Что бы вы могли посоветовать данной семье
Экономика. Проанализировать бюджет какойто предполагаемой семьи и сделать вывод, ответив на вопросы
1. Проанализировать бюджет какой-то предполагаемой семьи и сделать вывод, ответив на вопросы:
1. Какой состав семьи?
2. Все ли члены семьи приносят доходы?
3. Рационально ли члены семьи тратят деньги?
4. Какой тип бюджета в данной семье?
5. Что бы вы могли посоветовать данной семье?
Состав семьи | Сумма и вид дохода | Статьи расходов | Сумма расходов |
Мама | з/плата 8000 руб. | Питание | 5000 руб. |
Папа | з/плата 10000 руб. | Коммунальные услуги | 1600 руб |
Сын | Пособие 100 руб. | Хоз. нужды | 700 руб. |
Бабушка | Пенсия 3200 руб. | Услуги | 2000 руб |
Мобильная связь | 800 руб | ||
Увлечения | 3000 руб. | ||
Кредиты | 3000 руб |
Произведите расчёт суммы всех доходов семьи и суммы всех расходов.
2. Сделайте вывод в тетради:
а) Какой состав семьи?
б) Все ли члены семьи приносят доходы?
в) Рационально ли члены семьи тратят деньги?
г) Какой тип бюджета в данной семье?
д) Чтобы вы могли посоветовать данной семье?
Чем я могу помочь своей семье
Чем я могу помочь своей семье?
Семья в жизни человека занимает важное место. Без семьи мы одинокие, никому не нужные. Именно в семье мы можем найти поддержку и понимание. Это счастье, когда у ребенка есть любящие родители, а у родителей – мы, дети, приносящие столько хлопот и забот.
Моя семья большая и дружная. У меня есть папа, мама, младший брат, а еще бабушка и дедушка. Мама – главный человек в моей жизни. Она добрая и ласковая, всегда готова помочь в трудную минуту. Работает мама воспитателем детского сада. Из дома уходит рано утром, а возвращается только вечером. После работы ей еще нужно приготовить ужин, накормить нас, привести все в порядок, проверить уроки и еще много- много других дел. Конечно же, мама сильно устает и не все успевает сделать. Тогда я прихожу ей на помощь. Я могу убраться в комнате, подмести пол, выбивать пыль с ковров, помыть посуду, помочь брату выполнить домашнее задание. Мне совсем не сложно, а маме все это доставляет большую радость.
Живем мы в селе, а в селе, как известно, работы всегда много. Папа и дедушка все время чем-то заняты, а я помогаю им. В мои обязанности входит заносить дрова, расчищать двор от снега, привозить воду из колонки.
Зимой по выходным папа берет меня с собой в лес. Мы с ним вместе рыбачим, готовим дрова. Как здорово зимой в лесу! Кругом все бело, чистый воздух, сказочная природа! А как хорошо работается! Щечки горят от мороза, но тебе тепло, весело. Ты крутишься вокруг отца, стараешься, помогаешь, как можешь. А отец совсем не сердится, когда у тебя что-то не получается, он показывает, объясняет тебе, хочет научить всему, что сам умеет. Как я люблю такие моменты. Тогда папа мне кажется самым лучшим.
А в конце я хотел бы сказать: помогайте своим родителям. Ведь они любят вас, переживают за вас, хотят, чтобы вы выросли хорошим человеком. Поэтому о них тоже нужно позаботиться. И не важно: много, часто или иногда, главное, помогать, делать добро своим родителям.
Анализ семейных доходов и расходов, Расчет собственного семейного бюджета. Практическая работа по обществознанию
В работе даны задания на закрепление понятий заработная плата, номинальный и реальный доход, основные источники доходов и статьи расходов, по составлению семейного бюджета
Просмотр содержимого документа
«Анализ семейных доходов и расходов, Расчет собственного семейного бюджета. Практическая работа по обществознанию»
Практическая работа №17. Анализ основных доходов и расходов семьи.
Расчет семейного бюджета
Цель – проанализировать понятия заработной платы, реального и номинального дохода, а также на примере бюджет какой-то предполагаемой семьи рассчитать бюджет своей семьи.
методические рекомендации к практической работе РМ к практической работе
Учебники Важенина, Баранова «Обществознание» и «Практикум по обществознанию»
Виды самостоятельной работы:
Установить соответствие между понятиями и терминами
Выполнить тестовые задания, в которых требуется из четырех предложенных вариантов ответа выбрать верный (уровень А)
Составление логических схем
Расчет бюджета своей семьи
Заработная плата — форма материального вознаграждения за труд (часть стоимости, созданной и реализованной продукции, услуг), поступающего наемным работникам предприятий и учреждений.
Размер заработной платы зависит от ряда факторов: стоимости жизненных благ, необходимых для воспроизводства рабочей силы; минимального уровня оплаты труда работников, соответствующего прожиточному минимуму; уровня квалификации работников; развитости экономических и социальных условий жизни населения; спроса и предложения на рынке труда.
Прожиточный минимум — это такой уровень доходов, который необходим работнику для приобретения количества продуктов питания не ниже физиологических норм, а также для удовлетворения его потребностей (на самом необходимом уровне) в одежде, обуви, транспорте, оплате коммунальных услуг. Прожиточный минимум — это нижняя граница заработной платы.
Производство органически связано с потреблением, оно осуществляется для потребления и определяет его структуру. В свою очередь потребитель, выбирая товары и услуги, активно воздействует на производство, стимулируя его развитие.
Потребитель — это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли. Каждый из нас является потребителем, желая каким-либо способом удовлетворять свои потребности. Потребителем выступает фирма, организация и государство в целом.
Цель потребителя — извлечение максимальной полезности от потребления товаров и услуг.
Ограничения на пути достижения цели потребителя: семейный (потребительский) бюджет — баланс денежных доходов и расходов семьи; цены на товары и услуги; ассортимент предлагаемых товаров и услуг.
Поэтому потребитель, как и производитель, испытывает на себе влияние ограниченных возможностей. Перед ним тоже стоит проблема рационального выбора.
Рациональное поведение потребителя — это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действий с затратами.
В странах с командной экономикой действия потребителя, как правило, регламентируются. В рыночной экономике свобода экономического поведения предопределяет суверенитет потребителя, т. е. право владельца любых видов ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжением этими ресурсами и их использованием.
Доход потребителя — это сумма денежных средств, получаемых за определенный промежуток времени и предназначаемых для приобретения благ и услуг на цели личного потребления.
При составлении бюджета семьи используется показатель номинального (денежного) дохода.
Основные источники номинального (денежного) дохода потребителя:
социальные выплаты государства отдельным гражданам (пособия, пенсии, стипендии);
доход от предпринимательской и иной деятельности;
доход от собственности (плата, полученная за аренду квартиры, процент на денежный капитал, дивиденды по ценным бумагам).
Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму номинального дохода. Это обобщающий показатель уровня жизни населения страны. Он зависит от объема конечных доходов (номинальный доход минус подоходный налог) и уровня цен на товары и услуги и исчисляется как частное от деления объема конечных доходов на индекс потребительских цен.
Во многих домашних хозяйствах полученный доход распадается на две части:
первая используется для покупки товаров и оплаты услуг,
вторая образует сбережения.
Это деление не зависит от формы и источников дохода, однако зависит от его размера. Чем больший доход получает потребитель, тем большую сумму денег он способен потратить на потребление. С ростом дохода растет и сумма сбережений. Экономисты установили и другие зависимости доходов и расходов: чем больше доход семьи, тем меньше доля расходов на питание и больше на товары длительного пользования, а также больше удельный вес сбережений.
Уровень жизни — это уровень потребления материальных благ (обеспеченность населения страны промышленными товарами, продуктами питания, жилищем и т. п.).
Более сложным является показатель качества жизни, который включает в себя помимо уровня жизни также такие показатели, как условия и безопасность труда, культурный уровень, физическое развитие и др.
Уровень жизни человека зависит не только от размера его заработной платы или сбережений, но и от того, насколько разумно он тратит деньги. Экономисты делят потребительские расходы на обязательные и произвольные.
Обязательные расходы можно рассматривать как минимально необходимые — это расходы на питание, одежду, транспорт, оплату коммунальных услуг и т. п. Если личные доходы потребителя не превышают обязательные расходы, то он, скорее всего, не сможет себе позволить произвольные расходы (на покупку книг, картин, машины и др.).
Чем богаче страна, тем меньшая часть личных доходов ее граждан идет на обязательные расходы. Немецкий исследователь-статистик Э. Энгель (1821—1896) установил связь между доходами населения и структурой потребления. Согласно «Закону Энгеля», чем выше уровень доходов семьи, тем меньше доля ее расходов на продовольственные товары. Соответственно возрастает спрос на промышленные товары широкого потребления, а при дальнейшем повышении уровня доходов существенно увеличиваются затраты на высококачественные товары и услуги. Таким образом, структура расходов на потребление изменяется в прямой зависимости от размера дохода.
По доле расходов семьи на питание можно судить об уровне благосостояния разных групп населения одной страны и сравнивать благосостояние граждан разных стран.
А1. Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения об экономической культуре потребителя?
А. Экономическая культура потребителя состоит в рачительном и бережливом отношении к приобретаемым благам.
Б. Экономическая культура потребителя всегда должна опираться на принцип: «Чем больше товаров приобретается и потребляется, тем лучше».
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Задание 2. Закончить определение:
Номинальный доход – это ….
Уровень жизни человека зависит от ….
Задание 3. Составить схему «Две части полученного дохода в семейном бюджете»
Задание 4. Проанализировать бюджет какой-то предполагаемой семьи и сделать вывод, ответив на вопросы:
1. Какой состав семьи?
2. Все ли члены семьи приносят доходы?
3. Рационально ли члены семьи тратят деньги?
4. Какой тип бюджета в данной семье?
5. Что бы вы могли посоветовать данной семье?
Практическая работа №4 Тема: Расчет семейного бюджета
Практическая работа №4
Цель –на примере бюджет какой-то предполагаемой семьи рассчитать бюджет своей семьи.
Ознакомьтесь со следующей информацией
Заработная плата — форма материального вознаграждения за труд (часть стоимости, созданной и реализованной продукции, услуг), поступающего наемным работникам предприятий и учреждений.
Размер заработной платы зависит от ряда факторов: стоимости жизненных благ, необходимых для воспроизводства рабочей силы; минимального уровня оплаты труда работников, соответствующего прожиточному минимуму; уровня квалификации работников; развитости экономических и социальных условий жизни населения; спроса и предложения на рынке труда.
Прожиточный минимум — это такой уровень доходов, который необходим работнику для приобретения количества продуктов питания не ниже физиологических норм, а также для удовлетворения его потребностей (на самом необходимом уровне) в одежде, обуви, транспорте, оплате коммунальных услуг. Прожиточный минимум — это нижняя граница заработной платы.
Уровень жизни — это уровень потребления материальных благ (обеспеченность населения страны промышленными товарами, продуктами питания, жилищем и т. п.).
Более сложным является показатель качества жизни, который включает в себя помимо уровня жизни также такие показатели, как условия и безопасность труда, культурный уровень, физическое развитие и др.
Уровень жизни человека зависит не только от размера его заработной платы или сбережений, но и от того, насколько разумно он тратит деньги. Экономисты делят потребительские расходы на обязательные и произвольные.
Обязательные расходы можно рассматривать как минимально необходимые — это расходы на питание, одежду, транспорт, оплату коммунальных услуг и т. п. Если личные доходы потребителя не превышают обязательные расходы, то он, скорее всего, не сможет себе позволить произвольные расходы (на покупку книг, картин, машины и др.).
Чем богаче страна, тем меньшая часть личных доходов ее граждан идет на обязательные расходы. Немецкий исследователь-статистик Э. Энгель (1821—1896) установил связь между доходами населения и структурой потребления. Согласно «Закону Энгеля», чем выше уровень доходов семьи, тем меньше доля ее расходов на продовольственные товары. Соответственно возрастает спрос на промышленные товары широкого потребления, а при дальнейшем повышении уровня доходов существенно увеличиваются затраты на высококачественные товары и услуги. Таким образом, структура расходов на потребление изменяется в прямой зависимости от размера дохода.
По доле расходов семьи на питание можно судить об уровне благосостояния разных стран
Задания для выполнения:
Задание 1. Закончить определение:
Задание 2. Составить схему «Две части полученного дохода в семейном бюджете»
Задание 3. Проанализировать бюджет какой-то предполагаемой семьи и сделать вывод, ответив на вопросы:
1. Какой состав семьи?
2. Все ли члены семьи приносят доходы?
3. Рационально ли члены семьи тратят деньги?
4. Какой тип бюджета в данной семье?
5. Что бы вы могли посоветовать данной семье?
Методическая разработка урока на тему «Бюджет семьи», 8-й класс
Разделы: Технология
Класс: 8
Цель: Формирование знаний по теме “Бюджет семьи” и умений использовать компьютер в различных сферах деятельности человека.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Вводный инструктаж.
III. Проверка домашнего задания.
IV. Изложение нового материала.
V. Практическая работа.
VI.. Закрепление ( тест).
VII.. Заключительный инструктаж.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер.
Наглядное пособие: таблицы, карточки-задания, инструкционные карты, тесты.
Литература: учебник “Технология 8” под ред. В.Д. Симоненко 2006 год., “Основы домашней экономики” В.Д. Симоненко 1995 год.
I. Организационный момент:
2. Проверка присутствующих.
3. Назначение дежурных.
II. Вводный инструктаж:
— Сегодня на уроке мы должны решить следующие задачи:
1. повторить пройденный материал
2. изучить новую тему
3. выполнить практическую работу
4. закрепить изученный материал
На рабочих столах у вас находятся “Папки-путеводители по уроку”. Они нам помогут выполнить все поставленные задачи.
III. Повторение.
— Итак, первый этап урока – повторение. Откройте первую страницу, возьмите ручки, карточки и впишите в “окошечки” правильные ответы.
Учащиеся отвечают на вопросы.
— А сейчас, поменяйтесь карточками с товарищем и проведём взаимопроверку.
Ответы учащихся оцениваются по “5” бальной системы: за 5 правильных ответов “5”
За 4 правильных ответа “4”
Учащиеся получают оценки за домашнее задание.
IV. Изложение нового материала.
— Тема урока “Бюджет семьи”. Обратите внимание на доске висят термины, которые мы должны сегодня с вами рассмотреть, а вы должны их хорошо уяснить.
БЮДЖЕТ ДЕФИЦИТ ДОХОД ПРОФИЦИТ РАСХОД БАЛАНС
Бюджет (определение) – Это структура всех доходов и расходов за определённый период времени.
Понятие “бюджет” имеет отношение к различным сферам деятельности человека. Существует бюджет государства, области, фирмы или предприятия, семьи
Сегодня мы будем говорить о семейном бюджете, семейных доходах и расходах.
На прошлых занятиях мы узнали, что у семьи есть разные функции. Одна из которых – экономическая. Экономическая функция подразумевает участие членов семьи в общественном производстве товаров и услуг или разного рода бизнесе. А следовательно она должна получать какой-то доход.
Доход (определение)- это материальные ценности или деньги, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия или отдельного лица за работу, услугу или другую деятельность.
*Рассмотреть схему в учебнике на стр. 20 “Виды доходов”
Так же мы с вами говорили и о том, что у каждой семьи есть свои потребности, которые ей необходимо удовлетворять в большинстве своём случаев с помощью денег. Естественно, чем больше потребности, тем больше требуется денег и тем больше расходов у семьи.
Расход (определение) – это затраты на покупку, на изготовление, содержание, ремонт и обслуживание каких-либо изделий, услуг.
*Приведите примеры расходов.
Все расходы можно разделить на несколько групп:
*Работа с тетрадями. Запись темы и определений “бюджет”, “расход”, “доход”
*ФИЗМИНУТКА
— Давайте рассмотрим структуру семейного бюджета в % соотношении на стр. 19, который представлен виде таблицы 4.
Таким образом, под бюджетом мы понимаем наличие денежных средств в семье. В зависимости от их количества бюджет можно разделить на три вида:
1. Дефицит – если в семье расходов больше, чем доходов.
*Объясните, когда может произойти такая ситуация.
2. Баланс – Если семья рационально расходует деньги и сумма расходов равна сумме доходов.
3. Профицит – ситуация в семье, когда доходов больше чем расходов. Такую семью можно назвать экономной.
Эти ситуации можно изобразить виде весов (рисунки на доске).
* Работа с тетрадями. Зарисовка рисунков (можно с “Путеводителя”)
V. Практическая работа “Анализ семейного бюджета”.
А теперь переходим к выполнению практической работы. Её цель заключается в том, что вы должны проанализировать бюджет какой-то предполагаемой семьи с помощью компьютера и сделать вывод, ответив на вопросы:
1. Какой состав семьи?
2. Все ли члены семьи приносят доходы?
3. Рационально ли члены семьи тратят деньги?
4. Какой тип бюджета в данной семье?
5. Что бы вы могли посоветовать данной семье?
Ход работы
Показ приёмов учителем.
Работа на компьютере с помощью инструкционной карты.
— Семья Ивановых имеет профицит бюджета
Семья Сидоровых имеет сбалансированный бюджет
Семья Петровых имеет дефицит бюджета.
Итак, вы проанализировали данные на своём компьютере, а теперь сделайте вывод и объединитесь в группы:
Членом какой семьи вы являетесь?
*Работа с тетрадями. Учащиеся отвечают письменно на поставленные перед работой вопросы. “Глава семьи” озвучивает результаты.
Учитель даёт оценку проделанной работе.
VI. Закрепление.
Кроссворд. Задания даны в папках-путеводителях.
Следующий этап нашего урока подскажет вам “Умеете ли вы считать деньги?” и надеюсь в будущей взрослой жизни поможет правильно планировать семейный бюджет.
*Работа с тетрадями. Тестирование.
Подсчёт очков, озвучивание результатов.
Домашнее задание выполняется следующим образом: в картах для д/з вы должны заполнить таблицу доходов и расходов своей семьи, проанализировать таким же образом и построить диаграмму.