Что бы вы сделали если были бы богом
ЕСЛИ БЫ ВЫ БЫЛИ БОГОМ (по Арье Каплан)
1 П р о б л е м а
Вам дали остров, на котором обитает несколько племен. Все эти племена по своей природе воинственным, и постоянно сражаются друг с другом. Из-за этого жизнь островитян полна страданий и бед. А нищета и предрассудки усугубляют и без того тяжелое положение. Они живут так веками, и ничто не предвещает изменений к лучшему.
Ваша задача: попытаться улучшить это общество, научить людей жить в гармонии, уменьшить их страдания или свести их на нет.
Ваша задача: создать здоровое общество.
Ваши средства: все, сто может предложить высокоразвитая технология. Вы можете держать под наблюдением весь остров и знать все, что происходит в любой его части и в любой миг.
В пределах разумного вы можете влиять на изменения погоды, вызывать наводнения и землетрясения, заставлять облака проливаться дождем и создавать прочие «естественные» явления.
Вы можете незаметно внушить какие-то мысли определенным людям, всем жителям острова или отдельным их вождям. Но вам следует учесть, что подобное внушение имеет границы: то, что противоречит природе этих людей, будет отвергнуто, и ваши усилия окажутся напрасными. Иными словами, ваши идеи должны быть приемлемыми для этих людей с их дурной натурой.
Итак, вы не должны раскрывать себя никогда, ни при каких условиях. Но, не раскрывая себя, вы можете нести добро, как бы идущее от какого-то человека или просто так, непонятно откуда.
Короче говоря, вам предоставлена возможность сыграть роль Бога. Что бы вы сделали?
II В о п р о с ы
Говорят, что в наши дни трудно верить. Наше поколение стало свидетелями ни с чем не сравнимого по жестокости убийства шести миллионов евреев. Мы видели ужасы войны во Вьетнаме, младенцев, умирающих от голода в Биафре (Нигерия), геноцид в Бангладеш. Куда ни посмотри, всюду царят голод, нищета, неравенство. Добрые люди страдают, бесчестные наслаждаются жизнью.
И многие задают законные, как им кажется, вопросы: «Почему Бог допускает такое? Почему Он ничего не делает, чтобы прекратить это?».
Но могут нам возразить – это не ответ. Основная дилемма осталась: почему Бог создал возможность зла? Почему Он вообще допустил существование зла?
В поисках ответа мы должны задуматься о цели Творения. И цель эта была – сделать человека ответственным за свои поступки. Поэтому Бог наделил его свободой воли. Если бы Богу нужен был народ кукол, Он создал бы кукол. Если бы Он захотел создать роботов, Он создал бы роботов. Но Бог хотел не этого. Он хотел, чтобы люди сами выбирали свой путь и отвечали за свои поступки. Но если человеку дана свобода выбора, есть опасность, что он выберет зло. И чем глубже мы изучаем этот вопрос, тем больше убеждаемся в этом.
То, что Бог создал Вселенную, было проявлением высшей любви. Любовь эта столь безгранична, что не может быть постигнута человеческим разумом. Бог создал мир для того, чтобы он служил средством передачи Его добра. И у блага, которое Он хочет даровать, нет предела. Это высший, ни с чем не сравнимый дар, беспредельный дар.
А что есть высшее благо? Какое высшее добро может подарить Бог созданному Им миру? Ответ очевиден. Это высшее благо есть Он Сам. Самое большое благо, которое Он может даровать – это Самого Себя. И именно поэтому Бог даровал человеку способность быть похожим на Него.
Итак, Бог предоставил человеку свободу выбора. Подобно тому, как Он свободен в Своих действиях, свободен в своих действиях и человек. Подобно тому, как Бог может творить добро, когда захочет, имеет такую возможность и человек. Согласно многим авторитетным источникам, именно это и означают слова о том, что Бог создал человека по Своему «образу».
Но если в намерения Бога не входило создавать человека роботом, то точно также не собирался Он делать его и узником.
Подобно тому, как человек обладает свободой воли, он обладает свободой выбора. Человек, запертый в клетку, обладает свободой воли, как всякий другой, но возможности воспользоваться ею у него весьма ограничены. Человек же, созданный по подобию своего Создателя, должен обладать максимальной свободой выбора. Чем больше человек уподобен Богу в Его всемогуществе, тем больше он может походить на Него, по собственной воле выбирая добро.
И чтобы эта свобода выбора была реальной, Бог создал возможность того, что человек выбирает зло. Если бы существовало только добро, никакой поступок человека нельзя было бы поставить ему в заслугу. Выражаясь словами Талмуда, это было бы все равно, что «носить лампу средь бела дня». Поэтому в книге «Зогар» сказано «Преимущество мудрости подобно преимуществу света. Если бы не было тьмы, свет был бы неразличим и не приносил бы никакой пользы. Поэтому сказано: «Противоположности создал Бог».
Точно так же, как Бог не хотел делать человека узником в материальном плане, так Он не хотел заключать в тюрьму его интеллект. Как повел бы себя человек, если бы Бог постоянно открывался ему? Разве был бы он на самом деле свободен? Если человек постоянно сознает, что стоит перед Царем, разве может он противиться его воле? Человек, постоянно осознавая Божественное присутствие, стал бы узником.
Такова одна из причин, по которой Бог создал мир, в котором действуют «естественные» законы, и таким образом сокрыл Себя. Так учат нас мудрецы: «Мир следует законам природы, а глупцы, которые вершат зло, в конце концов, предстанут пред судом».
Создав мир, Бог позволил ему действовать по законам природы, которые Он же и создал. «Часы» были сделаны и заведены, и теперь они могут идти без постороннего вмешательства, как бы «сами по себе». Но возникает более сложный вопрос: «Почему Бог изначально допустил там много зла в человеческой натуре? Чем объяснить стремление человека подавлять своего ближнего, заставлять его страдать?».
И снова мы должны вспомнить, что сфера действия человека – это физический мир, та же часть всего Мироздания, в которой Божественное присутствие – скрыто. Духовное в человеке может пребывать в высших трансцендентных сферах, но человеческое тело – это, по сути, тело животного. Мудрецы учат, что в человеке природа ангела соединена с природой зверя.
Когда человек был создан, две стороны его природы находились в совершенной гармонии. Его интеллект и животная натура сосуществовали, не вступая в конфликт. Человеку была предоставлена возможность жить в гармонии с природой, всю свою энергию отдавая духовному.
Однако в саду Эдем человек испытал искушение. Он должен был поднять свое животное начало на духовный уровень. Но он поддался искушению и низвел его на физический уровень, чтобы вкусить от Древа познания Добра и Зла. И знание прошло между двумя элементами, составляющими человека, — между его животным и Божественным началами. Человек стал отличаться от животного, живущего в гармонии со всей природой. У него сохранились все желания, страсти и агрессивность животного. Но, кроме того, он обрел способность использовать свой интеллект для борьбы с ближними, направив его против себе подобных. И вот этот конфликт животной и Божественной природы толкает человека ко злу. Мудрецы говорят, что именно это животное начало в человеке и есть корень всего зла.
Но в этом мы не вправе винить Бога. Решение вкусить от Древа познания Добра и Зла и низвести свою животную природу на физический уровень было решением самого человека, которому дана была полная свобода выбора. И как только человек вкусил от Древа познания, он познал разницу между добром и злом. Нравственность стала следствием знания и сознательного выбора, а не неотъемлемой частью человеческой природы. Теперь он должен был бороться со своей новой природой, где зверь и ангел находятся в постоянном конфликте.
Но возникают следующие вопросы: «Почему человек не был создан лучшим, чем он есть? Почему Бог не сделал его больше ангелом и меньше животным?».
В поисках ответа на этот вопрос мы опять-таки можем предъявлять претензии только к человеку. Мудрецы говорят, что запрет, пробовать плоды Древа познания, был временным. Природа человека должна была постепенно развиваться, чтобы он стал достаточно сильным, и смог справляться со своими животными инстинктами. И когда пришло бы это время, человек был бы вправе отведать плоды Древа познания, не опасаясь, что это нанесет ущерб его духовной сущности. Человеку было предопределено стать больше ангелом, нежели животным. Но произойти это должно было не сразу, а постепенно. Процесс был нарушен из-за человеческого нетерпения, из-за того, что он вкусил от Древа познания раньше времени. И это преждевременное полученное знание привело человека к конфликту с его собственной животной природой и затормозило его духовное развитие, сделав животное начало доминирующим.
А, быть может, все-таки причина опять-таки пролегает в общем смысле основного закона Творца – в свободе выбора. Нам хотелось бы, чтобы человечество было более человечным, скажем так, в своей базовой основе. Так он ребенок, таким и рождается. Послушайте, что говорят дети о Всевышнем, — там полное и ясное понимание добродетели как генетически заложенной в нас энергии (естественно, с учетом предыдущей жизни). Так что здесь уповать на Адама и его грех искушения, быть может, и не надо. Всевышний абсолютно честен с нами в любых вопросах с явной предрасположенностью к проявлению милосердия, то есть, как бы все заложено в нас фифти-фифти – 50:50, что выбираем мы – это наше личное право. Нам бы хотелось иметь другое соотношение, ну хотя бы 25:75 в сторону добродетели. Значит, в этом случае каждому из нас нужно будет совсем немного потрудиться (скажем так, не вставая с дивана) – и все в порядке: мы чисты, опрятны, всех любим и т.д.
Наверняка Богу не нужны такие рафинированные праведники, за все надо платить сполна (то есть за приобретение качеств со знаком «плюс»). Это даже не приобретение – они, качества добродетели, уже заложены в каждом, но опыт человеческого бытия выработал иной стереотип поведенческого взаимоотношения людей (ведь добрым быть сложнее, чем недобрым; щедрым быть сложнее, чем жадным; миролюбивым быть сложнее, чем агрессивным и т.д.).
Но у Творца нет проблем со временем – Он не хочет собирать зеленые яблоки – все должно вызреть, Он готов ждать и ждать, чтобы каждое Его Творение через страдания, боль, муки пришло лично к пониманию того, что добро сильнее зла. Но осознанный выбор добра дорогого стоит, за этим открывается дверь к счастью и пониманию цели бытия – это валюта, не знающая падений курса. Но до нее не так просто добраться, и это тоже понятно.
Мудрецы говорят, когда света слишком много, он не исправляет сосуды, а разбивает их. Что случилось бы с нашим обществом, произойди вдруг все эти чудеса? Что было бы с нами?
Продолжали бы мы заниматься своими повседневными делами, словно ничего не случилось? Могли бы все те разветвленные сложные структуры, составляющие основу нашей цивилизации, продолжать функционировать после того, как мы бы вдруг убедились, что Бог активно вмешивается в ход нашей жизни?
Возьмем в качестве примера Нью-Йорк. Десятки тысяч людей трудятся изо всех сил, чтобы снабжать жителей этого гигантского города продуктами и водой. Десятки тысяч других людей обеспечивают работу транспорта, систем электр- и водоснабжения, вывозят мусор. Не развалятся ли все эти структуры, если люди станут полагаться на чудеса? А ведь если эти структуры рухнут, жизнь обитателей города превратится в ад. Если Бог чудесным образом начнет вмешиваться в течение нашей повседневной жизни, не будет ли Он обязан затем делать это постоянно? Как бы мы реагировали на чудеса? Вероятно так же, как реагируют примитивные общества на «чудеса» более развитой цивилизации. Первая реакция – шок, который социологи называют «культурным шоком». Поначалу туземцы теряют интерес к чему бы то ни было, и попадают в полную зависимость от более развитой цивилизации. Они словно теряют способность мыслить, впадают в летаргию, продолжая жизнь, лишенную всякого смысла. Превращение гордых и вполне способных к самостоятельному существованию дикарей в хитрых, мелких и потерявших всякое самоуважение туземцев – трагично. Но результат этот неизбежен.
Если «культурный шок» не полностью разрушил общество, наступает вторая стадия – возмущение, восстание. Носители примитивной культуры восстают против пришельцев и их ценностей (отступление редактора: но необходимо заметить, что еще ни разу пришельцы не приходили с добром и миром. Они всегда приходили отнимать, кабалить, колонизировать. Однако ведь сумел Миклухо Маклай стать самым почитаемым пришельцем, которого любили и искренне уважали туземцы, потому что в отношениях с ними он не искал личной выгоды. Это всегда и сразу становится ясным – с чем пришел «белый» человек. И он, к величайшему сожалению, всегда приходил с одной целью – грабить и обижать. Только по этой причине, на мой взгляд, и все миссионерские компании заканчивались печально для коренного населения).
Пока Бог скрыт, мы можем стремиться к Нему и воспринимать исходящее от Него добро. Мы поступаем так по своему собственному выбору, нас никто к этому не принуждает. Но если Бог раскроет Себя, человек не сможет существовать как свободная личность. Зная, что он постоянно находится под испытывающим взглядом своего Создателя, он в результате превратится в нечто меньшее, чем человек. Он может деградировать до уровня куклы, робота, существа, в котором разрушена основа его личности. Такой путь только увеличил бы зло и стремление в мире. Прямое вмешательство Бога – это тот избыточный свет, от которого разбиваются сосуды.
Лишь один-единственный раз в истории человечества Бог действительно раскрыл Себя и зримо вмешался в ход событий. Это произошло во время исхода еврейского народа из Египта, когда Бог совершал чудеса в Египте и на Красном море. Апогеем этого раскрытия Бога стало дарование Торы на горе Синай, когда все сыны Израиля собственными ушами услышали голос Бога.
Что же произошло тогда? Первой реакцией на Синайское Откровение был шок. Люди просто не могли вынести мощи Божьего слова, и мудрецы говорят, что души буквально покинули людей. Услышав голос Бога, сыны Израиля сказали Моше: «Говори ты с нами, дабы могли мы слушать, и пусть не говорит с нами Бог, а то умрем». Преодолев первый шок, ни перешли ко второй стадии – к бунту. Это произошло через сорок дней после Синайского Откровения. Те, кто совсем недавно слышали Его голос, пошли против Бога и Его учения, вернулись к идолопоклонству и плясали вокруг Золотого тельца. Всего сорок дней назад они слушали Десять Заповедей от Самого Бога, и вот – уже нарушили одну из них.
Отсюда мы извлекаем очень важный урок. Раскрыв себя недостойному сосуду, Бог мог бы принести больше вреда, нежели пользы. Поэтому Бог не проявляет Свое величие зримо.
Многие говорят, что поверят в Бога только тогда, когда собственными глазами увидят некий знак или чудо. Но опыт Синайского Откровения показывает нам, что и величайших чудес недостаточно, если люди не хотят верить.
И тут мы начинаем понимать природу одного из основных ограничений, которые Бог накладывает на Себя. Он есть Бог сокровенный и не раскрывает Себя. Этого требует как человеческая массовая психология, так и Божественная цель Творения. Бог раскрывает Себя лишь отдельным людям, чья вера так велика, что Откровение не поколеблет ее.
Что бы ты сделал, если бы был Богом: как люди отвечают на этот вопрос
писатель, теле и радиоведущий
На протяжении ряда лет я задавал людям неожиданные вопросы и получал порой неожиданные ответы. Пора, думаю, познакомить моих читателей с народным творчеством. Я выбрал наиболее интересные вопросы и собрал воедино самые интересные ответы. И хотя с некоторыми ответами я согласен, а с некоторыми нет, здесь привожу лучшие.
Фото: Depositphotos
Что бы ты сделал, если бы был Богом?
“Я бы дал людям технологии, которые перестали бы загрязнять планету и очистили её от накопившихся отходов, особенно океаны. Производство стало бы безотходным”.
“Я бы запретил брак и дал возможность людям жить так, как они хотят: одному, вдвоём, втроём, впятером, группами. Понятия жён и мужей, их права и обязанности – всё ушло бы в прошлое. Кто с кем хочет, с тем и живёт – до тех пор, пока хочет. Детей воспитывали бы все. Ребёнок прошёл бы в процессе воспитания сотни «семей». В каждой из них его бы научили чему-то новому, и он был бы лучше подготовлен к жизни”.
“Я бы отменил все религии. Не веру, а именно религию. Каждый может верить в то, что хочет: в хороших и плохих, русалок и привидений, в приближающийся конец света, в ад и рай, в вечную душу и в возвращение к истокам каждый раз по окончанию жизни, как вариант”.
“Я бы периодически менял местами мужчин и женщин, обидчиков и их жертв. Это помогло бы каждому увидеть и почувствовать то, к чему приводят их действия, и в корне изменило бы жизнь людей. Мужчина, родив разок, многое бы понял. Убийца, став однажды жертвой убийства, возможно, задумался бы”.
“Я бы отменил тюрьмы. В них никого нельзя перевоспитать. Это заблуждение и бесполезная трата ресурсов. Каждый человек живёт в согласии со своим внутренним компасом. Но у некоторых, неважно даже, по каким причинам, этот компас работает неверно и отрегулировать его нельзя. Грабители, убийцы, насильники и другие с нарушенным компасом будут отселены на отдельный остров, где они будут находиться среди себе подобных, не для перевоспитания, а для отделения от основной массы населения, которому они не нужны”.
“Я бы отменил деньги и вернул бартер как единственный способ обмена товарами и услугами. Люди вынуждены были бы вновь научиться договариваться. Торговля бы процветала, но только путём обмена, никаких общих эквивалентов, никаких валют, никаких спекуляций, всё по-честному, как и было тысячи лет назад”.
“Я бы отменил государства и границы. Это ни к чему. Постепенно все страны превратились бы в одну, с одним правительством, которое занималось бы одним делом: улучшением жизни людей на земле. Да им, собственно, больше и нечем, да и незачем заниматься”.
“Я бы реорганизовал систему обучения. Каждый бы учился тому, к чему у него талант. Любители арифметики налегали бы именно на неё, а биология и рисование были бы необязательными для них предметами. Талантливые музыканты были бы под присмотром других, таких же, но постарше и совершенствовали именно то, к чему у них душа лежит. Те, кто ещё не определились, имели бы возможность путешествовать из школы в школу, из класса в класс, присматриваясь к другим, принюхиваясь, раздумывая. Эти путешествия длились бы столько, сколько потребуется каждому для определения себя и обнаружения круга своих интересов. Это важно, чтобы не пропустить нового Моцарта и Да Винчи, которые периодически рождаются”.
“Я бы дал каждому возможность самому определить длину своей жизни на земле. Хочешь жить вечно – живи. Решил, что ты уже свою земную задачу выполнил, стало скучно, неинтересно – уходи”.
“Я бы отменил похороны, кладбища и другие бизнесы, которые отнимают у людей время, средства и нервы. Человек, решивший, что его земная миссия окончена, собирал бы друзей и родственников (если хочет), прощался с ними и исчезал в удобное для него время”.
“Я бы поощрял все идеи. Были бы организованы общества приёма идей. Они бы функционировали 24 часа в сутки и принимали за вознаграждение все идеи от всех людей, какими бы странными и неосуществимыми те не казались. В идеях – прогресс и инновация, всегда, везде и во всём”.
“Люди могли бы путешествовать по всем другим планетам, чтобы увидеть, как там живут. Каждый мог бы решить, где он хочет жить, и беспрепятственно переехать, но и вернуться назад, если ему там, “на чужбине”, не понравилось”.
Ещё много всяких интересных предложений было внесено опрашиваемыми, но эти мне показались наиболее существенными, злободневными, наболевшими, потому я и решил их тут перечислить. Рубрику эту буду продолжать, так как у меня накопилось много ответов на разные неожиданные вопросы.
Если вы хотите пообщаться со мной об этом — заходите на мою страничку в фейсбуке.
ForumDaily Woman не несет ответственности за содержание блогов и может не разделять точку зрения автора.
1 Коринфянам 2 глава
Немудрое Божие
ЧАСТЬ 2
«Посмотрите, братия, кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых; и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; И незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — Для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом. От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, Чтоб было, как написано: «хвалящийся хвались Господом». И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова и мудрости, Ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого; И был я у вас в немощи и в страхе и великом трепете. И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, Чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1:26−2:5).
ПРЕВОСХОДСТВО БОЖЬЕЙ МУДРОСТИ (продолжение)
ПАРАДОКСАЛЬНОСТЬ БОЖЬЕЙ МУДРОСТИ
Вероятно, Павел перебирал в уме членов коринфской церкви, когда писал стих 26. Он напоминал коринфянам, что среди них очень немногие были знаменитыми, благосостоятельными, высоко образованными, сильными и влиятельными, когда они поверили в Господа Иисуса Христа. Похоже на то, что, когда они стали христианами, они потеряли большую часть престижа, влияния и доходов, которые у них были. «Посмотрите, братия, кто вы, призванные», — писал он. Павел всегда использует слово призвание, когда говорит о спасительном призыве Бога, об этом могучем призыве, приводящем к искуплению. «Вы знаете, какого сорта людьми вы были, когда Бог призвал вас из мрака Вы знаете, что Он принял каждого из вас как Свое дитя не потому, чтобы вы блистали талантами, или были благосостоятельны, умными или сильными. А если вы и обладали каким-нибудь их этих качеств, — говорит он, — то вы были спасены несмотря на него, а не благодаря ему. Если эти качества и были чем-то, то они были камнем преткновения, соблазном, который мешал вам, они были преградой между вами и Божьей благодатью». Он подразумевал, что коринфяне должны радоваться тому, что не многие из них были мудры по плоти или сильны, или благородны. Похоже, что если бы больше из них было мудрых, сильных и благородных, то среди них было бы меньше спасенных.
Бог не ищет Пхи Бета Каппаса, чтобы спасти его и тем самым выполнить Свое дело. Не ищет Он и миллионеров, или знаменитых спортсменов, или эстрадных артистов, развлекающих публику, или государственных деятелей. Его спасение открыто им так же наверняка, как и всем другим, но лишь на той же самой основе веры. То же самое, что в миру ставит человека впереди других, в глазах Бога может поставить его сзади всех. Именно чувство неполноценности наводит людей на мысль о том, в чем они нуждаются, и часто приводит к спасению.
Однажды Иисус молился такими словами: «славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф 11:25). Из контекста следует, что эта молитва, произнесенная вслух, была частью Его проповеди, обращенной к собравшейся вокруг Него толпе. Этой молитвой Он обращался настолько же к Своим слушателям, как и к Своему Отцу. Он хотел, чтобы они узнали, чего хочет от них Бог: только веры и ничего другого. Он также предупреждал, что «мудрые и разумные» находятся в неблагоприятном положении в том, что касается духовной жизни и духовного понимания. Не то, чтобы они не могли принять Его и поверить, но гордость своими достижениями и способностями и зависимость от них могли помешать им на пути к царствию. Слабость и недостатки — это тот климат, в котором проявляется Божья сила.
Божья мудрость — это своего рода парадокс. В рамках человеческого мышления сила — это сила, слабость — это слабость, и ум — это ум. Но по Божьему счету многое из того, что кажется самым сильным, оказывается самым слабым, многое из того, что кажется самым слабым, оказывается самым сильным, и то, что кажется самым мудрым, оказывается самым глупым. Этот парадокс не случаен — таков замысел Божий.
Простой, необразованный верующий, неуклюжий и без всяких особенных талантов, который доверился Иисусу Христу как Спасителю и который преданно и смиренно следует Своему Господу, неизмеримо мудрее блестящего доктора философии, издевающегося над Евангелием. Простой верующий знает — что такое прощение, любовь, благодать жизнь, надежда, Божье Слово — он знает Самого Бога. Он может видеть вечность. А неверующий доктор философии не знает ничего, что выходило бы за рамки его книг, его собственного рассудка и его личного опыта. Он не видит ничего за пределами этой жизни, и его можно считать только глупцом.
Мы часто испытываем искушение думать, что было бы чудесно, если бы такой-то великий спортсмен, или блестящий ученый, или популярный эстрадный артист, или деятель мировой политики, стал бы христианином. Но не так думал Иисус, выбирая Своих учеников. Некоторые из них были, вероятно, хорошо известны в своих местных кругах и, возможно, у кого-то из них неплохо шли дела в финансовом отношении. Но Он выбрал их не за их богатство или влияние и, воспитывая их, Он не старался извлечь выгоду ни из одного подобного качества. Ни у кого из Его учеников не было ничего столь великого, что он не был бы готов оставить и последовать за Христом.
В 178 году нашей эры философ Цельсус писал о христианах со злой насмешкой:
Так большинство людей в то время думало о христианах. Простоту Евангелия и смиренность преданных верующих мир не может вместить: все это кажется миру жалкой, презренной глупостью. Бог так и задумал: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значущее избрал Бог, чтобы упразднить значущее». Интересно отметить, что корень слова «уничиженный» означает «почитать за ничто». По-гречески здесь употребляется совершенный вид, означающий постоянство действия — то, что однажды было уничижено, будет уничижаться и дальше. То есть, о людях, которых считали и этом обществе ничем, будут думать так и дальше. Фраза «ничего не значущее» — это перевод самого презрительного выражения в греческом языке. «Бытие» для греков было всем, и если тебя называли «ничем», то хуже этого оскорбления уже ничего не было. Такое выражение могли употребить по отношению к рабам.
По мнению Бога величайшим человеком, когда-либо жившим на свете, если не считать Самого Иисуса, был Иоанн Креститель. У этого человека не было ни формального, ни специального образования, ни профессии, ни денег, ни военного чина, ни политического положения, ни социальной родословной, ни престижа, ни впечатляющей внешности или красноречия. И все же Иисус сказал: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф 11:11). Этот человек не соответствовал ни одной мирской мерке — но всем Божьим. И все то, чем он стал, делало честь Божьей силе.
Предназначение Божьей мудрости
«Для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом. От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, Чтоб было, как написано: «хвалящийся хвались Господом» (1:29−31).
Первое и главное предназначение мудрости Божией, приводящей к спасению, в том, чтобы прославить Его Самого. Никакая плоть никогда не будет иметь причины хвалиться перед Богом. Глупый, слабый, незнатный человек ничего не может сделать для себя; все сделал Бог. «Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: Не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творение» (Еф 2:8−10).
У Бога есть также и предназначение для спасенных. Это предназначение имеет много аспектов, четыре из них упомянуты в стихе 30. Поскольку они «во Христе Иисусе», они получают Божью премудрость, праведность, освящение и искупление.
Итак, во-первых, верующим дана мудрость от Бога. Они не только спасены по Божьей мудрости, но им и дана Божья мудрость вместо их собственной. Истинно мудры в этом мире те, чья мудрость не от этого мира, но от Господа. Христиане могут сказать, без гордости или самохвальства, что они стали мудрыми в Иисусе Христе. Они представляют собой свидетельство на все времена, что Бог в Своей мудрости выбрал грешных, слабых и немудрых, чтобы сделать их праведными, сильными и мудрыми. Бог даровал им Свою мудрость для того, чтобы Он мог быть прославлен, для того, чтобы стало ясно видным, что та мудрость, которою обладают христиане, не их собственная, а дана им Его силой и по Его благодати.
Люди спасаются не благодаря своему уму, или благодаря своим достижениям, или с помощью человеческой мудрости. Те, кто полагаются на эти качества, никогда не получат Божьего спасения и жизни, и мудрости, — потому что всем этим можно обладать, только смиренно получая то, что Его Сын сделал для нас на кресте. Иисус сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин 14:6), и, в другой раз, «если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (8:31−32).
Мудрость, полученную от Бога через Христа, мы получаем сразу и затем продолжаем получать и дальше; она не стоит на месте. В своем следующем послании к Коринфянам Павел писал: «Потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» (2Кор 4:6). Творец и даритель физического света является также источником и дарителем света духовного. Первое, чему учится верующий, — это понимать значение Божией славы. Слава Бога обнаруживает Его величие и великолепие. Но в своем самом полном смысле она представляет все, чем является Бог, — все Его качества, всю Его природу, полноту Его божественного существа. Мы начинаем лично узнавать Творца вселенной и источник всей жизни и всей доброты.
Мудрость от Бога имеет также и аспект, относящийся к будущему. В этой же самой молитве Павел просит, чтобы Бог «просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых» (ст. 18). Слова «надежда» и «наследие» предполагают будущее осуществление мудрости и знания. Бог дал нам мудрость, Он дает нам ее сейчас и в конечном счете Он одарит нас мудростью.
Тот, кто от мира сего, не может увидеть или получить Божью мудрость, ту мудрость, которую может показать ему Сам Бог, Его план о мире и о Его народе и будущая вечность, которую Он подарит через Своего Сына. И поэтому люди живут только моментом, только «сейчас», не имея никакого представления о том, откуда они пришли, куда они идут или что делают здесь. А самому простому, наименее образованному человеку, который смиренно отдает свою жизнь в руки Христа, дано знать обо всем этом. Он знает то, что все маги и все философы всех времен никогда не были в состоянии уразуметь — и никогда не смогут этого сделать. У него есть Божья мудрость — один из драгоценных даров его Спасителя.
Во-вторых, верующие получают Божью праведность. Они примирились с Богом, и участвуют в Его праведности. Быть праведным означает быть таким, каким следует быть: правота как противоположность злу, безгрешность как противоположность греховности. Бог абсолютно праведен, потому что Он абсолютно таков, каким Ему следует быть. Он не может изменить Своей праведности. Когда мы доверяемся Его Сыну, Он разделяет праведность Своего Сына с нами: «не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность» (Рим 4:5). Бог «не знавшего греха сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2Кор 5:21). Когда Бог смотрит на христианина, Он видит Своего Сына и Его праведность. Когда человек полагается на Христа, его неправедность заменяется праведностью Христа», той, которая через веру в Христа, (с) праведностью от Бога по вере» (Флп 3:9). У человека никогда не было и никогда не может быть своей собственной праведности, то есть такой праведности, источником которой был бы он сам. Единственная праведность, которая у него может быть, это та, которую Бог дает ему через Его Сына, потому что это — совершенная праведность.
В-третьих, верующие получают Божье освящение. Во Христе мы отделены от греха, сделаны святыми. Мы объявлены праведными во Христе и сделаны святыми во Христе. Получив природу Христа, мы получили Его семя, не подверженное порче, то семя, которое не испорчено и не может быть испорчено грехом. Поскольку наша плоть все еще здесь, мы можем соскользнуть в грех, но только на время или время от времени. С ростом духовной зрелости частота падений в грех уменьшается. Таким образом та праведность, которая по закону считается нашей, становится нашей действительностью — в святости, в освящении. Нам дана жизнь в Духе, и мы начинаем быть водимыми Духом (Рим 8:4−11). Мы начинаем приносить плоды Духа (Гал 5:22−23) в процессе преображения в образ Христов (2Кор 3:18). Наша новая природа «создана во Христе Иисусе на добрые дела», для святости (Еф 2:10).
В-четвертых, верующие получают Божье искупление. Искупить — значит выкупить. Бог при помощи Христа выкупил нас, освободил от власти греха. Христос «есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его» (Еф 1:14). Петр напоминает нам, что мы «не тленным серебром или золотом. искуплены от суетной жизни. но драгоценною кровию Христа, как непорочного и чистого агнца» (1Пет 1:18−19). «Чтобы было, как написано: «хвалящийся хвались Господом» (1:31).
Хотя во Христе мы получили Божью мудрость, праведность, освящение и искупление, причин для гордости или похвальбы у нас нет, потому что мы не заслужили, не заработали, не выработали ни одного из этих качеств. Человеческая мудрость не может привести ни к одному из них. Она производит только гордость, непонимание, раздоры и разделения. Как написал Иеремия за сотни лет до того, как его процитировал Павел: «хвалящийся хвались Господом». «А я не желаю хвалиться, — писал Галатам Павел, — разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал 6:14).
ПРОЯВЛЕНИЕ БОЖЬЕЙ ПРЕМУДРОСТИ
Дух фракционности, царивший в Коринфе, был результатом увлечения философией, человеческой мудростью. Коринфяне были раздроблены в своих верованиях и в своих привязанностях, потому что это были человеческие верования и привязанности к людям. Павел напоминает им, что, когда он впервые пришел в Коринф, он возвещал им Евангелие не впечатляющими словами человеческой мудрости.
«И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости. Ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (2:1−2).
Нам следует приходить в церковь не для того, чтобы послушать мнения пасторов о политике, психологии, экономике или о религии. Нам следует приходить для того, чтобы услышать слово от Господа — через пастора. Слово Божие назидает и объединяет, в то время как человеческие мнения вносят путаницу и разделяют.
Павел заверял коринфян, что приходил к ним не для того, чтобы обрушить на их головы человеческое многословие и привлечь их человеческими мнениями. Он подарил им свидетельство от Бога — и ничто другое. Через несколько лет он заверял их снова: «отвергнувши скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом» (2Кор 4:2). Важнейшая задача служения — и его единственная задача — показать людям истину Божию.
Обращаясь к Тимофею, Павел предупреждал его: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, чрез лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей» (1Тим 4:1−2). Тимофей должен был обратить особое внимание на чтение Писания перед всем собранием, на наставление и учение (ст. 13). Это было его дело. И это — дело каждого проповедника. Подходить к этой работе по-другому — значит продавать свои убеждения.
В своем втором письме к этому молодому служителю Павел поручал ему единственно «пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом», — «проповедуй слово» (2Тим 4:1−2). Для меня просто невообразимо, как человек, называющий себя служителем Бога, может делать что бы то ни было, кроме проповедования Слова Божьего «во время и не во время» (ст. 2). Однако, многие церковные общины не хотят, чтобы их пасторы проповедовали им только Слово. Они «здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху» (ст. 3). Как заметил один наблюдатель, в периоды неустоявшейся веры, скептицизма и различных диковинных умозаключений о религиозных вопросах учителя всех сортов кишмя кишат, как мухи в Египте. Спрос порождает предложение. Слушатели сами приглашают и сами формируют своих собственных проповедников. Если люди захотят поклониться тельцу, услужливого творца тельцов им долго искать не придется. Некоторые люди, не исключая и некоторых духовно незрелых христиан, ходят от церкви к церкви в поисках «хорошего» проповедника. К несчастью, их представления о том, какой проповедник «правильно» проповедует, основывается не на здравом представлении Библии, а на том, содержат ли проповеди интересные наблюдения и предположения, проистекающие из личной философии самого проповедника. Такие люди ищут не слова от Бога, чтобы поверить ему, но слова от человека, чтобы поразмышлять о нем.
Когда Павел проповедовал коринфянам, так же, как и когда он проповедовал в других местах, он «рассудил быть. незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого». Он не был заинтересован в том, чтобы обсуждать человеческие представления или предположения, свои собственные или чьи бы то ни было. Он не хотел проповедовать ничего другого, кроме Иисуса Христа: распятого, воскресшего и искупающего Иисуса Христа. Он проповедовал Иисуса не просто как совершенного учителя или как совершенный образец совершенного человека, — хотя Он был и тем, и другим. Основанием всей его проповеднической деятельности был Иисус как божественный Спаситель.
Это не значит, что он не проповедует ничего или не учит ничему, кроме Евангельской Благой Вести или что он излагает только те части Писания, которые относятся непосредственно к искупительной работе Христа, — он никогда этого не говорил. Как становится ясным из его посланий, он учил всей полноте Божьего слова, возвещал «всю волю Божию» (Деян 20:27). Он оставался в Коринфе полтора года, «поучая их слову Божию» (Деян 18:11). Но именно крест Иисуса Христа — то, что было для неверующих соблазном или глупостью (1Кор 1:23), и до тех пор, пока человек не примет Божьего откровения о кресте, он не получит никакого духовного откровения. Проповеди о кресте были настолько преобладающими в ранней церкви, что многие иудеи и язычники обвинили христиан в поклонении мертвецу. Павел пошел бы на что угодно, чтобы помочь человеку понять Евангелие, но он не сказал бы ни одного слова, и (меняющего Евангелие или противоречащего ему.
«И был я у вас в немощи и в страхе и великом трепете. И слово мое и проповедь моя не е убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, Чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (2:3−5).
Немощь, страх и трепет, — все эти понятия кажутся несовместимыми с тем, как мы представляем себе Павла; они несовместимы и с ним, если речь идет об обычном смысле этих слов. Немощь, в которой Павел пришел в Коринф, была немощью Евангелия, которая на самом деле есть сила Божия (1Кор 1:25,27). И я не думаю, что, говоря о страхе и трепете, он мог бы иметь в виду душевную робость или физическую дрожь. Он проповедовал смело, жил смело и советовал другим верующим быть бесстрашными в делах Господа (Деян 13:46; 19:8; Еф 3:12; 6:19). Выражение «страх и трепет» он употребил и в некоторых других отрывках, в каждом из которых речь идет о глубокой озабоченности важными, настоятельными вопросами (2Кор 7:15; Еф 6:5; Флп 2:12). Павел пришел в Коринф после того, как он был избит в Филиппах, убежал из Фессалоник и Вереи и был осмеян в (Деян 16:22−24; 17:10,13−14,32). Ему пришлось узнать, что быть «коринфианизированным» — это значит быть морально испорченным до последней степени. В этом городе как в капле воды отражалось язычество и моральная дегенерация. Хотя с человеческой стороны у Павла были все основания упасть духом и, несомненно, сатана искушал его пойти на компромисс, своего благовествования он не изменил. Он боялся и трепетал только в том смысле, что глубоко тревожился и заботился о том, чтобы Евангелие укоренилось в этом самом малообещающем городе. Он боялся не за свою жизнь или безопасность, или за то, что Евангелие могло бы потерять свою силу. Он боялся только за то что Евангелие отвергнут, и ужасных последствий этого. Наверняка он боялся и того, что его собственные неполноценность и греховность могли бы ослабить его служение (ср. Кор. 9:16,27).
Поэтому он со всей решительностью установил, что его «слово. и проповедь не в убедительных словах человеческой мудрости». Слова человеческой мудрости, какими бы впечатляющими и убедительными они ни были, лишили бы Евангелие его силы. В его проповедях не было места расчетливым театральным трюкам и методам манипуляции реакцией слушателей. Многие слушатели отзывались на эмоциональный призыв, не получая при этом верных знаний и убеждений о Боге. Таких проповедей Павел не делал. Если б он пошел на такое, он, конечно, нашел бы более широкий и более восприимчивый круг слушателей, но его слушатели остались бы при своих грехах и без Спасителя. Говорили, что великий проповедник Джонатан Эдварде так читал свои проповеди, что его нельзя было упрекнуть в использовании человеческих приемов убеждения. Он хотел, чтобы его слушатели отозвались на одну только благую весть.
У Павла от природы были большие способности, но он на них не полагался. Человеческие слова и человеческая мудрость, даже если это слова и мудрость апостола, не могут спасти человека. Он хотел, чтобы его слушатели отождествляли себя не с его собственной мудростью, которая могла бы дать им только еще одну философскую систему, а с Божьей мудростью в Иисусе Христе, которая могла дать им вечную жизнь.
Джон Скотт писал: «Кажется очевидным, что Богу оказывает честь только такой способ чтения проповеди, выражающей Его мудрость и могущество, когда проповедник в душе согласен быть и слабым, и глупым».
Неверующим коринфянам, как и всем другим неверующим, нужно было проявление Духа и силы; это и принес им Павел. И это — все, что он проповедовал и делал среди них. Только Божий Дух и Божья сила могли избавить их от греха и привести к Нему. Павел не хотел, чтобы коринфяне имели новую философию: он хотел, чтобы они получили новую жизнь.
Чарльз Сперджен говорил:
«Та сила, которая заложена в Евангелии, не в красноречии проповедников — иначе обращающими души к Богу были бы люди; она — не в образованности проповедников, иначе ее источником была бы человеческая мудрость. Мы можем проповедовать и проповедовать, пока у нас не отвалятся языки, пока мы не умрем от легочной недостаточности, — и все же ни одна душа не обратится к Богу, пока со словом Бога не будет Святого Духа, дающего ему силу обращать души».
Если бы коринфяне пришли к вере благодаря мудрости человеческой — даже благодаря мудрости Павла — это могло бы изменить их умственно, но это не изменило бы их духовно. Они продолжали бы оставаться духовно мертвыми, и Павел не мог бы обращаться к ним как к святым и братьям (1:2,10). Он пришел к ним не со своей собственной вестью, он пришел просто как «канал», передающий им весть от Бога. Только весть от Бога приносит с собой и силу от Бога.
Церковь не должна иметь разделений, основанных на различии философских точек зрения, точно так же, как она не должна иметь разделений, основанных на преданности различным людям. Нам следует объединиться вокруг Божьей мудрости, а не вокруг человеческой. Мы едины в Иисусе Христе и должны быть едиными в Его Слове и силе, как и в общении с теми, кто Его.
Понимание мудрости Бога
«Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, Но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначал Бог прежде веков к славе нашей, Которой никто из властей века сего не познал; ибо, если бы познали, то не распяли бы Господа славы. Но, как написано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, Что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов» (2:6−16).
Этот отрывок продолжает разбирать проблему разъединения, царившего в церкви Коринфа и, в особенности, продолжающуюся приверженность к философским течениям человеческой мудрости и к руководителям, которая углубляла это разъединение. Человеческая мудрость удерживала верующих от божественной мудрости, от духовного роста и единства.
«Мудрость же мы проповедуем между совершенными», — говорил Павел. В то время как ложная, человеческая мудрость — это большое препятствие на пути к Евангелию. Истинная, божественная мудрость сама проистекает из Евангелия. Для верующих, для «призванных», Христос — это «Божия сила и Божия премудрость» (1:24). Слово «совершенные» (телеиос) может означать «совершенные» (Версия короля Джеймса) или «завершенные», но это слово может относиться также и к людям, являющимся полноценными членами какой-либо группы, или к вполне посвященным. Здесь Павел употребляет этот термин таким же образом, каким он использован (в других формах) в послании к евреям (6:1; 10:14) по отношению к спасению. «Совершенные» — это те, кто спасены и полностью полагаются на Иисуса Христа. Тут апостол имеет в виду не то, что он проповедует Божью мудрость только верующим, продвинутым в вере, но то, что он проповедует ее верующим, верящим воистину — спасенным. Истинно верующие — единственные люди, среди которых Евангелие может быть мудростью. Для всех остальных оно — соблазн или глупость (1:23). Очевидно, что некоторые христиане лучше разбираются в вопросах, связанных с Божьей мудростью, чем другие, и более послушны ей. Но для любого христианина «Он в преизбытке даровал (благодать). во всякой премудрости и разумении, Открыв. тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем» (Еф 1:8−9). В то время как отвергающие Христа воспринимают Его весть как безумие, для верующих это — мудрость, мудрость от Бога. В 2:6−16 этого послания Павел подчеркивает два пункта: (1) истинную мудрость человеческими силами не раскроешь, и (2) истинная мудрость раскрывается свыше.
УСИЛИЯМИ ЧЕЛОВЕКА ИСТИННАЯ МУДРОСТЬ НЕ ПОЗНАЁТСЯ
Низко развитому созданию невозможно понять создание, более высоко развитое. Как мог бы кто-нибудь понять что-либо более сложное и развитое, чем он сам? Чтобы блоха поняла собаку, ей необходимо быть по меньшей мере столь же развитой, как и собака. Насколько же больше расстояние между Богом и Его творением! Люди могут вообразить, на что мог бы быть похож Бог, — и у них есть масса представлений на этот счет. Почти у каждого есть свое мнение о том, чему Он подобен — и даже о том, существует ли Он вообще. Но представления человека недостоверны, потому что они никогда не смогут выйти за рамки просто размышлений. Своими собственными силами создание не может вместить Создателя.
Божья мудрость, истина о Нем и о том, что Он сообщает человеку — это «мудрость не века сего и не властей века сего». Слово «век» (аионос) относится к периоду времени, к историческому возрасту. Павел говорил не только о конкретном историческом периоде, в котором он жил, но обо всех исторических периодах. Вся человеческая мудрость преходяща. Она пуста, тщетна и сводится к нулю. Даже власти (архонтон), то есть руководители или люди, обладающие авторитетом, не могут претендовать на нее или даже на то, что они имеют к ней какое-либо отношение.
Павел повторяет свое утверждение, что на самом деле то, что он проповедует, является мудростью: «но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную». Природный человек ее не знает, не понимает и считает ее глупостью, потому что это — «премудрость. тайная, сокровенная». Слово «тайная» (мустерион) подразумевает не что-то загадочное и странное, но то, что скрывает в себе тайну. Бог намеренно держит Свою мудрость в тайне от природного человека и его земной мудрости (ср. Мф 11:25; 13:10−13).
Но Своему народу, Своим призванным и совершенным, «Бог. предназначил прежде веков» дать Свою мудрость, через Своего Сына, «к славе нашей». До начала времен определил наш Небесный Отец дать нам Свою спасающую мудрость, которая приведет в конечном счете к нашему вечному прославлению (Рим 8:18). «Которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы» (2:8).
Распятие свидетельствует о том, что «власти века сего» не имели Божьей мудрости. Если бы они «познали» ее, то «не распяли бы Господа славы». Ни руководители иудеев, для которых Евангелие было соблазном, ни руководители язычников, для которых оно было безумием, не понимали Божьей мудрости — мудрости свыше. В своем невежестве о Боге — в своем преднамеренном невежестве — они казнили Его Сына. Личное свидетельство Павлово демонстрирует это невежество (1Тим 1:12−13). Вот к чему приводит человеческая мудрость. В глазах мира Иисус был каким угодно, но только не прославленным; а в глазах Бога Он был Самим Господом славы. И все же «не видел того глаз, не слышало того ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (2:9).
Здесь Павел свободно цитирует Исайю 64:4 и 65:17; этот отрывок часто запоминают наизусть, но его же часто неправильно применяют. Павел относит эти слова не к небесным чудесам, а к мудрости, которую Бог приготовил для верующих. Для Павла суть в том, что природные глаза, уши и сердца людей не могут узнать или вместить Его мудрость. Эта мудрость приготовлена только «для любящих Его».
Но точно так же беспомощны мы и тогда, когда стремимся раскрыть Его истину субъективно, при помощи своего разума («сердца»). Рационализм не может познать до конца Божью истину. Оба главные источники человеческой мудрости, эмпиризм и рационализм, равно бессильны раскрыть божественную истину. Фактически они всегда поворачивают человека против божественной истины. В конечном счете они привели людей к тому, чтобы распять Христа.
Но Божия истина, Божий план, Божья мудрость не спрятаны от Его детей. Все это «приготовил Бог любящим Его».
ИСТИННАЯ МУДРОСТЬ ОТКРЫВАЕТСЯ СВЫШЕ
Раскрывать Божью истину своими силами — это для человека не только невозможно, но и не нужно. Чего человек не может обнаружить, то Бог уже дал ему. Святой Дух вторгся в запертую камеру человека и показал ему Бога — при помощи откровения, вдохновения и просвещения.
При помощи откровения
«А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (2:10−11).
Святой Дух — это деятельное лицо Троицы, ответственное за передачу Божьей истины и за общение с людьми. Первый шаг на пути передачи Божьей истины — это откровение. Являясь одним из лиц Верховной Троицы, Дух знает в совершенстве мысли Бога. Бог дал ангелам много изумительных и чудесных поручений, сослуживших добрую службу человеку. Но Он не доверил ангелу откровение Нового Завета. Истины Своего Слова Бог открыл Духом Своим. Дух Святой — это божественный автор Писания. Для записи Он использовал многих людей, но записанная им весть — целиком и полностью Его. Откровение — это Божье Слово в чистом виде.
Чтобы проиллюстрировать, каким несравненным образом Святой Дух способен открывать Слово, Павел сравнивает то, как Дух знает Божий ум, с человеческим знанием о его собственных мыслях. Никакой другой человек не может знать вас лучше, чем вы сами себя знаете. Даже муж и жена, которые прожили вместе десятки лет и щедро делились друг с другом своими мыслями и мечтами, трудностями и радостями, никогда не сумеют узнать один другого так близко, как каждый из них знает самого себя. Наши самые заветные мысли, сокровенные тайники души, известны только нам самим.
Сходным образом, только Дух Божий, Его собственный Дух может знать Его сокровенным образом. И — чудо из чудес — именно Своего Духа, Того, Кто интимно знает глубины Божии и мысли Божии, Бог послал открыть Его собственную мудрость тем, кто верит, — нам.
При помощи вдохновения
«Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, Что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным» (2−12−13).
И это не просто «Слово, скрывающееся за словами», как полагают многие либеральные и новоправославные толкователи. «Все Писание богодухновенно» (то есть вдохновлено Богом) (2Тим 3:16). Писание означает «записанное» и относится конкретно к тому, что избранные Богом люди записывали с помощью Его откровения и вдохновения. Это слово относится, как объясняет нам Павел, к тому, что даровано нам от Бога, к Богодухновенным словам, которые пни записывали.
Будучи в пустыне и отвечая на первое искушение сатаны, Иисус сказал, цитируя из Второзакония (8:3) «не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Бог дал Свое собственное Слово Своими собственными устами. «Всякое слово, исходящее из уст Божиих» — это откровенное, вдохновенное и авторитетное слово. Что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным.
При помощи просвещения
«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно духовный судит о всем, а о нем судить никто не может Ибо кто познал ум Господень, чтобы судить его? А мы имеем ум Христов» (2:14−16).
Третий шаг в процессе передачи Духом Божией истины — это просвещение.
Можно читать Библию — даже различные переводы и ни Библии — и все же не понять ее. Можно изучать Библию то много лет, запомнить наизусть многие отрывки из нее — и все же не понять ее. Книжники и фарисеи во дни Иисуса были высокообразованными в том, что касалось Ветхого Завета, и все же самое главное, что сообщал Ветхий Завет, они упустили. Они не сумели узнать обещанного Мессию, когда Он жил среди них (Ин 5.37−39). Они не поверили Иисусу, потому что они не по настоящему верили Моисею, великому законодателю, на которого они возлагали свои надежды (ст. 45−47), Они не приняли того, что от Духа Божия, потому что это показалось им безумием. Поскольку эти люди не принадлежали Богу, они не могли разуметь того, что от Духа, потому что о сем надобно судить духовно. Эти книжники и фарисеи, подобно всем, кто отвергает Бога, жили только в сфере душевного человека. У них не было возможностей и не было желания понять духовную природу Божьего Слова.
Душевный человек не может знать или понимать того, что от Духа Божия, потому что об этом можно судить только духовно. Духовный противопоставляется душевному, и это противопоставление относится к внутренней способности искупленных улавливать Божью истину. Божье Слово оценивается и понимается духовно, — а душевный человек духовно мертв.
Псалмопевец понимал необходимость получить просвещение от Бога. Он молился: «Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего» (119:18). Ему не нужно было Божьей помощи, чтобы читать Его Слово, но он знал, что ему нужна Божья помощь, чтобы понять прочитанное.
Мартин Лютер сказал: «Одно только изучение Библии или один только талант не помогут нам понять ее, если вы хотите ее понять, вам следует рассчитывать только на влияние Святого Духа».
Джон Кальвин писал: «Свидетельство Духа превышает разум. Ведь. эти слова не вызовут полного доверия в сердцах людей, пока они не будут скреплены печатью Духа».
Еще кто-то однажды сказал, что самое лучшее, что может сделать человек своими силами, это — «глодать лодку Писания, не доходя до дерева».
Бог должен открыть глаза нашего понимания до того, как мы сможем воистину узнать и правильно истолковать Его истину. Его истина доступна только для тех, чей дух обновлен, в ком пребывает Его Дух, — ведь только Дух может осветить Писание. В точности, как физически слепой не может увидеть солнца, так и духовно слепой не может увидеть Сына. Обоим не хватает необходимого освещения. Мартин Лютер сказал: «Человек подобен соляному столбу, как жена Лота, — он подобен бревну или камню, он подобен безжизненной статуе, которая не может раскрыть ни глаза, ни рот, у которой нет ни органов чувств, ни сердца, — до тех пор, пока Святой Дух не просветит, не обновит и не обратит его к Богу».
Но духовный человек «судит обо всем», разумеет все. У верующего есть постоянный Учитель истины, пребывающий в нем, чтобы просвещать его обо всем Божьем, о чем ему нужно знать. «Впрочем, помазание, — писал Иоанн, — которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и не ложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» (1 Ин 2:27). Святой Дух берет Божье Слово — слово, которое Он дал по откровению и вдохновению, — и освещает его для тех, в ком Он пребывает.
В отличие от Божьего откровения и вдохновения, доступных только библейским писателям, Его просвещение открыто для всех христиан. Мы все можем правильно разуметь Слово, когда полагаемся на Дающего Слово.
Поскольку душевный человек не может правильно уразуметь Божье Слово, он не может правильно понять и Божьих людей. Но духовный судит обо всем, а о нем судить никто не может. Миру невозможно понять верных христиан точно так же, как ему невозможно понять Самого Бога и Его Слово. Люди мирские, конечно, пытаются понять верующих, но они всегда заблуждаются на их счет. Они могут правильно оценивать, в чем мы виноваты, в чем наши недостатки и в чем наша жизнь не соответствует нашей вере. Но они не могут правильно оценить нашу веру. Если само Евангелие для них — соблазн и безумие, то и вера, основанная на Евангелии, не может быть для них ничем иным, кроме соблазна и безумия.
Тот, кто во Христе, будет неправильно понят, и с ним будут неправильно обращаться, в точности так же, как Христос был неправильно понят и с Ним обращались неправильно (Ин 15:20). Мир будет смеяться над нами, издеваться над нами, и, во многих местах нашей планеты, даже убивать нас до сих пор. Мир распял Христа, и он будет распинать Его последователей.
Павел спрашивает : «кто познал ум Господень?» Кто из природных («душевных») людей способен проникнуть в мысли Бога? Никто. Неверующие часто хотят исправлять верующих, спорить о тех истинах, которым мы верим и следуем. Но, когда они противоречат учению Писания, они спорят не с нами, но с Господом, чьи мысли они не понимают Они пытаются судить Его! Что за безумие!
Однако, нас, христиан, наставляет Бог. Мы способны понять все (судить о всем) о Его Слове, потому что мы имеем ум Христов. Христос думает мыслями Бога, понимает Божью мудрость. Мы имеем Его ум («ноус»). (Это же слово, которое можно перевести и как «понимание», употребляется и в 14:14,15,19), То, как оно используется здесь, можно лучше понять, сравнив это использование с тем, как его употребляет Лука в рассказе о явлении Иисуса ученикам на дороге в Эммаус (24:45): «Тогда отверз им ум к уразумению Писаний».
Учение о просвещении не означает, что мы можем знать и понимать все (Втор 29:29), что нам не нужны люди-учителя (Еф 4:11−12) или что изучение Евангелия — это не тяжелый труд (2Тим 2:15). Это учение означает, что Писание может понять любой христианин, который прилежен и послушен.
комментарии Джона МакАртура на 1 послание Коринфянам, 2 глава