Что было дальше кинопоиск
«Что было дальше?» — выпуски, скандальные гости, участники
Шоу «Что было дальше?»
Рустам Саидахмедов на съемках «Что было дальше?».
Съемочная площадка «ЧБД».
Алексей Щербаков в перерыве между съемками «Что было дальше?».
Илья Макаров (слева) и Алексей Щербаков на съемках «Что было дальше?».
Тамби Масаев (слева) и Рустам Саидахмедов на съемках «Что было дальше?».
Первый выпуск развлекательного YouTube-шоу «Что было дальше?» вышел 25 апреля 2019-го. Самый популярный ролик посмотрели 42 миллиона раз. 5-tv.ru вспоминает историю создания шоу, участников и скандальных гостей.
«Что было дальше?» — история создания
Идею «Что было дальше?» придумал продюсер Максим Морозов. Он пригласил участвовать комиков Тамби Масаева и Рустама Саидахмедова («Рептилоида»). Продюсеры хотели назвать проект «И тут произошло самое смешное» и позвали участвовать юмористов «Импровизации» — Антона Шастуна, Арсения Попова, Дмитрия Позова и Сергея Матвиенко. На этапе запуска состав команды изменился : комики из «Импровизации» ушли, а Тамби и Рустам пригласили в «ЧБД» Алексея Щербакова и Нурлана Сабурова — известных телезрителям стендаперов. По словам Нурлана Сабурова, идея была на 100% оригинальной.
На одну из репетиций пришли комик Денис Косяков и блогер Александр Шпак. Когда авторы идеи поняли, что у шоу есть шансы на успех, решили снять первый выпуск. Гостем «Что было дальше?» стал шоумен Азамат Мусагалиев, но выпуск не вышел в эфир, потому что на пилотном выпуске и участники, и гость, и зрители чувствовали себя некомфортно. Нурлан Сабуров связал напряжение участников с неправильным временем съемки. По его мнению, днем зрители не любят смеяться. Премьера «Что было дальше?» состоялась 25 апреля 2019-го: истории рассказали хореограф Мигель и юморист Гарик «Бульдог» Харламов.
«Что было дальше?» — участники
Нурлан Сабуров
Instagram @labelcomedians
Комик из Казахстана Нурлан Сабуров исполняет роль ведущего в «Что было дальше?». Он ведет беседу с гостем и иногда сдерживает товарищей, когда те шутят слишком жестоко. До участия в «ЧБД» Нурлан играл в КВН и вел мероприятия. В 2014-м Нурлан с женой и дочерью переехал в Москву и пробовал себя в проекте канала ТНТ «Открытый микрофон». Дерзкие шутки Нурлана понравились зрителям. В 2018-м Сабурова называли одним из лучших комиков России. Сейчас он часто ездит по стране с гастролями и участвует в развлекательных шоу на телевидении.
Тамби Масаев
Instagram @labelcomedians
Тамби — один из постоянных комиков «Что было дальше?». Зрители считают его самым добрым и вежливым из участников, потому что он не использует мат в речи. Масаев родился в Нальчике и там же познакомился с Рустамом Саидахмедовым (Рептилоидом). Тамби играл во многих командах КВН, пока он и Рустам не решили создать комедийный дуэт «Лена Кука». Парни отправились на проект «Comedy Баттл» и дважды выиграли главный приз. Успешных юмористов звали на многие интернет-шоу. В 2019-м они присоединились к составу участников «Что было дальше?». Тамби участвует в проекте Lena Kuka Crew вместе с другом Рустамом. В 2021-м Масаев и Саидахмедов создали проект «Читка». В июне 2021-го появились слухи об уходе Тамби Масаева из шоу, но комик пока не прокомментировал информацию.
Рустам Рептилоид
Instagram @labelcomedians
Рустам Рептилоид входит в первый состав «Что было дальше?». Его фразы «Почему так часто пропадаешь?» и «Я уже у нее в голове» разошлись на мемы. Рептилоид поражает гостей танцевальными навыками: в детстве парень занимался спортивной гимнастикой и брейк-дансом. Рустам Саидахмедов (настоящая фамилия комика) родился в Нальчике. Он познакомился с Тамби Масаевым во время участия в КВН. Позже Тамби и Рустам создали дуэт «Лена Кука». Как и коллега, Рустам переехал в Москву. Кроме «ЧБД» Рустам участвует в других проектах LABELCOM (команда, которая занимается созданием шоу). Рустам стал ведущим шуточной викторины «Блиц-крик».
Рустам не принял участия в выпусках «Что было дальше?» с юмористом Павлом Волей и шоуменом, известным как Большой Русский Босс. На месте Рептилоида сидел Эмир Кашоков, коллега Саидахмедова по «Блиц-крику». Удивленные зрители завалили комментарии под выпусками вопросами «Где Рустам?», «Куда пропал Рептилоид?», «Почему ушел Рустам?». Поклонники обратились с вопросами к каждому участнику через социальные сети. Рустам воздерживается от комментариев. Юморист еще сильнее подогрел слухи об уходе из «ЧБД», когда принял участие в новом проекте комиков — «Читка» на YouTube-канале Lena Kuka Crew. Некоторые пользователи предположили, что Рустам займется новым проектом и не появится в «ЧБД». В одном из интервью Нурлан Сабуров рассказал, действительно ли Рустам ушел из проекта.
«Рустам никуда не делся, также в Москве занимается стендапом, комедиями, скетчами и так далее. Просто он устал от „ЧБД“», — поделился комик. По его мнению, Саидахмедов устал от популярности и фразы «Почему так часто пропадаешь», которая стала вирусной.
Алексей Щербаков
Instagram @labelcomedians
Стендапера Алексея Щербакова считают самым несдержанным и жестким из постоянных участников «Что было дальше?». На старте проекта Алексей поддерживал образ глупого комика и постоянно перебивал гостей, задавая уточняющие вопросы. Зрители задавались вопросом: Щербаков действительно не понимает или притворяется?
До карьеры юмориста Алексей отслужил в армии и поработал электромонтажником в метро. Он пришел в «Comedy Баттл», чтобы стать резидентом Comedy Club, но члены жюри не оценили выступление шутника. В 2015-м Алексей участвовал на открытом микрофоне в проекте ТНТ, где неизвестные юмористы выступают перед зрителями. Зрителям понравились шутки Щербакова, и юмориста позвали выступать в числе основного состава телепередачи. Он стал резидентом нескольких юмористических проектов на телевидении и снимался в скетчах для YouTube-проектов коллег, в том числе Антона Лапенко. Позже Щербаков начал развивать собственный YouTube-канал. В апреле 2019-го вышел первый выпуск «ЧБД» с участием юмориста.
Илья Макаров
Instagram @labelcomedians
Юморист Илья Макаров хорошо знаком поклонникам канала Labelcom по шоу «Понты», «Созвон» и «Блиц-крик». До появления в «ЧБД» Илья учился на архитектурном факультете и получил специальность дизайнера интерьера, но не стал работать по профессии. Илья решил, что шутить получается у него лучше, поэтому решил стать юмористом. Он поучаствовал в юмористических телепроектах, где запомнился телезрителям. Позже Макаров выступал с Антоном Шастуном. К каналу Labelcom Илья присоединился в 2016-м, а через четыре года занял место Сергея Деткова в самом популярном шоу канала «Что было дальше?». В первом выпуске с участием Ильи гостем был Никита Джигурда. Зрители отметили, что Макаров сразу влился шоу, и высоко оценили юмор комика.
Эмир Кашоков
YouTube / LABELCOM
Эмир Кашоков родился в Нальчике. В студенческие годы Эмир познакомился с Тамби Масаевым и Рустамом Рептилоидом, с которыми создал команду КВН «Лена Кука». Несколько игр Эмир выходил на сцену с командой, но позже ушел из коллектива, чтобы писать сценарии для него. Комик объяснил это тем, что не любит чрезмерное внимание. Вместе с друзьями Эмир присоединился к команде проекта Labelcom. Он — постоянный участник программы «Блиц-крик». В викторине Эмир поясняет значения правильных вариантов. В выпусках с Павлом Волей и Большим Русским Боссом Кашоков заменил Рустама Рептилоида. Зрители разделились: одни требовали возвращения Рустама в кресло участника, а другие просили оставить Эмира в «ЧБД». Кашоков запомнился поклонникам «ЧБД» спокойствием и интеллектуальными отсылками в шутках.
Артур Чапарян — экс-участник «Что было дальше?»
YouTube / LABELCOM
Еще одним участником «Что было дальше?» был Артур Чапарян. Он не перебивал гостей, поэтому его прозвали самым молчаливым комиком. Знаменитости чаще всего называли его версии лучшими. До проекта Артур писал шутки в КВН и выступал с ними в барах. В 2013-м стендапер выступал на открытых микрофонах. Интернет-пользователи знают Чапаряна по телеграм-каналу «Бывшая», где он писал выдуманные сообщения от бывшей, которые получали подписчики. Когда канал набрал аудиторию, Чапарян продал его за миллион рублей. Юморист снимался только в первом сезоне «ЧБД». Сейчас Артур — резидент московского клуба Stand Up Club #1. В 2020-м он вернулся в «ЧБД» в качестве гостя и стал героем одного из выпусков.
Сергей Детков — экс-участник «Что было дальше?»
Instagram @sergii_detkov
Сергей Детков родился в Запорожье. У Сергея с рождения отсутствует левая рука. Детков иронизирует над особенностью и не обижается на шутки коллег. Несколько раз особенность Сергея обыгрывали и в «Что было дальше?». Певец Олег Майами пошутил над Детковым неудачно: он подал две руки Деткову для рукопожатия. Резиденты «ЧБД» посчитали это оскорблением Деткова и защитили коллегу.
Стендапер поучаствовал в 17 выпусках «Что было дальше?». Сергея считали одним из самых дерзких комиков наряду с Алексеем Щербаковым. До участия в «ЧБД» Детков, как и другие участники, играл в КВН и выступал в составе команды «Сборная Запорожья». С переездом в Россию стендапер продолжил карьеру и выступал на открытых микрофонах. Сергей Детков ушел из «Что было дальше?» в сентябре 2020-го. Он так и не рассказал причины ухода. В выпуске с Павлом Волей Сергей Детков пришел в студию в качестве гостя.
«Что было дальше?» — гости
Настя Ивлеева в «Что было дальше?»
YouTube / LABELCOM
После выхода «ЧБД» Ивлеева в социальных сетях рассказала, что комики просто ее пожалели. Резиденты «Что было дальше?» приняли во внимание слова блогера и пригласили ее в студию для съемки новогоднего выпуска. В этот раз парни не стеснялись в выражениях, а Ивлеева растерялась и отвечала на шутки комиков высокомерно. Позже девушка призналась, что просто не поняла, как реагировать на поведение участников.
« Вместо того чтобы расслабиться, я пошла в атаку: „Слышь, ты че?“. Ребят из „ЧБД“ абсолютно уважаю. Классное шоу, но это не мой юмор. В обычной жизни я не смотрю „ЧБД“, какие бы гости туда ни приходили. Мне просто неинтересно. Я это не люблю. Когда пришла туда в первый раз, мне внутри показалось, что я молодец», — рассказывала Настя.
Новогодний выпуск, где поучаствовала Настя Ивлеева, набрал 42 миллиона просмотров. Это самое популярное видео на канале LABELCOM.
Богдан Титомир в «Что было дальше?»
Еще одним скандальным гостем «Что было дальше?» стал экс-участник группы «Кар-Мэн» Богдан Титомир. Звезда 90-х пришел на съемку пьяным. Он вел себя неадекватно: оскорблял участников, отвечал на их вопросы только матом и даже плюнул на ковер. Комики и зрители растерялись и не смогли продолжить разговор. Пользователям сети тоже не понравилось поведение Титомира: в комментариях под выпуском звезду 90-х назвали «редкостной дичью».
Отар Кушанашвили в «Что было дальше?»
Некоторые знаменитости, которые приходят в студию «Что было дальше?», справляются с «прожаркой» шутников и блестяще отвечают на их выпады. Одним из таких гостей стал телеведущий Отар Кушанашвили. Он держался с юмористами на одной волне и несколько раз похвалил шутки комиков. В ходе беседы Отар «срывал покровы»: он рассказал, что ему должны деньги актер Гоша Куценко, продюсер Иосиф Пригожин и композитор Игорь Крутой.
Лолита в «Что было дальше?»
Джиган в «Что было дальше?»
YouTube / LABELCOM
В третий раз Джиган сел на место ведущего шоу Нурлана Сабурова, который рассказывал историю как гость «ЧБД». В ходе беседы комики решили разыграть Джигана и убедили его, что настоящее имя Сабурова — Нурсултан. Когда Джиган нашел верную информацию в интернете, зал с восторгом аплодировал рэперу. Зрители назвали это лучшим моментом этого выпуска «ЧБД».
Павел Воля в «Что было дальше?»
Юморист Павел Воля стал первым гостем «ЧБД» после двухмесячного перерыва. Встреча прошла на дружеской ноте: участники «Что было дальше?» подкалывали резидента Comedy Club за его прозвище «Снежок» и вспомнили, как Павел Воля признавался в любви жене, Ляйсан Утяшевой, со сцены. Воля рассказал историю, как встретился со своим двойником в 2007-м. Похожий на него парень работал официантом. Павел решил разыграть зрителей и отправил двойника выступать за него. В поезде и в гостинице подмены не заметили, и двойник юмориста вышел на сцену. После премьеры выпуска Павел Воля опубликовал видео в социальных сетях, как тот самый двойник выступает за него на концерте в Санкт-Петербурге.
Big Russian Boss (Большой Русский Босс) в «Что было дальше?»
YouTube / LABELCOM
Как «Кинопоиск» стал главным киноресурсом Рунета
Ритмом жизни 33-летний основатель «Кинопоиска» Виталий Таций не слишком похож на владельца стремительно растущего бизнеса. В пятницу, накануне интервью Forbes, у него сломался мобильник, выходные Виталий провел на даче без связи, в понедельник наконец выбрался в Москву, но только к вечеру забрал телефон из ремонта. Таций как будто не торопится: он никогда не берет кредитов, всего раз в жизни давал платную рекламу. Тем не менее сайт о кино «Кинопоиск», появившись далеко не первым, за 10 лет стал самым популярным в своем жанре и одним из самых посещаемых ресурсов всего Рунета: 2 млн посетителей в день (его опережает менее десятка сайтов), несколько миллионов долларов годовой выручки. Как так получилось?
МИСиС не Стэнфорд. На факультете информатики и экономики, рассказывает Виталий, учили устаревшие «бейсик» и «паскаль». Студенты учились программировать по книжкам. Вместе с однокурсником Дмитрием Сухановым Таций писал компьютерные игры — «так, для развлечения». Диплом Таций защитил с двухлетним опозданием и не забрал. «Как-то немножко лень было», — вспоминает он.
«Что-то придумать в интернете» предложил Суханов, а Таций, продолжавший прилежно пополнять свою базу, решил, что она и есть это «что-то». В начале 2003 года партнеры засели за создание сайта. Писали ночами — оба к тому времени уже работали программистами. Обязанности распределились от противного. «У Димы не очень хорошо с чувством прекрасного, а у меня не очень хорошо с программированием», — объясняет Таций, создавший дизайн «Кинопоиска», несильно изменившийся с тех пор.
В ноябре 2003-го Kinopoisk.ru открылся для пользователей. В первый месяц пришло 4700 человек, во второй — 24 000. Рыночный ландшафт не сулил успеха. У похожего сайта Kinomania.ru месячная посещаемость уже тогда достигала 160 000 пользователей. У Film.ru — превысила 100 000. Были и другие конкуренты — Filmz.ru, Kinokadr.ru, Kino-govno.ru, у всех были базы фильмов, новости, форумы о кино.
Прошло 10 лет: у «Киномании» и «Фильма» сейчас порядка 1,5 млн посетителей в месяц, а у «Кинопоиска» — 25 млн. В чем его преимущество?
Когда в начале 2003-го два недавних студента взялись за дело, в их базе было 4000 фильмов, а в момент открытия сайта — несколько десятков тысяч, рассказывает Таций, объясняя это работой основателей и добровольных помощников — фанатов кино. Суханов, не любящий перечислять свои достижения, поясняет только, что создал удобное средство для загрузки на сайт данных о фильмах и автоматического перевода имен и фамилий. Конкуренты видят ситуацию иначе.
«Кинопоиск» родился как копия базы кино IMDb», — уверен основатель Film.ru Сергей Аксенов. «Спарсили базу IMDb», — поддерживает коллегу главный редактор и сооснователь сайта Kino-govno.com Михаил Судаков. «Спарсить» значит разобрать html-страницу на «информационные кирпичики» и затем сложить из них другую страницу — уже на своем сайте. Делается это при участии специальной программы-робота. «Воспользовались, в общем, базой IMDb», — подводит итог Роман Корнеев, издатель Kinokadr.ru.
IMDb — крупнейшая в мире база с описаниями фильмов, режиссеров, актеров. Сейчас в ней 2,5 млн фильмов и 5 млн персоналий, большинство которых малоизвестны, но придают базе полноту. Основал ее 30 лет назад британский программист Кол Нидхэм, собрав воедино «микробазы» любителей всего мира. Базу пополняли все желающие, а Нидхэм на рекламные поступления нанял «дата-менеджеров» для проверки контента.
В 1998-м Нидхэм продал IMDb компании Amazon, которая превратила ее в площадку для торговли DVD. С тех пор база живет, не заботясь о доходах. IMDb заявляет, что ее информацию нельзя использовать для создания других баз кино, но за выполнением этого требования не следит. Единственный судебный процесс был затеян не ею: вьетнамская актриса Жюни Хоанг подала в суд, заявив, что IMDb обнародовала ее возраст (Хоанг родилась в 1971-м, ей сейчас 41) и тем нанесла материальный урон, лишив выгодных контрактов; процесс еще не закончился. Письма и звонки Forbes в пресс-службу IMDb, отделы копирайта и PR остались без ответа.
Но откуда бы ни взялась база «Кинопоиска», ее размер был критически важен для старта. Киношный сайт может быть более или менее пристрастным, может тщательно или не очень отбирать рецензии, но пока о нем мало известно, база решает все — ведь основную часть трафика сайтам про кино приносят поисковики через запросы по фильмам и актерам. «У всех большие заходы с поисковиков, такова наша специфика», — говорит основатель и совладелец Kinomania.ru Владислав Момджян. — У нас это 80–90% трафика. У «Кинопоиска» — примерно 60%. А сайт Alexa.com, анализирующий посещаемость сайтов, показывает: главные слова, приводившие в последнее время людей на «Кинопоиск», — это название приключенческой драмы «Жизнь Пи» и фильм про зомби «Тепло наших тел».
Сайт, который сам себя наполняет, — чем не мечта интернет-стартапера. Вскоре «Кинопоиск» уже получал информацию почти автоматически — от пользователей, прокатчиков, кинотеатров. Оставалось лишь обработать ее с минимальными затратами. При этом, как и на «Википедии», находятся добровольцы, готовые делать это хоть бесплатно. Важно только, чтобы все работало быстро и четко — любители кино не станут ждать и разбираться в сложной структуре. Суханов, человек серьезный и положительный, больше любит говорить о том, что еще на сайте недоделано, но с задачей «чтобы все открывалось» всегда справлялся. «У «Кинопоиска» очень хорошие программисты, — признает, несмотря на обиду, Сергей Аксенов. — У них всегда получалось чуть-чуть быстрее и чуть-чуть лучше, чем у нас».
В 2009-м DST продал свою долю «Кинопоиска» французской AlloCine, которая владеет сайтами о кино во Франции, Китае и еще нескольких странах, а сама принадлежит фонду Tiger Global, который, кстати, примерно тогда же продал DST 15% Mail.ru. «Представители DST говорили, что сделка с нашими 40% была нерыночной, это был какой-то обмен акциями. Кажется, Мильнер еще при покупке нас знал, кому потом продаст», — вспоминает Таций. Ни он, ни участники сделки не стали комментировать ее финансовую сторону.
В начале 2010-го деньги Мильнера закончились. Французы помогли, но не деньгами, а технологиями. Именно они посоветовали «Кинопоиску» тогда еще только рождавшийся рекламный формат «брендирование» — на весь экран разворачивается картинка рекламодателя, а в ее середину встраивается сайт.
Что дальше? Вырастут ли обороты «Кинопоиска» до десятков миллионов долларов, войдет ли он в составляемый Forbes ежегодно список крупнейших компаний Рунета? Сайты о кино, не показывающие кино, не сулят грандиозных оборотов. Выручка французского сайта группы AlloCine достигла в прошлом году €22 млн, рассказал Forbes Грегуар Лассаль, президент — генеральный директор AlloCine. А AlloCine во Франции первопроходец — они начали еще в 1993-м как служба бронирования билетов по телефону и уже в 1997-м запустили сайт о кино.
«Пока есть торренты, кинотеатры в интернете — это выброшенные миллионы долларов», — пожимает плечами Таций. У него другой план. Во-первых, больше рекламы в роликах («Людям не нравится, но они должны нас понять»), во-вторых, развивать мобильные версии сайта — именно их «Кинопоиск» рекламировал тот единственный раз, когда заплатил за это деньги («Почему-то «Афиша» согласилась поставить нашу, их конкурента, рекламу. Я бы не стал»).
Еще один план Тация: проникнуть на рынок кино онлайн исподволь, собрав на сайте в специальном разделе все онлайн-кинотеатры (Ivi, Tvigle, Tvzavr и пр.) и дав посетителям возможность поиска сразу всюду — за отчисления «Кинопоиску» от доходов этих порталов. Его медлительность тут на пользу: ни один российский онлайн-кинотеатр пока не стал прибыльным, в то время как «Кинопоиск» — небольшая, но успешная машина по зарабатыванию денег. «Мы были бы рады увеличить наш пакет в «Кинопоиске», но г-н Таций не выразил желания продавать нам дополнительные акции», — вздыхает Грегуар Лассаль из AlloCine.
Как «Кинопоиск» стал главным киноресурсом Рунета
Ритмом жизни 33-летний основатель «Кинопоиска» Виталий Таций не слишком похож на владельца стремительно растущего бизнеса. В пятницу, накануне интервью Forbes, у него сломался мобильник, выходные Виталий провел на даче без связи, в понедельник наконец выбрался в Москву, но только к вечеру забрал телефон из ремонта. Таций как будто не торопится: он никогда не берет кредитов, всего раз в жизни давал платную рекламу. Тем не менее сайт о кино «Кинопоиск», появившись далеко не первым, за 10 лет стал самым популярным в своем жанре и одним из самых посещаемых ресурсов всего Рунета: 2 млн посетителей в день (его опережает менее десятка сайтов), несколько миллионов долларов годовой выручки. Как так получилось?
МИСиС не Стэнфорд. На факультете информатики и экономики, рассказывает Виталий, учили устаревшие «бейсик» и «паскаль». Студенты учились программировать по книжкам. Вместе с однокурсником Дмитрием Сухановым Таций писал компьютерные игры — «так, для развлечения». Диплом Таций защитил с двухлетним опозданием и не забрал. «Как-то немножко лень было», — вспоминает он.
«Что-то придумать в интернете» предложил Суханов, а Таций, продолжавший прилежно пополнять свою базу, решил, что она и есть это «что-то». В начале 2003 года партнеры засели за создание сайта. Писали ночами — оба к тому времени уже работали программистами. Обязанности распределились от противного. «У Димы не очень хорошо с чувством прекрасного, а у меня не очень хорошо с программированием», — объясняет Таций, создавший дизайн «Кинопоиска», несильно изменившийся с тех пор.
В ноябре 2003-го Kinopoisk.ru открылся для пользователей. В первый месяц пришло 4700 человек, во второй — 24 000. Рыночный ландшафт не сулил успеха. У похожего сайта Kinomania.ru месячная посещаемость уже тогда достигала 160 000 пользователей. У Film.ru — превысила 100 000. Были и другие конкуренты — Filmz.ru, Kinokadr.ru, Kino-govno.ru, у всех были базы фильмов, новости, форумы о кино.
Прошло 10 лет: у «Киномании» и «Фильма» сейчас порядка 1,5 млн посетителей в месяц, а у «Кинопоиска» — 25 млн. В чем его преимущество?
Когда в начале 2003-го два недавних студента взялись за дело, в их базе было 4000 фильмов, а в момент открытия сайта — несколько десятков тысяч, рассказывает Таций, объясняя это работой основателей и добровольных помощников — фанатов кино. Суханов, не любящий перечислять свои достижения, поясняет только, что создал удобное средство для загрузки на сайт данных о фильмах и автоматического перевода имен и фамилий. Конкуренты видят ситуацию иначе.
«Кинопоиск» родился как копия базы кино IMDb», — уверен основатель Film.ru Сергей Аксенов. «Спарсили базу IMDb», — поддерживает коллегу главный редактор и сооснователь сайта Kino-govno.com Михаил Судаков. «Спарсить» значит разобрать html-страницу на «информационные кирпичики» и затем сложить из них другую страницу — уже на своем сайте. Делается это при участии специальной программы-робота. «Воспользовались, в общем, базой IMDb», — подводит итог Роман Корнеев, издатель Kinokadr.ru.
IMDb — крупнейшая в мире база с описаниями фильмов, режиссеров, актеров. Сейчас в ней 2,5 млн фильмов и 5 млн персоналий, большинство которых малоизвестны, но придают базе полноту. Основал ее 30 лет назад британский программист Кол Нидхэм, собрав воедино «микробазы» любителей всего мира. Базу пополняли все желающие, а Нидхэм на рекламные поступления нанял «дата-менеджеров» для проверки контента.
В 1998-м Нидхэм продал IMDb компании Amazon, которая превратила ее в площадку для торговли DVD. С тех пор база живет, не заботясь о доходах. IMDb заявляет, что ее информацию нельзя использовать для создания других баз кино, но за выполнением этого требования не следит. Единственный судебный процесс был затеян не ею: вьетнамская актриса Жюни Хоанг подала в суд, заявив, что IMDb обнародовала ее возраст (Хоанг родилась в 1971-м, ей сейчас 41) и тем нанесла материальный урон, лишив выгодных контрактов; процесс еще не закончился. Письма и звонки Forbes в пресс-службу IMDb, отделы копирайта и PR остались без ответа.
Но откуда бы ни взялась база «Кинопоиска», ее размер был критически важен для старта. Киношный сайт может быть более или менее пристрастным, может тщательно или не очень отбирать рецензии, но пока о нем мало известно, база решает все — ведь основную часть трафика сайтам про кино приносят поисковики через запросы по фильмам и актерам. «У всех большие заходы с поисковиков, такова наша специфика», — говорит основатель и совладелец Kinomania.ru Владислав Момджян. — У нас это 80–90% трафика. У «Кинопоиска» — примерно 60%. А сайт Alexa.com, анализирующий посещаемость сайтов, показывает: главные слова, приводившие в последнее время людей на «Кинопоиск», — это название приключенческой драмы «Жизнь Пи» и фильм про зомби «Тепло наших тел».
Сайт, который сам себя наполняет, — чем не мечта интернет-стартапера. Вскоре «Кинопоиск» уже получал информацию почти автоматически — от пользователей, прокатчиков, кинотеатров. Оставалось лишь обработать ее с минимальными затратами. При этом, как и на «Википедии», находятся добровольцы, готовые делать это хоть бесплатно. Важно только, чтобы все работало быстро и четко — любители кино не станут ждать и разбираться в сложной структуре. Суханов, человек серьезный и положительный, больше любит говорить о том, что еще на сайте недоделано, но с задачей «чтобы все открывалось» всегда справлялся. «У «Кинопоиска» очень хорошие программисты, — признает, несмотря на обиду, Сергей Аксенов. — У них всегда получалось чуть-чуть быстрее и чуть-чуть лучше, чем у нас».
В 2009-м DST продал свою долю «Кинопоиска» французской AlloCine, которая владеет сайтами о кино во Франции, Китае и еще нескольких странах, а сама принадлежит фонду Tiger Global, который, кстати, примерно тогда же продал DST 15% Mail.ru. «Представители DST говорили, что сделка с нашими 40% была нерыночной, это был какой-то обмен акциями. Кажется, Мильнер еще при покупке нас знал, кому потом продаст», — вспоминает Таций. Ни он, ни участники сделки не стали комментировать ее финансовую сторону.
В начале 2010-го деньги Мильнера закончились. Французы помогли, но не деньгами, а технологиями. Именно они посоветовали «Кинопоиску» тогда еще только рождавшийся рекламный формат «брендирование» — на весь экран разворачивается картинка рекламодателя, а в ее середину встраивается сайт.
Что дальше? Вырастут ли обороты «Кинопоиска» до десятков миллионов долларов, войдет ли он в составляемый Forbes ежегодно список крупнейших компаний Рунета? Сайты о кино, не показывающие кино, не сулят грандиозных оборотов. Выручка французского сайта группы AlloCine достигла в прошлом году €22 млн, рассказал Forbes Грегуар Лассаль, президент — генеральный директор AlloCine. А AlloCine во Франции первопроходец — они начали еще в 1993-м как служба бронирования билетов по телефону и уже в 1997-м запустили сайт о кино.
«Пока есть торренты, кинотеатры в интернете — это выброшенные миллионы долларов», — пожимает плечами Таций. У него другой план. Во-первых, больше рекламы в роликах («Людям не нравится, но они должны нас понять»), во-вторых, развивать мобильные версии сайта — именно их «Кинопоиск» рекламировал тот единственный раз, когда заплатил за это деньги («Почему-то «Афиша» согласилась поставить нашу, их конкурента, рекламу. Я бы не стал»).
Еще один план Тация: проникнуть на рынок кино онлайн исподволь, собрав на сайте в специальном разделе все онлайн-кинотеатры (Ivi, Tvigle, Tvzavr и пр.) и дав посетителям возможность поиска сразу всюду — за отчисления «Кинопоиску» от доходов этих порталов. Его медлительность тут на пользу: ни один российский онлайн-кинотеатр пока не стал прибыльным, в то время как «Кинопоиск» — небольшая, но успешная машина по зарабатыванию денег. «Мы были бы рады увеличить наш пакет в «Кинопоиске», но г-н Таций не выразил желания продавать нам дополнительные акции», — вздыхает Грегуар Лассаль из AlloCine.