Что было бы с музыкой если бы не было литературы ответ
Что было бы с музыкой если бы не было литературы ответ
Вопрос этот звучит, конечно, довольно странно, но я задал его специально для того, чтобы вы, отказавшись на несколько минут от привычных представлений, по-новому взглянули и на литературу и на музыку.
Сделаем первый шаг, чтобы ответить на этот вопрос. Представим себе, что нет на свете литературы — ни поэзии, ни прозы, ни драматургии (то есть пьес, предназначенных для постановки на театральной сцене). И нет, следовательно, музыки, которая с поэзией, прозой и драматургией связана. Что случится тогда с музыкой? Вы думаете, на этот вопрос ответить легко? Попробуем — сами убедитесь, что из этого получится.
Во-первых, нам придется распрощаться со всеми песнями, абсолютно всеми — и народными, и сочиненными профессиональными поэтами и композиторами; с песнями детскими и взрослыми; песнями сольными и хоровыми, массовыми и эстрадными, лирическими и героическими, шуточными и самыми серьезными; с песнями, созданными много веков назад, и песнями, еще не написанными, а только задуманными сегодня нашими современниками; с песнями народов нашей страны и с песнями народов всех стран мира.
Какие невероятные, немыслимые потери! Но не спешите, это еще только начало.
Вслед за песнями исчезнут все романсы, все дуэты, все трио и все квартеты, написанные для голосов, исчезнут вообще все вокальные ансамбли, когда-либо сочиненные, а за ними придет очередь всей хоровой музыки. А что такое хоровая музыка? Это ведь не только отдельные более или менее скромные по размерам сочинения, написанные для детских, юношеских, женских, мужских и смешанных хоров. Это и крупные произведения, играющие в хоровой музыке такую же роль, какую в оркестровой музыке играют симфоническая поэма и симфония. Это кантаты и оратории. А за кантатами и ораториями та же судьба постигнет самые крупные музыкальные произведения, в которых литература играет еще большую роль, так как к поэзии и прозе здесь добавляется еще и драматургия. Это — музыкальная драма, оперетта и, наконец, высшая форма музыкально-драматического, музыкально-театрального искусства — опера!
Чувствуете, какие грандиозные разрушения мы произвели с вами мысленно, изъяв из музыки все, что связано с искусством пения, а значит, и со словом, то есть с поэзией, с литературой.
Но и на этом мы не можем остановиться, если уж решили до конца ответить на заданный вопрос.
Ведь если исчезли все песни, то неминуемо исчезнут и все произведения, в которых использованы мелодии этих песен! Откуда же взяться этим мелодиям, если самих песен нет! Вот тут, припоминая все, о чем мы по этому поводу уже говорили, нам придется подписать «смертный приговор» великому множеству самых разнообразных произведений — оркестровых, камерных, фортепьянных и всяких иных: ведь песенными мелодиями своего народа (да и не только своего) пользовались едва ли не все композиторы, когда-либо жившие на земле.
Но даже и теперь мы еще не дошли в своем ответе до конца. Нам и с балетом надо расстаться. Ведь в основе всякого балета обязательно лежит какая-нибудь пьеса, сочиненная писателем, драматургом, то есть какое-нибудь литературно-драматическое произведение. Иногда это бывает классическое произведение, например, трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта» в балете Прокофьева, поэма Пушкина «Медный всадник» в балете Глиэра. Иногда это сказка — «Спящая красавица» и «Щелкунчик» у Чайковского. Иногда — пьеса, специально написанная по просьбе композитора, как, например, в балете Хачатуряна «Гаянэ».
Итак, мы расстались и с балетом. Ну, теперь-то уж всё? Нет, и это еще не всё.
Есть много музыкальных произведений, сами названия которых уже говорят об их связи с литературой. Такие произведения создавались в прошлые времена, создаются и в наши дни. Композиторы стремятся выразить в них свои впечатления от особенно увлекших их книг, хотят передать в музыке то, что им показалось самым важным, самым главным в этих книгах. И эти книги становятся своего рода «программой» таких сочинений, которые поэтому так и называются — «программными произведениями», и музыка такая называется «программной музыкой».
Вот встретите вы в концерте или в радиопередаче такие, например, сочинения: «Много шума из ничего» Хренникова или «Дон-Кихот» Кара Караева — и сразу же вам станет ясно, что первое из этих сочинений написано под впечатлением комедии Шекспира, а второе — под впечатлением знаменитого романа Сервантеса.
Хренников назвал свое сочинение «симфонической сюитой», а Кара Караев — «симфоническими гравюрами». Яркая, жизнерадостная, полная блеска, увлекательного движения и искрящегося юмора музыка сюиты великолепно передает характер шекспировской комедии. Эта музыка вместе с композитором смеется над веселыми похождениями своих героев таким заразительным смехом, что и мы начинаем смеяться, увлеченные этим искренним весельем, остроумием самой музыки.
Кара Караев, напротив, почти вовсе обошел в своих «гравюрах» смешные стороны Дон-Кихота и его похождений. Он глубоко сочувствует благородным порывам «Рыцаря печального образа» и его постоянным неудачам. И он заставляет нас испытать чувство искренней печали, когда мы слушаем последнюю из «гравюр», где рассказывается о смерти Дон-Кихота, этого забавного чудака с прекрасной душой.
Но не ясно ли, что эти и многие подобные им сочинения просто не могли бы появиться на свет, если бы не было литературы!
Ну вот, теперь, кажется, можно и остановиться. Какое счастье, что все, о чем мы сейчас говорили, может произойти только в нашем воображении! Зато теперь мы ясно видим, какую гигантскую опору для музыки представляет ее «старшая сестра» — литература. Вот тут уж, перефразируя народную поговорку, можно смело сказать: «Из музыки литературы не выкинешь!».
А если выкинешь — потери окажутся невосполнимыми. Ведь благодаря литературе музыка не только становится богаче, но и сильнее воздействует на слушателей, делается более понятной и доступной огромному количеству людей.
Чтобы стало с музыкой если бы не было литературы? (сообщение 1-2 листка) дам 39 баллов!
Вопрос этот звучит, конечно, довольно странно, но я задал его специально для того, чтобы вы, отказавшись на несколько минут от привычных представлений, по-новому взглянули и на литературу и на музыку.
Сделаем первый шаг, чтобы ответить на этот вопрос. Представим себе, что нет на свете литературы — ни поэзии, ни прозы, ни драматургии (то есть пьес, предназначенных для постановки на театральной сцене). И нет, следовательно, музыки, которая с поэзией, прозой и драматургией связана. Что случится тогда с музыкой? Вы думаете, на этот вопрос ответить легко? Попробуем — сами убедитесь, что из этого получится.
Во-первых, нам придется распрощаться со всеми песнями, абсолютно всеми — и народными, и сочиненными профессиональными поэтами и композиторами; с песнями детскими и взрослыми; песнями сольными и хоровыми, массовыми и эстрадными, лирическими и героическими, шуточными и самыми серьезными; с песнями, созданными много веков назад, и песнями, еще не написанными, а только задуманными сегодня нашими современниками; с песнями народов нашей страны и с песнями народов всех стран мира.
Какие невероятные, немыслимые потери! Но не спешите, это еще только начало.
Вслед за песнями исчезнут все романсы, все дуэты, все трио и все квартеты, написанные для голосов, исчезнут вообще все вокальные ансамбли, когда-либо сочиненные, а за ними придет очередь всей хоровой музыки. А что такое хоровая музыка? Это ведь не только отдельные более или менее скромные по размерам сочинения, написанные для детских, юношеских, женских, мужских и смешанных хоров. Это и крупные произведения, играющие в хоровой музыке такую же роль, какую в оркестровой музыке играют симфоническая поэма и симфония. Это кантаты и оратории. А за кантатами и ораториями та же судьба постигнет самые крупные музыкальные произведения, в которых литература играет еще большую роль, так как к поэзии и прозе здесь добавляется еще и драматургия. Это — музыкальная драма, оперетта и, наконец, высшая форма музыкально-драматического, музыкально-театрального искусства — опера!
Чувствуете, какие грандиозные разрушения мы произвели с вами мысленно, изъяв из музыки все, что связано с искусством пения, а значит, и со словом, то есть с поэзией, с литературой.
Но и на этом мы не можем остановиться, если уж решили до конца ответить на заданный вопрос.
Ведь если исчезли все песни, то неминуемо исчезнут и все произведения, в которых использованы мелодии этих песен! Откуда же взяться этим мелодиям, если самих песен нет! Вот тут, припоминая все, о чем мы по этому поводу уже говорили, нам придется подписать «смертный приговор» великому множеству самых разнообразных произведений — оркестровых, камерных, фортепьянных и всяких иных: ведь песенными мелодиями своего народа (да и не только своего) пользовались едва ли не все композиторы, когда-либо жившие на земле.
Урок 9 Тема урока: Обобщение темы четвери: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литература»
Главная > Урок
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Тема урока: Обобщение темы четвери: «Что стало бы с музыкой, если
бы не было литература».
Цель: Обобщить и систематизировать знания по изученному
Помочь учащимся осознать социальную, практическую и
личностную значимость темы четверти.
Формирование эстетического вкуса учащихся, умения вести
диалог, рассуждать, выделять основную мысль произведения,
Развитие музыкальных, исследовательских (умения
Способствовать развитию музыкального слуха, музыкальной
памяти, чистого исполнения, выразительности, вокально-
Способствовать воспитанию любви к музыке.
Оборудование : портреты композиторов, рисунки, музыкальный
центр, компьютер, мультимедийный проектор.
I Оргмомент. ( вход в класс под музыку «Дорога добра»)
Ребята, у нас на уроке гости, посмотрите, пожалуйста, на них, поприветствуйте их и, конечно же, улыбнитесь. А так как у нас урок музыки, то приветствие будет музыкальным. Приготовились.
Сообщение темы и цели урока.
Тема нашего сегодняшнего урока: Обобщение темы четвери: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литература». Как вы думаете, чем мы сегодня на уроке будем заниматься? (ответы детей)
Да, действительно весь урок мы будем повторять, закреплять, обобщать те знания, которые вы получили в течение четверти, чтобы почувствовать тесную связь музыки и литературы.
Эпиграфом к уроку можно взять следующие строки.
Литература, музыка всегда
Союз искусства и добра,
Союз великого, земного,
Такого близкого, родного
Искусства. Словно две сестры,
Две полноводные реки
Вдруг в русле вместе оказались,
В своем родстве не сомневались.
Одна из них звонче пела,
Другая говорить умела.
И часто обе сообщались,
Слова и звуки вдруг сплетались.
Рождалось новое творенье.
Тому виною – вдохновенье.
II Этап повторения изученного материала.
Ребята подготовили небольшие сообщения. Пожалуйста, выходите.
Откройся, мысль! Стань музыкою, слово!
Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!
1.Слово и музыка – два великих начала. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют, нередко спорят и борются, нередко приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновения и примирения порой рождают шедевры – песни, романсы, оперы.
2.Стихотворный текст способен придать музыке новое звучание. Он обогащает ее смыслом, оттенками чувств, красочностью тембров.
Творчество композитора превращает стихотворение в музыкальное произведение. Так поэзия становится частью музыки.
3.Литература дает жизнь многим жанрам музыкального искусства:
— вокальные жанры: песня, романс, кантата;
— сценические жанры: опера, балет, оперетта;
-жанры программной музыки, представляющие собой инструментальные произведения с литературным описанием содержания.
4.Литература и музыка: их союз навсегда отмечен печатью благородного воздействия друг на друга. Потому что и музыка у литературы, и литература у музыки учились только лучшему.
Учитель: Ребята, сейчас мы с вами проведем музыкальную викторину.
Назовите известного русского композитора, который на основе древнерусской былины «Садко – купец новгородский! создал оперу «Садко». (Н.А. Римский-Корсаков)
Что для песни необходим и очень важен? (Текст, стихи)
Упражнение для голоса без текста. (вокализ)
Что означает слово «либретто»? (литературный текст, предназначенный к постановке на сцене в музыкальном театре)
Каких русских композиторов вы знаете?
Музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют в сопровождении оркестра. (опера)
Назовите поэтов, на чьи стихи написаны песни? (Есенин, Фет, Пушкин)
Любимый поэт Свиридова? (Есенин)
Музыкальный спектакль, все герои которого танцуют. (балет)
Самый близкий, простой и понятный человеку вид музыкального произведения? (песня)
Учитель: на свете немало песен, и написано о них немало. И это понятно ведь песня является верным спутником человека всю его жизнь.
Давайте споем песню «Остров детства».
Для начала немножко распоемся.
III 1. «Остров детства»- исполнение песни с солистами.
А теперь проверим на экране в таблице.
Музыкальное театральное произведение, где сочетаются сольное, ансамблевое и хоровое пение, инструментальная музыка и декорационное искусство.
Музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, в исполнении которого участвуют хор, солисты и оркестр.
Литературный текст пьесы, предназначенный к постановке на сцене в музыкальном театре.
Мелодия, которая поется голосом без слов.
Музыкально – театральное произведение, в котором объединяются музыка, танец и сценическое действие.
Музыкальное произведение для симфонического оркестра.
Учитель : Следующее задание. Вы должны заполнить таблицу: назвать музыкальное произведение, автора и определить жанр это произведения.
Цель: определение знаний имен композиторов, названий музыкальных произведений и их жанров.
Название музыкального произведения
«Поэма памяти С. Есенина»
Название музыкального произведения
«Поэма памяти С. Есенина»
На доске рисунки к музыкальным произведениям.
Учитель : ребята, обратите внимание на доску, на свои рисунки. Что вы хотели на них изобразить. Пожалуйста, кто хочет рассказать. (ответы детей)
IV Учитель: А сейчас мы с вами напишем музыкальный тест. Я вам предлагаю 5 вопросов и на них по три ответа. Вы должны из трех выбрать правильный ответ.
За все правильные пять ответа вы получаете оценку «5»; за 4 правильных ответа оценку « 4», за 3 ответа оценку «3».
1.Каким русским композитором создано немало опер на сказочные сюжеты?
2. Кто из перечисленных композиторов является автором балета «Чиполлино»?
3.Как звали морскую царевну в опере «Садко»?
4.Кто из русских композиторов написал кантату «Поэма памяти С. Есенина»?
5. Кто из композиторов написал «Грустную песенку»?
Учитель : Итак, проверяем работу своего соседа. (на экране)
И выставляем ему оценку.
Учитель: Ребята, отгадайте, о каком композиторе идет речь?
( Учитель читает несколько предложений о композиторе )
На экране портреты композиторов
О каком композиторе идет речь
Русский композитор, пианист, дирижер. Его называли величайшим пианистом всех времен. Первой учительницей музыки была его мать. За всю свою жизнь написал:
3 оперы, кантату, 3 симфонии, концерты, сонаты, 83 романса. Не дожил до победы. Напряженная концертная деятельность сильно подорвала здоровье. 28 марта 1943 года он скончался. Самое известное его произведение «Итальянская полька» (наиграть)
Композиторы нередко писали сочинения для разных инструментов (не для пения) и называли их песнями, романсами, песенками, песнями без слов. Есть такие» бессловесные» песни у одного композитора. В них настолько певучие мелодии, что при исполнении мы ясно слышим, словно главный голос поет мелодию, а остальные аккомпанируют. Иногда к главному голосу присоединяется второй, и они оба вдвоем поют дуэтом, такт как это бывает в настоящих песнях.
Русский композитор 20 столетия.
Главным направлением его творчества была вокальная и хоровая музыка. Создал вокальный цикл «Страна отцов».
Сочинил песни, романсы, кантаты, оратории, хоровые произведения на стихи поэтов. На стихи Есенина написал около 50 произведений.
Русский композитор, называют величайшим среди музыкантов сказочников.
В эпиграф очерка взято его выражение:
«Мой род – это сказка, былина и непременно русские».
Слушая его музыку, мы постигаем истоки и источники вдохновения его музыки.
Он написал много опер (15), и большинство из них на сюжеты сказок, былин, народных сказаний. Одна из таких опер- сказок, опер-былин – опера « Садко ».
Н.А. Римский – Корсаков
Учитель: дома вам нужно было отгадать кроссворд «Музыка и литература».
Ученица читает стихотворение :
Тихо, тихо сядем рядом –
Входит музыка в наш класс
В удивительном наряде,
И раздвинутся вдруг стены –
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речкой пенной»
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки.
Тают в дымке голубой.
Это – музыка торопит
И ведет нас за собой!
Учитель: Ребята, давайте исполним изученную песню «Дорога Добра».
Ребята, давайте сделаем вывод и подведем итог нашего урока.
— Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?
Тяжело было бы музыки без литературы. И для небольшой песни, и для таких крупных произведений, как кантата, симфония, опера, балет, нужны слова, литературное содержание.
Если бы не было литературы, то во всем мире не существовало бы театров оперы и балета, а в концертных залов люди не услышали бы чудесных произведений, в которых звучат песни. Какой безрадостной была бы жизнь! Люди перестали бы петь, потому что исчезли бы песни: и народные, и композиторские.
«Песня – душа народа», говорят люди. Очень разными бывают песни. Невозможно даже перечислить все виды народной и композиторской песни,- настолько они разнообразны. В песне, как в энциклопедии, рассказана жизнь человеческая.
Если бы не было литературы, не появились бы не оперы и не балеты. Исчезли бы все виды вокальной музыки от простой детской песенки до больших сложных кантат, исчезло бы все богатство народной песенной музыки, исчезли бы оперы, балеты.
Про трех китов и про многое другое | Страница 32 | Онлайн-библиотека
Как бы мы ни утверждали равноправие в песне слов и музыки, придется все же признать, что жизнь песне дает музыка. Самые лучшие, самые «песенные» стихи не станут песней до тех пор, пока не поднимут их в полет крылья музыки.
Но, разумеется, так происходит только тогда, когда крылья эти достаточно сильны, чтобы и самим взлететь, да еще и слово с собой поднять! Нельзя, кажется, привести ни одного случая, чтобы песней стали даже самые прекрасные стихи, если на них написана плохая или хотя бы просто посредственная музыка. Нет! На немощных крыльях не в силах подняться в песенный полет даже сам Пушкин!
Впрочем, к этому трудному вопросу мы с вами еще вернемся попозже…
Зато не так уж редко мы встречаемся с обратной картиной. Крылья оказываются порой такими могучими, что поднимают на себе даже очень слабые, очень посредственные стихи. И так величественен, так прекрасен сам по себе полет этих могучих крыльев, что мы перестаем замечать все изъяны поднятых ими в полет стихов.
Вот чем объясняется тот известный факт, о котором я сказал в самом начале этой главы, что даже у Чайковского мы встречаем иногда изумительные по музыке песни и романсы, сочиненные им на весьма посредственные стихи. Однако можно побиться об заклад, что заметить это можно, только прочитав стихи без музыки. Но кто же это станет делать? Все слушают их в пении, когда они, озаренные светом гениальной музыки великого композитора, словно и сами начинают светиться отраженными лучами этого света.
Но пусть этот общеизвестный факт никогда не будет служить оправданием плохих стихов в песне! Пусть уж лучше на вопрос о том, что важнее в песне — музыка или стихи, — мы услышим: «Да разве ж они порознь существуют. »
Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?
Вопрос этот звучит, конечно, довольно странно, но я задал его специально для того, чтобы вы, отказавшись на несколько минут от привычных представлений, по-новому взглянули и на литературу и на музыку.
Сделаем первый шаг, чтобы ответить на этот вопрос. Представим себе, что нет на свете литературы — ни поэзии, ни прозы, ни драматургии (то есть пьес, предназначенных для постановки на театральной сцене). И нет, следовательно, музыки, которая с поэзией, прозой и драматургией связана. Что случится тогда с музыкой? Вы думаете, на этот вопрос ответить легко? Попробуем — сами убедитесь, что из этого получится.
Во-первых, нам придется распрощаться со всеми песнями, абсолютно всеми — и народными, и сочиненными профессиональными поэтами и композиторами; с песнями детскими и взрослыми; песнями сольными и хоровыми, массовыми и эстрадными, лирическими и героическими, шуточными и самыми серьезными; с песнями, созданными много веков назад, и песнями, еще не написанными, а только задуманными сегодня нашими современниками; с песнями народов нашей страны и с песнями народов всех стран мира.
Какие невероятные, немыслимые потери! Но не спешите, это еще только начало.
Вслед за песнями исчезнут все романсы, все дуэты, все трио и все квартеты, написанные для голосов, исчезнут вообще все вокальные ансамбли, когда-либо сочиненные, а за ними придет очередь всей хоровой музыки. А что такое хоровая музыка? Это ведь не только отдельные более или менее скромные по размерам сочинения, написанные для детских, юношеских, женских, мужских и смешанных хоров. Это и крупные произведения, играющие в хоровой музыке такую же роль, какую в оркестровой музыке играют симфоническая поэма и симфония. Это кантаты и оратории. А за кантатами и ораториями та же судьба постигнет самые крупные музыкальные произведения, в которых литература играет еще большую роль, так как к поэзии и прозе здесь добавляется еще и драматургия. Это — музыкальная драма, оперетта и, наконец, высшая форма музыкально-драматического, музыкально-театрального искусства — опера!
Чувствуете, какие грандиозные разрушения мы произвели с вами мысленно, изъяв из музыки все, что связано с искусством пения, а значит, и со словом, то есть с поэзией, с литературой.
Но и на этом мы не можем остановиться, если уж решили до конца ответить на заданный вопрос.
Ведь если исчезли все песни, то неминуемо исчезнут и все произведения, в которых использованы мелодии этих песен! Откуда же взяться этим мелодиям, если самих песен нет! Вот тут, припоминая все, о чем мы по этому поводу уже говорили, нам придется подписать «смертный приговор» великому множеству самых разнообразных произведений — оркестровых, камерных, фортепьянных и всяких иных: ведь песенными мелодиями своего народа (да и не только своего) пользовались едва ли не все композиторы, когда-либо жившие на земле.
Но даже и теперь мы еще не дошли в своем ответе до конца. Нам и с балетом надо расстаться. Ведь в основе всякого балета обязательно лежит какая-нибудь пьеса, сочиненная писателем, драматургом, то есть какое-нибудь литературно-драматическое произведение. Иногда это бывает классическое произведение, например, трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта» в балете Прокофьева, поэма Пушкина «Медный всадник» в балете Глиэра. Иногда это сказка — «Спящая красавица» и «Щелкунчик» у Чайковского. Иногда — пьеса, специально написанная по просьбе композитора, как, например, в балете Хачатуряна «Гаянэ».
Итак, мы расстались и с балетом. Ну, теперь-то уж всё? Нет, и это еще не всё.
Есть много музыкальных произведений, сами названия которых уже говорят об их связи с литературой. Такие произведения создавались в прошлые времена, создаются и в наши дни. Композиторы стремятся выразить в них свои впечатления от особенно увлекших их книг, хотят передать в музыке то, что им показалось самым важным, самым главным в этих книгах. И эти книги становятся своего рода «программой» таких сочинений, которые поэтому так и называются — «программными произведениями», и музыка такая называется «программной музыкой».
Вот встретите вы в концерте или в радиопередаче такие, например, сочинения: «Много шума из ничего» Хренникова или «Дон-Кихот» Кара Караева — и сразу же вам станет ясно, что первое из этих сочинений написано под впечатлением комедии Шекспира, а второе — под впечатлением знаменитого романа Сервантеса.
Хренников назвал свое сочинение «симфонической сюитой», а Кара Караев — «симфоническими гравюрами». Яркая, жизнерадостная, полная блеска, увлекательного движения и искрящегося юмора музыка сюиты великолепно передает характер шекспировской комедии. Эта музыка вместе с композитором смеется над веселыми похождениями своих героев таким заразительным смехом, что и мы начинаем смеяться, увлеченные этим искренним весельем, остроумием самой музыки.
Кара Караев, напротив, почти вовсе обошел в своих «гравюрах» смешные стороны Дон-Кихота и его похождений. Он глубоко сочувствует благородным порывам «Рыцаря печального образа» и его постоянным неудачам. И он заставляет нас испытать чувство искренней печали, когда мы слушаем последнюю из «гравюр», где рассказывается о смерти Дон-Кихота, этого забавного чудака с прекрасной душой.
Но не ясно ли, что эти и многие подобные им сочинения просто не могли бы появиться на свет, если бы не было литературы!
Ну вот, теперь, кажется, можно и остановиться. Какое счастье, что все, о чем мы сейчас говорили, может произойти только в нашем воображении! Зато теперь мы ясно видим, какую гигантскую опору для музыки представляет ее «старшая сестра» — литература. Вот тут уж, перефразируя народную поговорку, можно смело сказать: «Из музыки литературы не выкинешь!»
А если выкинешь — потери окажутся невосполнимыми. Ведь благодаря литературе музыка не только становится богаче, но и сильнее воздействует на слушателей, делается более понятной и доступной огромному количеству людей.
А что случилось бы с литературой, если бы не было музыки?
Придется опять начать с песни. Песенные стихи стали бы первой жертвой исчезновения музыки. Многие из них — прежде всего все народно-песенные стихи — не были бы написаны вовсе (раз нет песни, не было бы и причины сочинять такие стихи!), многие остались бы жить только своей поэтической жизнью, так никогда и не узнав радости свободного песенного полета.
Не зажили бы второй жизнью — совместно с музыкой — многие выдающиеся литературные произведения. А ведь музыка часто обогащала эти произведения, раскрывала их совсем с новой, иногда неожиданной стороны.