Что было бы если титаник врезался носом в айсберг
30 потерянных секунд. Можно ли было избежать столкновения?
(Оригинал статьи Сэмюэля Хальперна: «30 Seconds Lost?» — http://www.titanicology.com/Titanica/30_Seconds_Lost.pdf
Перевод, дополнения и комменатрии Максима Полищука)
14 Апреля 1912 года, 23.40.
Впередсмотрящие Фредерик Флит и Реджинальд Ли, находясь высоко в Вороньем Гнезде Титаника, замечают прямо по курсу темный предмет только потому, что звезды начали пропадать с небосклона.
Первый офицер Мэрдок, стоящий на вахте на правом крыле мостика, отчаянно кричит:
«Лево на борт!… Стоп Машина!…»
Правильно ли Мэрдок оценил ситуацию? Верные ли приказы отдал? На каком расстоянии находился айсберг? Был ли он замечен раньше, одновременно с впередсмотрящими или же позже? Можно ли было, в конце концов, избежать столкновения?
В этой статье мы и постараемся найти ответы на эти и другие важные вопросы.
Заключение британской комиссии основывается на примерных расчетах точного времени происходивших событий. Но если выстроить правильную цепочку событий, сопоставляя показания ключевых свидетелей, складывается немного другая картина. Ключевые свидетели — это впередсмотрящий Фредерик Флит, который был в Вороньем гнезде, и рулевой Роберт Хитченс, стоявший у штурвала. Дополнительные сведения мы также узнаем от рулевого Альфреда Оливера, который в момент тройного удара в колокол был в районе компасной площадки между второй и третьей трубами на крыше Гостиной первого класса.
Итак, какие у нас имеются свидетельства о столкновении?
Впередсмотрящий Фредерик Флит (заседание Американской комиссии):
Сенатор Флетчер: Как только вы три раза ударили в колокол, вы сразу же взялись за телефон?
Фредерик Флит: Да, сэр.
Сенатор Флетчер: Как долго вы были у телефона?
Фредерик Флит: Около половины минуты, я полагаю.
Сенатор Флетчер: Когда вы повесили трубку и повернулись вперед, вы увидели, как судно поворачивает влево?
Фредерик Флит: Да, сэр.
Сенатор Флетчер: Оно поворачивало влево мгновенно и неожиданно, или же медленно?
Фредерик Флит: Только начало маневр, когда я посмотрел.
Рулевой Роберт Хитченс:
Генеральный прокурор: Когда вы поняли, что впереди судна что-то есть?
Роберт Хитченс: Три удара из Вороньего гнезда, сэр.
Генеральный прокурор: Вы его слышали в рулевой рубке?
Роберт Хитченс: Конечно, сэр.
Генеральный прокурор: И это значило, что впереди что-то находится?
Роберт Хитченс: Да.
Генеральный прокурор: Сколько времени прошло между ударами колокола и командой «Право на борт»?
Роберт Хитченс: Я могу сказать, что около 30 секунд.
Из взаимоподтверждающих показаний этих двух непосредственных свидетелей столкновения выходит, что около 30 секунд прошло между тем, как Флит ударил в колокол три раза и командой Мэрдока повернуть судно. Но мы также знаем, что требуется определенное количество времени, чтобы судно повернуло после приказа. Согласно показаниям Роберта Хитченса, Титаник «…повернул где-то на два румба, когда столкнулся с айсбергом», а согласно Флиту, курс «Титаника» отклонился на «один или чуть более румб» до столкновения. И снова мы имеем взаимоподтверждающие показания, суть которых в том, что судно повернуло на относительно небольшой угол перед тем как столкнуться с айсбергом.
Хитченс находился в закрытой рулевой рубке, когда все произошло. Свои сведения о том, насколько повернулось судно, он взял с показаний компаса, находившегося прямо напротив него. Как он говорил, «курс судна изменился на два румба, повернув на юго-запад». Курс до столкновения был 289, он отображался на тускло подсвеченном компасе. Это тот же самый курс, с которым Хитченс принял вахту в 10 вечера, когда сменил другого рулевого.
Поворот судна влево на два румба (Two Points Off Port Bow) — изменение курса относительно изначального курса
Флит заметил, что судно поворачивает влево, когда он возвращался на свое место в Вороньем Гнезде, поговорив по телефону (который находился на задней стенке с правой стороны Вороньего гнезда) с офицером Муди, которому сообщил об айсберге. Этот звонок имел место спустя мгновения после того, как он 3 раза ударил в колокол, предупреждая мостик, что впереди находится какой-то объект:
«Я спросил, были ли они на месте, они ответили, что да. Тогда они спросили «Что вы видите?». Я ответил: «Айсберг прямо по курсу». «Спасибо» — ответили мне».
И когда Флит возвращался на свое место в Вороньем гнезде, Реджинальд Ли (другой впередсмотрящий) сказал Флиту, что «он видит, как нос начал поворачиваться». Поэтому Флит решил, что поворот начался, пока он был у телефона. Однако согласно показаниям Реджинальда Ли:
«После того как они ответили «Спасибо» и положили трубку, руль, должно быть, был сразу положен на левый борт, потому что судно начало поворачиваться. Казалось даже, что удастся избежать столкновения».
Очевидно, Ли имел ввиду, что «руль был положен» вскоре после ответа «Спасибо» офицера Муди, никак не до этого. Ранее мы уже цитировали Флита, который на американском расследовании заявил, что «судно только начало поворачивать, когда я вернулся на место». Мы также знаем от Хитченса, что Муди повторил Мэрдоку то, что Флит сказал ему по телефону, и только потом Мэрдок отдал приказ «Лево руля» и бросился к машинным телеграфам. Вот показания Хитченса на Британской комиссии:
— Вы не слышали, что впередсмотрящие сказали Муди, но вы слышали, как он ответил «Спасибо»?
— Да, я услышал, как мистер Муди повторил «Айсберг прямо по курсу».
— Кому он это повторил?
— Первому офицеру Мэрдоку.
— Он сказал «Айсберг прям по курсу?»
— Да.
— Повторил то, что услышал по телефону?
— Да.
— И что случилось затем?
— Я услышал, как мистер Мэрдок подбежал к телеграфу и отдал приказ «Право на борт».
— Приказ был «Право на борт»?
— Да.
И, в качестве окончательного развенчания мифа о том, что приказ повернуть был отдан раньше, чем позвонили с Вороньего Гнезда, — показания Флита в тот же день:
Сенатор Бертон: Вы заметили, как быстро изменился курс сразу после того, как позвонили в колокол?
Фредерик Флит: Нет, сэр. Они не начали менять курс до тех пор, пока я не позвонил по телефону.
Из Вороньего Гнезда Флит и Ли наблюдали, как судно изменило курс «на чуть более один или два румба…пока айсберг не поравнялся с ними». Айсберг ударил, по их ощущениям, «прямо напротив мачты». Согласно показаниям Ли, айсберг находился на расстоянии «полумили или больше, а может и меньше», когда его заметили. Учитывая, что скорость Титаника была около 22.5 морских узлов (11.5 м/с), ему бы потребовалось около 80 секунд, чтобы пройти расстояние в полмили (примерно 900 м). Попробуем выяснить точное расстояние от Титаника до айсберга.
В этот момент рулевой Альфред Оливер занимался налаживанием огней компаса на компасной площадке:
Оливер рассказывает, что он увидел:
«Я увидел, как мы столкнулись с айсбергом… Этот айсберг был высотой примерно равной высоте шлюпочной палубы, чуть повыше. Он был прямо у борта, сэр. Верхушка не соприкасалась с бортом, но сам айсберг был практически у борта. Айсберг проплывал как раз позади мостика, когда я его увидел»
То, что должен был увидеть Оливер, входя на мостик.
Расстояние от компасной площадки до мостика составляет около 250 футов (76, 2 метра). Предполагая, что Оливер шел со скоростью, обычной для спешащих пересечь перекресток людей, а также учитывая время на реакцию, получается около 50 секунд между тем, как он услышал три удара и тем, как вошел на мостик. За это время со скоростью 22.5 узла (почему именно такая скорость, читайте в другой статье Сэмюэля Хальперна http://www.encyclopedia-titanica.org/speed_v_revolutions.html), «Титаник» прошел бы расстояние около 1900 футов (580 м) — около трети морской мили (1 морская миля
1.85 км). Это не сильно отличается от предположения Ли, что айсберг находился на расстоянии около полумили или немного меньше. Это расстояние расстояние до айсберга и можно считать наиболее приближенным к реальности.
Если приказ повернуть был действительно отдан лишь спустя 30 секунд после 3-х звонков в колокол, как это следует из показаний Флита и Хитченса, то, учитывая 50 секунд Оливера, оставалось бы лишь 20 секунд в интервале между приказом и моментом, когда «Титаник» сталкивается с айсбергом. На основании данных таблицы маневренных характеристик судна, ему потребовалось бы почти 25 секунд на то (уже больше, чем предполагаемые оставшиеся 20 секунд), чтоб повернуть на один румб, и около 37 секунд, чтоб повернуть на 2 румба, указанные Хитченсом. Из этого можно сделать вывод, что между ударами в колокол и приказом повернуть интервал был определенно меньше, чем 30 секунд.
Маневренные характеристики «Олимпик-класса», предоставленные Эдуардом Уайлдингом после следственного эксперимента на «Олимпике».
Один румб – 11.25 обычных градусов (во втором столбце).
Но верны ли показания Хитченса, что судно повернуло именно на два румба перед тем, как они врезались в айсберг?
На основе маневренных характеристик «Олимпик класса», вычисленных при проведении следственного эксперимента на «Олимпике» (учитывая приведенное выше расстояние до айсберга), сконструируем столкновение, при котором «Титаник» повернулся бы на 2 градуса (за 37 секунд). Причем в качестве необходимых условий следует учитывать, чтобы поворот начался сразу после трех ударов колокола, как заключила Британская Комиссия, и получил бы такие же повреждения, какие были в реальной жизни. Мы видим, что при таком раскладе айсберг должен был оказаться не прямо по курсу, а левее, чтобы при ударе получить те же повреждения, что получил Титаник.
Маловероятно, что в такой ситуации (когда айсберг слева), Мэрдок отдал бы приказ поворачивать налево, он бы, вероятно, тогда поворачивал вправо.
О приказе «Лево на борт» после столкновения с айсбергом известно из многих источников. Рулевой Оливер рассказывал:
«Я слышал лишь те команды, которые были отданы уже после столкновения с айсбергом. Я услышал «Лево на борт», Хитченс стоял у штурвала, Муди проверял исполнение приказа».
Когда «Титаник» наконец-то остановился, его нос был обращен к северу. И рулевой Роу, пришедший уже после столкновения на кормовой мостик, чтоб забрать сигнальные ракеты, увидел показаний компаса, согласно которым «корма судна указывала практически на юг… Нос же указывал на север».
Общий рисунок маневров «Титаника»
Но самое главное в этом всем — очевидная задержка между тремя ударами впередсмотрящих и приказом Мэрдока повернуть. Почему Мэрдок не сразу принял активные действия? Более того, сколько длилась эта задержка – 30 секунд или меньше?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо воссоздать реалистичную последовательность событий, произошедших, когда заметили айсберг. Для этого, на удивление, лучше всего подходят сцены из фильма Джеймса Кэмерона «Титаник», т.к. они, благодаря воссозданным полномасштабным декорациям, наиболее реально отображают то, что происходило на мостике и как много времени занимали те или иные действия. Изучив подробно последовательность действий, можно сделать вывод, что приказ «Право на борт» был дан спустя 20 секунд, а не 30, после ударов в колокол.
В фильме впередсмотрящий, находящийся справа, ударяет в колокол 3 раза, а затем звонит на мостик. В реальности же, Фредерик Флит находился слева, и звонил он по телефону, который находился позади (а не спереди) сидящего от него справа Ли.
Также в фильме Джеймс Муди выходит из штурманской с чашкой чая, когда спешит ответить на звонок. Мы не знаем, где в реальности находился Муди, но из показаний Флита следует, что была небольшая задержка между тем, как он позвонил, и ответом. Вероятнее всего, Муди находился рядом с рулевым (где ему и полагалось быть), и когда услышал 3 удара в колокол, инстинктивно направился к двери рулевой рубки, чтобы быть готовым передавать приказы Мэрдока рулевому. Когда зазвонил телефон, Муди направился от входа в рубку к одному из 4х телефонов, висевших на задней стене. Когда он ответил, его ответ на крик Флита «Вы там?» был «Да, что вы видите?». Флит говорит «Айсберг прямо по курсу», на что Муди учтиво отвечает «Спасибо». Затем Муди вновь бежит к двери рубки, чтобы передать сообщению Мэрдоку. Когда он за секунды доходит до двери, в ней уже появляется Мэрдок, который и отдает приказ «Право на борт»
Вся эта оценка ситуации занимает определенное время. Когда Мэрдок наконец решает, что необходимо делать, он бежит с правого крыла мостика, где раньше стоял, к двери рубки, где Муди уже докладывает ему «Айсберг прямо по курс», и отдает приказ «Право на борт».
Итак, за эти 20 секунд, прошедшие с момента удара в колокол и до приказа «Право на борт», произошли следующие события:
0 сек – Флит три раза ударяет в колокол
4 сек – Флит поднимает трубку телефона и звонит на мостик. Рулевой Оливер покидает компасную площадку над гостиной первого класса
9 сек – Не получая мгновенного ответа, Флит кричит «Вы там?»
10 сек – Муди снимает трубку: «Да, что вы видите?»
13 сек – Флит отвечает: «Айсберг прямо по курсу!»
15 сек – Муди благодарит «Спасибо»
19 сек – Муди докладывает Мэрдоку «Айсберг прямо по курсу!»
20 сек – Мэрдок отдает приказ «Право на борт!»
Как только Мэрдок отдает приказ «Право на борт», он бежит к находящимся на правой половине мостика машинным телеграфам. В фильме показано, что с «Полный вперед» он сначала ставит указатели ручек на «Стоп», затем снова на «Полный вперед» и лишь затем на «Полный назад» (Единственный спасшийся, который говорил о команде «Полный назад» был 4-й офицер Боксхолл — свидетельство, не подтвержденное больше никем и идущее вразрез с принятыми действиями команды инженеров в машинном отделении).
Мостик «Титаника». По краям — основные телеграфы (Main Engine Telegraph), слева от штурвала — экстренный (Emergency)
После отдачи приказа «Стоп», Мэрдок бежит к панели управления водонепроницаемыми переборками и нажимает на кнопку тревоги, которая приводила в действие сигнальные звонки, находившиеся рядом с каждой такой дверью. Предупреждение на панели управления гласит:
«В случае внештатной ситуации, требующей закрытия дверей, нажмите на тревожный звонок, держите кнопку в течение 10 секунд, после этого переведите выключатель на положение «Включить». Внимание: двери не могут быть открыты, пока переключатель находится в положении «Включить».
Согласно показания третьего офицера Герберта Питмана, на «Титанике» панель управления водонепроницаемыми дверьми находилась «вблизи от штурвала» на мостике (а не в рулевой рубке, как показано в фильме).
Если изложить в хронологической последовательности действия, произошедшие после отдачи приказа «Право на борт»:
24 сек – Мэрдок у телеграфов
26 сек – Отдает приказ «Стоп»
28 сек – Муди докладывает «Руль положен на борт»
31 сек – Мэрдок у экстренных телеграфов
33 сек – Отдает приказ «Стоп»
36 сек – Ответный сигнал из машинного отделения поступает на телеграф на мостике. Мэрдок у панели управления дверьми, нажимает кнопку тревожного звонка.
Передвижения Мэрдока и Муди показаны на данном рисунке:
Внизу, в машинном отделении, инженеры на вахте рванулись выполнять неожиданные приказы, который поступили с мостика на телеграфы. В первую очередь, они закрыли клапаны, которые подавали пар в двигатели. Затем, необходимо было отдать приказ в котельные, чтобы они перестали питать топки и закрыли дымовые заслонки, снижая тем самым давление пара. В течение нескольких секунд с момента получения приказа «Стоп», кто-то в машинном отделении с помощью телеграфа переключает индикаторы с «Полный» на «Стоп». В результате, во всех котельных индикаторы «Стоп», подсвечивающиеся белым светом, гаснут, и загораются индикаторы «Стоп», подсвечивающиеся красным светом.
В котельной №6 старший кочегар Фредерик Барретт беседовал с Младшим инженером Джоном Хескетом, когда указатель индикатора показал «Стоп», и начала звенеть сирена. Мгновенно Барретт прокричал «закрыть все дымовые заслонки». Однако до того, как все заслонки успели закрыть, судно столкнулось с айсбергом. Барретт описывает, что «вода ворвалась на высоте около 60 сантиметров над уровнем пола».
Старший кочегар Фредерик Барретт
Барретт стоял в правой части котельной №6, на расстоянии около 76 метров от носа. Когда поток воды прорвался через листы корпуса напротив него, он сбил его с ног. Он поднялся, и вместе с Джоном Хескетом подскочил к закрывающейся водонепроницаемой двери, разделявшей котельные №6 и №5. Едва они успели проскочить через них, как они закрылись, «словно нож», как позднее он описывал.
Зная ту длину, на протяжении которой айсберг наносил повреждения, а также скорость судна во время начала поворота, мы обнаруживаем, что контакт с айсбергом длился около 7-8 секунд. За это время он прошел от форпика, до водонепроницаемой переборки Е, разделявшей котельные 5 и 6. Согласно показаниям Барретта, угольный бункер, находившийся в котельной №5, был поврежден айсбергом на длину около 50 см, в результате чего тот оказался заполнен водой (что впоследствии привело к прорыву стенки бункера и затоплению котельной №5).
Если продолжить таймлайн, то перечисленные выше события можно изложить таким образом:
42 сек – Барретт: «Закрыть все дымовые заслонки»
46 сек – Мэрдок включает закрытие водонепроницаемых дверей
48 сек – Айсберг начинает столкновение с Титаником в районе форпика
50 сек – Рулевой Оливер входит на мостик и видит Мэрдока у панели управления дверьми
55 сек – Контакт с айсбергом прекращается. Оливер видит, как верхушка айсберга проходит по правому борту позади мостика.
Основываясь на последовательности событий, изложенных выше, а также на маневренных характеристиках «Олимпик-класса», можно заключить, что судно повернуло на 15 градусов (1.33 румба) с момента отдачи приказа «Право на борт» до момента контакта с айсбергом. Это вполне соответствует тому, что видел Флит с Вороньего Гнезда. Из показаний рулевого Оливера мы также знаем, что Мэрдок отдал приказ «Лево на борт» после того, как верхушка айсберга прошла рядом с мостиком – и это произошло сразу после прекращения контакта «Титаника» с айсбергом. Мы также знаем, что Хитченсу потребовалось бы около 15 секунд, чтобы переложить руль с одного борта на другой (с «Право» на «Лево» на борт), и чтобы Муди доложил об исполнении приказа Мэрдоку. Также из маневренных характеристик известно, что айсбергу потребовалось 27 секунд, чтоб достичь кормы замедляющегося «Титаника». Все водонепроницаемые двери закрылись в интервале от 25 до 30 секунд с момента, как был отдан приказ «Включить». Плюс мы еще знаем (из показаний Хитченса), что капитан Смит появился на мостике, выйдя из своей каюты и пройдя через рулевую рубку, где-то спустя минуту после столкновения и задал свой первый вопрос «С чем мы столкнулись?»
Основываясь на всем вышесказанном, мы теперь можем окончить наш таймлайн, начатый с момента трех ударов в колокол (Полный таймлайн смотрите ниже):
56 сек – Мэрдок отдает приказ «Лево на борт!»
71 сек – Муди подтверждает выполнение приказа «Лево на борт»
74 сек – Мэрдок говорит Оливеру отметить время, а Муди делает отметку в судовом журнале.
75 сек – Капитан Смит заходит в рулевую рубку, а рулевой Роу на корме видит, как айсберг проходит мимо кормы. Барретт проходит через водонепроницаемые двери, которые за ним закрываются
78 сек – Капитан Смит входит на мостик и спрашивает Мэрдока «С чем мы столкнулись?»
Изображение внизу иллюстрирует все этапы столкновения, учитывая, что приказ «Право на борт» был отдан спустя 20 секунд после трех ударов в колокол:
а) 28 секунд с момента приказа «Право на борт», непосредственный контакт с айсбергом
b) 36 секунд с момента приказа «Право на борт», приказ «Лево на борт»
с) 55 секунд с момента приказа «Право на борт». Корма «Титаника» проходит мимо айсберга
Проведя тщательное расследование, можно утверждать, что изображенный выше сценарий является наиболее близким к тому, что произошло на самом деле. Однако до сих пор возникает вопрос, можно ли было бы избежать столкновения, среагируй Мэрдок раньше?
Опираясь на данные маневренных характеристик «Титаника», давайте попробуем дать ответы на этот вопрос, предположив, что было бы, если бы Мэрдок отдал команду N-е количество секунд спустя после трех ударов в колокол. N = 5, 10, 15, 20, 35 и 30 секундам. Результаты показаны на следующих изображениях:
1. Команда «Право на борт» отдана спустя 5 секунд после 3-х ударов в колокол. Судно полностью бы избежало столкновения с айсбергом спустя 67 секунд, даже не прибегая к дополнительным маневрам:
2. Команда «Право на борт» отдана 10 спустя секунд после 3-х ударов в колокол, и никаких дальнейших команд не поступило. Айсберг ударил бы в районе турбинного отделения и отсека с электрической динамо-установкой спустя 55 секунд. Повреждения вероятно привели бы к повреждения 4 или 5 кормовых отсеков. Судно бы затонуло.
3. Команда «Право на борт» отдана спустя 15 секунд после 3-х ударов в колокол, и никаких дальнейших команд не поступило. Айсберг ударил бы в районе котельных № 5 и №6 40 секунд спустя. Повреждения отсеков растянулись бы дальше в сторону кормы. Вероятнее всего, судно потеряло бы остойчивость и перевернулось, что примерно и случилось в 2012 году с «Костой Конкордией».
4. Команда «Право на борт» отдана спустя 20 секунд после 3-х ударов в колокол, и никаких дальнейших команд не поступило. Судно столкнулось бы с айсбергом в районе форпика, и повреждения растянулись бы до котельных № 5 и 6. Это именно то, что и случилось с «Титаником», приведя к его затоплению 2 часа 40 минут спустя.
5. Команда «Право на борт» отдана спустя 25 секунд после 3-х ударов в колокол. Произошло бы лобовое столкновение. Вероятнее всего, судно осталось на плаву, т.к. повреждены были бы лишь первые два отсека.
6. То же самое случилось бы, если бы команда была отдана 30 секунд спустя после 3-х ударов в колокол.
7. И наконец, если бы Мэрдок решил вообще не поворачивать «Титаник», произошло бы лобовое столкновение 45 секунд спустя. Морской инженер Эдуард Уайлдинг, конструктор «Титаника», вычислил, что при лобовом столкновении нос промялся бы на расстояние около 30 метров за 5 секунд, повреждая первые 2 отсека. Несмотря на большое количество погибших членов команды в передних отсеках, судно, вероятнее всего, осталось бы на плаву
В рассмотренных выше сценариях «Титаник» мог избежать столкновения только в ситуации, когда приказ повернуть был отдан лишь 5 секунд спустя. Однако есть средство, которое позволит расширить количество сценариев, при которых «Титаник» мог избежать столкновения — «маневр огибания». Его суть состоит в том, чтоб сначала отдать команду «Право на борт», огибая носом айсберг, а затем «Лево на борт», защищая корму. Он занимает несколько этапов и может быть очень эффективным в огибании препятствий, но необходимо, во-первых, достаточное расстояние, и во-вторых – точно выверенное время. Мэрдок пытался применить именно данный маневр, но, как мы знаем, при задержке в 20 секунд и при таком малом расстоянии ему это не удалось.
В очередной раз используя данные маневренных характеристик «Титаника», можно выяснить, при каких ситуациях, применяя к команде «Право на борт», а затем и «Лево на борт», можно было избежать столкновения с айсбергом. Таких ситуаций две:
1) Команда «Право на борт» отдана 10 секунд спустя после 3-х ударов в колокол, и еще через 23 секунды дана команда «Лево на борт»;
2) Команда «Право на борт» отдана 15 секунд спустя после 3-х ударов в колокол, и еще через 23 секунды дана команда «Лево на борт».
В обеих этих ситуациях «маневр огибания» оказался бы успешным. Во втором случае айсберг находится очень близко, однако, все же, не задевает судно. Но при 20-секундной задержке просто не хватило времени на осуществление данного маневра, и судно столкнулось бы по касательной носом с айсбергом – именно это и произошло. К сожалению, эти 5 секунд оказались фатальными.
Итак, какие краткие выводы статьи, и какие ответы на вопросы, которые мы задали в самом ее начале?
Когда Мэрдок заметил айсберг? — Примерно одновременно с впередсмотрящими, но не раньше.
Какое расстояние было между «Титаником» и айсбергом? — Около 580 метров.
Когда судно начало поворачивать? — Когда впередсмотрящий вернулся на свое место после разговора по телефону и взглянул вперед (но не раньше).
Сколько времени прошло между тем, как заметили айсберг, и тем, как с ним столкнулись? — Около 48 секунд
Когда Мэрдок отдает приказ повернуть? — Спустя 20 секунд после 3-х ударов в колокол и обнаружения айсберга
Почему это заняло так много времени? — Потребовалось время на оценку ситуации и выбора необходимых, с точки зрения Мэрдока, команд
Какой приказ он отдает в машинное отделение? — «Стоп», но никак не «Полный назад»
Можно ли было в ситуации, в которой оказался Мэрдок, избежать столкновения? — Да. Существует целых три случая, при которых удалось бы избежать столкновения. Если бы Мэрдок среагировал практически мгновенно или хотя бы на 5 секунд раньше, используя при этом «маневр огибания», то да, «Титаник», вероятнее всего, проскочил бы айсберг.
Можно ли тогда говорить, что Мэрдок допустил ошибку, приведшей к столкновению? — Нет
Конечно, интересно изучать сценарии «а что, если бы», имея сегодня свободный доступ к любой информации. Но необходимо вернуться в реальность – в безлунную ночь 14 апреля 1912, когда черный объект был замечен на горизонте. Безусловно, сейчас уже легко утверждать, изучив все возможности и проведя точные расчеты, что Мэрдок должен был реагировать если и не мгновенно после 3-х ударов в колокол, то хотя бы успеть предпринять действия в течение 15 секунд. Но ведь Мэрдок не сидел с нами и не изучал данную статью – в реальности он столкнулся с очень неблагоприятными условиями, когда возникла какая-то черная масса в форме неясного силуэта, подсвеченная лишь звездами. В таких условиях очень трудно полноценно оценить ситуацию и сделать наиболее правильный выбор.
Полный таймлайн событий, произошедших после того, как был замечен айсберг
0 сек – Флит три раза ударяет в колокол
4 сек – Флит поднимает трубку телефона и звонит на мостик. Рулевой Оливер покидает компасную площадку над гостиной первого класса
9 сек – Не получая мгновенного ответа, Флит кричит «Вы там?»
10 сек – Муди снимает трубку: «Да, что вы видите?»
13 сек – Флит отвечает: «Айсберг прямо по курсу!»
15 сек – Муди благодарит «Спасибо»
19 сек – Муди докладывает Мэрдоку «Айсберг прямо по курсу!»
20 сек – Мэрдок отдает приказ «Право на борт!»
24 сек – Мэрдок у телеграфов
26 сек – Отдает приказ «Стоп»
28 сек – Муди докладывает «Руль положен на борт»
31 сек – Мэрдок у экстренных телеграфов
33 сек – Отдает приказ «Стоп»
36 сек – Ответный сигнал из машинного отделения поступает на телеграф на мостике. Мэрдок у панели управления дверьми, нажимает кнопку тревожного звонка.
42 сек – Барретт: «Закрыть все дымовые заслонки»
46 сек – Мэрдок включает закрытие водонепроницаемых дверей
48 сек – Айсберг начинает столкновение с Титаником в районе форпика
50 сек – Рулевой Оливер входит на мостик и видит Мэрдока у панели управления дверьми
55 сек – Контакт с айсбергом прекращается. Оливер видит, как верхушка айсберга проходит по правому борту позади мостика.
56 сек – Мэрдок отдает приказ «Лево на борт!»
71 сек – Муди подтверждает выполнение приказа «Лево на борт»
74 сек – Мэрдок говорит Оливеру отметить время, а Муди делает отметку в судовом журнале.
75 сек – Капитан Смит заходит в рулевую рубку, а рулевой Роу на корме видит, как айсберг проходит мимо кормы. Барретт проходит через водонепроницаемые двери, которые за ним закрываются
78 сек – Капитан Смит входит на мостик и спрашивает Мэрдока «С чем мы столкнулись?»?