Что будет за торговлю просроченными продуктами

Что будет за торговлю просроченными продуктами

Продукция считается просроченной, если истек период, отведенный для ее потребления. После окончания этого временного интервала товар может представлять опасность для потребителя, наносить вред здоровью и окружающей среде. Законодательно предусмотрено обязательство по фиксации срока годности для таких товарных групп:
• изделия парфюмерии;
• продукты питания;
• косметика;
• лекарственные препараты.

ВНИМАНИЕ! Срок годности может обозначаться двумя способами: указание последнего дня, когда продукт будет годен для употребления, или путем приведения периода, на протяжении которого продукция будет сохранять свои товарные свойства с момента производства и фасовки.

Срок годности закончился: действия продавца и покупателя
Продавцам разрешено выставлять на прилавок для реализации товары, у которых близится к окончанию срок годности. Если отведенный для использования продукта период истек, то его необходимо снять с продаж.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если срок годности у товарной позиции скоро заканчивается, то этот продукт можно оставлять на витрине только до тех пор, пока у потребителя будет достаточный запас времени, чтобы использовать продукт по назначению без риска для здоровья и жизни.

Действия продавца после истечения срока годности товара:
• снять продукцию с прилавка;
• передать испорченные единицы товара на реализацию в виде корма для животных или как удобрение (если закон разрешает сделать это официально по отношению к конкретной группе продуктов);
• уничтожить партию испорченных товаров.

Действия покупателя при обнаружении просроченной продукции продиктованы ст. 18 Закона № 2300-1 от 7 февраля 1992 г. и ст. 503 ГК РФ:
• можно вернуть товар и получить обратно уплаченные за него деньги;
• у потребителя есть право на замену просроченной продукции.

Чтобы реализовать один из приведенных вариантов действий, покупатель предъявляет продавцу сам товар и письменное требование. Отказ продающей стороны в замене товара или компенсации его стоимости должен быть обоснован. Причинами не могут быть отсутствие чека, разрыв упаковки или признаки частичного использования продукта. Требование оформляется потребителем в двух экземплярах на имя руководителя продающей организации.

В претензионном заявлении необходимо прописать:
• название предприятия, реализовавшего просроченную продукцию;
• наименование товара, который не соответствует заявленным качественным свойствам вследствие окончания срока его годности;
• указать дату совершения покупки с акцентированием внимания на сроках годности, приведенных на упаковке товара;
• основные характеристики продукта (масса, термическое состояние и прочие особенности);
• причину составления этого претензионного заявления (покупка товара с истекшим сроком годности);
• подпись потребителя с расшифровкой и датой подписания документа.

КСТАТИ! При составлении претензий рекомендуется приводить ссылки на правовые акты, дающие право замены просроченной продукции и защищающие права потребителей.
Первый экземпляр претензии отдается представителю продающей стороны, на втором сотрудник торговой точки расписывается и ставит текущую дату. При отказе выполнения законного требования потребитель вправе обратиться в Роспотребнадзор или суд, используя в качестве приложения к исковому заявлению свой экземпляр претензии.
Роспотребнадзор при наличии жалобы на торговую организацию со стороны покупателей может инициировать проведение внеплановой проверки. Целью этих мероприятий будет выявление просроченных товарных групп. Если факты выставления на продажу продукции с истекшими сроками годности будут обнаружены, они фиксируются в акте. На следующем этапе к продавцу будут применяться меры наказания административного или уголовного характера.

Наказание для нарушителей
Для юридических лиц и ИП законодатель предусмотрел меры административной и уголовной ответственности за реализацию клиентам продукции, не отвечающей стандартам качества по причине окончания срока годности.

Административная ответственность
Просроченные товары на прилавках – повод применить к продавцу нормы ст. 14.4 КоАП РФ:
• штраф для физического лица начисляется в сумме 1-2 тысяч рублей;
• должностные лица подлежат наказанию в форме штрафа, равного 3-10 тысячам рублей;
• лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью в качестве ИП, облагаются штрафной суммой 10-20 тысяч рублей;
• размер штрафа для юридических лиц достигает 20-30 тысяч рублей.
Если будет зафиксирован случай повторного нарушения норм законодательства в отношении свежести продуктов, то суммы штрафных санкций будут увеличиваться:
• до 2-5 тысяч рублей применительно к физическим лицам;
• до 7-15 тысяч рублей, если виновными признаны конкретные должностные лица;
• до 15-30 тысяч рублей для ИП;
• до 30-50 тысяч рублей для предприятий.
Дополнительно к должностным лицам применяется дисквалификационная мера продолжительностью до 1 года. У предпринимателей из числа юридических и физических лиц штраф будет сопровождаться конфискацией просроченной продукции.
При нарушении правил хранения товаров, их продажи или перевозки, которые могли стать причиной порчи продукта, к изготовителям и продавцам могут применяться положения ст. 14.43 КоАП:
• граждане подлежат обложению штрафом в сумме 1-2 тысяч рублей;
• должностные лица могут быть подвергнуты штрафной санкции в размере 10-20 тысяч рублей;
• ИП заплатят от 20 до 30 тысяч рублей;
• штраф для организаций предусмотрен в повышенном размере и находится в диапазоне 100-300 тысяч рублей.
Увеличение сумм штрафов и конфискация активов, не соответствующих стандартам качества, предусмотрено законодателем для случаев, когда продажа испорченных продуктов стала причиной проблем со здоровьем у покупателей, если применение такого товара спровоцировало появление угрозы экологической безопасности. Повторение зафиксированных ранее нарушений станет поводом для применения максимальных размеров штрафов и приостановки предпринимательской деятельности.

Уголовная ответственность
Уголовное право предполагает разные формы наказаний для лиц, уличенных в продаже просроченной продукции (при условии наличия угрозы здоровью и жизни потребителей). Нормы, регулирующие меры уголовной ответственности, приводятся в ст. 238 УК РФ. Для первого зарегистрированного правонарушения такого рода возможно применение следующих видов мер пресечения:
• штраф, выписанный на сумму до 300 тысяч рублей;
• назначение к выплате штрафной санкции, равной зарплате виновного лица, накопленной за несколько месяцев (максимальный срок удержания доходов равен 2 годам);
• допускается принудительное привлечение к обязательным работам в суммарном часовом выражении до 360 часов;
• возможно ограничение свободы виновного лица (максимум на 2 года), которое может быть заменено принудительными работами с аналогичным сроком исполнения.
Ужесточение нормы ответственности по данному правонарушению происходит в нескольких случаях:
• Виновными признана группа лиц, которая действовала по предварительному сговору.
• Нарушение затронуло продукцию, предназначенную для детей, не достигших возраста 6 лет.
• Использование изготовленного или реализованного товара с ненадлежащим уровнем качества нанесло тяжкий вред здоровью человека или стало причиной смерти потребителя.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если просрочка товара стала причиной смерти более одного лица, то виновник произошедшего лишается свободы на период до 10 лет или привлекается к принудительным видам работы (максимум на 5 лет).

Дополнительная информация
К ответственности виновных лиц можно привлечь по ст. 14.7 КоАП за обман потребителя в отношении характеристик товара. Запрет на реализацию просроченной продукции закреплен Законом № 2300-1. Статьей 43 Закона предусмотрена возможность применения к нарушителям мер административного и уголовного права. Законодатель регламентирует порядок обязательной конфискации товаров с ненадлежащим уровнем качества для последующей утилизации.
При обнаружении наличия в торговых рядах продукции с истекшим сроком годности или товаров без указания таких данных (если для этой группы продуктов предусмотрено обязательное проставление дат изготовления и годности) инициируется внеплановая проверка Роспотребнадзора. Для реализации выезда специалистов необходимо обращение от потребителей. Вся обнаруженная просроченная продукция будет изъята у продавца или производителя. Процедура заканчивается составлением акта и передачей одного из подписанного экземпляра проверяемому лицу.

Источник

Что делать, если нашли просрочку в продуктовом

Магазинам запрещено выставлять на витрины продукты с истекшим сроком годности. Но не все соблюдают закон: недобросовестные продавцы меняют этикетки, подкрашивают мясо, а из старых консервов делают салаты для кулинарного отдела.

Узнайте, что делать, если нашли просроченный товар, и как заставить магазин его убрать.

Заглянуть в календарь

На любом продукте питания должны быть указаны дата изготовления и срок годности — это период, после которого товар нельзя употреблять в пищу. Если сырок годен до 1 декабря, уже 2 декабря его не должно быть на прилавке. Все даты должны быть читаемы, если цифры размыты — это нарушение.

Срок годности могут указывать в часах — «годен в течение 12 часов», — в месяцах или годах. Причем, если срок годности больше трех месяцев, он считается до первого числа указанного месяца: если на тушенке написано, что срок годности до июля 2019 года — значит, надо успеть приготовить макароны по-флотски до 1 июля 2019 года.

Производитель обязан указывать и сроки хранения после вскрытия, если речь идет о скоропортящихся продуктах.

Бывает, продавцы переклеивают этикетки и дают подтухшей колбасе второй шанс, поэтому лучше смотреть даты на производственной упаковке.

Смотреть, как хранят товар

Молочные продукты, торты и пирожные с кремом должны быть в холодильниках. Овощи и фрукты — в сухих ящиках, а сырое мясо не должно храниться рядом с выпечкой.

Мятые упаковки плавленого сыра лучше обходить стороной, даже если на них акция: неизвестно, сколько они пролежали в таком виде. Возможно, срок годности после вскрытия кончился уже несколько раз.

Если над овощами кружится рой мошек, пахнет гнильцой, в молочном отделе бродит молоко, а продавцы, наоборот, не бродят среди прилавков, а спокойно себе болтают по телефону — тут все ясно: в таком магазине лучше не покупать.

Если сомневаетесь в качестве товара, обратитесь к администрации за сертификатом или декларацией о соответствии. Даже если показали сертификат и срок годности товара еще не вышел, продукт может испортиться из-за неправильного хранения — в таком случае нужно требовать проведения экспертизы. Вы вправе присутствовать при ней. Часто для возврата денег хватает одного только упоминания всего этого.

Если вы больше не можете смотреть на полные прилавки просроченной еды, вот что можно с этим сделать.

Обратиться к администрации

Вы вправе требовать убрать товар с истекшим сроком годности с прилавка. Если сотрудники магазина отказываются это сделать, напишите претензию — магазин обязан рассмотреть ее в течение десяти дней.

Если и это не помогло — сфотографируйте товар с этикеткой и напишите жалобу в Роспотребнадзор. Сотрудники проконсультируют, зафиксируют обращение и направят проверяющих в магазин. Если просрочку найдут — магазин оштрафуют.

Вернуть в магазин

Если вы обнаружили просрочку, по закону у вас есть четыре пути:

Если дошло до суда, можно отсудить неустойку, штраф и моральный ущерб. Даже если вы вскрыли упаковку и попробовали содержимое — продавец все равно должен вернуть полную стоимость.

Если чек не удалось сохранить, доказать покупку все равно можно: практически в каждом магазине кассовые зоны под наблюдением видеокамер. Попросите показать эти записи. Вспомните, кто мог увидеть, как вы покупаете: возможно, в очереди за вами стоял парень из соседнего подъезда.

Привлечь волонтеров

Если жалобы не помогают и вы то и дело натыкаетесь на просрочку, напишите об этом волонтерам. Эти активные ребята ходят по магазинам, ищут некачественные товары, а потом заставляют магазины обменивать просроченные продукты на свежие.

Это движение заставило несколько крупных торговых сетей отвечать за просрочку: «Билла» вернет деньги за просроченный товар или обменяет его на свежий, в «Перекрестке» в обмен на просроченный творог дадут две пачки такого же, но с нормальным сроком годности. Правда, просроченный творог придется сначала купить, а потом разыскивать директора магазина и требовать выполнения обещаний.

Источник

Разрешена ли продажа просроченных товаров и какая ответственность за это грозит работникам магазина?

Если истек срок годности продуктов, то их нельзя потреблять. В таком случае товар считается просроченным. Магазин и отдельные лица за реализацию такой продукцию наказывают. Однако просроченные товары все равно можно найти на витрине. Поэтому нужно следить за качеством покупаемой продукции.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Можно ли торговать продукцией с истекшим сроком годности?

П. 5 ст. 5 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» строго запрещает осуществлять продажу продуктов питания и других товаров с истекшим сроком годности. Такие товары, сотрудники торговой точки обязаны своевременно убирать с прилавка и передавать на утилизацию (что еще делают продавцы с просроченными товарами?). Нарушение этого федерального закона может привести как к административному наказанию, так и к уголовной ответственности. Последнее фиксируется ст. 43 Закона № 2300-1.

На товарах следующих групп в обязательном порядке должны быть указаны дата производства, а также срок годности или дата последнего дня, когда товар можно применить:

О том, какие товары можно употреблять в просроченном виде и чревато ли это последствиями, читайте тут.

Если вы обнаружили такую продукцию, то необходимо обратиться к администратору или сразу в Роспотребнадзор.

Если у товара остался один день свежести, то его также нужно снимать с витрины. Так как покупатель не успеет реализовать купленный товар и может испортить здоровье или потратить деньги впустую. Это правило прописано в п.2 статьи 472 ГК РФ.

Статья 472 ГК РФ. Срок годности товара

Как магазину не допустить продаж просрочки?

Во-первых, магазин должен организовать качественный прием товара. Следует назначить достаточное количество сотрудников, чтобы они успевали проверять срок годности всей поступаемой продукции.

Рекомендуется ежедневно проверять товар на свежесть. Свежие продукты оставлять, а испорченные утилизировать. Также лучше ставить товары, у которых осталось меньше дней свежести, перед более свежими продуктами. Так, покупатель будет брать товар, который еще хорошего качества, но испортится быстрее, чем товар, стоящий сзади. Таким образом, можно снизить количество просрочки в магазине.

Контроль в торговой точке

Прописывается это в должностной инструкции сотрудника. Из этого можно сделать вывод, что работодатель и назначает человека, который будет обязан снимать просроченный товар вовремя. Порядок списания просроченной продукции мы обсуждали в этой статье.

Наказание за реализацию такой продукции

Для того, чтобы наказали невнимательных или ленивых сотрудников магазина, зачастую достаточно написать в книге жалоб и зафиксировать нарушение на телефон. Можно напрямую пожаловаться администратору или директору.

Если же вы хотите наказать сразу весь магазин, то следует написать заявление в Роспотребнадзор, приложив доказательство в качестве фотографии. В таком случае организация посетит магазин с внеплановой проверкой. И если нарушение подтвердится, то магазин оштрафуют и поставят на особый контроль.

Строгость наказания во втором случае зависит от количества просроченной продукции, количества жалоб и есть ли пострадавшие от плохой продукции этой торговой точки.

Подробнее о том, что делать, если вы обнаружили просроченный товар, мы рассказывали тут, а здесь вы узнаете, как действовать, если вы уже купили негодный продукт.

Штрафы Роспотребнадзора

Согласно статье 14.4 КоАП РФ Роспотребнадзор может штрафовать как физические, так и юридические лица:

В списке выше были приведены суммы штрафа, который налагается на лицо при первой попытке нарушить закон. Если на этой же торговой точке повторно найдут просроченную продукцию, то штрафы значительно увеличиваются:

Уголовная ответственность

Если при реализации просроченной продукции человеку угрожает опасность для его здоровья, то могут назначить уголовную ответственность лицам, которых уличили в продаже плохого товара. Чтобы узнать о мерах наказания, достаточно заглянуть в ст. 238 УК РФ, где прописано, что, если лицо или компанию нарушили закон впервые, то:

Однако наказание могут ужесточить, если нарушения повторяются довольно-таки часто. Также, жестче могут наказать, если пострадал ребенок до 6 лет или действия были выполнены по предварительному сговору.

Сейчас все больше возникает общественных движений по контролю за качеством товара. Поэтому важно следить за сроком годности продукции и назначить сотрудников в магазин для исполнения этой цели. Желательно замотивировать человека на этой должности, тогда просроченных продуктов в вашем магазине практически никогда не будет. В противном случае виновные лица будут наказаны, а если нарушение более чем серьезно, то человека могут посадить или оштрафовать на крупную сумму.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Прокурор разъясняет

Продукция считается просроченной, если истек период, отведенный для ее потребления. После окончания этого временного интервала товар может представлять опасность для потребителя, наносить вред здоровью и окружающей среде.

Законодательно предусмотрено обязательство по фиксации срока годности для таких товарных групп:

Продавцам разрешено выставлять на прилавок для реализации товары, у которых близится к окончанию срок годности. Если отведенный для использования продукта период истек, то его необходимо снять с продаж.

Действия продавца после истечения срока годности товара:

— снять продукцию с прилавка;

— передать испорченные единицы товара на реализацию в виде корма для животных или как удобрение (если закон разрешает сделать это официально по отношению к конкретной группе продуктов);

— уничтожить партию испорченных товаров.

Действия покупателя при обнаружении просроченной продукции продиктованы ст. 18 Закона № 2300-1 от 7 февраля 1992 г. и ст. 503 ГК РФ:

— можно вернуть товар и получить обратно уплаченные за него деньги;

— у потребителя есть право на замену просроченной продукции.

— Чтобы реализовать один из приведенных вариантов действий, покупатель предъявляет продавцу сам товар и письменное требование. Отказ продающей стороны в замене товара или компенсации его стоимости должен быть обоснован. Причинами не могут быть отсутствие чека, разрыв упаковки или признаки частичного использования продукта. Требование оформляется потребителем в двух экземплярах на имя руководителя продающей организации.

В претензионном заявлении необходимо прописать:

— название предприятия, реализовавшего просроченную продукцию;

— наименование товара, который не соответствует заявленным качественным свойствам вследствие окончания срока его годности;

— указать дату совершения покупки с акцентированием внимания на сроках годности, приведенных на упаковке товара;

— основные характеристики продукта (масса, термическое состояние и прочие особенности);

— причину составления этого претензионного заявления (покупка товара с истекшим сроком годности);

— подпись потребителя с расшифровкой и датой подписания документа.

Первый экземпляр претензии отдается представителю продающей стороны, на втором сотрудник торговой точки расписывается и ставит текущую дату. При отказе выполнения законного требования потребитель вправе обратиться в Роспотребнадзор или суд, используя в качестве приложения к исковому заявлению свой экземпляр претензии.

Роспотребнадзор при наличии жалобы на торговую организацию со стороны покупателей может инициировать проведение внеплановой проверки. Целью этих мероприятий будет выявление просроченных товарных групп. Если факты выставления на продажу продукции с истекшими сроками годности будут обнаружены, они фиксируются в акте. На следующем этапе к продавцу будут применяться меры наказания административного или уголовного характера.

Наказание для нарушителей

Для юридических лиц и ИП законодатель предусмотрел меры административной и уголовной ответственности за реализацию клиентам продукции, не отвечающей стандартам качества по причине окончания срока годности.

Просроченные товары на прилавках – повод применить к продавцу нормы ст. 14.4 КоАП РФ:

— штраф для физического лица начисляется в сумме 1-2 тысяч рублей;

— должностные лица подлежат наказанию в форме штрафа, равного 3-10 тысячам рублей;

— лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью в качестве ИП, облагаются штрафной суммой 10-20 тысяч рублей;

— размер штрафа для юридических лиц достигает 20-30 тысяч рублей.

Если будет зафиксирован случай повторного нарушения норм законодательства в отношении свежести продуктов, то суммы штрафных санкций будут увеличиваться:

— до 2-5 тысяч рублей применительно к физическим лицам;

— до 7-15 тысяч рублей, если виновными признаны конкретные должностные лица;

— до 15-30 тысяч рублей для ИП;

— до 30-50 тысяч рублей для предприятий.

Дополнительно к должностным лицам применяется дисквалификационная мера продолжительностью до 1 года. У предпринимателей из числа юридических и физических лиц штраф будет сопровождаться конфискацией просроченной продукции.

При нарушении правил хранения товаров, их продажи или перевозки, которые могли стать причиной порчи продукта, к изготовителям и продавцам могут применяться положения ст. 14.43 КоАП:

— граждане подлежат обложению штрафом в сумме 1-2 тысяч рублей;

— должностные лица могут быть подвергнуты штрафной санкции в размере 10-20 тысяч рублей;

— ИП заплатят от 20 до 30 тысяч рублей;

— штраф для организаций предусмотрен в повышенном размере и находится в диапазоне 100-300 тысяч рублей.

Увеличение сумм штрафов и конфискация активов, не соответствующих стандартам качества, предусмотрено законодателем для случаев, когда продажа испорченных продуктов стала причиной проблем со здоровьем у покупателей, если применение такого товара спровоцировало появление угрозы экологической безопасности. Повторение зафиксированных ранее нарушений станет поводом для применения максимальных размеров штрафов и приостановки предпринимательской деятельности.

Уголовное право предполагает разные формы наказаний для лиц, уличенных в продаже просроченной продукции (при условии наличия угрозы здоровью и жизни потребителей). Нормы, регулирующие меры уголовной ответственности, приводятся в ст. 238 УК РФ. Для первого зарегистрированного правонарушения такого рода возможно применение следующих видов мер пресечения:

— штраф, выписанный на сумму до 300 тысяч рублей;

— назначение к выплате штрафной санкции, равной зарплате виновного лица, накопленной за несколько месяцев (максимальный срок удержания доходов равен 2 годам);

— допускается принудительное привлечение к обязательным работам в суммарном часовом выражении до 360 часов;

— возможно ограничение свободы виновного лица (максимум на 2 года), которое может быть заменено принудительными работами с аналогичным сроком исполнения.

Ужесточение нормы ответственности по данному правонарушению происходит в нескольких случаях:

Виновными признана группа лиц, которая действовала по предварительному сговору.

Нарушение затронуло продукцию, предназначенную для детей, не достигших возраста 6 лет.

Использование изготовленного или реализованного товара с ненадлежащим уровнем качества нанесло тяжкий вред здоровью человека или стало причиной смерти потребителя.

К ответственности виновных лиц можно привлечь по ст. 14.7 КоАП за обман потребителя в отношении характеристик товара. Запрет на реализацию просроченной продукции закреплен Законом № 2300-1. Статьей 43 Закона предусмотрена возможность применения к нарушителям мер административного и уголовного права. Законодатель регламентирует порядок обязательной конфискации товаров с ненадлежащим уровнем качества для последующей утилизации.

При обнаружении наличия в торговых рядах продукции с истекшим сроком годности или товаров без указания таких данных (если для этой группы продуктов предусмотрено обязательное проставление дат изготовления и годности) инициируется внеплановая проверка Роспотребнадзора. Для реализации выезда специалистов необходимо обращение от потребителей. Вся обнаруженная просроченная продукция будет изъята у продавца или производителя. Процедура заканчивается составлением акта и передачей одного из подписанного экземпляра проверяемому лицу.

В Момском районе к сожалению, отсутствует постоянное представительство Роспотребнадзора. Этим обстоятельством могут пользоваться недобросовестные лица, реализующие просроченный товар. Но в случае приобретения просроченного товара Вы имеете право обратиться в прокуратуру Момского района, которая поможет в восстановлении нарушенных прав.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *