Что было бы с музыкой если бы не было литературы и поэзии
Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?
Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?
Вопрос этот звучит, конечно, довольно странно, но я задал его специально для того, чтобы вы, отказавшись на несколько минут от привычных представлений, по-новому взглянули и на литературу и на музыку.
Сделаем первый шаг, чтобы ответить на этот вопрос. Представим себе, что нет на свете литературы — ни поэзии, ни прозы, ни драматургии (то есть пьес, предназначенных для постановки на театральной сцене). И нет, следовательно, музыки, которая с поэзией, прозой и драматургией связана. Что случится тогда с музыкой? Вы думаете, на этот вопрос ответить легко? Попробуем — сами убедитесь, что из этого получится.
Во-первых, нам придется распрощаться со всеми песнями, абсолютно всеми — и народными, и сочиненными профессиональными поэтами и композиторами; с песнями детскими и взрослыми; песнями сольными и хоровыми, массовыми и эстрадными, лирическими и героическими, шуточными и самыми серьезными; с песнями, созданными много веков назад, и песнями, еще не написанными, а только задуманными сегодня нашими современниками; с песнями народов нашей страны и с песнями народов всех стран мира.
Какие невероятные, немыслимые потери! Но не спешите, это еще только начало.
Вслед за песнями исчезнут все романсы, все дуэты, все трио и все квартеты, написанные для голосов, исчезнут вообще все вокальные ансамбли, когда-либо сочиненные, а за ними придет очередь всей хоровой музыки. А что такое хоровая музыка? Это ведь не только отдельные более или менее скромные по размерам сочинения, написанные для детских, юношеских, женских, мужских и смешанных хоров. Это и крупные произведения, играющие в хоровой музыке такую же роль, какую в оркестровой музыке играют симфоническая поэма и симфония. Это кантаты и оратории. А за кантатами и ораториями та же судьба постигнет самые крупные музыкальные произведения, в которых литература играет еще большую роль, так как к поэзии и прозе здесь добавляется еще и драматургия. Это — музыкальная драма, оперетта и, наконец, высшая форма музыкально-драматического, музыкально-театрального искусства — опера!
Чувствуете, какие грандиозные разрушения мы произвели с вами мысленно, изъяв из музыки все, что связано с искусством пения, а значит, и со словом, то есть с поэзией, с литературой.
Но и на этом мы не можем остановиться, если уж решили до конца ответить на заданный вопрос.
Ведь если исчезли все песни, то неминуемо исчезнут и все произведения, в которых использованы мелодии этих песен! Откуда же взяться этим мелодиям, если самих песен нет! Вот тут, припоминая все, о чем мы по этому поводу уже говорили, нам придется подписать «смертный приговор» великому множеству самых разнообразных произведений — оркестровых, камерных, фортепьянных и всяких иных: ведь песенными мелодиями своего народа (да и не только своего) пользовались едва ли не все композиторы, когда-либо жившие на земле.
Но даже и теперь мы еще не дошли в своем ответе до конца. Нам и с балетом надо расстаться. Ведь в основе всякого балета обязательно лежит какая-нибудь пьеса, сочиненная писателем, драматургом, то есть какое-нибудь литературно-драматическое произведение. Иногда это бывает классическое произведение, например, трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта» в балете Прокофьева, поэма Пушкина «Медный всадник» в балете Глиэра. Иногда это сказка — «Спящая красавица» и «Щелкунчик» у Чайковского. Иногда — пьеса, специально написанная по просьбе композитора, как, например, в балете Хачатуряна «Гаянэ».
Итак, мы расстались и с балетом. Ну, теперь-то уж всё? Нет, и это еще не всё.
Есть много музыкальных произведений, сами названия которых уже говорят об их связи с литературой. Такие произведения создавались в прошлые времена, создаются и в наши дни. Композиторы стремятся выразить в них свои впечатления от особенно увлекших их книг, хотят передать в музыке то, что им показалось самым важным, самым главным в этих книгах. И эти книги становятся своего рода «программой» таких сочинений, которые поэтому так и называются — «программными произведениями», и музыка такая называется «программной музыкой».
Вот встретите вы в концерте или в радиопередаче такие, например, сочинения: «Много шума из ничего» Хренникова или «Дон-Кихот» Кара Караева — и сразу же вам станет ясно, что первое из этих сочинений написано под впечатлением комедии Шекспира, а второе — под впечатлением знаменитого романа Сервантеса.
Хренников назвал свое сочинение «симфонической сюитой», а Кара Караев — «симфоническими гравюрами». Яркая, жизнерадостная, полная блеска, увлекательного движения и искрящегося юмора музыка сюиты великолепно передает характер шекспировской комедии. Эта музыка вместе с композитором смеется над веселыми похождениями своих героев таким заразительным смехом, что и мы начинаем смеяться, увлеченные этим искренним весельем, остроумием самой музыки.
Кара Караев, напротив, почти вовсе обошел в своих «гравюрах» смешные стороны Дон-Кихота и его похождений. Он глубоко сочувствует благородным порывам «Рыцаря печального образа» и его постоянным неудачам. И он заставляет нас испытать чувство искренней печали, когда мы слушаем последнюю из «гравюр», где рассказывается о смерти Дон-Кихота, этого забавного чудака с прекрасной душой.
Но не ясно ли, что эти и многие подобные им сочинения просто не могли бы появиться на свет, если бы не было литературы!
Ну вот, теперь, кажется, можно и остановиться. Какое счастье, что все, о чем мы сейчас говорили, может произойти только в нашем воображении! Зато теперь мы ясно видим, какую гигантскую опору для музыки представляет ее «старшая сестра» — литература. Вот тут уж, перефразируя народную поговорку, можно смело сказать: «Из музыки литературы не выкинешь!»
А если выкинешь — потери окажутся невосполнимыми. Ведь благодаря литературе музыка не только становится богаче, но и сильнее воздействует на слушателей, делается более понятной и доступной огромному количеству людей.
Читайте также
С музыкой — вперед
С музыкой — вперед Несмотря на важность его роли, круги музыкальных критиков по сей день почти ничего не знают о том, кто такой диджей, чем он занимается и почему имеет такое значение. Если у нашей работы есть цель, то она состоит в том, чтобы показать исследователям
Поля, нарисованные музыкой
Поля, нарисованные музыкой Вернемся еще раз к французскому композитору Берлиозу, о чьей «Траурно-триумфальной симфонии» у нас уже шла речь.Есть у этого композитора другая симфония, которую он назвал «Фантастической», потому что наряду с очень простыми, жизненными
А что случилось бы с литературой, если бы не было музыки?
А что случилось бы с литературой, если бы не было музыки? Придется опять начать с песни. Песенные стихи стали бы первой жертвой исчезновения музыки. Многие из них — прежде всего все народно-песенные стихи — не были бы написаны вовсе (раз нет песни, не было бы и причины
Дорогу, товарищи! Что было и чего не было при захвате Зимнего дворца?
Дорогу, товарищи! Что было и чего не было при захвате Зимнего дворца? В советское время штурм Зимнего дворца изображали эпически: вооруженная лава сознательных рабочих и солдат атакует Зимний по сигналу с крейсера «Аврора». Сегодня ударились в иную крайность: все шире
Сергей Гандлевский ГИБЕЛЬ С МУЗЫКОЙ Исаак Эммануилович Бабель (1894–1940)
Сергей Гандлевский ГИБЕЛЬ С МУЗЫКОЙ Исаак Эммануилович Бабель (1894–1940) Есть у американского классика Германа Мелвилла повесть «Бенито Серено». Вот ее содержание в двух словах. Американец, капитан зверобойной шхуны, человек смелый и простодушный, спешит на выручку
27. Если муж сам не учит добру, то накажет его бог, если же и сам творит добро, и жену и домочадцев тому учит – примет от бога милость
27. Если муж сам не учит добру, то накажет его бог, если же и сам творит добро, и жену и домочадцев тому учит – примет от бога милость Если муж сам того не делает, что в этой книге писано, и жены не учит, и слуг своих, и дом свой не по-божески ведет, и о своей душе не радеет, и людей
Что было бы с музыкой если бы не было литературы и поэзии
Взаимосвязь музыки и литературы
1. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?
Как связана музыка и литература?
В жизни мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые так или иначе связаны с литературой. Без неё не могли бы появиться на свет ни опера, ни балет, ни оперетта, ни мюзикл, так как в основе их сюжета, как правило, лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман и др.). Без стихов нельзя написать песню или такие музыкальные произведения, как романс, кантата.
Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?
Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы?
Что же роднит музыку с литературой?
Единым стержнем этих искусств является интонация.
Благодаря выразительности музыкальных интонаций мы отличаем народную музыку от той, которая сочинена композиторами, русскую музыку от зарубежной, старинную музыку от современной. Интонационная природа музыки позволяет нам почувствовать и понять особенности музыкального языка разных композиторов.
По каким же направлениям можно рассматривать связь
музыки и литературы?
Литература, и прежде всего поэзия, становится основой многих вокальных произведений. В единстве слова и музыки рождается песня, романс и многие другие музыкальные жанры, связанные со словом. Стихи многих поэтов стали известны только благодаря их музыкальному прочтению. И до нас вполне не могли дойти стихи Н.Кукольника, если бы не гениально простая задушевная и задумчивая музыка «Жаворонка» М.И.Глинки.
«Что было бы с музыкой, если б не было литературы»
Разделы: Литература
Современная отечественная школа, к сожалению практически не формирует у школьников единой картины мира. Еще менее учитывает школа роль искусства как одного из важнейших способов отражения духовной жизни общества в этом мире. Эти и другие причины привели к тому, что программы школьных курсов не всегда согласованы друг с другом, а искусству по-прежнему отводятся вторые и третьи роли в образовательном процессе. Такое положение не может быть признано удовлетворительным.
В педагогической литературе неоднократно высказывалась мысль о том, что каждому учителю-предметнику, чтобы не просто наполнять знаниями учащихся, а действительно развивать детей, необходимо знание смежных школьных программ так же, как каждому Музыканту-оркестранту — знание всей партитуры в целом, а не только своей отдельной партии.
В решении этой проблемы, на наш взгляд, филолог должен играть существенную роль.
Учитывая, что в педагогических вузах филологам по-прежнему не читают курсов истории музыки (как и истории изобразительного искусства), предложим некоторые сведения по предмету Музыка в рамках школьной программы. Эти знания полезны даже с точки зрения самообразования, ведь представление о литературе как искусстве слова без понимания связей литературы и музыки не может быть полным.
Музыка, как и любое другое искусство, возникает из самой жизни и является ее частью. У музыки и литературы очень много общих точек соприкосновения, и потому авторы программы под руководством Д.Б. Кабалевского уделили огромное внимание связям этих двух искусств.
Уже с класса на уроках музыки встают вопросы о связи музыки со словом. На уроке по теме «Интонация» учащиеся 11 класса анализируют интонации вопроса и ответа, повествования и восклицания, радости и отчаяния, призыва и тоски в музыкальной и разговорной речи. Здесь закладываются первые представления о речитативности музыки и музыкальности слова. В III—VIII классах еще больше внимания уделяется внутренним связям музыкальной и литературной речи. Начиная с V класса, интеграция музыки и литературы становится наиболее очевидной для школьников.
Программа раскрывает глубинные связи музыки не только с литературой, но и живописью, скульптурой, архитектурой. Специальная терминология, вводимая на уроках музыки, может закрепляться на уроках литературы с целью расширения словарного запаса школьников; произведения, предлагаемые программой «Музыка», могут быть использованы для создания эмоционального фона на уроках русской словесности, а также в качестве сюжетной основы для устных и письменных сочинений-миниатюр на уроках развития речи.
Ключевое знание первой четверти Vкласса формулируется так: что стало бы с музыкой, если бы, не было литературы? Очевидно, что не только школьников и учителей музыки может заинтересовать этот вопрос. В самом деле, как музыка связана с литературой? Что дает литература музыке?
Слушая «Осеннюю песню» П.И.Чайковского из цикла для фортепиано «Времена года», «Песни без слов» немецкого композитора Ф.Мендельсона, Вариации (музыкальное произведение, основу которого составляет многократно повторяемая мелодия (тема), которая при каждом новом повторении видоизменяется (варьируется)) М.А. Балакирева на тему песни «Жаворонок» Глинки, ребята делают вывод, что прозвучала инструментальная музыка, но мелодия каждого из произведений напоминает песню.
Цепи урока: выявить уровень восприятия школьниками идейно-художественного смысла повести и музыкальных иллюстраций с учетом специфики каждого вида искусства.
Вступительная беседа об особенностях изобразительно-выразительных средств в литературе и музыке.
В чем сходство и различие музыки и литературы?
Какие изобразительно-выразительные средства помогают писателям и композиторам создавать художественную картину мира?
Беседа по анализу идейно-художественного содержания повести А.С.Пушкина и музыкальных иллюстраций Г.В. Свиридова.
Учитель. Иногда пейзаж приобретает значение символа — предметного образа, который подразумевает какое-либо явление. Как вы объясните смысл заглавия повести? (Метель как явление природы вмешивается в события, происходящие в повести, и путает планы героев.)
— Какими художественными средствами нарисован метельный пейзаж при отъезде Марьи Гавриловны? Какое состояние героини он передает? (Олицетворения «ставни тряслись и стучали», «ветер выл»; «метель не утихала»; метафора «лошади полетели»; созвучия: ст-ст, в-в, л-л.)
— Марья Гавриловна взволнована, она испытывает «душевную метель», ужас и восторг одновременно.
Прослушайте отрывок из музыки Г.В.Свиридова. Как в нем передано душевное состояние героини?
— Композитор использует особые оркестровые эффекты и средства гармонии: звуки разной высоты; мелодия звучит по нарастающей; тембровая окраска — высокие голоса скрипок.
— Наконец, проанализируйте описание метели и дайте характеристику музыкального отрывка в сцене поездки Бурмина. (В повести употребление слов «вдруг», эпитета «ужасная», неопределенного местоимения «кто-то», лексических синонимов «метель» — «буря», стилистических синонимов «огонек» (как призыв) — «огонь» (как чувство), наречий «молча», «рассеянно» — все говорит о том, что герой не активен, все происходит помимо его воли; в «Тройке» звучит рассеянная безмятежность (колокольчик), затем неожиданное, внезапное появление в оркестре диссонансных звуков ударных инструментов, как бы подталкивающих героя.)
Учитель. Метель в повести А.С.Пушкина и музыке Г.В. Свиридова как будто «ведет» героев, заставляет их следовать своей судьбе. Метель выступает своеобразным символом судьбы.
А справедливо ли поступила метель-судьба по отношению к героям повести?
— Марья Гавриловна, подражая романтическим героиням, решилась без «благословения» обвенчаться, и метель справедливо «помешала» ей следовать этой дорогой; впоследствии она вынесла испытание смиренно (болезнь отца, гибель жениха, венчание с неизвестным); была верна памяти жениха. И за это вознаграждена.
— Владимир Николаевич эгоистичен (даже перед смертью умоляет обвенчаться), нравственно преступен перед родителями невесты; легкомысленно все отложил на последний день; не ответствен перед любимой; голос совести молчал в нем; и метель завела его в тупик (в лес).
— Бурмин осознал вину за свои «гусарские проказы»; достойно прошел испытания 1812 года, был ранен; не скрыл тайное венчание, полюбив Марью Гавриловну; не пытался перехитрить судьбу — и вознагражден.
Заключение учителя. Повесть «Метель проста, лаконична. Отличается сжатостью и точностью рисунка, быстротой и драматизмом сюжета. Писать надо «просто, коротко и ясно» (А.С.Пушкин). Прозу Пушкина иногда называют «нагая проза — без риторических и описательных украшений. Ни одного лишнего слова. Но какой емкий смысл заключен в ней! Это и есть гениальный художник слова. Свиридов — гениальный художник звука. Центральное место в его творчестве занимают жанры, связанные со словом. Такая музыка называется программной. Используя сюжет повести своего любимого автора, Свиридов передает средствами музыки ее эмоциональный смысл, идейное содержание.
Пушкин и Свиридов — великие представители русского искусства — выражают своим творчеством высокое этическое начало — верность долгу, слову, клятве.
Урок-лекция на тему: «Что стало бы с музыкой, если не было бы литературы»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦВЕТОЧИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМ. ЗАСЛУЖЕННОГО АРТИСТА РФ А.К. ДЕНИСЕНКОВА»
РУССКО-ПОЛЯНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
« Что стало бы с музыкой, если не было бы литературы »
на методическом совете
Протокол ___ от ____________
с. Цветочное Русско-Полянского района Омской области
Тема урока: «Что стало бы с музыкой, если не было бы литературы»
Выявление тесной взаимосвязи, взаимопроникновения двух искусств музыки и литературы.
довести до сведения каждого обучающегося значимость музыки и литературы;
выявить неразрывное соединение музыки и слова в разных музыкальных жанрах.
Компьютер, слайдовая презентация.
Ход урока.
У. – Добрый день дорогие ребята, добрый день уважаемые взрослые!
Какая власть сравнится с властью их?
Друг с другом мы через слова и звуки, сближаемся.
Блаженство, радость, муки,
В словах и звуках вечный ключ сердец!
Шли годы, столетия, виды искусства приобрели самостоятельность, каждое стало развиваться отдельно, но родство их сохранилось.
И ни одно искусство не обладает таким мощным зарядом эмоций, как музыка, потому что она обращена к чувствам людей. Однако возможности музыки тоже ограничены.
Музыка занимает одно из главных мест в системе искусств как простых, так и сложных, таких как театр, кино, телевидение. Она пронизывает все участки нашего времени, создавая, по словам А. Блока, «музыкальный напор века». Мы видим, что искусство рождено жизнью. В жизни, как в едином живительном роднике, и поэт, и композитор, и художник черпают источники своего вдохновения для создания произведений искусства. Вот почему мы находим так много общего между видами искусств, хотя каждое из них по-разному и своими особенными средствами воздействует на нас.
Слушание песни А. Пахмутовой и Н. Добронравова «Просьба».
Обсуждение по вопросам:
Без стихов нельзя напи сать песню!
Слушание произведения С. В. Рахманинова «Вокализ».
Без пьесы, предназначенной для постановки на сцене, нельзя сочинить оперу.
У. – Что такое либретто?
— Пьеса, предназначенная для постановки на сцене, назы вается «либретто».
Либретто – это полный текст музыкально- сценического сочинения, первоисточником которого служит литературное или драматическое произведение, историческое событие, народная легенда.
В либретто написаны не только слова для пения, но и дана определенная последовательность событий, характеры действующих лиц, их взаимоотношения, развитие. Либретто определяет главную тему, содержание и смысл всей оперы.
У. – Давайте посмотрим с чего начинается рождение оперы и какой долгий путь ждёт её, прежде чем мы сможем увидеть это произведение.
У. – Предлагаю посмотреть отрывок из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила», написанной по одноимённой поэме Пушкина.
Слайд 8 . Просмотр отрывка из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки.
— Чайковский балеты: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик».
— Прокофьев балеты «Золушка», «Сказ о каменном цветке» и многие другие.
Просмотр и обсуждение отрывков из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро»
— Какие музыкальные жанры продолжали бы жить? А какие жанры просто бы не появились на свет? ( Вывод делают сами ребята…)
У. – Домашнее задание: послушать ещё раз песню Г. Струве «Песня о России» и сделать рисунки к этой песне.
У. – На этом наш урок закончен! Спасибо за внимание!
Список используемых источников:
Кабалевский Д.Б. Программы средней общеобразовательной школы. Музыка 4-7 классы. Москва «Просвещение» 1988.
Лагутин А. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе. М., 1982
Лагутин А. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе. М., 2005
Лагутин А. Основы педагогики музыкальной школы. М., 1985
Лагутин А. Примерная программа и методические рекомендации по учебной дисциплине «Музыкальная литература». М., 2002
Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии. Учебники для ДМШ по предмету «Слушание музыки», 1-3 классы. М., 2002-2003.
Шорникова М. Музыкальная литература: 1-й год обучения. Ростов-на-Дону, 2003
Шорникова М. Музыкальная литература: Зарубежная музыка. 2-й год обучения. Ростов-на-Дону, 2003
Шорникова М. Музыкальная литература: Русская музыка Х I Х века. 3-й год обучения. Ростов-на-Дону, 2003
Шорникова М. Музыкальная литература: Русская музыка ХХ века. 4-й год обучения. Ростов-на-Дону, 2003
Что было бы с музыкой если бы не было литературы и поэзии
Вопрос этот звучит, конечно, довольно странно, но я задал его специально для того, чтобы вы, отказавшись на несколько минут от привычных представлений, по-новому взглянули и на литературу и на музыку.
Сделаем первый шаг, чтобы ответить на этот вопрос. Представим себе, что нет на свете литературы — ни поэзии, ни прозы, ни драматургии (то есть пьес, предназначенных для постановки на театральной сцене). И нет, следовательно, музыки, которая с поэзией, прозой и драматургией связана. Что случится тогда с музыкой? Вы думаете, на этот вопрос ответить легко? Попробуем — сами убедитесь, что из этого получится.
Во-первых, нам придется распрощаться со всеми песнями, абсолютно всеми — и народными, и сочиненными профессиональными поэтами и композиторами; с песнями детскими и взрослыми; песнями сольными и хоровыми, массовыми и эстрадными, лирическими и героическими, шуточными и самыми серьезными; с песнями, созданными много веков назад, и песнями, еще не написанными, а только задуманными сегодня нашими современниками; с песнями народов нашей страны и с песнями народов всех стран мира.
Какие невероятные, немыслимые потери! Но не спешите, это еще только начало.
Вслед за песнями исчезнут все романсы, все дуэты, все трио и все квартеты, написанные для голосов, исчезнут вообще все вокальные ансамбли, когда-либо сочиненные, а за ними придет очередь всей хоровой музыки. А что такое хоровая музыка? Это ведь не только отдельные более или менее скромные по размерам сочинения, написанные для детских, юношеских, женских, мужских и смешанных хоров. Это и крупные произведения, играющие в хоровой музыке такую же роль, какую в оркестровой музыке играют симфоническая поэма и симфония. Это кантаты и оратории. А за кантатами и ораториями та же судьба постигнет самые крупные музыкальные произведения, в которых литература играет еще большую роль, так как к поэзии и прозе здесь добавляется еще и драматургия. Это — музыкальная драма, оперетта и, наконец, высшая форма музыкально-драматического, музыкально-театрального искусства — опера!
Чувствуете, какие грандиозные разрушения мы произвели с вами мысленно, изъяв из музыки все, что связано с искусством пения, а значит, и со словом, то есть с поэзией, с литературой.
Но и на этом мы не можем остановиться, если уж решили до конца ответить на заданный вопрос.
Ведь если исчезли все песни, то неминуемо исчезнут и все произведения, в которых использованы мелодии этих песен! Откуда же взяться этим мелодиям, если самих песен нет! Вот тут, припоминая все, о чем мы по этому поводу уже говорили, нам придется подписать «смертный приговор» великому множеству самых разнообразных произведений — оркестровых, камерных, фортепьянных и всяких иных: ведь песенными мелодиями своего народа (да и не только своего) пользовались едва ли не все композиторы, когда-либо жившие на земле.
Но даже и теперь мы еще не дошли в своем ответе до конца. Нам и с балетом надо расстаться. Ведь в основе всякого балета обязательно лежит какая-нибудь пьеса, сочиненная писателем, драматургом, то есть какое-нибудь литературно-драматическое произведение. Иногда это бывает классическое произведение, например, трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта» в балете Прокофьева, поэма Пушкина «Медный всадник» в балете Глиэра. Иногда это сказка — «Спящая красавица» и «Щелкунчик» у Чайковского. Иногда — пьеса, специально написанная по просьбе композитора, как, например, в балете Хачатуряна «Гаянэ».
Итак, мы расстались и с балетом. Ну, теперь-то уж всё? Нет, и это еще не всё.
Есть много музыкальных произведений, сами названия которых уже говорят об их связи с литературой. Такие произведения создавались в прошлые времена, создаются и в наши дни. Композиторы стремятся выразить в них свои впечатления от особенно увлекших их книг, хотят передать в музыке то, что им показалось самым важным, самым главным в этих книгах. И эти книги становятся своего рода «программой» таких сочинений, которые поэтому так и называются — «программными произведениями», и музыка такая называется «программной музыкой».
Вот встретите вы в концерте или в радиопередаче такие, например, сочинения: «Много шума из ничего» Хренникова или «Дон-Кихот» Кара Караева — и сразу же вам станет ясно, что первое из этих сочинений написано под впечатлением комедии Шекспира, а второе — под впечатлением знаменитого романа Сервантеса.
Хренников назвал свое сочинение «симфонической сюитой», а Кара Караев — «симфоническими гравюрами». Яркая, жизнерадостная, полная блеска, увлекательного движения и искрящегося юмора музыка сюиты великолепно передает характер шекспировской комедии. Эта музыка вместе с композитором смеется над веселыми похождениями своих героев таким заразительным смехом, что и мы начинаем смеяться, увлеченные этим искренним весельем, остроумием самой музыки.
Кара Караев, напротив, почти вовсе обошел в своих «гравюрах» смешные стороны Дон-Кихота и его похождений. Он глубоко сочувствует благородным порывам «Рыцаря печального образа» и его постоянным неудачам. И он заставляет нас испытать чувство искренней печали, когда мы слушаем последнюю из «гравюр», где рассказывается о смерти Дон-Кихота, этого забавного чудака с прекрасной душой.
Но не ясно ли, что эти и многие подобные им сочинения просто не могли бы появиться на свет, если бы не было литературы!
Ну вот, теперь, кажется, можно и остановиться. Какое счастье, что все, о чем мы сейчас говорили, может произойти только в нашем воображении! Зато теперь мы ясно видим, какую гигантскую опору для музыки представляет ее «старшая сестра» — литература. Вот тут уж, перефразируя народную поговорку, можно смело сказать: «Из музыки литературы не выкинешь!».
А если выкинешь — потери окажутся невосполнимыми. Ведь благодаря литературе музыка не только становится богаче, но и сильнее воздействует на слушателей, делается более понятной и доступной огромному количеству людей.