи с исполнением им трудовых обязанностей, не допускается позднее одного года со дня обнаружения проступка работодателем.
При проведении процедуры увольнения сотрудника органов внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, кадровое подразделение заблаговременно вручает сотруднику уведомление о прекращении или расторжении контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел.
В случае отказа сотрудника от получения уведомления о прекращении или расторжении контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел сотрудником кадровое подразделение или иным сотрудником по решению руководителя (начальника) территориального органа, организации, подразделения МВД России, структурного подразделения составляется соответствующий акт в произвольной форме.
При отсутствии возможности вручения сотруднику, подлежащему увольнению, уведомления по месту службы оно направляется заказным письмом с уведомлением о вручении по месту жительства (месту пребывания) сотрудника, указанному в личном деле.
Кадровое подразделение проводит беседу с увольняемым со службы сотрудником (о чем составляет соответствующий лист) либо составляет акт об отсутствии возможности проведения беседы с сотрудником, об отказе (уклонении) сотрудника от участия в беседе или ознакомления с листом беседы.
Кадровое подразделение готовит представление к увольнению со службы в органах внутренних дел, знакомит (под расписку) сотрудника с представлением к увольнению со службы в органах внутренних дел либо составляет акт об отказе сотрудника от ознакомления с представлением к увольнению (в случае такого отказа).
Также кадровое подразделение на момент рассмотрения вопроса об увольнении сотрудника из органов внутренних дел готовит справку о нахождении (ненахождении) сотрудника на излечении либо в отпуске.
Правовые подразделения оказывают сотрудникам кадровых подразделений консультационную и методическую помощь при подготовке материалов и проектов приказов об увольнении сотрудников со службы в органах внутренних дел.
Кадровым подразделением на правовую экспертизу представляется полный перечень документов, необходимых для принятия решения об увольнении сотрудников со службы в органах внутренних дел и прилагаемых к проекту приказа об увольнении. В случае представления неполного перечня правовое подразделение возвращает исполнителю проект приказа об увольнении сотрудника со службы в органах внутренних дел без проведения правовой экспертизы.
Правовые подразделения осуществляют правовой контроль в целях обеспечения законности принимаемых решений об увольнении сотрудников со службы в органах внутренних дел.
При проведении правовой экспертизы проектов приказов об увольнении сотрудников со службы в органах внутренних дел правовое подразделение должно обращать внимание на законность и обоснованность увольнения.
С этой целью следует проверить, соблюден ли установленный законодательством порядок расторжения контракта и увольнения сотрудника со службы в органах внутренних дел основаниям, предусмотренным законодательством, а также правильность определения таких оснований.
В случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации, допущенных при принятии решения о прекращении (расторжении) контракта, или в случае выявления (возникновения) новых обстоятельств, связанных с прекращением или расторжением контракта, правовое подразделение незамедлительно информирует о данных фактах сотрудников кадрового подразделения с целью устранения имеющихся недостатков, а также вносит руководству территориального органа МВД России конкретные предложения об устранении нарушений с целью недопущения причин их возникновения в будущем.