Что будет за выезд на встречку зафиксированный камерой
Могут ли ГИБДД лишить прав по камере?
Лишения по камерам
Стандартная практика в 2021 году — пришедшее «письмо счастья» в виде административного штрафа, выписанного с помощью средства автофиксации. Но интересный вопрос, лишался ли кто-нибудь прав, если нарушение было зафиксировано камерой, ведь последние сегодня выявляют и сплошную, и проезд на красный с учётом повторности нарушения и ещё много запрещённых манёвров. Могут ли ГИБДД лишить прав по камере автоматической фиксации нарушений в 2021 году, на каком законном основании, какие есть исключения, мы и узнаем ниже.
Камеры автофиксации нарушений ввели ещё в нулевых годах текущего века. И, хотя технологически они развиваются очень медленно, на сегодняшний день они позволяют выявлять самые разные нарушения.
Вот перечень правонарушений, идентифицирующихся камерами и предусматривающих лишение прав:
Можно ли лишиться прав за такие нарушения по камере?
Ответ на этот вопрос однозначен и даёт его Административный кодекс, но заглянуть придётся сразу в две его статьи. Так, третья часть статьи 28.6 Административного кодекса предписывает правило, что в случае, кода неисполнение законодательства обнаружила камера автоматической фиксации, то протокол не пишется, а сразу выносится постановление, которое отсылается провинившемуся по почте.
Мы не будем цитировать норму, приведённую выше, а лишь её нужный нам отрывок. По ссылке выше доступна полная версия части 3 этой статьи.
«Ну и что с этого?!» — скажете Вы. И правда, процитированный текст не даёт понять, причём здесь лишение прав по камере автофиксации. Но на эту норму права ссылается другая статья КоАП, и она уже даёт прямой ответ на наш вопрос. Это часть 3.1 статьи 4.1 КоАП:
3.1. В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, административное наказание назначается в виде административного штрафа. При этом размер назначаемого административного штрафа должен быть наименьшим в пределах санкции применяемой статьи или части статьи раздела II настоящего Кодекса, а в случаях, когда в санкции применяемой статьи или части статьи раздела II настоящего Кодекса предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами или административного ареста и не предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа, административное наказание назначается в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Объясним проще суть этой статьи:
Как видим, всё достаточно просто и прозрачно. ГИБДД не могут лишить прав по камере автофиксации.
Выехал на встречку: как накажут
По статистике судебного департамента при Верховном суде выезд на встречную полосу входит в пятерку самых популярных нарушений наряду с ездой в нетрезвом виде и оставлением места ДТП. Такой маневр создает опасность всем участникам движения, поэтому из-за пересечения сплошной часто случаются аварии со смертельными жертвами.
В первый раз водитель заплатит минимальный штраф, а при повторном пересечении сплошной ему не избежать лишения прав. Инспектор ГИБДД направит протокол в мировой суд, где судья будет решать, на сколько отстранить водителя от управления машиной. Если повторное нарушение зафиксировала камера, то автолюбитель заплатит только штраф.
Можно ли избежать наказания
Выезд на полосу встречного движения зачастую случается из-за невнимательности автомобилиста, который пересекает сплошную или обгоняет при запрещающем знаке, поэтому оспорить наказание могут лишь единицы.
Так, в Ленинградской области водитель обогнал машину на пешеходном переходе, за что мировой судья лишил его прав на 4 месяца по ч. 4 ст. 12.15 КоАП. Автомобилист не согласился с решением, обратился к экспертам. Они изучили запись видеорегистратора и установили, что на ней не видно опережения по пешеходному переходу. В суде выводы специалистов в качестве доказательства не приняли, ведь они не подтверждают нарушение ПДД автолюбителем. Судья ВС Сергей Никифоров поддержал позицию коллег: рапорт инспектора, показания свидетеля, схема ДТП, с которой водитель согласился, опровергают доводы о его невиновности и направлены на иную оценку исследованных доказательств (дело №33-АД20-2).
Но, если инспектор ГИБДД допускает существенные нарушения при составлении протокола, то наказание получится оспорить. В Самаре автолюбитель повернул налево на перекрестке, пересек сплошную и оказался на встречке. Нарушение зафиксировала камера, и отправила данные об автомобиле инспектору, который назначил водителю штраф 5000 рублей по ч. 2 ст. 12.16 КоАП.
Автомобилист пожаловался в Советский районный суд г. Самары, так как в постановлении не указали, что нарушил водитель своим маневром. Судья Денис Борченко решил, что заявитель не предоставил доказательств, подтверждающих, что тот повернул налево не из крайней левой полосы. Напротив, автолюбитель не исполнил требования знака «Направление движения по полосам», поэтому судья оставил штраф в силе (дело №12-381/2017). С его позицией согласился Самарский областной суд, так как камеру, зафиксировавшую нарушение, проверили надлежащим образом, а на фото видно поворот налево, который нарушает ПДД (дело №4А-1373/2017).
При рассмотрении жалобы автомобилиста в Верховном суде судья Сергей Никифоров установил, что в постановлении сотрудник не написал, какой пункт ПДД нарушил водитель, а судьи районного и областного суда самовольно указали о несоблюдении знака «Направление движения по полосам». Изучив фото, судья ВС не увидел запрещенные маневры, которые якобы совершал автомобилист, и потому прекратил производство по делу (дело №46-АД18-5).
Эксперты: используйте видеозаписи
Ведущий юрист Европейской юридической службы Орест Мацала поясняет, что к спорной ситуации, связанной с выездом на встречную полосу, относится объезд препятствия через сплошную, когда им является неисправный или припаркованный автомобиль. Сотрудники ГИБДД выписывают протокол как за выезд на встречку, а в суде крайне сложно доказать, стояла ли там машина, мешающая движению.
Адвокат и автоюрист Сергей Радько утверждает, что в подобных делах автолюбителю могут помочь записи видеорегистратора или городских камер видеонаблюдения. Об истребовании и приобщении таких доказательств необходимо письменно ходатайствовать. Также будет полезным внимательно изучить протокол, в котором должно быть указано нарушение конкретного пункта ПДД и ответственность за него.
Рубрика «Вопрос-ответ»
Юрист Европейской юридической службы Дмитрий Безделин отвечает, что наказание по ч. 4 ст. 12.15 КоАП наступит независимо от того, заехало ли на встречку лишь одно колесо машины или полностью. Вместе с тем, одна сплошная разделяет проезжую часть в опасных местах и запрещает выезжать на встречку, а двойная сплошная разделяет дорогу с двумя или тремя полосами при ширине полос более 3,75 м.
Юрист Европейской юридической службы Дмитрий Безделин поясняет, что, исходя из судебной практики, отсутствие предупреждающей разметки не является безусловным основанием для отмены наказания (дело №12-63/2013). Суд будет в совокупности оценивать обстоятельства спора и прежде всего установит, мог ли водитель увидеть дорожную разметку.
Могут ли лишить прав по видеофиксации за выезд на встречную полосу?
В текущем году наказание для водителей, совершивших выезд на полосу встречного движения, осталось без изменений. Совершивший данное противоправное деяние, гражданин рискует пополнить государственный бюджет на достаточно внушительную сумму, либо стать пешеходом на срок от четырех до шести месяцев.
Давайте подробнее разберемся, что же в соответствии с буквой и духом действующего законодательства РФ трактуется как выезд на полосу встречного движения.
Одним из самых опасных маневров, которые в ходе дорожного движения совершают автомобилисты, является выезд на встречку с целью обогнать впереди идущий транспорт.
Автолюбители, применяя данный маневр, рискуют не только своим имуществом и жизнью, но имуществом и жизнями добросовестных водителей, которые ничего не подозревая, в полном соответствии с ПДД, едут по своей полосе.
Поскольку данное нарушение может повлечь весьма тяжелые последствия, власти РФ ужесточили наказание за его совершение.
Могут ли лишить прав по видеофиксации за выезд на встречку
Бывают ситуации, когда вы даже не заметили, что случайно переехали двойную сплошную. Но это вовсе не означает, что совершенное вами правонарушение осталось незамеченным для всевидящего ока, системы фото- и видео фиксации нарушений ПДД. Поэтому не стоит удивляться, когда на основании данных этой системы, вам придет квитанция на уплату штрафа.
Итак, после того, как система зафиксировала совершенный вами противоправный маневр, на имя собственника автомобиля, управляя которым вы пересекли двойную сплошную, придет постановление о наложении штрафа.
Подчеркнем, что на основании материалов фото- или видео фиксации, вас не могут лишить права управлять автотранспортом. Такой вариант наказания возможен лишь в том случае, когда совершенное вами нарушение было лично зафиксировано инспектором ГИБДД и по его факту был составлен протокол об административном правонарушении.
Когда запрещен выезд на встречную полосу
В текущем году, наказание за выезд на полосу встречного движения неминуемо настигнет вас, если:
Чем грозит выезд на встречную полосу?
Автолюбитель, совершивший данное противоправное деяние, может быть наказан:
Стоит отметить, что при наложении штрафа не будет учитываться, совершили ли вы полноценный выезд на полосу встречного движения, либо случайно пересекли двойную сплошную одним колесом.
Лишиться права управлять автотранспортом на основании данных системы фото- и видео фиксации можно, если она зафиксировала рецидив данного правонарушения в течение одного календарного года.
В случае, когда совершенный вами выезд на встречку был зафиксирован лично инспектором ГИБДД, то в его власти находится избрание меры вашей ответственности.
Это особенное актуально, когда инспектор зафиксировал рецидив данного нарушения, ведь за его совершение наказание в разы жестче.
Какое наказание за выезд на встречную полосу, читайте тут.
Отдельно подчеркнем, что за совершение данного деяния, водитель будет нести ответственность в соответствии с нормами КоАП РФ, лишь в том случае, когда оно не привело к ДТП и человеческим жертвам. В противном случае, водитель будет привлечен уже к уголовной ответственности.
Когда выезд на встречную полосу разрешен
К сожалению, действующее на территории России законодательство весьма нечетко определяет, при каких обстоятельствах водитель имеет право совершить выезд на встречную полосу, а при каких нет.
Да и однозначного ответа на то, что же является выездом на встречку, найти практически невозможно.
Многие водители используют эту неопределенность, чтобы уйти от ответственности. Хотя однозначных инструкций и не отыскать, существует ряд основополагающих положений.
В текущем году, вас не привлекут к ответственности за выезд на полосу встречного движения в случае, если:
На первый взгляд, все четко определенно. И где же здесь искать нечеткость? Все очень просто. Ведь в соответствии с ПДД, запрещается осуществлять обгон исключительно в тех случаях, когда он прямо запрещен соответствующими дорожными знаками.
Исходя из этого, можно сделать весьма спорный вывод: раз на трассе нет знака, запрещающего обгон, то совершать его можно, следовательно, никакого наказания за совершенный при этом выезд на полосу встречного движения быть не должно.
Штраф или лишение прав за выезд на встречную полосу движения
Выезд на встречку — этой разговорной фразой нередко называют одно из самых сложных и серьезно наказуемых правонарушений. Неопытные водители относятся к вопросу с фатальной прямолинейностью, считая, что «выехал – виновен».
Однако далеко не в каждом случае, когда ваш автомобиль оказывается на полосе встречного движения, это является нарушением ПДД. При этом есть и другие ситуации, когда сходное происшествие происходит при неочевидных обстоятельствах, и может квалифицироваться иначе.
В данной статье постараемся распутать этот массивный клубок противоречий, сделав акцент на самые распространенные примеры.
Что такое «встречка» в ПДД?
Прямой формулировки понятия встречной полосы в ПДД РФ нет. Но она относится к достаточно очевидным понятиям, легко выводимым из других правил и логики организации дорожного движения.
Полосой встречного движения (встречной полосой, «встречкой») – называется часть проезжей части – полоса движения, предназначенная для перемещения транспортных средств в направлении противоположном тому, в котором в настоящее время передним ходом перемещается рассматриваемое транспортное средство.
При этом понятия «проезжая часть», «разделительная полоса», «полоса движения» точно определены в п.1.2 ПДД России.
Наказание за езду по встречной полосе
С административной ответственностью все достаточно однозначно. Существует ч.4 ст.12.15 КоАП РФ, устанавливающая следующие наказания за выезд на полосу встречного движения (или трамвайные пути так же встречного направления):
На практике значительно чаще применяется именно лишение права на управление ТС, а при повторном нарушении (ч.5 ст.12.15 КоАП РФ) срок такого лишения увеличивается до 1 года.
Штраф за выезд на встречную полосу с камеры
В случае повторного нарушения законодатель предусмотрел ответ непосредственно в ч.5 ст.12.15 КоАП, где указано, что при фиксации правонарушения камерой может быть применен только штраф в размере 5000 рублей (лишение прав не используется).
В случае первого нарушения такого пояснения нет, однако есть другие нормы законодательства, дающие ответ на этот вопрос. В частности, ч.3 ст.28.6 КоАП устанавливает, что при фиксации камерами нарушения ПДД протокол не составляется, а ч.3.1 ст.4.1 указывает, что в случаях, обозначенных ч.3 ст.28.6 может быть применен только штраф.
Соответственно, при оформлении правонарушения сотрудником ГИБДД, наиболее вероятным наказанием будет лишение прав. Если нарушение зафиксировано камерами, возможен только штраф размере в 5000 рублей.
Случаи выезда на полосы встречного движения
Перейдем к практической стороне вопроса. Если с наказаниями все очевидно, то с классификацией случаев нарушения ситуация менее однозначная. Внешне схожие происшествия могут как являться выездом на встречку, так и определяться по другим статьям (правилам), а значит приводить к другому типу санкций. Более того, существует и немало мифов, расплодившихся вокруг вопроса. С них и начнем.
«Миф и легенды» выезда на встречку
Разберем несколько расхожих ситуаций, которые по разным причинам в различных источниках неверно определяют, как нарушение по ч.4 и 5 ст.12.15 КоАП РФ, либо, наоборот, ошибочно приписывают к другим типам правонарушений.
Тихоходный транспорт можно обгонять в любом случае
Сведения о том, что любое ТС, двигающееся со скоростью 30 и менее км/ч, можно обгонять в каждом случае – не соответствует действительности. Это даже не миф, это просто устаревшие данные. Действительно до 2017 года, когда были приняты очередные поправки, вопрос толковался более широко, но по действующим сейчас правилам, ситуация иная:
Соответственно, обогнать тихоходный транспорт можно и в зоне действия знака 3.20 , но исключительно если такое ТС изначально не может (не могло) двигаться более 30 км/ч, а также нет других запретов выезда на встречку, в т.ч. сплошной разметки.
Пересечь двойную сплошную — более серьезное нарушение, чем одинарную
Это неверная информация. Пересечение сплошной запрещено в любом случае, и если она отделяет полосу встречного движения, проезд по ней будет квалифицирован, как выезд на встречку вне зависимости от количества сплошных линий.
Другое дело, что существует специальная разметка, в которой одна из полос сплошная, а другая прерывистая. Для выезда пересекать ее можно только со стороны прерывистой, а для возвращения в свою полосу можно и через сплошную, но в пределах действия прерывистой.
Частичный выезд на встречную полосу
Существует и такое мнение, что выездом будет считаться пересечение разделительной всеми колесами ТС. Это миф. Не существует норм, определяющих процентное отношение автомобиля, пересекающего полосу.
На практике любая часть ТС, оказавшаяся на встречной полосе, может стать причиной для фиксации нарушения, даже если речь идет о половине колеса.
Нарушения, которые не являются выездом на встречку
Ситуации, когда состава правонарушения нет вовсе, рассмотрим отдельно. Здесь же разберем случаи, когда нарушение все же есть, но они относятся к другим типам.
Выезд на встречку при объезде препятствия
Речь о случаях, когда выезд на полосу встречного движения запрещен ПДД, т.е. имеется соответствующая разметка или другие запреты. При всей спорности ситуации, выездом на встречку она точно являться не будет. Одновременно и трактовка понятия «препятствие» не позволяет, в частности, включать сюда случаи, когда водитель решился на объезд пробки.
Нарушение квалифицируется по ч.3 ст.12.15 КоАП РФ, по которой положен штраф от 1000 до 1500 рублей.
Поворот налево с пересечением сплошной
Часто речь идет о Т-образном перекрестке, на котором левый поворот запрещен. Несмотря на то, что на какое-то время ТС оказывается на полосе, движение по которой до поворота являлось встречным, нарушение не является выездом на встречную полосу.
Наказание будет применено по ч.2 ст.12.16 КоАП РФ – штраф 1000-1500 рублей.
Разворот через сплошную
Ситуация полностью аналогична предыдущей. Является нарушением ч.2 ст.12.16 КоАП РФ со штрафом в 1000-1500 рублей. По другим статьям за этот факт нарушитель не привлекается.
Случаи однозначных нарушений
Самым очевидным является нарушение, при котором ТС выезжает на полосу встречного движения через сплошную линию (сплошные линии) или двигается по трамвайным путям встречного направления.
Здесь вопросов, как правило, не возникает. Однако есть случаи, когда водители пытаются оспаривать нарушение из-за их видимой неоднозначности, но с точки зрения законодательства случаи являются выездом на встречку. Их и рассмотрим в данном разделе.
Дорога с четырьмя полосами
Выезд на встречную полосу на дороге, имеющей двустороннее движение и не менее 4 полос (считаются полосы в обоих направлениях), запрещается. Запрет распространяется на все случаи и не зависит от наличия или отсутствия знаков, разметки и их типов.
Имеются в виду дороги, имеющие по одной полосе в каждом направлении, плюс дополнительная полоса посредине, которую поочередно используют оба направления для маневров. Выезд в эту среднюю полосу разрешается, если нет прямого запрета разметкой / знаками. Нарушением будет считаться выезд в крайне левую полосу, полностью предназначенную для движения встречного потока.
Обгон начатый по правилам, не завершен до сплошной
Очень частый случай на дорогах. Разметка позволяет начать обгон, однако его не удалось завершить (вернуться в свою полосу) до окончания прерывистой полосы (или начала действия запрещающего обгон знака).
В результате возвращение в полосу происходит через сплошную (в зоне действия знака), что однозначно трактуется как выезд на встречку.
Обгон на регулируемом перекрестке
Этот случай так же будет однозначно признан ездой по встречной полосе, однако надо акцентировать внимание на слове «регулируемый». При отсутствии светофоров, сотрудника ГАИ (ГИБДД), соответствующих знаков и/или разметки, возможен вариант законного обгона. О нем мы поговорим ниже.
К запретам на обгон так же относятся пешеходные переходы, мосты, эстакады, тоннели и т.п.
Крутой подъем и поворот
Знаками «Опасный поворот» или «Крутой подъем» обозначаются соответствующие зоны на проезжей части. Пункт 11.4 ПДД РФ относит эти зоны к тем, на которых обгон запрещен. Соответственно, обгон при действии указанных знаков будет квалифицирован, как выезд на полосу встречного движения.
Перед ж/д переездом
В соответствии с тем же правилом, что ограничивает обгон на закрытом повороте и подъеме, запрещается обгонять на железнодорожном переезде и / или в стометровой зоне до него. Соответственно, такой маневр будет считаться выездом на встречку.
Запрещено обгонять ТС, которое само совершает обгон или находится в той же полосе, но с включенным сигналом левого поворота. Соответственно, при обгоне такого рода будет признано нарушение — выезд на встречную полосу.
Срезать угол при повороте
Поворот налево на перекрестке должен осуществляться в соответствии с разметкой. Попытка срезать угол при повороте, т.е. свернуть раньше времени, заезжая на другие полосы, будет считаться выездом на встречку.
Преждевременный выезд в «карман»
При наличии специальных «карманов» — участков шоссе, выделенных для левого поворота или разворота, должна точно соблюдаться разметка. Преждевременный выезд будет квалифицирован как встречка и при повороте, и при развороте.
Когда можно выезжать на встречную полосу?
Здесь рассмотрим те редкие случаи, когда езда по встречке не будет являться нарушением. Очевидный случай – когда такое перемещение не запрещено знаками и/или разметкой, и не подпадает ни под одно из вышеприведенных исключений. Но есть и специфические ситуации.
Выше рассматривались варианты, при которых обгон тихохода будет являться нарушением. Исходя из обратного, полное соблюдение правил (ТС конструктивно не может двигаться быстрее 30 км/ч и пр.) является разрешенным с точки зрения ПДД РФ. При этом движение может производиться в зоне действия знака «Обгон запрещен», но недопустимо при наличии сплошной разметки.
Главная дорога на нерегулируемом перекрестке
Это так же является обратной стороной уже рассмотренного случая. Однако если перекресток нерегулируемый, не имеет запрета, обозначенного разметкой или знаками, а транспортное средство находится на главной дороге, обгон является разрешенным. Соответственно, при нахождении на второстепенной, такая возможность отсутствует.
Что делать, если выписали протокол за выезд на встречную полосу?
Действия после получения постановления о штрафе зависят от намерений водителя. Если он согласен с нарушением (не имеет возможности их оспорить), то дальнейшие шаги выполняются в соответствии с назначенным наказанием.
Оплата штрафа
Штраф необходимо оплатить в течение 70 дней, из которых первые десять как раз и предназначены для обжалования, а следующие шестьдесят – на оплату. Несвоевременная оплата может привести к удвоению суммы и исполнительному производству.
Не стоит забывать и о возможной экономии при оплате штрафов в первые 20 дней. В таком случае можно рассчитаться вдвое меньшей суммой. Однако скидка применима исключительно к случаям первого правонарушения (ч.4 ст.12.15 КоАП РФ), в то время как часть пятая той же статьи (повторное нарушение) исключена из возможности 50% скидки положениями ч.1.3 ст.32.2 КоАП РФ.
Сдача прав
Решение о лишении права на управление ТС принимает только суд. После получения решения водитель обязан сдать свое ВУ в ГИБДД, и только с этого момента начнет отсчитываться срок наказания.
Обо всех деталях процесса, а также информация о возврате прав за выезд на встречку, можно узнать из статей этого раздела.
Обжаловать постановление сотрудника ГИБДД
При несогласии с принятым решение, его можно обжаловать. Уже упоминалось, что на это предоставляется 10 дней. Процедура оспаривания не из легких, и не каждому гражданину, не имеющему юридического образования и практики, посильна.
Чтобы склониться в сторону привлечения к процессу профессиональных автоюристов, достаточно ознакомиться с материалами по теме и оценить их сложность:
В заключении рассмотрим несколько вопросов, часто возникающих у читателей и, соответственно, ответы на них.
В редких случаях отсутствия и разметки, и запрещающих (определяющих) знаков, возможно добиться того, чтобы нарушение не было признано выездом на полосу встречного движения. Однако это не означает, что не будут применены другие положения ПДД / КоАП РФ.
В случае отсутствия разметки, но наличия знаков, ситуация будет приравнена к выезду на встречку.
При назначении штрафа, изменить его размер невозможно, т.к. КоАП РФ предполагает точную цифру в 5000 рублей. При оплате в течение 20 дней можно оплатить 50% суммы при первом нарушении, но это общее для всех допустимых статей положение, не являющееся смягчением.
При лишении прав за повторное нарушение срок так же однозначен – 1 год. При первом допускается интервал от 4 до 6 месяцев. Только в этом случае суд может принять во внимание обстоятельства и выбрать меньший период. Вступившее в силу решение «смягчить» не удастся.
Не самые простые ситуации связаны с выездом на полосу встречного движения. Мы предоставили основные из них, но в конкретном случае могут быть и специфические нюансы.
Наказание за это нарушение серьезное, поэтому во всех проблемных и неправомерных ситуациях лучше прибегать к помощи адвокатов, специализирующихся на вопросах эксплуатации автомобильного транспорта. Связаться с нашими специалистами всегда можно бесплатно через форму, расположенную ниже, или по телефонам, обозначенным на сайте.