Что было главным фактором победы россии в отечественной войне 1812 года
Что было главными фактором победы России в Отечественной войне 1812 года?
Что было главными фактором победы России в Отечественной войне 1812 года?
— Освободительный характер войны для России и народное
войск, которые уклонялись от генерального сражения и заманивали противника
разрозненной, преобладали войска Пруссии, Австрии и других немецких государств,
которые неохотно воевали на стороне французов.
Аргументы в том, что Франция(Наполеон Банапарт) победила Россию, в Отечественной Войне в 1812 году?
Аргументы в том, что Франция(Наполеон Банапарт) победила Россию, в Отечественной Войне в 1812 году?
Пожалуйста помогите и наоборот россия победила наполеона.
Сформулируйте причины победы России в Отечественной войне 1812 года?
Сформулируйте причины победы России в Отечественной войне 1812 года.
Какие факторы с вашей точки зрения определили победу СССР Великой Отечественной Войне?
Какие факторы с вашей точки зрения определили победу СССР Великой Отечественной Войне.
В чём заключалось историческое значение победы России в Отечественной войне?
В чём заключалось историческое значение победы России в Отечественной войне?
Какие факторы способствовали проведению реформ в России а какие препятствовали им после окончания Отечественной войны 1812 1825 года?
Какие факторы способствовали проведению реформ в России а какие препятствовали им после окончания Отечественной войны 1812 1825 года.
Какие памятники архитектуры и скульптуры, посвящённые победе России в Отечественной войне 1812 года, вы знаете?
Какие памятники архитектуры и скульптуры, посвящённые победе России в Отечественной войне 1812 года, вы знаете?
Укажите не менее трех.
Укажи полное имя полководца под руководством которого Россия одержала победу в Отечественной войне 1812 года?
Укажи полное имя полководца под руководством которого Россия одержала победу в Отечественной войне 1812 года.
Богатые, важные, они цари, императоры и т д.
1 Известный, знаменитый, прославленный 2 Принадлежащий кзнати, к верхушке привилегированного класса.
Существует теория цикличности истории (вернее, теория исторического циклизма), впервые введенная цивилизационному миру древнегреческим историком Полибием. Суть теории заключается в том, что человеческое общество не прогрессирует, а движется по кругу..
Самостоятельность Новгорода была ликвидирована в 1) 1478.
Битва на реке Калке. 31 мая 1223 г. Монголы разбили союзные силы половецких и русских князей в приазовских степях на реке Калке. Это было последнее крупное совместное военное выступление русских князей накануне нашествия Батыя. Однако в походе не..
ГРУППА СОПОК У ДЕРЕВНИ ОПОЛЕЦ МОГИЛЬНИК МОХОВОЕ (КАУП) НОВГОРОДСКОЕ (РЮРИКОВО) ГОРОДИЩЕ ГНЁЗДОВСКИЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ГОРОДИЩЕ РОСТИСЛАВЛЬ.
Развитая письменность, развитая сеть медресе (своего рода институты Средневековья). Большое накопление письменных трудов авторов древнего мира, в то время как Средневековая Европа эти труды растеряла. Помимо этого, крепкое внутренне государственное..
Тест по истории Отечественная война 1812 г. 8 класс
Тест по истории Отечественная война 1812 г. 8 класс с ответами. В тесте представлены 2 варианта, в каждом варианте по 7 заданий.
Вариант 1
А1. В какой последовательности происходили события Отечественной войны 1812 г.?
1) сражение под Малоярославцем, Бородинская битва, Смоленское сражение, переправа через Березину
2) Смоленское сражение, Бородинская битва, сражение под Малоярославцем, переправа через Березину
3) переправа через Березину, Бородинская битва, Смоленское сражение, сражение под Малоярославцем
4) Смоленское сражение, сражение под Малоярославцем, Бородинская битва, переправа через Березину
А2. Смоленское сражение в ходе Отечественной войны 1812 г.
1) завершило разгром наполеоновских войск на территории России
2) позволило соединиться 1-й и 2-й русским армиям
3) привело к распаду антинаполеоновской коалиции
4) заставило Наполеона отступать по старой Смоленской дороге
A3. Партизанским отрядом во время Отечественной войны 1812 г. руководил
1) П.И. Багратион
2) Г.М. Курин
3) Н.Н. Раевский
4) М.М. Сперанский
А4. Главный фактор победы России в Отечественной войне 1812 г.
1) суровый русский климат
2) освободительный характер войны
3) малочисленность французской армии
4) введение в России всеобщей воинской повинности
А5. Заграничные походы русской армии против войск Наполеона завершились в
1) 1805 г.
2) 1807 г.
3) 1812 г.
4) 1814 г.
А6. В результате победы России в Отечественной войне 1812 г.
1) к России отошло побережье Средиземного моря
2) возрос международный авторитет России
3) Александра I провозгласили «императором французов»
4) Франция присоединилась к континентальной блокаде
В1. Прочитайте отрывок из донесения и укажите фамилию автора.
Осмелюсь всеподданнейше донести вам, всемилостивейший государь, что вступление неприятеля в Москву не есть еще покорение России. Напротив того, с войсками, которых успел я спасти, делаю я движение на Тульской дороге. Сие приведет меня в состояние защитить город Тулу, где хранится важнейший оружейный завод… Теперь, в недалеком расстоянии от Москвы, собрав мои войска, твердою ногою могу ожидать неприятеля, и пока армия вашего императорского величества цела и движима известною храбростью и нашим усердием, дотоле еще… потеря Москвы не есть потеря отечества…
Вариант 2
А1. В какой последовательности происходили события Отечественной войны 1812 г.?
А2. Сражение под Малоярославцем в ходе Отечественной войны 1812 г.
1) завершило разгром наполеоновских войск на территории России
2) позволило соединиться 1-й и 2-й русским армиям
3) привело к распаду антинаполеоновской коалиции
4) заставило Наполеона отступать по старой Смоленской дороге
A3. Командующим 1-й русской армией в ходе Отечественной войны 1812 г. был
1) П.И. Багратион
2) Д.В. Давыдов
3) М.М. Сперанский
4) М.Б. Барклай-де-Толли
А4. Главная причина победы России в Отечественной войне 1812 г.
А5. В результате победы России в Отечественной войне 1812 г.
1) в России были уничтожены феодальные порядки
2) к России отошли территории Франции
3) было создано герцогство Варшавское
4) был предрешен разгром наполеоновской империи
А6. Заграничный поход русской армии против войск Наполеона начался в
1) 1807 г.
2) 1812 г.
3) 1813 г.
4) 1814 г.
В1. Прочитайте отрывок из донесения и укажите фамилию автора.
25-го армия французская находилась в виду нашей построила пред своим фрунтом несколько укреплений, на правом же ее крыле замечены были разные движения, скрытые от нас лесами, почему и можно было предположить, что намерение Наполеона состояло в том, чтоб напасть на левое наше крыло и потом, продолжая движение по Старой Смоленской дороге, совершенно отрезать нас от Можайска. Дабы предупредить сие намерение, я приказал того же дня генерал-лейтенанту Тучкову с 3-м корпусом идти на левое наше крыло и прикрыть положением своим Смоленскую дорогу. В подкрепление сему корпусу отряжено было 7000 человек Московского ополчения под предводительством генерал-лейтенанта графа Маркова.
Ответы на тест по истории Отечественная война 1812 г. 8 класс
Вариант 1
А1-2
А2-2
А3-2
А4-2
А5-4
А6-2
В1. М.И. Кутузов
Вариант 2
А1-2
А2-4
А3-4
А4-1
А5-4
А6-3
В1. М.И. Кутузов
Секрет победы. Памятка по Отечественной войне 1812 года
Правда, испанский народ, поднявшийся на «герилью» и ведший ещё более масштабную и успешную партизанскую борьбу, так и не смог за 7 лет освободить свою страну, хотя и сковывал 300-тысячную армию Бонапарта. Ну не могут партизаны сами одержать победу над оккупационной регулярной армией. Они даже парализовать её деятельность не могут – могут только постоянно наносить тот или иной ущерб. Для освобождения Испании понадобилось силами целой коалиции Наполеона разгромить. Так что этот «секрет» на основной секрет победы претендовать не может.
Многие упирают на великий талант и мужество наших генералов. Но французские маршалы тоже не по объявлению были набраны, а достигли своего положения личным мужеством и полководческими способностями. Наших лучших полководцев, Барклая и Багратиона, Наполеон под Смоленском обыграл в манёвре, как котят. Так что здесь стороны тоже близки по уровню.
Не было у нас и тактического превосходства, и технического – здесь тоже мы с Наполеоном были равны.
Так в чём же секрет? Как получилось, что первые месяцы войны мы отступали перед гораздо более сильным противником, а затем погнали как Наполеона в центре, так и его маршалов на флангах?
Наполеон к нам вторгся с армией в 444 тыс. человек. В ходе войны он смог подтянуть в виде резервов и маршевых батальонов ещё около 170 тыс. человек. Всего – более 600 тыс..
Русская армия, сосредоточенная против Наполеона, насчитывала более 230 тыс. человек. Кроме того, были подтянуты резервные корпуса (более 30 тыс.), Дунайская армия, освободившаяся после войны с Турцией (около 60 тыс.) двигалась с юга к театру военных действий. Но всего этого было мало.
Однако к 1812 году Российская империя была одной из Великих Держав. Она имела большие людские ресурсы и мощное военное производство. Русская армия к 1812 году, после реформ Аракчеева и Барклая-де-Толли, была на передовых позициях по организации, тактике и вооружению, имела значительные мобилизационные запасы снаряжения и вооружения, мощные конные заводы.
Именно благодаря этому сработал русский стратегический план. И пока русские войска, сохраняя костяк армии, отступали и выматывали в оборонительных боях противника, – соотношение сил постоянно менялось в нашу пользу. И когда на всех направлениях русские войска превзошли по численности противника, тогда и погнали Наполеона в центре, а его маршалов – на флангах.
То есть решающим «секретом» оказалось то, что Россия могла постоянно наращивать силы, имела военные запасы и военное производство, которых хватило на ту войну. И там никто не говорил о «небольшой профессиональной армии», о закупках основных вооружений за рубежом, и даже, о ужас, о реставрации икон на Кремле, как о средстве повышения обороноспособности страны.
Причины победы в отечественной войне 1812 года
Отечественная война 1812 г
Этапы войны.
История Отечественной войны 1812 г. делится на два этапа. Первый – с 12 июня до середины октября – отступление русской армии с арьергардными боями с целью заманивания противника в глубь российской территории и срыва его стратегического замысла. Второй – с середины октября до 25 декабря – контрнаступление русской армии с целью полного изгнания противника из России.
Соотношение сил.
Готовясь к войне против России, Наполеон собрал значительную армию – до 678 тыс. солдат. Это были прекрасно вооруженные и обученные войска, закаленные в предшествующих войнах. Их возглавляла плеяда блестящих маршалов и генералов Ими командовал самый прославленный полководец того времени – Наполеон Бонапарт.
Деятельная подготовка к войне, которую Россия вела с 1810 г., принесла свои результаты. Ей удалось создать современные для того времени вооруженные силы, мощную артиллерию, которая, как выяснилось в ходе войны, превосходила французскую. Войска возглавляли талантливые военачальники – М. И. Кутузов, М. Б. Барклай де Толли, П. И. Багратион
Планы сторон.
План Наполеона: Всей массой вклиниваться между русскими армиями, окружая каждую из них; разбить их в пограничных генеральных сражениях. Срок кампании – 1 месяц.
План Александра I (разработан Барклаем де Толли и Фулем): В случае нападения Наполеона 1-я армия Барклая де Толли отступает к укрепленному лагерю у г. Дрисса. Здесь планировалось дать сражение. Армия Багратиона должна была атаковать фланги и тылы французской армии. В 1811 г. в России разрабатывался план наступательных действий, но воплощению его в жизнь помешал отказ Пруссии поддержать Россию.
Проект остался нереализованным, так как позиция на Дриссе была невыгодной, а укрепления – слабыми. Кроме того, соотношение сил заставило русское командование на первых порах избрать стратегию активной обороны. Как показал ход войны, это было наиболее правильное решение.
Причины войны
1.Стремление Наполеона 1 установить мировую гегемонию, что было невозможно без полного разгрома и подчинения Англии и России.
2. Обострение противоречий между Россией и Францией, вызванное:
— несоблюдением Россией условий континентальной блокады, которая не отвечала ее национальным интересам;
— поддержкой Наполеоном антирусских настроений в Великом герцогстве Варшавском, выступавшем за воссоздание Речи Посполитой в старых границах, что несло в себе угрозу территориальной целостности России;
— потерей Россией в результате завоеваний Франции прежние влияния в Центральной Европе, а также действиями Наполеона, направленными на подрыв ее международного авторитета;
— подстрекательством Францией Турции и Ирана к войне с Россией;
— нарастанием личной неприязни между Александром 1 и Наполеоном перед началом Отечественной войны 1812 года;
— ростом недовольства русского дворянства результатами внешней политики Александра. Планы России по восстановлению монархических режимов и старых порядков в странах, оккупированных Наполеоном или находившихся под его контролем.
Причины победы в отечественной войне 1812 года
Бородинская битва была главным сражением в войне 1812 года.
Социология. О.В.Чернова: Отечественная война 1812 года в массовом сознании
От первой в нашей истории Отечественной войны нас отделяет 200 лет. Разные проблемы тех далёких и драматических лет обсуждаются авторами книг, статей, теле- и радиопередач, да и простыми обывателями.
Являемся ли мы, наша молодёжь наследниками героев Отечественной войны 1812 года или нынешнее население России просто потомки героев? Этот тревожный вопрос встаёт перед нами.
Крестьянин из села Рязанской губернии, отвечая в 1899 году на вопросы Этнографического бюро, писал: «В народе существует глубокое убеждение в непобедимости России» (Громыко М.М. Мир русской деревни. — М.: Молодая гвардия, 1991. С. 229). Война 1812 года обнаружила высокий уровень общероссийского самосознания населения. Это нашло отражение и в солдатских песнях (солдатами были крестьяне), и в казачьих песнях, и в стихах и песнях, написанных профессиональными литераторами (по преимуществу дворянами). Неслучайно до нашего времени (начала XXI в.), когда большая часть народа, увы, не поёт, дошли старинные солдатские песни. Как писал активный участник войны С.Н.Глинка, выявился «устойчивый интерес крестьян к Отечественной войне по всей территории расселения русских, понимание её национального и государственного значения» (Глинка С.Н. Из «Записок о 1812 годе» // 1812 год в русской поэзии и воспоминаниях современников. — М.: Правда, 1987. С. 433—434).
Нынешний интерес к событиям Отечественной войны 1812 года объясняется, в первую очередь, круглой датой, но, по моему мнению, не только ей. Актуализация этих событий в исторической памяти вселяет у народа веру в свои силы и надежду на то, что у России хватит сил, чтобы преодолеть любые испытания с честью, как преодолели их наши предки.
Каков же интерес населения к событиям Отечественной войны 1812 года? Наше исследование «Историческая память россиян об Отечественной войне 1812 г.», проведённое в г. Пензе, охватило представителей разных возрастных, гендерных, этнических групп.
Цель исследования — выявление состояния и функционирования исторической памяти о войне у различных возрастных групп населения. Изучались интерес к событиям Отечественной войны; источники знаний о ней; основные сражения войны; персоналии (русские и французские полководцы); произведения литературы и искусства (книги, кинофильмы) о войне; факторы победы России в войне.
Объект исследования — народ России, дифференцированный по полу, возрасту, образованию, профессиональному положению. Было выделено семь возрастных групп: 1) 16—20 лет; 2) 21—30 лет;
3) 31—40 лет; 4) 41—50 лет; 5) 51—60 лет; 6) 61—70 лет; 7) старше 70 лет.
Предмет исследования — отражение памяти об Отечественной войне в представлениях, знаниях, эмоциях.
Гипотеза исследования — вследствие принижения роли русского народа в истории, негативных изменений в образовании и небольшого жизненного опыта младшие поколения (16—20 лет и 21—30 лет) продемонстрировали меньший интерес к истории войны и меньшие знания исторических фактов по сравнению со старшими поколениями, имеющими советское образование и большой жизненный опыт.
Интерес к Отечественной войне 1812 года
Отношение к этому событию исторического значения, во многом определившему судьбы послевоенной Европы, выражается прежде всего через интерес к нему. Среди представителей четырёх поколений
(31—40 лет и всех поколений старше 50 лет) не нашлось ни одного, кого бы события Отечественной войны 1812 года не интересовали совсем (см. таблицу 1). Однако почти четвёртую часть самого молодого поколения эти знаменательные события совсем не интересуют. Кстати, у этих ребят отсутствие интереса к войне ярко коррелирует со слабыми (точнее сказать, примитивными) знаниями о ней.
Интерес к событиям Отечественной войны 1812 года
(в % от числа респондентов)
Совсем не интересуют
Однако в возрастных группах (мы не выявили зависимости ни от пола, ни от национальности, ни от уровня образования) интерес распределяется по-разному: если в поколениях старше 60 лет те, кого война мало интересует, составляет всего 8—15%, то в поколениях 16—50-летних таких насчитывается от 30 до 46%. И наоборот, в старших возрастных группах процент тех, кого эта война «очень интересует» и «скорее интересует, чем нет» колеблется от 75 до 92%, в то время как в самом младшем поколении таковых всего 34%.
Формулировки причин, почему Отечественная война 1812 года представляет интерес, схожи у разных поколений. Так, пятикурсница Пензенского государственного университета, представительница поколения 21—30-летних, так аргументирует свой интерес: «Мы должны знать свою историю. Мы не хотим быть „Иванами, не помнящими родства“». Мужчина-рабочий из поколения старше 70 лет (образование неполное среднее) считает: «Надо помнить, что было в нашей истории. Ведь это наши соплеменники (выделено мной. — О.Ч.) победили супостатов и дошли до Парижа». Национальная гордость звучит в обоих этих ответах!
Большинство из тех, кого война «мало интересует» или «совсем не интересует», свои ответы не аргументировали. Но некоторые оправдывали отсутствие интереса давностью событий.
Особняком стоят ответы поколения 41—50-летних. Их интерес к войне (43%) даже ниже, чем у более молодых поколений (62 и 54%). На мой взгляд, это объясняется тем, что наиболее плодотворная часть их социализации, их взросления протекало в период так называемой перестройки и 90-х годов, которые клянут сейчас даже организаторы разрушения СССР и «реформирования» Российской Федерации. Ведь в начале «катастройки» им было по 14—23 года. А надругательство над всей историей России и русского народа (вспомните!) было беспрецедентным. Неверие в достоинства своего народа, в его поистине великую историю и великие достижения в области культуры это поколение нередко передаёт и детям — самому молодому поколению наших респондентов.
Источники знаний о войне
Основная причина различных знаний и оценок событий и личностей в войне — различия в источниках этих знаний, а также общественно-политическая ситуация в стране (см. таблицу 2).
Источники знаний о войне
(в % от числа респондентов; сумма ответов не равна 100 %,
так как был выбор нескольких вариантов)
Чрезвычайно важна роль учебных заведений в сохранении исторической памяти, особенно о событии, отстоящем от современности на два столетия. Респонденты разных поколений высоко оценивают роль школы в приобретении знаний о войне 1812 года. В четвёртом классе дети впервые знакомятся с событиями Отечественной войны в курсе «Рассказы по истории Отечества», в восьмом классе изучают первую Отечественную войну на уроках истории Отечества (к сожалению, сократили число часов на изучение этой войны). В шестом классе дети знакомятся со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино», в старших классах изучают «Войну и мир» Л.Н.Толстого.
Гораздо большее число источников по сравнению с представителями младших поколений называют представители поколений старше 40 лет. И это объясняется не только наличием большего жизненного опыта (последний, пожалуй, способствовал лишь лучшему знакомству с музеями), но и изменением отношения к чтению и политикой государства в области кинематографии.
Если в советское время чтение книг было и источником познания мира, и способом проведения досуга, а наличие домашней библиотеки считалось престижным, то в настоящее время в некоторых семьях не встретишь даже единственной полки с книгами, причём члены семьи имеют, как минимум, среднее образование. Хотя среди респондентов младших поколений почти исключительно лица с высшим и незаконченным высшим образованием, а представители старших поколений имеют образование от неполного среднего до высшего, последние читают гораздо больше. Упало качество среднего образования и престиж чтения (в любой форме, а не только книжной). Недаром заговорили о таком явлении, как клиповое мышление молодёжи.
Итак, для старших поколений одним из важнейших источников знаний о первой Отечественной войне является художественная литература (92—100%), тогда как у младших поколений художественная литература лишь в 38—50% случаев является таким источником. Чаще всего упоминаются «Война и мир» Л.Н.Толстого (в среднем 85% респондентов) и «Бородино» М.Ю.Лермонтова (в среднем 23% респондентов). Но вот что удивительно: это стихотворение реже (от 9 до 17%) вспоминают представители младших поколений и гораздо чаще (от 25 до 38%) респонденты из самых старших поколений.
У респондентов из младших поколений наблюдается противоречие: при ответе на вопрос об источниках знаний художественную литературу называют 38—50%, а при ответе на вопрос о книгах, посвящённых Отечественной войне 1812 года, их перечисляют 76—79% представителей этих поколений. Или художественную литературу не все считают источником знаний? Налицо алогичность мышления.
Разнообразие книг, названных старшими поколениями (старше 50 лет), весьма велико. Тут и «Рославлев, или русские в 1812 г.», и «Сожжённая Москва» Г.П.Данилевского, и стихи А.А.Дельвига, Ф.Н.Глинки, В.А.Жуковского, Д.В.Давыдова, неоконченная драма «1812 г.» А.С.Грибоедова и др. Упоминаются научные монографии: Е.В.Тарле «Наполеон» и «1812 год», М.В.Нечкиной «Грибоедов и декабристы». Представлена мемуарная литература: «1812 год: воспоминания воинов русской армии», «Записки русского офицера» С.Н.Глинки, «Воспоминания декабристов», «Записки кавалерист-девицы» Н.А.Дуровой и др. Упоминаются даже книги для детей по исследуемой проблематике: «Сердце Кутузова» Бориса Шергина и «Рыжик» Сергея Алексеева (наверное, накладывает отпечаток воспитание внуков).
Неоднократно представителями всех без исключения поколений называются книги-биографии великих людей: «Кутузов», «Багратион», «Наполеон», к сожалению, без упоминания авторов. Вполне возможно, что речь идёт о совершенно разных книгах под одним и тем же названием. Так, книг «Кутузов» в нашей стране вышло, по меньшей мере, четыре: М.А.Брагина, Л.Л.Ивченко, Л.И.Раковского, А.В.Шишова, а «Наполеон» — три: Е.В.Тарле, А.С.Трачевского, Ж.Тюлара.
У представителей младших поколений широта кругозора резко различается: некоторые молодые люди называют несколько книг разных жанров (так, один представитель поколения 16—20-летних назвал никем из участников опроса больше не упомянутую книгу «Тень Орла» Артуро Перес-Реверте), другие, с тем же (формально) уровнем образования, не называют ни одной.
Художественные кинофильмы об Отечественной войне 1812 года были сняты в советское время (последний — «Эскадрон гусар летучих» — снят в 1980 г.), и хотя их иногда показывают по телевидению, молодёжь их знает гораздо хуже, чем поколения старше 40 лет: 33—53% молодых называют кинофильмы источником знаний о войне против 75—100% представителей старших поколений. Правда, недавно были сняты фильмы «1812» и «Неизвестная война 1812 г.», которые позиционируются как документальные, но упоминания о них среди участников опроса единичны.
Чаще всего называют фильм «Война и мир» С.Бондарчука (пишу так, потому что фамилия режиссёра упоминается неоднократно): от 41—44% у молодёжи и до 49—77% у старших поколений. На втором месте — «Гусарская баллада»: от 10—20% у молодёжи и до 54—77% у старших поколений. Кроме того, упоминаются «Эскадрон гусар летучих», «Кутузов», а также зарубежные кинофильмы «Наполеон Бонапарт» и «Жозефина». Ошибочно к источникам знаний о первой Отечественной войне причисляется фильм «О бедном гусаре замолвите слово», там речь идёт о 40-х годах XIX века. Упоминания о театральных спектаклях как источниках знаний единичны и встречаются лишь у респондентов из старших поколений: названа пьеса А.К.Гладкова «Давным-давно». В нынешнем году снимается художественный фильм «Василиса Кожина» — о легендарном партизанском командире. Подождём…
Что касается музеев как источников знаний, то ряд респондентов называет их: «Бородинская панорама», «Музей на Бородинском поле», «Галерея героев войны 1812 года в Эрмитаже».
Среди других источников информации о войне представители ряда поколений упоминали Интернет и всех без исключения поколений — книги Е.В.Тарле. Последнее привело меня как составителя опросника к выводу о необходимости введения в источники знаний Интернета, научной и мемуарной литературы.
Следует отметить также невысокую оценку (в среднем 24%) средств массовой информации как источника знаний о первой Отечественной войне, хотя возможности СМИ весьма велики. Это связано и со снижением интереса к чтению, и с коммерциализацией СМИ. Коммерциализация выражается не только в значительном (по сравнению с советским временем) повышении цен на подписку, невозможности купить научный или научно-популярный журнал в розницу, но и политике руководства радио и телевидения, пропагандирующих не свою, а чужую культуру и историю и нередко фальсифицирующих события отечественной истории в угоду правящим социальным группам.
Знание персоналий войны
Респондентам были заданы вопросы о русских и французских полководцах (см. таблицу 3).
участники Отечественной войны 1812 года