Что бы он не говорил все было бесполезно
жизнь-156
О! Нету воли жить, и умереть нет сил!\ Да, все уж допито. Брось хохотать, Вафилл. \ Все допил, все доел. Но продолжать не стоит. В МАНЕРЕ НЕКОТОРЫХ\\ Томление. Поль Верлен. Перевод Г. Шенгели
О, гаревые колоски,\О, пережженная полова,Дожить до гробовой доски\И не сказать за жизнь ни слова? Григорий Корин Какой-то должен разговор
О, жизнь моя без хлеба,\Зато и без тревог!\Иду. Смеётся небо,\Ликует в небе Бог. Федор Сологуб “Родине\Пятая книга стихов” 1906 О, жизнь моя без хлеба,
О, жизнь моя, не уходи,\Как ветер в поле! \Ещё достаточно в груди\Любви и боли. \Ещё дубрава у бугра\Листвой колышет,\И дальний голос топора\Почти не слышен. Анатолий Жигулин 1980 О, ЖИЗНЬ МОЯ, НЕ УХОДИ.
О, жизнь моя,\ мой сладкий плен — \ молитва, нищенство, отвага, \ вся в черных буковках бумага. \ И ожиданье перемен. Николай Панченко
О, как мы жили! Горько и жестоко!\Ты глубже вникни в страсти наших дпен. \Тебе, мой друг, наверно, издалека\Все будет по-особому видпей. Михаил Дудин
О, легкая слепая жизнь!\ Ленивая немая воля!\ И выпеваешь эту даль, как долю,\ и, как у люльки, доля над тобою\ поет. Прощайте! Набирает высь\ и неизбежность нежное круженье,\ где опыт птичий, страх и вдохновенье\ в одном полете голоса слились. Марина АКИМОВА «ДЕНЬ и НОЧЬ» N 3-4 2005г.
О, нищенская жизнь, без бурь, без ощущений, \Холодный полумрак, без звуков и огня. \Ни воплей горестных, ни гордых песнопений, \ Ни тьмы ночной, ни света дня. Константин Бальмонт Из сборника “ПОД СЕВЕРНЫМ НЕБОМ” 1894 БОЛОТО
Отдохнем.Поговорки и пословицы про умных.
С умным разговориться, что меду напиться.
Умный рассудит, а глупый осудит.
Умный человек слова на ветер не пускает.
Дураки часто осмеивают умных, умные же всегда дураков жалеют.
Умный человек — хозяин деньгам, а скупой — слуга.
Умному — намек, глупому — толчок.
Умный спесив не бывает.
Умный слышит с полслова.
Умный любит учиться, а глупый — учить.
Умный и согрешит, и поправит.
Умный смиряется, глупый надувается.
Умней себя наставлять — в реку воду таскать; дурака учить — в решете воду носить.
Ума не много надо, чтобы дураком назвали.
Кто умен, тот силен.
Кто умнее, тот победит скорее.
Кто умен, тот скорее победу достанет.
Всякий умен — кто сперва, кто после.
Быть сильным хорошо, быть умным — лучше вдвое.
Умная голова сто голов спасает, а худая и себя не спасет.
В умницы не попал и из дураков не вышел.
В умницы попал, а из дураков не вышел.
В умной беседе быть — ума прикупить, а в глупой и свой растерять.
Умен, да скуден — и глуп, да богат.
Умен, как поп Семен: книги продал, да карты купил, забился в овин да играет один.
Умен сын Иванушка! — Кто хвалит? — Матушка.
Умная голова, да дураку досталась.
Умная голова, разбирай божьи дела.
Умная голова сто голов кормит, а безумная и своей не прокормит.
Умного отца да бешена овца.
Умного посла ожидай, а за безумным сам ступай.
Умного учить, как доброго коня в поводу водить, а дурака учить как в бездонную кадь воду лить.
Умной что староста губной — везде его боятся.
Умному брань — что глупому дрань.
Умному дашь — похвала и барыш, а безумному дашь — только грех сотворишь.
Умные речи приятно и слушать.
Умный грешит, да поправить спешит.
Умный запрашивает, а глупый торгуется.
Умный на суд не ходит, а глупый с суда не сходит.
Умный не всегда развяжет, что глупый завяжет.
Умный не осудит, а глупый не рассудит.
Умный поп хоть губами шевели, а мы, грешные, догадываемся.
Умный ребенок боится грозы, а глупый — лозы.
Умный слова боится, а глупый и побои не побоится.
Умный товарищ — половина дороги.
Умная беседа оживляет дух.
Умный не скажет, дурак не поймет — и так сойдет.
Лучше с умным потерять, нежели с дураком найти.
Умный любит учиться, а дурак — учить.
Умный научит, дурак наскучит.
У умной головы сто рук.
Умен на словах, да глуп на делах.
Умен, да карман неядрен.
Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит.
Умная ложь лучше глупой правды.
Умная охулка лучше дурацкой охвалки.
Умная умница — что светлая пуговица.
Умница — как попова курица.
Умное повторять не грех.
Умному — намек, глупому — дубина.
Умному послу невелик наказ, а за глупым не ленись сам идти.
Умному свистни, а он уж и смыслит.
Умному слово — пуще дубины.
Умную голову почитают смолоду.
Умные речи и в потемках слышно.
Умные речи и дурень поймет.
Умный без денег богат.
Умный бы ты был человек, кабы не дурак.
Умный всегда в почете.
Умный всегда виноват, когда дурак не понимает его.
Умный глупо не сделает.
Умный дает, а глупый берет.
Умный делу научит, а глупый (дурак) только наскучит.
Умный любит учиться, а дурак учить.
Умный молчит, когда дурак ворчит.
Умный не говорит, что знает, а глупый не все знает, что говорит.
Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает.
Умный не услышит, так догадается.
Умный отказ лучше глупого посула.
Умный плачет, а глупый скачет.
Умный себя винит, глупый — своего товарища.
Умный смыслит, а дурак свистнет.
Умный суму наживает, глупый и ту проживает.
Умный сын — отцу замена, глупый — не помощь.
Умный только свистнет, а догадливый смыслит.
Умных-то по умным разослали, а меня к вашей милости.
Умом больно обносился.
Умом не раскинешь — пальцами не растычешь.
Умом туп, да кошелем туг.
Учен, да не умен — вполцены он.
Фалалей ничего не разумел, а ныне Фалалей и песни спел.
Глупый киснет, а умный все промыслит.
Умный вперед смотрит. (удм)
Умный человек никогда себя не хвалит. (морд)
Умный человек не изменяет своему слову. (каракалпакская)
Умный в трудном деле не спешит. (осет)
Умное дело — крылатая птица. (узб)
Умный найдет умного. (азерб)
Умный сам замечает свою ошибку. (осет)
Умный больше слушает, чем говорит. (осет)
Достоинство умного человека: мало говорить, больше слушать. (казах)
Будь умен, а не силен. (карел)
Умный мало говорит, больше слушает. (морд)
Умный человек — книга в руках. (латыш)
С умным человеком путь сокращается. (морд)
Умный человек в трудных делах никогда не спешит. (осет)
Умный человек приятен всем. (чуваш)
Почему данный пост имеет маленький рейтинг, если он очень полезный
Ум хорошо, а два — лучше.
Вывески «под старину» в Рыбинске
Карелия
Вечерний Санкт-Петербург под сверхшироким углом: атмосферная прогулка по красивому городу, лето 2021
Показываю в видео, как выглядит вечерний Санкт-Петербург под «сверхшироким углом»: съемка на ultrawide-камеру с углом обзора 120 градусов (в кадр помещается почти всё, что вы могли бы увидеть своими глазами). Вас ждет атмосферная прогулка по красивому и утонченному городу.
Пляж 100 лет назад
Всех Приветствую! Представляю Вашему вниманию снимки +- столетней давности, посвященные пляжному отдыху.
Дата съемки: 1910 год
3. Пляж с. Архипо-Осиповка
5. Курорт Суук-Су. Вид от Казино
7. Женщины с ребенком на пляже
Дата съемки: 17 июля 1924
10. В Пролетарском саду
Дата съемки: 1924 год
11. Под Севастополем. Группа людей на скале у моря
Дата съемки: 1897 год
12. На морском берегу
13. На пляже в Ялте
Дата съемки: 1926 год
14. Первые советские курортники
Дата съемки: 24 июля 1929
16. Обнаженные советские люди отдыхают на берегу Москвы реки
Дата съемки: июнь 1928
17. Купание в Большом нижнем пруду. Ясная поляна
Дата съемки: 1908 год
18. Рабочие московского завода «Компрессор» на отдыхе в санатории Семашко
Дата съемки: июль 1934
Балтийская коса
Дюны, остатки третьего рейха и форт.
Русская душа
Куршская коса
Дюны, деревья и море.
Как посмотреть Приэльбрусье и умереть от восторга
Все места, которые вы увидите в этом посте, доступны для «неподготовленных» туристов. Нужно просто приехать и иногда чуть-чуть пройти пешком.
1. Река Баксан. Фото сделано рядом с Поляной Чегет.
2. Река Донгуз-Орун-Баксан. Чтобы посмотреть на неё, озеро Донгуз-Орун-Кёль и чудесные цветущие склоны, нужно чуть-чуть пройти в сторону со средней станции канатной дороги на Чегет.
3. Водопад «Девичьи Косы» и обсерватория Пик Терскол. Вид с горы Чегет, но можно и пешком сходить до них из посёлка Терскол.
6. Вид утром с севера.
7. Вид вечером с севера.
10. Вид на Эльбрус с Эльбруса 🙂 Опять же, забираться пешком не обязательно. Потрогать снег, поглазеть на окрестности с высоты и на восходителей можно, просто доехав до верхней станции на вполне комфортной канатной дороге.
О ценах в Сочи
Без труда не выловишь рыбку из пруда
Мое представление пословицы, в российских реалиях с добавлением технологий.
«Кто в старости стакан воды подаст.»
Переосмысление поговорки на тему КиберРоссия
От сумы и от тюрьмы не зарекайся
«От сумы и от тюрьмы не зарекайся», поговорка знакомая всем. Если с тюрьмой все более менее понятно, то что же означает сума? На мой взгляд историю происхождения и смысл этой пословицы лучше всего поясняет этот отрывок из произведения Александра Николаевича Энгельгардта «Письма из деревни»:
«. «Старуха» же, как хозяйка в застольной, подает «кусочки».
У меня нет правильно организованной раздачи печеного хлеба нищим с веса, как это делается, или, лучше сказать, делалось, в некоторых господских домах. У меня просто в застольной старуха подает «кусочки», подобно тому, как подают кусочки в каждом крестьянском дворе, где есть хлеб – пока у крестьянина есть свой или покупной хлеб, он, до последней ковриги, подает кусочки. Я ничего не приказывал, ничего не знал об этих кусочках. «Старуха» сама решила, что «нам» следует подавать кусочки, и подает.
В нашей губернии и в урожайные годы у редкого крестьянина хватает своего хлеба до нови; почти каждому приходится прикупать хлеб, а кому купить не на что, то посылают детей, стариков, старух в «кусочки» побираться по миру. В нынешнем же году у нас полнейший неурожай на все: рожь уродилась плохо и переполнена была метлой, костерем, сивцом; яровое совсем пропало, так что большею частью только семена вернули; корму – вследствие неурожая яровой соломы и плохого урожая трав от бездождия – мало, а это самое трудное для крестьян, потому что при недостатке хлеба самому в миру можно еще прокормиться кое-как кусочками, а лошадь в мир побираться не пошлешь. Плохо, – так плохо, что хуже быть не может. Дети еще до Кузьмы-Демьяна (1 ноября) пошли в кусочки. Холодный Егорий (26 ноября) в нынешнем году был голодный – два Егорья в году: холодный (26 ноября) и голодный (23 апреля). Крестьяне далеко до зимнего Николы приели хлеб и начали покупать; первый куль хлеба крестьянину я продал в октябре, а мужик, ведь, известно, покупает хлеб только тогда, когда замесили последний пуд домашней муки. В конце декабря ежедневно пар до тридцати проходило побирающихся кусочками: идут и едут, дети, бабы, старики, даже здоровые ребята и молодухи. Голод не свой брат: как не поеси, так и святых продаси. Совестно молодому парню или девке, а делать нечего, – надевает суму и идет в мир побираться. В нынешнем году пошли в кусочки не только дети, бабы, старики, старухи, молодые парни и девки, но и многие хозяева. Есть нечего дома, – понимаете ли вы это? Сегодня съели последнюю ковригу, от которой вчера подавали кусочки побирающимся, съели и пошли в мир. Хлеба нет, работы нет, каждый и рад бы работать, просто из-за хлеба работать, рад бы, да нет работы. Понимаете – нет работы. «Побирающийся кусочками» и «нищий» – это два совершенно, разных типа просящих милостыню. Нищий – это специалист; просить милостыню – это его ремесло. Он, большею частью, не имеет ни двора, ни собственности, ни хозяйства и вечно странствует с места на место, собирая хлеб, и яйца, и деньги. Нищий все собранное натурой – хлеб, яйца, муку и пр. – продает, превращает в деньги. Нищий, большею частью калека, больной, неспособный к работе человек, немощный старик, дурачок. Нищий одет в лохмотья, просит милостыню громко, иногда даже назойливо, своего ремесла не стыдится. Нищий – божий человек. Нищий по мужикам редко ходит: он трется больше около купцов и господ, ходит по городам, большим селам, ярмаркам. У нас настоящие нищие встречаются редко – взять им нечего. Совершенно иное побирающийся «кусочками». Это крестьянин из окрестностей. Предложите ему работу, и он тотчас же возьмется за нее и не будет более ходить по кусочкам. Побирающийся кусочками одет, как и всякий крестьянин, иногда даже в новом армяке, только холщовая сума через плечо; соседний же крестьянин и сумы не одевает – ему совестно, а приходит так, как будто случайно без дела зашел, как будто погреться, и хозяйка, щадя его стыдливость, подает ему незаметно, как будто невзначай, или, если в обеденное время пришел, приглашает сесть за стол; в этом отношении мужик удивительно деликатен, потому что знает, – может, и самому придется идти в кусочки. От сумы да от тюрьмы не отказывайся. «
Цитаты из книг Карлоса Кастанеды
Я много раз тебе говорил: быть воином — самый эффективный способ жить. Воин сомневается и размышляет до того, как принимает решение. Но когда оно принято, он действует, не отвлекаясь на сомнения, опасения и колебания. Впереди — ещё миллионы решений, каждое из которых ждёт своего часа. Это — путь воина.
. это лишь один из миллиона путей. Да и все что угодно — лишь один путь из миллиона возможных. Поэтому ты всегда должен помнить, что путь — это только путь; если ты чувствуешь, что он тебе не по душе, ты должен оставить его любой ценой.
Иногда есть смысл упорствовать, даже когда понимаешь, что это бесполезно. Но сперва надо понять, что твои действия бесполезны, а потом поступать так, будто этого не знаешь.
Конечно, я могу всё объяснить, — сказал он, смеясь, — но сможешь ли ты это понять?
У тебя совсем нет времени, и в то же время ты окружен вечностью.
Глупо ухлопать жизнь на один единственный путь, особенно если у него нет сердца.
Что калечит дух, так это постоянное имение кого-нибудь у себя на спине, кто колотит тебя и говорит тебе, что следует делать, а чего не следует делать.
Тот, кто однажды преодолел страх, свободен от него до конца своих дней.
Вещи являются реальными только после того, как научишься соглашаться с их реальностью.
Ты всегда должен помнить, что путь – это только путь. Если ты чувствуешь, что тебе не следовало бы идти по нему, то не должен оставаться на нем ни при каких обстоятельствах.
Человек знания живёт действием, а не мыслью, о действии. Он выбирает путь сердца и следует по этому пути.
Рассматривать чьи-то действия как низкие, подлые, отвратительные или порочные — значит придавать неоправданное значение личности их совершившего, то есть — потакать его чувству собственной важности.
Самоограничение — самый худший и самый злостный вид потакания себе. Поступая подобным образом, мы заставляем себя верить, что совершаем нечто значительное, чуть ли не подвиг,а в действительности только еще больше углубляемся в самолюбование, давая пищу самолюбию и чувству собственной важности.
Человек идет к знанию, как идут на войну — пробудившись и исполнившись страха, благоговения и непоколебимой уверенности. Идти к знанию или на войну по иному — грубая ошибка. Всякий, кто совершит ее, рано или поздно об этом пожалеет.
Желание учиться — это не честолюбие. Стремление к познанию — наша судьба, потому что мы люди.
Человек становится мужественным, когда ему нечего терять. Мы малодушны только тогда, когда есть еще что-то, за что мы можем цепляться.
Чтобы воля стала действующим началом, тело должно быть совершенным.
Бесполезно тратить всю свою жизнь на один единственный путь, особенно, если этот путь не имеет сердца.
Каждый идет своим путем. Но все дороги всё равно идут в никуда. Значит, весь смысл в самой дороге, как по ней идти… Если идешь с удовольствием, значит, это твоя дорога. Если тебе плохо – в любой момент можешь сойти с нее, как бы далеко ни зашел. И это будет правильно.
– Ты слишком серьезно себя принимаешь, – сказал он медленно. – ты слишком чертовски важен в своих собственных глазах. Это должно быть изменено! Ты так чертовски важен, что ты чувствуешь себя вправе раздражаться всем. Ты так чертовски важен, что ты можешь себе позволить уйти, если вещи не складываются так, как тебе бы хотелось. Я полагаю, ты думаешь, все это показывает, что ты имеешь характер. Это чепуха! Ты слаб и мнителен!
Путь без сердца никогда не бывает радостным. Уже для того, чтобы на него выйти приходится тяжело работать. Напротив, путь, у которого есть сердце, всегда легкий; чтобы его полюбить, не нужно особых усилий.
Ты каждый раз чувствуешь себя обязанным объяснить свои поступки, как будто ты — единственный на всей земле, кто живет неправильно.
На людей сердишься, когда чувствуешь, что их поступки важны. Ничего подобного я давно не чувствую.
Ты сам говорил, что знание — это сила.
Человек живет только для того, чтобы учиться, а чему он учится — хорошему или плохому — зависит лишь от его природы и от его судьбы.
. Не имеет значения, что кто-либо говорит или делает. Ты сам должен быть безупречным человеком.
Ты не должен путать одиночество и уединение. Одиночество для меня понятие психологическое, душевное, уединенность же — физическое. Первое отупляет, второе — успокаивает.
Рассматривать чьи-то действия как низкие, подлые, отвратительные или порочные — значит придавать неоправданное значение личности их совершившего, то есть — потакать его чувству собственной важности.
Сумерки — это трещина между мирами.
Принять на себя ответственность за свои решения — это значит быть готовым умереть за них.
Все пути одинаковы — они никуда не ведут. Могу признаться: в своей жизни я прошёл немало путей, но так никуда и не пришёл. Теперь вопрос благодетеля обрёл для меня смысл. Есть ли у этого пути сердце? Если есть — путь хорош; если нет — он бесполезен. Все пути никуда не ведут, но у одного есть сердце, а у другого — нет. Один путь доставляет радость, и пока ты идёшь по нему — ты неотделим от него; а другой путь заставляет тебя проклинать всю свою жизнь. Один путь наделяет тебя силой, другой — лишает её.
Ищи и смотри на чудеса повсюду вокруг тебя. Ты устаешь от глядения на самого себя, и эта усталость делает тебя глухим и слепым повсюду ко всему остальному.
— Что такое «правильная жизнь»?
— Жизнь, прожитая в полном сознании и с полной ответственностью, хорошая, сильная жизнь.
— Почему это я ему не понравлюсь? Я же ему ничего такого не сделал?
— А вовсе не обязательно что-нибудь «делать», чтобы понравиться или не понравиться.
Жаль, что жизнь коротка, жаль, что всего не достичь. Просто жаль — и все.
Тебя никогда по-настоящему не унижали, поэтому в тебе нет злости. Ты ни разу не испытал поражения.
Ты бы удивился тому, насколько хорошо можно действовать, когда тебя припрут к стене.
Самое трудное, что есть на пути воина, так это понять, что мир является чувствованием.
Прекращая действовать, человек знания возвращается в состояние покоя и равновесия. Хорошим было его действие или плохим, удалось ли его завершить, до этого ему нет никакого дела.
Ничто не имеет особого значения, поэтому человек знания просто выбирает какой-то поступок и совершает его. Но совершает так, словно это имеет значение.
– Ты думаешь, что можно бросить курить или пить так легко? – спросил я.
– Конечно! – сказал он с большим убеждением. – курение и пьянство – это ничто, совсем ничто, если мы хотим их бросить.
Беда в том, что никто не задает себе этот вопрос; обычно человек слишком поздно понимает, что выбрал путь без сердца, когда уже стоит на краю гибели. В этой точке лишь очень немногие имеют силы оставить свою устремленность и отойти.
. в отношениях с человеческими существами не может быть ничего хуже и бесполезнее прямого противостояния.
Сила – это нечто, с чем имеет дело воин. Вначале она кажется человеку чем-то совершенно невероятным, противоестественным, в существование чего невозможно поверить, о чем даже думать трудно, не то чтобы ее себе представить. Но потом она превращается в нечто серьезное, и отношение к ней соответственно изменяется. Человек может ею не обладать, он может даже в полной мере не осознавать ее существования, но он уже чувствует, он уже знает – в мире присутствует что-то, чего до этого он не замечал. А затем сила дает о себе знать, она приходит к человеку, и он не может ничего с этим поделать, так как сила для него пока остается неуправляемой. Не существует слов, которыми можно было бы описать, как она приходит и чем в действительности является. Она – ничто, и в то же время ей подвластны чудеса, и чудеса эти человек видит собственными глазами. И, наконец, сила становится чем-то, присущим самому человеку, превращается в нечто, что изнутри управляет его действиями и в то же время подчиняется его командам, подвластно его решениям.
Учение всегда оказывается не тем, что от него ожидают.
Можно проявлять настойчивость только для того, чтобы проявить ее должным образом. И действовать с полной отдачей, заведомо зная, что твои действия бесполезны. Это — контролируемая глупость мага.
. смирение воина не является смирением нищего. Воин ни перед кем не опускает головы, но в то же время он не позволит никому опускать свою голову перед ним. Нищий, напротив, уже при падении шляпы падает на колени и метет пол перед любым, кого считает выше себя. Но в то же время он требует, чтобы кто-то, находящийся ниже его, мел пол перед ним.
Боюсь, что ты путаешь темы, сказал он. самоуверенность воина не является самоуверенностью среднего человека.Средний человек ищет определенности в глазах того, кто на него смотрит и называет это самоуверенностью. Воин ищет неуязвимости в своих собственных глазах и называет это смирением. Средний человек сцеплен с окружающими его людьми, в то время как воин сцеплен только с самим собой. Может быть ты охотишься за радугами, ты гонишься за самоуверенностью среднего человека, тогда как тебе следовало бы стремиться к смирению воина. Разница между тем и этим – значительная. Самоуверенность обозначает, что ты знаешь что-то наверняка. Смирение включает в себя то, что ты неуязвим ни в поступках, ни в чувствах.
Поступки есть сила, – сказал он. – особенно тогда, когда человек действует, зная, что эти поступки являются его последней битвой. Существует особое всепоглощающее счастье в том, чтобы действовать с полным сознанием того, что этот поступок вполне может быть твоим самым последним поступком на земле. Я рекомендую, чтобы ты пересмотрел свою жизнь и рассматривал свои поступки в этом свете.
-Не объясняй слишком много, маги говорят, что в каждом объяснении скрывается извинение. Так что, когда ты объясняешь, почему ты не можешь делать то или другое, на самом деле ты извиняешься за свои недостатки, надеясь, что слушающие тебя будут добры и простят их.
Обычный человек слишком озабочен тем, чтобы любить людей, и тем, чтобы его любили. Воин любит, и все. Он любит всех, кто ему нравится, и всё, что ему по душе, но он использует свою контролируемую глупость, чтобы не беспокоится об этом. Что полностью противоположно тому, чем занимается обычный человек. Любить людей или быть любимым ими — это еще далеко не все, что доступно человеку.
Будь безжалостным, но обаятельным, — повторял он. — Будь хитрым, но деликатным. Будь терпеливым, но активным. Будь мягким, но смертельно опасным. На это способна только женщина. Если бы так мог действовать мужчина, он был бы безупречен.
Чувство собственной важности делает человека безнадежным: тяжелым, неуклюжим и пустым.
Человек знания должен быть легким и текучим.
Чтобы быть на высоте, всегда нужно выбирать путь, подсказанный сердцем. Может быть, для кого-то это будет означать всегда смеяться.
Пока ты чувствуешь, что наиболее важное и значительное явление в мире — это твоя персона, ты никогда не сможешь по-настоящему ощутить окружающий мир.
Самое лучшее, стереть всю личную историю, — сказал он, как бы давая мне время записывать, — потому что это сделает нас свободными от обволакивающих мыслей других людей.
— Не имеет значения, что кто-либо говорит или делает, — сказал он.
— Ты сам должен быть безупречным человеком. Битва происходит прямо здесь, в этой груди.
Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе. Это и есть то, что имеет значение. Остальное не имеет никакой важности.
Если человек имеет ребенка, то этот ребенок забирает острие его духа. Для женщины иметь девочку означает конец острия. Иметь двух,как я,означает конец меня. Лучшие мои силы и иллюзии ушли к девочкам. Они похитили мое острие, как сказал Нагваль,так же, как я похитила его у своих родителей. Такова наша судьба. Мальчик похищает большую часть острия отца, а девочка- у матери.
Ты слишком занят собой. В этом вся беда. Отсюда твоя ужасная усталость.
Ты прикован! Ты прикован к своему здравому смыслу.
Прямо здесь, перед нами, расстилаются неисчислимые миры. Они наложены друг на друга, друг друга пронизывают, их множество, и они абсолютно реальны.
Воина можно ранить, но обидеть его – невозможно. Пока воин находиться в соответствующем настроении, никакой поступок кого бы то ни было из людей не может его обидеть.
То, что ты называешь случайностью, в большинстве случаев очень легко избежать, если не быть идиотом, живущим спустя рукава.
Воля — это то, что позволяет человеку победить в битве, будучи обреченным на поражение.
В этом слабая сторона слов. Они всегда заставляют нас чувствовать себя просвещёнными, но когда мы оборачиваемся, чтобы посмотреть на мир, то они всегда предают нас, и мы заканчиваем тем, что смотрим на мир так же, как всегда это делали, без всякого просветления.
Когда человек начинает учиться, он никогда не имеет четкого представления о препятствиях. Его цель расплывчата и иллюзорна; его устремленность неустойчива. Он ожидает вознаграждения, которого никогда не получит, потому что еще не подозревает о предстоящих испытаниях.
Воин тем и отличается от обычного человека, что он все принимает как вызов, тогда как обычный человек принимает все как благословение или проклятие.
— А что нужно делать, чтобы одолеть страх?
— Ответ очень прост: не убегать.
Поэтому ты всегда должен помнить, что путь это только путь; если ты чувствуешь, что он не по тебе, то должен оставить его любой ценой. Чтобы обладать такой ясностью, ты должен вести дисциплинированную жизнь.
Только при это условии ты будешь знать, что любой путь — это всего лишь путь, и ничто не мешает ни тебе самому, ни кому угодно оставить его, если это тебе твоё сердце. Но предупреждаю: твоё решение должно быть свободно от страха или честолюбия.
Смотри на любой путь прямо и без колебаний. Испытай его столько раз, сколько сочтешь нужным. Затем задай себе, и только себе самому, один вопрос. Этот вопрос задают лишь очень старые люди. Мой бенефактор задал мне его однажды, когда я был молод, но понять его мне тогда помешала слишком горячая кровь. Теперь я его понимаю.
Я задам этот вопрос тебе: имеет ли твой путь сердце?
Ты думаешь о себе слишком много, а это дает тебе странную усталость, которая заставляет тебя закрываться от окружающего мира и цепляться за свои аргументы. Поэтому проблемы – это все, что у тебя есть.
Весь фокус в том, на что ориентироваться, — сказал он. — Каждый из нас либо сам делает себя несчастным, либо сам делает себя сильным. Объем работы, необходимой и в первом, и во втором случае — один и тот же.
Обучение посредством разговоров не только пустая трата времени, но и редкая глупость.
Я слышал также, что ты говорил о том, что твои родители поранили твой дух. Я думаю, что дух человека является чем-то, что может быть легко ранено, хотя не теми средствами, которые ты сам называешь ранящими. Я полагаю, что твои родители искалечили тебя тем, что сделали тебя потакающим себе, мягким и предающимся прозябанию.
Если бы я сказал тебе прекратить задавать вопросы, то ты мог бы поранить свою волю, пытаясь сделать это. Потакание себе при отказе в чем-то намного хуже; оно заставляет нас верить, что мы совершаем великое дело в то время, как, в действительности, мы просто застыли внутри себя.
Воля – это то, что заставляет тебя побеждать, когда твои мысли говорят тебе, что ты побежден. Воля – это то, что делает тебя неуязвимым. Воля – это то, что позволяет магу проходить сквозь стену, через пространство, на луну, если он хочет.
Человек способен победить страх, только будучи лицом к лицу с ним.
Всю личную историю следует стереть для того, чтобы освободиться от ограничений, которые накладывают на нас своими мыслями другие люди.
Есть три рода плохих привычек, которыми мы пользуемся вновь и вновь, когда встречаемся с необычными жизненными ситуациями. Во-первых, мы можем отрицать то, что происходит или произошло, и чувствовать, что этого как бы вообще никогда не было. Это путь фанатика. Второе – мы можем все принимать за чистую монету, как будто мы знаем, что происходит. Это путь набожного человека. Третье – мы можем приходить в замешательство перед событием, потому что мы и не можем его отбросить, и не можем чистосердечно принять. Это путь дурака. Воин действует так, как если бы никогда и ничего не случалось, потому что он ни во что не верит. И однако же, он принимает все за чистую монету. Он принимает, не принимая, и отбрасывает, не отбрасывая. Он никогда не чувствует себя знающим и в то же время он никогда себя не чувствует так, как если бы никогда ничего за случалось. Он действует так, как будто он в полном контроле, даже хотя у него может быть сердце ушло в пятки. Если действуешь таким образом, то замешательство рассеивается.
Пять условий для одинокой птицы: первое – до высшей точки она долетает, второе – по компании она не страдает, даже таких же птиц, как она, третье – клюв ее направлен в небо, четвертое – нет у нее окраски определенной, и пятое – поет она очень тихо.
В этом слабая сторона слов, — сказал он подбадривающе. – Они всегда заставляют нас чувствовать себя просвещенными, но когда мы оборачиваемся чтобы посмотреть на мир, то они всегда предают нас, и мы кончаем тем, что смотрим на мир так же, как всегда это делали, без всякого просветления.
Есть масса вещей, которые ты сейчас делаешь, и которые казались бы тебе безумными десять лет назад. Эти вещи сами по себе не изменились. Изменилась твоя идея относительно самого себя. То, что было невозможным тогда, совершенно возможно сейчас.
Меня настолько сильно беспокоит судьба моих ближних, — продолжал дон Хуан, — что я и пальцем не пошевелю ради одного из них. Я просто не буду знать, что делать. И меня всегда будет грызть мысль, что своими подарками я навязываю им свою волю.
Научившись видеть, человек обнаруживает, что он в мире — один, и у него ничего, кроме глупости, нет.
Ничто так не закаляет дух воина, как необходимость иметь дело с невыносимыми типами, обладающими реальной властью и силой. Это — совершенный вызов, и только в таких условиях воин обретает уравновешенность и ясность, без которых невозможно выдержать натиск непознаваемого.
Для воина главнейшим правилом в жизни является выполнить свои решения столь тщательно, что ничто, случившееся в результате его действий, не может его удивить и уж тем более — истощить его силы.
Искусство воина состоит в сохранении равновесия между ужасом быть человеком и чудом быть человеком.
— Если ты что-то решил, нужно идти до конца, — сказал он, — но при этом необходимо принять на себя ответственность за то, что делаешь. Что именно человек делает, значения не имеет, но он должен знать, зачем он это делает, и действовать без сомнений и сожалений.
Он сказал, что контролируемая глупость — это не прямой обман, но сложный артистический способ отстранения от всего и в то же время сохранение себя неотъемлемой частью всего.
Ты должен терпеливо ждать, зная о своем ожидании и зная, чего ты ждешь. Это — путь воина.
— Чувство собственной важности, пояснил дон Хуан, — не является чем-то простым и незамысловатым. С одной стороны, это сердцевина всего лучшего, что в нас есть. А с другой — сердцевина всей нашей внутренней гнили.
— Воин — это тот, кто ищет свободу, — сказала она мне. — Печаль — это не свобода. Мы должны освободиться от нее.
Сегодня, например, мы добыли змейку. Мне пришлось извиниться перед ней за то, что я оборвал ее жизнь так внезапно и так окончательно. Я сделал это, зная, что моя собственная жизнь однажды будет оборвана точно так же внезапно и окончательно. Так что, в конечном счете, мы и змеи равны.
Человек побежден лишь тогда, когда он оставил всякие попытки и отрекся от самого себя.
C чарующей улыбкой она поинтересовалась, понял ли я как следует дона Хуана, когда он говорил, что возможным становится всё что угодно, если человек хочет этого с несгибаемым намерением.
— Есть много способов прощания, — сказал он. — Наилучший способ — это удержать конкретное воспоминание радости. Это способ прощания воина.
— Дело в том, что есть или плохой или хороший выбор, — сказал он. — Когда ты сделал неправильный выбор, твое тело знает это точно, как и тело каждого другого. Но если ты сделал правильный выбор, то тело это знает и расслабляется, вообще забывая о том, что здесь имел место выбор.
. Если не будешь думать о смерти, то в жизни твоей не будет ни смысла, ни порядка […]. Что еще есть у человека, кроме жизни и смерти?
Воин не является листиком, отданным на волю ветра. Никто не может его толкнуть. Никто не может заставить его поступить против самого себя или против того, что он считает нужным.
Нашим большим врагом является то, что мы никогда не верим в то, что случается с нами.
Запомни: когда чувствуешь и действуешь как бессмертное существо — ты не безупречен. Твое представление о том/ что у тебя есть время — идиотизм. Нет бессмертных на этой земле.
Для меня нет ничего, имеющего значение, но для тебя, возможно, значительным будет всё. Сейчас ты должен понять: человек знания живёт действием, а не мыслью о действии. Он выбирает путь сердца и следует по этому пути. Когда он смотрит, он радуется и смеётся; когда он видит, он знает. У него нет ни чести, ни достоинства, ни семьи, ни имени, ни родины. Есть только жизнь, которую нужно прожить. В таких условиях контролируемая глупость – единственное, что может связывать его с ближними. Поэтому он действует, потеет и отдувается. И взглянув на него, любой увидит обычного человека, живущего так же, как все. Разница лишь в том, что глупость его жизни находится под контролем. Ничто не имеет особого значения, поэтому человек знания просто выбирает какой-то поступок и совершает его. Но совершает так, словно это имеет значение. Контролируемая глупость заставляет его говорить, что его действия очень важны, и поступать соответственно. В то же время он прекрасно понимает, что всё это не имеет значения. Так что, прекращая действовать, человек знания возвращается в состояние покоя и равновесия. Хорошим было его действие или плохим, удалось ли его завершить, — до этого ему нет никакого дела.
Ничто в мире не ожидает своего решения. Нет ничего конечного, но нет и ничего нерешённого.
И я осознал, что жизнь, которую я вёл, не стоит того, чтобы жить. Поэтому я изменил её.
Воин всю жизнь отрабатывает стратегию — а ты хочешь найти смысл жизни.
Только воин способен выжить на пути знания. Ибо искусство воина состоит в том, чтобы уравновесить ужас того, что он является человеком, и изумление от того, что он является им.
Я научился тому, что все бесконечные пути, пересекаемые человеком в жизни, равнозначны. Угнетатель и угнетенный в конце встречаются, и единственное, что преобладает, — это то, что жизнь была слишком короткой для них обоих.
Ты слишком заботишься о том, чтобы нравиться людям или чтобы любить их самому, – сказал он. – человек знания любит и все. Он любит что хочет или кого хочет, но он использует свою контролируемую глупость для того, чтобы не заботиться об этом. Противоположность тому, что ты делаешь теперь. Любить людей или быть любимым людьми – это далеко не все, что можно делать, как человек.
Горюй и думай прежде, чем ты сделаешь какое-либо решение, но если ты его сделал, то будь на своем пути свободным от забот и мыслей. Будет миллион других решений еще ожидать тебя. В этом путь воина.
Ты иногда до смешного напоминаешь мне меня самого, — продолжал он. — Я тоже не хотел становиться на путь воина. Я считал, что вся эта работа никому не нужна. Если нам все равно предстоит умереть, какая разница — умереть воином или не воином. Но я ошибался. Однако к этому заключению я должен был прийти самостоятельно. Только когда человек сам убеждается в том, что не прав и что разница — невообразимо огромна, тогда он — убежден. И дальше может продолжать самостоятельно. И даже самостоятельно стать человеком знания.
Укрепление духа — единственное, ради чего действительно стоит жить. Не действовать ради укрепления духа — значит стремиться к смерти, а стремиться к смерти — значит не стремиться ни к чему вообще, потому что к ней в лапы каждый из нас попадает независимо ни от чего.
Воин не испытывает угрызений совести за что-либо содеянное, так как оценивать собственные поступки как низкие, отвратительные или дурные означает приписывать самому себе неоправданную значительность.
Воспитание не имеет никакого значения. То, что определяет наш путь, называется личной силой. Личность человека – это суммарный объем его личной силы. И только этим суммарным объемом определяется то, как он живет и как умирает.
Нет в мире ничего более трудного, чем принять настроение воина. Бесполезно пребывать в печали и ныть, чувствуя себя вправе этим заниматься, и верить, что кто-то другой что-то делает с нами. Никто ничего не делает ни с кем, и менее всех – с воином.
Воин должен учиться быть доступным и недоступным на поворотах пути. Для воина бессмысленно непреднамеренно оказываться доступным в любое время, точно так же, как совершенно бессмысленно прятаться, когда все вокруг знают, что сейчас он прячется.
Для воина быть недоступным – значит прикасаться к окружающему его миру бережно. Съесть не пять перепелов, а одного. Не калечить растения лишь для того, чтобы сделать жаровню. Не подставляться без необходимости силе ветра. И, превыше всего, – ни в коем случае не истощать себя и других. Не пользоваться людьми, не выжимать из них все до последней капли, особенно из тех, кого любишь.
Шаманы разоблачили чувство собственной важности и установили, что оно есть жалость к себе, маскирующаяся под нечто иное.
Безупречность начинается с какого-нибудь простого действия, которое должно быть целенаправленным, точным и осуществляемым с непреклонностью. Повторяя такое действие достаточно долго, человек обретает несгибаемое намерение. А несгибаемое намерение может быть приложено к чему угодно. И как только оно достигнуто – путь свободен. Каждый шаг повлечет за собой следующий, и так будет до тех пор, пока весь потенциал воина не будет полностью реализован.
Может показаться естественным, что воин, способный остаться самим собой в столкновении с неизвестным, гарантированно может справляться с мелкими тиранами. Но в действительности это не так. Именно из-за этой ошибки погибли многие великолепные видящие древности. Ничто так не закаляет дух воина, как необходимость иметь дело с невыносимыми людьми, обладающими реальной властью и силой. Это – совершенный вызов. Только в таких условиях воин обретает уравновешенность и ясность, без которых невозможно выдержать натиск непознаваемого.
Чтобы человек понял, что ему есть для чего жить, у него должно быть то, за что стоит умереть.
Вопросы правды и лжи беспокоят обычного человека; ему важно знать, что правда, а что нет. Воину до этого ровным счетом нет никакого дела. Обычный человек по-разному действует в отношении того, что считает правдой, и того, что считает ложью. Ему говорят о чем-то: «Это правда». И он действует с верой в то, что делает. Ему говорят: «Это неправда». И он не пытается действовать или не верит в то, что делает. Воин, с другой стороны, действует в обоих случаях. Если ему говорят о чем-то, что это правда, то он действует для того, чтобы совершать делание. Если ему говорят, что это неправда, то он по-прежнему будет действовать, но уже для того, чтобы совершать неделание.
Только воин может выстоять на пути знания. Воин не жалуется и ни о чем не сожалеет. Его жизнь — бесконечный вызов, а вызовы не могут быть плохими или хорошими. Вызовы — это просто вызовы.
Нужно искать и видеть чудеса, которых полно вокруг тебя. Ты умрешь от усталости, не интересуясь ничем, кроме себя самого; именно от этой усталости ты слеп и глух ко всему остальному.
Лишившись чувства собственной важности, мы становимся неуязвимыми.
— Он танцует так же, как я? Я хочу сказать, так, как танцуют?
— Скажем, что он танцует так же, как я вижу, а не так, как ты можешь танцевать.
— Видит ли он тоже так же, как ты?
— Да, но он также и танцует.
— Как танцует сакатека?
— Это трудно объяснить. Это особого рода танец, который он исполняет, когда он хочет знать.
Но все, что я могу об этом сказать тебе — это то, что, если ты не понимаешь путей человека, котрый знает, то невозможно и говорить о виденьи или танце.
— Как звали твою мать?
— Я звал её «мама», — ответил он с обезоруживающей наивностью.
Сдерживаясь и стараясь быть вежливым, я сформулировал вопрос иначе:
— А как её звали другие? Как вообще к ней обращались?
С глуповатой улыбкой старик взглянул на меня и почесал за ухом:
— Ага. Вот тут ты меня поймал. Надо подумать. источник
►►