Что было 16 января 1547

Русский календарь: 16 января 1547 года. Венчание Ивана IV на царство

16 января 1547 года в России появился царский титул. В этот день Иван IV Грозный был венчан на царство митрополитом Макарием.

Прежде в России не существовало царского титула, глава государства именовался великим князем, чтобы подчеркнуть его первенство среди других князей. Однако с распадом Византийской империи московские князья потихоньку стали претендовать на преемственность с ней.
Одно дело быть князем где-то на окраине мира, и совсем другое — преемником великой империи. Поэтому начиная с Ивана III московские великие князья понемногу стали называть себя царями
Поначалу неофициально. Так, Иван III иногда именовал себя царем, но только в переписке. Формально на царство он не венчался, так же как и его сын Василий.
Первым это сделал молодой Иван IV. До сих пор точно неизвестно, сам ли он додумался до такого шага. Среди историков нет единого мнения: некоторые считают, что идею ему нашептал митрополит Макарий.

16 января 1547 году Макарий впервые провел церемонию венчания на царство.

На Ивана возложили знаки царской власти, в частности, шапку Мономаха (происхождение этого артефакта пор не выяснено достоверно).

Что было 16 января 1547. Смотреть фото Что было 16 января 1547. Смотреть картинку Что было 16 января 1547. Картинка про Что было 16 января 1547. Фото Что было 16 января 1547

Молодой великий князь стал царем всея Руси Иваном I Васильевичем. Это не ошибка, хотя теперь мы знаем его как Ивана IV — он был первым царем в истории страны.
В позднейшей историографии закрепилась несколько другая система очередности. Карамзин, желая удлинить историю государства, начал отсчет с Ивана Калиты, который считался только князем Московским, Новгородским и Владимирским. Карамзин сделал из Калиты фактического зачинателя русской монархии, ведь при нем началось возвышение Московского княжества и централизация земель вокруг Москвы.
Все последовавшие за ним князья также считались неформальными царями, поэтому Иван оказался четвертым, хотя современниками рассматривался как создатель нового государства и безоговорочно первый.

Однако мало было венчаться на царство и объявить себя царем: требовалось еще чтобы этот титул признали и европейские соседи. Ведь великий князь в иерархии стоял значительно ниже императоров и королей, которые правили на тот момент европейскими странами, тогда как царский титул ставил Ивана на одну ступень с ними.

С некоторыми соседями, особенно весьма отдаленными, проблем не возникло. Больше всех упорствовал папский престол, который считал только себя вправе предоставлять королевский или императорский титул, и поляки, которые видели в новом государстве угрозу, особенно после принятия Иваном царского титула.

Речь Посполитая чуть ли не до середины XVII века отказывалась признавать царский титул русских монархов (даже своего ставленника Лжедмитрия I поляки демонстративно звали Magnus Dux — то есть великий князь).

Именно при Грозном были заложены традиции венчания на царство в Успенском соборе. В общих чертах этот ритуал (с некоторыми позднейшими изменениями) сохранился до самой революции.
За всю последующую историю государства лишь трое из формально царствовавших хотя бы какое-то время правителей не были венчаны на царство, потому что лишились трона слишком быстро: Федор Годунов, Иван VI и Петр III.

Источник

16 января 1547 года – на Руси состоялось первое венчание на царство

Что было 16 января 1547. Смотреть фото Что было 16 января 1547. Смотреть картинку Что было 16 января 1547. Картинка про Что было 16 января 1547. Фото Что было 16 января 1547

Во время татаро-монгольского ига московские князья, являясь наместниками Золотой Орды, привыкли считать себя царями. Кроме того, императора Византии величали «цезарем», что на русский язык переводится как «царь», а великие князья желали быть преемниками Византии.

Официальный титул царя на Руси появился 16 января 1547 года, после венчания на царство Ивана IV Грозного. Торжество прошло в Успенском соборе Московского Кремля. А в 1561 году константинопольский патриарх утвердил царский титул грамотой.

В историю первый русский царь вошел как крайне противоречивая личность. Он провёл земскую, церковную и ряд других реформ, создал приказы – единые органы управления, при нём был составлен Судебник – свод русских законов. Иван IV значительно расширил границы Руси – покорил Казанское и Астраханское ханства, присоединил земли чувашей и черемисов. В его правление началась торговля с Англией. Он был талантливым человеком, сочинял церковные песнопения – стихиры – и музыку, хорошо играл в шахматы.

Однако после введения опричнины Ивана IV стали называть Грозным – он утверждал свою абсолютную власть с помощью террора. Спор о результатах правления первого русского царя Ивана Васильевича идёт уже не одно столетие…

Подготовлено по материалам сайта www.calend.ru


Подробнее

Евангельские чтения:
Лк. 5:1-11
Лк. 6:17-23

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Каждый из стоящих здесь сегодня, и взрослых, и юных, слышал, знает и воспринимает для себя в той степени, в которой может вместить, что Бог Всемогущ. То есть Он может всё, абсолютно всё. Вместе с тем, есть та степень восприятия человеком Божественного всемогущества, которая отличает каждого из нас по тому, насколько человек имеет живую связь с Богом, глубина которой определяется понятием веры. Веры, о которой апостол Иаков написал, что она мертва без дел, а дела веры – это жизнь по Божиему Закону.

Высоту Божиего Закона определяет Сам Бог, а мы, ощущая собственное несовершенство, всякий раз нарушая этот Закон, тем не менее, вступаем на путь постепенного самосовершенствования. И момент нашей готовности идти в эту сторону очень важен, потому что без принятия этого решения человеку трудно начать основательно и серьезно пытаться исполнить Божии заповеди. Это условие постижения Бога, иначе представление о Нём будет искажённым. И хотя Он всегда будет нас любить, но мы не сможем в полноте ощутить всю степень Его любви, дарующей нам то, что всегда содействует ко благу.

Поэтому рассказ о чуде, произошедшем когда-то в Галилейском море с апостолами, уставшими после бесплодных трудов в их профессиональном деле – а они были рыбаками, и, по слову Христа забросив сети в том месте, где не ловится, вытащили много рыбы, – этот пример потому нагляден, что в любой ситуации маленького или большого испытания мы должны понимать, что Бог может всё. Но это всё, вместе с тем, имеет зависимость от того, насколько сильна наша вера. В зависимости от того, как каждый из нас учится этому искусству, мы можем воспринимать происходящее с нами совершенно полярно: одно и то же событие один воспринимает как радость и милость Божию, а другой считает Божиим наказанием.

Как-то у преподобного Варсонофия Оптинского я прочитал рассказ об одном человеке, о котором много слышал и раньше, но финала его жизни не знал. Речь о светлейшем князе Александре Даниловиче Меньшикове, вышедшем из простых людей и ставшем, по меткому замечанию Александра Сергеевича Пушкина, «полудержавным властелином». А потом отбывшем в ссылку в далёкую глухую деревню. И вы знаете, преподобный Варсонофий приводит интересный факт: оказывается, Александр Данилович достиг высокой духовной жизни и был почитаем как святой в той местности, в которой подвизался, не будучи монахом, – просто он жил благочестиво. И когда его спрашивали: «А как Вам здесь – после Петербурга, посла славы, после власти?», то, крестясь, этот бывший вор, обласканный великим Императором, достигший в своей жизни высоты едва-едва отдалённой от царского престола, с радостью говорил: «Благо ми есть, яко смирил мя еси, Господи!».

Так что же это был за человек? Это большой вопрос. Если мы подключим наше земное разумение, то выставим перед ним многочисленные требования, которым следовало бы отвечать. Но если включим духовное рассуждение, то все требования уложатся в единственное пожелание, до которого надо только дорасти. Оно дано нам как ориентир в жизни, и мы находимся на пути к нему – если, конечно, вообще начали это движение.

И вот рассказ о том, что у Бога есть возможность дать каждому из нас в том месте, где ничего нет, множество улова и плодов, он очень утешителен. Ведь Господу ведомо то, что ждёт каждого из нас, ибо главная цель – искать прежде Царствия Божиего и правды Его, а остальное – всё то, что будет нужно – Господь приложит к этому как естественный довесок. Но вот дойти до этого состояния, чтобы сознательно учиться искусству искать Божиего Царства и Его правды, невозможно без добровольного и свободного стремления в ту сторону, где нередко мы с вами оказываемся перед примерами сугубого благочестия, которое в Священном Писании обильно представлено в жизни людей, стремившихся к праведности.

И вот сегодня мы тоже слышали рассказ о ненормальности. В этом месте не ловится! Более того – в этот день не ловилось даже там, где ловится всегда. Всю ночь не ловилось. Представьте: уставшие апостолы, конечно, раздражённые, как и всякий человек, не получивший того, чего искал. А они ведь не просто вышли половить ради себя, ради удовольствия – улов нужно было продать, семьи накормить. И вот такие удручённые мужчины возвращались домой после напрасно проведённой ночи, ничего не поймав. И Бог обращается к ним с тем, чтобы они забросили.

– Это невозможно, здесь не ловится…

Но они забрасывают – и оказываются не в состоянии поднять сеть от количества пойманной рыбы. И тогда Пётр, обращаясь к Богу, говорит о своём недостоинстве. И вот этот очень важный момент сегодняшнего чтения нужно для себя в сердце положить. Ведь никто из нас не достоин Его милости, но, независимо от этого, Он безмерно, абсолютно одинаково – о, чудо! – каждого из нас любит. Но степень Его любви испытать может только тот, кто пытается быть к Нему ближе. Тогда он и сам входит в это состояние, и с другими может им поделиться, отражая Божественную любовь. Преподобный Паисий Святогорец пишет: «Я только старая ржавая консервная банка, на которую падает свет, и я отражаю это солнце даже в своей худости. И в этой малости отражая его, оказывается, кого-то могу согреть – не своим светом, а Божиим». Накормить не своей рыбой, а Божией. Отдать не своё, а Божие, осознавая, что не ты даёшь, а Бог, но через тебя. Накормить, утешить, посетить, поделиться…

К этому искусству призван каждый человек. И чем серьёзнее испытание, посылаемое нам в жизни, тем ближе Бог. Чем страшнее последствия от него, тем острее чувствуется присутствие Христа. Чем опаснее и тревожнее звучат призывы, тем Бог всё больше и больше приближается к человеку, по степени обращения к Нему с нашей стороны, которого Он ожидает, потому что Им победа уже одержана, и каждому из нас уже уготовано место в Небесном Царстве. Но занять его сможет только сумасшедший, готовый идти дальше к безумию. И вот этот посыл, который прозвучал совсем недавно здесь же, в храме, когда мы читали слова из Евангелия: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24), он и сегодня из этой лодки звучит в наше настоящее. Так интересно, потому что всякий день приближает нас к вечности и даёт ощущение, что Бог близко и что домой скоро.

Мы здесь с вами привязываемся к тому, что есть, а Он нас тревожит:

– Не привязывайся! Ну, поживи немного, попользуйся всем этим, посмотри: Я же о тебе позаботился. Но ты про главную свою квартиру-то не забыл? Про свой небесный дом ты помнишь? Ты к нему идёшь, стремишься? Чтобы ты не привязался к этому, временному, дай-ка Я ещё немного потревожу тебя. Смотри, как всё зыбко, как ненадёжно, как всё тревожно вокруг в этом мире, где про Меня забывают. Но вот со Мною даже в любой буре, даже при плохом улове, при дурной погоде, при больных руководителях, при тебе нездоровом всё равно всё будет хорошо, если ты позовёшь Меня и будешь управлять свою жизнь со Мною вместе. Тогда ни дня, ни ночи, ни утра, ни вечера не будет – будет то самое состояние вечности, которое начнётся уже здесь, сейчас. И ты со Мной встретишься и будешь радоваться этому. Я накормлю тебя, Я дам тебе ощутить, насколько на самом деле безумен этот мир, но Я – Свят и Всемогущ.

Хорошее, удивительное евангельское слово только что мы с вами слышали. Мы живём в потрясающе благодатное время. Какое счастье! Это время невероятных возможностей и глубокой радости от того, что мы можем ощутить себя в значительной степени зависимыми от Того Небесного Отца, про Которого часто забываем, не осознавая своего недостоинства даже в Его присутствии. Помните, как у классика: «Перед кем стоишь?!». Но Бог-то не этого желает, а того, чтобы ты осознал, кто ты при Его величии. Он-то спустился с Неба, чтобы, опустившись перед тобою на колени, умыть тебе ног, но ты-то сам где? Ты Ему чем-то подобным отвечаешь? Ты Ему доверяешь? Или только тогда, когда чувствуешь, что тебе очень хорошо в своей скорлупе? Так всё хорошо стало – есть, что терять. Так удобно, так комфортно, что всё другое кажется странным, страшным… Но Он же манной небесной питал в пустыне Свой народ – это же было. Или это закончилось? Нет. Оно всегда есть, просто ты слишком далеко отошёл от этой манны, сам себя пытаешься кормить, но на Его харчи всё равно взираешь.

Какое замечательное евангельское чтение в удивительно благодатное время нашей жизни. Оно такое интересное, оно такое назидательное, перспективное – и, вместе с тем, солнечное. Давайте это заметим, давайте внимание на это обратим и порадуемся тому, что мы Богом любимы, что Он уже забросил сети в сердце каждого из нас. И там такой улов! Там такая рыба! И даже можно поднять её, но сил вытащить её не хватит – придётся делиться с окружающими. Хотя это непросто, но пытаться надо. Аминь.

Источник

Возрождение власти православных кесарей: «Венчан бысть на Царство Русское»

16 января 1547 года 16-летний первый русский царь Иоанн IV Васильевич (1530-1584) был венчан на Царство. Событие мирового масштаба для Православной цивилизации.

Для всего тогдашнего Православного мира венчание на Царство царя Иоанна Васильевича было возрождением власти православных кесарей. Восточные патриархи, оставшиеся сиротами под властью исламских османов, именно под таким углом зрения и восприняли этот священный акт.

Несмотря на то что над Иоанном Грозным не совершался чин миропомазания (традиционная часть священного коронования), на Руси царь стал уподобляться даже не ветхозаветным израильским царям, а самому Спасителю.

В священном обряде на царя возлагались царские регалии: бармы (широкое оплечье, расшитое драгоценными камнями и имеющее церковные изображения), шапка Мономаха и «крест честной животворящий» с частичкой Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос.

В конце чина уже венчанный царь причащался Святых Христовых Тайн у Царских врат, сразу после ведшего службу митрополита Макария, что символически сближало его служение с архиерейским.

В каноническом византийском праве царь даже именовался «внешним епископом Церкви», её ктитором, защитником Православной веры.

Внешнеполитический рост самосознания русского царя

Новый титул позволял Иоанну IV возродить в Московском государстве и шире на Православном Востоке власть, равную Императорской, и требовать себе братских отношений с западноевропейской Священной Римской Империей германской нации, претендовавшей на наследование Ромеев.

Характерен, для понимания самоощущения русского царя, гордый ответ царя Иоанна Грозного польскому королю Стефану Баторию, в сложной обстановке осады Пскова:

Мы, смиренный Иоанн, царь и великий князь всея Руси, по Божиему изволению, а не по многомятежному человеческому хотению.

Ответ намекал на избрание Стефана польскими вельможами, на ненаследственность его власти, небожественную природу власти этого государя.

После того как бежал Генрих Валуа, Иоанн Грозный в 1574 году выдвигался православными подданными в Речи Посполитой на польский престол, но католическая шляхта выбрала трансильванского князя Стефана Батория, вассала турецкого султана Селима II. И тот, казнив молдавского православного господаря, начал воевать с Московским государством.

Иоанн Грозный вообще считал большинство европейских монархов сродни старостам в своих волостях, избираемым крестьянами, власть которых руководится не божественными повелениями, а чисто человеческими прагматическими соображениями. И отказывался их считать себе ровней. Так послов шведского короля он отправлял общаться со своим наместником в Новгороде.

Идеология Царской власти по Иоанну Грозному

Чтобы понять суть изменений, которые произошли для русской власти после этого венчания на Царство, послушаем знаменитого русского историка С.М. Соловьёва:

Иоанн IV был первым царём не потому только, что первый принял царский титул, но потому, что первый сознал вполне всё значение Царской власти, первый составил сам… её теорию, тогда как отец и дед его усиливали свою власть только практически.

Действительно, первый русский царь одновременно явился и глубоким идеологом своей Царской власти. Его переписка с идеологом аристократического начала князем Андреем Курбским – яркий документ, раскрывающий философию власти Грозного царя.

Личные доблести боярства, на которые напирает князь Курбский, для Иоанна не главное, о чём должна заботиться и что должна поощрять его власть. Он прямо обвиняет князя в политической незрелости, в непонимании сути служения Царской власти.

В ответных письмах царь Иоанн указывает Курбскому, что именно Верховная власть и государственные учреждения должны находиться в правильном порядке, тогда и доблести военные во время войн будут проявляться как следует.

Обвинения в жестокости или несправедливости царя Иван Грозный относит к его личным грехам. Грехам царя, которые не дают права или оправдания в неповиновении ему. В глазах Иоанна Грозного неповиновение царю – это бунт и неповиновение самому Божественному закону. Преступление не только против Царя земного, но и против Царя Небесного.

Если бы в русском обществе не выработался и со временем не окреп третейский, примеряющий институт Царской власти, то противоположные интересы разных групп русского общества и разных национальностей разорвали бы единство России. Погубили бы русскую государственность, в море многомятежных, многонациональных страстей.

Именно власть Царская, как особое властное выражение единства русского народа, сохранила страну, «душу нации» и стала его объединяющим знаменем.

Главная мысль Иоанна Грозного и состоит в том, что, не будучи избранной народом, Царская власть по отношению к самому народу является институтом волевым, объединяющим и организующим на дела государственные. Не человеческим хотением, а Божьим управлением цари царствуют и не должны угождать народным слабостям…

Венчание на Царство первого царя – акт величайший в русской истории. А потому, зная дальнейшие прегрешения Иоанновы, будем всё же молиться за душу грешного и каявшегося Государя, много сделавшего для будущего нашей страны.

Источник

470 лет со дня венчания на царство Ивана Грозного

Что было 16 января 1547. Смотреть фото Что было 16 января 1547. Смотреть картинку Что было 16 января 1547. Картинка про Что было 16 января 1547. Фото Что было 16 января 1547

Формально Иван Грозный стал правителем в возрасте трех лет. Это произошло после смерти его отца, великого князя Владимирского и Московского, государя всея Руси Василия III 3 декабря 1533 года. Перед смертью Василий написал завещание и, позвав нескольких бояр и митрополита Даниила, попросил их признать наследником престола своего старшего сына Ивана. Также по его указу была сформирована боярская комиссия, задачей которой было опекать Ивана до достижения 15 лет и управлять государством.

«Остались мы сиротами, — вспоминал царь, — а мать наша, благочестивая царица Елена, — столь же несчастной вдовой, и оказались словно среди пламени: со всех сторон на нас двинулись войной иноплеменные народы — литовцы, поляки, крымские татары. Нагаи, казанцы…»

Вокруг трона развернулась борьба боярских группировок за власть. Уже в декабре жена Василия III и мать Ивана Елена Глинская отстранила опекунов от власти и стала правительницей Московского государства. За время правления она успела завершить русско-литовскую войну и провести денежную реформу, введя единую валюту и тем самым поспособствовав активизации русской внешней торговли и экономическому и политическому развитию государства в целом.

Однако уже в апреле 1538 года в возрасте 30 лет она умерла.

Что было 16 января 1547. Смотреть фото Что было 16 января 1547. Смотреть картинку Что было 16 января 1547. Картинка про Что было 16 января 1547. Фото Что было 16 января 1547

Эта борьба протекала на глазах будущего великого князя.

«Никто нам не помогал; осталась нам надежда только на Бога, Пречистую Богородицу, на всех святых и родительское благословение,

— писал потом о событиях тех лет Иван Грозный князю Андрею Курбскому, своему приближенному. — Было мне в то время восемь лет; подданные наши достигли осуществления своих желаний — получили царство без правителя, об нас, государях своих, заботиться не стали, бросились добывать богатство и славу и напали при этом друг на друга. И чего только они не наделали! Сколько бояр и воевод, доброжелателей нашего отца перебили! Дворы, села и имения наших дядей взяли себе и водворились в них. »

Будущий правитель быстро перенял повадки других правителей —

первый приказ о казни он отдал уже в 12 лет.

Он велел затравить псами боярина Андрея Шуйского. Как гласит летопись «Пискаревский летописец», Иван не мог больше терпеть бесчинства и самоволие бояр, поэтому «велел поимати первово советника их князя Андрея Шуйского и велел его предати псарем. И псари взяша и убиша его».

Что было 16 января 1547. Смотреть фото Что было 16 января 1547. Смотреть картинку Что было 16 января 1547. Картинка про Что было 16 января 1547. Фото Что было 16 января 1547

Но, как бы ни разгорались страсти у трона, дальнейшему укреплению Русского государства они не мешали. Отчасти этому способствовала денежная реформа Глинской, успешно велась борьба против крымских и казанских татар, устраивавших регулярные набеги, а в правящих кругах вызревали проекты проведения первых в истории России крупных общегосударственных реформ.

Иван Грозный стал полноправным правителем в 1545 году, когда достиг 15 лет.

А в 1546-м он решил жениться, но прежде изъявил желание венчаться на царство. По мнению некоторых историков, инициатива принятия царского титула исходила не от самого Ивана, а от митрополита Макария, который в 1542 году был возведен на митрополичий престол группировкой князей Шуйских, но вскоре после этого начал выступать против них.

До Ивана Грозного титул царя официально не признавался. Впервые венчание на царство на Руси состоялось 1498 году, когда великий князь Московский Иван III венчал своего внука Дмитрия как наследника. Тот, впрочем, пользовался титулом «великий князь», а не «царь». Ни Дмитрий, ни его преемник Василий III коронованы не были.

Польский историк Казимир Валишевский в работе «Происхождение современной России; Иван Грозный» пишет: «Царь и Император у русских того времени были синонимами. Правда, титул царя в то время немного уже утратил свое величие благодаря тому, что многие татарские князья, бывшие уже большой частью данниками московского князя или простыми правителями его областей, также именовали себя царями. Но этот титул носили и византийские императоры, а они ведь были государями той великой Восточной империи, которую думали снова восстановить в новой столице православного мира».

Для Макария же торжество самодержавия означало и торжество православия. В глазах православных людей Москва должна была стать наследницей Константинополя, столицы Византии — «греческого царства», бывшего образцом для подражания для православных стран.

Церемония венчания Ивана Грозного на царство состоялась 16 января 1547 года. Она прошла в Успенском соборе Московского Кремля. Митрополит возложил на Ивана знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы (воротник с нашивками религиозного характера, украшенный драгоценными камнями) и шапку Мономаха — и благословил его после миропомазания. Как писал Валишевский, «было сделано все, чтобы придать ему [венчанию] как можно больше блеска и торжественности.

При огромном стечении народа, при торжественном звоне колоколов церковь и трон как бы сочетались во едином этом торжестве: епископы, священники, монахи возносили к Богу молитвы и просили его, чтобы он укрепил нового царя духом справедливости и истины,

а бояре в это время осыпали трон дождем золотых монет, что являлось эмблемой изобилия тех благ, которых ему желали».

После венчания Иван устроил смотр невест. Как пишет в книге «Иван Грозный. Жены и наложницы «Синей Бороды» Сергей Нечаев, «относительно выбора невесты Иоанн повторил тот же способ, который был употреблен при первой женитьбе его отца Василия III и который существовал еще у византийских императоров. По городам разосланы грамоты к боярам и детям боярским с приказом представить своих детей или родственниц-девиц на смотр наместникам; последние из них выбирали лучших и отсылали в Москву, а здесь между ними уже сам царь выбирал себе невесту. Из толпы собранных красавиц Иван Васильевич выбрал Анастасию Романовну Захарьину-Юрьеву».

Этот брак позволил возвыситься роду Романовых и в будущем претендовать на престол. Первый царь из дома Романовых, Михаил, был внучатым племянником Анастасии.

Что было 16 января 1547. Смотреть фото Что было 16 января 1547. Смотреть картинку Что было 16 января 1547. Картинка про Что было 16 января 1547. Фото Что было 16 января 1547

Летом того же года в Москве, в церкви Воздвижения на Арбате вспыхнул пожар. Из-за сухой и ветреной погоды огонь быстро перебрасывался с одного деревянного здания на другое, выжигая целые кварталы. Огонь дошел до Кремля, в церкви Благовещения сгорел иконостас работы Андрея Рублева.

В пожаре погибли тысячи людей, в основном дети.

Погорельцы быстро нашли виноватых — «колдунов Глинских», которые «вынимали сердца человеческие, держали в воде, а той водой кропили московские улицы, — вот и выгорел город дотла»,

как пишет в книге «Тайны смутных эпох» Рудольф Баландин.

«Московские события показали царю Ивану поразительное несоответствие между его представлениями о своих возможностях и подлинным положением дел, писал советский и российский историк Руслан Скрынников в книге «Иван Грозный».

— С одной стороны, царю внушали, что его власть самодержавна и идет от Бога. С другой стороны, первые же шаги самостоятельного правления поставили его лицом к лицу с бунтующим народом, поднявшим руку на царскую семью.

Не раз безнаказанно посягавший на чужую жизнь, Иван впервые должен был всерьез задуматься о собственном спасении и спасении близких людей».

Правление Ивана Грозного ознаменовалось большим количеством почти непрерывных войн. Были покорены Казанское и Астраханское ханства, присоединены Западная Сибирь, Башкирия, земли Ногайской Орды. В память о покорении Казанского ханства в 1555 году по указу царя в Москве была построена церковь, ныне известная под именем Покровского собора или церкви Св. Василия Блаженного.

Что было 16 января 1547. Смотреть фото Что было 16 января 1547. Смотреть картинку Что было 16 января 1547. Картинка про Что было 16 января 1547. Фото Что было 16 января 1547

Впрочем, даже если к смерти сына он и не причастен, в его жизнь он вмешивался регулярно. К 27 годам царевич был трижды женат, всех жен выбирал Иван Грозный. По его же воле первые две были насильно пострижены в монахини — как считается, за бесплодие. Третью же, успешно забеременевшую на следующий год после свадьбы, царь избил за то, что, посетив девушку без предупреждения, застал ее в исподней одежде.

Побои спровоцировали выкидыш. Бытует мнение, что именно после избиения невестки царь подрался с сыном и нанес ему смертельную рану. Также существует версия, что причиной конфликта стали сексуальные домогательства Ивана Грозного к жене сына — практика снохачества, при которой глава семейства состоит в половой связи с женами сыновей и другими младшими женщинами семьи, была распространена на территории России вплоть до XX века, когда общество отошло от традиционных патриархальных семей в пользу нуклеарных.

Иван Грозный умер 28 марта 1584 года.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *