Что было характерно для социальной структуры стран древнего востока

Особенности общественного строя стран Древнего Востока.

Что было характерно для социальной структуры стран древнего востока. Смотреть фото Что было характерно для социальной структуры стран древнего востока. Смотреть картинку Что было характерно для социальной структуры стран древнего востока. Картинка про Что было характерно для социальной структуры стран древнего востока. Фото Что было характерно для социальной структуры стран древнего востока Что было характерно для социальной структуры стран древнего востока. Смотреть фото Что было характерно для социальной структуры стран древнего востока. Смотреть картинку Что было характерно для социальной структуры стран древнего востока. Картинка про Что было характерно для социальной структуры стран древнего востока. Фото Что было характерно для социальной структуры стран древнего востока Что было характерно для социальной структуры стран древнего востока. Смотреть фото Что было характерно для социальной структуры стран древнего востока. Смотреть картинку Что было характерно для социальной структуры стран древнего востока. Картинка про Что было характерно для социальной структуры стран древнего востока. Фото Что было характерно для социальной структуры стран древнего востока Что было характерно для социальной структуры стран древнего востока. Смотреть фото Что было характерно для социальной структуры стран древнего востока. Смотреть картинку Что было характерно для социальной структуры стран древнего востока. Картинка про Что было характерно для социальной структуры стран древнего востока. Фото Что было характерно для социальной структуры стран древнего востока

Что было характерно для социальной структуры стран древнего востока. Смотреть фото Что было характерно для социальной структуры стран древнего востока. Смотреть картинку Что было характерно для социальной структуры стран древнего востока. Картинка про Что было характерно для социальной структуры стран древнего востока. Фото Что было характерно для социальной структуры стран древнего востока

Что было характерно для социальной структуры стран древнего востока. Смотреть фото Что было характерно для социальной структуры стран древнего востока. Смотреть картинку Что было характерно для социальной структуры стран древнего востока. Картинка про Что было характерно для социальной структуры стран древнего востока. Фото Что было характерно для социальной структуры стран древнего востока

I. Длительное сохранение сельской общины, носившей территориальный харак­тер. Особенностью Древнего Востока является то, что возникновение государ­ственного аппарата не разрушало общины с ее главными органами управления (особые общинные советы, народ­ное собрание, старосты-рабианумы).

II. Преобладание коллективной собственности в виде царской, храмовой и общинной над частной собственностью и, как следствие, неопределенность правового положения частных собственников, чей статус не опирался ни на какие фор­мально санкционированные нормы.

III. Невыделенность индивида из коллектива, ибо только владение землей в общине делало человека, незави­симо от его служебного и социального положения, полноправным, защищая от произ­вола властей посредством норм местного обычного права.

IV. Сословно-правовой статус индивида не совпадал с его социально-эконо­мическим положением. Рабы здесь входили в состав большой патриархальной семьи, а их труд был дополнением к труду свободных подданных стран Востока.

V. Отсутствие чёткой социально-классовой стратификации. Для восточной цивилизации характерна маловыраженная имущественная дифференцированность и второстепенная роль классовых противоречий. Это говорило о формальном равенстве людей и их практически поголовном рабстве. Кроме того, для стран Древнего Востока характерна крайняя функционализация человека.

VI. Наличие корпоративности, системы социальных вертикальных перего­родок, которые представляли собой замкнутые, автономные и большей частью самоуправляющиеся коллек­тивы-корпорации: сельских общин, землячеств, кланов, сект, цехов, каст, варн и др. Такой вертикальный аспект построения социальной структуры предполагает, что в основе коллек­тивов-корпораций лежат общность религиозных взглядов, профессиональной деятельности, экономический и сословно-наследственный факторы, принцип общности территории проживания и проч.

При этом понятие «восточная деспотия» следует различать в формально-юридическом, социально-историческом и культурном смыслах. Так, формали­зованное понятие восточной деспотии со всеми указанными ниже признаками может быть применено к характеристике империи Древнего Китая и царств Древнего Египта.

Можно выделить следующие ха­рактерные признаки восточной деспотии:

1) Неограниченная власть наследственного, обожествляемого монарха, концентрирующего в своих руках всю полноту законодательной, исполни­тельной и судебной власти.

2) Теократический характер монархии, идеологизированный характер в це­лом государства, совмещение в руках монарха высшей светской и духовной власти. При этом сама власть азиатского тирана почти всегда освящалась не только свыше, но и снизу, ибо деспот воплощал все сокровенные чая­ния подданных.

3) Абсолютное преобладание государства над обществом, мелочная регла­ментация всего многообразия человеческих отношений, тотальная этатизация социальной жизни.

4) Сочетание политики принуждения и феномена т.н. лю­бящего страха, когда страх перед верховной властью сочетался с безграничной верой в ее носителя – азиатского тирана. Такие социально-психологические условия отчасти обусловили и тот факт, что даже сомневаясь в правителях, ни одно древне­восточное общество не сомневалось в самом порядке власти, установившемся в том или ином государстве.

5) Феномен власти-собственности как структурообразующей основы такого общества, выполняющей функцию связующего единства по отношению к нему. Именно лидер государства выступал не только как суверен, носитель высшей влас­ти, но и как верховный собственник на землю. Отношения государственной власти и волевые отношения собственности были неотделимы друг от друга.

Что было характерно для социальной структуры стран древнего востока. Смотреть фото Что было характерно для социальной структуры стран древнего востока. Смотреть картинку Что было характерно для социальной структуры стран древнего востока. Картинка про Что было характерно для социальной структуры стран древнего востока. Фото Что было характерно для социальной структуры стран древнего востока

6) Функционирование разветвленного, подчиненного восточному деспоту бюрократическо­го аппарата, в состав которого входили три главных ведомства управления – военное, финансовое и ведомство общественных (публичных) ра­бот, занятое строительством и поддержанием оросительных систем, общественных дорог, со­оружением усыпальниц, пирамид, царских дворцов, храмов, иных гигантских культово-религиозных сооружений.

7) Отсутствие гражданского общества и существование на Востоке т.н. сервильного (служилого) общества, подчиненного государству. Для всех стран Древнего Востока характерна крайняя функциокализация человека, что приводило к формальному равенству людей перед деспотом, к практически поголовному рабству – от министериалов до крестьян.

Основные черты права стран Древнего Востока. Общая характеристика Законов Хаммурапи, древневавилонского царя правившего в 1792 – 1750 гг. до н.э.

Глав­ными источниками его законов были:

1) шумерийские кодификации – Законы царей Ур-Намму и Шульги, из династии Ура (конец III тыс. до н.э.), Законы царя Липид-Иштара из царства Исины (ХIХ в. до н.э.), Законы царя Билаламы из царства Эшнунны (XVIII в. до н.э.);

2) указы и судебные решения самого царя Хаммурапи;

3) постановления высших вавилонских судов.

В струк­туре этого памятника права выделяется три главные части: пролог, эпилог и 282 статьи юридического текста.

Можно выделить следующие восемь основных групп правовых норм:

I) статьи 1 – 5, посвященные общим правилам от­правления правосудия;

II) статьи 6 – 25, посвященные правилам охраны собственности царя, храмов иобщин;

III) статьи 26 – 41, посвященные охране имущества, полученного от царя за службу;

IV) статьи 42 – 67/71, посвященные операциям с недвижимостью и ответственности за посягательства на нее;

V) статьи 78/33 – 126, посвященные торговым и коммерческим операциям;

VI) статьи 127 – 195, посвященные браку и семейному праву;

VII) статьи 196 – 214, посвященные преступлениям против личности и наказаниям за них;

VIII) статьи 215 – 232, посвященные операциям с движимым имуществом, в т.ч. найму имущества и личному найму.

Правовое положение социальных групп по Законам Хаммурапи. Среди вавилонских «черноголовых» можно вы­делить три сословия, обособленных друг от друг по объему их прав и обязанностей. Субъектом права, т.е. полноправной личностью, признавался только свободный человек, который мог быть либо свободным общинником – авилумом, либо царским служащим – мушкенумом.

В некоторых случаях субъектом права могла быть и женщина, не находящаяся под патриархальной властью отца семейства или мужа, либо являющяяся храмовой жрицей-энтум. В самом низу социальной лестницы стояли рабы (вардум), причем различа­лись собственно вардум, купленные тамкарами в соседних сранах, военопленные люди или лица, рожданные от рабыни, и долговые рабы – нибутум, временно попавшие в долго­вую кабалу вавилоняне (например, сын или жена должника), терявшие свою личную и хозяйственную самостоятельность, как правило, на 3-хлетний срок.

Правовое регулирование имущественных отношений по Законам Хаммурапи. В Вавилоне существовали различные формы земельной собственности: царская, храмовая, общинная и частная. Было также повинностное, или условное владение, при котором царь мог отнять выделенную им ранее за службу землю у повинностного владельца. Воинское повинностное владение именовалось «илкум» и включало в себя земельный участок, дом на этом участке, сад, рабочий скот и инвентарь. Такое имущество было полностью изъято из гражданского оборота и им нельзя было распоряжаться, в частности, заключать с ним сделки купли-продажи, мены, дарения, завещания, передавать его за долги или в качестве вы­купа из плена.

Брачно-семейные отношения и наследование по Законам Хаммурапи. На основе принципа «без договора нет брака» (ст. 123) брачный контракт заключался между женихом или его отцом (при малолетстве) и отцом невесты. Причем жених вносил в пользу будущего тестя выкупную плату за невесту – терхатум и предбрачный дар – библум как доказательство серьезности своих намерений. В случае отказа жениха от заключения брака, он терял право на воз­врат библума и терхатума, однако они могли вернуться ему вдвойне при отказе от договора со стороны тестя либо в случае смерти бездетной жены.

Невеста от своего отца получала приданое – шериктум, которое передавалось жениху и было по размеру больше терхатума. Такой же дар делал отец и при посвящении дочери в жрицы или храмовые блудницы. Невесте можно было по брачному договору выговорить право на развод по ее инициативе, а также включить условие об освобождении ее от задержания по добрачным долгам мужа, если он выдаст ей в подтверждение документ. Если развод возможен для мужчины в любое время, то для женщины он допустим лишь в исключительных случаях.

Наследование по завещанию было развито еще сравнительно слабо, поэтому имущество передавалось на основании наследования по закону. Так, дети наследовали имущество отца или матери поровну. При этом в равных долях наследовали собственные и усыновленные дети, дети от разных жен, а при раз­деле движимого имущества – и официально признанные отцом дети рабыни. Муж ничего не получал из приданого умершей жены, оно принадлежало всецело детям. Вдова получала приданое и подарки мужа (нудуннум), продолжая жить в доме умершего мужа, пользуясь вместе с детьми оставленным им имуществом.

Преступления и наказания по Законам Хаммурапи. В судебнике различались форма и степень виновности при определении наказания, институт соучастия в форме пособничества, подстрекатель­ства и укрывательства, обстоятельства, отягчающие преступле­ние (например, кража во время пожара немедленно каралась сожжением вора – ст. 25). В Законах Хаммурапи сохранялись определенные пережитки кровной мести, круговой по­руки и других элементов архаичного уголовного права.

Различались несколько принципов назначения наказания:

а) принцип объективного вменения, коллективной и, прежде всего, семей­ной ответственности за чужую вину, несмотря на наличие института субъективной виновности;

б) принцип сословности наказания, его социальной дифференцированности;

в) принцип талиона, основная идея которого состояла в том, что наказание есть возмездие за вину и, следовательно, должно быть равным преступле­нию, т.е. не больше того, что ты сам причинил по формуле: «равным за равное и равному». Было известно два вида талиона: зеркальный (прямой) и символический.

Законы Хаммурапи различали следующие виды наказаний:

а) смертная казнь – за более чем 30 преступлений и в различных формах, простой и квалифицированной;

б) членовредительные наказания по принципу талиона;

в) телесные наказания в виде нанесения ударов плетью;

г) денежные штрафы – композиция, вытеснившая кровную месть;

д) изгнание из родного дома или общины;

е) наложение знака бесчестья и т.п.

Контрольные задания.

Строитель построил дом в Вавилоне и продал его. Но дом был построен небрежно, поэтому он вскоре обвалился и насмерть задавил хозяина. Какое наказание предусматривают Законы царя Хаммурапи?

а) строитель должен восстановить дом за свой счет;

б) строитель должен восстановить дом за свой счет и возместить ущерб;

в) строителя должны казнить;

г) строитель должен возместить ущерб и подвергнуться телесному наказанию.

Источник

Социальная структура Древнего Востока.

Древневосточные цивилизации.

1)Древний Восток – ряд стран, на территории которых возникли и развивались на протяжении длительных эпох первые в истории человечества цивилизации. Древний Восток — область культуры, зародившейся в подтропических странах, примыкающих к восточным берегам Средиземного моря, и распространившейся до Индии, Атлантического океана и тропической Африки. Особую роль в развитии Древнего Востока играли великие реки: Нил, Евфрат, Тигр, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.Возникновение первых государств на Древнем Востоке объясняется благоприятным сочетанием географических и климатических условий. Историки обратили внимание, что первые ранние цивилизации возникли в долинах крупных рек:

1. Древний Египет – Нил

2. Междуречье – Тигр и Евфрат

3. Древняя Индия – Инд и Ганг

4. Древний Китай – Янцзы и Хуанхэ

Впервые разделение окружающего мира на Запад и Восток совершили финикийские мореплаватели. Но всеобщее признание деления мира на Запад и Восток получило в античном мире у греков и римлян. Грань между Востоком и Западом постоянно менялась, но противопоставление сохранялось. Наиболее наглядно это проявилось в распаде Римской империи на две части: Западную и Восточную. В средние века Востоком для христианского мира стала Греция, захваченная турками-османами. В новое время, когда шёл процесс создания европейскими державами, Великобританией и Францией, колониальных империй, большая часть стран Востока попадает в зависимость от метрополий(.Метропо́лия — государство по отношению к своим колониям )Это ещё больше усиливает противопоставление «передового» капиталистического Запада и «отсталого» консервативного Востока.

Исторические рамки.

История цивилизаций Древнего Востока начинается с IV тыс. до н. э., когда развитие и усложнение общества приводит к превращению властной верхушки в господствующий слой и одновременно к небывалому сосредоточению власти в его руках. Завершается история древности для Ближнего Востока условно — походами Александра Македонского (IV в. до н.э.), а для Южной и Восточной Азии она доводится обычно до середины I тыс.н. э.

Предпосылки возникновения древнейших цивилизаций.

1) Энеолит- это переход от каменного к бронзовому веку

2)Преобладающим материалом становится металл (медь и ее сплав с оловом бронза).

3 )Энеолит- время хаоса, неупорядоченности в обществе, кризиса в технологии-переход к орошаемому земледелию, к новым материалам.

Первые цивилизации вырастают из тех земледельческих обществ, где была высокая производительность земледелия и высокие темпы социального развития. Это происходит в 3-4 тыс. до н.э. в Месопотамии, где складываются Шумерская, Аккадская, Вавилонская и Ассирийская цивилизации, в Египте, в Индии и Китае все они принадлежат к типу речных цивилизаций.

3. Многие цивилизации Старого Света родились в долинах рек Тигр и Евфрат, Нил, Инд, Янцзы и другие. Эти реки играли огромную роль в жизни людей. Потому, что плодородная почва в их дельтах способствовала развитию земледелия, также реки связывали воедино разные районы страны и давали возможность для торговли внутри и с соседями.Также реки давали возможность для постройки ирригационных сооружений, но это не мог сделать один человек или даже семья, для этого были нужны усилия всех, поэтому многие племена объединялись для постройки этих сооружений. Жители Двуречья сеяли пшеницу, ячмень, лен, разводили коз, овец и коров, возводили ирригационные сооружения — каналы, водохранилища, с помощью которых осуществлялось орошение полей. Здесь в середине IV тысячелетия до н. э. появляются первые политические структуры в форме городов-государств

Верховные правители считались живыми богами на земле. Этим объясняется чрезвычайная экономическая роль, которую выполняли храмы, жрецы, хранившие информацию по управлению ирригационными системами.

Все эти особенности сохранялись на Востоке очень долго и получили название «азиатский способ производства». Восточные общества – это жесткие иерархические общества. Собственность и власть в древневосточных государствах были слиты воедино. На вершине пирамиды находился правитель. Его абсолютная, деспотическая власть освящалась религией.

Успехи хозяйственного развития способствовали росту торговли. Вывозили зерно, скот, украшения, глиняную посуду, материалы. С началом эксплуатации завоеванных территорий купцы покупали там медь, золото, эмаль, слоновую кость, кожу, шерсть, древесину.

Ирригационный характер земледелия оказал существенное влияние на организацию всего уклада жизни древневосточных обществ и даже отразился на создании специфической, характерной только для Востока, формы государственного устройства – деспотии(Форма государства, при которой вся полнота власти принадлежит одному правителю)

Для восточного общества были характерны следующие черты:

1) патриархальность. Ее сохранению способствовало господство натурального хозяйства, устойчивость государственных форм собственности на землю, крайне медленное развитие индивидуальной частной собственности;

2) коллективизм. Древневосточные цивилизации можно отнести к цивилизациям земледельческого типа. Хозяйственная деятельность в этих регионах была возможна только при наличии сложных ирригационных систем, регулирующих режим стока великих рек. Для их создания и использования необходимы были большие коллективные усилия людей. Нельзя сбрасывать со счетов особую роль коллективной взаимопомощи, поддержки и в повседневной жизни;

3) общинность. Своеобразие общественного строя древневосточных государств создавалось прежде всего его социальной базой — общиной. Своим консерватизмом, своей отчужденностью от внешнего мира и нежеланием вмешиваться в политику община способствовала превращению центральной власти в деспотию. Подавление человека, его личности, воли начиналось уже в пределах общины, к которой он принадлежал. В то же самое время общины не могли обходиться без организующей роли центральной власти;

4) традиционность. Это подтверждает то обстоятельство, что основы социальной структуры, государственности и права древневосточных обществ пережили века;

5) религиозность. Религия определяла образ жизни человека. Человек был ориентирован на духовное самосовершенствование;

6) пестрый социальный состав. Его можно дифференцировать в границах трех групп:

– господствующий слой (чиновничество, придворная и служилая аристократия, военачальники, жрецы и др.);

– свободные мелкие производители (крестьяне, ремесленники);

– различные категории лиц, лишенных средств производства (подневольные работники, в том числе рабы).

Итак, для восточной модели хозяйственного развития характерны следующие черты:

1)Рабы не составляли главную производительную силу общества, то есть производством материальных благ в сельском хозяйстве и ремесле занимались люди, считавшиеся свободными.

2)Земля находилась не в частной, а государственной или государственно – общинной собственности.

3)Между государством и общинниками – земледельцами сложились отношения подданничества – отсутствие прав при безусловном несении повинностей в пользу государства.

4)Государство на Востоке приобрело форму «восточной деспотии», то есть полного бесправия подданных перед лицом государства. Именно поэтому такой тип общества называется «обществом восточного рабства».

5)Общины отличались устойчивостью, что было связано с необходимостью создания и поддержания в должном состоянии ирригационной системы земледелия.

Государственный строй восточной деспотии представляет собой следующую систему:

1)Во главе его стоит царь: фараон в Египте; или лугаль в Вавилоне; государь (раджа) в Индии; царь (ван) в Китае.

Социальная структура Древнего Востока.

Восточное общество было строго иерархично и организовывалось по типу пирамиды. Вершину пирамиды занимал правитель, обладающий освященной богами властью. Ниже его располагались знать, жрецы, высшие чиновники.. В период Нового царства жрецы становятся господствующим сословием в обществе. Храмы и жрецы становятся собственниками огромных земельных богатств. Звание жреца стало наследственным. Многочисленный аппарат чиновников следил за управлением и функционированием государства. Воины, служащие в составе постоянной армии, обеспечивали внутренний порядок в государстве и его защиту от внешних врагов.Основную часть общества составляли крестьяне-общинники. Сельская община являлась основной производственной единицей общества, а основной ячейкой общины была большая патриархальная семья. В ходе процесса приватизации появляется имущественное неравенство и, вследствие этого, зависимые категории населения. Зависимость могла выступать в форме арендных отношений на землю.В городах жили торговцы и ремесленники; Ремесленники часто попадали в зависимость, оказываясь в составе государственного или храмового хозяйства. Среди торговцев выделяется привилегированная прослойка купцов, занимающаяся транзитной торговлей с другими странами.В самом низу общества находились рабы. Источником получения рабов был, в первую очередь, захват военнопленных и лишь позднее — долговое рабство. Как уже говорилось, рабство было патриархальным, раб входил в состав большой патриархальной семьи.

8.Жрецы в странах Древнего Востока

Религия играла в жизни общества того времени громадную роль. Согласно представлениям того времени, боги распоряжаются всеми сторонами жизни людей. Только жрецы-(служители божества) благодаря известным одним им религиозным ритуалам могли общаться с ними и обеспечить их благоволение к людям. Отсюда уважение и столь заметная роль жрецов в жизни древневосточных обществ. Практически повсеместно главным жрецом страны являлся правитель.

Жрецы участвовали в организации земледельческих работ, так как кроме непосредственного отправления религиозного культа они выполняли несколько других важных обязанностей. К ним относится и наблюдение за небесными светилами и календарем, в движении которых видели божественное установление. Важность календарных наблюдений для правильной организации земледельческих работ уже отмечалась.

Следует обратить внимание и на большую экономическую роль этого сословия в жизни стран Древнего Востока. Большие земельные дарения храмам сделали храмовые хозяйства крупнейшими собственниками земли во всех без исключения странах.

Ошибочно было бы рассматривать жреческое сословие как однородное. Только верхушка пользовалась властью и владела богатствами. Большая часть жречества не имела собственности и полностью зависела от храмового хозяйства, в котором часто и работала.

Роль религии и мифов в духовной жизни Древневосточных государств.

Но с развитием человека появляется рациональное мышление- мышление основанное на законах разума и научных достижениях. Большую роль в развитии рационального мышления сыграло появление письменности и накопления научных достижений. Постепенно это привело к перевороту в духовной жизни человечества→ появляются новые представления об окружающем мире. Именно в это время появляются религии спасения(буддизм, индуизм, конфуцианство) – они основаны на разработанной этике, с помощью которой можно освободиться от грехов, перестроить себя и жизнь таким образом, чтобы она отвечала высоким требованием божественной справедливости. Бог теперь олицетворяет не силы природы, а справедливость и высший идеал доброты. Для того, чтобы получить благоволение, нужно не к магии прибегать, а совершенствовать себя или окружающий мир.

Рабство, как социальный институт, в большей или меньшей степени присуще всем обществам Древнего Мира. В государствах Древнего Востока оно имело специфические черты, отличавшие его от античного рабства в Древней Греции и в Древнем Риме.

Долгое время в научной литературе раб определялся как человек, лишённый прав собственности, работающий в силу внеэкономического принуждения, жестоко эксплуатируемый. В современном понимании рабства, раб — это человек, относящийся к сословию рабов, то есть признанный рабом действующим правом, являющийся собственностью других людей, коллектива или даже божества, не обязательно лишённый собственности и не обязательно жестоким образом эксплуатируемый.

Специфика древневосточного рабства

В сравнении с государствами античного мира на Древнем Востоке рабы составляли относительно незначительную часть общества, и удельный вес рабского труда был незначителен, то есть основная масса материальных благ производилась не рабами, а людьми, эксплуатируемыми в иных формах. При этом само сословие рабов было менее однородным, чем в античных государствах. Рабство в основном носило домашний, патриархальный, характер.Кроме того, в государствах Древнего Востока разрешалось порабощать членов своей семьи и общины.В древневосточных государствах рабы в определенных случаях выступали субъектами права. Так, у военнопленных сохранялись некоторые права свободного населения, они могли владеть недвижимым имуществом, вести самостоятельное хозяйство, вместе с общинниками должны были платить налог. Экономическое положение государственных рабов было ближе к положению царских земледельцев и ремесленников, чем к положению рабов античного мира.

Вместе с тем государство Древнего Востока в целом не было свободным, и этим мало отличалось от рабов. Если в системе мировоззрения античности рабству противопоставлялась свобода, то в остальном древнем мире рабству противопоставлялось господство. При этом господин мог выступать, в свою очередь, чьим-то рабом (в том числе и божества).

Источники рабства на Древнем Востоке

2. Пиратство и разбой

4. Самопродажа в рабство

5. Естественное воспроизводство

отличительные черты собственности на землю:

2)отсутствие частной собственности

3)очень широкий полит аппарат

4)Переход от потребляющей экономики (занятия охотой, рыболовством,собирательством плодов и растений) к производящей экономике(скотоводство и земледелие )

5) Рост урбанизации (рост количества городов и численности городского населения).

6)Доминирующим фактором хозяйства является ирригационное земледелие. Почва исключительно плодородна, но земля нуждается в орошении или осушении

7)экономическая основа жизни — корпоративная и государственная форма собственности, основной метод управления — принуждение.

Дата добавления: 2018-05-09 ; просмотров: 6981 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *