Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА
Памятка по реализации сигарет в Российской Федерации
Памятка по реализации сигарет в Российской Федерации
Как нельзя продавать сигареты
Без маркировки. С 1 июля 2019 года производители выпускают только маркированные сигареты. На упаковке есть специальный код: по нему любую пачку можно отследить от завода до покупателя. У розницы есть год, чтобы распродать остатки сигарет без маркировки. После 1 июля 2020 года можно продавать только маркированные сигареты.
Пачка сигарет с DataMatrix кодом. Чтобы её продать, нужно просканировать квадратный код 2D сканером
Без акцизных (специальных) марок. Производители сигарет сами закупают и приклеивают на пачки акцизные марки. Есть два вида марок: для местного и заграничного табака. На каждой указывают вид товара: сигареты с фильтром, сигары, сигариллы, табак трубочный. В момент приёмки товара предпринимателю нужно убедиться, что на пачках есть акцизные марки.
Акцизная марка для привозных (импортных) сигарет.
Специальная марка для всей российской табачной продукции.
На открытой витрине. В торговом зале можно разместить только перечень сигарет с ценами. Продавец может открыть витрину с табаком, только когда покупатель попросит об этом.
Дороже цены на пачке. У пачки сигарет есть две цены, минимальная и максимальная:
максимальную розничную цену пишут на пачке. Продавать сигареты дороже нельзя;
минимальная розничная цена на пачке не указана. Чтобы её посчитать, нужно цену на пачке умножить на 75%. Это и будет минимальная розничная цена. Продавать дешевле запрещено.
Как можно продавать сигареты:
Оформить перечень табачной продукции. Витрину с табаком нужно закрыть и указать цены в перечне. На белом листе чёрными буквами одинакового размера в алфавитном порядке перечислить названия сигарет, а рядом — цены. В перечень нельзя добавлять фотографии или рисунки сигаретных пачек.
Организации, ИП, в товарном ассортименте которых есть табачная продукция должны установить онлайн-кассы. Реализация табачной продукции без применения ККТ запрещена.
Что грозит нарушителям за нарушение законодательства:
Стимулирование продажи табака (п.1 ст. 14.3.1 КоАП РФ):
Неправильно оформленный перечень сигарет, продажа в запрещённых местах (п. 1 ст. 14.53 КоАП РФ):
Продажа сигарет несовершеннолетнему (п. 3 статья 14.53 КоАП РФ):
Продажа сигарет дороже цены на пачке (п. 1 статья 14.6 КоАП РФ):
Привлечение к уголовной и административной ответственности за реализацию контрафактной табачной продукции:
В соответствии со ст. 171.1 УК РФ запрещен сбыт немаркированной табачной продукции, подлежащей обязательному акцизу. Законодательством предусмотрено наказание за торговлю сигаретами без акциза в особо крупном размере или группой:
При нарушении законодательства в особо крупном размере предусмотрено наказание в виде штрафа в размере 1 млн руб. (или дохода предпринимателя за 5 лет) и лишения свободы до 6 лет.
Административная ответственность
В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 15.12), к административной ответственности привлекаются граждане, совершившие продажу немаркированной продукции в небольшом объеме.
За продажу безакцизной табачной продукции налагаются следующие санкции:
За оборот сигарет без акциза предусмотрены санкции:
Итог:
Где нельзя продавать сигареты:
Как нельзя продавать сигареты:
Изменение законодательства в 2021 году:
С 12.2020 года установлен лимит на взрослого человека запрещающий перемещение табачных изделий в количестве более 200 сигарет, или 50 сигар (сигарилл), или 250 граммов табака. Либо же указанных изделий в ассортименте общим весом не более 250 граммов на одного человека.
На территории РФ реализации подлежит только акцизная табачная продукция. Если маркировки нет, товар считается контрафактным или фальсифицированным.
В целях предупреждения незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями каждая пачка и каждая упаковка табачных изделий подлежат в обязательном порядке маркировке в соответствии с требованиями Федеральный закон от 22.12.2008г. № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию».
С 1 июля 2018 года действуют внесенные изменения в статью 18 Федерального закона от 23.02.2013г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Часть 2 ст. 18 регламентирует порядок учета производства табачной продукции и ее перемещение через таможенную границу. Часть 4 ст.18 регулирует процедуру проверки подлинности федеральных специальных и акцизных марок сигарет.
Проверка подлинности федеральных специальных марок и акцизных марок проводится организациями, осуществляющими оптовую и розничную торговлю табачной продукцией и табачными изделиями, визуально, а также с использованием доступа к информационным ресурсам уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
Нарушение условий торговли табачными изделиями может привести к привлечению к уголовной или административной ответственности
Уголовная ответственность
Административная ответственность
В соответствии со ст. 171.1 УК РФ запрещен сбыт немаркированной табачной продукции, подлежащей обязательному акцизу. Законодательством предусмотрено наказание за торговлю сигаретами без акциза в особо крупном размере или группой:
Штрафные санкции в размере от 700000 до 1000000 рублей.
Принудительные социальные работы (на период до 5 лет).
Штраф в размере дохода (заработной платы) гражданина за последние 3-5 лет.
Штраф в размере 1 млн. руб. (в размере дохода предпринимателя за 5 лет) и лишение свободы до 12 лет.
При нарушении акцизного законодательства в особо крупном размере предусмотрено наказание в виде штрафа в размере 1 млн. руб. (или дохода предпринимателя за 5 лет) и лишения свободы до 6 лет. К ответственности привлекаются граждане, совершившие торговлю табачной продукцией без акциза в крупном размере (свыше 100 тыс. руб.):
Штраф до 500 тыс. руб. (или в размере дохода от 1 до 2 лет).
Лишение свободы до 8 лет.
Штраф в объеме от 700 тыс. руб. до 1 млн. руб. (или в размере дохода за 5 лет).
Штраф за продажу сигарет без акциза и законодательные санкции зависят от объема изъятой продукции. Определяется крупный размер нелегальной продукции (в размере более 100 тыс. руб.) и особо крупный (в объеме 1 млн руб. и более).
В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 15.12), к административной ответственности привлекаются граждане, совершившие продажу немаркированной продукции в небольшом объеме.
За продажу безакцизной табачной продукции налагаются следующие санкции:
К гражданам, совершившим продажу, – штраф от 2 до 4 тыс. руб. с изъятием предметов правонарушения.
Штраф от 5 до 10 тыс. руб. с изъятием продукции (применяется к должностным лицам).
Штраф в объеме от 50 до 300 тыс. руб. с изъятием продукции (применяется к юридическим лицам).
За оборот сигарет без акциза предусмотрены санкции:
К гражданам – штраф от 4 до 5 тыс. руб.
К должностным лицам – штраф от 10 до 15 тыс. руб.
К юридическим лицам – штраф от 200 до 300 тыс. руб.
За продажу и оборот сигарет без акциза предусматриваются не только штрафные санкции, но и полное изъятие контрабандного товара
Прав ила продажи табачной продукции
Статья 19 Федерального закона от 23.02.2013г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
Ограничения торговли табачной продукцией и табачными изделиями
1. Розничная торговля табачной продукцией осуществляется в магазинах и павильонах. В целях настоящей статьи под магазином понимается здание или его часть, специально оборудованные, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест. 2. В случае отсутствия в населенном пункте магазинов и павильонов допускается торговля табачной продукцией в других торговых объектах или развозная торговля табачной продукцией. 3. Запрещается розничная торговля табачной продукцией в торговых объектах, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи. 4. Запрещается розничная торговля табачной продукцией с выкладкой и демонстрацией табачной продукции в торговом объекте, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи. 5. Информация о табачной продукции, предлагаемой для розничной торговли, доводится продавцом в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Демонстрация табачной продукции покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции с учетом требований статьи 20 настоящего Федерального закона. 6. Не допускаются розничная торговля сигаретами, содержащимися в количестве менее чем или более чем двадцать штук в единице потребительской упаковки (пачке), розничная торговля сигаретами и папиросами поштучно, табачными изделиями без потребительской тары, табачными изделиями, упакованными в одну потребительскую тару с товарами, не являющимися табачными изделиями. 7. Запрещается розничная торговля табачной продукцией в следующих местах: 1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления; 2) на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг; 3) на территориях и в помещениях (за исключением магазинов беспошлинной торговли) железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, на станциях метрополитенов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров, в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, бытовых услуг. 8. Запрещается оптовая и розничная торговля насваем и табаком сосательным (снюсом).
Статья 20. Федерального закона от 23.02.2013г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
Запрет продажи табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, потребления табака несовершеннолетними, а также вовлечения детей в процесс потребления табака
1. Запрещаются продажа табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, вовлечение детей в процесс потребления табака путем покупки для них либо передачи им табачных изделий или табачной продукции, предложения, требования употребить табачные изделия или табачную продукцию любым способом. 2. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск табачной продукции (продавца), сомнения в достижении лицом, приобретающим табачную продукцию (покупателем), совершеннолетия продавец обязан потребовать у покупателя документ, удостоверяющий его личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст покупателя. Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. 3. Продавец обязан отказать покупателю в продаже табачной продукции, если в отношении покупателя имеются сомнения в достижении им совершеннолетия, а документ, удостоверяющий личность покупателя и позволяющий установить его возраст, не представлен. 4. Не допускается потребление табака несовершеннолетними.
Статья 19. Ограничения торговли табачной продукцией, табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией, кальянами, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 19
Споры в суде общей юрисдикции:
1. Розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами осуществляется в магазинах и павильонах. В целях настоящей статьи под магазином понимается здание или его часть, специально оборудованные, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест.
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. В случае отсутствия в населенном пункте магазинов и павильонов допускается торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами в других торговых объектах или развозная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами.
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Запрещается розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами в торговых объектах, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Запрещается розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией с выкладкой и демонстрацией табачной продукции или никотинсодержащей продукции в торговом объекте, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Информация о табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянах, которые предлагаются для розничной торговли, доводится продавцом в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Демонстрация табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов с учетом требований статьи 20 настоящего Федерального закона.
(часть 5 в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Розничная торговля сигаретами в количестве более чем двадцать штук в упаковке (пачке), произведенными в РФ или импортированными в РФ до 01.07.2016, допускается до их полной реализации (ФЗ от 26.04.2016 N 115-ФЗ).
6. Не допускаются розничная торговля сигаретами, содержащимися в количестве менее чем или более чем двадцать штук в единице потребительской упаковки (пачке), розничная торговля сигаретами и папиросами поштучно, табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией без потребительской тары, табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией, упакованными в одну потребительскую тару с товарами, не являющимися табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией, кальянами, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции.
(часть 6 в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Запрещается розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции в следующих местах:
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;
2) на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг;
3) на территориях и в помещениях (за исключением магазинов беспошлинной торговли) железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, на станциях метрополитенов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров, в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, бытовых услуг.
8. Запрещается оптовая и розничная торговля насваем, табаком сосательным (снюсом), пищевой никотинсодержащей продукцией, а также никотинсодержащей продукцией, предназначенной для жевания, сосания, нюханья.
(часть 8 в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Запрещается розничная торговля никотином (в том числе полученным путем синтеза) или его производными, включая соли никотина, а также никотинсодержащей жидкостью и раствором никотина (в том числе жидкостями для электронных средств доставки никотина), если концентрация никотина в никотинсодержащей жидкости или растворе никотина превышает 20 мг/мл.
(часть 9 введена Федеральным законом от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
За торговлей электронными сигаретами могут усилить контроль
Представители ассоциации «Антиконтрафакт» обратились к главе Роспотребнадзора Анне Поповой с просьбой рассмотреть возможность усиления контроля за продажей одноразовых электронных сигарет.
Из обращения следует, что, несмотря на постоянно растущий спрос на одноразовые электронные сигареты, рынок таких товаров остается непрозрачным. Проблема заключается в том, что на подобные устройства не распространяются требования об обязательной сертификации. Кроме того, одноразовые электронные сигареты не подлежат обязательной маркировке. Все это приводит к тому, что производители устройств не всегда заботятся об их качестве и соответствии требованиям закона. Так, например, на упаковке товара может отсутствовать необходимая для предоставления потребителю информация, а концентрация никотина может превышать нормативные значения, что вредит здоровью людей.
Кроме того, по подсчетам авторов инициативы, в 2020 году России было продано от 50 до 100 млн одноразовых сигарет, при этом в бюджет поступило всего 285,5 млн рублей, что соответствует реализации 5,7 млн устройств. Это может свидетельствовать о том, что без должного контроля со стороны государства большинство одноразовых электронных сигарет ввозятся в страну нелегально или оформляются как изделия, не подлежащие акцизному налогообложению.
Учитывая вышесказанное, в ближайшее время можно ожидать введения обязательной маркировки и сертификации одноразовых электронных сигарет, а также усиления контроля за их продажей несовершеннолетним.
Табак и табачные изделия — ходовой товар, который может принести владельцу бизнеса большую прибыль. Но вместе с тем торговля сигаретами и другими табачными изделиями подвержена целому ряду ограничений и запретов, хотя сам товар запрещенным не является. Давайте разбираться, какие запреты существуют на сегодня, и как правильно организовать продажу табачных изделий, не нарушая закон.
Юридические вопросы: регистрация ИП, лицензии
Если вы решили заняться торговлей, и в частности, торговлей сигаретами и другими табачными изделиями, вам придется зарегистрировать свой бизнес: открыть ИП или ООО и зарегистрироваться в местных органах ФНС. Регистрация ИП или ООО особых сложностей, как правило, не вызывает.
Табачный бизнес, торговля табаком и табачными изделиями не относится к числу занятий, требующих обязательной регистрации, так что лицензирование табачной продукции необязательно. Продавать сигареты имеет право розничный продавец, который занят торговлей продуктами питания и схожей продукции.
Регистрируя предприятие (ИП или ООО) нужно верно выбрать основной и дополнительные коды ОКВЭД для этого вида деятельности и указать их при регистрации.
Основной код ОКВЭД для розничной торговли табаком — 47.11 Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах. Кроме этого основного кода, возможно, вам потребуется внести в свой список ОКВЭД следующие индексы:
47.11.2 Торговля розничная незамороженными продуктами, включая напитки и табачные изделия, в неспециализированных магазинах
47.19 Торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах
Для специализированного табачного магазина
47.2 Торговля розничная пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями в специализированных магазинах
47.26 Торговля розничная табачными изделиями в специализированных магазинах На рынках
47.81 Торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках пищевыми продуктами, напитками и табачной продукцией
47.81.1 Торговля розничная в нестационарных торговых объектах напитками и табачной продукцией
47.81.2 Торговля розничная на рынках пищевыми продуктами, напитками и табачной продукцией
Для оптовой торговли табачными изделиями:
46.3 Торговля оптовая пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями
46.35 Торговля оптовая табачными изделиями
46.39 Торговля оптовая неспециализированная пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями
Система налогообложения для торговли сигаретами
Сигареты и прочие табачные изделия — товар, подлежащий обязательной маркировке. А значит, для их реализации налоговое законодательство не разрешает использовать патентную систему (ПСН). К тому же, эти системы налогообложения планируется отменить в ближайшем будущем. Поэтому, регистрируя свой бизнес в налоговых органах, выбирайте либо УСН, либо основную систему налогообложения (ОСНО).
Правила розничной торговли табачными изделиями
Табачные изделия — вредный для здоровья товар, к которому предъявляются особые требования. Так, например, запрещена поштучная реализация сигарет и папирос, табачные изделия запрещается продавать лицам, не достигшим возраста 18 лет. Каждая пачка сигарет должна быть снабжена предупреждением Минздрава и иллюстрацией с последствиями курения. Эти правила знают все, кто торгует сигаретами. Но есть еще некоторые правила, которые нужно соблюдать при реализации табака и электронных сигарет.
сигареты и табачные изделия разрешается продавать только в местах, которые подходят под определение стационарной торговой точки — с торговым залом, продавцами, кассирами и т.д., либо в специализированных табачных киосках.
запрещено законодательством торговать табачными изделиями методом развозной торговли: на выставках, ярмарках и т.д.
табакосодержащие товары запрещено выкладывать на витрины и демонстрировать сигареты: покупатель может видеть только распечатанный прайс с ассортиментом табачных изделий и ценами
нельзя продавать сигареты в розницу поштучно и в пачках, в которых меньше 20 сигарет
строго запрещается торговать табачными изделиями в образовательных, культурно-спортивных и медицинских учреждениях, в общественном транспорте и в государственных учреждениях, в зданиях вокзалов, аэропортов, автовокзалов.
если магазин или торговый павильон располагается менее чем в 100 метрах от образовательного учреждения, реализация табака в таком магазине запрещена
запрещено продавать табачные изделия в гостиницах, хостелах, в местах оказания бытовых услуг,
запрещена продажа сигарет несовершеннолетним и лицам моложе 18 лет: продавец обязан, в случае сомнений, попросить покупателя предоставить документ,подтверждающий его возраст,
запрещается продажа табачных изделий по ценам, которые ниже минимально установленных: рекомендованная стоимость пачки обычно устанавливается производителем.
Это основные правила, которые действуют на всей территории России. Однако в регионах могут устанавливаться и свои, дополнительные правила торговли табачными изделиями. Чтобы не оказаться оштрафованным, проконсультируйтесь насчет этих правил в местных муниципальных органах.
Маркировка табачных изделий: что понадобится в розничном магазине
С 1 июля 2020 года введен запрет на продажу немаркированного табака и табачных изделий (сигарет и папирос). С 1 июля 2021 года будет запрещен оборот и остальных табачных изделий без маркировки.
А с 11 января 2021 года в России начался эксперимент по маркировке никотиносодержащей продукции. Срок окончания – 28 февраля 2022 года (постановление Правительства РФ №2273 от 25.12.2020 года). Будут маркироваться табачные стики и смеси для кальяна, не содержащие табак.
Для реализации маркированного табака в розничной торговой точке вам понадобится:
онлайн-касса с кассовой программой, которая умеет распознавать код маркировки:
поддерживает тег 1162,
включает в чек код товара,
отправляет код вместе с фискальными данными в ОФД.
2D-сканер для считывания кодов маркировки (в некоторые модели онлайн-касс сканер уже встроен)
За торговлю нелегальным товаром (немаркированными табачными изделиями, продажу нелегальных сигарет), предусмотрена административная ответственность. Игнорируя этот запрет, можно получить административный штраф за продажу немаркированных пачек сигарет. Если сигареты или другая табакосодержащая продукция без маркировки поступила в продажу по вине конкретного должностного лица, например, продавца или товароведа, его оштрафуют на 10–15 тыс. руб. На юрлицо за такое нарушение торговли налагается штраф 200–300 тыс. руб.
В список товаров, подлежащих обязательной маркировке, кроме сигарет входят сигары, сигариллы, папиросы, индийские биди и кретек, фасованный трубочный и кальянный табак, жевательный, нюхательный табак и т.д.
Для того чтобы начать работу с маркировкой табака и продавать подакцизный товар, нужно зарегистрироваться в системе маркировки “Честный знак”.
Заполнить анкету и зарегистрироваться системе цифровой маркировки “Честный знак”.
Внести в систему сведения о торговой точке через личный кабинет участника табачного оборота.
Кроме того, для приемки и подписания универсальных передаточных документов (УПД) на табачную продукцию от поставщиков в системе ЭДО, вам понадобится квалифицированная электронная подпись.
Основные проблемы розницы, торгующей сигаретами
Переход на маркировку и электронный документооборот ставит перед розницей сразу несколько проблем:
Проблема 1: приемка тормозит работу магазина. У предпринимателей появилась необходимость принимать универсальные передаточные документы (УПД) на табачные изделия только через систему электронного документооборота (ЭДО). По сравнению со старыми бумажными накладными, это занимает больше времени. После этого товар сразу же надо ставить на баланс, а это тоже занимает время.
Проблема 2: нет уверенности в безопасности поставки. Хорошо, если поставщик давно известен, и нет нужды сомневаться в его добросовестности. В случае с новыми поставщиками убедиться, что полученный товар верно промаркирован и соответствует заявленной в УПД информации, нельзя при приемке напрямую через ЭДО. Графический код на сигаретных пачках сложно сверять с кодами в УПД.
Проблема 3: приемка ломает привычный процесс работы магазина. Обычно в торговой точке товар принимает продавец по накладной, сверяя данные в ней с полученным товаром. Для приемки маркированного табака придется устанавливать в каждую торговую точку отдельный компьютер с системой ЭДО, где продавец будет принимать УПД. Это и дорого, и затратно по времени: придется обучить продавца работе с ЭДО и дать ему доступ в систему.
Проблема 4: потеря контроля над продажами. Здесь вступает в силу человеческий фактор: товар могут принимать разные продавцы, они же и будут управлять ЭДО в магазине. Во время насыщенного рабочего дня кто-то может не закрыть УПД, кто-то принять товар, не сверив его в документами.
Как рознице упростить работу с сигаретами
Разработчики современных кассовых сервисов позаботились о том, чтобы пользователю было удобно работать с маркированным товаром. Чтобы упростить предпринимателю работу с УПД и ускорить процедуру приемки маркированного товара в торговых точках, они интегрировали кассовый сервис с ЭДО.
Что это дает пользователю?
Теперь для приемки товара и УПД в магазине вовсе не обязательно устанавливать в каждую точку ПК. Сотрудник магазина может с кассы получить и подтвердить УПД.
Полученный товар автоматически ставится на баланс. Не нужно заносить его вручную для постановки на баланс в свою товароучетную программу.
Товарооборот сигарет будет под контролем: если применить соответствующие настройки в кассе, кассир не сможет продать сигареты, марки которых не были поставили на баланс при приемке УПД.
В МТС Кассе добавлен еще и дополнительный функционал, который делает работу более удобной для розничного продавца:
Упрощен поиск нужных вам УПД. Вы сможете сортировать их по любым признакам: по поставщику, дате, виду продукции, статусу и т.д..
Добавлена возможность проверки подлинности поставки. Во время приемки УПД, вы можете выборочно сканировать коды с упаковок, а кассовый сервис сам будет сверять их с теми кодами, которые указаны в передаточном документе.
Кассовый сервис МТС автоматически создает в системе карточки для новых контрагентов и для новых товаров. Доступна приемка большими упаковками. Вам достаточно считать штрихкод блока, а МТС Касса поставит на баланс магазина каждую пачку с ее собственным идентификатором.
Ведение складского учета — прием, оприходование, перемещения, продажи и т.д., оформление остатков и их учет.
Не хотите полностью доверять процесс работы с УПД кассиру? Есть решение. Работать с документами не обязательно только на кассе, можно делать это и в личном кабинете кассового сервиса МТС. Во время приема товара кассир проведет проверку поставки с кассы, а подписывать документы вы будете самостоятельно в личном кабинете.
Более подробно о маркировке табачных изделий можно прочитать в нашей специальной статье на эту тему.
Онлайн-касса для торговли табачными изделиями
Для реализации табака и сигарет потребуется онлайн-касса с модулем маркировки и сканером для считывания кода Data Matrix.
К выбору кассы для розничной торговли сигаретами нужно подходить крайне ответственно, чтобы потом не столкнуться с непредвиденными расходами на модернизацию кассы, на обновление ПО или сервисную поддержку.
Учтите 9 основных критериев
Определитесь, какая касса для вас будет оптимальным вариантом: мобильная или стационарная, с каким типом интернет-соединения.
Сможете ли вы оперативно менять номенклатуру и цены на товар прямо на кассе.
Платно или бесплатно: нужно ли платить за кассовый сервис, за дополнительный функционал
Как происходит обновление ПО, сколько это стоит и как быстро обновляется ПО
Как организована работа с маркировкой, и сколько стоит такой функционал
Как работает техподдержка: каналы связи, формат и время работы поддержки. Платная или нет.
Есть ли возможность подключения к кассе товароучетного сервиса. Сколько это стоит.
Кто разработчик кассовой программы и дополнительного ПО. Не будет ли программного конфликта между кассовой программой и другими сервисами.
Можно ли настроить обмен данными с интернет-магазином и бухгалтерией.
Про чек-лист для выбора кассы и более подробно обо всех критериях оценки мы рассказали в этой статье.
МТС Кассы всех моделей уже умеют работать с маркированным товаром, а 2D-сканер для считывания кодов маркировки уже встроен в некоторые модели.Более подробно о решении для продажи маркированных сигарет мы написали здесь.
Покупка онлайн кассы и затраты на обязательные регистрации в ОФД и ФНС могут оказаться слишком большими, особенно для тех, кто только начинает бизнес. В этом случае МТС Кассу можно взять напрокат — в аренду. За небольшую ежемесячную плату вы получите подключенную и настроенную, готовую к работе кассу. Впоследствии арендованную кассу можно будет выкупить в собственность.
МТС Касса предлагает вам полный пакет решений для старта любого бизнеса
Если вы только открываете свой бизнес, то наша помощь может вам пригодиться и существенно сэкономит время.
Начинающим предпринимателям мы помогаем
Бесплатная регистрация ИП или ОО в ФНС, помощь в оформлении документов и оформлении необходимых разрешений.
Открытие РКО и помощь индивидуальным предпринимателям в выборе банка для обслуживания
Бухгалтерское сопровождение ИП и ООО
Круглосуточные сервис и техподдержка
Мобильное приложение “МТС Касса. Мой Бизнес” для предпринимателей позволит вам контролировать бизнес удаленно из любого уголка мира.
Вам будет доступна статистика по каждой кассе в режиме реального времени: начало и закрытие смен, остаток денег в кассе, приход и т.д.
Приложение абсолютно бесплатно и доступно для пользователей на любом тарифе.