Что будет за угон самолета
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
Самые известные попытки захвата и угона самолетов в 2000-2019 годах
22 января пассажир рейса Сургут – Москва попытался захватить борт самолета и направить его в Афганистан. Попытка угона не удалась, пилот посадил воздушное судно в Ханты-Мансийске, никто не пострадал. Amic.ru решил вспомнить самые громкие подобные случаи, произошедшие с 2000 по 2019 год.
25 мая 2000 года.
Самолет авиакомпании Philippine Airlines выполнял рейс из Давао в Манилу. Незадолго до посадки воздушное судно захватил мужчина, который был вооружен гранатой и пистолетом. Он потребовал, чтобы пассажиры сложили все свои ценности в сумку. После этого потребовал от пилотов снизиться и открыть люк самолета, чтобы он мог покинуть судно на самодельном парашюте. Но в последний момент захватчик запаниковал и его вытолкнул из самолета бортпроводник. Тело грабителя было найдено через три дня – он выжил при падении, но захлебнулся в болоте.
11 ноября 2000 года.
15 марта 2001 года.
11 сентября 2001 года.
29 июля 2010 года.
24 апрель 2011 года.
Сотрудник постпредства Казахстана при ЮНЕСКО Валерий Толмачев попытался угнать самолет, который следовал по маршруту Париж – Рим. На борту самолета находился 131 пассажир. Мужчина потребовал лететь в столицу Ливии Триполи и угрожал перерезать стюардессе горло маленьким ножом. Угон не удался, так как злоумышленнику вкололи успокоительное. По прилету в Рим он был задержан итальянской полицией. Позднее выяснилось, что Толмачев страдал от депрессии.
17 февраля 2014 года.
17 февраля на борту самолета авиакомпании Ethiopian Airlines, летевшего из Эфиопии в Италию, произошел инцидент. Второй пилот лайнера дождался, когда командир корабля покинет кабину, заперся в ней и направил самолет в Женеву, где сдался полиции и попросил политического убежища в Швейцарии. На борту находилось 193 пассажира и 8 членов экипажа.
24 марта 2015 года.
Авиалайнер Airbus A320 авиакомпании Germanwings, на борту которого находилось 150 человек, направлялся по маршруту Барселона – Дюссельдорф. Через 30 минут после взлёта самолёт внезапно перешёл в быстрое снижение и ещё через 10 минут врезался в горный склон в Альпах и полностью разрушился. Все находившиеся на судне 150 человек погибли. По словам следователей, второй пилот, который страдал от депрессии, заблокировал себя в кабине пилотов и направил самолет в горы.
26 марта 2016 года.
22 января 2019 года.
22 января на борту самолета, следующего по маршруту Сургут – Москва, произошел инцидент. Пассажир Павел Шаповалов попытался захватить борт и направить его в Афганистан. Капитан корабля принял решение сделать вынужденную посадку в Ханты-Мансийске, где мужчина и был задержан. Подробнее о случившемся читайте здесь.
Характеристика угона воздушного судна или водного транспорта по статье 211 УК РФ
Чужое имущество, особенно крупных размеров, всегда привлекало завистников и лиц, тесно связанных с криминальными структурами. Поэтому надеяться на то, что большой корабль или самолет никуда не денется, не безопасно, а если факт угона уже установлен, следует знать, как найти и наказать по статье УК РФ виновного.
Особенности злодеяния
Первое, что отличает это происшествие от других – предмет преступления. Не каждый день услышишь, что произошел угон корабля или самолета. Но факты захвата проявляются с каждым годом все чаще.
Отметим, что маломерные суда не относятся к водному транспорту, если рассматривать их в контексте ч. 1 и 2 ст. 211 УК РФ, определяющей суть преступления и меру наказания. Важно дать точное определение терминам, используемых при расследовании дел об угоне судов воздушного и/или водного транспорта.
О том, почему не стоит устраивать дебош в самолете и грозить захватом судна, расскажет следующее видео:
Понятие и статистика
Необходимо знать четыре основных термина для полного представления о предмете и объективной стороне правонарушения:
Исследование судебных практик Российской федерации показало, что за последние годы фактов хищения водного или воздушного судна крайне мало. Несколько дел вскользь касаются данной статьи, если есть подозрения на совершение террористического акта.
Существует несколько видов такого транспортного преступления:
О новых видах и способах угона воздушного судна расскажет следующее видео:
Состав преступления
Вся суть преступления заключается в оконченном и установленном угоне.
Методика расследования
В расследовании угона воздушного или водного судна рассматривается несколько ситуаций:
Независимо от вида ситуации происходит осмотр места преступления и опрос очевидцев, допрос потерпевшего.
Ответственность по статье 211 УК РФ за угон воздушного судна или водного транспорта
Наказания, предусмотренные статьей 211 Уголовного Кодекса:
Судебная практика
Еще чаще чем самолеты, угоняют автомобили, впрочем нередко попытка такого угона ни к чему не приводит.
Следующее видео также содержит случай из судебной практики по вопросу угона самолета и действия статьи 211 УК РФ:
Угон воздушного судна
Угон любого вида транспорта – воздушного, водного, железнодорожного представляет общественную опасность. Причины этого в нарушении правил эксплуатации подобного вида транспорта, что существенно увеличивает угрозу жизни и здоровья людей и может привести к катастрофе с большим количеством жертв. Подобные преступления имеют ряд особенностей в области состава преступления и уголовно-правовых характеристик.
Назначаемая ответственность
Статья 211 УК РФ включает в себя все нормы, ответственность и возможное наказание при осуществлении захвата или угона транспорта для доставки пассажиров:
Пример судебной практики
Характеристика злодеяния
Отличительной особенностью преступлений попадающих по статью 211 УК РФ, является его предмет. Угон воздушного судна происходит достаточно редко, а осуществить подобное деяние сможет далеко не каждый.
Характерной чертой преступления связанного с угоном самолета, является отсутствие необходимости определять причину вызвавшую подобное деяние. Нет необходимости определять, зачем злоумышленник захватил самолет. Определяющей характеристикой является сам факт осуществленного преступления.
Определения и статистика
Для полноценного определения сути преступлений, наказание по которым предусматривает статья 211 УК РФ, необходимо правильно понимать следующие определения:
Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.
Телефон в Москве и Московской области:
+7 (495) 266-02-45
Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 603-78-25
Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20
Классификация и разновидности
Преступления, описанные в статье 211 УК, подразделяют на следующие виды:
Состав преступного деяния
При совершении преступления, связанного с угоном воздушного и водного транспорта, в качестве объекта преступления выступает общественная безопасность. В качестве предмета совершенного деяния, выступают различные виды транспорта:
Перечисленные ниже действия определяют объективную сторону незаконного поступка:
Преступления подобного характера определяет формальный состав. Со времени угона или захвата судна признается факт свершения незаконного деяния. Прямой умысел характеризует субъективную сторону захвата воздушного или морского судна. Злоумышленник понимает, что производит захват судна и хочет это сделать. К одному из основных признаков захвата относится цель по угону судна.
Особенности уголовно-правовой характеристики
В смысл уголовно-правовой характеристики включают суть осуществленного преступного деяния и сопутствующие преступлению особенности и нюансы.
Отличительной чертой от других преступлений является субъект незаконного деяния при захвате воздушного или водного транспорта. В подавляющем большинстве случаев подобные деяния осуществляются террористами и пиратами.
Методика расследования
При рассмотрении ситуации угона воздушного или водного транспортного средства и других случаев по статье 211 УК, возможны следующие ситуации:
В обязательном порядке проводиться следующие мероприятия:
Если обратить внимание на судебную практику, можно сказать, что на данный момент такие преступления редкость.
Пять самых громких захватов самолетов в истории советской авиации
Днем 22 января один из пассажиров самолета, вылетевшего из Сургута в Москву, подозвал бортпроводника и потребовал срочно сменить пункт назначения — развернуться и лететь в Афганистан.
Стюардесса попыталась сгладить ситуацию — она передала мужчине, что пилот согласен изменить маршрут, но нужно дозаправить судно. В итоге потенциально опасный пассажир уснул, самолет сел в Ханты-Мансийске, нарушителя спокойствия задержали, а 70 человек на борту отделались лишь испугом.
В этот раз все закончилось благополучно, но так происходило не всегда. Вспомним самые громкие захваты самолетов в истории СССР.
Угон АН-24 и полет в Турцию
На борту самолета, вылетевшего из Батуми в Сухуми, Пранас и Альгирдас сидели на передних сидениях, прямо перед кабиной пилотов. Когда самолет стал набирать высоту, они подозвали бортпроводницу и передали ей лист бумаги с напечатанным требованием изменить маршрут. Через несколько секунд 19-летняя Надежда Курченко вбежала в кабину с криком «Нападение!» — старший Бразинкас выстрелил в нее дважды. Захватив кабину Бразинкасы заставили экипаж развернуться и лететь в Турцию. Пранас остался контролировать экипаж, его сын следил за пассажирами.
В Турции Бразинкасов арестовали, в СССР вернули выживших и раненых, а также тело погибшей Надежды Курченко и сам самолет. Бразинкасов оставили в Республике. Они отсидели около двух лет, вышли на свободу и переехали в США.
Крушение Ту-104 в Ленинграде
23 апреля 1973 года из Ленинграда в Москву вылетел самолет, выполнявший рейс 2420, на его борту находился 51 пассажир. Один из них — 47-летний Иван Бидюк попросил у бортпроводника пересесть с 13-го ряда на первый, и ему не отказали. После он передал экипажу листок с требованием перенаправить самолет в Швецию, иначе все взорвется.
Катастрофа Ту-104 под Читой
Сейчас захват самолета в Ленинграде многие мрачно называют «репетицией» — меньше, чем через месяц, случился самый страшный авиатеракт в истории СССР, но известно о нем немного.
Рейс 109, Москва — Челябинск — Новосибирск — Иркутск — Чита, 81 человек на борту. Подлетая к пункту назначения пилот сообщил диспетчеру о том, что машина снижается, а уже через несколько минут — об опасности на борту и изменении курса. Снижение началось в 3:32, в 3:36 поступил первый сигнал об опасности, а последний, девятый — в 3:38. После этого на экипаж уже не выходил на связь. Его отметка на радаре исчезла, а утром спасатели обнаружили первые обломки рейса 109.
Попытка угона самолета на рейсе Тбилиси — Батуми в 1983-м
Идейным вдохновителем преступления был тбилисский священник Теймураз Чихладзе. Тогда вокруг него объединилась группа грузинской «золотой молодежи». Молодые люди и так жили неплохо, но мечтали о лучшем — о западной жизни, какой ее представляли в перестроечном СССР.
Именно святой отец полагал, что на Запад необходимо ворваться на угнанном самолете. Как Бразинкасы. И его друзья воплотили план в реальность, а сам Теймураз Чихладзе остался в стороне — у него появилась возможность покинуть страну по церковной линии. В итоге лидером акции был 25-летний Сосо Церетели, художник киностудии «Грузия-фильм».
Захват Ту-154 семьей Овечкиных в 1988 году
На тот момент семья Овечкиных состояла из матери Нинель и одиннадцати ее детей, семеро из которых выступали джазовым ансамблем «Семь Симеонов». Жили они в Иркутске, гастролировали по всему миру. После гастролей в Японии Симеоны и решили бежать за границу. Участвовала в этом вся семья, кроме старшей дочери Овечкиной — Людмилы. Девушка вырвалась из семьи, выйдя замуж и живя отдельно обычной жизнью. Младшим детям Овечкиной было тринадцать, десять и девять лет.
Оружие на борт они пронесли в футляре с контрабасом. В салоне, угрожая обрезами, старшие Овечкины потребовали изменить курс и лететь в Лондон. Однако топлива не хватало не то что до Лондона, даже до Финляндии. Но экипаж все же объявил, что самолет летит в финский город Котка, на деле — на военный аэродром Вещево. В итоге только при приземлении Овечкины увидели советских солдат на полосе и все поняли.
Кроме пятерых террористов и бортпроводницы, погибло трое пассажиров — две пенсионерки и молодой парень, который отравился угарным газом. Самолет сгорел, а действия группы захвата впоследствии были признаны безграмотными.
Кадр: фильм «Угонщик самолетов»
«Лента.ру» продолжает цикл публикаций о самых известных контртеррористических операциях в СССР и России, навсегда вошедших в историю отечественных спецслужб. В предыдущей статье речь шла о том, как в 1979 году мечтавшие о загранице подростки захватили автобус с пассажирами. Сегодня наш рассказ — о случившемся ровно 30 лет назад, 19 августа 1990 года, захвате самолета в Якутии. Советские спецслужбы тогда не смогли обезвредить угонщиков. Почти как в сюжете голливудского блокбастера «Воздушная тюрьма», группе заключенных, совершивших побег, удалось долететь до Пакистана. Они рассчитывали обрести там свободу и политическое убежище, на деле же им пришлось провести много лет в суровых азиатских тюрьмах, испытание которыми пережили не все.
«Передайте командиру: взорвем всё»
19 августа 1990 года из аэропорта города Нерюнгри в воздух поднялся пассажирский самолет «Аэрофлота» Ту-154, пунктом назначения которого был расположенный в 800 километрах город Якутск. Никто из 89 пассажиров не обратил внимание на потенциальную опасность: вместе с ними на борту находилось 15 арестантов.
Убийцы, воры, угонщики, грабители, рэкетиры — по заведенной в то время региональной практике они этапировались на обычном самолете в Якутск из местного изолятора временного содержания (ИВС).
Самому юному из них, уроженцу Донецка Константину Шатохину, едва исполнилось 16 лет: трудный подросток, оторвавшись от родительского контроля, сбежал на Север и вскоре угодил за решетку за кражи и угон машин. Самым пожилым оказался трижды судимый 50-летний Владимир Боблов, получивший очередной срок за убийство собутыльника.
Был среди зэков и психически больной 24-летний Андрей Сомов — он украл два ящика водки и, несмотря на диагноз, был привлечен к уголовной ответственности. При этом его пребывание в ИВС и подконвойное сопровождение были незаконны: Сомов получил два года особых принудительных работ («химии») и должен был сам добираться до места отбытия наказания. Позже следователь, который вел его дело, был уволен.
Уголовники расположились в своих креслах под присмотром троих конвоиров. Практически все они сидели со свободными руками — наручники были только на троих.
Владимир Евдокимов был инвалидом: совершив одно из убийств, намеренно прострелил себе ногу в надежде доказать, что расправа над жертвой была самообороной. Но убийца перехитрил сам себя — ранение оказалось слишком серьезным, и ногу пришлось ампутировать. Евдокимов передал бортпроводнице клочок бумаги, на котором набросал сообщение о захвате и потребовал отнести его командиру корабля.
«Какие шутки? Самолет захвачен!»
Стюардесса нажала тревожную кнопку и отправилась в кабину пилотов. Прочитав записку, командир Ту-154 не поверил в реальность происходящего и счел это глупым розыгрышем, приуроченным ко Дню воздушного флота СССР. К тому же склонялась и стюардесса — она вернулась к Евдокимову с вопросом, не шутит ли он.
Аэропорт города Нерюнгри
КГБ спешит на помощь
Пока самолет нарезал круги в воздухе, вырабатывая топливо, среди пассажиров началась паника: женщины и дети рыдали, кто-то из мужчин достал из ручной клади дыни и стал жадно поедать одну за другой, а еще один, прихватив свой дипломат, раз за разом срывался с места и направлялся к выходу. Бортпроводницам стоило немалого труда удержать пассажиров на местах.
Бортпроводница захваченного Ту-154 Татьяна Ян-Чун-Тай, в девичестве Шарфаргалиева
В аэропорту Нерюнгри в рамках введенного антитеррористического плана «Набат» Ту-154 уже ожидали осведомленные о ЧП группа захвата, милиционеры из местного УВД, чекисты, скорая и пожарные. К слову, сотрудники КГБ добрались до места не без приключений: их уазик по пути заглох, а медлить было нельзя.
31-летний Молошников был беглецом со стажем. Одну из попыток вырваться на волю он совершил в 1988 году — нанес себе ранение в область груди и, оказавшись в тюремной больнице, сбежал с помощью подельников. Скрываться Молошникову удавалось на протяжении года, после чего он вновь угодил в руки правосудия и вернулся в ИВС.
В начале лета 1990 года рецидивист вновь решился на побег — воспользовался оплошностью надзирателей и исчез. На этот раз в бегах он провел три дня, а потом был избит до полусмерти поймавшими его милиционерами. Но этот опыт не охладил пыл Молошникова.
Одним из первых, к кому с предложением обратился Молошников, был снайпер, бывший участник боевых действий в Афганистане. Он наотрез отказался принимать участие в «операции», но помог зэку информационно — рассказал об устройстве Ту-154 и расположении скрытых люков, через которые в салон могла проникнуть группа захвата.
А вот Евдокимов воспринял идею с большим энтузиазмом: пытаться бежать ему было не впервой. Во время одной из своих отсидок одноногий «джентльмен удачи» сумел пробраться в цистерну с соляркой и выехать за пределы колонии.
Ту-154, аналогичный захваченному
По воспоминаниям Константина Шатохина, в нерюнгринском ИВС в начале 90-х царила настоящая анархия — доходило до того, что надзиратели принимали участие в фасовке гашиша, который потом передавали заключенным. За небольшую плату можно было достать что угодно — от водки до лекарств и глянцевых журналов.
«Бомбу» готовили в ночь на 19 августа — боялись, что раньше муляж могут обнаружить при досмотре камеры. «Взрывчатку» положили в сумку Исакова — по правилам каждый заключенный мог перевозить с собой ручную кладь весом до десяти килограммов.
Личные вещи 15 арестантов в изоляторе особо никто не досматривал, а в аэропорту проверка и вовсе не проводилась — автозак прибыл за считаные минуты до взлета, зэков привезли прямо к трапу самолета и сразу же отвели на борт.
В итоге к делу, помимо главаря, оказались привлечены трое — Исаков, Евдокимов и Петров, остальные заключенные даже не подозревали, что их ждет во время перелета. К слову, Петрова и Молошникова в числе этапируемых на Ту-154 не было, но данное обстоятельство подельников абсолютно не смущало: согласно плану, сообщники должны были за ними вернуться, что и случилось.
«Вы зэки, мы одной крови»
Силовики поначалу пытались действовать хитростью: доставили к трапу мать Исакова, которая связалась с сыном по радио.
Ты напрасно это сделал, сынок! Тебе же тяжело было переносить, когда тебя [взяли], а ты не виноват. Вот так и те люди, которые сейчас сидят с тобой рядом, они зачем страдают? Андрей! Ты слышишь?
Если через три минуты не будет того, что сказали, я двоих расстреляю! Хватит время тянуть! Или вы хотите убедиться, что ли? Не слышу ответа!
В доказательство своих слов Исаков с подельниками под дулами автоматов вывели из самолета сержанта Борща и показательно стали зачитывать ему смертный приговор. Учитывая лихое прошлое террористов и опасность взрыва самолета из-за попадания пуль в топливный бак, чекисты отказались от идеи взять самолет штурмом.
Группа заключенных, угнавших Ту-154 в Пакистан
Фото: Public Domain / Wikimedia
Силовики согласились выполнить все требования зэков: вскоре Молошников и Петров прибыли к самолету. При этом шестеро заключенных отказались участвовать в побеге и изъявили желание вместе со стариками, женщинами и детьми покинуть салон.
Евдокимов и Исаков сказали всем нам: «Вы зэки, мы одной крови. Кто хочет, может выйти и остаться, мы никого не держим». Некоторые поначалу боялись, опасаясь выстрелов в спину, но в итоге шесть человек по своим личным причинам вышли
Среди побоявшихся пули в спину оказался и Владимир Боблов — по его словам, расстрелом ему открыто угрожал его сокамерник, 28-летний вор Сергей Шубенков. В итоге на борту остались 11 зэков, семеро членов экипажа и около 30 пассажиров-мужчин.
Новым пунктом назначения был выбран Пакистан: Молошников знал, что у этой страны нет договоренности с СССР о выдаче беглых преступников. Некоторые заключенные, знавшие о боевых действиях между Пакистаном и Индией, рвались записаться в наемники и воевать.
При этом о своих планах зэки решили власти не извещать: опасаясь штурма, для отвода глаз они спрашивали о возможности вылететь в Индию или Корею.
«В Пакистане мы вас оденем в бриллианты»
Лететь было решено с дозаправкой в Красноярске и остановкой на ночевку в Ташкенте. К слову, несмотря на требования захватчиков, на борт никакой еды не доставили, привезли только сладости. Тогда зэки достали свои припасы.
Террористы после взлета взяли у стюардесс тележку, разложили на ней свои припасенные журналы, нарезали хлеб, сало, колбасу, открыли консервы и покатили по салону — берите, читайте, кушайте
Тем временем среди силовиков снова поднялся вопрос о штурме, на этот раз — с использованием газа. Но и от этой идеи, во избежание паники и стрельбы на борту, в итоге отказались. Утром уголовников ждал неприятный сюрприз: отоспавшиеся члены экипажа отказались возвращаться на борт.
Наталья Филипенко, вторая бортпроводница захваченного Ту-154
Разъяренный Исаков опять вывел из самолета сержанта Борща и пообещал его расстрелять, если в течение десяти минут экипаж не вернется на Ту-154. Допустить убийство конвоира силовики не могли — к самолету вскоре прибыл экипаж, а также новый пилот и знающий английский язык радист.
О том, что самолет захвачен уголовниками, их даже не предупредили: обоих привело в ступор требование террористов поднять руки вверх, но они быстро сориентировались и сопротивления не оказали.
В полете захватчики говорили: «Девчонки, оставайтесь с нами! В Пакистане мы вас оденем в бриллианты, будете жить с шиком, что вам делать в этом Cоюзе. »
«Не хотим жить в Советском Союзе и просим убежища»
Вылетевший в 7:30 из Ташкента самолет двигался к назначенной цели: едва он вошел в воздушное пространство Пакистана, с ним поравнялись два истребителя F-16. В ходе переговоров экипажу удалось убедить летчиков в том, что борт захвачен и открывать по нему огонь не следует.
Изначально курс лежал в аэропорт города Пешавар, но там в посадке категорически отказали. С земли летчикам поступил сигнал следовать в город Карачи.
Пилоты предложили захватчикам лететь в другую страну, но те отказались. Самолету пришлось долго кружить, вырабатывая топливо. Когда оно было на исходе, Молошников приказал сажать лайнер в любой более-менее пригодной для этого местности.
Пассажиров предупредили о жесткой посадке, приказали пристегнуться и максимально сгруппироваться, потом экипаж решился в последний раз связаться с пакистанским диспетчером. Услышав о намерении сажать лайнер на рулежную дорожку аэропорта, он наконец дал разрешение на приземление в аэропорту.
Присутствовавший в делегации переводчик поинтересовался целью прибытия в страну, и все зэки ответили заранее заученной фразой: «Не хотим жить в Советском Союзе, где творится коммунистический беспредел, просим политического убежища».
«Если выдадут СССР — нам крышка»
Кто будет курировать захватчиков, решили быстро: дело под контроль взяла Пакистанская межведомственная разведка (ISI). После легкого перекуса террористов доставили в гауптвахту полицейской академии, где заковали в кандалы и разместили по пять-шесть человек в камере.
По воспоминаниям заключенных, кроватей там не было, но это было неважно — преступники настолько устали, что легли на бетонный пол и сразу же уснули. Несколько часов спустя их накормили и перевели в другие камеры, с удобными кроватями и вентиляторами.
Константин Шатохин, один из участников угона Ту-154
Фото: страница Константина Шатохина в «Одноклассниках»
Две недели до суда беглецы провели в более чем комфортных условиях: их хорошо кормили, надзиратели делились дорогими сигаретами. Зэки рассчитывали вскоре оказаться на свободе, поэтому без особого энтузиазма беседовали с прибывшими к ним тремя сотрудниками советского посольства.
Дипломаты убеждали преступников подать прошение об экстрадиции на родину, аргументируя это тем, что за угон самолета в Пакистане они получат пожизненное заключение, а то и смертную казнь. Но уголовники сочли это манипуляциями и наотрез отказались требовать возвращения домой.
Объединяла всех тогда лишь уверенность в том, что если нас выдадут СССР, то нам крышка
Пассажиры и экипаж после осмотра и заправки самолета вылетели обратно в СССР. А приключения захватчиков приняли нежелательный для них оборот: после избрания меры пресечения в антитеррористическом суде всех преступников перевели в центральную тюрьму Карачи.
Сладкая жизнь уголовников закончилась — условия в тюрьме были не самыми лучшими, да и кормить стали плохо.
На открытый конфликт соперники так и не решились, хотя Молошников и пытался организовать убийство Исакова прямо в зале суда, а тот объявил голодовку, требуя, чтобы его перевели в другую тюрьму — подальше от противника.
Угнали на пожизненное
Фото: Aijaz Rahi / AP
Около двух лет преступникам пришлось провести в ожидании приговора — их почти 30 раз привозили в здание суда, но каждый раз слушания переносились на другой день.
При этом практически не допрашивали, задавая только один вопрос: была ли стрельба на борту? Двое подсудимых этот факт отрицали, остальные ответили утвердительно, имея в виду холостые выстрелы сержанта Борща.
Услышав же 29 марта 1992 года долгожданный приговор, зэки впали в ступор: все десять человек были приговорены к пожизненному заключению (позже наказание смягчили и назначили осужденным сроки от 14 до 21 года лишения свободы).
«Мы все сибиряки, от жары с ума сходим»
Здравствуйте, мои дорогие родители, папа и мама! Я очень хочу вас просить, чтобы вы простили меня. Я прекрасно понимаю, какие неприятности и переживания предоставил вам. Вы хотели приехать в Пакистан, я очень против, этого делать не надо. Я все понял. И, даст Бог, свидимся на русской земле, прекраснее которой не может быть во всем мире. Ваш сын Андрей.
В пакистанских тюрьмах три основных вида наказания. Самое простое — бьют палками. Поначалу мы не могли объясняться с надзирателями. А там в камере жара до 60 градусов, воды очень мало. Мы все сибиряки, от жары с ума сходим… Просим пить — не понимают. Начинаем в отчаянии бить в двери — прибегают охранники и избивают нас палками
Из-за жуткой жары Боблов перенес инфаркт. А в январе 1996 года скончался Владимир Петров, он в очередной раз порезал себе вены в знак протеста против тюремных условий и скончался до прибытия медиков.
По словам Боблова, избиения были не самым страшным видом наказания. Бывало, что надзиратели вставляли между ног арестантов кандалы-распорки длиной в метр, от которых затекали и болели ноги.
Еда, по воспоминаниям террориста, тоже была ужасной: кормили в основном сильно перченой кашей и лепешками из отрубей. Боблову довелось сидеть в тюрьме, камеры которой были оборудованы в пещерах на отвесной скале. Другие арестанты воспринимали русских заключенных как диковинку — любили слушать рассказы про холод и снег.
«Кандалы были за реальные проступки»
Впрочем, Константин Шатохин отзывался о годах заключения более тепло — он в числе первых принял ислам, поэтому отношение к нему было лучше, чем к подельникам.
Несмотря на то что спать приходилось не на привычных нарах с матрасами, а на бетонном полу, страдая от укусов клопов, Шатохин быстро приспособился и начал зарабатывать — изготавливал популярные у местных жителей женские украшения. Получал арестант порой больше, чем надзиратели с их 2500-3000 рупий в месяц. Деньги уходили в основном на продукты питания, чай для чифиря и наркотики.
Кандалы действительно были, но только за реальные проступки. Первый раз мне надели их в Карачи на три дня за драку. Потом в Хайдарабаде, но тоже заслуженно, за наркотики.
В августе 1997 года Пакистан отмечал 50-летие обретения независимости, и восьмерым оставшимся в живых террористам в честь национального праздника объявили амнистию. Однако выпускать на волю их никто не спешил — требовалось согласие России на экстрадицию.
Ворота тюрьмы в городе Равалпинди, из которых Константин Шатохин вышел на свободу 11 сентября 2000 года
Фото: Faisal Mahmood / Reuters
Некоторые арестанты хотели получить пакистанское гражданство, но власти Пакистана не пошли им навстречу. В итоге шестеро преступников, в том числе главари Молошников и Исаков, в феврале 1998 года отбыли в Россию как рожденные на территории бывшей РСФСР.
Все они заочно получили по 15 лет колоний строгого режима, но затем им зачли сроки, отбытые в пакистанской тюрьме. В 2000-х не стало Боблова и Исакова: первый скончался из-за проблем со здоровьем, второй получил пулю в бандитских разборках.
«Повторять такое я бы ни за что не стал»
Шатохину и осужденному за случайное убийство одноклассника на выпускном Максиму Левченко в Пакистане пришлось задержаться — их родиной была Украинская ССР, а потому выслать террористов могли только на Украину. Но с депортацией вышли сложности.
Да они и сами не горели желанием покидать Пакистан, не зная, что ожидает их на родине, поэтому поначалу отказались от украинского гражданства и дали согласие только после того, как Генпрокуратура Украины пообещала не подвергать их уголовному преследованию за старые грехи.
В сентябре 2000 года Шатохин и Левченко оказались на свободе. Некий благодетель, украинский бизнесмен, купил им билеты на Украину, где они живут по сей день.
Я в душе себя террористом никогда не считал. Так сложились обстоятельства. Я воспринимаю те события как большое приключение. Но я вменяемый человек и повторять такое ни за что бы не стал