Что было до модерна в искусстве
Модернизм VS Постмодернизм: 6 фактов о течениях в искусстве, которые критиковали на протяжении долгих лет
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Предыстория возникновения
Зачастую, бывает крайне сложно определить временные рамки художественных эпох, а также провести точную границу между одной эпохой и другой. Тем не менее, можно сказать, что современное искусство — это искусство, которое было создано примерно в конце XIX и до середины ХХ века. Примерно в этот момент постмодернизм сменил модернизм.
В переводе на произведения искусства модернизм можно рассматривать как от реализма Гюстава Курбе до экшн-живописи Джексона Поллока. Постмодернизм возник в середине ХХ века, примерно в 1950 году, и породил таких художников, как Жан-Мишель Баския.
2. Различные виды искусства
Современное искусство и искусство постмодерна имеют много общего: обе эпохи не могут быть сведены ни к одной художественной форме или стилю, ни к одной теории. Скорее, эти две эпохи знамениты тем, что породили разные стили и представления об искусстве. Типичными художественными формами модернизма являются импрессионизм, экспрессионизм, кубизм, но также и фовизм.
В эпоху постмодерна появились новые формы искусства, такие как лэнд-арт, боди-арт, концептуальное искусство, поп-арт и многие другие. Этот диапазон искусства может быть продемонстрирован, например, картиной импрессиониста Клода Моне и картиной художника поп-арта Энди Уорхола. Оба в чём-то схожи по своему мотиву, технике, а также цветам, представлены совершенно по-разному.
3. Постмодернизм: Принципы
Пережив Просвещение в недавнем прошлом, видя прогрессирующую индустриализацию и растущий отрыв от художественных институтов, традиций и норм, модернизм особенно отличался бесспорной верой в прогресс. Художественно эта воля к дальнейшему развитию проявилась в графических экспериментах, а также в форме редукции, как, например, проявил её художник Эль Лисицкий.
Именно книга Жан-Франсуа Лиотара «Состояние постмодерна» (1979) должна была положить конец этой вере в прогресс в постмодернизме. В своих работах Лиотар заменил универсально действительный и абсолютный объяснительный принцип (Бог, субъект и т. д.) множеством языковых игр, которые предлагали различные объяснительные модели. Жан-Франсуа выступил против определённой исторической формы рациональности, основанной на исключении гетерогенного. В результате возросла толерантная чувствительность к различиям, гетерогенности и множественности, а вместе с ней и способность переносить несовместимость. Неоднородное понимание мира также принесло с собой множество критических произведений искусства, в том числе работу Барбары Крюгер «Критика капитализма». На другие работы повлияла, например, борьба за гражданские права в США или вторая волна феминизма.
4. Постмодернистское искусство
Эта неоднородность первоначально довольно формально проявилась в постмодернизме: классические средства искусства, такие как холст или бумага, были заменены новыми средствами. Художники всё больше и больше работали с повседневными материалами и смешивали их с классическими формами искусства. Коллажи, например, были очень популярны в 1950-х и 1960-х годах. Но и боди-арт, который использует тело в качестве холста, был такой новой формой искусства. Всё больше и больше художники отходили от любого объекта как средства искусства. Так, например, возникло исполнительское искусство.
Художник Марина Абрамович до сих пор остаётся одной из самых известных исполнительниц всех времён. Она начала свою работу в области перформанса с посвящением постмодернизма. Марина также представляла несколько нигилистический образ искусства, который можно рассматривать как типичный для искусства постмодерна и периода второй половины ХХ века. В своем спектакле «Энергия покоя» она выступала вместе со своим партнёром, исполнителем Улаем.
5. Современное искусство
В этом ключе художник Джозеф Кошут уже размышлял о различных кодах одного стула в своём концептуальном произведении «Один и три стула». Само произведение искусства не является уникальным в творчестве Кошута, а именно размышление художника над аллегорией Платона о пещере играет здесь ключевую роль, выступая в качестве финального штриха в произведении искусства.
6. Отвержение идеи
Постмодернисты, такие как Лиотар, Хайдеггер, Деррида, а также феноменологи, такие как Лакан или Мерло-Понти, критически исследовали концепцию объективно воспринимаемой реальности. От теоретиков, подобных вышеупомянутым, исходят идеи, которые предполагают, что объективной истины и идентичности не существует. Новые теории восприятия также рассматривались и обрабатывались в искусстве постмодернизма.
Интересная работа в этом контексте исходит от нью-йоркского концепта и видеохудожника Дэна Грэма. В своей сложной работе «Две комнаты задержки», сделанной из зеркал и экранов, Дэн ставит посетителей своей работы перед функцией и пределами их собственного восприятия. В своих двух комнатах, каждая из которых оснащена двумя экранами и камерами, художник играет с техническим и человеческим наблюдением за своим собственным существованием. Временная задержка в передаче изображений с камеры на экраны имитирует человеческое восприятие.
Во-первых, ясно, что движение, которое модернизм и постмодернизм создают в искусстве в целом, является движением в смысле развития. Однако в эти две эпохи это движение происходит по-разному. Изменение формы также является наиболее очевидным. В то время как в начале модернизма художники всё ещё писали на холсте, постмодернизм создал произведения искусства, которые абсолютно заполняют пространство, как показывает последняя работа Дэна Грэма.
Модернизм против постмодернизма — это вера в прогресс против критики прогресса и поворот к плюрализму и гетерогенности. Проще говоря, это предположение о том, что существует более одной объективно воспринимаемой реальности. В прочем, каждый зритель по-своему понимает и воспринимает любое из направлений, ведь искусство настолько многогранно и непредсказуемо, что порой сложно понять его истинные мотивы и изначально заложенный смысл.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
История живописи: Модерн, модернизм и постмодернизм
Эти созвучные стили живописи часто путают между собой. Чтобы начинающий художник и любой другой человек, интересующийся искусством, мог свободно ориентироваться в направлениях, а так же уметь отличать их друг от друга, наша художественная школа предлагает Вам ознакомиться с данной статьей, а так же посетить увлекательные мастер-классы «Живопись Маслом». Вместе мы сможем не только рассмотреть разные стили живописи с их особенностями, но и самостоятельно реализовать свой потенциал в тех или иных течениях с применением специальных художественных техник.
Виктор Васнецов. После побоища Игоря Святославовича с половцами. 1848-1926.
Итак, начнем с модерна, который сегодня остается популярным и востребованным в мире за счет своей оригинальной эстетики.
МОДЕРН
Модерн в живописи – это сюжеты, наполненные характерными для символизма образами. Их сложный ритм сочетают в линейной композиции с оригинальными декоративными элементами.
Первым и главным признаком данного стиля является специфическая плавность форм. Мы видим вытянутые, растущие в высоту фигуры, с четкими выделенными контурами на одноцветной поверхности. Рассматривая работы известных художников модерна, стоит приглядеться, и вы заметите, что на них нет привычного эффекта глубины. Изображения выглядят плоскими, словно это настенные аппликации.
Изначально, когда модерн в живописи только набирал обороты, его представители использовали экзотические растительные мотивы, причудливые орнаменты и узоры. Не редко в их сплетении на холстах возникали женские фигуры или мистические существа. Это символ, некая аллегория на главную тему картины, например любви, греха, смерти или войны. Важно отметить, что язык стиля формировался долгие годы, во многом не без идей символистов из Франции и России. В каждой стране он именовался по-разному. Это вам и ар нуво, и югендстиль, и сецессион.
Модерн в живописи представлен работами таких культовых личностей как П. Гоген и П. Боннар, Г. Климт и Э. Мунк, М. Врубель и В. Васнецов.
Поль Гоген. Две таитянки
Михаил Врубель. Шестикрылый Серафим. 1904.
Не путайте живописцев модерна и художников-модернистов.
МОДЕРНИЗМ
Модернизм – это некая совокупность разных стилей, которые основаны на индивидуальности взгляда автора, на свободе его мысли и внутренних эмоций. В целом, модернизм в живописи позиционирует себя как отдельное крупное течение, которое отказалось от привычных классических традиций. Художники перечеркнули свой исторический опыт. Они пытались найти новое начало в искусстве, обновить восприятие и понимание живописи в социуме.
К наиболее известным модернистским течениям относятся такие стили, как авангардизм, примитивизм, кубизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм и абстракционизм. Каждый из них преследует свою цель, имея в основе оригинальную философскую идею или мысль.
Авангардизм возник на почте модернизма в Европе в 1905-1930 годах. Цель этого течения — приобретения свободы по средствам художественных приемов. Работы авангардистов отличаются вызывающими, откровенными идеями и сценами.
Примитивизм в живописи – это намеренное искажение образов, методом упрощения. В некотором смысле данный стиль подражает первичным, примитивным этапам развития живописи. Детская интерпретация человеческой сущности, обрисованная мелкими деталями, сделала этот стиль популярным среди художников самоучек. Однако наивное, легкое искусство без четких рамок и классических приемов серьезно повлияло на творчество маститых творцов. Примитивизм в живописи, в формах и образах отнюдь не связан с примитивностью содержания картины. Какие-то невзначай брошенные мелочи в сюжетах могут рассказать об очень важных внутренних эмоциях героя на холсте.
Нико Пиросмани. Актриса Маргарита. 1909.
Кубизм основывается на сдвиге форм образов, их деформации и разложении на геометрические элементы. Концепция картин стала доминировать над художественной ценностью. Именно это течение определило развитие искусства на ближайшие десятилетия.
Л. Попова. Портрет философа. 1915.
Сюрреализм в живописи возник в результате литературных трудов, посвященных формированию сознания человека. Мысль о существование разума и души за пределами реального мира, изучение бессознательного, а так же феномена сна и абсурдных явлений дало художникам новые темы для работ. Главный смысл этого стиля – отстранение от привычного осознанного творчества. Сюрреализм в живописи – это образы и сюжеты, взятые из глубин собственного подсознания. Посему картины этого плана полны причудливыми галлюцинациями.
Сальвадор Дали. Постоянство памяти. 1931.
Как и сюрреализм, футуризм в живописи берет свои идеи из литературы. Разрушение стереотипов и демонстрация урбанистического будущего – вот главная идея этого стиля. Стремительное движение в будущее, желание избавиться от старых норм, вырваться из пережитков прошлых столетий и попасть в мир более организованный и последовательный, видно в каждой работе художников данного течения. Футуризм в живописи русских авторов несколько отличается от картин европейских последователей этого направления. Главным образом слиянием с принципами кубизма.
Умберто Боччони. Состояния души II: Те, кто ушли. 1911. Экспрессионизм в живописи – это протест против мира. Это внутреннее острое восприятие окружения, отчуждение человека, его духовное крушение. Стиль возник в преддверии войны, поэтому не удивительно, что холсты насыщенны деформацией, особым колоритом и резкими диссонансами. Экспрессионизм в живописи не что иное, как передача конкретной эмоции, драматизм понимания своих переживаний.
Эдвард Мун. Крик. 1893.
Абстракционизм в живописи – полный отказ от действительной передачи образов направлен на создание своеобразных ассоциаций у зрителя, путем сочетания на холсте разных геометрических фигур конкретных оттенков. Абстракционизм в живописи нацелен на гармонию композиции, ведь любой предмет под разным углом может иметь разные формы и оттенки. Это течение — последняя стадия проявления модернизма, так называемое нефигуративное искусство.
Тео ван Дусбург. Контркомпозиция V. 1924.
ПОСТМОДЕРНИЗМ
Уже из названия понятно, что постмодернизм пришел на смену модернизму, непонятному широким кругам и попавшему под руку скептических критиков. Он имеет уникальные типологические признаки. Во-первых, постмодернизм в живописи – это наличие готовой формы. Художники заимствуют образы из классических традиций, но дают им новую интерпретацию, свой эксклюзивный контекст. Не редко постмодернисты комбинируют формы из разных стилей, иронизируя над миром, а так же оправдывая тем самым свою вторичность.
Следующим важным отличием является отсутствие каких-либо правил. Данное течение не диктует автору критерии для самовыражения. Творец вправе выбрать любую форму и манеру исполнения своей работы. Обратите внимание, что такая свобода стала основой для свежих творческих идей и направлений в искусстве. Именно постмодернизм в живописи является предпосылкой к возникновению художественных инсталляций и перформансов. Данное течение не имеет четких особенностей в технике, и сегодня является наиболее крупным и популярным на мировой арене.
Paul Salvator Goldengreen. The Painter Prince.
Художественная школа «Живопись Маслом» активно содействует в поиске своего стиля начинающим художникам и любителям.
Метамодернизм как новое слово в искусстве, которое… еще не сказали!
Коль скоро вас заинтересовала статья о метамодернизме, вы наверняка прекрасно знаете, что такое модернизм и постмодернизм. Если же нет, скажем вкратце, что модернизм в искусстве – это течение, вызванное к жизни в первой половине 20 века стремлением обновить художественные устои прошлого. В свою очередь, постмодернизм – это совмещение и смешение стилей, культур и направлений, наблюдавшееся в искусстве второй половины 20 столетия как ответ на утрату модернизмом потенциала к дальнейшему развитию.
Более подробно разобраться в теме вы сможете, если изучите наш курс «История искусства», в частности урок 6 «Модернизм» и урок 7 «Постмодернизм». Так или иначе, мы будем говорить о метамодернизме именно в контексте развития искусства и попытаемся разобраться, чем он отличается от прочих течений. Начнем с небольшого исторического экскурса.
Исторический экскурс
Метамодернизм – это общий термин, которым принято описывать изменения, происходящие в культуре и искусстве, начиная с 1990-х годов прошлого века. Так что наш исторический экскурс будет неглубоким, потому что речь идет о событиях, которые произошли сравнительно недавно, в современную эпоху.
Однако метамодернизм – это не синоним термина «современное искусство», которым часто описывают текущий период. В современном искусстве мирно сосуществуют многие тренды 20 столетия, и даже смена основных тенденций развития не означает полного отказа от художественных стилей прошлого.
Термин «метамодернизм» ввели в научный оборот голландский философ и культуролог Робин ван ден Аккер и норвежский искусствовед Тимотеус Вермюлен. Суть метамодернизма они представили в совместном научном труде Notes on Metamodernism («Заметки о метамодернизме») [T. Vermeulen, R. Akker, 2010].
Первое, о чем говорят авторы, это об объективных причинах для конца постмодернизма в том виде, в каком его привыкли понимать ученые и искусствоведы. Ввиду того, что искусство тесно связано со многими сторонами нашей жизни, на него влияют изменения практически во всех ее сферах.
Это возросший темп жизни и скорость обмена информацией, рост технологий и рост возможностей их использования в целях терроризма, изменения климата и идущие один за одним экономические кризисы. Все перечисленное влияет на культуру и искусство многоаспектно, начиная от появления новой тематики в искусстве (климат, цифровые технологии, терроризм) и заканчивая новым взглядом на традиционные темы (быт, семейные ценности).
Поэтому большинство трендов постмодернизма обретает новый смысл. Как пишут авторы, цитируем: «… история продолжается уже после ее спешно объявленного окончания» [T. Vermeulen, R. Akker, 2010]. Так, метамодернизм меняет «границы настоящего на пределы будущего», а погоня за бесконечно отступающим горизонтом – это как раз удел современного человека.
Обращаем внимание читателей, которые пожелают лично ознакомиться со статьей-первоисточником, что авторы употребляют термины «метамодернизм» и «метамодерн» в основном, как синонимы. Иногда термины задействуются, чтобы акцентировать внимание на некоторых деталях. Тогда метамодернизм определяется, как направление в искусстве, а метамодерн – как культурная парадигма наступившего тысячелетия.
Учитывая, что Аккер и Вермюлен как раз и являются авторами этой концепции, нам остается лишь принять любое их определение. Равно как и принять прочие их термины и определения, поясняющие, с их точки зрения, суть метамодернизма. Остановимся на самых главных из них. Авторы обращаются к таким понятиям, как «метаксис» и «паратаксис».
Термин «метаксис» берет свое начало в философии Платона и его работе «Симпозиум», означая некое колебание между противоположностями и одновременность применения противоположностей [Платон, 2013]. Паратаксис в классическом понимании есть способ построения сложного предложения, однако Аккер и Вермюлен более склонны употреблять его как противоположность метаксиса.
Такое соотношение колебаний и стабильности и есть суть метамодернизма. Эпоха стабильна в своих колебаниях, а колебания и есть стремление к стабильности. В этом плане все складывается логично. Действительно, таких масштабов нестабильности, неопределенности и моментальных изменений человечество еще не знало. В этом плане все, что мы знали ранее, можно оставить за скобками наступившего тысячелетия и учиться жить по-новому. Тогда и искусство вынуждено следовать за изменениями в жизни и по-новому отображать окружающую действительность, по-новому переосмысливать вечные ценности.
Значит ли это, что все вышесказанное волнует лишь двух ученых – авторов «Заметок о метамодернизме», и лишь они взяли на себя труд углубиться в теоретическую часть и как-то описать и систематизировать то, что, в общем-то, достаточно самоочевидно для всех мыслящих людей? Вовсе нет, и у их идей нашлись последователи, развившие идеи метамодернизма и давшие более развернутое понимание, что же такое метамодернизм.
Содержание метамодернизма
При всей самоочевидности происходящего масштабы событий слишком велики, чтобы просто равнодушно взирать на них, не пытаясь реагировать и думать о том, что же ждет нас дальше. Искусство всегда стремится заглянуть чуть за горизонт прошлого, настоящего и будущего, сделать окружающий мир чуть красивее или, наоборот, подчеркнуть его несовершенство, достичь гармонии или показать неизбежность отсутствия оной.
Английский художник Люк Тернер взял на себя труд раскрыть содержание метамодернизма в своем труде Metamodernism: A Brief Introduction («Метамодернизм: краткое введение») [L. Turner, 2015]. Тернер, в целом, согласен с определением причин, спровоцировавших отход от традиций постмодернизма, которые выделили Аккер и Вермюлен. И считает более важным сосредоточиться на структурных элементах метамодернизма.
Естественно, для этого нужно, прежде всего, вспомнить основные составляющие постмодернизма, к которым Тернер относит отказ от стереотипов, релятивизм и нигилизм. Постмодернизм зародился как противовес модернизму, но ведь и модернизм возник как отрицание устоев прошлой эпохи. В этом смысле метамодернизм вобрал в себя и традиции модернизма, и традиции постмодернизма, при этом не возвращаясь в полной мере ни к тем, ни к другим.
Люк Тернер обращает внимание читателей на значение приставки «мета», употребляемой в случаях, когда что-то нуждается в обобщении, абстракции, определении перехода к чему-то новому. И тогда становится ясным истинное содержание метамодернизма как обобщения модернизма и постмодернизма [L. Turner, 2015]. Это все мы в полной мере можем увидеть в его работах как художника. Достаточно посмотреть на его работу «Рождение Венеры», чтобы понять, насколько далеко он ушел в своем творчестве, как от модернизма, так и от постмодернизма:
К слову, именно Люк Тернер является автором «Манифеста метамодерниста» (Metamodernist // Manifesto), где он попытался в 8 пунктах объяснить всю суть метамодернизма [L. Turner, 2011].
Манифест метамодернизма – краткое содержание:
Как же все эти идеи метамодернизма отразились в искусстве? Давайте посмотрим!
Стратегии метамодерна
Все, кто успел познакомиться с нашим курсом «История искусства», уже знают, что каждой эпохе присущи свои художественные стили и приемы, используемые для создания произведений искусства. И таких стилей, приемов, практик может быть множество. Рассмотрим основные художественные стратегии, свойственные метамодернизму. К слову, зародились многие из них намного раньше, чем появился термин «метамодернизм».
Перформатизм
Термин «перформатизм» предложил немецкий ученый Рауль Эшельман. Суть термина он раскрыл в своих работах, в частности в работе Performatism, or the End of Postmodernism («Перформатизм, или Конец постмодернизма») [R. Eshelman, 2001]. У Эшельмана перформатизм – это преднамеренный самообман, чтобы во что-то поверить наперекор себе.
Именно этим он объясняет возрождение интереса к теологии в искусстве, которое можно наблюдать на протяжении конца 20 – начала 21 века. Например, в «Новом музее» Нью-Йорка прошла выставка с названием «Моложе, чем Иисус», подразумевающим, что искусство на самом деле очень молодо.
К слову, такой всплеск интереса к религиозной тематике наблюдается не только в живописи, не только в Америке, но и у нас в поп-музыке. Примером может служить композиция группировки «Ленинград» i_$uss, которую следует читать как «Иисус»:
Собственно, и фраза в припеве «Ты, как Иисус» не оставляет сомнений в задумке авторов песни, а в середине клипа появляется персонаж, стилизованный под Иисуса Христа.
Романтический концептуализм
Еще один художественный стиль метамодернизма – это романтический концептуализм. Что это такое, подробно описал немецкий критик Йорг Хейзер в соавторстве с коллегами в работе Romantic Conceptualism («Романтический концептуализм») [J. Heiser et al., 2008]. Если в двух словах, в эпоху метамодернизма рациональное концептуальное искусство замещается аффективными сентиментальными абстракциями.
Примером могут служить работы французского художника Дидье Курбо, которые наши ценители искусства могли видеть в экспозиции на Гоголевском бульваре в Московском музее современного искусства в 2011 году в рамках проекта «Невозможное сообщество». Дидье Курбо, в числе прочего, прославился своими инициативами по благоустройству городского пространства и даже лично рисовал «зебру» на пешеходном переходе. По итогам реализации своих инициатив он представил фотоотчет, а выставку фотографий объединил общим названием «Нужды»:
Заметим, что романтический концептуализм – это не единственное обращение к теме романтизма в рамках метамодернизма. Так, наблюдается всплеск интереса к неоромантизму (или новому романтизму). Американский философ Артур Лавджой (1873-1962), взявшийся за определение неоромантизма в искусстве еще в эпоху модернизма, изначально заметил, что определений может быть множество, и что тут можно вести речь не о каком-то одном направлении в романтизме, а о «романтизмах» или множестве направлений.
Наиболее полно его взгляды изложены в работе On the Discrimination of Romanticisms («О различении романтизмов») [A. Lovejoy, 1924]. Так или иначе, романтизм или романтизмы нашли свое отражение в творчестве художников метамодернизма. Это неудивительно, ведь романтизм можно распознать по его колебаниям между противоположностями, что, как мы помним, является неотъемлемым признаком метамодернизма. Кроме того, романтизм – это погоня за горизонтом, попытка превратить конечное в бесконечное, даже зная, что это нереально. И такой подход – это тоже отличительная черта метамодернизма.
А чтобы было понятнее, о чем речь, предлагаем познакомиться с наиболее знаковыми произведениями метамодернизма, наиболее полно отражающими черты этой новой эпохи в искусстве. Это, в частности, английский художник Дэвид Торп и его картина «Завет Востока», написанная в 2003 году:
Картина, безусловно, красива, сюжет, безусловно вымышленный, но не абстрактный в полной мере, а скорее скомпонованный из элементов реальности. Еще один яркий представитель метамодернизма в живописи – это британская художница Кэй Доначи. В ее картинах тоже соседствуют правда и вымысел и, безусловно, прослеживается влияние романтизма. Как, например, в работе «Раннее утро, часы ночи»:
Стратегии метамодернизма проникли во все виды изобразительного искусства. В частности, в фотографию. Американский художник и фотожурналист Гленн Рубсамен является настоящим мастером романтических абстракций. Среди бесчисленного множества его работ стоит выделить фотоработу «Я решил промолчать», представленную в 2006 году:
Сложно сказать, почему молчание представлено именно в таком образе. Впрочем, иногда романтическая абстракция доходит до такой крайней степени, что даже сам автор затрудняется определить сюжет своей работы и придумать ей название. Как, например, американский фотограф Грегори Крюдсон, представивший свою работу «Без названия»:
Тренды метамодернизма нашли свое отражение и в архитектуре. Тут, правда, намного сложнее определить какую-то одну художественную стратегию, через которую метамодернизм реализуется в архитектуре. В этом плане архитектурный модернизм в меньшей степени ушел от традиций постмодернизма, где все решает смешение стилей. Однако визуальные различия в подходах слишком заметны, чтобы игнорировать смену строительных трендов.
Предлагаем просто ознакомиться с образцами архитектуры метамодернизма и самим найти элементы заимствования стилей и новых веяний. Если затрудняетесь, вам в помощь наш краткий курс «История искусства» и, в частности, урок 8 «Современное искусство».
Интересный образец метамодернизма с признаками минимализма – это Библиотека Бранденбургского Технического Университета (Котбус, 2004):
Не менее интересен построенный в 2008 году в Пекине Китайский Национальный стадион, получивший неофициальное название «Птичье гнездо» из-за своей необычной формы:
Поистине фантастически выглядит здание филармонии в Гамбурге, спроектированное швейцарским архитекторским бюро Herzog & de Meuron Architekten:
Проник метамодернизм и в жилое строительство. В качестве примера можно привести жилой небоскреб на Леонард стрит, 560 в Нью-Йорке, спроектированный, кстати, тем же архитектурным бюро Herzog & de Meuron Architekten:
Мы не будем спорить о художественной ценности подобных решений, тем более что восприятие подобных объектов очень сильно зависит от освещения и времени суток. Отметим просто, что вблизи строение воспринимается, как вполне функциональное:
В целом, думается, мы дали самое общее представление об основных стратегиях метамодернизма. Напомним лишь, что в искусстве 21 века новые веяния мирно сосуществуют с трендами, превалировавшими в прежние эпохи и сохранившими свое локальное значение в творчестве отдельных художников. Поэтому вкратце стоит пройтись и по другими трендам метамодернизма, помимо уже рассмотренных.
Прочие тренды метамодернизма
Как мы уже сказали, в искусстве многое строится на переплетении эпох и тенденций. И все новое – это, зачастую, переосмысленное и адаптированное старое. Итак, что же еще подарил миру метамодернизм в искусстве?
Веяния метамодернизма:
Конечно же, этот список может быть дополнен как уже состоявшимися, но не слишком масштабными трендами в искусстве, так и теми, которые появятся (обязательно!) в обозримом будущем. Прелесть современного искусства вообще и метамодернизма в частности заключается в том, что современная история искусства творится на наших глазах, с участием наших современников, и никто не может предугадать, какие новые тренды подкинет нам жизнь. И, соответственно, на какие вызовы должно будет откликнуться искусство.
Если вам близка тема искусства, вы тоже можете стать творцом истории – истории современного искусства. Искусство – это всегда идентификация художника и зрителя, и вы вполне можете тут придумать нечто свое. Подробнее об этом вы сможете прочитать в работе «Политики идентификации в искусстве метамодернизма» [А. Венкова, 2018]. И, конечно, ни одно значимое течение в искусстве не избежит потока критики. Метамодернизм – не исключение.
Критика метамодернизма
Итак, за что же критикуют метамодернизм и его идеологов? А критикуют их за недостаточно глубокую, по мнению критиков, теоретическую проработку вопроса. Так, в статье «Критика философских оснований метамодерна» продвигается мнение, что метамодернизм Робина ван ден Аккера и Тимотеуса Вермюлена – это всего лишь упрощенное понимание постмодернизма [А. Кардаш, 2019].
Еще одна претензия к авторам концепции – это некоторая путаница в терминах и, в частности, не слишком верное использование понятий «метаксис» и «паратаксис». Такое мнение высказал автор статьи «Образы современности в XXI веке: метамодернизм» [А. Павлов, 2018].
Можно найти и другие альтернативные взгляды на эпоху. Так, есть предложение использовать для определения следующей за постмодернизмом эпохи не приставку «мета», а приставку «прото». Эта идея высказана в статье Début de sieсle, или «От пост- к прото-. Манифест нового века» [М. Эпштейн, 2001]. Справедливости ради, высказана была эта идея еще до изобретения термина «метамодернизм», и почему-то не получила особого распространения.
Так или иначе, тема метамодернизма остается одной из наиболее обсуждаемых в современном искусстве. Вы тоже теперь можете внести свою лепту в обсуждение темы или просто высказать свое мнение, ответив на вопрос ниже.