Что было главным итогом поездки петра 1 в западную европу
Великое посольство Петра I: знакомство с Европой
Великое посольство – это первый шаг в изменении устоев Российского Царства. Два года жизни в Европе открыли Петру I глаза на отсталость собственной страны. Рядом бурлила жизнь, появлялись новшества. В России же все как будто застыло. Возвратившись, царь твердо решил сломать старую систему. Полученные в Европе знания он вознамерился применить на практике.
Цели поездки в Европу
В 1697 году 250 человек в составе дипломатической миссии отправились в Европу. Среди них были переводчики, священнослужители, представители разных профессий. Возглавляли миссию дипломаты Головин, Возницын и Лефорт. Особняком держался урядник Преображенского полка Петр Михайлов. Под этим именем скрывался будущий государь Петр I.
Официальная цель путешествия – поиск союзников в противостоянии с Османской империей. Но на самом деле это не так. Еще до этого посол Нефимонов подписал договор с Венецией и Австрией. Согласно документу, страны обещали поддержку России в течение 3 лет. Остальным государствам было не до этого. Польша занималась внутриполитическими проблемами. Англия и Нидерланды были поглощены «испанским наследством». А Франция открыто выступала на стороне Турции.
Дипломатическая миссия преследовала несколько иные цели:
Главная задача великого посольства – в каждой стране собрать все самое лучшее и потом внедрить это в России.
Деятельность Петра I
Вместе с дипломатической миссией царь доехал до Курляндии. Оттуда он уже один поехал в Кенигсберг для обучения артиллерийскому делу. Будущий государь параллельно проводил встречи с влиятельными людьми. В это время он заключил торговый договор с курфюрстом Фридрихом III на свободный провоз товаров.
Далее Петр I переехал в Голландию. Чтобы постичь азы кораблестроения, работал обычным плотником на верфи Линста Рогге. Затем перевелся в Амстердамскую Ост-Индийскую компанию. Дополнительно царь посещал лекции по анатомии, строении ветряной мельницы. Рассматривал голландские мастерские, фабрики.
Уже в начале 1698 года Петр I уехал в Англию. Голландское кораблестроение ему показалось неполноценным, поскольку там не делали чертежей. Царь работал на королевской верфи в Дептфорде. Там он не только пополнил знания о кораблестроении, но и увидел вблизи военные корабли, больше узнал о производстве артиллерийских снарядов.
Петру I даже удалось побывать на заседании английского парламента. Он много почерпнул из политической жизни этой страны. После Англии царь отправился в Вену. На этом его путешествие закончилось. Уже в июне 1698 года Петру Великому пришла весть о готовящемся восстании стрельцов. Дабы не потерять престол, он отправился в Москву.
Итоги Великого посольства
Поездка в Европу произвела сильное впечатление на Петра I. Итоги путешествия:
Полученные во время великого посольства знания помогли Петру I провести массу кардинальных реформ. Хотя многим слоям населения во время правительства Романова пришлось несладко, именно благодаря его действиям государство совершило огромный прорыв. Всего за четверть века Россия из бедной, отсталой страны превратилась в достойную конкурентку Европы.
ГДЗ история России 8 класс Андреев, Ляшенко Дрофа 2019-2020 Задание: § 2 Начало преобразований
Стр. 14. Главный вопрос урока
Что повлияло на решение Петра I начать реформы — посещение Западной Европы или борьба за власть в конце XVII века?
На решение Петра І в той или иной степени повлияло оба фактора. Знакомство с иностранцами во время проживания в Немецкой слободе и в ходе посещения Западной Европы в составе Великого посольства, первые военные неудачи повлияли на формирование взглядов Петра I и его решение осуществить реформы. События Стрелецкого бунта 1698 года подтолкнули царя к началу преобразований.
Стр. 16. Вопросы и задания к пункту параграфа
№ 1. Что повлияло на формирование личности Петра I в детстве?
Большую часть детских лет царь Петр провел в селе Преображенском под Москвой. Это устраивало как царевну Софью, так и Наталью Кирилловну Нарышкину. Первую – потому что она опасалась потери власти, а вторую – по причине опасения за безопасность сына.
Годы изгнания стали очень важными в становлении личности Петра. От природы любознательный и трудолюбивый, Петр во время своей ссылки начал постигать различные знания. Это принесло свои плоды – царь стал не только образованным человеком, но и поставил свои знания на службу своей стране.
№ 2. Как проходило обучение царевича Петра?
Обучение Петра проходило в традиционной форме, однако уступало тому, что получили его старшие братья. Алексей Михайлович не успел дать хорошее образование Петру. Не получив традиционного образования, Петр компенсировал его светскими знаниями. От природы любознательный и трудолюбивый, Петр во время своей ссылки начал постигать различные знания. Это принесло свои плоды – царь стал не только образованным человеком, но и поставил свои знания на службу Отечеству.
Стр. 17. Вопросы и задания к иллюстрации, карте, схеме
Петр за рулем парусного ботика на Яузе-реке. Художник А. Д. Кившенко
Каким событиям посвящена картина? Предположите, кто изображен рядом с Петром I?
В 1688 году, увидев в Измайлове старый английский корабль, Петр I заинтересовался корабельным делом. В 1689 году на Плещеевом озере, что у Переяславля-Залесского, возникла судоверфь, где стали строить корабли. На верфи простым плотником работал и Петр Алексеевич. На картине изображено плавание Петра на корабле. Рядом с ним, вероятно, Франц Лефорт, швейцарец, ставший другом и сподвижником царя.
Стр. 18. Вопросы и задания к пункту параграфа
№ 1. Чем привлекла царя Немецкая слобода? Что он вынес из общения с иноземцами?
Молодой царь часто бывал на берегах Яузы, где располагалась Немецкая слобода. Петр познакомился с проживающими в ней европейцами, в частности со швейцарцем Францем Лефортом, ставшим его другом и советчиком. Общаясь с иноземцами: военными, врачами, ремесленниками, торговцами, молодой царь сравнивал русские и европейские порядки, все больше склоняясь ко вторым.
№ 2. Как формировался круг интересов Петра I? Какие детские увлечения царя переросли в реформы?
Проживая в подмосковном Преображенском, Петр свел знакомство с местными сверстниками, в основном незнатного происхождения. Вместе они организовали потешное войско и устраивали баталии. Под присмотром иностранных офицеров ребята постигали воинскую науку. Обладая природной любознательностью, трудолюбием и упрямством, Петр трудился и обучался наравне со всеми. Со временем войско стало реальной силой, на его базе были сформированы первые гвардейские полки – Преображенский и Семеновский.
В 1688 году, увидев старый английский корабль, Петр I заинтересовался корабельным делом. В 1689 году на Плещеевом озере, что у Переяславля-Залесского возникла судоверфь, где для потешного войска стали строить корабли. На верфи простым плотником работал и Петр Алексеевич. Во время своих потешных забав царь приобретал знания и умения, необходимые для служения Отечеству.
Детские забавы Петра заложили основы для будущих реформ: игра в потешное войско связана с военной реформой и созданием армии, любовь к морю — со строительством флота, а все вместе взятое — к созданию мануфактур и школ для обучения офицеров и моряков.
Стр. 19. Вопросы и задания к пункту параграфа
№ 1. Почему Азов стал центром внешней политики в первые годы правления Петра I?
Продолжая начатую еще царевной Софьей кампанию против турок и крымских татар, Петр I решил изменить направление основного удара. Он не стал совершать поход против сильного Крымского ханства, а поставил цель взять турецкую крепость Азов в устье Дона, которая давала выход к морю.
№ 2. В чем причины неудачи первого Азовского похода? Что предпринял Петр I для успешного завершения Азовских походов?
Петр I дал распоряжение организовать осенью 1695 года на верфях Воронежа постройку военных кораблей. Всего через полгода первые корабли появились в устье Дона, лишив турок возможности оказывать поддержку Азову. Одновременно крепость была взята в плотную осаду. Эти действия привели к сдаче турками Азова.
Стр. 20. Вопросы и задания к иллюстрации, карте, схеме
Петр I в Голландии. Художник Д. Маклиз
Какое дело осваивал Петр I в Голландии? Почему царю нужна была корабельная наука?
Среди европейских стран Петра I особенно привлекала Голландия, сильная своим флотом. Находясь в Голландии, царь несколько месяцев работал плотником на судоверфи. Царю нужен был опыт постройки кораблей для прорыва на Балтийское море.
Стр. 21. Вопросы и задания к иллюстрации, карте, схеме
Утро стрелецкой казни. Художник В. И. Суриков
Какой эпизод борьбы за власть иллюстрирует эта картина? Как художник передал драматизм событий?
Узнав, что четыре стрелецких полка двинулись к столице, Петр прервал заграничную поездку, и в 1698 году вернулся в Россию. Ко времени его возвращения бунт был подавлен, однако царь пересмотрел результаты следствия, устроив массовые допросы и казни. На картине Сурикова казнь показана не была, сюжет построен на переживаниях приговоренных к смерти, в последние минуты их жизни.
Стр. 22. Вопросы и задания к пункту параграфа
№ 1. Какие цели преследовало Великое посольство? Почему они не были полностью достигнуты?
В 1697-1698 годах Петр I совершает путешествие по европейским странам в составе Великого посольства. Основными его целями были:
— поиск специалистов по морскому делу и приглашение их в Россию;
— обучение новым профессиям и ремеслам;
— возобновление союза против турок.
Великое посольство не смогло склонить европейские страны к возобновлению войны с Османской империей. В Европе назревала Война за Испанское наследство, и европейские державы, добившись перелома в войне с турками, склонялись к заключению сепаратного мира. Кроме того, Петр I был вынужден вернуться в Москву досрочно, узнав о мятеже стрельцов.
№ 2. Как и почему изменились внешнеполитические задачи России в результате Великого посольства?
Понимая, что странам Западной Европы чужды интересы России, Петр I пришел к выводу о необходимости изменения внешней политики. Царь поставил себе целью получить выход к Балтийскому морю, но для этого нужно было одолеть Швецию. Преобладанием шведов на Балтике были недовольны также Дания и Саксония. В результате был сформирован Северный союз против Швеции.
№ 3. Что было главным итогом поездки Петра I в Западную Европу?
Главный вывод, сделанный Петром I во время поездки в Западную Европу, заключался в необходимости европеизации России.
№ 4. В каких областях проводились первые реформы Петра I?
Первые реформы Петра Великого затрагивали некоторые аспекты традиционной культуры: замена русского платья на легкий европейский кафтан, бритье бород (причем первые бороды боярам брил лично царь). Данные реформы относились прежде всего к жителям городов. По указу от 20 декабря 1699 года, с 1700 года вводилось летосчисление от Рождества Христова, а новый год стал праздноваться 1 января вместо 1 сентября. Еще одним примером подобной политики стал перенос столицы России из Москвы в Санкт-Петербург.
Первые реформы молодого царя вызывали настороженное, а порой и враждебное отношение в обществе. Ведь теперь все то, что было дорого предкам, запрещалось. Стали распространяться слухи о том, что Петра подменили в Европе.
Стр. 23. Вопросы и задания в конце параграфа
№ 1. Прочитайте эпиграф к параграфу. На основе текста сделайте вывод о личных качествах Петра I.
От природы любознательный и трудолюбивый, Петр Алексеевич за свою жизнь обучился множеству ремесел, среди которых плотницкое и токарное дело. Этим он отличался от предшественников и преемников.
№ 2. Используя интернет-ресурсы, подготовьте сообщение на тему «Влияние иноземцев на формирование взглядов Петра I».
Жители Немецкой слободы были для молодого царями учителями, познакомившими его с различными ремеслами. Шотландец Патрик Гордон, талантливый инженер и артиллерист, привлек к себе Петра своим умением обходиться с людьми и стал его наставником во всех серьезных начинаниях. Франц Лефорт, веселый и общительный, сыграл важную роль в развитии у Петра стремления к Западу. Через посредничество Гордона и Лефорта Петр познакомился с бытом Немецкой слободы. Слобода оказала на царя большое влияние, он увлекся европейским укладом жизни, даже присутствовал на католическом богослужении в слободе. Слобода явилась для Петра первым уголком Европы и побудила глубже познакомиться с ней. http://rushist.com/index.php/platonov-lectures/1941-nemetskaya-sloboda-i-petr-i
№ 3. Какую реакцию в обществе вызвали первые реформы Петра I?
Первые реформы молодого царя вызывали настороженное, а порой и враждебное отношение в обществе. Ведь теперь все то, что было дорого предкам, запрещалось. Стали распространяться слухи о том, что Петра подменили в Европе.
№ 4. Почему в первые годы правления Петра I больше интересовала внешняя, а не внутренняя политика? Как это было связано с Азовскими походами и Великим посольством?
Главной целью Петра I было превратить Россию в могущественную европейскую державу. Для достижения этого необходимо получить выход к морским торговым путям. Ведь без этого Россия не могла развивать экономические отношения со странами Европы и оказывать серьезного влияния на мировую политику. Но выходы к двум важным морям, Балтийскому и Черному, контролировались двумя сильными государствами – Швецией и Османской империей. Поэтому первые шаги Петра в качестве царя были направлены в сферу внешней политики. Он провел Азовские походы против Турции и стал готовиться к противостоянию со Швецией. Для поиска союзников в борьбе со Швецией, Петр предпринял Великое посольство, но оно не принесло ожидаемого результата.
№ 5. Соотнесите даты, отмеченные на ленте времени, и следующие события:
1) Стрелецкий бунт; 2) Великое посольство; 3) первый Азовский поход; 4) второй Азовский поход.
Дата | Событие |
1695 | Первый Азовский поход |
1696 | Второй Азовский поход |
1697-1698 | Великое посольство |
1698 | Стрелецкий бунт |
Стр. 23. Вопросы и задания к иллюстрации, карте, схеме
№ 1. К представителям каких слоев общества обратился Петр I в своих указах? Какие цели он преследовал?
В своих указах Петр I обращался к боярам, окольничим, дворянам, дьякам, служилым и приказным чинам. Целью царя было насаждение элементов европейской культуры, в частности, ношение европейского костюма и бритье бород.
№ 2. Предположите, как штрафные санкции отразились на исполнении указов царя?
За неисполнение царского указа о бритье бород и усов полагались штрафные санкции в размере 60 рублей с человека. Большинство людей среднего достатка предпочитало выполнить царское распоряжение. Те же, кто побогаче, выплачивал налог, что стало одним из способов пополнения казны.
Итоги великого посольства 1697-1698 годов
В 1697 году по личному распоряжению Петра 1 в Европу было собрано великое посольство Петра 1 итоги которого оказали сильное влияние на развитие России. Всего в состав посольства входило 250 человек. Все они были видного дворянского рода. Особняком среди них стоял Петр Михайлов, служивый Преображенского полка. Именно под этим псевдонимом участие в посольстве принял сам Петр 1.
Итоги великого посольства 1697-1698 годов подвели Петра к выводу о необходимости реформирования России. Целью же совершения посольства было ознакомления с европейским нравом, бытом, науками и культурой. С детства Петра окружали иностранные учителя, которые говорили русскому царю о том, насколько далеко шагнула наука в Европейских странах. Петр хотел лично в этом убедиться. За период европейского посольства были посещены Курляндия, Англия, Голландия, Австрия и Кёнигсберг. В 1698 году посольство было прервано, поскольку Петру доложили о том, что в России стрельцы готовят новый заговор. Требовалось срочно вернуться на Родину. Из-за скорого отъезда Петру не удалось посетить Рим и Венецию.
Итоги великого посольства 1697-1698 годов предопределили, как внутреннюю, так и внешнюю политики России на долгие годы вперед. Петр 1 вернулся из Европы с твердым пониманием того, что для успешного развития страны России необходим выход к мору. Этим морем должно было стать море Балтийское. Петр Великий прекрасно понимал, что добиться выхода к Балтийскому морю будет тяжело, поскольку это означает войну с сильным Шведским королем, но другого выходу не было. В результате уже в 1700 году началась Северная война, которая продлилась практически всю жизнь Петра, но все-таки принесла России долгожданный выход в Балтику. Петр таки прорубил окно в Европу. Кроме того, итоги посольства в Европу подвели Петра к мысли о том, что Россия нуждается в кардинальных переменах. Отставание от западных стран было просто огромным. Поэтому Петр бросил все силы на то, чтобы это отставание, прежде всего в области наук, сократить. Петр Великий видел многочисленные достоинства запада и желал укреплять связи России с западными Европейскими странами. Но для этого был нужен выход к Балтийскому морю.
В результате, итоги великого посольства 1697-1698 годов привели Петра первого к мысли о том, что для успешного достижения Россией внутренних и внешних задач, ее необходим выход к Балтийскому морю. Следовательно назревала война со Шведами.
Зачем Великое посольство Петра I отправилось в Европу и что делал в путешествии урядник Петр Михайлов
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Положение дел на момент отправления в путешествие
Петр родился в 1672 году, он был первым ребенком царя Алексея Михайловича от Натальи Нарышкиной и четырнадцатым из всех официальных детей государя. Претендентами на трон долгое время были старшие братья Петра, а после провозглашения его царем вместе с братом Иваном страной правила Софья – на правах регента, а потому детство его проходило вдали от столицы, и мальчик был предоставлен себе и своим играм.
К тому времени, как Посольство отправилось в путь, царь уже восемь лет как управлял государством и три года как похоронил мать, царицу Наталью Кирилловну, имевшую большое влияние на сына. Он был женат на Евдокии Лопухиной, которая родила двух сыновей – младший, Александр, умер во младенчестве, а старшему, Алексею, будет суждено погибнуть позже вследствие гнева отца.
Мальчик, который бредил кораблестроением
На тот момент единственный морской порт России находился в Архангельске, и царь, окончательно заболевший флотом и навигацией, неоднократно совершал оттуда небольшие путешествия на яхтах. Тогда он и поставил своей целью получить новые выходы к морю – и приблизился к этой цели, взяв в 1696 году крепость Азов. Но поскольку Керченский пролив оставался под контролем османов, требовалось освободить акваторию Черного моря от турецкого контроля. На севере Петр изучал возможность получения доступа к балтийским берегам.
Всем известно, чем закончилось Великое посольство и какие перемены оно принесло в жизнь русского государства. Календарь, европейское платье, бритье бород, множество нововведений в системе государственного управления, новые названия ведомств и должностей – кажется, что царь добросовестно исполнял предначертанный ему план. Но если попробовать приглядеться к Петру-человеку, а не политической фигуре, можно увидеть в этом путешествии много сентиментального и даже юношеского, подросткового.
Девушка из Немецкой слободы, дочь виноторговца, была куда милее сердцу Петра, чем дочь боярина Лопухина. Отправиться в тот мир, откуда была родом главная на тот момент женщина его жизни, было дополнительным стимулом к посещению европейских стран. Еще до отъезда в Европу Петр сделал попытку постричь Евдокию в монахини, но тогда это не удалось.
Разумеется, дипломатические задачи Посольства никак нельзя было отодвинуть на задний план – Петру за время путешествия довелось встретиться со многими правителями разных земель, и за полтора года Посольства были заключены ряд соглашений и союзов, предопределивших внешнюю политику России на ближайшее время. Петр решил польский вопрос, поддержав курфюрста саксонского Августа II и добившись его избрания королем Польши, подружился с Вильгельмом III Оранским, достиг договоренностей с Австрией. Царь произвел яркое впечатление на дам европейского высшего света. Жена ганноверского курфюрста так отзывалась в письме о Петре: « Это – государь одновременно и очень добрый и очень злой, у него характер – совершенно характер его страны. Если бы он получил лучшее воспитание, это был бы превосходный человек, потому что у него много достоинства и бесконечно много природного ума ».
При ближайшем рассмотрении путешествия «Петра Михайлова» по европейским странам на каждом его шагу видны не столько дамы, сколько корабли, судостроение, верфи и флот.
Маршрут посольства
Из Москвы посольство отправилось в Лифляндию, в Прибалтику. В Риге, в то время шведском городе, Петра заинтересовала крепость, но на ее осмотр губернатор разрешения не дал. Так город заслужил от царя прозвище «проклятого места». А вот в Митаве, столице Курляндского герцогства, гостям был оказан куда более теплый прием. Далее запланированный заранее маршрут изменился – визит в Австрию потерял свою актуальность, поскольку нужный России договор о союзе против османов уже был подписан послом Нефимоновым.
Далее Петр самостоятельно отправился морем в Кенигсберг, там состоялась встреча с курфюрстом Фридрихом III. Само Посольство прибыло на несколько дней позже.
Затем путь лежал к Голландии. Здесь было о чем договариваться, России требовалась поддержка в создании антитурецкой коалиции. Но все же огромное количество времени царь проводил на верфях – сначала в городе Заандаме, где строили небольшие торговые суда. Потом Петр, стремясь освоить процесс создания больших кораблей, добился разрешения работать на верфях Голландской Ост-Индской компании в Амстердаме. Ради этого было заложено новое судно, и царь смог поучаствовать в процессе строительства с самого начала.
16 ноября 1697 года фрегат «Петр и Павел» был спущен на воду.
Искусством голландцев в области строительства кораблей Петр был несколько разочарован: все мастера основывали работу лишь на личном опыте, не используя чертежей, без теоретической базы. За ней царь отправился в Англию. Там Петр провел время с января по апрель 1698 года, там вместе с Вильгельмом III Оранским принимал участие в зрелище учебного морского сражения с 12 крупными кораблями. В Англии царь изучал теоретические основы кораблестроения.
В Архангельск прибывали суда с иностранными специалистами, приглашенными для работы в России – всего около девятисот человек. Дворянами и волонтерами были осмотрены множество мастерских европейских мастеров, изучены основы строительства, медицины, разных прикладных наук. Весь этот огромный багаж знаний и технологий ждал лишь своего часа, чтобы начать преобразовывать тот московский уклад, что господствовал в стране веками.
Но главным приобретением Петра стали его навыки в области кораблестроения и управления морскими судами, их оснащения по новейшим для того времени технологиям.
В августе 1698 года посольство возвратилось в Москву. Через несколько дней Петр окончательно избавится от ненавистной жены, отправив ее в Суздальско-Покровский монастырь, через два года поменяет летоисчисление в России, через пять на болотистых берегах Финского залива начнется строительство новой столицы. Позже появится и Петергоф – второй Версаль, расположенный на берегу Финского залива, с видом на морские горизонты.
Петр, без сомнения, был Великим, но стал ли он таким уже во время своего путешествия в чужие европейские земли? Или же следование за мечтой сделало его настоящим новатором и созидателем?
Во всяком случае, любовь к морю и к судоходству проявлялась и у его последователей, которые не просто продолжали дело Петра по развитию русского флота, но и поддерживали отдельное явление в истории отечественного судостроения – императорские яхты.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: