Что бы ты сделала если была бы представителем национальной интелегенцией
Русская интеллигенция и ее роль в истории России
Многие историки отмечают такой факт, что у самодержавия было гораздо больше народных корней, чем у русской интеллигенции. Можно сказать, что это правда. Данный феномен был драмой и трагедией отечественной истории. Русская интеллигенция сразу возникала как сила антисамодержавная, антимонархическая, а это значит, что в условиях того времени считалась силой антигосударственной. Практически все творцы духовных ценностей (музыкальных, художественных или литературных) работали тогда не ради гонорара и материального благополучия, а для того, чтобы компенсировать и показать человечеству, что за плечами стоит талантливый народ, великая страна, и они способны ответить на вызовы мировой и российской истории.
Возникновение интеллигенции
Вам будет интересно: Прямая треугольная призма. Формулы объема и площади поверхности. Решение геометрической задачи
Отмена крепостного права и проведение крупных, великих реформ шестидесятых-семидесятых годов XIX века привели к сильнейшим сдвигам в развитии общества. Страна оторвалась от ледяной кромки прибоя застойного, самодержавного, крепостнического состояния и перешла в бурную трансформацию быстрого развития. Перемены захватили все сферы русской жизни: экономику, политику, культуру, а также и социальную среду.
Вам будет интересно: Виноградов Иван Матвеевич: дата и место рождения, биография, семья, научная деятельность и фото
Уже в середине XIX века современники стали замечать, что в русском обществе, которое многие века оставалось структурированным по сословиям, стала появляться категория людей, которые не вписывались в прежние параметры. Формально говоря, в России считалось, что существует четыре типа населения:
Первые два платили подати, вторые два типа считались привилегированными.
По законам, индивиду нужно было вписываться в одну из социальных категорий, и по-другому русское общество не структурировалось до середины XIX века. Но, как было замечено выше, в связи с развитием системы просвещения и усложнения государственной, общественной и культурной жизни страны стали появляться люди, которые не являлись ни дворянами, ни представителями духовенства. Но вместе с тем они и не были крестьянами и городскими работниками. Вот так и произошло формирование русской интеллигенции. Если говорить вкратце, что это была за категория? Это были люди, которые обладали образованием и получали какой-либо доход в жизни не от государства, а, например, от эксплуатации своего интеллектуального труда.
Появление термина
В те времена таких граждан стали называть не русской интеллигенцией, а разночинцами, то есть выходцами из разных чинов. Произошло это потому, что никто не мог найти им определенного название в правовой литературе и в юридических трактатах или просто в обыденной речи людей. Под разночинцами стали понимать новое поколение или новый статус людей, которые вроде бы и не горожане, но в них и нет низкого происхождения от крестьян.
Интересный факт: в это время большинство представителей творческих профессий считали, что отец русской интеллигенции — это С. Н. Булгаков.
Но только в шестидесятых годах XIX столетия появился термин, который стал применяться все более широко. Многие историки считают, что его пустил в массовое обращение писатель и публицист Бабарыкин, который творил в середине XIX века. В русской лексике слово интеллигенция приобрела, так сказать, гражданство и стало все более широко применяться в речи.
Для примера можно посмотреть образцы литературы первой половины XIX века, творчество Пушкина, Лермонтова, Гоголя. У них понятия русской интеллигенции нет. Невозможно найти и ни одного литературного произведения первой половины XIX века, где бы автор употреблял этот термин, а это значит, что не было такой категории людей и не было данного социального явления.
Суть русской интеллигенции
Данное явление появилось в пореформенную пору, после отмены крепостного права и перехода самодержавия к форсированной политике модернизации страны, то есть политики ускоренного развития экономики, транспортной сети, новых структур управления, проведение реформ военных, финансовых, образовательных учреждений. Именно вот это самодержавие и ускорило формирование слоя людей просвещенного труда, представителей интеллектуальных профессий.
Почему именно такой труд? Ответ достаточно прост. Потому что страна перешла к ускорению, развитию новых структур экономики в промышленности, транспорте, сельском хозяйстве. А это все означало, что потребности людей возрастали в умственном плане. И даже само правительство понимало, что оставлять народ в состоянии темноты и невежества — очень опасное дело, которое может обернуться новым витком застойного отставание России. Значит, нужно было ускорить процесс формирования людей интеллектуальных профессий. Как считало правительство, суть русской интеллигенции именно в том, чтобы вывести страну на один уровень с Западом и Европой.
Особенность социального облика
Вам будет интересно: Собака с двумя головами: описание эксперимента, последствия, фото
В составе русской интеллигенции 19 века начинают очень видную роль играть бывшие дворяне, которые под влиянием новейших европейских представлений пришли к выводу о том, что их отцы и более далекие предки жили неправильно, что они эксплуатировали и наживались на крестьянском труде, а этот грех несмываемый лежит именно на них как на потомках. Они считали, что именно их социальный слой призван теперь исправить это положение. Интеллигенция хотела разом перевернуть всю пирамиду социальных отношений.
Эту проблему заметил еще великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев, который написал знаменитый роман «Отцы и дети». В нем повествуется, как дети бросают упреки своим отцам за неправильный образ жизни, за несправедливые социальные отношения и социальные связи. Именно эти литературные персонажи и являются как раз молодыми интеллектуалами. Они отказываются принципиально от своих привилегий и хотят раствориться как бы в новых идеях, в новом образе жизни. Данное произведение раскрывает главную проблему века — противостояние двух поколений в русской интеллигенции.
А также необходимо отметить, что многие семинаристы стали играть все более заметную и даже наступательно агрессивную роль в формировании данного сословия.
Наиболее яркие представители русской интеллигенции — это, например, Николай Добролюбов и Николай Чернышевский. Именно они были основой студенческой молодежи, а значит, и формировали интеллектуальную прослойку.
В XIX веке вовсю появлялись представители части крестьянства, так скажем, плебейского состава русского общества, поэтому постепенно складывался все более толстый социальный слой, и вместе с тем он приобретает своеобразный неповторимый облик.
Чахотка и Сибирь
Но не всякая просвещенная российская молодежь считается интеллигенцией в русской истории. Только тот, у кого убеждения были окрашены новыми идеями освобождения, борьбы и новой нравственности высшего качества, могли называть себя интеллектуалами.
Тот, кто способен посвятить свою жизнь служению не денежному и не каким-то собственным материальным интересам, а только служению идеалам борьбы за добро, и считался в 19-м веке интеллигентом. Вот примерно так Некрасов писал о Грише Добросклонове, таком типичном русском интеллигенте шестидесятых годов: «Ему судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь».
Долгое время данное изречение гуляло в народе. Чахотка — болезнь русского интеллигента, потому что человек в страшной борьбе за свои идеалы сгорал преждевременно. Это была типичная, так скажем, судьба очень многих представителей данного сословия.
Феномен русской интеллигенции
Представители сословия являются бескомпромиссными борцами за социальные идеи и представления, за обновление человечества. Интеллигенты хотели принести сразу и немедленно счастья своему только что освобожденному от крепостной зависимости народу.
В этом смысле, конечно, представители сословия всегда противостояли власти самодержавия, государственному строю. Традиционные институты, религиозные и государственные политические учреждения рассматривались интеллигенцией как несправедливо и неправильно устроенные, негуманные, которые противоречат интересам широких масс народа и вообще разнятся с идеалом социального освобождения. Отсюда получилось такое состояние, что интеллигенция сразу же оказалась в оппозиции.
Служение власти
Если разночинец оставался оппозиционерам, не гнулся и не прогибался, если он оставался по духовной структуре своей личностью независимой, тогда он и сохранял свое право на название интеллигента.
А если он, даже получив диплом об образовании, был высокоинтеллектуальным человеком, но являлся приспособленцем, то есть сделал карьеру, служил государству, он никогда в интеллигенты не зачислялся.
Различие сословий
Есть еще один очень важный аспект, который нужно обязательно упомянуть, когда речь идет о роли русской интеллигенции в обществе. Речь не только в том, как складывался облик данной общины, но и о трагичном обстоятельстве.
В связи с тем, что интеллигенция была страшно далека культурно от народа, она изучала на университетской скамье самые последние достижения европейской науки в биологии, математике, физике, химии, общественных науках, истории, философии, политической культуре, лексике и так далее. Характер, поведение, образ жизни — это все воспринималось как европейские культурные ценности, и русского студента внешне, то есть по одежде, повадкам, невозможно было отличить от европейского, который обучался где-нибудь в Гейдельберге, Берлине или во Франции. Представители интеллигенции часто учились по обмену и поэтому чувствовали себя уверенно в солидарной студенческой среде.
Но в своем собственном народе, в простом крестьянстве, они чувствовали себя иностранцами. Да, собственно, так их принимали и сами податные сословия. Люди, одетые в европейское платье, говорящие на каком-то особом языке, были чужды простому народу.
И речь, и лексика, и интеллект, и культура, и их образ жизни были настолько далеки от крестьян, что русская интеллигенция, казалось, находится в драматическом культурном разрыве.
Известные люди
Как уже было сказано выше, считается, что отец русской интеллигенции — это Сергей Николаевич Булгаков, но несмотря на это, в данном сословии есть и более выдающиеся личности.
Каждый полагал, что он может сдвинуть ход русской истории своими силами. А раз такие мысли появились, значит, в этом видели какое-то проведение, необходимый промысел, который заставляет появится на свет Божий и вести за собой страну. Интеллигенты считали, что именно на их плечах лежит груз, и уклониться от него было совершено невозможно.
Это все породило огромное духовное напряжение, обстановку высокого пафоса, самоотречение и осознание душевного подвига, творческого горения. В какой-то степени это касается буквально всего, и духовной жизни России в частности.
Любой историк знает, что вторая половина XIX века — это время якутский культуры, период, когда творили передвижники и возникла «Могучая кучка» русских композиторов. А также в этот период возникает блестящая группа русских писателей, начиная от Тургенева, Достоевского, Чехова, Льва Толстова и так далее. Можно перечислять и дальше громадный список талантов русской литературы, которые тогда создали шедевры мировой классики.
Вот это был феномен духовного подвига русской интеллигенции, потому что практически все создатели музыкальных, художественных и литературных работ творили тогда не ради гонораров и материального благополучия. А для того чтобы компенсировать и показать человечеству, что за плечами стоит великая страна и могучий русский народ, как писал Тургенев. Но русская интеллигенция 20 века пошла в другом направлении.
Революция
Интеллигенты считали, что язык, с помощью которого они творят, может создать только великая нация. Проблема же творцов заключалась в том, что ни передвижников, ни музыкантов «Могучей кучки», ни писателей народ все еще не понимал. Культурный уровень крестьян оставался в XV веке. Вот как раз эта оторванность от народа и побудила русских интеллектуалов к революционным подвигам.
И вот в семидесятых годах XIX века произошло невероятное явление, тысячи молодых интеллигентов пошли в народ. Где еще, в каком обществе, в какое время можно себе представить ситуацию наподобие этой? Чтобы несколько тысяч студентов, бросив свои аудитории и семьи, отправились в народ во имя неведомой жар-птицы.
Интеллигентам казалось, что одно их движение к народу, их подвиг принесет темным массам свет освобождения, преобразования всеобщей гармонии и счастья. Конечно, сейчас понятно, что это все было романтическими мечтами, которые вскоре рассыпалась.
Но духовная энергетика все же преобразовалась в наступательную борьбу против самодержавия, жертвами которыми становятся политические враги. Начинается эпоха революций. Русская интеллигенция претерпевает изменения.
Суммируя вышесказанное
Интеллигенция — это состояние непрерывного духовного подвига, самоотречения, борьбы, героики, невероятной отдачи. Все это очень важно понять, особенно в современных условиях, когда порой об истории русской революции, особенно о духовной жизни, говорят с невнятной насмешкой под влиянием каких-то сугубо публицистических подходов. И все же у многих возникает желание отдать должное и даже преклонить голову перед памятью тех людях, которые творили. Вот еще одна история о самоотверженности людей того времени.
ГЭК История Казахстана. Идеи представителей национальной интеллигенции начала xx века шаг вперед или назад
ИДЕИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА: ШАГ ВПЕРЕД ИЛИ НАЗАД?
«Идеи представителей национальной интеллигенции начала XX века: шаг вперед или назад?»
Университет КАЗГЮУ имени М.С Нарикбаева
В начале ХХ века Казахстан стал аграрно-колониальным краем Российской империи, где доминировали доокапиталистические производственные отношения. Колонизаторы не только владели значительной частью земли казахского народа и его природных богатств, но и колонизировали казахов духовно: осуществляли систему жестоких мер в направлении лишения народа языка, религии, менталитета. Об этом писал и сам М.Дулатов в статье «Казағым менің, елім менің», написанной в 1907 году. Административная же система, возглавлявшая казахские степи, находилась в руках представителей бай-шонжаров, которые в свою очередь были усилены колониальным аппаратом царского правительства. Социально-экономическое и политическое состояние характеризовались, в основном, обострением аграрных, национальных и в определенной степени классовых проблем. Поэтому, правильно предположить, что аграрно-национально-освободительное движение представителей национальной интеллигенции, вызванное этим обострением, было направлено прежде всего против колонизации, и это был огромный шаг вперед для будущего независимого Казахстана.
Во-первых, лидеры национально-демократической интеллигенции в годы революции стремились занять центральное положение в условиях сложившегося общественно-политического благополучия в империи, в том числе и в Казахстане. Однако, в ходе разъяснения народу своих инициатив и попыток их реализации лидеры национальной интеллигенции столкнулись с критикой и противодействием со стороны политических сил обоих направлений – левого и правого. Политические силы левых рассматривали центральные позиции казахской интеллигенции как переоценку антигосударственной оппозиции. Правые политические силы считали интеллигенцию сторонниками левых и проводниками политики, направленной на расшатывание основ имперского государства. Тем не менее, формированию политических взглядов и вмешательству интеллигенции в общественно-политическую деятельность в определенной степени способствовала Первая Русская революция. В эти годы большинство видных представителей первого потока казахской интеллигенции (А.Букейханов, Х.Досмухамедов, М.Тынышбаев, Ж.Акбаев, Ж.Досмухамедов, Б.Каратаев, М.Дулатов, др.), находясь под влиянием первой русской революции, внимательно и критически относились к происходившему в стране политическому благополучию, а затем пытались решить освободительные вопросы. Одним из первых рассматриваемых вопросов был акт создания политической партии «Қазақ конституциялық», который состоялся в конце 1905г. в Уральске на «пяти областных съездах дегегатов» казахских представителей, таких как А.Букейханов, Ж.Сейдалин, М.Дулатов, Б.Сыртанов и Б.Каратаев. Данная идея была поддержана и Халелем Досмухамедовым, который в то время учился в Петербурге. Руководителем вновь родившейся политической организации единогласно был признан А.Букейханов. С этого времени начался путь ученого-экономиста, публициста, обладателя глубоких общечеловеческих знаний Букейханова Алихана к становлению общенациональным политическим деятелем. Следовательно, в годы Первой русской революции казахская интеллигенция, сплотившаяся вокруг Алихана Букейханова, вовлеченных в политику, в той или иной степени подавала пример партии кадетов, которая в то время находилась в оппозиции царскому правительству. Так, можно с уверенностью сказать,что в 1905-1907 гг. казахская интеллигенция проявила значительную активность в участии в политических кампаниях по реализации выдвинутых кадетами требований реформирования российского общества. Они требовали, в частности, изменения колониального характера управления казахской общиной хотя бы в рамках уездов и волостей.
Однако, за семь-восемь лет после Гражданской войны представители национально-демократической интеллигенции, внесшие значительный вклад в развитие народного хозяйства литературы и искусства просвещения казахстанской науки, деятели, возглавлявшие Алаш и Алашорду, почти полностью были названы «врагами народа» и стали жертвами сталинской административно-командной системы, а их научное наследие было уничтожено. Поэтому мы не можем представить жизнь казахской интеллигенции начала ХХ века без тюрьмы. Но, какие бы они трудности не имели, были верны своим благородным идеям. Доказали свою позицию – единство слова и дела. Жизнь и творчество казахской интеллигенции начала ХХ века едины, они проявили настоящую гражданскую и национальную позицию. Их поэтические таланты также служили нации. Следовательно, идеии казахской интеллигенции начала ХХ века сделала огромный шаг вперед. Все мы в долгу перед ними.
Резюмируя вышесказанное, главная заслуга национальной интеллигенции состояла в том, что она своевременно заметила начало общероссийского этапа развития и занялась поиском способов привести в движение и Казахское общество; для этого она стремилась воспользоваться социальными и политическими свободами, предоставленными первой русской революцией, вывести родной народ из феодально-патриархального ига, освободиться от царского гнета, показать ему пути познания и прогресса, обретения государственной независимости. Интеллигенция дала новое дыхание национальному движению в казахской степи. Как свидетельствует исторический опыт, в периоды социальных резких перемен интеллигенция всегда отличалась активностью, самостоятельной инициативой. Как видим, основными видами общественно–политической деятельности представителей интеллигенции были: развитие политической прессы, совершенствование петиционных движений, созыв всеказахских съездов, участие в мусульманских съездах, вмешательство в думскую деятельность, важнейшей из которых была всюду защита интересов казахского народа.
Список использованной литературы:
Ауанасова, А.М., Нурпеисов, Е.К. (2019). «История автономий на территории Казахстана в 1917-1920 гг. Сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции «Казахи в Евразийском пространстве: история, культура и социокультурные процессы». Омск, С. 24-28.
Альшанова Б.Х. (2017). Становление казахской интеллигенции и демократической мысли в Казахстане. «Алаш тағылымы және Тәуелсіздік» атты аймақтық ғылыми-практикалық конференция материалдарының жинағы. С. 136-141.
Койгельдиев, М.К., Аскарова, Г.А. (2017). От Алаш орды к независимости Казахстана. Вестник КазНПУ.
Внутренняя политика России
Интеллигенция в лице училок активно участвует в жизни страны
> 7. Если бы не Горбачёв с его перестройкой — всё было бы замечательно.см. п2
> 8. Надо восстановить монархию — и заживём.Кому надо то?Кто ее помнит?
> 9. Надо вручить всю полноту власти КПРФ — и будет нам счастье.А кто это вообще?Рашкин что ли? quoted1
Погодите, но народ в России русский, но русской национальной элиты…. не было.
В РИ была политическая дворянская имперская элита которая себя не относила к русскому народу в виде крестьян…. не признавала с ним общности….
В СССР была ПОЛИТИЧЕСКАЯ коммунистическая партийная элита ПОДЧЁРКНУТО интернациональная…. вплоть до русофобии….
Была в СССР и интеллектуальная элита…. но тоже не-русская, а совково-еврейская русофобская….
Примерно эта же элита и сейчас только политическая элита в виде интернациональных псевдоимперастских чиновников капиталистического государства
Интеллектуальная элита не изменилась…. всё та же совково-еврейская русофобская интеллигенция….
Что же русской национальной элиты НИКОГДА не было?
Политической русской национальной элиты НИКОГДА не было….
Интеллектуальная русская национальная элита всё же была…. короткий период….
С 1860 по 1920 год…… до 20 века в виде народнического движения русских интеллигентов-разночинцев….
Однако поскольку в России в 19 веке, в отличие от Европы, из русского этноса не создали нацию и не трансформировали феодальное самодержавное государство в русское национальное государство…. то русская интеллигенция очень мало занималась вопросами русского национального самосознания….
Вместо вопросов нациестроительства и национального самосознания они занимались противостоянием политическим репрессиям со стороны дворянской имперской власти,
и интересовались АБСТРАКТНЫМИ западными теориями… идеями православного религиозного сознания…
Западники интересовались марксизмом…. формальными атрибутами демократий европейских стран…. Конституция,
разделение властей….
Славянофилы интересовались русской крестьянской общиной и её возможной трансформацией в народный социализм….
Предавались мистико-религиозным православным маниловским мечтаниям….
Вопросами русского НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ не занимался НИКТО…., осмыслить причины того почему в Европе национализм был РАВЕН по влиянию либерализму никто не удосужился….
Только ПЕРЕД САМЫМ крахом РИ…… национальная реальность на западе России ЗАСТАВИЛА появиться русских националистов (не путать с монархистами, черносотенцами, православными фундаменталистами и антисемитами)….
Русские националисты появились на западе России под влиянием трёх национальных вопросов:
польский, украинский и еврейский….
Польский и украинский теперь внешнеполитические вопросы…. еврейский внутриполитический и до сих пор….
В 1920е годы русская национальная интеллигенция была уничтожена….
Пример интеллигентного человека из жизни. Что такое интеллигентность: определение, примеры. Образованный, культурный и интеллигентный человек. Нужны ли интеллигенты современному обществу
Какого человека можно назвать интеллигентным?
Если попросить респондентов ответить на данный вопрос, то есть большая вероятность, что единого мнения не будет — мнения разойдутся. Часть людей поставят во главу угла такие характеристики интеллигента как эрудиция и образованность в широком смысле слова. А, вот, по мнению остальных, интеллигентным можно признать такого человека, который будет непременно сдержан и аккуратен в словах в присутствии женщин, т. е. будет всегда вежлив.
Ответ и тех и других будет верным в то же время неверным. Все дело в том, что в понятие «интеллигентного человека» входят вышеназванные определения. Детально, что такое «интеллигентный человек» разобрал в своей статье под названием «Человек должен быть интеллигентен» ученый Д. С. Лихачев.
С точки зрения Лихачева, любой человек независимо от происхождения, уровня образования может быть интеллигентным. Это качество либо есть у человека, либо его нет, причем оно прививается с рождения родными и близкими,которые оказывают влияние на ребенка. Поэтому даже у простых рабочих может вырасти интеллигент. Это свойство личности не равняется количеству приобретенных знаний, а связывается с жаждой их познания.
Интеллигентному человеку свойственны чуткость по отношению к другим, бесконечный такт и терпение при общении с другими в любой ситуации. Конечно, такой человек никогда не будет употреблять бранных слов, совершать действий, которые могут нарушить гармонию с окружающими. Фанатизм в любой форме противоречит интеллигентности.
Безусловно, можно не ломать голову, а просто обратиться к энциклопедическому словарю, который называет интеллигентным человека, который занимает свое время умственным трудом. Вывод, кто такой интеллигентный человек, вам придется делать самостоятельно.
Интеллигенты по происхождению
Раннее, если ты родился в дворянской семье, то твоя будущая семья уже заочно была «обречена» быть интеллигентной. Теперь же, если ты сам выходец из семьи, скажем, потомственных военных, но решил пойти работать на завод рабочим, то твоя семья уже не будет относиться к этой категории. Теперь для того, чтобы твои дети воспитывались в интеллигентной семье, тебе придется жениться на девушке из вышеперечисленной когорты. Но как быть, если твоя жена – коммерсант, у которой нет высшего, но в подчинении находится с десяток людей, а она ежемесячно платит им зарплату? Интеллигентная теперь у тебя семья или нет?
Как видно, научный метод для определения «интеллигентности» семьи не всегда подходит, а потому в жизни для этого приходится оперировать совершенно иными критериями.
Кто же такой интеллигентный человек?
“Культурный и не ругающийся матом”, – скажут многие. Некоторые добавят: “Умный”. А потом еще прибавят что-нибудь об образованности, начитанности. Но разве все доктора наук и великие умы мира сего – интеллигенты?
В мире достаточно людей с огромным багажом знаний, прочитавших тысячи книг, полиглотов и истинных мастеров своего дела. Неужели это их автоматически делает причастными к интеллигенции, социальному пласту?
Самое простое определение интеллигентности
Один из величайших умов Серебряного века дал очень короткое, но емкое определение понятию интеллигентности: «Это высшая культура духа человека, направленная на сохранение достоинства ближнего».
Такая интеллигентность – что ежедневная работа, это постоянное самосовершенствование, результат громадного воспитательного процесса над собой, своей личностью, который в первую очередь взращивает в человеке умение быть внимательным и сопереживающим по отношению к другому живому существу. Интеллигент, даже если совершит бесчестный поступок под волей обстоятельств, будет от этого очень страдать и мучиться угрызениями совести. Он, скорее, поступит во вред себе, но не будет запятнан низкими вещами.
Кого сегодня можно считать интеллигентом?
В современном обществе понятие интеллигентности довольно своеобразно и неоднозначно. Когда про человека говорят, что он интеллигентный, то мысленно перед нами предстает умная, знающая, мыслящая личность. Но давайте заглянем глубже. Вспомните таких выдающихся учёных, как М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, таких писателей, как М.Ю. Лермонтов, Л.Н.Толстой, композиторов, как М.И Глинка, П.И Чайковский… Все эти люди оказали колоссальное влияние на развитие общества и внесли бесценный вклад в нашу культуру. Все они — цвет русской интеллигенции. Из этого можно сделать вывод — чтобы быть истинным интеллигентом, не достаточно быть образованным, начитанным и грамотным человеком. Ведь интеллигентность — это прежде всего духовность личности, обладающей такими качествами как честь, достоинство, доброта, щедрость. Мне кажется, каждый интеллигент должен осознавать, какую роль он играет в обществе и насколько он для него важен. Приведу другой пример. Представьте, молодой человек, на нём дорогой деловой костюм, он за рулём престижной иномарки мчится в офис на работу. Он — довольно известная личность, уважаемая в определённых кругах, знаток своего дела, известный как грамотный, образованный и умный человек. Его считают настоящим интеллигентом, но так ли это на самом деле? Вдруг он понимает, что опаздывает на важное совещание, и, превысив немного скорость, пролетает на красный свет и сбивает женщину. Он понимает, что она наверняка сильно пострадала, но тем не менее, не останавливаясь, мчится дальше: деловая встреча важна для него, и он делает выбор в пользу своих личных интересов. Можно ли мы такого человека назвать интеллигентом? Да, он умён, образован и начитан, но его внутренний мир пропитан самонадеянной жестокостью и цинизмом. А это, на мой взгляд, противоречит понятию интеллигентности. Интеллигентность — это прежде всего высокая культура человека, предусматривающая в первую очередь такие личностные качества, как честность, справедливость, благородство, совестливость и порядочность. Безусловно, многие эти черты есть в каждом из нас. Но тем не менее, мы каждый день встречаемся с аморальностью, бескультурьем и невежеством. По моему мнению, современное общество «одичало», и настоящих интеллигентов осталось очень мало. Но пока они существуют, в мире остаются такие понятия как благонравие, цивилизованность, воспитанность. И я верю, что в будущем общество осознает истинные духовные качества человека и начнёт ценить и развивать задатки интеллигентности внутри себя. Дарья БУЛАЕВА
Для чего нужна интеллигентность современному человеку?
Значение интеллигентности преуменьшать не стоит и в век кардинально новых способов взаимодействия между индивидуумами (имеем в виду электронные технологии). Так, она нам дает силы оставаться доброжелательными и открытыми к людям. Понимать и принимать новое, демонстрировать эмоции, уважать мнение других и не вмешиваться в их личные сферы жизни и есть уже интеллигентность. Что такое особенное она еще в себе заключает?
Будучи интеллигентным, человек стойко переносит проявления грубости, бескультурья, свободнее выражает свои мысли и готов противостоять несправедливости. У него развитое чувство общего блага, высокие моральные ценности, которые принято называть традиционными.
Как расценивают уровень «интеллигентности» в жизни
Люди привыкли судить о этом следующим образом. «История моей семьи» из уст говорящего обычно, какие бы в роду у него ни были интеллигенты, в расчет не берется. Все судят по стилистике нынешней жизни. Если у человека есть высокооплачиваемая работа (пусть даже это работа сварщиком где-нибудь в локомотивном депо или бурильщика где-нибудь на севере), если дети у него, хотя бы со слов соседей и учителей, воспитанные, дом ухожен, опрятен и с виду выглядит презентабельно, значит человек – интеллигент.
Люди со стороны не смотрят на высшее образование. Они смотрят на манеру поведения человека в социуме, на то, как он изъясняется, держит себя на публике, допускает ли в своей речи бранные слова. На какой машине он ездит, как за ней ухаживает, как относится к своей второй половинке и к детям. Следит ли за детьми? Держит ли их в узде? Воспитывает ли он их, наконец, или их воспитывает улица?
Причем это относится к обеим супругам. Но по большей части упор конечно, делается на мужчину. Если жена в доме хозяин, и конечное слово всегда за ней, если работа, приносящая больший доход, – это ее прерогатива, ничего страшного. Главное, чтобы у семьи дома всегда был порядок, чтобы супруги всегда находили общий язык, не выносили «сор из избы» и с виду казались презентабельной четой.
«История моей семьи» как таковая здесь роли не играет. У человека может быть в роду хоть князья, но если нынче он погряз в пьянстве или прочих вредных привычках, назвать его интеллигентом ни у кого язык не повернется.
Общечеловеческие ценности, присущие интеллигенту
По результатам социального опроса, большинство людей указало на важность образования и хороших манер. Но великая Фаина Раневская говорила: «Лучше слыть хорошим, но ругающимся матом, чем воспитанной сволочью». Поэтому высшее образование и знание этикета еще не значит, что перед вами интеллигент старой закалки. Важнее наличие таких факторов:
Почему умные люди не любят интеллигентов
«Настоящий интеллигент — это тот, кто вылазит из душа, чтобы поSSать.» — Анонимус «Русская интеллигенция без тюрьмы, без тюремного опыта — не вполне русская интеллигенция» — Шаламов «Интеллигент — это тот, кто сам себя считает рукопожатным, но считает, что есть и не-рукопожатные» — Борис Ананьев
Интеллигенция (рас. лат. intelligentia) — вид небыдла, одержимый идеей поисков смысла жизни, на почве элементарной незрелости, незнания, или запущенного ФГМ. Также «видит необходимость в серьезных переменах», потому что «так жить нельзя».
«Детектится по соплям: быдло — харкает, интеллигент — глотает.» — Анонимус
Однако, история может нам предложить вариант определения как — любой размышляющий организм псевдозакрытой социальной группы, правила которой определяет членскую мораль, этику и отношение к бабам. Борьба с властью любой политической ориентации — это базис движения интеллигентов, но в силу врожденной беспринципности интеллигент легко идет на компромиссы с любой властью, даже столь ненавидимой им диктатурой, официально направляя свои силы на сохранение культуры, а неофициально — на повышение уровня собственного благосостояния. В этом деле интеллигент съел не только собаку — @ — но и ее gyano — @.
Люди без интеллигенции не выживут, просто захлебнутся в собственном дерьме, не так ли? Технически интеллигент хочет такую жизнь: все должны жить высокой моральной жизнью, должны любить только лучшую музыку и т. п. Разумеется, всё это лучшее выберет он сам. Реализацию зачастую предлагает самую лучшую, так как отрицает необходимость адаптации: гонять часами по всем трем каналам ТВ балеты и симфонии. Что вызовет, как подсказывают умняшки, лютый батхёрт. Быдло хочет под пивко чо-нить смищное посмотреть, и нафиг ему не вперлись балеты и оперы, предлагаемые сабжем. Ведь час назад это быдло пятидесятикилограммовые мешки с цементом таскало поближе к бетономешалке. Небыдло же предпочитает всякую альтернативу, поэтому ему совершенно не вставляет культурный мейнстрим. Остальные хотят хоть какого-то расового разнообразия с возможностью хотя бы минимального выбора. Вывод: интеллигент — гигиеническая прокладка между культурой и народом. К тому же, интеллигент — противник демократии, несмотря на то, что утверждает обратное. Судите сами: из народа, вступившего на демократический путь, неизбежно вылезает огромное количество дерьма. Вместо Чайковского он слушает Бутырку, вместо Шишкина — ищет камвхор, а вместо науки читает статьи на Оракуле, ЖЖ, дваче и прочей пофигени.
Интеллигент и Нормальные Люди™ «Я не интеллигент, у меня профессия есть!» — Лев Гумилёв «Настоящий интеллигент предпочитает не работать – ведь у него тогда останется мало времени, чтобы размышлять о России и о судьбах.» — Livejournal user
Интеллигенция в интернетах
Интеллигенцией в Рунете по умолчанию считается та часть любого сообщества, которая объективно уверена в том, что Россия прогнила изнутри, что в стране все взяточники, воры, что мораль прогнила насквозь, а «нравы уже не те» — и при этом ничего не делают, кроме изливания тонны соплей в свои днявки и бложики.
Интеллигент и Интеллектуал
Интеллигенты занимались (и занимаются) поиском объективной истины (то есть подлинного знания), в то время как интеллектуалы занимаются умственным (интеллектуальным) трудом, необходимым в данное время власть имущим. Этот поиск может быть как научным, так и художественным. Ален Безансон писал, что интеллигенция — не специфически русское, а общемировое явление: «Можно заметить, что явление это должно было появиться прежде во Франции, в конце Старого порядка, и в Германии эпохи романтизма. […] В XX веке явление приобрело планетарный размах: оно отмечено в Латинской Америке, в Африке, в Китае, в арабском мире. Вот уже целое тридцатилетие интеллигенция, в развитых западных странах лишь промелькнувшая (Франция Третьей республики, Германия Вильгельма), либо вовсе не существовавшая (Соединенные Штаты, Япония, Англия), распространяется все шире и шире» […] Выдающимся достижением русской интеллигенции явилось то, что она смогла навязать свои взгляды значительной части интеллектуалов, заставить интеллектуалов именовать себя «интеллигенцией», и, как минимум, считаться с системой ценностей и моралью интеллигентов. Выдающимся достижением русской интеллигенции явилось то, что она смогла навязать свои взгляды значительной части интеллектуалов, заставить интеллектуалов именовать себя «интеллигенцией», и, как минимум, считаться с системой ценностей и моралью интеллигентов. Вплоть до пресловутых «Вех» (апологии интеллектуального мещанства) интеллектуалы не делали попыток коллективно открыто выступить против системы ценностей интеллигентов, а, раздавленные моральным превосходством интеллигенции, всего лишь, как писал Блок, старались «находить всевозможные увертки для того, чтобы сделать свою жизнь независимой от воспитания и образования; чтобы школа и книга оставались сложенными сами по себе в каком-то месте … души на всякий случай, а жизнь шла сама по себе и была загружена той законной и естественной, с точки зрения людей, ложью, подлостью и грязью, которые действительно составляют содержание жизни среднего человека наших дней».
В Европе или в Америке в XIX — начале XX в. престижно было считаться собственником — и собственники (буржуа и аристократы) демонстрировали снисходительное презрение к людям, зарабатывавшим себе на жизнь своим талантом: «щелкоперам», «писакам» (поэтам, прозаикам, публицистам), художникам, актерам, «книжным червям» (ученым), музыкантам. В России престижно было числиться интеллигентом. Все — от полицейского и до уголовника — норовили записаться в «интеллигенты».
Эта путаница с понятием «интеллигент» в России влекла за собой, безусловно, помимо отрицательных, и положительные последствия. Александр Блок, например, довольно далекий от круга революционной интеллигенции, к своему пониманию роли интеллигента пришел не только силой поэтического прозрения, но и, безусловно, под воздействием интеллигентской среды, революционной интеллигентской мысли (в «Трех вопросах» Блок прямо ссылается на Михайловского. Блок так далеко продвинулся в своем понимании роли интеллигенции, что даже осознал (пусть и выразил это невнятно, поэтически) ее характер агента будущего в настоящем (призвав слушать «великую музыку будущего» и провозгласив революционера принадлежащим «другому времени и другому пространству»).
Когда в знаменитой статье «Интеллигенция и Революция» Блок описывает интеллигента, становится предельно ясно, что он пишет не о социальном слое (интеллектуалах), а именно о социальном явлении — интеллигенции: «У интеллигента … ценности не вещественны. Его царя можно отнять только с головой вместе. Уменье, знанье, методы, навыки, таланты — имущество кочевое и крылатое. Мы бездомны, бессемейны, бесчинны, нищи, — что же нам терять?» Но когда затем Блок стыдит «русскую интеллигенцию», становится ясно, что он стыдит именно интеллектуалов, по-мещански трусливых и заносчивых одновременно: «Русской интеллигенции — точно медведь на ухо наступил: мелкие страхи, мелкие словечки. Не стыдно ли издеваться над безграмотностью каких-нибудь объявлений или писем, которые писаны доброй, но неуклюжей рукой? Не стыдно ли гордо о вопросы? Не стыдно ли прекрасное слово «товарищ» произносить в кавычках?
Такое возможно только в ситуации морального превосходства интеллигента над интеллектуалом, когда этика и система ценностей интеллигенции настолько подчинили себе образный мир всего образованного сообщества России, что само слово «лавочник» (как и слово «мещанин») стало восприниматься как ругательство. Только в такой морально-интеллектуальной атмосфере у Блока может вызвать боль и ненависть российская рыночная действительность, эксплуатирующая (в его понимании — опошляющая) его поэзию: «Как по команде, они (проститутки. — А.Т.) приобрели шляпы с черными страусовыми перьями и стали на разные голоса приставать к прохожим:
— Я — Незнакомка. Хотите познакомиться?
— Угостите Незнакомку! Я прозябла.
— Мы пара (!) Незнакомок. Можете получить “электрический сон наяву”».
Если бы Блок сам себя считал не интеллигентом, а руководствовался бы другой моралью — моралью интеллектуалов, — он бы, наоборот, гордился такой известностью, всячески на нее ссылался и требовал бы от издателей повышенных гонораров!
Трагедия русской интеллигенции «Интеллигент — это тот, у кого ума больше, чем умения, знаний больше, чем ума, сведений больше, чем знаний, а амбиций больше, чем всего перечисленного…» — Livejournal user
Эта тема так же любима интеллигентами. Коротко сводится к: «боже! как далеки мы от народа» и «служить бы рад, прислуживаться тошно». Эти страдания, вкупе с истерикой и распитием водки, составляют нравственный стержень интеллигента. Образ сферической истерики/трагедии русской интеллигенции в вакууме представлен в фильме расового интеллигента А. Германа-младшего «Бумажный солдат». Мемы: цвет нации систематически уничтожался и никогда не ценился в должной мере; интеллигенция слишком хороша для этой страны, этого времени и ЭТОГО МИРА в целом; дайте ей другой народ/зрителя/читателя/глобус! Дайте два! дайте ей другую власть — эта её душит/ей плевать на интеллигенцию/на ее высокие страдания/идеалы/знания; истинная элита общества получает непростительно маленькое жалованье; время идет неправильно «я родился не в свое время»; «я опередил своё время», «время для моей книги/фильма/статьи/ЖЖ блога еще не пришло»; мозги куда-то утекли; лучшую кровь русской интеллигенции выпил генерал Аракчеев,Ленин/Сталин/перестройка/кровавая гэбня/Путин; все время какая-то сволочь порочит гуманистические идеалы; разброд и шатание в рядах; «идея брошенная в массы, как девка брошенная в полк».
«Интеллигент не любит риска И красен в меру, как редиска.» — Маяковский
Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную, ленивую, не верю даже, когда она страдает и жалуется, ибо ее притеснители выходят из ее же недр. Я верю в отдельных людей, я вижу спасение в отдельных личностях, разбросанных по всей России там и сям — интеллигенты они или мужики, — в них сила, хотя их и мало. Несть праведен пророк в отечестве своем; и отдельные личности, о которых я говорю, играют незаметную роль в обществе, они не доминируют, но работа их видна; что бы там ни было, наука все подвигается вперед и вперед, общественное самосознание нарастает, нравственные вопросы начинают приобретать беспокойный характер и т. д. и т. д. — и все это делается помимо прокуроров, инженеров, гувернеров, помимо интеллигенции en masse и несмотря ни на что. Антон Павлович Чехов: Письмо Н. И. Орлову, 22 февраля 1899 г.
Сферический интеллигент в вакууме описан Ильфом и Петровым в романе «Золотой телёнок» Сам Васисуалий никогда и нигде не служил. Служба помешала бы ему думать о значении русской интеллигенции, к каковой социальной прослойке он причислял и себя. Таким образом, продолжительные думы Лоханкина сводились к приятной и близкой теме: «Васисуалий Лоханкин и его значение», «Лоханкин и трагедия русского Либерализма», «Лоханкин и его роль в русской революции». Обо всем этом было легко и покойно думать, разгуливая по комнате в фетровых сапожках, купленных на Варварины деньги, и поглядывая на любимый шкаф, где мерцали церковным золотом корешки брокгаузовского энциклопедического словаря. Подолгу стаивал Васисуалий перед шкафом, переводя взоры с корешка на корешок. По ранжиру вытянулись там дивные образцы переплетного искусства: Большая медицинская энциклопедия, «Жизнь животных», пудовый том «Мужчина и женщина», а также «Земля и люди» Элизе Реклю. «Рядом с этой сокровищницей мысли, — неторопливо думал Васисуалий, — делаешься чище, как-то духовно растешь». Придя к такому заключению, он радостно вздыхал, вытаскивал из-под шкафа «Родину» за 1899 год в переплете цвета морской волны с пеной и брызгами, рассматривал картинки англо-бурской войны, объявление неизвестной дамы, под названием: «Вот как я увеличила свой бюст на шесть дюймов», и прочие интересные штучки. Алсо, у тех же авторов в «12 стульях» есть и «слесарь-интеллигент» Полесов, чья деятельность чуть менее, чем полностью состоит из былинных отказов и просирания всех полимеров. А разгадка одна — интеллигент готов заняться любой ерундой, кроме той, которая и в самом деле нужна. Такие дела.
Вот что Карел Чапек пишет о В. Мейнерте, вымышленном философе из романа «Война с саламандрами», который предсказывал гибель человечества: Сказал тоже — Вольф Мейнерт! Вольф Мейнерт — интеллигент. Есть ли что-нибудь достаточно пагубное, страшное и бессмысленное, чтобы не нашлось интеллигента, который не захотел бы с помощью такого средства возродить мир?
Феерическая расстановка точек от М.Горького: Cреди наших знакомых был чиновник государственного банка: длинный, тощий, он ходил медленной и важной походкой журавля, тщательно одевался и, заботливо осматривая себя, щелчками сухих желтых пальцев сбивал никому, кроме его, не видимые пылинки со своего костюма. Оригинальная мысль, яркое слово — были враждебны ему, как-будто брезговали его языком, тяжелым и точным. Говорил он солидно, внушительно и, раньше, чем сказать что-либо — всегда неоспоримое, — расправлял холодными пальцами рыжеватые редкие усы. — С течением времени наука химии приобретает все большее значение в промышленности, обрабатывающей сырье. О женщинах совершенно справедливо сказано, что они — капризны. Между женой и любовницей нет физиологической разницы, а только — юридическая. Я серьезно спрашивал жену: — В силах ли ты утверждать, что все нотариусы — крылаты? Она отвечала виновато и печально: — О, нет, у меня не хватает сил на это, — но — я утверждаю: смешно кормить слонов яйцами в смятку. Наш друг, послушав минуты две такой диалог, проницательно заявлял: — Мне кажется, что вы говорите все это совершенно несерьезно! Однажды, больно ударив колено о ножку стола, он сморщился и сказал с полным убеждением: — Плотность — неоспоримое свойство материи. Бывало, проводив его, приятно возбужденная, горячая и легкая, жена говорила, полулежа на коленях у меня: — Ты посмотри, как совершенно, как законченно он глуп. — Глуп во всем, — даже походка, жесты, — все глупо. Он мне нравится, как нечто образцовое. Eще Пелевин: У интеллигента, — сказал он с мрачной гримасой, — особенно у российского, который только и может жить на содержании, есть одна гнусная полудетская черта. Он никогда не боится нападать на то, что подсознательно кажется ему праведным и законным. Как ребенок, который не очень боится сделать зло своим родителям, потому что знает — дальше угла не поставят. Чужих людей он опасается больше. То же и с этим мерзким классом. — Не вполне успеваю за вашей мыслью. — Интеллигент, как бы он ни измывался над устоями империи, которая его породила, отлично знает, что в ней все-таки жив был нравственный закон. — Да оттого, что если нравственный закон в ней был бы мертв, он никогда не посмел бы топтать ее устои ногами. Я вот перечитывал недавно Достоевского, и знаете, что подумал? У меня непроизвольно дернулась щека. — Что? — спросил я. — Добро по своей природе всепрощающе. Подумайте, всех этих нынешних палачей раньше ссылали в сибирские села, где они целыми днями охотились на зайцев и рябчиков. Нет, интеллигент не боится топтать святыни. Интеллигент боится лишь одного — касаться темы зла и его корней, потому что справедливо полагает, что здесь его могут сразу отлюбить телеграфным столбом. — Сильный образ. — Со злом заигрывать приятно, — горячо продолжал Котовский, — риску никакого, а выгода очевидна. Вот откуда берется огромная армия добровольных подлецов, которые сознательно путают верх с низом и правое с левым, понимаете? Все эти расчетливые сутенеры духа, эти испитые Чернышевские, исколотые Рахметовы, растленные Перовские, накокаиненные Кибальчичи, все эти… Чапаев и пустота Немного от Айн Рэнд …интеллигенция первой начинает вопить, когда ни за что ничего не будет, и первой затыкается при малейшем намеке на опасность. Они годами плюют на тех, кто их кормит, и лижут руки тем, кто бьет их по слюнявым физиономиям. Разве не они потворствовали тому, что во всех европейских странах власть захватили советы, состоящие из головорезов, вроде нашего? Разве не они надрывались, перекрикивая сигнализацию, и срывали замки, распахивая двери для бандитов? Они хоть пикнули с тех пор? Разве не интеллигенты разглагольствовали о том, что они друзья рабочего класса? А разве они хоть словечко сказали о каторжных работах, концентрационных лагерях, четырнадцатичасовом рабочем дне или жертвах цинги в народных республиках Европы? Нет. Зато вы прекрасно слышите, как они распинаются перед замордованным народишком, будто голод является спасением, рабство – свободой, камеры пыток – проявлением братской любви, и если народишко этого не понимает, то поделом и страдает. Будто во всех их бедах виноваты те, чьи искалеченные тела гниют в тюремных подвалах, а не вожди, добрые и милосердные! Интеллигенция? Можно ожидать неприятностей от кого угодно, только не от современной интеллигенции: она все проглотит. Да по мне последняя портовая крыса из профсоюза грузчиков куда страшнее: он может вдруг вспомнить, что он человек, и тогда мне с ним не справиться. Но интеллигенты? Они давным-давно забыли, что они люди. И подозреваю, что именно для этого их обучали в их университетах. Делайте с интеллигенцией что хотите. Она все стерпит. Atlas Shrugged Альтернативное мнение от Солженицына: : Правдина не уважал последний доходяга в лагере. На тюремном пути его не грабил и не обманывал только тот, кто не хотел. Лишь потому, что комната наша на ночь запиралась, целы были его вещи, разбросанные вокруг кровати, и не обчищена самая беспорядочная в лагере тумбочка, из которой всё вываливалось и падало… Правдин вырос в культурном кругу, вся жизнь его занята была умственной работой, он окружен был умственно-развитыми людьми, — но был ли он интеллигент, то есть человек с индивидуальным интеллектом? С годами мне пришлось задуматься над этим словом — интеллигенция. Мы все очень любим относить себя к ней — а ведь не все относимся. В Советском Союзе это слово приобрело совершенно извращенный смысл. К интеллигенции стали относить всех, кто не работает (и боится работать) руками. Сюда попали все партийные, государственные, военные и профсоюзные бюрократы. Все бухгалтеры и счетоводы — механические рабы Дебета. Все канцелярские служащие. С тем большей лёгкостью причисляют сюда всех учителей (и тех, кто не более, как говорящий учебник, и не имеет ни самостоятельных знаний, ни самостоятельного взгляда на воспитание). Всех врачей (и тех, кто только способен петлять пером по истории болезни). И уж безо всякого колебания относят сюда всех, кто только ходит около редакций, издательств, кинофабрик, филармоний, не говоря уже о тех, кто печатается, снимает фильмы или водит смычком. А между тем ни по одному из этих признаков человек не может быть зачислен в интеллигенцию. Если мы не хотим потерять это понятие, мы не должны его разменивать. Интеллигент не определяется профессиональной принадлежностью и родом занятий. Хорошее воспитание и хорошая семья тоже еще не обязательно выращивает интеллигента. Интеллигент — это тот, чьи интересы и воля к духовной стороне жизни настойчивы и постоянны, не понуждаемы внешними обстоятельствами и даже вопреки им. Интеллигент это тот, чья мысль не подражательна.
Интеллигент и деньги «Ему очень не хотелось расставаться с Варварой. Наряду с множеством недостатков y Варвары были два существенных достижения: большая белая грудь и служба. Сам Васисуалий никогда и нигде не служил. Служба помешала бы ему думать о значении русской интеллигенции, к каковой социальной прослойке он причислял и себя.» — Ильф и Петров
Классический интеллигент выше денег Поэтому жизнь его обычно протекает таким образом. Первую часть жизни — примерно лет до 35-40 — просиживает на шее у престарелых родителей, тратя отцовскую пенсию на сигареты и энторнет, чтобы в этом энторнете рассуждать о бездуховности. Вторую часть жизни — примерно от 40 до смерти: становится рантье — сдаёт квартиру умерших родителей, проживая в квартире самки, осе(ме?)няя её своей духовностью в обмен на еду; просит милостыню — гранты на исследование проблем дерьмократии и либерастии, клянчит в госкино (пропагандистском органе кровавой гэбни и ZOG’а) деньги на съёмки своих говнофильмов о преступлениях кровавой гэбни, яростно клеймит режим Путина ртом и пишет Путину челобитную «на нужды российской культуры» правой рукой; живёт в долг — занимает у всех подряд и рассчитывает на порядочность и деликатность окружающих. Напоминание о долге воспринимает как моветон и прерывает все контакты. На самом деле: если сабж старше автора вышесказанного, то деньги на бухло и на закусь получает от государства (степуха, зряплата — нужное подчеркнуть); если нет — то ебётся с книжками в кружка́х часов до трёх-четырёх — и копать грядки после этого ВНЕЗАПНО не хочет. А кто-то попадает и в бомжи (пруфлинк).
Интеллигент и секс
— Мне должно быть стыдно. Я — русский интеллигент. Я должен любить свой народ, а я не люблю свой народ. Я его ненавижу, презираю и боюсь. Это плохо, это ужасно, я понимаю, но это так. Из фильма по сабжу «На свете живут добрые и хорошие люди»
В салуне наступила тишина. Из-под откинутой полы плаща появилась рукоятка шестизарядного револьвера, потёртая от долгого и частого употребления. — Джонни, мне послышалось, или этот тип назвал меня интеллигентом?
Известный онигдод Пожилому мужчине в очках в троллейбусе наступил на ногу сумрачного вида субъект с перегаром. — Простите, аккуратнее, пожалуйста, — тихонько попросил очкастый. — Чо, интеллигент штоле?! — с вызовом спросил субъект. — Нет, нет, что Вы, отнюдь нет! Такое же быдло как и вы.
Бородатый анекдот — Нет-нет, что Вы, я не еврей. Это у меня просто лицо интеллигентное.
Они мнят себя мозгом нации… На самом деле это не мозг нации, а её говно В.И. Ленин о дореволюционной интеллигенции.
«Интеллектуальные силы» народа смешивать с силами буржуазных интеллигентов неправильно. Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и ее пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а говно. «Интеллектуальным силам», желающим нести науку народу (а не прислужничать капиталу), мы платим жалование выше среднего. Это факт. Мы их бережем. Из письма Ленина Горькому
Правы были господа генералы и промышленники: от нас, «интеллигентов», не было толку, мы были ненужной, оторванной от действительности, безответственной компанией остроумных болтунов. Герман Гессе
Интеллигенция никогда не была и не может быть особым классом, так как не занимает самостоятельного положения в системе общественного производства. Как общественная прослойка интеллигенция неспособна к самостоятельной политике, её деятельность определяется интересами тех классов, которым она служит. Краткий философский словарь, 1954 г.
Ничто так не греет душу русского интеллигента, как мысль о том, что российские пороки это самые порочные пороки в мире. И ничто так не оскорбляет, как попытки объяснить ему, что в других странах есть все то же самое. Патрик Кокбурн
Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и её пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На самом деле это не мозг, а говно Ленин, 1919 год
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»
Интерпретация данного слова в 20 веке в России и на Западе
После Октябрьской революции 1917 года страна лежала в руинах. Для ее возрождения нужны были сильные трудовые руки, поэтому рабочие стали привилегированным классом, а умственные деятели ушли в тень. Более того, слово “интеллигент” стало звучать презрительно. Теперь называя так кого-то, подразумевали, что человек – дармоед, сидящий на шее общества, бесполезный для социума лентяй и проходимец.
В развитых зарубежных странах это слово также приобрело иной смысл, но вектор его обновления был совершенно иным. На Западе “интеллигент” – это синоним слову “интеллектуал”. Оно означает людей, занимающихся умственным трудом. Ученые, учителя, врачи, артисты и юристы – интеллигенты вне зависимости от нравственных ценностей, от них не требуется быть носителем идеалов.
Широкая русская душа
А какой отзвук в славянской душе это слово находит сегодня? Оно ассоциируется прежде всего с воспитанным и культурным членом общества, справедливым, не пустословом, способным самосовершенствоваться и быть примером для подражания. Интеллигент — это деятельный и трудолюбивый человек, он развит духовно и чист сердцем, ему чужды чванство и высокомерие, он ценит культуру и знания.
Настоящий интеллигент может одинаково успешно заниматься как интеллектуальной деятельностью, так и физическим трудом. Важным являются только моральные ценности, но не вид деятельности. Сталевар может в душе быть истинным интеллигентом, а артист — обычным хамом.
Современный интеллигент
Что такое интеллигентность в нынешнее время? Возможно ли вообще быть таким на арене тотальной деградации и отупения от средств массмедиа, социальных сетей и телевизионных шоу?
Все это так, но общечеловеческие ценности не меняются от эпохи к эпохе: в любые времена важны толерантность и уважение к другим, сострадание и умение поставить себя на место другого. Честь, внутренняя свобода и глубина души в совокупности с острым разумом и тягой к прекрасному всегда имели и будут иметь первостепенную значимость для эволюции. И нынешние интеллигенты мало чем отличаются от своих братьев по духу позапрошлого века, когда человек – это действительно звучало гордо. Они скромны, честны с собой и окружающими и обязательно добры от души, а не ради пиара. Наоборот, духовно развитый человек никогда не будет кичиться своими поступками, достижениями и действиями, но при этом будет стараться делать все возможное, чтобы стать хоть чуточку лучше, зная, что, изменяя себя, он меняет к лучшему весь окружающий мир.
Различие между интеллигентами и интеллектуалами
Но не стоит думать, что если с виду вы будете казаться интеллигентом, вы будете таким и по своей сути. После нескольких минут общения с вами любой мало-мальски сведущий в «социалке» человек сможет раскусить вас. Истинный интеллигент должен быть им во всем. В одежде, в стиле жизни, в способности держаться на публике, в приверженности к тому, чтобы блюсти культурные ценности семьи и в общении в том числе.
Но не стоит путать интеллигентов с интеллектуалами. Можно быть сколь угодно поднаторевшим в математике, философии или в дедукции, но если ваш ум и способность держать себя на публике в интеллигентной манере расходятся, вы далеко не интеллигент. По этому поводу отлично высказался знаменитый российский писатель Михаил Веллер:
«Интеллигент – в отличие от просто интеллектуала с совестью и благими намерениями – это человек с мировоззрением специфичным: он исповедует и декларирует примат морали над истиной во всех случаях, когда они не совпадают. А поскольку в жизни нашей реальной и многогрешной идея всегда пачкается несовершенным исполнением, мораль и истина полностью не совпадают никогда. И интеллигент, обличая и порицая сущее, проповедует должное».
Нужны ли интеллигенты современному обществу?
Образованность и интеллигентность сейчас – это такой же важный аспект, как глобальное потепление или жестокое обращение с животными. Жажда денег и всеобщего обожания настолько захватила общество, что скромные попытки отдельных индивидов поднять уровень человеческой осознанности напоминают мучительные потуги рожающей женщины, которая, несмотря на всю боль, свято верит в благополучный исход.
Необходимо верить, что интеллигентность – такая культура души. Это не количество знаний, а действия соответственно моральным принципам. Возможно, тогда наш погрязший в грязи искаженного ума мир будет спасен. Человечеству необходимы светлые душой личности, интеллигенты духа, которые будут пропагандировать чистоту отношений без меркантильной подоплеки, важность духовного роста и необходимость знаний как начальной базы для последующего развития.
Суть понятия через составляющие
Интеллигентность – это умение самостоятельно мыслить, выносить суждения о делах людей и проявлениях мироздания. Сюда же вносят и такие этические понятия, как благородство, сердечность. Интеллектуальная продуктивность, живость ума, твердость и надежность сказанного носителем интеллигентности (будем так называть такого человека), терпимость к другим проявлениям человеческого характера также выделены как составляющие. Они помогают понять лучше суть интеллигентности.
Отношение к культурным и научным наработкам своего народа и человечеста в целом имеет значение для интеллигентности. Так, человеку полагается интересоваться и уважать историю, искусство и остальные направления развития человеческой мысли.