Что было главным богатством в средневековом обществе

ГДЗ история средних веков 6 класс Бойцов, Шукуров Русское Слово Задание: §11 Земля и власть

Стр. 89. Вспомните

Как в средневековом обществе распределялось его главное богатство — земля?

Верховным собственником всей земли в средневековом государстве считался король. При этом часть угодий принадлежала ему лично, а часть он раздавал баронам и Церкви в награду за верную службу. Тем самым король стремился заручиться их преданностью и поддержкой в будущем. В свою очередь барон жаловал часть полученных земель рыцарям, а те – более бедным рыцарям или оруженосцам. Тех, кто предоставлял землю, называли сеньорами, а тех, кто её получал – вассалами. Сам земельный надел получил название феод.

Какие преимущества и какие обязательства были связаны с владением землёй?

Главным обязательством при получении земельного надела – феода, была необходимость службы тому, кто эту землю предоставлял. Вассал был обязан верно служить своему сеньору и по первому его призыву был обязан явиться в полном вооружении и на коне, а также привести с собой отряд вооруженных рыцарей. В случае невыполнения вассалом условий службы, сеньор мог отобрать у него феод.

Стр. 91. Вопросы к иллюстрации

Подумайте, в какой ситуации король одного государства мог стать вассалом другого. К каким трудностям могли привести такие отношения между королями?

Король одного государства мог стать вассалом другого только в том случае, если он владел землёй в этом государстве. К примеру, Вильгельм I Завоеватель, до того, как стать королём Англии, был герцогом Нормандским и соответственно – вассалом короля Франции. Заняв английский престол, он сохранил за собой Нормандию и тем самым остался вассалом французского короля. Такие запутанные отношения могли привести к трудностям в случае войны между этими государствами. Например, если бы между Англией и Францией разгорелась война, то формально английский король должен был воевать против себя же самого. В мирное время подобных проблем не было.

Стр. 91. Документ №1

1. О каких нарушениях вассалом его долга говорится в источнике?

В источнике говориться о 3-х нарушениях, за которые вассал лишался феода. Первый из них – самовольный уход с поля боя, оставив при этом своего сеньора в опасности. Второй – нападение на самого сеньора или на его замок. Третий – убийство близких родственников сеньора (брата или племянника).

2. Объясните, почему за эти проступки вассал лишался феода.

Стр. 92. Вопросы в конце параграфа

1. Почему владение землёй являлось главной ценностью, показателем статуса человека в средневековом обществе?

Владение землей было показателем статуса человека в средневековом обществе потому, что на этом была основана существовавшая в то время феодальная лестница. Чем больше земли вассал получал от сеньора, тем больше он мог содержать вооруженных рыцарей, и тем сильнее и могущественнее он становился. Соответственно положение человека определяло количество принадлежавшей ему земли.

2. Заполните таблицу.

Права на землю, отношение к земле
КорольСчитался верховным собственником всей земли в государстве. Имел право пожаловать земельные наделы преданным ему баронам и князьям в обмен на их верную службу и поддержку.
Князья, бароныПолучали от короля земельные угодья, а взамен должны были выполнять все его приказы. Имели право передавать полученные земли по наследству, при условии, что их дети или внуки тоже продолжали служить королю. Часть полученных земель они могли жаловать рыцарям, которые находились у них на службе.
РыцариПолучали от князей и баронов земельные наделы, а взамен были обязаны явиться к ним по первому призыву и выполнять их распоряжения. Имели право передавать полученные земли своим детям, при условии, что наследники тоже продолжать служить их сеньору. Часть земель могли быть пожалованы более мелким рыцарям или оруженосцам, которые состояли у них на службе.
КрестьянеРаботали на земле, которая им не принадлежала. Военным делом не занимались. Их основной задачей была работа на поле. Перейти в другое сословие они не могли.

3. Объясните, кто и с какой целью отдавал землю в пользование, а кто и зачем её брал. Какие права на феод имел его держатель?

Сеньор отдавал землю в пользование вассалу для того, чтобы он мог прокормить себя, а также иметь возможность приобрести необходимое вооружение и снаряжение (в т.ч. конём). Если количество земли было значительное, то вассал имел возможность набрать на службу более бедных рыцарей, награждая землёй из своего надела. Таким образом, он являлся к своему сеньору не один, а в сопровождении отряда вооруженных людей, что автоматически повышало его статус и положение в обществе.

Держатель феода считался его собственником до тех пор, пока пребывал на службе у своего сеньора и выполнял все его распоряжения и пожелания. В противном случае – сеньор имел право забрать феод у вассала и передать его другому, более верному человеку. Также держатель феода мог передать его по наследству при условии, что его сыновья будут продолжать службу тому сеньору, который пожаловал данный земельный надел.

4. Проведите ролевую игру «Заключение договора между сеньором и вассалом». В ходе игры постарайтесь показать, какие обязанности берут на себя участники договора.

Сеньор

Сегодня для тебя наступил особенный день, отважный рыцарь. Ты вступаешь ко мне на службу и будешь служить мне до самой смерти или до тех пор, пока не освобожу тебя от обязанностей. Ты согласен?

Вассал

Да, мой господин. Согласен. Я буду Вашим верным слугой до тех пор, пока Господь не призовёт меня к себе.

Сеньор

Клянешься ли ты хранить верность мне и как преданный вассал явиться в мой замок по первому зову?

Вассал

Сеньор

Клянешься ли ты выполнять беспрекословно все мои приказы, требования и желания и если в этом будет необходимость – отдать за меня свою жизнь?

Вассал

Клянусь, что буду честно и добросовестно выполнять все ваши приказы, господин. А если так будет угодно Господу, то и не пожалею своей жизни ради вас.

Сеньор

Клянешься ли ты сохранять в тайне все секреты, которые станут тебе известны?

Вассал

Клянусь, что сохраню все ваши секреты и унесу их с собой в могилу.

Сеньор

Вот и хорошо. Взамен я обещаю тебе щедро вознаграждать тебя за верную службу. Пока что жалую тебе небольшой замок на берегу озера и два поля с двадцатью крестьянами.

Вассал

Благодарю тебя, мой сеньор.

Сеньор

Если ты будешь и дальше таким усердным и храбрым на поле боя, то получишь еще больше земель. И крестьян, которые их обрабатывают.

Вассал

Да, мой господин. Обещаю храбро сражаться за Вас во всех войнах и битвах.

Сеньор

Все полученные земли, замки и крестьян ты сможешь передать своим сыновьям. Но только если они будут тоже служить под моим знаменем и воевать за меня.

Вассал

Клянусь, мой сеньор, что мои сыновья тоже выберут путь служения Вам и Вашей семье.

Сеньор

И самое главное! Помни, что в случае нарушения клятвы, измены или иного злодеяния я лишу тебя всего пожалованного имущества. И ты останешься таким же бедным, как в день поступления ко мне на службу.

Вассал

Клянусь, мой сеньор, что этого никогда не произойдет. Моя верность и преданность Вам будет безграничной. В противном случае – пусть земля покроет меня с головой.

Сеньор

Хорошо. Я запомню твои клятвы. И воздам по заслугам. А теперь, встань, рыцарь, и займи свое место среди моих людей. Не забывай, что с этого момента твоя жизнь целиком и полностью принадлежит мне.

5. Каким образом Церковь оказалась включена в систему феодальных отношений? *В чём заключались особенности её положения в сравнении со светской знатью?

Церковь получала право на владение земельными угодьями аналогично со светской знатью. Епископы, аббаты и священники, наравне с князьями и баронами, могли получить феод от короля на правах несения воинской службы и выполнения его приказов. Однако особенность положения Церкви состояла в том, её главной функцией была помощь христианам в спасении их душ. Поэтому для неё существовал ещё один путь для получения земельных наделов – дарения и пожертвования. Очень часто светские владыки (короли, герцоги, графы или рядовые рыцари) передавали в дар монастырям или храмам целые поместья. Взамен, монахи и священники должны были постоянно молить Господа о спасении души дарителя, а также его потомков. Таким образом, постепенно в руках Церкви были сосредоточены огромные земельные ресурсы и соответственно – огромная власть и богатство.

ІІ раздел

Европа на подъёме

Глава 5. Крестьяне и рыцари

Источник

Вопросы-ответы: § 12. В рыцарском замке

Вопросы и ответы к §12 «В рыцарском замке» учебника Агибаловой, Донского «Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс». Рекомендуется для проверки знаний после изучения.

План параграфа: 1. Замок феодала. 2. Воспитание и снаряжение рыцаря. 3. Развлечения рыцарей. 4. Кодекс рыцарской чести.
Понятия и термины: Замок, латы, рыцарский турнир, герб, девиз, герольд.

§ 12. В рыцарском замке

(вопросы и ответы по изучаемой теме)

Вопрос № 1. Главная обязанность вассала по отношению к сеньору состояла в …
1) обработке его земли;
2) военной конной службе;
3) строительстве замка сеньора.
Правильный ответ: 2) военной конной службе.

Вопрос № 2. На ступеньках феодальной лестницы почти каждый мог быть …
1) только сеньором;
2) только вассалом;
3) одновременно и вассалом, и сеньором.
Правильный ответ: 3) одновременно и вассалом, и сеньором.

Вопрос № 3. Почему в Средневековье противники в бою стремились не убивать рыцарей, а захватывать их в плен?
1) чтобы увеличить численность своих войск;
2) чтобы перенимать секреты воинского искусства;
3) чтобы получить за них выкуп.
Правильный ответ: 3) чтобы получить за них выкуп.

Вопрос № 5. Назовите причину, по которой рыцаря не допускали к турниру.
1) не умел читать;
2) не знал иностранных языков;
3) нарушил данное слово.
Правильный ответ: 3) нарушил данное слово.

Вопрос № 7. Что являлось главным богатством и признаком благополучия в средневековом обществе?
1) земля, 2) деньги, 3) доспехи.
Правильный ответ: 1) земля.

Вопрос № 8. Ведущая роль в средневековом обществе принадлежала сословию
1) молящихся, 2) воюющих, 3) работающих.
Правильный ответ: 2) воюющих.

Вопрос № 9. Какая из средневековых поговорок отражает отношения между феодалами на феодальной лестнице?
1) «городской воздух делает свободным»;
2) «вассал моего вассала – не мой вассал»;
3) «нет земли без господина».
Правильный ответ: 2) «вассал моего вассала – не мой вассал».

Вопрос № 10. За военную службу вассал получал от сеньора
1) феод, 2) лошадь, 3) замок.
Правильный ответ: 1) феод.

Вопрос № 11. Какое из занятий феодалы считали недостойным для себя?
1) охоту, 2) обработку земли, 3) рыцарскую службу.
Правильный ответ: 2) обработку земли.

Вопрос № 12. Установите соответствие между понятиями и их значением.
ПОНЯТИЯ: A) забрало, Б) кольчуга, B) замок.
ЗНАЧЕНИЕ: 1) укреплённое жилище феодала; 2) вид воинских доспехов, рубаха из металлических колец; 3) часть шлема, опускаемая на лицо.
Краткий ответ: 321. Полный ответ:
A) забрало – часть шлема, опускаемая на лицо.,
Б) кольчуга – вид воинских доспехов, рубаха из металлических колец,
B) замок – укреплённое жилище феодала.

Вы смотрели : Вопросы и ответы к § 12. В рыцарском замке учебника Агибаловой, Донского «Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс».

Источник

Тест по истории В рыцарском замке 6 класс

Тест по истории В рыцарском замке для учащихся 6 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, каждый вариант состоит из 2 частей (часть А и часть В). В части А — 5 заданий с выбором ответа, в части В — 1 задание.

1 вариант

А1. Главная обязанность вассала по отношению к сеньору со­стояла в

1) обработке его земли
2) военной конной службе
3) строительстве замка сеньора

А2. На ступеньках феодальной лестницы почти каждый мог быть

1) только сеньором
2) только вассалом
3) одновременно и вассалом, и сеньором

А3. Почему в Средневековье противники в бою стремились не убивать рыцарей, а захватывать их в плен?

1) чтобы увеличить численность своих войск
2) чтобы перенимать секреты воинского искусства
3) чтобы получить за них выкуп

1) во время первого в его жизни турнира
2) при посвящении в рыцари
3) в первом военном походе или сражении

А5. Назовите причину, по которой рыцаря не допускали к тур­ниру.

1) не умел читать
2) не знал иностранных языков
3) нарушил данное слово

В1. Установите соответствие между понятиями и их значением.

А) герб
Б) турнир
В) трубадур

2 вариант

А1. Что являлось главным богатством и признаком благополучия в средневековом обществе?

1) земля
2) деньги
3) доспехи

А2. Ведущая роль в средневековом обществе принадлежала сословию

1) молящихся
2) воюющих
3) работающих

А3. Какая из средневековых поговорок отражает отношения между феодалами на феодальной лестнице?

1) «городской воздух делает свободным»
2) «вассал моего вассала — не мой вассал»
3) «нет земли без господина»

А4. За военную службу вассал получал от сеньора

1) феод
2) лошадь
3) замок

A5. Какое из занятий феодалы считали недостойным для себя?

1) охоту
2) обработку земли
3) рыцарскую службу

В1. Установите соответствие между понятиями и их значением.

А) забрало
Б) кольчуга
В) замок

1) укреплённое жилище феодала
2) вид воинских доспехов, рубаха из ме­таллических колец
3) часть шлема, опускаемая на лицо

Ответы на тест по истории В рыцарском замке
1 вариант
А1-2
А2-3
А3-3
А4-2
А5-3
В1-213
2 вариант
А1-1
А2-2
А3-2
А4-1
А5-2
В1-321

Источник

Контрольная работа по теме «Расцвет Средневековья»

1.Назовите главное богатство в Средние века? (Земля.)

2.Почему земля считалась основным богатством?

3.Кто были основными владельцами земли в Средневековье?

(Короли, герцоги, бароны, рыцари, церковь.)

4.На каких условиях жаловалась земля королем своим слугам?

5.Как называлось земельное владение, которое жаловалось за службу? (Феод.)

6.Кто выше: вассал или сюзерен? Каковы их обязанности по отношению друг к другу?

7.В какой стране могли сказать “Вассал моего вассала – не мой вассал” и что это значило?

8.Почему разорять крестьян поборами господину было не выгодно, хотя сеньор старался забрать у крестьян как можно больше?

9.Определить, что отражают данные схемы и что в них лишнее?

(Крестьянские повинности. Лишнее – инвеститура т.к. это введение в церковную должность.)

10. Дать определение понятиям.

(Земельное владение, которое жаловалось за службу, и которое можно было передать от отца к сыну при условии несения той же самой службы)

(Большие группы людей со своими правами и обязанностями, на которые делилось средневековое общество).

(Объединение крестьян одной или нескольких деревень для защиты и совместного ведения хозяйства).

(Хозяйство, в котором на месте производиться все самое необходимое, так что нет нужды покупать или продавать что – либо на рынке).

(Члены господствующего слоя в средневековом обществе, главные владельцы земли).

Источник

Средневековые представления о богатстве и труде

Макрокосм и микрокосм

Связи между населенными пунктами были ограничены и сводились к нерегулярным и довольно поверхностным контактам. Натуральное хозяйство характеризуется тенденцией к самоудовлетворению основных потребностей. К тому же, пути сообщения практически почти отсутствовали или находились в совершенно неудовлетворительном состоянии. Старые римские дороги в тех районах, где они были, постепенно пришли в негодность, новые пути расчищались редко, и поддержание их было сопряжено с большими трудностями. …

Путешествие в период раннего средневековья было опасным и длительным предприятием. Опасным – ибо разбойники были почти неотъемлемым признаком большой дороги. Длительным – ибо средства передвижения были не в лучшем состоянии, чем пути. За сутки можно было покрыть самое большее несколько десятков километров …

Быстрее передвигались по морю, чем по суше, но здесь подстерегали еще более многочисленные и грозные опасности: бури, перемены погоды, пираты. Кораблестроение было слабо развито в Европе того времени, суда были мало приспособлены к плаванию в открытом море и держались преимущественно путей, шедших вдоль побережья. …

. Явления природы – активные действующие силы: море, скалы, рыбы, звери, птицы – равноправные участники мировой драмы наравне с фантастическими существами, божествами и подчиненными им валькириями и, наконец, с сопричастным им всем человеком. …

[«Гротескное тело» раннего средневековья]

[Измерение, мера и число в культуре раннего средневековья]

Отношение человека к природе в средние века, разумеется, невозможно представить себе в таком же виде, в каком оно выступало в первобытном обществе. Средневековый человек уже не сливает себя с природой, но и не противопоставляет себя ей. Он сопоставляет себя со всем остальным миром и измеряет его своим собственным масштабом, а эту меру он находит в самом себе, в своем теле, в своей деятельности.

Неточность, приблизительность – характерная черта не одних только пространственных мер. Мы увидим далее, что еще более гадательным было определение времени. Вообще в отношении ко всему, что следовало выразить в количественных показателях – меры веса, объема, численность людей, даты и т. п., – царили большой произвол и неопределенность. Здесь сказывалось особое отношение к числу: в нем склонны были видеть в первую очередь не меру счета, а проявление царящей в мире божественной гармонии, магическое средство. …

Мало найдется других показателей культуры, которые в такой же степени характеризовали бы ее сущность, как понимание времени. В нем воплощается, с ним связано мироощущение эпохи, поведение людей, их сознание, ритм жизни, отношение к вещам. Достаточно сопоставить циклическое восприятие времени, доминировавшее у народов древнего Востока и в античности, с финалистской концепцией движения мира от сотворения его к концу, к слиянию времени с вечностью в средние века, для того чтобы стало ясным коренное различие в жизненной ориентации культуры древности и культуры средневекового христианства.

В аграрном обществе время определялось прежде всего природными ритмами. Календарь крестьянина отражал смену времен года и последовательность сельскохозяйственных сезонов. …

То обстоятельство, что в аграрном обществе время регулировалось природными циклами, определяло не только зависимость человека от смены годичных периодов, но и специфическую структуру его сознания. В природе нет развития, – во всяком случае, оно скрыто от взора людей этого общества. Они видят в природе лишь регулярное повторение, не в состоянии преодолеть тиранию ее ритмического кругового движения, и это вечное возвращение не могло не встать в центре духовной жизни в древности и в средние века. Не изменение, а повторение являлось определяющим моментом их сознания и поведения. Единичное, никогда прежде не случавшееся не имело для них самостоятельной ценности, – подлинную реальность могли получить лишь акты, освященные традицией, регулярно повторяющиеся. … Общество отрицало индивидуальность и новаторское поведение. Нормой и даже доблестью было вести себя, как все, как поступали люди испокон веков. Только такое традиционное поведение имело моральную силу. Поэтому жизнь человека в традиционном обществе представляет собой постоянное повторение поступков, ранее совершенных другими. Неизбежно вырабатывается эталон, первообраз поведения, который приписывается первым людям, божеству, «культурному герою». Повторение людьми поступков, восходящих к небесному, божественному прототипу, связывает их с божеством, придает реальность им и их поведению. Вся деятельность людей, производственная, общественная, семейная, интимная жизнь, получает смысл и санкцию постольку, поскольку участвует в сакральном, следует в «начале времен» установленному ритуалу. Поэтому мирское время лишается своей самоценности и автономности, человек проецируется во время мифологическое. В особенности это обнаруживалось в периоды празднеств, торжеств, которые устанавливали прямое отношение с мифом, воплощающим в себе образец поведения. Миф не просто пересказывался, но разыгрывался как ритуальная драма и соответственно переживался во всей своей высшей реальности и напряженности. Исполнение мифа «отключало» мирское время и восстанавливало время мифологическое. …

Существенным аспектом времени был счет поколений. Определив принадлежность лица к тому или иному поколению или установив их последовательность, получали вполне удовлетворявшее представление о связи событий, ходе вещей и обоснованности правовых притязаний. Понятие поколения воспроизводило ощущение живой преемственности органических человеческих групп, в которые индивид включался как реальный носитель связей, соединяющих настоящее с прошлым и передававших их в будущее. …

Как видим, время в варварском обществе – не вне людей и не безразлично к их жизни и поступкам. Напротив, оно в них, поэтому-то на его ход, на самое его качество и можно воздействовать. Время – это цепь человеческих поколений. «Век» и «род людской» обозначаются одним словом, ибо век – это и есть жизнь поколений людей. Аспект вечности, по-видимому, был чужд сознанию варваров, познакомившихся с ним под влиянием христианства. …

Переход от язычества к христианству сопровождался существенной перестройкой всей структуры временных представлений в средневековой Европе. Но архаическое отношение к времени не исчезло – оно было лишь оттеснено на задний план, как бы в «нижний» пласт народного сознания. Языческий календарь, отражавший природные ритмы был приноровлен к нуждам христианской литургии. Церковные праздники, отмечавшие поворотные моменты годичного цикла, восходили еще к языческим временам. Аграрное время было вместе с тем и временем литургическим. Год расчленялся праздниками, знаменовавшими события из жизни Христа, днями святых. Год начинался в разных странах не в одно и то же время с Рождества, со Страстной недели, с Благовещения. Соответственно отсчет времени велся по числу недель до Рождества и после и т. д.

Поскольку темп жизни и основных занятий людей зависел от природного ритма, то постоянной потребности знать точно, который час, возникнуть не могло и привычного деления на части дня было вполне достаточно. Минута как отрезок времени и интегральная часть часа не воспринималась. Даже после изобретения и распространения в Европе механических часов они очень долго не имели минутной стрелки. …

Библейское время – не преходящее; оно представляет абсолютную ценность. С актом искупления, совершенного Христом, время обрело особую двойственность: «сроки» близки или уже «исполнились», время достигло «полноты», наступили «последние времена» или «конец веков», – царство Божие уже существует, но вместе с тем время еще не завершилось и царство Божие остается для людей окончательным исходом, целью, к достижению которой они должны стремиться.

Во-первых, в христианском миросозерцании понятие времени было отделено от понятия вечности, которая в других древних мировоззренческих системах поглощала и подчиняла себе земное время. Вечность неизмерима временными отрезками. Вечность – атрибут Бога, время же сотворено и имеет начало и конец, ограничивающие длительность человеческой истории. Земное время соотнесено с вечностью, и в определенные решающие моменты человеческая история как бы «прорывается» в вечность. Христианин стремится перейти из времени земной юдоли в обитель вечного блаженства божьих избранников.

[«Вертикальный» характер христианской теоцентрической картины мира]

[Постепенно] структура пространства средневекового человека претерпевает коренную трансформацию. И космическое, и социальное, и идеологическое пространство иерархизируются. Иерархии Божьих тварей и чинов ангельских изоморфна земная феодальная система, и если словарь сеньориально-вассальных отношений пронизан религиозной терминологией, то словарный запас богословских трактатов нередко «засорен» терминами, позаимствованными из феодального и монархического обихода. Все отношения строятся по вертикали, все существа располагаются на разных уровнях совершенства в зависимости от близости к Божеству.

… Бог создал небесную иерархию, а равно и земную, распределив функции между ангелами и людьми и установив священные ранги на небе и на земле. Ангельская иерархия Серафимов, Херувимов и Престолов, Господств, Сил и Властей, Начал, Архангелов и Ангелов представляла собой прообраз земной иерархии духовенства и светских сеньоров и вассалов. Этому социальному миру небес и земли соответствовало и общее устройство Вселенной.

Дуализм средневековых представлений, резко расчленявший мир на полярные пары противоположностей, группировал эти противостоящие одна другой категории по вертикальной оси: небесное противостоит земному, Богдьяволу, хозяину преисподней, понятие верха сочетается с понятием благородства, чистоты, добра, тогда как понятие низа имеет оттенок неблагородства, грубости, нечистоты, зла. Контраст материи и духа, тела и души также содержит в себе антитезу низа и верха.

В эпоху христианского средневековья подверглось известной перестройке и представление о соотношении локального микромирка и всего мира. Большинство населения по-прежнему жило в относительной изоляции, но тем не менее и большой мир уже включался в сознание человека. Это был мир христиан, сфера господства вселенской церкви, объединявшей разрозненные его части идеологически и организационно. …

Как видно из изложенного, пространственные представления средневекового человека имели в значительной мере символический характер, понятия жизни и смерти, добра и зла, благостного и греховного, священного и мирского объединялись с понятиями верха и низа, с определенными странами света и частями мирового пространства

Христианский символизм «удваивал» мир, придавая пространству новое, дополнительное измерение, невидимое глазу, но постигаемое посредством целой серии интерпретаций. …

Протяженность земных вещей, их местоположение, расстояния между ними утрачивали определенность, поскольку центр тяжести перемещался от них в мир сущностей. …

. Следует говорить о теоцентрической «модели мира». Но Бог – не только центр мира, располагающегося в зависимости от Него и вокруг Него. Он присутствует повсеместно, во всех Своих творениях. …

Средневековые представления о богатстве и труде

Концепция труда, собственности и богатства принадлежит к конститутивным элементам модели мира в любом обществе. Эти политико-экономические категории представляют собой вместе с тем и категории нравственные и мировоззренческие: труд и богатство могут получать высокую или низкую оценку, их роль в человеческой жизни может пониматься по-разному.

В труде можно видеть проклятье, тяготеющее над человеческим родом, или доблесть, которая выделяет человека из остального мира и делает его господином природы. В богатстве можно видеть конечную цель человеческой активности либо средство для достижения иной цели. Поэтому концепция богатства и труда, доминирующая в обществе, является неотъемлемой составной частью «модели мира» – она задает императивы поведения, формирует идеалы, которыми руководствуются члены этого общества. …

Средневековье с самого начала определило свое отношение к труду и богатству.

Для средневековых феодалов богатство было прежде всего орудием социального общения, средством поддержания и укрепления общественного авторитета.

В основе обмена дарами лежала уверенность в том, что вместе с даримым имуществом переходит некая частица сущности дарителя и получающий дар вступает в тесную связь с ним. Если же дар не возмещен, то получивший его оказывается в зависимости от подарившего. Приобретая дар от своего предводителя, воин не опасался этой зависимости, – наоборот, он стремился укрепить свои узы с вождем, надеясь получить вместе с подарком и «удачу», которой был богат вождь. В ответ на дар могущественного человека платили верной службой или хвалебной песнью. Подарок же другого человека, если он оставался неотплаченным, мог быть чреват большой опасностью для его получателя. Магическая зависимость от такого человека грозила утратой личной целостности и свободы, могла привести к деградации и даже к гибели получателя дара, оставшегося невозмещенным. Поэтому спешили отдарить того, кто первым сделал подарок, либо уклонялись от его получения. Нам уже очень трудно понять природу опасностей, которые подстерегали человека, получившего дар и не отплатившего тем же. «Счастье», «удача», которые дружинник мог получить от «богатого» ими вождя через посредство дара, обладали такой же реальностью, как и самое кольцо или другая драгоценность, врученные ему этим вождем. Объект дара и человек, его совершивший, были сопричастны, поэтому получивший дар оказывался под воздействием дарителя. …

Прямая и тесная связь между дружбой и обменом дарами несомненна и очевидна. Подарки – важнейшее и обязательное средство установления и поддержания общественных связей. Щедрость – залог жизненного преуспеяния и общественного уважения, скупость же губит людей, ставит их вне человеческих отношений.

Щедрость, смелость и счастье идут рядом так же естественно, как трусость и скупость. Моральная оценка противоположности этих качеств совершенно ясна. Скупец боится подарка и уклоняется от него, зная, что необходимо сделать ответный дар. Человек, ничего не дарящий другим, рискует своим благополучием.

…Общество основывается на собственности – на крупной собственности дворянства и церкви, на мелкой трудовой собственности крестьян и ремесленников. Тем не менее обладание собственностью никогда не получало на протяжении средневековья безусловного оправдания и одобрения – оно допускалось, но на определенных условиях и с изрядными оговорками. … Отцы церкви многократно указывали на то, что первые люди, будучи безгрешными и непосредственно общаясь с Богом, не знали не только труда, но и собственности. Сотворенная Господом земля, как и ее плоды и все живые существа, были Им отданы во власть человека, но Господь хотел, чтобы обладание ими было общим. Лишь своекорыстие людей в состоянии грехопадения привело к установлению частной собственности.

Следовательно, собственность и раздельное владение – не от Бога, а результат корыстолюбия людей, несовершенства их природы после изгнания из рая. … По Божьим установлениям, все вещи суть общие. Лишь корысть создала «мое» и «твое». Христос не имел никакого имущества и жил в полной бедности, и этому примеру Сына Божия следовали Его ученики. …

Средневековый христианин не мог не принимать всерьез эти заповеди. Праведник мыслился бедным, ибо бедность – добродетель, каковой ни в коем случае не могло стать богатство. Имущество – воплощение земных интересов, отвлекающее человека от мыслей о загробной жизни и от забот о спасении души. Вера требует отрешения от земных дел и интересов. Поэтому праведному последователю Христа богатство должно внушать презрение. …

Бедность долго не воспринималась в этом обществе как социальное зло, как показатель неустроенности человеческих дел. Нищета была не вынужденным состоянием, из которого желательно было бы выбраться, а состоянием самоотречения и отвержения мира, и потому нищенский промысел был неотъемлемым элементом средневековой общественной практики. Не богатство, а нищета, но прежде всего нищета духа, смирение – идеал средневекового общества.

Каждое общество имеет своих героев, вырабатывает тип идеального человека, которому следует подражать, во всяком случае, этот идеальный образец играет определенную роль в нравственном воспитании и поэтому сам может служить отражением морального состояния общества. …

Идеальный человек античного полиса – всесторонне развитый гражданин. Среди качеств гармонической личности видное место занимала и физическая сторона атлет, чемпион, победитель олимпийских состязаний скорее всего мог воплотить этот идеал. Идеал средневекового человека бесконечно далек от представлений античности. Культ тела, видимой красоты не имеет ничего общего с любованием страданиями Бога, воплотившегося в оболочку бренного человека. Если и можно говорить о физическом идеале христианского средневековья, то им служило распятие – мертвое тело со страшными следами пыток и мук, перенесенных Спасителем во искупление рода человеческого. Поклонялись не телесной силе и гармонической развитости атлета, а убогому и гноящемуся больному. Ухаживать за ним, обмывать его раны и видеть в нем отражение Христово было богоугодным делом, так же как и раздавать милостыню. …

По идеалу нельзя судить обо всем обществе. Но он служит показателем господствующих умонастроений, нравственных норм, принятых в этом обществе, и отражает систему ценностей, которой так или иначе руководствуются его члены. Общественный идеал средневековья не благоприятствовал накоплению материальных благ и был несовместим с тщеславием и суетностью. Литература того времени осуждает пышность одеяний. Женские моды – важный показатель общественных вкусов и склонностей – не менялись веками. Так же и удачливый богач в этом обществе не мог стать предметом восхищения и образцом поведения.

[1] Гуревич, А. Я. Категории средневековой культуры / Арон Гуревич // Гуревич, А. Я. Избранные труды. – Т. 2. – М.: ЦГНИИ ИНИОН РАН, 1999. – С. 5–38.

[2] Топография (от греческого τόπος – место и γράφω – пишу) – в широком смысле: изучение любых особенностей территории.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *