Что будет за угон каршеринга
Украл или прокатился
Верховный суд отказал в жалобе некоему Полеву, которого обвинили в угоне и приговорили к трем годам лишения свободы. Полев утверждал, что он не собирался угонять машины, а просто хотел в них погреться, поскольку на улице было холодно, а все доказательства против него сфабрикованы. Однако показания свидетелей, а также полицейских говорили о другом.
Верховный суд исследовал дело и не нашел в нем нарушений. Все доказательства изучены, все ходатайства рассмотрены, и им дана соответствующая оценка. А значит, приговор за покушение на угон вынесен справедливо.
Напомним, что у нас угоном называется незаконное завладение автомобилем без цели хищения. В нашей ситуации не доказано, что машинами хотели завладеть, чтобы потом их продать. То есть кражей это назвать нельзя. И именно для подобных случаев существует статья «Угон».
Для примера: завел хозяин машину, а сам отошел до помойки мусор выкинуть. Тут в машину прыгнул хулиган, прокатился по двору, врезался в дерево и попытался сбежать. Это не кража. Корысти здесь нет никакой. А значит, кражу применить нельзя. Тогда что это? Угон. Причем, надо заметить, наказание за угон строже, чем за кражу.
Угонщики часто действуют организованными группами. Один вскрывает и заводит машину, другой ее перегоняет, третий перебивает номера и подделывает документы или разбирает машину на запчасти, четвертый продает. Если, поймав перегонщика, не установить, что он действовал в группе, целью которой была реализация похищенного, то предъявить ему нечего. Кроме угона.
В прошлом году снова прозвучала инициатива изменить статью «Угон» и ввести в нее квалифицирующие признаки. Предлагалось добавить способ проникновения и хищения, передачу автомобиля в пользование другим лицам, изменение внешнего вида автомобиля, государственных номеров.
Но по мнению экспертов, это еще более усложнит работу следователей и судов. Ведь у того же перегонщика не будет с собой инструментов, которыми его подручный вскрывал автомобиль. Он сел в заведенную машину и уехал.
При этом эксперты на рынке систем защиты автомобилей от угонов считают, что применение каких-либо устройств для вскрытия машины, обхода штатной или дополнительной систем безопасности прямо квалифицируют попытку угона, как кражу. Человек не из хулиганских побуждений сел прокатиться, а готовился к похищению. Подбирал нужные устройства и выбирал автомобиль. А уж изменение номеров прямо указывает на хищение машины.
Поэтому без статьи «Угон» никуда не деться. Она позволяет привлекать к ответственности тех, кто взял чужую машину просто прокатиться, пока не доказано их корыстных интересов.
Сколько стоит попасть в ДТП на каршеринге и как можно сэкономить, если это случилось
Жители крупных российских городов ежемесячно совершают 3 миллиона поездок на каршеринге. Плюсы: не нужно переживать за бензин, мойку, страховку и содержание автомобиля и платить за парковку. При этом траты в случае ДТП существенно выше, чем при происшествии с личным автомобилем, — и это главный минус.
Мы проанализировали договоры популярных сервисов для аренды автомобилей и готовы рассказать, сколько стоит попасть в ДТП на машине из каршеринга и как заплатить меньше, если была авария.
Как работает страховка в каршеринге
Водители арендуют такие авто для быстрых поездок по городу. Стоимость аренды — от 3 до 50 рублей за минуту. Автомобили для коротких поездок, где ты платишь за время не располагают к медленному и спокойному вождению. Риск попасть в ДТП выше, чем за рулем собственного автомобиля.
Чтобы пользователю не пришлось выплачивать полную стоимость автомобиля в случае ДТП, каршеринговые сервисы используют поминутную страховку. По такому договору водитель застрахован по всем рискам каско и ОСАГО, но платит только за время, в котором управляет автомобилем.
В случае аварии, если повреждений немного, пользователь оплачивает весь ремонт. При более серьёзных авариях водитель платит фиксированную сумму за франшизу, остальное покроет страховая компания. У разных каршеринговых компаний эта сумма разная.
👉Яндекс-Драйв. Для любой машины автопарка Яндекс-Драйва это 30 000 рублей.
Если машина получила меньше повреждений — пользователь заплатит меньше.
👉YouDrive. По умолчанию в машинах этого сервиса нет каско. Опцию нужно подключать в приложении перед поездкой, при этом тарифы аренды повысятся на рубль для Smart и Skoda, и на два рубля для более дорогих моделей. Если случится ДТП, пользователь должен будет выплатить только 15 000 рублей, — остальным ущербом займётся страховая.
👉Белка-кар. В приложении Белка-кар нет опции каско, — все автомобили уже застрахованы, подключать что-то отдельно не нужно. Если при ДТП сумма ущерба превышает 30 000 рублей, пользователь платит дополнительный процент от общей суммы.
«Если водитель не виноват», он ничего не платит. Главное — не уезжать с места ДТП до прибытия сотрудников ГИБДД и не ошибиться при оформлении документов.
Водитель скрылся с места ДТП. Независимо от того, виноват водитель или нет, если он скрылся, по правилам он платит штраф и возмещает весь ущерб. Страховая в таком случае ничем не сможет помочь.
Ущерб меньше 30 000 рублей. Пользователь возмещает его в полном размере.
Ущерб больше 30 000 рублей. Пользователь выплачивает эту сумму полностью и иногда фиксированный процент от общей суммы ущерба. Остальное покрывает страховая компания.
В разных компаниях сумма франшизы разная. У Яндекс-Драйва это 30 000 рублей, а YouDrive — 15 000 тысяч рублей. Эта цифра также зависит и от стоимости аренды: чем дороже плата за минуту, тем ниже порог.
Как заплатить меньше, если случилась авария
По нашим данным, 70% пользователей каршерингов владеют личными автомобилями. Они разбираются в нюансах эксплуатации и ответственно подходят к вождению. Поэтому мы запустили услугу «Отмены франшизы каршеринга».
Вот как она работает: водитель оформляет каско на личный автомобиль в «Ренессанс страхование». Если во время использования каршеринга он попадает в ДТП, мы полностью покрываем расходы на оплату ущерба до 50 000 рублей.
Опция «Отмена франшизы каршеринга» стоит 1700 рублей и доступна при покупке каско на нашем сайте.
На сайте можно оформить каско с франшизой на личный автомобиль. Франшиза — простой способ сэкономить на покупке полиса. Есть разные условия и тарифы: в каких-то франшиза применяется не с первого страхового события, в каких-то страховка покрывает только большие риски — угон или уничтожение автомобиля.
«За полцены». В стоимость входит угон, ущерб, полная гибель автомобиля, франшиза 75 000 рублей и больше ничего. Зато и стоимость меньше стандартного каско ровно в половину. Такой полис можно показать в банке как страховое обеспечение при покупке автомобиля в кредит.
«Стандарт». Помимо угона, ущерба и полной гибели автомобиля в тариф входят базовые опции:
— Эвакуация автомобиля,
— Ремонт техцентре,
— Замена стеклянных элементов без справок 1 раз.
— Франшиза на 10 000 рублей.
«С ограничением пробега». Все те же условия, что и в стандарте, но дешевле. Годовой пробег ограничен в 12 000 километров — мы устанавливаем в автомобиль телематическое устройство, которое будет отслеживает пробег и присылает отчет вам на мобильный телефон.
«С отменой франшизы каршеринга». Тот тариф, про который мы говорили в начале статьи. Все условия, франшиза 15 000 рублей, есть возможность отменить франшизу каршеринга и вызвать автоконсьержа в Москве.
«С арендой». Входят полностью все страховые риски, франшиза — 20 000 рублей. Если автомобиль попадает в ДТП или ломается, то можно арендовать подменный на время ремонта. Личную машину из сервиса привезёт автоконсьерж.
«Для кредитных автомобилей». Условия аналогичны предыдущим, но франшиза меньше — 10 000 рублей.
Наша страница на DRIVE2:
Комментарии 455
А какой смысл читать договор, если всё равно соглашаться, что бы пользоваться?
То есть мало того, что головная боль от поминутной аренды, так ещё и фотосессии не забыть по полной провести. А не то… — комфортным такое может быть только с украденным аккаунтом, где вину в случае чего спишут на кого-то другого. Да и то — очень относительным.
Я не знаю, конечно, как за границей с этим обстоит, но подозреваю, что там страхование нормально работает и не выставляет людей должниками. В той же Франции, слышал, люди на СВОИХ авто паркуются, расталкивая друг друга бамперами! Можете себе представить подобное у нас? — сколько визгу, крику и геморроя у людей будет…
А причина этого, я подозреваю в том, что мы на фоне французов — как бы это помягче сказать — что-то вроде бомжей, для которых машина это вся жизнь, причём единственная — если судить по тому как мы над ней трясёмся. Но трясемся-то трясемся, а даже осаго и то норовим неоформить. Про каско я уже молчу. А как вам, например, французский ценник на осаго… в 10 раз выше? Что, дорого? Значит, вы — автобомж, как, наверное, 99 процентов автовладельцев в России, для которых машина не просто средство передвижения, а фетиш и продолжение… хм… — в общем, не будем продолжать. Достаточно сказать, что произойдёт если вас кто-то случайно заденет на парковке и, не заметив, удалится. Так вы будете громко возмущаться и скорее всего добьётесь лишения прав за оставление места страшного ДТП, так ведь? — разумеется, если вычислите негодяя. А француз даже не поймёт про какое ДТП вы там лепечете. Ибо у них там цивилизация.
Ну а у нас… каршеринг — такой же людоедский как и все остальное. Увы.
Ладно, за часть слов первых извини, а так все же сервис хороший и интересный, жаль что народ у нас не готов еще к этому зачастую, нет культуры вождения, уважения к другим (по свински парковаться) и прочие нюансы.((
Ну если это личная «боль» и такое было то я искренне сочувствую, дело то не в карщеринге, а в том что люди быдло зачастую, и не думают где и как припарковаться, а ездить все учатся когда то, кто на своей, кто на чужой, тут не кто не застрахован и уехать мог любой…
это было месяца 4 назад, прораб просил сфоткать
ДТП на каршеринге: что нужно знать
Попал в ДТП: что делать?
При любом ДТП порядок действий идентичен говорит Алена Зеленовская, руководитель практики уголовного и административного права Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Федеральный рейтинг. × Закон не делает исключений для арендованных машин. Нужно остановиться, включить «аварийку», выставить знак аварийной остановки и позвонить в ГИБДД. Главным отличием, по словам Татьяны Мацуковой из ЮК «Генезис», будет то, что о случившемся нужно оповестить и арендодателя. В некоторых договорах прописано, что сделать это нужно немедленно, при первой возможности. Сообщить о ДТП можно как через приложение, так и по номеру телефона. А заодно узнать, можно ли составить европротокол. То есть самим оформить ДТП без вызова полицейских. Многие компании не позволяют пользоваться упрощенной схемой. У оператора нужно уточнить и список необходимых документов, и сроки их предоставления компании.
Водитель не справился с управлением и съехал с дороги на арендованной машине. Сразу позвонил оператору каршеринга, тот сказал, что с места ДТП после оформления можно уезжать, никакие бумаги привозить не нужно. Спустя время клиент узнал, что на него подари в суд и согласно договору из-за непредставления документов компании ответственность за причиненный машине ущерб ложится на плечи водителя. Фактически автолюбителя в заблуждение ввел сам оператор, несмотря на это, первая инстанция требования удовлетворила и взыскала с ответчика 500 000 руб. После этого водитель обратился к юристам и с их помощью заключил мировое соглашение, выкупив пострадавшую машину.
Если вы не виноваты в ДТП, то просто дождитесь завершения оформления, сообщите об этом в каршеринговую компанию и проследите за правильностью заполнения всех документов.
Аким Ложковой, адвокат АК Бородин и Партнеры Бородин и Партнеры Региональный рейтинг. ×
Если вы виновник
Если ДТП устроил сам арендатор, то кроме штрафа от ГИБДД за нарушение правил дорожного движения водителю нужно быть готовым заплатить оператору каршеринга, говорит Атяскин. Компании потребуют выплатить и обязательный штраф, его сумма индивидуальна у каждой фирмы и зависит от тарифа. За обычную машину может быть один, и совсем другой за ущерб авто премиум-класса.
Один из самых громких скандалов с завышенными ценами в случае аварии на каршеринге произошел в 2016 году. Тогда водитель на арендованном авто попал в ДТП, проехав на красный свет. После этого компания выставила ему счет почти на 600 000 руб. Об этом он сообщил на своей страничке в социальных сетях и заявил, что намерен судиться с оператором каршеринга. После скандала компания пересмотрела тарифы и снизили сумму требований до 150 000 руб (См. «Делимобиль» отменил полумиллионный штраф клиенту за разбитый автомобиль)
Не все каршеринговые компании покупают КАСКО, поэтому включают в договоры условия о частичном возмещении ущерба автомобилю по вине арендатора. Причем путем списания денег с карты в безусловном порядке.
Алена Зеленовская, адвокат, руководитель практики уголовного и административного права Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Федеральный рейтинг. ×
В январе 2019 года Иван Мышкин* арендовал у ООО «Каршеринг Руссия» автомобиль, но не выдержал безопасную дистанцию и въехал во впереди идущую машину. Его признали виновником аварии. Тогда компания оценила причиненный ТС ущерб, он согласно заключению составил больше 500 000 рублей. Вернуть деньги водитель не захотел, общество обратилось в суд. Компания просила не только взыскать средства на ремонт, еще и расходы на экспертизу, штраф за невыполнение требований договора о возмещении ущерба и пени – всего почти 600 000 руб. В суде водитель заявил, что в иномарке были неисправны тормоза, это и стало причиной столкновения. Но так как доказательств он не предоставил, первая инстанция встала на сторону арендатора авто. Суд решил, что клиент должен выплатить всю заявленную сумму, так как отказ от исполнения обязательств по договору недопустим (дело № 2-879/2020, вступило в силу).
Олег Ромашкин* взял машину в аренду и попал на ней в аварию, ее виновником признали водителя арендованной иномарки. Компания каршеринга сама оплатила эвакуатор и ремонт машины, а потом выставила счет Ромашкину. Сначала пыталась получить средства в претензионном порядке, а после через суд. Фирма просила выплатить не только деньги за восстановление транспорта, но и услуги оценщика, и штраф – согласно договору он составляет 20% от причиненного ущерба. Суд отметил, что водитель фактически повредил имущество компании, поэтому обязан возместить все убытки. Суд исходил из того, что вина в ДТП Ромашкина доказана, а сам он не представил доказательств в пользу снижения размера требований (дело № 2-5555/2019, вступило в силу)
Зеленовская говорит, что зачастую на практике именно арендатора обязывают доказывать невиновность в причинении вреда каршеринговому транспорту. Обычно в таких случаях суды учитывают, кого признали виновником ДТП. То есть сначала нужно попытаться оспорить именно это. Если не удалось, то пытаться уменьшить заявленную сумму. Здесь помогут фотографии и видео с места аварии, которые сделали сразу. Атяскин предлагает в качестве доказательств предоставлять заключения экспертов, с ним соглашается и Зеленовская. Независимая оценка поможет определить природу повреждений и стоимость ремонта.
В некоторых случаях операторы требуют вернуть не только деньги за восстановление машины, но и упущенную выгоду, ведь фактически автомобиль стоял на ремонте и не приносил выгоду. Пункт об этом могут включить в договор. Но у клиента есть шанс это оспорить.
ООО «Карусель» обратилось с иском к Игорю Журову*, требуя возместить ремонт авто и компенсировать упущенную выгоду. В 2018 году клиент взял в аренду иномарку, не справился с управлением и врезался в препятствие. В результате машина получила повреждения бампера, крыла, капота. Восстановление машины оценили в 164 300 руб., компания настаивала, что транспорт простаивал 58 дней. Истец рассчитал свои убытки исходя из стоимости количество минут, в течение которых автомобиль не мог использоваться по тарифу аренды. У него вышла крупная сумма – 167 000 руб. Суд первой инстанции и апелляция компанией согласились, так как пункт с расчетом упущенной выгоды есть в договоре. Арендовав машину, клиент согласился с этим. А кассация встала на защиту водителя: общество не подтвердило, что на ремонте ТС находилось 58 дней, не обосновало заявленную сумму (167 000 руб.) и не указало размер затрат, которые бы компания понесла при извлечении выгоды. Все это суд указал учесть и направил дело на пересмотр в апелляцию, который решение отменил частично (дело № 33-15223/2020).
Передал «руль» или был пьяный
Если пьяный водитель сел за руль арендованной машины, то помимо ответственности, установленной в 12.8 КоАП («Управление ТС водителем, находящимся в состоянии опьянения»), он будет обязан возместить ущерб остальным участникам, а также оплатить убытки и штраф арендодателю. Его сумму так же устанавливается каждая компания индивидуально.
«Поплатиться рублем» можно и за передачу права управления. Так, Марина Егорова* взяла в аренду Volkswagen Polo у Делимобиль. Машину остановили сотрудники ГИББД и выяснили, что за рулем находилась не сама женщина, а ее знакомая. Пассажирке предложили «дунуть в трубочку», но она отказалась. Тогда каршеринговый автомобиль эвакуировали на штрафстоянку, а саму Егорову направили на медосвидетельствование. Согласно договору Делимобиль, клиенту запрещено садиться за руль в состоянии опьянения или передавать управления третьим лицам, нарушение наказывается штрафом в 200 000 руб. Задолженность женщина не погасила, а после решила обанкротиться, тогда компания по аренде включилась в реестр кредиторов (дело № А40-231472/2019).
Если же тот, кто незаконно сел за руль, устроит аварию, то отвечать будут оба. Николай Серый* взял в краткосрочную аренду машину, но за руль сел не сам, а его знакомый, который не имел водительского удостоверения. Парень без прав стал виновником аварии, тогда компания каршеринга провела оценку повреждений авто, а после потребовала обоих возместить убытки, связанных с ДТП (сумма вымарана из акта). Деньги они не вернули, тогда компания обратилась к ним с иском. Суд поддержал общество и решил взыскать с пассажира и водителя солидарно всю сумму (дело № М-7284/2019, вступило в силу).
А вот за езду по фальшивому аккаунту штрафом не отделаться, уверена Мацукова. Чернокозов считает, что использование автомобиля с чужим аккаунтом могут расценить как угон, а в отношении нерадивого водителя возбудят уголовное дело по ст. 166 УК («Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения»). А если такой водитель станет виновником аварии, то страховка не покроет ущерб. Клиенту каршеринга придется платить, причем и за чужой автомобиль тоже, отмечает Мацукова.
Скрыть факт ДТП
Скрыть факт повреждения автомобиля, покинув место ДТП, не лучшая идея, считает Атяскин. За это водителя могут лишить прав или арестовать до 15 суток согласно ст. 12.27 КоАП («Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием»). На некоторых ТС установлены специальные датчики, чтобы определять состояние, местоположение авто. То есть оператор каршеринга точно установит личность пользователя и сможет взыскать ущерб в полном объеме. А самого автолюбителя внесут в «черный список». Пока у каждой компании он свой. Если же клиенту удастся скрыть несерьезное ДТП, то повреждения заметит следующий пользователь. Разбирательство займет некоторое время, но итог тот же самый – с виновника спишут ущерб в полном объеме, считает Чернокозов.
Поэтому Зеленовская советует перед тем, как нажать кнопку в приложении, убедиться, что с автомобилем все в порядке. Ведь именно этот жест означает приемку автомобиля, так как арендатор не подписывает бумажный акт приема-передачи. Эксперт рекомендует сфотографировать машину со всех сторон и только потом подтвердить прием нажатием в приложении.
Пьяный муж заказал каршеринг через аккаунт жены. Женщину за это лишили прав
Однажды ночью одному мужчине из Казани понадобилось срочно уехать от друзей. Он решил воспользоваться каршерингом. На его личном аккаунте в приложении для каршеринга была задолженность, поэтому он нашел автомобиль через аккаунт своей жены, с которой они, правда, уже год не жили вместе.
Мужчина сел за руль ближайшей машины и поехал домой. Вскоре его остановил инспектор ДПС и попросил «подышать в трубочку». Выяснилось, что водитель был сильно пьян.
Инспектор составил протокол в отношении мужчины, а заодно и в отношении его жены — за то, что передала управление арендованным автомобилем лицу в состоянии алкогольного опьянения. Женщина в это время спала дома и не догадывалась о приключениях мужа.
Прошло полгода. Женщина открыла почтовый ящик и увидела судебное письмо — постановление мирового судьи. Из него она узнала, что ее оштрафовали на 30 000 Р и на полтора года лишили прав.
Удивившись, женщина позвонила в суд — и только тогда узнала, что произошло полгода назад. Она, естественно, сочла себя невиновной, поэтому обжаловала решение о привлечении ее к административной ответственности. Но и мировой судья, и две вышестоящие инстанции подтвердили ее вину.
Аргументы сторон
Женщина. Мой муж взял автомобиль в аренду с моего аккаунта в приложении для каршеринга. Вообще, он уже бывший муж, потому что мы около года не живем вместе. Раньше он заходил в это приложение со своего телефона, поэтому у него сохранился логин и пароль. Мужа остановили, составили протокол за езду в пьяном виде. Только я тут ни при чем: он сам сел за руль, у меня разрешения не спрашивал.
Я узнала, что меня лишили прав, только от сотрудников суда. Меня обвиняют в том, что я допустила до управления автомобилем мужа, который находился в состоянии опьянения. Но в тот момент я была в другом месте и не знала, что он хочет воспользоваться каршерингом через мой аккаунт, да еще и будучи нетрезвым.
Прошу суд прекратить дело в связи с отсутствием состава и события преступления.
Инспектор ДПС. Я выяснил, что эта женщина — владелец аккаунта в приложении «Яндекс-драйв», с которого была заказана поездка на автомобиле. Договор аренды был оформлен на ее имя, значит, она виновата в передаче управления лицу в состоянии алкогольного опьянения. Я составил документы и передал их в суд.
Муж. В тот день поздно ночью мне нужно было уехать домой, но на моем аккаунте не было денег. Поэтому я решил взять машину через аккаунт жены, с которой мы уже давно не живем. Меня остановили и лишили прав заслуженно, но жену наказывать не за что. Она не знала о том, что я пьян, и даже о том, что я вообще собираюсь куда-то ехать на каршеринге с ее аккаунта.
Каршеринг начали угонять: кто, как и зачем это делает
В историю, которая грозит серьезными штрафами и лишением прав, попали пользователи каршерингового сервиса «Делимобиль». Как рассказала москвичка Милана Кравцова, 25 января ее спутник арендовал Volkswagen Polo. Как утверждает Кравцова, доехав до нужного адреса на западе Москвы, молодой человек завершил аренду со своего телефона. После чего пара уехала из города.
В 4:44 утра 26 января пользователю пришло сообщение о том, что автомобиль слишком долго находится в аренде. В 5:30 поступил звонок от службы поддержки, но в ночное время мобильный телефон был в беззвучном режиме. Проснувшись, водитель обнаружил электронное письмо от «Делимобиля», в котором было указано, что за 20 часов аренды с него спишут 9000 рублей — по данным сервиса, водитель пользовался машиной с 12:00 до 8:00 следующих суток. В дальнейшем пришел штраф еще на 10 000 рублей. А 30 января — еще один штраф уже на 100 000 рублей.
Согласно сообщению сервиса, в 7:00 26 января находившийся за рулем водитель допустил грубое нарушение ПДД и правил сервиса. «Опасное вождение, дрифт, вождение, которое может повредить транспортному средству, а также третьим лицам наказывается штрафом 100 000 рублей», — говорилось в сообщении.
По условиям договора, который подписывают все пользователи, клиент должен иметь на банковской карте достаточно средств, чтобы оплатить услуги сервиса. Однако 119 000 рублей на счету пользователя не было, и сервис каждый день пытался списать нужную сумму.
Дальше события развивались так. 31 января спутника Кравцовой вызвали в отделение ГИБДД в западном административном округе Москвы. Оказалось, что в то время, когда автомобиль якобы находился в его пользовании, неизвестный водитель за рулем этого самого Polo успел попасть в ДТП. Неизвестный доехал до Новозаводской улицы, разбил машину об ограждение городского парка, вытащил магнитолу и сбежал.
«В этот же день мы отправляемся на собственное расследование. Сначала едем на место ДТП по адресу Новозаводская, 27, — рассказала Кравцова. — Это припарковая зона, возле которой стоит будка с охраной. Нам повезло, так как мы застали там охранника, дежурившего в ту ночь. Он подтвердил факт аварии. А также рассказал, что на парковку перед ДК Горбунова постоянно приезжает молодежь на старых «Жигулях» и устраивает дрифт. В ту ночь эта компания находилась там с ранее арендованным нами автомобилем».
По словам охранника, он услышал хлопок, а когда вышел на улицу, увидел висящую на заборе машину, после чего сразу вызвал сотрудников ГИБДД. В момент обнаружения автомобиля в нем уже никого не было, как и той компании, которая там проводила время.
Выяснив эти подробности, автомобилисты отправились на место, где был припаркован Polo. Точный адрес в беседе с Autonews.ru Кравцова называть не стала, только объяснила, что это была большая парковка возле одного из торговых центров. Оказалось, что она находится под наблюдением видеокамер. В это время, как утверждает автомобилистка, она увидела подозрительную картину.
«На эту стоянку подъехал автомобиль из каршеринга Belka Car, из нее вышел водитель, завершил аренду и ушел. Сразу после этого вышли два молодых человека лет 15–18, подошли к этой машине и дернули ручку», — рассказала Кравцова. Дверь не открылась, парни скрылись в подъездах близлежащих домов.
По словам автомобилистки, ее спутник не признал своей вины и пока проходит по делу об аварии и оставлении места ДТП (согласно ч. 2. ст. 12.27 КоАП это влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет).
Все это время пользователи пытались связаться с сотрудниками «Делимобиля» напрямую, но там заявили, что не могут разъяснить ситуацию по телефону, а приезжать в офис также бесполезно. Все общение там предложили вести через электронную почту.
В соцсетях автомобилисты предположили, что водитель просто не обратил внимания на то, что по какой-то причине аренду завершить не удалось. В таких ситуациях приложение предлагает пользователям сначала закрыть дверь и заново попробовать завершить аренду. Если аренду не получается закончить из-за низкого качества сигнала связи, сервис, как правило, предлагает попробовать еще раз или же просит переставить машину — в таком случае лишние расходы, как правило, компенсируют.
В беседе с корреспондентом Autonews.ru Кравцова не смогла ответить на вопрос, был ли получен чек по итогам поездки от 25 января, она заявила, что сможет давать любые объяснения только после консультации с адвокатом. Однако в приложенных скриншотах отчета по поездке видно, что предыдущие поездки от 22 и 24 января были завершены, а следующей законченной поездки в этом списке уже нет — только штраф.
Тем не менее в компании уже отреагировали на жалобу автомобилистки и 5 февраля сообщили ей, что также провели собственное расследование.
«Мы собрали рабочую группу для обсуждения вашего вопроса и запросили все имеющиеся материалы от источников. После расследования и детального анализа ситуации мы обнаружили ряд моментов, которые требуют дополнительной проверки и проработки. В связи с этим было принято решение отменить штраф. Мы берем ответственность за выяснение деталей обстоятельств и дальнейшего урегулирования ущерба на себя», — говорится в сообщении «Делимобиля».
Также в компании попросили всех водителей внимательно следить за закрытием двери после завершения аренды, чтобы минимизировать риски, связанные с проникновением третьих лиц в автомобиль. Там пообещали разобраться в ситуации и привлечь виновных к ответственности.
Как уточнили в пресс-службе «Делимобиля», каждый пользователь несет ответственность за автомобиль до окончания аренды, даже если машина находится в режиме ожидания. «Это не такси, нельзя выйти из автомобиля, не проверив, завершил ты аренду или нет, не удостоверившись, что поездка завершена и двери закрылись, — сказали в пресс-службе каршеринга. — До этого момента за все, что происходит с машиной, отвечает пользователь».
В «Делимобиле» также рассказали, что стараются идти навстречу, когда видят, что автомобилисты не имели умысла нарушить правила, но каждый случай рассматривается индивидуально. Так, если бы в ДТП были пострадавшие, то решение могло быть совсем другим. «Угонщики могут совершить серьезную аварию, могут пострадать люди, поэтому оставлять машины открытыми недопустимо. Основные вопросы к водителям, у которых угнали такие автомобили, будут в первую очередь со стороны правоохранительных органов. В этой же ситуации мы постараемся найти настоящих виновников и будем взыскивать ущерб с них», — рассказали в пресс-службе.
В свою очередь, адвокат Александр Леманн в беседе с Autonews.ru объяснил, что любой водитель, который сел за руль автомобиля без разрешения от собственника, может считаться угонщиком и понести уголовную ответственность.
«Что касается отношений между сервисом каршеринга и пользователем, то условия договора предполагают обязанность закрыть двери и завершить поездку, — говорит эксперт. — Поэтому претензии сервиса к водителям, которые этого не сделали, совершенно обоснованны. Это неосмотрительность, за которую полагаются штрафные санкции». По его словам, если человек не закрывает двери и оставляет автомобиль в доступе, он должен нести за это ответственность.