Что будет за съемку в кинотеатре
О новых правилах по показу фильмов в кинозалах и оказания связанных с таким показом услуг
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2021 года №1338 утверждены новые Правила оказания услуг по показу фильмов в кинозалах и оказания связанных с таким показом услуг. Данный документ заменяет действующие еще с 1994 года Правила по киновидеобслуживанию населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 года №1264, и содержащие устаревшие понятия.
Новые правила регулируют отношения между демонстраторами фильмов, то есть кинотеатрами, и посетителями кинотеатров, в частности определяют порядок оказания услуг по показу фильмов, обязанности демонстраторов, права и обязанности зрителей. По новым правилам посетители смогут получить на кассе или сайте кинотеатра информацию о технических характеристиках его залов, в том числе ширине экрана, формате звуковой системы, типе проектора и т.д.
В соответствии с новыми Правилами кинотеатры обязаны доводить до зрителей информацию не только о фильмах текущего репертуара с указанием возрастных ограничений, но и о наличии в репертуаре кинокартин с тифлокомментарием (целевой информацией, специально подготовленной для слепых (слабовидящих) для замещения (или дополнения) визуальной информации, которую воспринимает зрячий и которая из-за слепоты недоступна (или малодоступна) слепым (слабовидящим)) и субтитрами для людей с нарушением слуха или зрения. Так же кинотеатры должны будут предупреждать зрителей о длительности рекламы и показа трейлеров перед началом самого фильма. Эта информация будет размещена в зоне кассового обслуживания, что позволит зрителям лучше рассчитать своё время и не опоздать на сеанс. Одновременно кинотеатры наделяются дополнительными полномочиями, в том числе, к примеру, правом устанавливать запрет на пронос в кинозал лазерных указок, пиротехники и резко пахнущих веществ. Новые правила оказания услуг зрителям в кинотеатрах начнут действовать с 1 марта 2022 года.
Министерством культуры Российской Федерации издан приказ от 16.06.2021 № 981 «О внесении изменений в приказ Минкультуры России от 27.06.2018 № 1017 «Об утверждении Правил осуществления демонстраторами фильмов показа субтитрированных и тифлокомментированных полнометражных национальных фильмов, созданных в художественной или анимационной форме и Правил обеспечения условий доступности для инвалидов кинозалов, а также о внесении изменения в Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ, утвержденный приказом Минкультуры России от 16.11.2015 № 2800».
Положения приказа доработаны в части используемой терминологии с учетом позиции Всероссийского общества глухих и Всероссийского общества слепых, представителей кинотеатральных сетей России, а также исходя из практики работы кинотеатров по демонстрации фильмов с тифлокомментариями, для демонстрации таких фильмов не требуется специально оборудованный кинозал или место (достаточно приобретения устройств для воспроизведения тифлокомментария и выдача указанных устройств инвалиду на время просмотра фильма).
Приказом изменены количественные показатели показа фильмов с субтитрами. Демонстратор фильма обязан обеспечивать показ фильмов с субтитрами, прокат которых осуществляется в кинотеатре, с демонстрированием субтитров на экране кинозала не реже двух раз в неделю, в том числе и на вечерних сеансах.
Для создания наиболее благоприятных условий для инвалидов по слуху предлагаемыми изменениями предоставляется возможность бронирования инвалидами по слуху билетов по коллективной заявке.
Также в целях обеспечения комфортного нахождения инвалидов в кинотеатре и получения необходимой помощи при работе с устройствами для воспроизведения тифлокомментария демонстраторы обязаны обеспечивать обучение ответственных сотрудников кинотеатров эксплуатации устройств для воспроизведения тифлокомментария.
Приказ Минкультуры России вступает в силу с 1 марта 2022 года.
Разъяснение по вопросу проведения фотосъемки и видеосъемки в общественных местах
Согласно статье 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации). Так, Федеральным конституционным законом от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне», Федеральным законом от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и некоторыми другими законодательными актами предусмотрены ограничения данного конституционного права гражданина.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных названным Федеральным законом и другими федеральными законами.
Фотосъемка одного участника гражданских правоотношений не должна посягать на права других их участников.
В соответствии с частью 1 статьи 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии – с согласия родителей. Такое согласие не требуется в случаях, когда:
использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;
изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;
гражданин позировал за плату.
Если фотосъемка в общественном месте имеет целью сбор информации о частной жизни лица, то без согласия этого лица она не допускается исходя из части 1 статьи 24 Конституции Российской Федерации. Эти же действия, направленные на раскрытие личной и семейной тайны гражданина, умаление его чести и доброго имени, не должны осуществляться в любом случае.
Также необходимо отметить, что в соответствии с подпунктом «б» пункта 16 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности
к аэропортам», утвержденных приказом Минтранса России от 28 ноября 2005 года № 142, использование без разрешения администрации аэропорта кинокамер, фото- и видеоаппаратуры не допускается в контролируемой зоне аэропорта.
В Правилах пользования Московским метрополитеном, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 16 сентября 2008 года № 844-ПП, содержится запрет осуществлять кино-, видеосъемки без письменного разрешения руководства метрополитена (п. 2.11.13).
Распоряжением ОАО «РЖД» от 18 июля 2008 года № 1513р утверждено специальное Положение о проведении теле-, видео-, кино- и фотосъемок на объектах инфраструктуры общего пользования, принадлежащих ОАО «Российские железные дороги», в пункте 3 которого оговаривается, что оно не распространяется на съемки, предназначенные для личного пользования и проводимые в местах обслуживания пассажиров на вокзалах, станциях, остановочных пунктах, не мешающие и не создающие неудобств и опасности для передвижения пассажиров. Таким образом, подобную съемку возможно вести без получения соответствующего разрешения.
Что касается торговых залов и иных помещений организаций, реализующих товары, работы и услуги потребителям, то производимая в них фото- и видеосъемка согласуется с Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», гарантирующим право любого потребителя на получение необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Коммерческую тайну размещенная там информация составлять не может.
Необходимо принимать во внимание, что в каждом конкретном случае при решении вопроса о возможности и порядке проведения фотосъемки следует исходить из необходимости соблюдения конституционных прав каждого гражданина на свободный поиск, получение, передачу, производства и распространение информации о жизни, личной и семейной тайне, на защиту своей чести и доброго имени (статья 23 Конституции Российской Федерации),
на охрану своего изображения (статья 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), защиту сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (статья 12 Федерального закона 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»), защиту государственной и иной охраняемой законом тайны (статья 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне»).
Таким образом, проведение фотосъемки и видеосъемки в общественных местах возможно с соблюдением прав и свобод гражданина и в случае отсутствия запрета на ее проведение.
Как согласовать киносъемки в Подмосковье и получить помощь в их организации
Подмосковье привлекает кинематографистов близостью к Москве, разнообразными природными локациями, промышленными экстерьерами, объектами культурного наследия и развитой инфраструктурой, поэтому область часто становится площадкой для съемок. В регионе действует специально созданная кинокомиссия, помогающая производить фильмы: с начала 2021 года она оказала содействие 180 проектам. Как получить разрешение на проведение киносъемок в Московской области и на какую поддержку могут рассчитывать кинокомпании, читайте в материале mosreg.ru.
Правила проведения съемок
Разрешение на проведение киносъемок выдают региональные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Заявку необходимо подать в кинокомиссию Московской области минимум за 14 дней до начала съемок. В отдельных случаях на согласование потребуется 30 дней:
Если съемки требуют перекрытия дорог менее чем на сутки, нужно разработать и утвердить временную схему расстановки технических средств организации дорожного движения. Если надо ограничить движение дольше чем на сутки, следует разработать проект организации дорожного движения. В обоих случаях документ необходимо утвердить в местном ГИБДД.
Как подать заявку
Заявку на согласование съемок может подать кинокомпания, киностудия или образовательное учреждение. Документ следует составить на фирменном бланке, используя строгую форму, которая опубликована на сайте «Мособлкино».
Физическое лицо также может оформить заявку, указав подробную информацию о проекте, локациях и съемочном графике.
Заполненный документ необходимо отправить по электронной почте на адрес mk_ mosoblkino@mosreg.ru.
Какую помощь предоставляет кинокомиссия
Кинокомиссия Московской области создана на базе Креативного бюро «Регион» для создания благоприятных условий кинокомпаниям. Члены комиссии оказывают следующие услуги:
Кинокомиссия помогает компаниям со съемками на объектах, относящихся к региональным и муниципальным органам власти. При этом съемочная группа обязана сообщить о наличии предварительных согласований с руководителями или собственниками локаций. О коммерческих съемках и съемках на частных объектах компании договариваются самостоятельно.
Какие фильмы снимали в Подмосковье в этом году
В сентябре в Истре, Лобне, Домодедове и Дмитровском округе снимали криминальный сериал «Без правил» с Елизаветой Боярской, Гошей Куценко и Александром Робаком. В Балашихе недавно завершились съемки оригинального сериала режиссера Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». В Домодедове снимали сцены сериала «Склифосовский».
Летом в Подмосковье снимали полнометражное кино «Белый список» с Алексеем Серебряковым, продолжение сериала «Реальные пацаны» и многосерийный фильм под рабочим названием «Стая». В кадры попали округа Богородский, Раменский, Балашиха, Мытищи, Люберцы, Подольск, Одинцовский, Химки, Щелковский, Домодедово, Королев, Красногорск. Съемочным группам помогали компании «Мосавтодор», «Мострансавто», а также «Мособллес» и региональный комитет лесного хозяйства.
В мае в Долгопрудном, Подольске и Химках снимали полнометражный игровой альманах «Шесть легких пьес», состоящий из шести новелл начинающих режиссеров, а также продолжение сериала «Триггер» и драматический многосерийный фильм режиссера Алексея Соболева под рабочим названием «Гнать».
В феврале и марте в Подмосковье снимали триллер «Домой» с Яном Цапником в главной роли. Локации для фильма нашли в Одинцовском, Щелковском округах, Подольске и Красногорске. Также в феврале снимали сериал «Стенограмма судьбы» с Кариной Андоленко.
Картину «Портрет незнакомца», премьеру которой назначили на ноябрь 2021 года, снимали в Одинцовском округе. Фильм вошел в конкурсную программу 32-го Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр» в Сочи.
Типичные юридические ошибки начинающего режиссёра
Вячеслав Рябков — управляющий партнёр юридической компании SHATTERS, советник Российской Федерации 2-го класса, член Ассоциации юристов России, официальный юридический партнёр Молодёжного центра Союза кинематографистов России. Занимается юридическим сопровождением полнометражного и короткометражного кино, телевизионных сериалов и документальных фильмов.
Вячеслав преподаёт курс «Правовые основы кинематографии» в Академии кинематографического и театрального искусства Н. С. Михалкова (в 2016, 2017, 2018 годах), курс «Юридические основы кинопроизводства» в Высшей школе кино «Арка» (2018) и регулярные однодневные мастер-классы на тему «Право и кино».
Руководил юридическим отделом Министерства печати и телерадиовещания, работал с российскими кинокомпаниями, телеканалами и радиостанциями, рекламными, event и PR-агентствами. Проводил тренинги сотрудникам Газпром-Медиа. Выступал на XVI Форуме по интеллектуальной собственности.
Приступая к созданию фильма, начинающие продюсеры и режиссёры, как правило, думают о том, где взять технику, какие локации выбрать и как договориться о съёмке там, каких актёров позвать, как собрать команду и т. д. Самые сознательные заранее настраиваются на занудный период постпродакшн. Но последнее, о чём думает создатель будущего шедевра мирового кинематографа — защита прав на всё, что будет произведено.
Все знают, что при покупке автомобиля его необходимо регистрировать, простая передача ключей не устроит никого. Не зарегистрировался в правильном виде — машина тебе не принадлежит, ты просто купил железо без права его использовать. Про недвижимость и говорить нечего, тут вообще необходима тотальная проверка, неважно, покупается жильё на вторичном рынке или новострой. И никакое «по дружбе» при покупке автомобиля или квартиры не пройдёт.
Многим кажется, что в кино картина совсем другая. Давайте рассмотрим пример, наиболее часто встречающийся в практике.
Принято решение о съёмке короткометражного фильма. Режиссёром буду я сам, сценарий мне дал Вася (он не против, лишь бы экранизировали. Тем более Вася вроде написал сценарий на основе известной книги), актёры Зоя и Саша снимутся «по дружбе», музыку возьму любую (моё творческое видение таково, что мне очень подходит, ну, например, Майкл Джексон. Точно, Джексон!). Начало съёмок. Погнали. Камера, мотор!
Проблема 1
Полфильма снято, и вдруг актриса Зоя отказывается исполнять режиссёрскую задумку. Конечно, мы всё заранее обговаривали, но вот сейчас у неё иной взгляд на роль. Предположим, я решил проблему, пойдя на поводу у Зои, хотя фильм должен был быть другим.
По завершению съёмочного периода я нашёл немного денег на постродакшн, тут ко мне подходит Саша и говорит, что хотел бы получить за свою актёрскую работу хоть что-то (у него кончились деньги, заболела бабушка, короче — изменились обстоятельства). В противном случае он грозит мне запретить использовать его изображение в фильме. Я в панике! Фильм снят, деньги потрачены, иду к юристу и узнаю, что «Саша может» (то есть имеет право на запрет своего изображения, так как никаких документов он не подписывал). Я злюсь и отдаю деньги Саше уже под договор. Постпродакшн теперь будет попроще, но куда деваться. Ничего, сценарий и музыка всё вытянут…
Проблема 2
Кажется, все проблемы решены. Отправляю фильм на фестивали и даже получаю первый денежный приз. Ура!
Но не тут-то было. Объявляется сценарист Вася и просит денег за сценарий. И снова никакие «мы же с тобой договаривались» не действуют. Запах даже самых маленьких денег действует волшебно. Или, объявившись, Вася сообщает, что я полностью извратил его великую идею и превратил фильм в. сами знаете что. Кроме денег, он требует снять его имя с титров.
Снова оплачиваю консультацию кровопийцы-юриста, и узнаю, что злобный сценарист может не только запретить фильм к показу, так ещё и компенсацию на меня навесить (а там фигурирует цифра в несколько миллионов рублей).
Проблема 3
Вот теперь я, наконец, разобрался со всеми проблемами и мой проект уже почти на международных фестивалях. «Почти» — так как у меня адские проблемы с музыкой. Той самой музыкой, на которой я построил весь фильм и без которой фильм не фильм. Мало того, что я вынужден был плясать под дудку какой-то актрисульки, платить последние деньги другому актёришке-вымогателю, так ещё и музыки меня лишают. Юрист объясняет, что формально музыку я украл. Объясняю, что честно купил её в iTunes за 35 рублей, даже чек электронный сохранил. Но юрист бормочет про какие-то виды использования…
И вот, лишённый моей драгоценной музыки фильм всё-таки показывают на международном кинофестивале. Со мной связывается вежливый человек, я в радостном ожидании, что мой короткий метр сейчас купят и включат в альманах, но… Человек оказывается представителем автора романа, на основе которого создан сначала сценарий, а потом и мой фильм. Я отсылаю представителя к сценаристу Васе, но с ужасом узнаю, что отвечать придётся мне, так как Вася легко и просто открестился от этого сценария и от меня.
Понятно, что приведённый пример — квинтэссенция всевозможных злоключений создателей фильма, которые встречались нам на практике. Но поверьте, всё вышеописанное происходит постоянно. Почему? К сожалению, к врачам и юристам обращаются уже после того, как проблемы возникли. Вложить деньги в технику, актёров, персонал кажется логичным и необходимым, а выделение бюджета на хотя бы одну консультацию, где вас сразу предупредят, что нужно сделать, а чего делать нельзя — пока относится к разряду «деньги на ветер».
Поскольку наш цикл посвящён устранению правового нигилизма среди кинематографистов, выделим главное.
«2021 год станет для российского кинорынка рекордным»
В 2019 г. бокс-офис России, по данным государственного Фонда кино, вырос на 10,3% до 55 млрд руб. Из них 8,4 млрд руб., или 15,1% всех сборов и 58% кинокассы отечественных фильмов (данные отраслевого журнала «Бюллетень кинопрокатчика), – на счету «Централ партнершип» (принадлежит холдингу «Газпром-медиа»), второго по величине прокатчика на российском рынке после Disney и крупнейшего отечественного кинодистрибутора.
В этом году из-за пандемии коронавируса и, как следствие, закрытых на протяжении пяти месяцев кинотеатров рынок кинопроката России впервые за много лет ожидает падение, глубину которого пока предсказать невозможно, говорит гендиректор «Централ партнершип» Вадим Верещагин.
Как в ситуации вынужденного простоя снизить финансовые потери и что ждет отечественный кинорынок в ближайшие месяцы и в 2021 г., Верещагин рассказал в интервью «Ведомостям».
«Как после Великой депрессии в США»
– Мне кажется, что кинотеатры с точки зрения скопления людей не отличаются от общественного транспорта. При соблюдении рекомендации о заполняемости кинозала на 50% социальное дистанцирование вполне можно обеспечить, тем самым избежав заражения. К примеру, если вы запланируете поход в кино с семьей или компанией, вам продадут билеты на места, расположенные рядом. При этом расстояние от других посетителей будет составлять минимум два кресла. Конечно, в общественном транспорте люди не проводят по два часа, как на киносеансе. Но и социальную дистанцию там обеспечить гораздо сложнее, чем в кинотеатрах.
В рекомендациях Роспотребнадзора не было пункта об обязательном ношении масок посетителями внутри кинозалов. Но некоторые кинотеатры будут просить своих зрителей делать это и предоставлять маски в случае необходимости. Для сотрудников кинотеатров ношение средств защиты будет обязательным условием.
Кроме того, посетителям кинотеатров будет обеспечен бесконтактный вход в залы. Кинобары будут работать, но доставка в них продуктов от поставщиков станет осуществляться также бесконтактным способом. В некоторых регионах, к примеру в Ростовской области, продажа еды в кинотеатрах на первом этапе открытия осуществляться не будет. Такие решения принимаются на уровне регионов.
Перерыв между сеансами составит не менее 30 минут. В это время будет проводиться санитарная обработка и проветривание помещения. Сама система вентиляции кинозалов будет работать на забор воздуха только с улицы.
Насколько мне известно, кинотеатры планируют подойти к вопросу обеспечения безопасности для зрителей довольно серьезно. Мы ждали открытия кинотеатров долгих пять месяцев. Никто не готов сейчас рисковать, игнорируя меры безопасности.
– Подготовка к выпуску фильма начинается, как правило, за три месяца до старта релиза. Сейчас, конечно, сильно нестандартная ситуация, но тем не менее существенно уменьшить время на выпуск фильма мы не можем. Ведь помимо того, чтобы кинотеатры открылись, нам надо уведомить зрителя о выходе фильма в прокат. Минимальный срок на проведение маркетинговой кампании – шесть недель. И мы действительно рассматриваем вариант поставить «Стрельцова» в ближайшее время.
Вообще, у нас отличный пакет. На начало октября запланирован релиз семейной драмы «Пальма». В этом же месяце выйдет фильм «Чернобыль» Данилы Козловского. В начале декабря у нас запланирована премьера исторической мелодрамы «Серебряные коньки». Наш новогодний проект в этом году – экшн-драма о пожарных и спасателях «Огонь». Этот фильм выйдет в конце декабря. Это все крупные релизы. Будут и другие. Во всех проектах, кроме «Пальмы», мы не только прокатчик, но еще и соинвестор.
– Что касается крупных релизов российских коллег, о выходе которых мне известно, это два проекта продюсера Сергея Сельянова – «Вратарь Галактики» (27 августа. – «Ведомости»), а также «Конек-горбунок» (релиз запланирован на 22 октября. – «Ведомости»).
Толкаться не должны. Вообще, не допустить столпотворения – это задача продюсерского сообщества. Ставить сейчас фильмы друг на друга– это вредить самим себе. Тем более, зачем это делать, когда сложилась уникальная ситуация: в российском кинопрокате в ближайшие 4–5 месяцев почти не будет крупных западных конкурентов. И совершенно точно можно найти даты, чтобы не пересекаться по жанру и аудитории и при этом не столкнуться с голливудским мейджором.
Думаю, доля российского кино по итогам этого года будет очень высокой.
– Российских фильмов, скорее всего, в следующем году будет существенно меньше – порядка 90 (в обычные годы – 120 кинокартин).
Причин несколько. Как я уже говорил – съемки переносились, а помимо того, что кино нужно произвести, для него еще необходимо выбрать правильную дату. А здесь как раз уже придется конкурировать с Голливудом. В следующем году чуть ли не каждую неделю будут выходить зарубежные релизы, по крайней мере сейчас они стоят в графике.
Кроме того, довольно часто производство российских фильмов завязано на государственные субсидии. Без подтверждения госфинансирования, особенно на крупные фильмы, запустить проект в производство довольно сложно и рискованно. А из-за коронавируса питчинги Фонда кино и Минкультуры в этом году проводятся позже, чем обычно.
В связи с этим крупных российских проектов – а, как правило, это драмы – в следующем году будет также существенно меньше, но будет больше комедий. Они дешевле в производстве, чем драмы. И, что немаловажно, комедии привлекают самую широкую зрительскую аудиторию.
Если посмотреть на времена Великой депрессии в Штатах, то основной жанр фильмов, выходивших на протяжении нескольких лет после нее, были именно комедии. С одной стороны, они быстрее и дешевле в производстве, с другой – это то, что хотят люди после тяжелых периодов в жизни.
Но с точки зрения бокс-офиса 2021 год станет для российского рынка рекордным. Это связано не только с большим количеством голливудских релизов, но и с низкой покупательной способностью населения после кризиса. Возьмем, к примеру, 2009 год. Тогда кинорынок рос быстрее, чем экономика страны и другие отрасли. Поход в кинотеатр – самый доступный массовый способ развлечения на сегодня.
«Наша задача – найти алмазы»
– «Централ партнершип» – компания полного цикла дистрибуции. Задача кинопрокатчика – взаимодействие с кинотеатрами: договариваться о росписи фильма и его продвижении, следить за тем, чтобы кинотеатры платили вовремя за прокат фильмов и т. д. Прокатчик, по сути, промежуточное звено между продюсерами и кинотеатрами. Как правило, кинотеатры оставляют себе 50% выручки от продажи билетов, оставшееся делят между собой прокатчик (который получает 12–15% от этой половины) и продюсеры.
Вадим Верещагин
Мы занимаемся не только кинопрокатом, но и реализуем телевизионные и интернет-права на фильмы и сами занимаемся международными продажами контента. Кинопрокат для нас по-прежнему является основным источником дохода – в среднем по году на его долю приходится порядка 60% выручки компании. На втором месте по доходам – продажа прав на ТВ. На третьем и четвертом месте – интернет и международные продажи, и сейчас для нас это самые динамично развивающиеся направления бизнеса. У классических кинодистрибуторов доходы от проката составляют, как правило, 80% от всей выручки.
Абсолютные показатели (выручку, чистую прибыль) и доли раскрыть не могу. Но, к примеру, международные продажи контента ежегодно растут в среднем на 50%. В 2 раза за последние три года выросли наши продажи на интернет-платформы. Вообще, интернет, как я считаю, это следующий этап развития нашей индустрии. Благодаря такому диверсифицированному подходу к дистрибуции и тому, что наша библиотека насчитывает более 3000 часов сериалов и фильмов, мы смогли продолжить работу во время приостановки кинопроката из-за распространения коронавируса. Хотя, конечно, часть выручки за этот период мы потеряли из-за закрытия кинотеатров.
Также в последние пять лет «Централ партнершип» является системным инвестором российского кино. С одной стороны, мы, как прокатчик, – посредники между продюсерами и площадками: кинотеатрами, каналами, видеосервисами и т. д. С другой стороны – сами выступаем как сопродюсеры в некоторых проектах. Зарабатываем на этом.
– Интернет действительно начинает занимать все большую долю в рекламных бюджетах. Если 5–6 лет назад это было около 5% от всего маркетингового бюджета фильма, то сейчас – уже 15% и больше. Для продвижения некоторых жанров, к примеру фильмов ужасов, доля затрат на рекламу в интернете может достигать и 50%. Целевая аудитория – молодежь от 16 до 30 лет, а она зачастую находится в интернете. Для крупных проектов, к примеру спортивной драмы «Движение вверх» и комедии «Холоп», рассчитанных на массового зрителя, мы использовали все каналы и платформы, где можно было получить контакт с аудиторией.
Преимущество интернета в том, что его механизмы позволяют таргетировать информацию на конкретных пользователей. Вплоть до того, что можно устанавливать параметры аудитории, контакт с которой хочешь получить, – житель определенного города, такого-то возраста, с таким-то достатком и интересами.
Кампания на ТВ – дорогое удовольствие, но и охват такой кампании гораздо шире. Поэтому она по-прежнему занимает львиную долю в маркетинговых бюджетах фильмов. В среднем по рынку этот показатель составляет 55–60%.
Оставшиеся после телевидения и интернета деньги распределяются на другой инвентарь по необходимости. К примеру, реклама внутри кинотеатров чаще важнее, чем наружная и радиореклама, потому что там есть прямой контакт с киноходящей аудиторией. Что касается наружной рекламы, то включение ее в медиаплан всегда под вопросом. Тут учитывается и фактор стоимости, а стоимость наружной рекламы в последние годы существенно выросла; и сезонность – к примеру, определенный постер просто плохо смотрится на щитах в осенне-весенний период, когда на улице грязь и слякоть.
– Он может быть разным в зависимости от картины. В среднем по рынку он составляет 25% от производственного бюджета фильма. Но в редких случаях превышает 200 млн руб.
– В разные годы по-разному. От 5 до 15% по операционной прибыли.
– После долгой паузы в 2015 г. «Централ партнершип» снова стала участвовать в кинопроизводстве, и первым проектом, в финансировании съемок которого мы приняли участие, была драма «Экипаж» с Данилой Козловским, вышедшая в прокат в 2016 г. (кассовые сборы – 1,4 млрд руб., по данным ЕАИС. – «Ведомости»). Также мы были соинвесторами «Движения вверх» (кассовые сборы – 2,9 млрд руб., по данным ЕАИС. – «Ведомости») и самого кассового на сегодня российского фильма – «Холоп», который заработал в российском прокате более 3 млрд руб. Все это коммерчески успешные проекты.
– В тех проектах, где мы миноритарные инвесторы, мы, как правило, заходим на уровне от 10% общего объема финансирования проекта. Это, например, такие фильмы, как «Движение вверх» и «Холоп». Но есть и проекты, где мы выступаем как мажоритарные инвесторы, там размер нашего финансирования составляет от 50%. Комедию «Миллиард» (кассовые сборы – 408,6 млн руб., данные ЕАИС. – «Ведомости») с Владимиром Машковым, если не считать госденьги (140 млн руб. из 240 млн руб. производственного бюджета выделил на безвозвратной основе Фонд кино, по данным ЕАИС. – «Ведомости»), мы сами разрабатывали, участвовали на всех этапах и профинансировали практически полностью. По такой же схеме работали и финансировали «Легенду о Коловрате» (кассовые сборы – 593,2 млн руб., по данным ЕАИС. – «Ведомости») и «Серебряные коньки».
– Да. И как прокатчик мы получаем права на их дистрибуцию тоже во всех средах. Но эксклюзив на кинопрокат крупных российских картин мы получаем и без вхождения в проект в качестве инвесторов, потому что мы – лучшие на рынке, о чем говорят цифры. Топ-3 самых кассовых отечественным фильмов – на счету «Централ партнершип».
– Это другой бизнес. Наша задача – найти алмазы, которые бы стали самыми кассовыми фильмами, стать их прокатчиком. В каких-то случаях еще и стать соинвесторами – миноритарными или мажоритарными.
«Централ партнершип» в цифрах
Кинопроизводственная и кинодистрибуционная группа компаний «Централ партнершип», которой владеет «Газпром-медиа», – эксклюзивный дистрибутор на территории России фильмов кинокомпаний Paramount Pictures, Lionsgate, а также независимой студии Summit Entertainment. С момента основания в 1996 г. компания выпустила в кинопрокат 724 фильма, из них 189 – российского производства.
«Централ партнершип» входит в число 10 компаний-мейджоров отечественного кинопроизводства, которые имеют право на получение госсубсидии на приоритетной основе (возвратные и безвозвратные, в рамках отдельного конкурса Фонда кино).
Компания не раскрывает финансовые показатели. По данным базы СПАРК, выручка по РСБУ ООО «Централ партнершип» (занимается производством кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ) в 2019 г. составила 579,8 млн руб., чистый убыток – 67,3 млн руб. Выручка ООО «Централ партнершип сейлс хаус» (распространение кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ) по РСБУ в прошлом году составила 5,4 млрд руб., чистая прибыль – 670,2 млн руб. (СПАРК).
Голливуд тоже работает по такой схеме. Продюсеры разрабатывают фильм и приносят его на студию. После этого студия делает оценку проекта, финансирует его производство. При этом студия, конечно, участвует на всех этапах производства – начиная от работы со сценарием, выбора режиссера и проведения кастинга, заканчивая постпродакшном и продвижением фильма. В тех проектах, где мы – мажоритарный инвестор, мы тоже участвуем во всех этапах производства. Но, условно говоря, операторов и осветителей на работу не нанимаем. Это оптимальный вариант.
– От финансовой модели, которая формируется на базе коммерческого потенциала того или иного проекта. Включая, в том числе, сколько надо будет потратить на продвижение, каковы могут быть потенциальные сборы фильма в кинотеатрах, как мы его сможем продать на зарубежные рынки, интернет, телевидение и т. д. И уже тогда смотрим – можем ли инвестировать в проект и на каких условиях. Начиная от сумм, заканчивая условиями возврата денег и доли в правах.
– Смотрим на жанр, на сценарий, продюсерскую и творческую группу. Звездный кастинг, безусловно, важен, но, как показывает практика, не всегда это является залогом успеха. Производственный бюджет тоже важен с точки зрения того, возможно ли его окупить. Важно наличие госсубсидий в проекте – Фонда кино и Минкультуры, когда это кино будет готово. Проекты, которые, к примеру, будут готовы через три года, нам не всегда интересны.
– Российских фильмов, заработавших в прокате более 2 миллиардов, всего три – «Холоп», «Движение вверх» и «Т-34». Это топ-3 самых кассовых российских фильмов на сегодня. Может ли фильм с бюджетом в 1 млрд руб. окупиться в кинопрокате? Да, если он соберет кассу, как у трех этих фильмов.
– Конечно. Не только топ-3, а топ-10 российских фильмов были выпущены при поддержке крупных медиахолдингов, где холдинг выступал зачастую в том числе и как инвестор. Логично, что они заинтересованы в коммерческом успехе фильмов и активно поддерживают его своими информационными ресурсами – сюжетами в новостях и программах, например.
– На российском телевидении, за исключением отдельных крупных каналов, доминирует отечественный кинопродукт. А он откуда-то должен браться. Телехолдинги, поддерживая российское кино, тем самым бронируют за собой телеправа на него. И второе – при правильном системном подходе российское кино прибыльное, это бизнес.
Не всегда правильно считать прибыльность фильма только по его российскому бокс-офису. Ведь помимо кинопроката есть еще международные продажи, реализация прав на телевидение и в онлайне. Может быть, не сразу, а через какое-то время кино вполне может стать прибыльным.