Что было характерно для мировоззрения человека средневековья

Презентация на тему Мировоззрение средневекового человека

Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Смотреть фото Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Смотреть картинку Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Картинка про Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Фото Что было характерно для мировоззрения человека средневековья

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Мировоззрение средневекового человека

Описание слайда:

Античный человек был частью вечного, гармоничного мира.
Его собственная духовная жизнь мало значила по сравнению с космосом – абсолютным божеством.
Основными добродетелями античности считались справедливость, мудрость, мужество.
Античный человек

Описание слайда:

Основу средневекового миропонимания составляет религия, в ней мир обретает начальную точку: «Вначале было Слово… И Слово было Бог». Бог как изначальный, вечный и неизменный Творец. Бог как надмирная абсолютная духовность становится высшей ценностью, а связь человека с Богом осуществляется посредством новых добродетелей: веры, надежды, любви и совести.

Описание слайда:

Средневековое мироощущение предполагает иную картину мира, иной взгляд на человека.
Человек в этой системе ценностей перестает быть центром мироздания, «мерой всех вещей».
Человек эпохи средних веков не творец, а исполнитель Божьей воли.

Описание слайда:

Основные философские идеи Средневековья
монотеизм
(Бог един и уникален)
теоцентризм
(Бог – центр мироздания)
креационизм (сотворение мира Богом из ничто)
дуализм (двумирность).

Описание слайда:

Мир в сознании средневекового человека делится на видимый, реальный, земной – «дольний» и потусторонний, идеальный, небесный – «горний».
Так и в человеке присутствуют два начала: тело и душа, причем тело представляется «темницей души», а красота человека выражается в торжестве его духа над телом.

Описание слайда:

Мироздание Средневековья
представало теперь не в виде гармонично устроенного космоса, в котором люди и боги осуществляли свои предопределенные высшим началом функции, а в виде некоего двоемирия, существования мира горнего, высшего, божественного и мира дольнего, полного скорбей и печали, в котором человек в «поте лица добывает и ест хлеб свой».

Описание слайда:

Художественная модель мироздания, воплощенная в символике буддийского монастыря, христианского храма, исламской мечети, есть образ горнего мира, и потому языческая горизонталь сменяется вертикалью, осуществляющей связь обоих миров (горнего и дольнего).

Описание слайда:

Главный итог второй ступени познания
вывод о всеобщей греховности человека, о непостижимости Бога и о том, что высшая цель, высший смысл жизни заключается в том, чтобы через совершенствование души, т. е. самого себя, происходило и постепенное совершенствование мира.

Описание слайда:

Средневековье вообще часто называют «временем контрастов».

Описание слайда:

В самом человеке противоречивые чувства постоянно борются, он то взлетает к небесам в упоении и восторге,
то летит камнем в безысходность ада.

Описание слайда:

Сознание средневекового человека формировалось на основе религиозных понятий, а не наоборот.

Описание слайда:
Описание слайда:

В средневековье атеистов не было

Искренняя, «наивная» вера людей приближала мир горний, делала его ближе, телеснее в своих проявлениях.

Описание слайда:

Контрастность мышления средневекового человека проявлялась и в большом внимании, уделяемым дьяволу.

Описание слайда:
Описание слайда:

В целом восприятие действительности в Средние века было очень символичным. Каждому событию приписывался и символический смысл.

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

Социум
В головах людей существовал некий «правильный миропорядок», идеал, а все отклонения от него воспринимались именно как искажение истины.

Описание слайда:

В обществе, как во Вселенной, есть раз и навсегда заведенный порядок.
Военное сословие должно всех защищать,
духовное молиться, податное работать.

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

Бытовое время остается цикличным в соответствии с постоянством сельскохозяйственных сезонов.

Описание слайда:

ХРИСТИАНСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Предрассудки
«Охота на ведьм»,
инквизиция
Преступления
ради обладания
святыми предметами

Описание слайда:
Описание слайда:

ХРИСТИАНСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ЦЕРКОВЬ
Уровни христианства
в средние века:
1.
2.
церковное
Определяет облик и
ценности христианства
рыцарское
«Я принес вам не мир,но
меч» И.Христос
3.
простонародное
Смесь христианства,
язычества и предрас-
судков

Описание слайда:

ХРИСТИАНСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ЦЕРКОВЬ
ОСНОВА МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Мир-арена борьбы
между «божьим» и
«дьявольским»
промыслами
Реальность
сверхестественного
мира
Связь важнейших
событий эпохи с
христианством

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Смотреть фото Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Смотреть картинку Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Картинка про Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Фото Что было характерно для мировоззрения человека средневековья

Курс повышения квалификации

Охрана труда

Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Смотреть фото Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Смотреть картинку Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Картинка про Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Фото Что было характерно для мировоззрения человека средневековья

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Смотреть фото Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Смотреть картинку Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Картинка про Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Фото Что было характерно для мировоззрения человека средневековья

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Презентация на тему Быт простых и знатных людей

Презентация на тему Лезгины

Презентация на тему Поздравление ветеранов с праздником Победы

Презентация на тему Контрреформы Александра III

Презентация на тему Возникновение ислама и Арабский халифат (6 класс)

Презентация на тему В какой одежде ходили прежде (4-6 класс)

Презентация на тему Ламарк

Презентация на тему Как жили земледельцы и ремесленники в Египте 5 класс

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5420953 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Смотреть фото Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Смотреть картинку Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Картинка про Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Фото Что было характерно для мировоззрения человека средневековья

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Смотреть фото Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Смотреть картинку Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Картинка про Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Фото Что было характерно для мировоззрения человека средневековья

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Смотреть фото Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Смотреть картинку Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Картинка про Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Фото Что было характерно для мировоззрения человека средневековья

Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах

Время чтения: 2 минуты

Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Смотреть фото Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Смотреть картинку Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Картинка про Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Фото Что было характерно для мировоззрения человека средневековья

В российских школах могут появиться «службы примирения»

Время чтения: 1 минута

Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Смотреть фото Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Смотреть картинку Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Картинка про Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Фото Что было характерно для мировоззрения человека средневековья

Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах

Время чтения: 1 минута

Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Смотреть фото Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Смотреть картинку Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Картинка про Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Фото Что было характерно для мировоззрения человека средневековья

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Смотреть фото Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Смотреть картинку Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Картинка про Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Фото Что было характерно для мировоззрения человека средневековья

Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Общая характеристика средневекового мировоззрения

Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Смотреть фото Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Смотреть картинку Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Картинка про Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Фото Что было характерно для мировоззрения человека средневековья Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Смотреть фото Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Смотреть картинку Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Картинка про Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Фото Что было характерно для мировоззрения человека средневековья Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Смотреть фото Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Смотреть картинку Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Картинка про Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Фото Что было характерно для мировоззрения человека средневековья Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Смотреть фото Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Смотреть картинку Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Картинка про Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Фото Что было характерно для мировоззрения человека средневековья

Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Смотреть фото Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Смотреть картинку Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Картинка про Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Фото Что было характерно для мировоззрения человека средневековья

Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Смотреть фото Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Смотреть картинку Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Картинка про Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Фото Что было характерно для мировоззрения человека средневековья

Тема 4.

Философия Средневековья и Возрождения

1. Философия Средневековья.

1.1. Общая характеристика средневекового мировоззрения.

1.2. Периоды развития: патристика (Августин Блаженный), схоластика (Фома Аквинский).

1.3. Борьба между «номинализмом» и «реализмом» как противостояние знания и веры.

2. Философия эпохи Возрождения.

2.1. Основные черты Возрождения.

2.2. Возникновение гуманистического мировоззрения.

2.3. Политические учения и социальные утопии.

2.4. Естественнонаучные взгляды Возрождения, натурфилософия.

Философия Средневековья

Общая характеристика средневекового мировоззрения

Христианское мировоззрение возникает в I в. в Палестине в условиях углубляющегося кризиса рабовладельческого общества. Античное мировоззрение уже не отвечало новому уровню общественного самосознания, в котором находят свое отражение радикальные изменения в экономической, политической, духовной жизни общества.

Первоначально христианство распространялось в географических границах Римской империи в среде еврейства, но затем наблюдается значительный приток представителей других народов. Это во многом объясняется тем, что христианство возникло как религия угнетенных, обращенная ко всем без деления на своих и чужих, варваров и эллинов и т.д. Она противопоставила развращенности, высокомерию господ и сановников римского общества, социальному, экономическому, духовному угнетению широких слоев общества проповедь внутреннего спасения от «испорченного мира», аскетизма, заботы о (мистически понятых) судьбах всего мира. Власть имущие организовывали жестокие гонения на первых христиан, находящихся в оппозиции к официальной идеологии. Факты преследования получили особую эмоциональную окраску в новом вероучении: гонимые за веру провозглашались святыми, а образ Иисуса Христа, распятого на кресте, становится наиболее глубоким ценностно-смысловым основанием христианской этики. В формировании понятийного аппарата христианской догматики особенно велика роль античного философского идеализма (пифагорейцы, Платон, Аристотель и другие), заметно влияние также египетской и ближневосточных культур.

Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Смотреть фото Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Смотреть картинку Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Картинка про Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Фото Что было характерно для мировоззрения человека средневековья

В Средние века произошел отказ от рациональных методов античной философии в объяснении мира. Была создана совершенная модель мира, полностью соответствующая духу и букве христианского вероучения. Религиозное мировоззрение характеризуется следующими основными чертами:

1. символизм означает, что каждое значимое явление в природе и истории рассматривалось как проявление божественной воли. Через символ осуществлялось соединение, связь между дольним (земным) и горним (небесным) мирами. Особенно это проявляется в культе, образующего мир религиозной действительности. Через символические значения предметов культа осуществлялась повседневная связь общины со священной историей. Общественной и личной жизни человека придавалась смысловая направленность и значимость;

2. ценностный характер отношения к действительности, т.е. вся действительность рассматривается как пространственно-временная протяженность борьбы между добром и злом, богом и антихристом, как драматическая коллизия с миром, находящегося под неправой властью «князя мира сего» (сатаны). Морально-ценностная ориентация пространства и времени хорошо просматривается в таких понятиях средневековья, как сакральное (священное) пространство храма, пространственно-нравственная ориентация креста — графического символа веры, Восток как средоточие добра и благодати, запад — направление зла и т.д. Время также связано со священной историей: единократное боговоплощение обосновывает время священной истории, которое становится основой исторической периодизации «до рождества Христова» и «после рождества Христова»;

Средневековое мировоззрение развивалось в противоречивом взаимодействии христианских идей и античных философских теорий. Основные догматы христианского вероучения были официально утверждены на Никейском соборе в 325 году.

Источник

Мировоззрение средневекового человека

Мировоззрение средневекового человека.

Просмотр содержимого документа
«Мировоззрение средневекового человека»

Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Смотреть фото Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Смотреть картинку Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Картинка про Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Фото Что было характерно для мировоззрения человека средневековья Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Смотреть фото Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Смотреть картинку Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Картинка про Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Фото Что было характерно для мировоззрения человека средневековья

Античный человек был частью вечного, гармоничного мира.

Его собственная духовная жизнь мало значила по сравнению с космосом – абсолютным божеством.

Основными добродетелями античности считались справедливость, мудрость, мужество.

Средневековое мироощущение предполагает иную картину мира, иной взгляд на человека.

Основные философские идеи Средневековья

(Бог един и уникален)

(Бог – центр мироздания)

Главный итог второй ступени познания

Средневековье вообще часто называют » временем контрастов «.

Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Смотреть фото Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Смотреть картинку Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Картинка про Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Фото Что было характерно для мировоззрения человека средневековья

В самом человеке противоречивые чувства постоянно борются, он то взлетает к небесам в упоении и восторге,

то летит камнем в безысходность ада.

Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Смотреть фото Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Смотреть картинку Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Картинка про Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Фото Что было характерно для мировоззрения человека средневековья

Сознание средневекового человека формировалось на основе религиозных понятий, а не наоборот.

Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Смотреть фото Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Смотреть картинку Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Картинка про Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Фото Что было характерно для мировоззрения человека средневековья

И значит, испытывает чувство вины. Это чувство находит свой выход в исповеди и покаянии, человек освобождается от совершенного греха при посредничестве Церкви.

Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Смотреть фото Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Смотреть картинку Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Картинка про Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Фото Что было характерно для мировоззрения человека средневековья

В средневековье атеистов не было

Контрастность мышления средневекового человека проявлялась и в большом внимании, уделяемым дьяволу.

Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Смотреть фото Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Смотреть картинку Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Картинка про Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Фото Что было характерно для мировоззрения человека средневековья

Бытовое время остается цикличным в соответствии с постоянством сельскохозяйственных сезонов.

Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Смотреть фото Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Смотреть картинку Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Картинка про Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Фото Что было характерно для мировоззрения человека средневековья

ХРИСТИАНСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Смотреть фото Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Смотреть картинку Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Картинка про Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Фото Что было характерно для мировоззрения человека средневековья

Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Смотреть фото Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Смотреть картинку Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Картинка про Что было характерно для мировоззрения человека средневековья. Фото Что было характерно для мировоззрения человека средневековья

ХРИСТИАНСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Источник

Мировоззрение человека в средневековой Западной Европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 17:10, контрольная работа

Описание работы
Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ.docx

Контрольная работа по культурологии

Студента I курса гр. 1-71к

Мировоззрение человека в средневековой Западной Европе (V-XIV вв.) и его отражение в архитектуре христианского храма.

Раннее Средневековье — время, когда в Европе происходили бурные и очень важные процессы. Прежде всего, это — вторжения так называемых варваров (от латинского barba — борода), которые уже со II века нашей эры постоянно нападали на Римскую империю и селились на землях ее провинций. Эти вторжения закончились падением Рима. Новые западноевропейцы при этом, как правило, принимали христианство, которое в Риме к концу его существования было государственной религией. Христианство в различных его формах постепенно вытесняло языческие верования на всей территории Римской империи, и этот процесс после падения империи отнюдь не прекратился. Это второй важнейший исторический процесс, определявший лицо раннего Средневековья в Западной Европе. Третьим существенным процессом было формирование на территории бывшей Римской империи новых государственных образований, создававшихся теми же «варварами». Многочисленные франкские, германские, готские и прочие племена были на деле не такими уж дикими. Большинство из них уже имели зачатки государственности, владели ремеслами, включая земледелие и металлургию, были организованы на принципах военной демократии. Племенные вожди стали провозглашать себя королями, герцогами и т. д., постоянно воюя друг с другом и подчиняя себе более слабых соседей. На Рождество 800 года король франков Карл Великий был коронован в Риме католическим папой как император всего европейского запада. Позднее (900 год) Священная Римская империя распалась на бесчисленное множество герцогств, графств, маркграфств, епископств, аббатств и прочих уделов. Их властители вели себя как вполне суверенные хозяева, не считая нужным подчиняться никаким императорам или королям. Однако процессы формирования государственных образований продолжались и в последующие периоды. Характерной особенностью жизни в раннее Средневековье были постоянные грабежи и опустошения, которым подвергались жители Священной Римской империи. И эти грабежи и набеги существенно замедляли экономическое и культурное развитие.

В период классического, или высокого Средневековья Западная Европа начала преодолевать эти затруднения и возрождаться. С X века сотрудничество по законам феодализма позволило создать более крупные государственные структуры и собирать достаточно сильные армии. Благодаря этому удалось остановить вторжения, существенно ограничить грабежи, а затем и перейти постепенно в наступление. В 1024 году крестоносцы отняли у византийцев Восточную Римскую империю, а в 1099 году захватили у мусульман Святую землю. Правда, в 1291 году и то и другое были опять потеряны. Однако из Испании мавры были изгнаны навсегда. В конце концов западные христиане завоевали господство над Средиземным морем и его островами. Многочисленные миссионеры принесли христианство в королевства Скандинавии, Польши, Богемии, Венгрии, так что эти государства вошли в орбиту западной культуры. Наступившая относительная стабильность обеспечила возможность быстрого подъема городов и общеевропейской экономики. Жизнь в Западной Европе сильно изменилась, общество быстро утрачивало черты варварства, в городах расцветала духовная жизнь. В целом европейское общество стало намного более богатым и цивилизованным, чем во времена античной Римской империи. Выдающуюся роль в этом играла христианская церковь, которая тоже развивалась, совершенствовала свое учение и организацию.

2. Мировоззрение человека в средневековой Западной Европе.

Средневековый человек не воспринимал себя вне божественного начала. Оно не просто приникало во все сферы жизни, а являлось неотъемлемой частью мирового порядка, главной его частью.

«В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрушения Римской империи только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех стран, племен и государств Европы. Церковь была господствующим политическим институтом, но еще более значительно было то влияние, которое церковь оказывала непосредственно на сознание населения. Христианство предлагало людям стройную систему знаний о мире, о его устройстве, о действующих в нем силах и законах. Эта картина мира, целиком, определившая менталитет верующих селян и горожан, основывалась главным образом на образах и толкованиях Библии. В средние века исходным пунктом объяснения мира было полное, безусловное противопоставление Бога и природы, неба и земли, души и тела.

3. Христианский храм – модель мира. Особенности архитектуры романских и готических храмов.

Архитектура православного храма унаследовала византийские традиции, вобравшие в себя, в свою очередь, греческое, римское и малоазийское архитектурное наследие. Заимствованный из Византии, появившийся на Руси в Х веке и получивший широкое распространение в русской православной церкви крестово-купольный тип храма несет в себе целую систему символов, отражающих религиозные взгляды и отношения. Прежде всего храм издавна рассматривался как образ мира (космогонический образ).

Источник

Основные черты средневекового мировоззрения и науки

Научные знания в Средние века

В отличие от античности, средневековая наука не предложила новых фундаментальных программ, но она в то же время не ограничивалась только пассивным усвоением достижений античной науки. Ее вклад в развитие научного знания состоял в том, что был предложен целый ряд новых интерпретаций и уточнений античной науки, ряд новых понятий и методов исследования, которые разрушали античные научные программы, подготавливая почву для механики Нового времени.

Основные черты средневекового мировоззрения и науки

Важнейшей чертой средневекового мировоззрения, бесспорно, является теоцентризм – представление о Боге как единственной подлинной реальности. Вся жизнь средневекового человека была так или иначе связана с религией.

Отношение к природному миру как к вторичной, неподлинной реальности породило и иной способ его познания. Оно исходило из совершенно новых, отличных от античного познания, предпосылок.

Вся деятельность человека воспринималась в русле религиозных представлений. Противоречащее догматам церкви запрещалось специальными декретами. Основное внимание, бесспорно, уделялось познанию подлинной реальности – Бога, но такое познание было возможно только в рамках религии. Естественнонаучному познанию отводилась второстепенная роль. При этом все его выводы проходили через цензуру библейских концепций. Это усиливало элемент созерцательности в познании, настраивало его на откровенно мистический лад, что и предопределило регресс или, в лучшем случае, стагнацию научного познания.

Особенности средневекового мировоззрения и познания привели к тому, что наука в это время носила исключительно служебный характер. Она могла только иллюстрировать и детализировать истины Священного писания, познать же первоначала мира она не могла в принципе и в основном использовалась для решения чисто практических задач.

Таким образом, средневековая наука перестала соответствовать введенным нами ранее критериям научного знания. Это означало ее безусловный шаг назад по сравнению с античной наукой.

В недрах средневековой культуры успешно развивались такие специфические области знания, как астрология, алхимия, ятрохимия, натуральная магия.

Часто их называли герметическими (тайными) науками. Они представляли собой промежуточное звено между техническим ремеслом и натурфилософией, содержали в себе зародыш будущей экспериментальной науки, в силу своей практической направленности. Исподволь они разрушали идеологию созерцательности, перешедшую в средневековое мировоззрение из античности, осуществляли переход к опытной науке, хотя и несли в себе при этом множество черт магического мироощущения, основанного на идее сверхъестественной связи предметов и явлений мира. В ходе этих исследований были получены весьма интересные результаты как в практической, так и в теоретической областях. Тем самым эти дисциплины подготовили возможность появления современной науки.

Также закладывается новое понимание механики, которая в античности была прикладной наукой. Античность и раннее Средневековье рассматривали все созданные человеком инструменты как искусственные, чуждые природе. В силу этого они не имели никакого отношения к познанию мира, так как действовал принцип: «подобное познается подобным». Именно поэтому только человеческий разум в силу принципа подобия человека космосу мог познавать мир. Позже инструменты стали считаться частью природы, лишь обработанной человеком, и в силу своего тождества с ней их можно было использовать для познания мира. Таким образом, открывалась возможность для использования экспериментального метода познания.

Важным было создание условий для точного измерения. В науке вплоть до эпохи Возрождения точное измерение природных процессов считалось невозможным, так как точность считалась характеристикой только идеальных объектов. Но в Средние века шло бурное развитие астрологии, содержавшей в себе зародыши будущей астрономии и требовавшей довольно точных измерений.

Еще одной новацией стал отказ от античной идеи о модели совершенства – круге. Эта модель была заменена моделью бесконечной линии, что способствовало формированию представлений о бесконечности Вселенной, а также лежало в основе исчисления бесконечно малых величин, без которого невозможно дифференциальное и интегральное исчисление. На нем строится вся математика Нового времени, а значит, и вся классическая наука.

Постепенно средневековое мировоззрение начинает ограничивать и сдерживать развитие науки, которая требовала нового взгляда на мир. Новая картина мира была сформулирована в эпоху Возрождения, приобрела завершенность и стала научной после первой глобальной научной революции XVI–XVII веков.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *