Что было до цру
Центральное разведывательное управление (ЦРУ): история и цели создания
65 лет назад, 18 сентября 1947 года, в США было создано Центральное разведывательное управление (ЦРУ).
Центральное разведывательное управление, ЦРУ (Central Intelligence Agency, CIA) ‑ независимое управление, которое отвечает за предоставление разведывательной информации представителям правительственных структур США в целях обеспечения национальной безопасности. ЦРУ ‑ основной орган внешней разведки и контрразведки США.
Центральное разведывательное управление было создано в 1947 году после принятия Закона о национальной безопасности, подписанного президентом Гарри Трумэном 26 июля 1947 года и вступившего в силу 18 сентября 1947 года.
Управление стратегических служб являлось предшественником ЦРУ и обладало полномочиями собирать и анализировать стратегические сведения. После окончания Второй мировой войны УСС, как и многие другие военные ведомства, было демобилизовано и функции управления были переданы Госдепартаменту и военному министерству.
Вскоре после этого президент Трумэн признал необходимость создания в США централизованной разведывательной службы, приспособленной к деятельности в послевоенный период. В целях создания полнофункционального управления разведки 26 июля 1947 года Трумэн подписал Закон о национальной безопасности, на основе которого и было сформировано ЦРУ.
В соответствии с Законом о национальной безопасности на ЦРУ были возложены полномочия по координации государственной разведывательной деятельности и сопоставлении, оценки и предоставлении разведывательных сведений, затрагивающих национальную безопасность.
В 1949 году был принят Закон о ЦРУ, касающийся официальной деятельности разведки, регулирования ее финансовой деятельности; в нем также были разделы о защите информации ЦРУ и разделы, предусматривающие упрощенную процедуру принятия американского гражданства лицами, оказавшими помощь ЦРУ.
После принятия в 2004 году Закона о реформах в разведке и предотвращении терроризма в Закон о национальной безопасности были внесены поправки, в результате которых были учреждены должность директора Национальной разведки, взявшего на себя часть функций, ранее выполняемых директором Центральной разведки, и отдельно должность директора ЦРУ.
В октябре 2005 года была принята Стратегия национальной разведки США, согласно которой на ЦРУ были возложены дополнительные задачи, в том числе поддержка демократических перемен в других странах.
Одновременно было реформировано важное подразделение ЦРУ ‑ Оперативный директорат, отвечающий за агентурную разведку. На его базе была образована Национальная секретная служба.
Директор Центрального разведывательного управления назначается на должность президентом США по рекомендации и с согласия сената. Директор руководит операциями, кадровым составом и бюджетом Центрального разведывательного управления.
Также директор ЦРУ имеет в своем подчинении несколько отделов, которые занимаются вопросами по связям с общественностью, управлением кадров, отслеживанием новых направлений, соблюдением действующих правил и инструкций, вопросами по связям с конгрессом, правовыми вопросами, информационным управлением и внутренним надзором.
С 6 сентября 2011 года пост директора Центрального разведывательного управления занимает Дэвид Петреус (David Howell Petraeus).
Значительная часть деятельности ЦРУ сопровождается исследованиями, анализом и написанием отчетов для представителей правительственных структур государства. По приказу президента, в соответствии с действующим законодательством, ЦРУ также может принимать участие в тайных операциях.
Для обучения и подготовки своих агентов ЦРУ имеет два тренировочных центра.
Тренировочная база ЦРУ Кэмп‑Пири (Camp Peary) расположена в штате Виргиния (США). ЦРУ официально признало существование этой базы в 1980‑х годах.
Неофициально этот объект фигурирует под кодовым названием «Ферма» (The Farm).
Информация о количестве сотрудников и о бюджете ЦРУ засекречена.
В 1997 году был впервые обнародован совокупный бюджетный показатель для всех американских государственных спецслужб и разведывательной деятельности.
Совокупный бюджет разведки составил 26,6 миллиардов долларов в 1997 фискальном году и 26,7 миллиардов долларов в 1998 фискальном году. Бюджеты спецслужб на все другие годы остаются засекреченными.
Надзор за деятельностью ЦРУ осуществляют конгресс и органы исполнительной власти. В конгрессе функцию надзора осуществляют комитет сената по разведке и постоянный комитет палаты представителей по разведке, а также некоторые другие комитеты. В органах исполнительной власти функцию надзора осуществляет Совет национальной безопасности, куда входят президент, вице‑президент, государственный секретарь и министр обороны. Совет национальной безопасности обеспечивает руководство и направляет национальную внешнюю разведывательную и контрразведывательную деятельности.
Штаб‑квартира ЦРУ находится в расположенном недалеко от Вашингтона городе Лэнгли, штат Виргиния (США).
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
История ЦРУ
Как и любое правительственное учреждение, ЦРУ не было создано в одночасье и не заработало сразу на полную мощность уже на следующее утро. Фактически, процесс создания ЦРУ растянулся на 6 лет.
В начале Второй мировой в Америке была создана первая вневедомственная разведывательная организация, которая действовала в мирное время. Эта организация перемещалась, трансформировалась, меняла названия и права, была расчленена и ликвидирована до того, как президент Трумэн подписал закон О национальной безопасности 1947 года, создав постоянно действующее Центральное Разведывательное Управление — ЦРУ.
Управление координатора информации — COI (Office of the Coordinator of Information)
Основано: 11 Июля 1941 Функционировало: 337 дней
Когда в 1939 году началась Вторая Мировая война, Госдепартамент, Армия, Флот и ФБР произвольно собирали разведданные, не имея ни общего направления, ни координации. Эти агентства также не были предназначены для сбора стратегической и экономической информации, которая была необходима в военное время. Президент Ф. Рузвельт, отчаянно нуждавшийся в надежных разведданных, был разочарован разрозненной информацией, которую ему предоставляли эти агентства. Чтобы решить эту проблему, он создал управление координатора информации (COI) для упорядочения сбора, организации и распространения разведданных, собранных правительственными учреждениями. COI также был создан для ведения нетрадиционной войны (неконвенциональной войны).
Рузвельт назначил руководителем генерала Уильяма Донована (отличился еще в Первую мировую войну). Он возглавил организацию с бюджетом в 10 миллионов долларов и 600 сотрудниками.
Первой операцией COI был опрос беженцев в Нью-Йорке, бежавших из охваченной войной Европы. Кроме того, Управление координатора информации собирало разведданные за рубежом и тесно сотрудничало с британцами в Лондоне, чтобы получить информацию, подготовку и опыт их разведывательных организаций.
По мере развития войны Донован пришел к пониманию, что ему необходимо включить свою подающую надежды организацию в Объединенный комитет начальников штабов (КНШ), чтобы обеспечить поддержку военных. Президент Рузвельт согласился, но он хотел сохранить часть элементов COI полностью независимыми от военных.
То, что осталось от COI после перехода, стало Управлением стратегических служб — OSS (Office of Strategic Services). Случилось это 13 июня 1942 года. Смена имени удовлетворила желание Донована получить наименование, которое отражало бы важность «стратегии» в сборе разведданных и тайных операциях.
Управление стратегических служб — OSS (Office of Strategic Services)
Основано: 13 Июня 1942 Функционировало: 3 года и 3 месяца
OSS было поручено собирать и анализировать стратегическую информацию, запрашиваемую комитетом начальников штабов, а также проводить нетрадиционные и полувоенные операции. Для этого Донован направил персонал OSS в Северную Африку, Европу, Китай, Бирму и Индию. Однако Управление стратегических служб никогда не получала полной юрисдикции над всей внешней разведкой. Государственный департамент и вооруженные силы добились президентского указа, который фактически запретил OSS и нескольким другим ведомствам получать и расшифровывать наиболее важные перехваченные военные разведданные.
Генерал Макартур и адмирал Нимиц не давали OSS участвовать в основных американских кампаниях против императорской Японии, а ФБР, G-2 и военно-морская разведка объединились, чтобы защитить свою монополию на внутреннюю контрразведку.
Тем не менее, ОСС в конечном итоге, создало свой собственный заокеанский контрразведывательный аппарат и, используя военное, дипломатическое и неофициальное прикрытие, начало увеличивать количество разведчиков и нелегалов по всему миру.
На пике своей деятельности в ОСС работало почти 13 000 человек, 35% из которых составляли женщины. Две трети его рядов составляли военнослужащие армии США и Военно-Воздушных Сил. Еще четверть составляли гражданские, остальные служили в Военно-Морском Флоте, морской пехоте или береговой охране. Почти 7500 сотрудников OSS, мужчин и женщин, служили за границей.
Несмотря на настойчивые заявления Донована о необходимости продолжения работы OSS и в мирное время, никто и никогда не планировал, что оно будет продолжать функционировать после войны. Президент Трумэн вступил в должность и в конце августа 1945 года приказал расформировать OSS.
У Донована было отведено на это всего десять дней. Отдел исследований и анализа перешел в Государственный департамент. Заместителю Донована было предложено остаться и помочь сохранить отделы разведки и контрразведки, которые теперь подчинялись военному министерству в новом ведомстве, получившем название Отдел стратегических служб — SSU (Strategic Services Unit). Донована не попросили остаться. 1 октября 1945 года OSS было закрыто.
Отдел стратегических служб — SSU (Strategic Services Unit)
Основан: 1 октября 1945 Функционировал: 1 год и 5 месяцев
SSU временно возглавил бывшие отделения OSS в Лондоне, Париже, Риме, Вене, Каире, Чунгкине, Калькутте, Нью-Дели и Рангуне, а также ряд других, пока не было найдено более постоянное решение.
В январе 1946 года было создано новое Национальное разведывательное управление (National Intelligence Authority) и небольшая Центральная разведывательная группа — CIG (Central Intelligence Group). Весной 1946 года президент и Конгресс решили передать функции SSU, обязанности, персонал, заграничные полевые станции, средства связи и материально-техническое обеспечение CIG. Решение сделать это было основано исключительно на задаче подготовки скоординированных оценок разведывательной информации.
Заместитель начальника Военно-морской разведки США контр-адмирал Сидней Соуэрс был назначен ответственным секретарем CIG и отвечал за проведение интеграции SSU и CIG. Соуэрс открыто признался, что у него нет никакого желания руководить новой организацией, и он будет делать это только до тех пор, пока это необходимо — процесс должен был занять шесть месяцев.
Центральная разведывательная группа проверила всех сотрудников и отобрала лучших из них. После этого CIG заняла штаб-квартиру SSU.
Центральная разведывательная группа — CIG (Central Intelligence Group)
Основана: в январе 1946 Функционировала: 1 год и 6 месяцев
CIG отвечала за координацию, планирование, оценку и распространение разведывательных данных. Также группа получила возможность тайного сбора информации, а также полномочия для проведения независимых исследований и анализа. Это было ключевым моментом, поскольку CIG больше не просто координировала разведданные, полученные от правительственных учреждений, но теперь получала разведданные самостоятельно. Это значительно увеличило численность персонала CIG.
Новая организация шпионила за границей с помощью сотрудников, предоставленных ей армией, флотом и Государственным департаментом. CIG функционировала под руководством Национального разведывательного управления, которое состояло из представителя президента и государственных секретарей, военных и Военно-морских секретарей. Через несколько месяцев после своего создания CIG стала главным национальным агентством по стратегическому предупреждению и управлению тайной деятельностью за рубежом. Однако она была скована ограничениями и сопротивлением Государственного департамента и вооруженных сил. И вот, чтобы освободиться, CIG стал самостоятельным ведомством и был переименован в Центральное Разведывательное Управление.
Центральное разведывательное управление — CIA (Central Intelligence Agency)
Основано: 18 сентября 1947 Функционирует: более 70 лет
ЦРУ было создано в соответствии с законом О национальной безопасности, который президент Трумэн подписал 26 июля 1947 года. Официально ЦРУ появилось на свет 18 сентября того же года. Заместитель директора CIG Роско Хилленкеттера — первый директор ЦРУ. На должность назначил его Трумэн. Треть сотрудников Центрального разведывательного управления были ветеранами OSS.
Закон 1947 года в общих чертах определил, в чем заключается миссия ЦРУ, и хотя закон не изменил функции CIG, он добавил четыре широкие задачи: (1) консультировать Совет национальной безопасности (NSC) по вопросам, связанным с национальной безопасностью; (2) давать рекомендации СНБ относительно координации разведывательной деятельности департаментов; (3) соотносить и оценивать разведданные и обеспечивать их надлежащее распространение и (4) «выполнять некоторые другие функции… которые NSC будет время от времени запрашивать…»
Два года спустя президент Трумэн подписал закон О Центральном разведывательном управлении, который разрешал ЦРУ тайно финансировать разведывательные операции вне стандартных правительственных процедур США.
К 1953 году агентство стало одним из основных элементов государственного управления. Его вклад в области политических действий и военизированной борьбы был признан и уважаем. Агентство привлекло самых способных юристов, академиков и молодых преданных патриотов страны.
ЦРУ также достигло базовой структуры и масштаба, которые оно сохраняло в течение следующих двадцати лет. Корейская война, цели внешней политики Соединенных Штатов и внутренние организационные механизмы агентства в совокупности дали огромный импульс для роста. ЦРУ увеличилось в шесть раз, по сравнению с 1947 годом, в это время было создано три из пяти его нынешних директоратов.
Первоначально ЦРУ размещалось в обширном комплексе зданий в центре Вашингтона, и его физическое присутствие давало ему преимущество казаться неотъемлемой частью, а не отдельным элементом правительства.
Штаб-квартира ЦРУ в Лэнгли
В конце 1961 года сотрудники ЦРУ начали перебазироваться из разрозненных зданий в Вашингтоне, в недавно построенный комплекс штаб-квартиры в Лэнгли, штат Вирджиния. Первоначальное здание штаб-квартиры было первым домом, спроектированным специально для сотрудников агентства, и до сих пор служит знаковым символом ЦРУ и его миссии.
ЦРУ продолжало приспосабливаться и приспосабливаться к новым тенденциям постоянно меняющегося глобального ландшафта. Сегодня ЦРУ — это ведущее американское и мировое агентство внешней разведки, сформированное его устойчивым прошлым. «Мы достигаем того, чего не могут достичь другие, и идем туда, куда другие не могут пойти. Мы — глаза и уши нации, а иногда и ее скрытая рука. Мы продолжим нашу миссию по сбору, анализу, оценке и распространению зарубежной разведывательной информации, чтобы помочь президенту и высшим должностным лицам правительства США в принятии решений, касающихся национальной безопасности сейчас и всегда в будущем.»
Спецслужбы. История возникновения ЦРУ
Да, специалисты из ЦРУ периодически лажают. Да, с переменным успехом пытаются поддерживать выгодные для США политические силы и режимы. Да, действуют крайне грязно. Но так было задолго до официального основания этой организации. И об этом мы вам сегодня и расскажем.
Начало
Поэтому в 1947 году президент Трумен издаёт «Закон о национальной безопасности», в котором ключевую роль играет перестройка внешней разведки под новые нужды США, а также формирование министерства обороны, совета национальной безопасности и Центрального разведывательного управления. В качестве основы для последней использовалось Управление Стратегических Служб, которое заведовало внешней разведкой США во время Второй Мировой. Так что все свои методики и манеру действия ЦРУ переняло от УСС. И чтобы лучше понять схему действия современной американской агентуры, нужно знать, как их идейные предшественники действовали в военное время. Ведь для разведчика нет понятия «мир» — есть «временный перерыв в боевых действиях, не отменяющий возможности вести определённые дела».
Создание УСС
В США разведка была всегда, как и в любой нормальной стране. Но, вот беда, у государственного департамента были свои агенты, базы данных и информаторы, у армии — свои, у флота — тоже. То есть была куча людей, которые работали над одной темой, но независимо друг от друга. А это означает перехватывание агентуры, случайно устранение чужих агентов, дезинформацию и просто неэффективное распределение труда. Серьёзно, 3 отдельных криптографических подразделения, которые НЕ ОБМЕНИВАЛИСЬ друг с другом информацией. И первые годы Второй Мировой наглядно продемонстрировали всю неэффективность это системы.
Работа предстояла тяжелая. Дело в том, что у разведки США не было своих академий и способов подготовки. Они просто брали отличившихся и потенциально полезных солдат, проводили базовый инструктаж и поручали задание. А дальше — действуйте как хотите. Эффективно? Нет. Так что по просьбе Донована, Стефенсон приглашает своих коллег из Ми-6, чтобы они занялись обучением кадров. А британская разведка, как понимаете, это британская разведка. Им уже сколько лет приходилось проводить диверсии и разведывательные мероприятия в собственных бывших и существующих колониях, бороться с сепаратистами и всячески защищать интересы Британии. Любым, чёрт побери, способом.
Показательным моментом является то, что основную боевую тренировку будущие сотрудники УСС проходили у Вильяма Фарборна, который долгое время работал в шанхайской полиции и знал цену «грязных боевых техник». Скрытые ножи? Отлично. Калечащие удары? Легко. Максимально быстрым способом вывести противника из строя? Всенепременно. Что чувствовали молодые бойцы, которых учили не драться и убивать, а именно калечить? Поначалу — отвращение. Но оно быстро проходило, когда приходило осознание, что если они будут церемониться с врагом, то уж враг-то на своей территории с ними точно церемониться не станет. Собственно, эта доктрина живёт и процветает до сих пор.
Структура
Всего в составе УСС было сформировано 8 отделов:
Собственно, охватывался почти весь возможный спектр работы. Что-то получалось лучше, что-то хуже. Всё как у людей. Но вот с чем-чем, а с пропагандой, у УСС проблем не было никогда.
Методы работы
Кроме того, большую поддержку УСС оказывало местное население. Преимущественно за счёт контактов и знакомств криминального босса из Нью-Йорка Лаки Лучиано, у которого были огромные связи на Сицилии — Cosa Nostra это вам не шутки. Так вот, этого полезного товарища помогла завербовать именно УСС. В обмен на освобождение из тюрьмы и прощение «некоторых прегрешений».
Дальнейшая история
В 1945 УСС расформировали. Часть народа в 1946 перешла в свежесозданную Центральную разведывательную группу (непосредственного предшественника ЦРУ), часть ушло в отставку и сформировало общество «Ветераны стратегических служб», а практически все аналитики перешли на работу в Военное министерство. Как видите, костяк организации уцелел и стал базой для формирования спецслужбы, слава и позор которой до сих пор периодически гремят по всему миру.
И несмотря на то, что времена изменились — методы агентов ЦРУ поменялись слабо. Масштабная пропаганда, умело сочетающая правду, полуправду и откровенную ложь, использование местных радикально настроенных сил в своих целях (как благородных, так и нет), ведение боя «максимально грязно/эффективно». За счёт всего этого ЦРУ было, есть и будет крайне серьёзным противником, которого недооценивать нельзя.
История ЦРУ
Предшественником ЦРУ как независимой от других американских ведомств спецслужбы, занимающейся разведкой и тайными операциями, являлось созданное 13 июня 1942 г. по личному распоряжению президента Рузвельта Управление стратегических служб (Office of Strategic Services). УСС находилось в подчинении у Объединённого комитета начальников штабов. Его первым (и последним) начальником стал генерал-майор Уильям Дж. Донован.
УСС имела следующие подразделения.
SI (секретной разведки) — осуществляло сбор разведывательных данных и занималось шпионажем. Возглавлялось Дэвидом К.Е. Брюсом (David K.E. Bruce).
SO (секретных операций) — организовывало подрывную деятельность, саботаж, диверсии и партизанскую деятельность. Возглавлялось М. Престоном Гудфелоу (M. Preston Goodfellow).
R&A (исследований и анализа) — занималось анализом результатов операций, как секретных, так и обычных, например, оценкой эффективности бомбардировок авиацией союзников занятой немцами территории.
MO (операции по психологической обработке) — осуществляло ведение так называемой «чёрной пропаганды»; например, организовало вещание с территории Англии немецкоязычных радиостанций от имени реально не существующих антинацистских групп.
X-2 (контрразведка) — отвечало за нейтрализацию немецких агентурных сетей в тылу войск союзников, наступавших в Италии и, позднее, во Франции.
Комплектовалось УСС как военными, так и гражданскими специалистами. Среди последних было множество университетских преподавателей, чьи знания могли найти применение в разведке.
Первое время УСС работало, в основном, в Северной Африке, занимаясь сбором разведывательной информации, необходимой для обеспечения высадки англо-американских войск, состоявшейся в ноябре 1942 г. Позднее агенты УСС работали в Италии, Франции, а в конце войны и в самой Германии. Именно через резидента УСС в Швейцарии, будущего директора ЦРУ Аллена Даллеса велись переговоры с некоторыми из германских руководителей о заключении сепаратного мира. Помимо Европы, сотрудники УСС работали также в Китае, Бирме и Индии.
Не удивительно, что именно возглавлявший УСС генерал Донован первым выдвинул идею создания в США централизованной разведывательной службы. Стремясь спасти своё ведомство от неизбежной послевоенной демобилизации, он предложил создать на его базе по окончании Второй мировой войны общенациональную разведывательную организацию, приспособленную к деятельности в мирный период.
Эту идею он высказал в рапорте в сентябре 1943 г. в ответ на запрос от генерала Уолтера Беделла Смита, занимавшего в то время должность начальника штаба у Эйзенхауэра, где предлагал интегрировать УСС в военную среду, придав ему статус «четвёртого рода войск» (наравне с армией, флотом и авиацией). После того, как на рапорт не последовало никакой реакции, в ноябре 1944 г. Донован направил меморандум на имя президента Рузвельта.
Однако идее создания «центральной разведки» в то время не был дан ход. Полагая, что лучше быть первым парнем на деревне, чем вторым в городе, против неё дружно выступили все обладатели многочисленных мелких и крупных американских разведок, начиная от Комитета начальников штабов и Государственного департамента, и кончая ФБР. В феврале 1945 г. в ряде американских газет появилась серия инспирированных публикаций, в которых план Донована был представлен как некий заговор с целью создания «американского гестапо».
В результате объединённая разведка как «четвёртый род войск» так и не была создана, а 20 сентября 1945 г. президент Трумэн подписал указ о ликвидации УСС с 1 октября того же года. При этом его отдел исследований и анализа, насчитывавший свыше 1300 сотрудников, был передан в Госдепартамент, а отделы тайных операций и контрразведки — в военное министерство, где они были реорганизованы в Подразделение стратегических служб. Начальником последнего был назначен бывший заместитель Донована бригадный генерал Джон Макгрудер.
Однако, как известно, у семи нянек дитя без глаза. Имея множество независимых разведок и «разведочек», вряд ли можно добиться ощутимых успехов на «невидимом фронте». Осознав это, Трумэн уже 22 января 1946 г. подписал директиву о создании Штаба национальной разведки (National Intelligence Authority), в который вошли личный представитель президента, госсекретарь, а также военный и военно-морской министры. В качестве исполнительного органа при Штабе была создана Группа центральной разведки (ГЦР), призванная координировать деятельность всех подразделений американской разведки. Главная задача, поставленная перед ГЦР, заключалась в подготовке для Трумэна ежедневных и еженедельных оперативных разведывательных сводок. Во главе ГЦР был поставлен заместитель директора морской разведки контр-адмирал Сидней У. Суэрс, получив одновременно должность директора центральной разведки и статус члена Штаба национальной разведки без права голоса.
Преемником Суэрса на посту руководителя ГЦР стал в июне 1946 г. генерал-лейтенант Хойт С. Ванденберг. Благодаря его усилиям ГЦР из органа, готовящего сводки на основе информации, добытой другими, постепенно начала превращаться в полноценную разведслужбу. Фактически Ванденберг попытался восстановить на базе своего ведомства структуру ликвидированного УСС. Так, он создал Управление исследований и анализа, позже переименованное в Управление оценок по настоянию представителей госдепартамента. В состав ГЦР вернулось и Подразделение стратегических служб, составлявшее в своё время основу УСС. Это дало ГЦР право вести тайную внешнюю разведку. Ванденберг добился для ГЦР права работать в Латинской Америке, которая в годы Второй мировой войны являлась зоной ответственности ФБР. Повышение роли и влияния ГЦР сопровождалось быстрым ростом её численности. Если на момент создания в штате ГЦР состояло всего 80 человек, то в июне 1946 г. в ней работало уже 1800 сотрудников.
Собственно ЦРУ, в таком виде, как оно сейчас существует, было создано в соответствии с Законом о национальной безопасности, подписанным Трумэном 26 июля 1947 г. Согласно этому закону, создавались Министерство обороны, объединяющее под своим руководством все отдельные рода войск, Совет национальной безопасности (СНБ) — для координации государственной оборонной и внешней политики, и Центральное разведывательное управление — на основе ГЦР. При этом было решено, что директор ЦРУ станет и директором центральной разведки, и будет одновременно возглавлять ЦРУ и отвечать за деятельность всех прочих американских спецслужб, занимающихся сбором информации. Формально ЦРУ начало существовать 18 сентября 1947 г.
Поправка 1949 года к закону о национальной безопасности предоставила ЦРУ дополнительные возможности, а именно: держать в секрете официальные должности и размер зарплаты, бюджет, вести самостоятельную финансовую деятельность, выдавать вид на жительство иностранцам и членам их семей (как правило, перебежчикам и иностранным агентам).
Как известно, в 1930-е гг. Рузвельт санкционировал тайные операции ФБР внутри США. Его преемник Трумэн подписал в декабре 1947 г. секретную директиву о проведении тайных операций ЦРУ по всему миру. Директива была отпечатана всего в трёх экземплярах: один для Белого дома, второй — для Госдепартамента, третий — для директора ЦРУ контр-адмирала Роско Г. Хилленкотера. Разумеется, тайные операции, как говорилось в директиве СНБ, должны были стать всего лишь «ответом на акции Советского Союза или инспирированные Советским Союзом, которые представляют угрозу миру и безопасности, направлены на дискредитацию политики Соединённых Штатов или на противодействие ей».
Вскоре был разработан и механизм проведения тайных операций. СНБ рекомендовал их в тех случаях, когда решал, что та или иная цель американской внешней политики не может быть достигнута средствами дипломатии, а военная акция слишком рискованна или неоправданна. Одновременно директору ЦРУ давалось указание разработать соответствующее прикрытие, чтобы США всегда могли откреститься от своей причастности к подобной операции.
Руководствуясь «доктриной Трумэна» по сдерживанию коммунизма, сотрудники ЦРУ помогли королевскому режиму Греции разгромить армию коммунистических партизан (ЭЛАС), которая в период нацистской оккупации вела мужественную борьбу с немецкими, итальянскими и болгарскими захватчиками (в то время, как королевская армия отсиживалась под крылом англичан в Египте). В Италии при помощи подрывных акций и массированных денежных вливаний к власти были приведены христианские демократы, которые на состоявшихся в апреле 1948 г. выборах нанесли поражение Коммунистической партии, руководившей движением Сопротивления в годы войны и пользовавшейся в стране гораздо большим влиянием.
Первоначальная структура ЦРУ включала в себя следующие подразделения:
— управление специальных операций;
— управление докладов и оценок;
— управление сбора и распространения.
Каждое из перечисленных управлений возглавлялось помощником директора ЦРУ.
Управление специальных операций (УСО) было создано для проведения тайных акций ЦРУ. Однако и здесь не обошлось без конкуренции. 1 сентября 1948 г. аналогичное подразделение — Управление координации политики (УКП) — было создано и в составе Государственного департамента США. Возглавил его заместитель госсекретаря США и ветеран УСС Фрэнк Уиснер. Новое управление очень быстро разрасталось: если в 1949 г. в нём работало 302 человека, то в 1952 г., на момент слияния с УСО, его штат насчитывал уже 2812 сотрудников, кроме того, 3142 человека работало в УКП по контрактам.
Естественно, между обеими структурами сразу же завязалась бюрократическая междоусобица. Конфликт принял острые формы после того, как УСО попыталось завербовать в Таиланде агента, который уже работал на УКП. Проблема была решена при преемнике Хилленкотера, который был снят с должности Трумэном в октябре 1950 г. из-за того, что ЦРУ не смогло предсказать начало Корейской войны. Сперва новый директор ЦРУ генерал-лейтенант Уолтер Беделл Смит (тот самый, на чьё имя написал в 1943 г. свой рапорт Донован) добился передачи УКП из Госдепартамента в состав ЦРУ. Затем он сосредоточил управление УСО и УКП в одних руках, учредив для этого пост заместителя директора ЦРУ по планированию. Первым из занимавших эту должность стал знаменитый Аллен Даллес. Наконец, в августе 1952 г. УСО и УКП были объединены в одну структуру, получившую название Директорат планирования (известен также как Тайная служба — Clandestine Service), позднее переименованный в Оперативный директорат.
Аналитическая часть ЦРУ была сосредоточена в Управлении докладов и оценок, состоявшем из двух отделов. Первый из них объединял аналитиков, каждый из которых специализировался на каком-либо географическом регионе. Второй — редакторов, готовивших на основе получаемых разведданных доклады ЦРУ. В то время деятельность управления большей частью сводилась к подготовке ежедневных текущих обзоров для президента. Позднее в его составе было образовано подразделение глобальных обозрений, готовившее ежемесячные отчёты для СНБ, озаглавленные «Оценка ситуации в мире».
Генерал Смит создал также и Управление национальных оценок (будущий Разведывательный директорат), призванный составлять аналитические обзоры по разведке в целом и по конкретным проблемам. Таким образом, структура ЦРУ начала приобретать современные очертания.
В 1952 г. агенты ЦРУ свергли египетского короля Фарука и привели к власти бывшего агента Абвера и будущего Героя Советского Союза и любимца Хрущёва Гамаля Абделя Насера. Впоследствии руководству ЦРУ пришлось сильно пожалеть об этом решении.
В 1953 г. эксперт ЦРУ по Ближнему Востоку Кермит Рузвельт организовал операцию по свержению иранского премьера Мохаммеда Мосаддыка и возвращению на трон шаха Мохаммеда Реза Пехлеви.
В 1954 г. ЦРУ провело полувоенную операцию по свержению президента Гватемалы Хакобо Арбенса, посягнувшего на самое святое — собственность американской компании «Юнайтед Фрут».
Велись тайные операции и непосредственно против главного противника — СССР. Начиная с августа 1949 г. была организована заброска на территорию СССР прошедших обучение в ЦРУ украинских и прибалтийских националистов. Агенты обеспечивались рациями и должны были держать связь со своими американскими руководителями, находившимися в Западной Германии. На протяжении пяти лет ЦРУ забрасывало своих агентов в СССР на парашютах или переправляло по Балтийскому морю, однако ни один из них так и не сообщил никакой информации, если не считать сигналов о провале.
Американские военные самолёты постоянно вторгались в советское воздушное пространство. Вот лишь выдержка из списка потерь, официально признанных американцами:
8 апреля 1950 г. над Балтийским морем советскими истребителями был сбит самолёт-разведчик ВМС США PB4Y-2 «Прайвэтир».
6 ноября 1951 г. вблизи советского побережья исчез патрульный самолёт ВМС США P2V-3 «Нептун», обстрелянный перед этим советскими истребителями.
13 июня 1952 г. над Японским морем исчез совершавший разведывательный полёт самолёт ВВС США RB-29 «Суперфортрес».
7 октября 1952 г. вблизи японского побережья исчез самолёт ВВС США RB-29A «Суперфортрес».
29 июля 1953 г. над Японским морем советскими истребителями сбит самолёт ВВС США RB-50 «Суперфортрес».
4 сентября 1954 г. возле советского побережья сбит патрульный самолёт ВМС США P2V-5 «Нептун».
7 ноября 1954 г. вблизи острова Хоккайдо (Япония) советскими истребителями сбит самолёт-фоторазведчик ВВС США RB-29.
22 июня 1955 г. вблизи острова Св. Лаврентия в Беринговом море советскими истребителями сбит патрульный самолёт ВМС США P2V-5 «Нептун».
Начиная с июля 1956 г. разработанные под руководством ЦРУ самолёты-шпионы U-2, неуязвимые для тогдашних советских средств ПВО, начали безнаказанные полёты вглубь территории Советского Союза.
Даллес создал в ЦРУ особую культуру, уникальную атмосферу, продержавшуюся на протяжении следующих двух десятилетий. Главными положениями политики ЦРУ в то время были следующие: «мы наделены властью делать всё, о чём нас попросит президент» и «для достижения своих целей мы уполномочены использовать любые средства». Например, привлекать к работе бывших руководителей нацистской разведки, таких, как Рейнхард Гелен, создавать подставные организации типа радиостанций «Свобода» и «Свободная Европа», планировать политические убийства, например, кубинского лидера Фиделя Кастро, и т. д. и т. п.
Работавшие в этот период в стенах ЦРУ представители «интеллектуальной элиты американской нации» — отпрыски аристократических или богатых семейств, выпускники престижных университетов, состоящих в так называемой «Лиге Плюща» — наверняка изучали русскую культуру и читали произведения Достоевского. Скорее всего, знакомы они были и со знаменитым высказыванием этого наиболее известного на Западе русского писателя о том, что «если Бога нет, значит, всё позволено». Однако веря в Бога и участвуя в провозглашённом Даллесом «всемирном крестовом походе» против Советского Союза, эти высоколобые интеллектуалы полагали себя свободными от любых моральных ограничений.
Следует отметить, что американское общество тех лет мало что знало не только о деятельности ЦРУ, но даже о самом факте существования этой организации. Информация о тайных операциях лишь иногда просачивалась в широкую прессу.
Однако, начиная с 1960 г. для ЦРУ наступила эпоха публичных скандалов.
1 мая 1960 г. демонстративно бесцеремонный полёт через советскую территорию пилотируемого Фрэнсисом Гэри Пауэрсом самолёта U-2 была прерван советской ракетой «земля-воздух» в небе над Свердловском. Поначалу американцы попытались ввести в действие легенду прикрытия, заявив, что это был самолёт разведки погоды, который сбился с курса. Однако оставшийся в живых Пауэрс дал показания, что работал на ЦРУ. Разразился международный скандал.
В апреле 1961 г. была проведена катастрофическая по своим последствиям высадка десанта в бухте Кочинос, ознаменовавшая собой попытку военного вторжения на Кубу. Примерно 1400 кубинских эмигрантов, завербованных и прошедших подготовку в ЦРУ, попытались проникнуть на родину и организовать восстание против режима Кастро, но были наголову разгромлены. В результате этого провала, вызванного, в первую очередь, вопиющими просчётами в организации операции, Даллес был вынужден уйти в отставку.
После этого ЦРУ разработало план «Монгуз», предусматривающий физическое устранение непокорного кубинского лидера. План был утверждён президентом Кеннеди, но несмотря на бесчисленные покушения (поговаривали даже о занесении его в этой связи в Книгу рекордов Гиннеса) Фидель Кастро остался жив и невредим, и до сих пор правит Кубой.
Активное участие принимало ЦРУ и в войне во Вьетнаме. В ходе организованной им операции «Феникс» в 1967–1971 гг. были уничтожены десятки тысяч жителей Южного Вьетнама, подозревавшихся в симпатиях к коммунистам. Действовало ЦРУ и на территории Лаоса.
Начало 1970-х гг. ознаменовалось для ЦРУ новой серией скандалов. Но если предыдущие скандалы были связаны с провалами ЦРУ на международной арене, то эти уже касались деятельности ЦРУ внутри страны. Первым из них стал в 1972 г. знаменитый «Уотергейт» — попытка тайно установить подслушивающие устройства в штаб-квартире Демократической партии США. 22 декабря 1974 г. репортёр «Нью-Йорк Таймс» Сеймур Херш опубликовал список злоупотреблений властью, допущенных ЦРУ, включая длившуюся на протяжении 20 лет операцию по незаконной перлюстрации корреспонденции рядовых американских граждан и организаций. Директор ЦРУ Уильям И. Колби признал, что эта операция имела место, но настаивал на том, что ЦРУ её свернуло.
Начавшийся процесс разоблачений было весьма сложно остановить. В прессу просочилась информация об экспериментах учёных из ЦРУ по контролю над человеческим сознанием (по крайней мере, один из них закончился смертью подопытного). Появились известия об организациях, контролируемых и служащих прикрытием для операций ЦРУ: например, Национальная студенческая ассоциация США, журналы «Дер Монат» в Германии и «Инкаунтер» в Великобритании.
В результате президент Форд учредил так называемую Рокфеллеровскую комиссию и поручил ей провести расследование деятельности ЦРУ на территории Соединённых Штатов.
Одновременно аналогичные комиссии были созданы и «законодательной ветвью» американской власти: в Палате представителей Конгресса — комиссия по разведке, призванная рассмотреть жалобы на «незаконные или недостойные» действия в отношении американцев со стороны федеральных спецслужб, получившая название «Комиссия Пайка», а в Сенате — комиссия по государственной политике в области разведки, получившая название «Комиссия Черча».
В результате расследования, проведённого всеми этими комиссиями (особенно — комиссией Черча) выявились скандальные подробности злоупотреблений со стороны американских спецслужб. Эти разоблачения вынудили американское руководство принять соответствующие меры. Был издан целый ряд законодательных актов, ограничивающих полномочия ЦРУ. Управлению категорически запрещалось непосредственно или косвенно участвовать в политических убийствах. Также ЦРУ было запрещено вести слежку за людьми на территории Соединённых Штатов, устанавливать подслушивающие устройства, просматривать корреспонденцию и вообще вести наблюдение любого рода. Если у ЦРУ возникает подозрение по поводу того или иного американца, который может сотрудничать с представителями иностранных спецслужб, сотрудники Управления должны обратиться за помощью в ФБР, которое, с разрешения Суда по надзору за внешней разведкой, и будет принимать практические меры.
Для надзора за деятельностью ЦРУ в мае 1976 г. был создан постоянный сенатский комитет по разведке. В июле 1977 г. аналогичный постоянный орган был создан и в Палате представителей. Перед тем, как провести ту или иную тайную операцию, руководство ЦРУ должно получить одобрение президента и «своевременно» поставить в известность соответствующие комитеты обеих палат Конгресса. Парламентский надзор в последние годы стал обычной практикой. Ежегодно сотрудники ЦРУ встречаются с членами Конгресса и проводят консультации или брифинги по различным вопросам, до 1 тысячи в год.
Однако с приходом к власти в 1981 г. президента Рейгана маятник качнулся в обратную сторону. Затеяв очередной крестовый поход против «империи зла», Рейган нуждался в дееспособном разведывательном инструменте. При нём были приняты специальные поправки, освобождающие ЦРУ от части наложенных на него ограничений.
Преемник Рейгана на посту президента Джордж Буш-старший, сам в своё время в течение года занимавший пост директора ЦРУ, ещё больше ослабил ограничения на деятельность своих бывших подопечных. При нём было принято решение, суть которого сводилась к тому, что сотрудники ЦРУ могут принимать участие в операциях по свержению иностранных правительств, даже если при этом будет существовать «большая вероятность» гибели руководителей государств.
В 1991 г. «холодная война» закончилась победой США. Советский Союз был уничтожен. Львиная доля заслуг в этом принадлежит американским спецслужбам, и в первую очередь ЦРУ.
Последний крупный скандал в ЦРУ состоялся в феврале 1994 г. и был связан с разоблачением Олдрича Г. Эймса, сотрудника контрразведки ЦРУ, на протяжении многих лет являвшегося советским, а затем российским агентом.
Как и американское общество в целом, в последние годы ЦРУ страдает от обвинений в пресловутом «сексизме». От сотрудниц ЦРУ постоянно поступают жалобы на «сексуальные домогательства» в стенах родного управления, дискриминацию по половому признаку и т. п. В декабре 1992 г. женщины, ставшие (по их мнению) жертвами дискриминационной политики в ЦРУ, подали иск в суд на руководство родного ведомства. В сентябре 1993 г. это дело было взято под контроль лично директором ЦРУ Р. Джеймсом Вулси. В результате в 1995 г. в ЦРУ было принято решение выплатить денежную компенсацию (в целом около 1 млн долларов) 250 женщинам из числа сотрудников зарубежных бюро. Ещё 15 женщин, ранее отозванные из-за границы, были восстановлены на прежней работе.
Однако что бы ни говорили вслух те или иные американские официальные лица, до тех пор, пока существует Россия, и до тех пор, пока у России есть стратегические ядерные силы, именно наша страна остаётся для ЦРУ «противником номер один».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
6.3. ИСТОРИЯ БИБЛЕЙСКОГО ИСХОДА — ЭТО ИСТОРИЯ ОСМАНСКОГО = АТАМАНСКОГО ЗАВОЕВАНИЯ ЕВРОПЫ ПЯТНАДЦАТОГО ВЕКА
6.3. ИСТОРИЯ БИБЛЕЙСКОГО ИСХОДА — ЭТО ИСТОРИЯ ОСМАНСКОГО = АТАМАНСКОГО ЗАВОЕВАНИЯ ЕВРОПЫ ПЯТНАДЦАТОГО ВЕКА 6.3.1. БИБЛЕЙСКИЙ ЕГИПЕТ ЭПОХИ ИСХОДА — ЭТО РУСЬ-ОРДА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XV ВЕКА Н. Э Библейский исход начинается из Египта. Спрашивается, что такое библейский Египет
Английская история 640–830 гг. и византийская история 378–553 гг. Сдвиг на 275 лет
Английская история 640–830 гг. и византийская история 378–553 гг. Сдвиг на 275 лет (А) Английская история(Б) Византийская история(А) Английская эпоха 640–830 гг. Династия королей Вессекса. Это — один из шести династических потоков ранней истории Англии 400–830 гг. Этот поток
Английская история 1040–1327 гг. и византийская история 1143–1453 гг. Сдвиг на 120 лет
Английская история 1040–1327 гг. и византийская история 1143–1453 гг. Сдвиг на 120 лет (А) Английская эпоха 1040–1327 гг.(Б) Византийская эпоха 1143–1453 гг. Обозначена как «Византия-3» на рис. 8. Она же = «Византия-2»(А) 20. Эдуард Исповедник Монах (Edward «The Confessor») 1041–1066 (25)(Б) 20. Мануил I
История мира — это история противостояния тайных обществ (Вместо предисловия)
История мира — это история противостояния тайных обществ (Вместо предисловия) С момента возникновения первой организованной человеческой общности наверняка почти сразу же внутри нее образовалось общество заговорщиков. История человечества не мыслится без тайных
Глава 1. СУЩЕСТВУЮТ ДВЕ ИСТОРИИ: ЛЖИВАЯ ОФИЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ… И ТАЙНАЯ ИСТОРИЯ, ГДЕ ВИДНЫ ПОДЛИННЫЕ ПРИЧИНЫ СОБЫТИЙ [1] (Вместо пролога)
Глава 1. СУЩЕСТВУЮТ ДВЕ ИСТОРИИ: ЛЖИВАЯ ОФИЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ… И ТАЙНАЯ ИСТОРИЯ, ГДЕ ВИДНЫ ПОДЛИННЫЕ ПРИЧИНЫ СОБЫТИЙ[1] (Вместо пролога) От времени до времени очень полезно подвергать пересмотру наши привычные исторические понятия для того, чтобы при пользовании ими не
3. История библейского Исхода — это история османского=атаманского завоевания Европы XV века
3. История библейского Исхода — это история османского=атаманского завоевания Европы XV века Библейский Египет эпохи исхода — это Русь-Орда первой половины XV века н. э.Учитывая, что многие древние географические названия помещены на современных картах совсем не в тех
2. История Словакии в центральноевропейском контексте: Словацкая история как геополитическая проблема
2. История Словакии в центральноевропейском контексте: Словацкая история как геополитическая проблема Однако «Словацкая история», или «История Словакии», заключает в себе и принципиальную проблему историко-геополитического характера, которая в последнее время
Часть 1 ИСТОРИЯ ГЛАЗАМИ ИСТОРИЧЕСКОЙ АНАЛИТИКИ Глава 1 История: больной, который ненавидит врачей (Журнальный вариант)
Часть 1 ИСТОРИЯ ГЛАЗАМИ ИСТОРИЧЕСКОЙ АНАЛИТИКИ Глава 1 История: больной, который ненавидит врачей (Журнальный вариант) Книги должны следовать за наукой, а не наука — за книгами. Фрэнсис Бэкон. Наука не терпит новых идей. Она с ними борется. М.М.Постников. Критическое
Устная история и история ментальностей: взаимопроникновение и взаимодополнение
Устная история и история ментальностей: взаимопроникновение и взаимодополнение История ментальностей рассматривает влияние внутренних механизмов поведения человека и общества, заложенных на психологическом уровне, на исторические процессы. Научное направление
Устная история и история повседневности: методические и методологические перекрестки
Устная история и история повседневности: методические и методологические перекрестки История повседневности (everydaily или every day life story), как и устная история, является новой отраслью исторического знания. Предметом ее изучения является сфера человеческой обыденности во