Что было дальше олдбой
Олдбой: некоторые любят похолоднее
Этот корейский фильм начинается, как комедия, и, пройдя через стадии детектива, драмы и психологического триллера, поднимается на уровень кровавых шекспировских трагедий типа «Тита Андроника». Он получил множество престижных премий и удостоился восторженных отзывов критиков и простых зрителей. Кого-то приводят в восторг жестокие драки или шевелящиеся щупальца осьминога, торчащие изо рта главного героя; кого-то – зловещий и таинственный враг, много лет продержавший несчастного Олдбоя в застенках. Но все едины в одном: чувства после просмотра фильма иным словом, чем «потрясение», не передашь. И дело не в фонтанах крови или съеденных моллюсках – просто сила мести и любви, родившей эту месть, не отпускает, словно порочный ночной кошмар.
Кто такой Олдбой?
Слово «Олдбой» переводится с английского и как «старина», «дружище», и как «старый ученик школы». В отношении главного героя верны оба перевода. Он и в самом деле «наш старый добрый парень», вызывающий улыбку и симпатию. Но, чтобы понять причину обрушившихся на него несчастий, Олдбою придётся вернуться в прошлое, в школьные годы.
Зовут его О Дэ Су, то есть «живущий одним днём». Таким он и предстаёт перед нами в начале фильма – весёлый, милый, безответственный шалопай. Первые кадры – хроника из полицейского участка: голоса полицейских за кадром уговаривают его успокоиться, а он брыкается, пытается помочиться в угол, дразнит стражей правопорядка. Наш «старина» напился в день рождения дочки, но не забыл купить ей подарок – смешные игрушечные крылья ангелочка. Что ещё сделать с таким милашкой? Только «понять и простить». Но, едва покинув стены участка, наш «старина» попадает в кошмар, который затянется на 14 лет.
Месть, как она есть
Тема мести невольно возвращает нашу память к «Графу Монте-Кристо». Как и несчастный Эдмон Дантес, Олдбой попал в тюремные застенки за вину, которой он не знал и не понимал. Как и герой Дюма, он от тупого отчаянья и бунта перешёл к анализу своей жизни, попытке побега и самообразованию, только роль всеведущего аббата Фариа для него играл телевизор. Как и для графа Монте-Кристо, главным в жизни Олдбоя стала месть человеку, засадившему его в застенки. Но здесь сходство заканчивается.
Враг Олдбоя – Ли У Чжин – страшен не потому, что богат и всесилен. Он – другое лицо всё того же графа Монте-Кристо, с его болезненным желанием отомстить и принесшим всю свою жизнь в жертву этой страсти. Его юный облик кажется неестественным, но в этом – особый психологический смысл: жизнь У Чжина остановилась, он не живёт, не стареет. Он умер когда-то в юности, в страшный момент смерти сестры, и с тех пор, подчинив все мысли мести, отказался от собственной жизни. Слова о мести как о блюде, подаваемом в холодном виде, не оправдываются в «Олдбое». Спустя много лет чувства героев всё так же обострены и горячи, а действия далеки от рассудка.
Преступление и наказание
Первый психологический слой фильма состоит в том, что месть бесплодна и разрушает психику. Второй – касается адекватности преступления и наказания, и того, что случается с человеком, когда он берёт на себя функции судьи, следователя и палача одновременно. В чём, строго говоря, виновен О Дэ Су? «В том, что много говорил», — отвечает его палач. Случайно, походя, просто от того, что молодой парнишка не смог удержать язык за зубами, он разрушил чью-то жизнь. Разрушил, сам не зная об этом. Но ещё хуже – он забыл. Забыл напрочь действующих лиц истории, в которую ввязался случайно.
Любое наше действие может иметь разрушительные последствия. Любое слово, сказанное нами, может стать причиной самых кардинальных изменений в жизни людей, о которых мы толком ничего не знаем. Как эффект «домино» — только тронь одну костяшку, и начнётся стремительное движение. Как круги от камня, небрежно брошенного в воду. Вот только в случае с О Дэ Су, бросившему маленький камешек в чужой пруд, лёгкая зыбь на воде превратилась в цунами.
Презумпция виновности
Виновен ли Дэ Су? Если суд обязан подходить к обвиняемому с позиций презумпции невиновности, то он сам себя уже считает виноватым. Сидя в тюрьме, Олдбой составляет списки людей, которых мог обидеть, и которые могли затаить на него злость. Список получается весьма внушительным. Так ли мил и хорош наш «старина», как это казалось нам в начале?
Насколько виноват в произошедшем У Чжин? В основе случившегося лежат его грехи: он занимался любовными играми с родной сестрой, он не удержал её в момент падения с плотины. Казалось бы, он мечтает свалить свою вину на болтливого О Дэ Су, разгласившего их с сестрой постыдную тайну. 14 лет он терпеливо ждёт, когда в списках Олдбоя появится его имя; не дождавшись, отпускает его на свободу и продолжает играть с ним, как кошка с мышкой. Совершив месть и насладившись ею, У Чжин казнит сам себя, оставив Дэ Су жить в полном сознании своей вины. Он добился, чего хотел, и теперь вынес себе окончательный приговор. Потому ли, что потерял дальнейший смысл жизни, или потому, что хочет понести свою долю ответственности – остаётся судить зрителю.
Олдбой 2003 vs Олдбой 2013
10 лет спустя после триумфа «Олдбоя» в Голливуде был снят ремейк, провалившийся в прокате. Ряд существенных расхождений в сценариях привёл и к расхождениям в психологическом смысле фильмов. Герой голливудского варианта, рекламщик Джо Дюссе, не вызывает никакой симпатии с первых кадров, как и его антагонист.
Психологический подтекст американского фильма получился плоским и утрированным; Спайк Ли снял обычный триллер, к тому же изменив концовку. В американском варианте Олдбой добровольно возвращается в тюрьму, материально обеспечив будущее своей дочери. Корейский вариант тем и хорош, что материальная сторона заботит героев меньше всего; пошли О Дэ Су бриллианты Ми До, она выбросила бы их на помойку, как мусор.
Смысл концовки фильма
Страшная правда, открывшаяся О Дэ Су, не сломила его, как кажется на первый взгляд. Он идёт на крайнюю степень унижения, только бы сохранить её в тайне от дочери. Он находит единственный выход – обратиться к женщине-гипнотизёру, которая работала на У Чжина, чтобы та заставила его забыть то, что он узнал от своего мучителя, и попытаться жить дальше.
Дэ Су, несмотря ни на что, не пытается покончить с собой, он старается сохранить оставшиеся крупицы достоинства. Ведь, в сущности, он не убийца и не садист.
Секунды счастливого непонимания и блаженная улыбка на лице Олдбоя сменяются гримасой. Складывается впечатление, что на этот раз могучая сила гипноза на него не подействовала. Возможно, потому, что есть вещи, которые невозможно забыть ни за что и никогда. А может быть, и потому, что теперь Дэ Су физически отторгает забвение, которое слишком дорого ему обошлось.
Месть длиной в 20 лет: идея американской версии фильма «Олдбой»
Страна: США
Жанр: триллер, драма, детектив
Год производства: 2013
Режиссер: Спайк Ли
Актеры: Джош Бролин, Шарлто Копли, Элизабет Олсен, Сэмюэль Л. Джексон, Майкл Империоли
Фильм «Олдбой» (Oldboy) – американская экранизация культового корейского триллера. Оригинал получил восторженные отзывы на Каннском фестивале, поэтому американские продюсеры сразу выкупили интересный сюжет. Однако сняли свою версию только через 10 лет. В чём смысл фильма «Олдбой»? Для объяснения идеи сделаем небольшой разбор картины.
Ремейк корейского фильма 2003 года
Американский «Олдбой» практически полностью повторяет сюжет оригинального фильма. Здесь также рассказывается история никчемного человека, которого ничего не интересует, кроме себя.
В наказание он оказывается в запертой комнате, где его регулярно кормят, и показывают телепередачи. Только в отличие от 20-летнего заточения Джозефа Дюссе, О Дэ Су проводит взаперти 15 лет. Всё это время героя кормят однообразно: в корейской версии рацион состоит из пельменей и чая, «американцу» регулярно присылают бутылку водки.
Когда герою удаётся вырваться на свободу, ему предстоит разобраться в причинах своих злоключений. Главный антагонист, который, собственно, всё и устроил, предлагает главному герою пари. Суть заключается в том, что если бывший узник выяснит причины, он выигрывает, и его дочь остаётся в живых. Если нет – девушка погибает.
Несмотря на схожесть сюжетной линии и истории главного героя, подача материала в американской версии заметно отличается. Причём не в лучшую для фильма сторону.
Если Пак Чхан Ук действительно держит интригу, подводя своего героя к закономерному финалу, и довольно подробно разъясняет причинно-следственные связи, то Спайк Ли пошёл по традиционной для Голливуда концепции.
В частности, американский «Олдбой» больше напоминает один из боевиков о Джеймсе Бонде, причём не самого лучшего качества. Этот момент отмечают многие критики, писавшие рецензии на этот фильм. В результате скрытый смысл, который вложил в свою работу корейский режиссёр, оказывается на поверхности и смазан лишними подробностями.
Меняется и концовка истории. Джо Дюссе рекомендует дочери забыть его и не искать с ним встречи, добровольно возвращаясь в свою тюрьму. О Дэ Су отрезает себе язык, чтобы сохранить информацию в тайне, и прибегает к услугам гипнотизёра, чтобы стереть из памяти всё случившееся.
Однако дочь его находит и сообщает, что любит. Учитывая, что улыбка на лице героя быстро сменяется гримасой боли, гипнотический блок не сработал, и ему придётся нести свой крест до конца жизни.
Сюжет
Чтобы понять смысл американской версии фильма «Олдбой», кратко пройдёмся по основным аспектам истории. Итак, главный герой — Джо Дюссе. Это хронический пьяница и дебошир, который срывает выгодный контракт, предложив супруге клиента переспать с ним.
Он напивается в день рождения дочери, хотя в пьяном угаре покупает для трехлетней девочки подарок. Однако на этом моменте его жизнь круто меняется. Он оказывается в частной тюрьме, где его кормят, подпаивают водкой и даже периодически стригут.
Здесь Джо узнаёт, что его обвиняют в изнасиловании и убийстве жены. Улики против него сфабрикованы, однако для общества он жестокий убийца, находящийся в бегах. Он продолжает пить и даже пытается покончить жизнь самоубийством, но даже этого шанса у него нет. Камера находится под круглосуточным видеонаблюдением.
В заточении Джо меняется. Он завязывает с алкоголем, начинает заниматься, чтобы привести себя в хорошую физическую форму. Но самое главное, мужчина разрабатывает план побега, чтобы оказаться на свободе и забрать свою дочь от приёмных родителей. Кстати, Джо каждый день пишет письма, что показывает, что девушка стала самым дорогим для него человеком на земле.
Спустя 20 лет героя выпускают на свободу. Он приходит в себя в ящике посреди поля, с письмами и неплохой денежной суммой. Он пытается найти тех, кто вырвал из его жизни большой кусок, и случайно знакомится с девушкой по имени Мари. Она проникается историей главного героя и оказывает ему посильную помощь в расследовании. Постепенно дружба между Джо и Мари перерастает в нечто большее, и они проводят горячую ночь в отеле.
Джо встречает незнакомца, который манипулирует его жизнью. Злодей предлагает нашему герою пари. Джо в течение двух дней отвечает на два вопроса:
Если Дюссе не справится с этой задачей, его дочь Мия погибнет.
Расшифровка
Сюжет фильма «Олдбой» закручивается вокруг мести. Причём мстят здесь оба: главный герой и основной злодей. Последний мстит за свою сестру, которую с подачи Джо травили в колледже, обзывая шлюхой. Дюссен случайно застукал девушку, когда она занималась сексом с собственным отцом, и пустил по кампусу соответствующий слух.
Артур развращал сына и дочь, но дети вовсе не страдали от такого положения вещей, и искренне любили своего дорогого папочку. Эдриану Прайсу посчастливилось выжить, и в отместку за свою неудавшуюся жизнь, он решил провести Дюсена по всем кругам ада.
Именно он заточил Джо в частную тюрьму, где за 20 лет заключения мужчина искренне полюбил свою дочь. Однако он не знал, что на экране телевизора ему всё это время показывали совсем другую девушку. Это было шоу для единственного зрителя. В реальности, его дочерью была Мари, и Эдриан очень грамотно подвёл Джо к инцесту с собственным ребёнком.
Когда перед мужчиной открылась правда, в его душе произошёл надлом. Он больше не хотел мести, и его единственное желание заключалось в том, чтобы дочь ничего не узнала о том, кем он является для Мари на самом деле.
Однако Эдриан оставил главного героя разбираться со своими внутренними демонами самостоятельно. Последний из семейства Прайсов пустил себе пулю в голову, выполнив условия пари. В результате Джо остался один на один с кучей бриллиантов и тяжёлым камнем на душе.
Смысл концовки
Смысл финала фильма «Олдбой» имеет достаточно простое объяснение. Эдриан Прайс всю жизнь любил свою сестру и отца. Причём эта любовь была далеко не платонической.
Виновником своей неудавшейся жизни он выбрал Джо, чья роль в этой истории была решающей. Именно после его сплетни семья Прайсов вынуждена была уехать, и глава семейства решил поставить точку в этом любовном междусобойчике.
Сложно понять, когда в голове Эдриана родилась эта хитроумная многоходовочка, но свой план он реализовал блестяще. Вначале он заставил Джо полюбить дочь отцовской любовью, а потом свёл их вместе как мужчину и женщину. Вероятно, он рассчитывал, что Дюссен будет жить со своей дочерью, как с любовницей, чётко осознавая, что именно он делает.
Однако Джо решил иначе. Он ничего не рассказал Мари, поэтому остался в её памяти лишь мимолётным романтическим увлечением, которое никак не ассоциируется с отцом. При этом большую часть полученных за выигранное пари бриллиантов он передал дочери. Вместе с подарком, который купил на её трехлетие. Таким образом, он рассчитался за все те годы, когда отсутствовал в её жизни, подарив при этом шанс начать всё с чистого листа.
Оставшиеся драгоценности он передал своим бывшим тюремщикам, скорее всего, оплатив своё пожизненное содержание. Поэтому конец фильма вполне логичен.
Изначально Дюсен расплачивался за ошибку, которую совершил в молодости. Это помогло ему пересмотреть собственную жизнь, найдя в ней главный смысл. Затем он заточил себя добровольно, расплачиваясь за тот грех, который его заставили совершить. Вернувшись в тюрьму, он сделал так, чтобы об этом гарантированно никто не узнал.
Смысл фильма «Олдбой» Пака Чхан Ука 2003
В 1988 году бизнесмен по имени О Дэ Су был арестован за пьянство в день рождения своей дочери. После того, как его друг забирает его из полицейского участка, они идут в телефонную будку, чтобы О позвонил домой. По дороге его похищают неизвестные. Он просыпаются в запертой комнате без окон, где единственная связь с миром – люк в двери. Смотря телевизор, О узнает, что его жена была убита, и он является главным подозреваемым. О пытается сбежать, но все попытки тщетны.
Спустя 15 лет он просыпается на крыше незнакомого дома и отправляется в город. Загадочный нищий дает ему мобильный телефон, на который звонит его похититель, пытаясь объяснить причину заключения О. Но главная цель О – найти свою дочь. Узнав, что его дочь была усыновлена, он бросает попытки найти ее.
Похититель О, богач Ли У Чжин, связывается с О и ставит ему ультиматум: если О разгадает смысл своего похищения в течение пяти дней, У Чжин убьет себя. Если нет, то он убьет Ми До, женщину, с которой О стал близок после своего освобождения.
Спустя время О находит гипнотизера и просит его стереть воспоминания об их любви с Ми До, чтобы они смогли стать семьей. После этого она находит его и говорит, что любит.
Смысл фильма Олдбой
Хотя О выпущен из заточения, единственный способ, которым он действительно может освободиться, — это узнать, почему он был похищен. А пока, он живет в «большей тюрьме». Как хранитель этой тайны, Ли издевается над О, говоря: «Как газель из лап охотника, как птица из лап охотника, освободи себя». А лучший способ освободиться, по мнению Ли, – это деньги. У Чжин непомерно богат, что делает его практически всемогущим. Имея достаточно денег, он может заплатить за заключение человека в тюрьму на пятнадцать лет, или приказать человеку отрезать себе руку, или приказать врачу установить выключатель для своего кардиостимулятора. И наоборот, О является обычным наемным работником, чье имя означает «преодолевать шаг за шагом». Он борется с системой, используя обычные предметы, такие как молоток (символ пролетариата) и зубная щетка.
О во многом похож на греческого персонажа Эдипа, начиная от звучания его имени и заканчивая стрижкой. В мифологии Эдип неустанно преследует правду вопреки советам своей жены и матери Иокасты. О преследует Ли У Чжина вопреки совету своей подруги /дочери Ми До. Когда правда раскрыта, Эдип протыкает свои глаза золотыми булавками, чтобы не видеть все то, что он натворил. А О отрезает свой язык ножницами. У Чжин говорит, что месть полезна для здоровья человека, она очищает организм. Но что происходит, когда месть завершена? Вернутся ли эти старые болезненные чувства? Пак Чхан Ук склоняется к утвердительному ответу. Возможно, единственное настоящее спасение – это забыть.
Чем заканчивается фильм Олдбой
Концовка неоднозначна. Стоя под снегом с Ми До, О Дэ Су улыбается, но его улыбка быстро исчезает. Он все успешно забыл? Он смеется над миром? Или он плачет об этом мире в одиночку?
О расплывается в широкой улыбке, которая затем медленно сменяется выражением боли. Он не уверен, что гипноз сработал. На этой минуте, режиссер оставляет своих героев и заканчивает их историю, предоставляя зрителям возможность решить их судьбу.
В одном из интервью, на вопрос о смысле финала фильма, режиссер сказал, что хотел сделать фильм, в котором нет однозначного финала. Он предложил зрителям самим поразмыслить о том, сумел ли О избавиться от болезненных воспоминаний или нет.
Главная сюжетная линия фильма «Олдбой» (2003)
История создания «Олдбой»
Фильм «Олдбой» корейского режиссера Пак Чхан Ука является второй частью «Трилогии о мести». 2 другие ленты, «Сочувствие господину Месть» (2002 г.) и «Сочувствие госпоже Месть» (2005 г.) сюжетно не связаны с ним и между собой, но из-за сходства темы картины были объединены критиками в своеобразную трилогию.
Работа над лентой началась с приобретения продюсером Ким Дон Чжу прав на экранизацию японской манги и приглашения в совместный проект режиссера Пак Чхан Ука и актера Чхве Мин Сика, исполнившего роль О Дэ Су. Познакомившись с мангой, режиссер внес в сюжет большие правки. В результате от оригинального комикса остались только место заточения главного героя, история перерождения человека после долгих лет в неволе и образ главного злодея, который не прячется от врага. Пак Чхан Ук хотел снять фильм с применением минимума спецэффектов и компьютерной графики. Поэтому для производства ленты использовалось большое количество реквизита, а важная задача подчеркнуть яркие детали внешности героев легла на плечи гримеров.
Поедание живого осьминога было снято с 4 дублей. Завоевав Грин-при фестиваля в Каннах, режиссер Пак Чхан Ук в благодарственной речи отметил осьминогов наравне с актерами как участников съемочного процесса.
Образ Ли У Чжина, главного злодея ленты, по замыслу режиссера, должен был олицетворять человека, подчинившего жизнь достижению одной цели. Он выглядит молодо, но ему далеко за 40. Такой человек не стареет, так как не живет. Он продумывает заранее любую ситуацию, действует, как робот. В окончательный монтаж картины не вошла сцена, в которой Ли У Чжин говорит с зеркалом, репетируя финальную встречу с О Дэ Су. Позже режиссер сетовал, что жалеет об этом своем решении, та сцена глубже раскрывала личность злодея.
Заключительный эпизод картины намеренно оставляет открытым вопрос, удалось ли О Дэ Су похоронить свои воспоминания.
Это дало право критикам считать, что у «Олдбоя» сюжет с открытым финалом.
Сюжетная линия кинокартины «Олдбой»
События ленты начинаются в 1988 г. По сюжету предприниматель О Дэ Су в день рождения дочери перебирает лишнего, неадекватно ведет себя в общественном месте и оказывается в полицейском участке. Из полиции его забирает многолетний друг Чжу Хван, который, желая смягчить реакцию жены приятеля, звонит ему домой. Во время беседы по телефону О Дэ Су бесследно исчезает.
Загадочные похитители привозят бизнесмена в частную тюрьму, заключение в которой не имеет ничего общего с законом. Камера оснащена санузлом и телевизором, но в ней нет окон. Узнику ничего не объясняют, ответом на все вопросы служит молчание. Рацион О Дэ Су однообразен: пленника кормят только пельменями кеджа и чаем.
Заключенный проходит все стадии психологических терзаний: ярость, апатию, ожесточенность. Попытки суицида пресекаются — охрана зорко следит за любым движением узника. Иногда в камере звучит музыка, одновременно с которой через вентиляцию подается усыпляющий газ. Когда О Дэ Су погружается в сон, тюремщики производят уборку, стригут ему ногти и волосы.
Год спустя из теленовостей бизнесмен узнает об убийстве жены и о том, что улики указывают на него. Понимая, что это фальсификация, он решает составить план побега.
Чтобы набрать форму, О Дэ Су активно тренируется, изучает приемы единоборств, дерется со стеной. В камере есть принадлежности для письма и тетрадь, и он составляет список поступков, за которые мог подвергнуться наказанию, и перечень врагов.
Однажды О Дэ Су утаивает стальную палочку для еды и, используя ее, пытается проделать отверстие в стене.
В день, когда он просовывает в отверстие руку, его усыпляют и освобождают. Очнувшись на крыше многоэтажного дома, бизнесмен клянется найти людей, которые лишили его жены и свободы, и жестоко отомстить им.
Основная мысль
Тема мести много раз поднималась кинематографистами в их работах, но до «Олдбоя» не было фильма о ней, в котором существовало бы столько смысловых уровней.
Первый психологический слой в ленте — это месть как таковая, достижение справедливого возмездия за умышленно нанесенный урон. Здесь у каждого из 2 главных «мстителей», О Дэ Су и Ли У Чжина, свой путь к цели, своя отправная точка этого пути и свой взгляд на справедливость. Если тот, кто считается в фильме главным злодеем, мстит за гибель сестры, то главный герой жаждет расплаты за свою разрушенную жизнь.
Второй психологический уровень — идея о разрушительности мести — находит отражение в поступках персонажей. Одержимый мыслью наказать О Дэ Су, Ли У Чжин превращается в маньяка, ходячую сущность, потерявшую человеческий облик. У него нет собственной жизни, он богат, но деньги нужны ему только для воплощения болезненных планов. Уверенный в своей правоте О Дэ Су тоже стремится уничтожить врага, но доходит до трагического финала, когда вынужден для сохранения тайны отрезать себе язык ножницами.
Третий слой — соразмерность преступления и наказания. На первый взгляд, вина главного героя состоит в том, что в школьные годы он был болтлив и случайно разрушил несколько жизней. Но главное — он забыл об этом. Составляя в камере списки недоброжелателей, он не вспомнил о Ли У Чжине и его сестре. Со другой стороны, Ли У Чжин, беря на себя функции одновременно следователя, арбитра и палача, не признает, что фундаментом несчастья стали его грехи, а не болтливость одноклассника, раскрывшего их с сестрой тайну.
Интересные факты кинофильма
Самобытная атмосфера ленты создавалась разными способами:
Какие ошибки были во время съемок
Производство картины не обошлось без досадных огрехов:
Небольшие неточности не испортили общего положительного впечатления о ленте.