Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности

Античная культура

Нестерова И.А. Античная культура // Энциклопедия Нестеровых

Понятие и этапы античности

В общем и целом ученые относят к античности тот период истории, когда существовали Греческая и Римская цивилизации. Сам термин античность создан для упрощения восприятия той эпохи. В русский язык термин попал из романских и германских языков. Он восходит к латинскому слову, которое переводится на русский как «древность».

Античность представляет собой период развития человеческого общества когда развивались цивилизации Древней Греции и Древнего Рима во всём многообразии исторических форм.

Современные историки основной заслугой античности обычно называют то, что она сформировала государственное устройство, которое в дальнейшем стало моделью для современной цивилизации. Именно в Древней Греции и Риме зародили такие важные для современного государства понятия как «право» и «демократия». В эпоху античности появилась культура которая стала одним из важнейших факторов становления и развития последующей мировой культуры.

Античность принято делить на эпохи:

Кроме того Античность делят на несколько периодов, изображенных на рисунке ниже. ранняя Античность (VIII в. до н.э. – II в. до н.э.)

Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности. Смотреть фото Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности. Смотреть картинку Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности. Картинка про Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности. Фото Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности

Ранняя античность характеризуется развитием культуры, появлением новых направлений в науке, искусстве. Древняя Греция начала свой путь к вершинам философии, архитектуры, ораторского искусства.

Классическая античность включает в себя время распространения цивилизации Греции и Рима (от Александра Македонского до смерти Марка Аврелия). Данный период характеризуется тем, что наука, искусство Древней Греции и Рима достигли своей вершины. Философа писали удивительные трактаты, в моде было просвещение и красота.

Поздняя античность Точные границы поздней Античности определить невозможно. Нижней границей обычно считается вступление на престол римского императора Диоклетиана (284), установившего политический режим неограниченной личной власти – доминат. Верхнюю границу в западной части империи традиционно связывают с окончанием правления Ромула Августа (476), с вторжением готов Теодориха, или с приходом лангобардов в Италию (568). Верхнюю границу поздней Античности в восточной части империи условно проводят в год смерти Юстиниана (565), но чаще связывают с переворотом Фоки в 602 году или с арабским вторжением в Византию начиная с 630-х годах.

Временные периоды могут несколько варьироваться в геополитическом контексте. Так, золотой век Античности в Древней Греции был отмечен раньше, чем в Римской империи. Кроме того, античная цивилизация в Восточной Римской империи зародилась раньше и угасла позже, чем в Западной части, где ее уклад разрушили вторгнувшиеся германцы. Тем не менее, античное культурное наследие довольно хорошо сохранилось в быту, культуре, языке и традициях большинства современных романских народов, а от них передалось и другим народам Средиземноморья [1].

Особый интерес представляет деление культуры античности на культуру Древней Греции и культуру Древнего Рима. Часто упоминают Византию, появившуюся в поздней античности. Византия сформировалась в 395 году вследствие давления гуннов на Римскую империю, распавшуюся на западную и восточную части после смерти императора Феодосия I. Византия – уникальное государство, которому удалось существовать и в позднюю античность и в раннем средневековье.

Античность Древней Греции

Древняя Греция – величайшее государство, чьи достижения легли в основу античной культуры, науки и философии. В эволюции культуры Древней Греции обычно выделяют пять периодов:

Греческая цивилизация берет свое начало 3000 лет до нашей эры. Греки как нация получили имя эллины. Данное имя появилось мифологического персонажа праотца греков Эллина. По легендам именно от сыновей и внуков Эллина пошли греческие племена: дорийцы, эолийцы, ионийцы и ахейцы. И по сей день греки называют свою страну Эллада. При этом в разных культурах греков и Грецию именуют по разному. Так, в европейских странах государство именуют как Греция, а республику обозначают Эллинской, но к народу применяют обозначение «греки». В древности их называли «ахейцы», «роме Первые племена, которые стали потом известны как эллины появились на балканском полуострове. Энеолит в Эгеиде. Раннеминойский и раннеэлладский периоды. Первоначально цивилизация называлась микерской. Свое название она получила в честь микенская цивилизация самого крупного и могущественного города ахейцев – Микен. Другими важными городами той эпохи были Тиринф, Пилос, Афины и Фивы. Выгодное географическое положение ахейцев, в частности, их близкое соседство с представителями минойской и кикладской культур, создало все необходимые предпосылки для создания ими сильного государства.

Микенцы известны тем что первыми начали использовать гончарный круг и создавать гончарные изделия. Большую известность получила керамика.

Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности. Смотреть фото Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности. Смотреть картинку Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности. Картинка про Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности. Фото Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности

Первоначально она создавалась для бытовых нужд. Затем мастера стали творить уникальные по своему орнаменту и красоте вещи.

Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности. Смотреть фото Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности. Смотреть картинку Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности. Картинка про Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности. Фото Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности

Образец микенской керамики. 1900-1700 г.до н.э. Крит. Kamares-стиль.

Уникальные произведения микенских мастеров украшали царские дворцы, дома зажиточных горожан. Они пользовались спросом у торговцев, которые путешествовали по миру и продавали микенские товары в другие государства.

Центром микенской цивилизации были города Микены, Тиринф и порт Пилос. Влияние микенской цивилизации распространялось на всю территорию Балканского полуострова и до южной части Фесалии.

Города микенцев были хорошо защищены. Они торговали со странами Азии, с Египтом, Сирией и Кипром. Археологами доказано, что существует большая вероятность того, что именно микенцы захватили Трою.

Культура и ремесла были высокоразвиты в Микенском царстве. Археологи нашли много изделий из керамики, золота. Микенских царей хоронили в огромных гробницах, похожих на улей закрытый гигантским куполом.

Большую известность получила гробница названная «Сокровищница Атрея» или гробница Агамемнона. Высота погребальной камеры в ней составляла 13 метров.

Сокровищница Атрея была построена из огромных камней без использования кладочного раствора.

Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности. Смотреть фото Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности. Смотреть картинку Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности. Картинка про Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности. Фото Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности

И по сей день Сокровищница Атрея является одним из крупнейших купольных сооружений древнего мира и относится к числу известных памятников микенской архитектуры. В 1879 году её исследовал немецкий археолог Генрихом Шлиманом.

Большой интерес в культуре Микен вызывают посмертные маски. Необыкновенной красотой отличаются маски сделанные из сусального золота.

Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности. Смотреть фото Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности. Смотреть картинку Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности. Картинка про Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности. Фото Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности

Посмертная маска, известная также как «маска Агамемнона». Золото, XVI век до н. э. Находка из Микенской гробницы №5, сделанная Генрихом Шлиманом в 1876 году. Национальный археологический музей в Афинах.

В то время внимание стали уделять земледелию. Оно снова вернуло, утраченную в результате ухода от общинного строя, значимость. В «темные века» греки занимались преимущественно хлебопашеством, садоводством и виноградарством. Это становиться известно из «Одиссеи» Гомера. Он подробно описывает чудесный сад царя феаков Алкиноя в «Одиссее». Помимо этого важную роль в экономике гомеровского времени играло скотоводство. Скот считался основным мерилом богатства.

Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности. Смотреть фото Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности. Смотреть картинку Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности. Картинка про Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности. Фото Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности

Чудеснее всего был сад, находившийся при дворце. Вечно зрели в нем всевозможные плоды – и зимой, и летом. Теплый Зефир обвевал сад. Там же был и виноградник, круглый год дававший спелые гроздья. В саду журчал светлый родник, другой же родник бил у самого порога дворца [3].

Влияние расширения использования в быту и военном деле железа в Древней Греции сказалось далеко не сразу, и в целом культура гомеровского периода стоит намного ниже, чем хронологически предшествующая ей культура крито-микенской эпохи. Археологами найдено много доказательств данного утверждения.

Классический период (V-IV вв. до н.э.) ознаменован небывалым ростом науки, искусства и совершенствованием государственного устройства. В то время активно растут полисы. Они становятся центром науки и искусства. Греческие поэты, скульпторы и философы создают удивительные шедевры. В классический период Древняя Греции обладала всеми уникальными чертами античной цивилизации:

В классический период началась чеканка монет, что ускорила экономический рост Древней Греции. Искусство и ранних полисов наполнено патриотизмом, жаждой свободы и перемен. Героический характер и повышение внимания к человеку-гражданину, создавшему мир, где он свободен и где уважается его достоинство, отличает искусство ранней классики. Искусство освобождается от тех жестких рамок, которые сковывали его в эпоху архаики, это время поисков нового и в силу этого время интенсивного развития различных школ и направлений, создания разнородных произведений.

Самым крупным полисом становятся Афины. Они превращаются в центр науки, культуры и торговли. Философия достигает небывалых высот. этот период Сократ, Платон и Аристотель.

Сократ первым сосредоточил внимание не на вопросах познания природы, но на проблемах человеческой жизни, проблемах добра, зла и справедливости, проблемах познания человеком самого себя.

Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности. Смотреть фото Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности. Смотреть картинку Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности. Картинка про Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности. Фото Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности

Сократ и молодой Эсхин (деталь фрески Рафаэля «Афинская школа» в Ватикане)

Среди самых известных учеников Сократа и величайших философов античности следует упомянуть Платона. Его принято считать одним из основоположников европейской философии. Он много путешествовал по Греции, Египту, югу современной Италии. Сохранившиеся работы Платона являют в большинстве своем диалоги. В своем знаменитом «Государстве» Платон рисует идеальное общественное устройство, коим, по его мнению, должна быть демократия.

В классический период появилось знаковое явление для антично культуры – Олимпийские игры. Они зародилась как часть религиозного культа. Игры проводились с 776 года до н. э. по 393 год н. э. Олимпия у Древних Греков считалась священным местом. Спортивная программа включала в себя:

Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности. Смотреть фото Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности. Смотреть картинку Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности. Картинка про Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности. Фото Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности

Марафонский бег известен со времен Олимпийских Игр в Древней Греции. Участниками Игр могли быть только мужчины. Они соревновались обнаженными.

Марафонский бег связан с легендой, согласно которой профессиональный бегун Фиддепид был послан с поля боя при Марафоне в Афины, чтобы сообщить о победе над персами. Расстояние от Марафоде до Афин было 40 км. Прибежав в Афины он прокричал: «Радуйтесь! Мы победили!». После этого Фиддепид упал замертво.

Античная культура отличалась обширными пантеонами богов. Древняя Греции имела один из самых больших пантеонов. Он окончательно оформился именно в классический период.

Древняя Греция – родина театра. Он берет свое начало из культа бога Диониса. Первые представления устраивались именно в честь Диониса. Ему приносили в жертву козла, пели хвалебные песни артисты в масках сатиров.

Слово»трагедия» в переводе с греческого «песнь козлов».
Во время празднеств шумные, пьющие вино компании греков шли к алтарю Диониса, что дало название комедии, от греческого «комос» ‒ веселое шествие и «одос» ‒ песнь [4].

Важным моментом развития театра в Древней Греции считают новшество, привнесенное драматургом Фесписом в 534 году. Он добавил к хору выступление одного актера, который читал пролог, повествующий миф о боге Дионисе. Позже Херил и Френих добавили диалоги между хором и актером, а Эсхил и Софокл увеличили количество актеров до трех. Так стало возможно развитие действия. Для спектаклей начали создавать декорации и одевать актеров в костюмы и маски.

Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности. Смотреть фото Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности. Смотреть картинку Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности. Картинка про Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности. Фото Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности

Театр Диониса в Афинах в римское время

В Афинах театр был сооружён на склоне Акрополя возле храма бога Диониса и вмещал до 17 тысяч зрителей. Первый ряд был предназначен для самых знаменитых граждан полиса и его гостей. Для посещения представлений зрители покупали входные жетоны. Из Афин театральные зрелища распространились по всему миру и конечно же попало в Рим.

Эпоха эллинизма (323-146 до н.э.) – время упадка Древней Греции. Время сложное для античной культуры. Эпоха эллизма – период деградации. Нескончаемые войны Александра Македонского вкупе с ослаблением централизованной власти привело к деградации во многих сферах от армии до науки и искусства. Александром была создана огромная империя, простиравшаяся до Инда. Империя просуществовала недолго. Александр Македонский был убит. Военоначальники поделили между собой территорию империи. Образовалось несколько монархий.

В эллинистический период греческая скульптура распространяется по обширной территории. Стремление вельмож украсить свой быт, обилие заказов художникам определили массовый поток скульптуры. Но в основном это было только тиражирование прекрасных оригиналов классики. Вновь же создаваемые образы были лишены гармонии, что выражалось в перегруженности их деталями, вычурности, излишней пышности.

Культура Древнего Рима

Рим появился около 1000 года до нашей эры. Началось все с появления на территории Рима племен латинов. Уже в 7 веке до нашей эры Рим стал конгломератом поселений и попал под власть этруссков. Культура Древнего Рима делится на четыре периода представленные ниже.

Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности. Смотреть фото Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности. Смотреть картинку Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности. Картинка про Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности. Фото Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности

Периоды культуры Древнего Рима

Первый период культуры Древнего Рима получил название этрусский, так как в рамках античной культуры он простирался от VIII в. до н. э., с момента основания «Вечного города», утверждения этрусской династии, принятия закона XII таблиц, и до Ш в. до н. э., завершения борьбы патрициев и плебеев и завоевания Римом всей Италии. Достижения данного периода выражены в правовом поле и в архитектуре.

Более интересным с точки зрения изучения античной культуры является период царства. Именно в этот период у римлян появился свой алфавит.

Позднее у римлян большое распространение получила скульптура. Считается, что одно время в Риме было больше скульптур чем жителей. В отличии от скульптуры Древней Греции, в Риме скульпторы меняют сюжеты и усиливают мифологическую трактовку образов. Пластика обнаженной натуры отличается от греческой.

С развитием Древнего Рима растут и его аппетиты. Первой фазой римских завоеваний стала экспансия Апенинского полуострова. Был повержен Карфаген. Первая и вторая Пунические войны превратили Рим в мощную державу.

Рим развивал различные виды искусства. Так, римские писатели создали в литературе новый жанр – жанр романа. Под влиянием греческой литературы, римская литература выпустила на свет целую плеяду драматургов и поэтов. В числе самых известных можно смело назвать Плавта и Теренция, чьи комедии сохранились до наших дней. Ливий Андроник, один из первых римских поэтов, перевел на латынь «Одиссею» Гомера. Среди поэтов этого времени наиболее известным является Луцилий. Он писал стихи на бытовые темы, осмеивал страсть к роскоши.

Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности. Смотреть фото Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности. Смотреть картинку Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности. Картинка про Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности. Фото Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности

Ливий Андроник. Портрет

После того, как римское государство из республики стало империей, литература изменилась. Все это было обусловлено серьезными историческими изменениями. Так в 1 веке до нашей эры император Август уже владел большей частью Азии, Сирией и Египтом. Правление Августа часто называют «золотым веком». Он считал что правитель обязан покровительствовать искусству. Сам император оказывал поддержку и восхищался Горацием, Вергилием. Он покровительствовал Титу Ливию. Его примеры следовала римская знать. Отдельно следует остановиться на фигуре Вергилия авторе «Энеиды». Именно он предрек рождение младенца, который вернет людям золотой век. Христианские богословы нарекли Вергилия пророком.

Произведения Вергилия изучали в эпоху Ренессанса. Данте Алигьери в «Божественной комедии» показал Вергилия в роли своего провожатого по адским уровням.

Римские зодчие оставили после себя прекрасные памятники архитектуры. В числе величайших творений архитектуры Древнего Рима прочно занял место Колизей. Его строительство велось на протяжении восьми лет, как коллективное сооружение императоров династии Флавиев. Его начали строить в 72 году н. э. при императоре Веспасиане, а в 80 году н. э. амфитеатр был освящён императором Титом. Амфитеатр расположился на том месте, где был пруд, относившийся к Золотому дому Нерона.

Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности. Смотреть фото Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности. Смотреть картинку Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности. Картинка про Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности. Фото Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности

Падение Римской Империи сопровождалось бурным развитием культуры и искусства. Однако искусства приобретало все более вычурные формы. Золотой век Римской Империи закончился на смерти Марка Аврелия.

Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности. Смотреть фото Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности. Смотреть картинку Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности. Картинка про Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности. Фото Что было характерно во взглядах на культуру в эпоху античности

Марк Аврелий был выдающимся философом. Он оставил трон вспыльчивому сыну Коммоду. Именно его убийство вследствие заговора и привело к началу гражданской войны в Римской Империи. За время воин и междоусобиц влияние Римской Империи стало снижаться, культура и искусство приходить в упадок.

Император Диаклетан (284-305) разделил Римскую Империю на части. В каждой их них был свой император. При этом Рим, будучи столицей, перестал быть резиденцией императора. Это отрицательно сказалось на искусстве и поэзии.

Император Константин принял христианство и на месте Византии выстроил новый город – Константинополь и в 330 году нашей эры перенес туда столицу. После смерти Императора на христиан начались гонения. Однако христианство быстро распространялось по трритории Римской Империи. Именно благодаря христианству возникло новое государство Византия со столицей Константинополь, которое просуществовало еще 1000 лет.

Источник

Лекция 16. Культура античности

Лекция 16. Культура античности

1. Культура античности

Культуру Древней Греции и Древнего Рима принято называть античной культурой. Культура Древней Греции делится на 5 периодов: эгейский или крито-микенский период, гомеровский период, архаический, классический, эллинистический. Наибольшего расцвета культура Древней Греции достигла в классический период. Первые три периода очень часто объединяют в докласси-ческий период. Термин «античность» появился в эпоху Возрождения. Он был придуман гуманистами для определения греко-римской культуры, которая была древнейшей в то время. «Античный» означает «древний» (от лат. antiguus).

Многие достижения древнегреческой культуры легли в основу последующей европейской культуры. Древние греки создали науку, которую многие исследователи называют «мышлением по способу греков».

В Греции появилась первая философская система под названием «натурфилософия». Для нее характерны материализм и поиск объективных закономерностей: Фалес (624–546 гг. до н. э.) считал первоосновой всех вещей воду, Анаксимен (около 585–525 гг. до н. э.) – воздух, Анаксимандр (около 611–546 гг. до н. э.) – апейрон.

Среди выдающихся личностей Греции можно назвать следующих: драматурги – Эсхил, Софокл, Еврипид; историки – Геродот, Фукидид; философы – Демокрит, Платон, Аристотель.

В Греции возник новый вид искусства – драматический театр. В литературном искусстве возникли новые жанры – комедия и трагедия.

Историю Древнего Рима делят на три основных периода: царский, республиканский и период империи. Наиболее сильным периодом в плане культурных достижений был последний период – период империи. Больших успехов достигли в Риме просвещение и наука, в особенности система образования, которая состояла из трех ступеней – начального образования, школы риторики и школы грамматики.

Наиболее древние цивилизации на территории Греции – это цивилизации Крита и Микен. Этот период датируется вв. до н. э. Рассмотрим эти цивилизации поподробнее, т. к. они были истоками позднее возникшей греческой цивилизации.

Культура Крита, или минойская культура, дошла до нас как остатки дворцовых сооружений на острове Крит. Одним из наиболее крупных и хорошо изученных сооружений был Дворцовый комплекс в Кноссе. Это здание построено по принципу лабиринта. Легендарный миф о Минотавре находит здесь прямое отображение. На Крите не существовало храмов. Для молитв и совершения других религиозных церемоний использовались отдельные комнаты. На фресках очень часто изображались сцены с быками. На Крите был очень распространен культ бога-быка. В его образе изображались разрушительные силы природы. Дворец одновременно выполнял функции административного, хозяйственного и религиозного центров. Что характерно для минойской культуры, дворец не был обнесен оборонительной стеной.

Это обусловлено располагающимися вокруг острова морскими просторами.

Культура ахейской Греции. Иначе культуру этого периода называют микенской культурой. Отличительной чертой этой культуры было своеобразное отношение к защищенности того или иного объекта. Дворцы возводились всегда на неприступных просторах или на вершине гор.

XII в. до н. э. явился переломным в истории народов, проживающих на берегах Эгейского моря. Ахейские города гибнут от нашествия дорийских племен. Это время развития Греции гомеровского периода. Формируется новый тип культуры в целом и художественной культуры в частности.

Эта эпоха отмечена появлением произведений Гомера – «Илиады» и «Одиссеи». Греция вступает из бронзового века в железный. Строгий арифметический расчет воплощает идею, которая позднее воплощается в строгую систему чисел, расчетов, теорий. Развивается мелкая пластика – терракотовые, костяные и бронзовые статуэтки изображают животных, сцены из жизни и быта воинов, героев.

Начинает развиваться монументальная скульптура. Скульпторы ищут возможности живого и свободного изображения человеческого тела.

3. Эпоха архаики и ее культурные достижения

Архаический период датируется VIII–VI вв. до н. э. В это время возникла греческая лирика. Одним из первых лириков был Архилох. После произведений Гомера появляется ряд новых поэм в гомеровском стиле.

Появляется произведение Гесиода «Труды и дни». Широкую известность приобрело творчество Сапфо.

В VII в. появляются постройки из камня. В своем большинстве это были храмы. Греки считали храм жилищем Бога и уподобляли его главному помещению царского дворца. В процессе формирования греческой культуры сформировались три направления: дорическое, ионическое и коринфское.

Дорическое преимущественно было распространено на Пелопоннесе и отличается простотой форм и суровостью. Ионическое направление символизирует легкость, стройность, декоративность.

Коринфское направление – это утонченность. Каждому из этих направлений соответствовал свой ордер. Наиболее известные храмы периода архаики – это храм Аполлона в Коринфе и Геры в Пестуме.

В скульптуре этого периода преобладало изображение человека. Греки пытались вычислить правильные формы человеческого тела. Обозначаются два основных направления в скульптуре – куросы и коры.

Курос – это изображение юноши. Одна нога немного впереди, волосы волнистые, спадающие на плечи. Взгляд устремлен вперед. Атлетическое тело прикрывала лишь небольшая повязка на бедрах. Кора олицетворяла девушку. Взгляд строго перед собой, глаза широко раскрыты. На лице обязательно улыбка, которая получила название архаической.

В этот период начинает развиваться керамика. Преобладали в основном два направления: краснофигурная вазопись и черно-фигурная вазопись. Сначала господствовала чернофигурная вазопись.

На желтом фоне изображались фигуры черным лаком. Вазо-писцы вырабатывали навыки, которые позволяли им передавать движение и изображать бытовые сцены. Геометрический знак-символ заменяется наглядным художественным образом. Изображения Ахилла и Аякса, Диониса и Геракла украшают вазы.

Однако черные силуэты фигур не могли в достаточной мере передать объем и пространство, и силуэтная чернофигурная роспись сменилась краснофигурным стилем.

В ней черным лаком покрывался фон, а фигуры людей сохраняли красный цвет глины. На таком фоне легче изображать фигуры людей, передавать пространство и повороты.

Обобщением знаний об окружающем мире стала философия. Основателем милецкой школы был Фалес. Он считал первоосновой мира воду, из которой все возникает и в которую все превращается.

Пифагор – философ и математик – основал философскую школу в Южной Италии. По его теории мир состоит из числовых отношений, установленного ряда количественных соотношений.

4. Классический период

Хронологические рамки этого периода – 480–323 гг. до н. э. Это время покорения Александром Македонским обширнейших областей. В мировоззрении греков наметился новый подход к восприятию внешнего мира и новых форм его художественного выражения. Греческой культуре был не свойственен узкий профессионализм. Больших успехов достигли математика, астрономия, скульптура, живопись. В этот период развивается драматургия. Возникновение греческого театра было связано с культом Диониса – бога виноделия. Актеры выступали в козлиных шкурах, и поэтому этот жанр назвали «трагедия». Известными драматургами этого времени были Эсхил, Софокл, Еврипид. Из прозаических жанров процветала риторика. В трагедии получило наиболее полное выражение такое понятие, как катарсис (от греч. «очищение»): облагораживание людей, освобождение души от «скверны» или болезненных аффектов.

Из философских проблем на первый план выдвигалась проблема места человека в мире. Также затрагивались и другие философские проблемы, например проблема бытия или первоосновы мира.

Афины V в. поражают своей размашистостью монументального строительства. Были воздвигнуты Парфенон, Пропилеи, храм Афины Победительницы. Создателям Парфенона Иктину и Калликрату удалось достичь подлинной гармонии и совершенства. Акрополь возвышался над городом и символизировал свободу демократического государства. Образцом классического совершенства стала скульптура этого периода. Идеал человеческой личности воплощен скульптором Фидием в статуях Афины Пар-фенос и Зевса Олимпийского. Современниками Фидия были Мирон – автор статуи «Дискобол» – и Поликлет, создатель статуи «Канон», где человек изображен таким, каким он должен быть в реальной жизни. Новые традиции в искусстве пронизывают практически все области и отрасли. Эрехтейон (конец V в.) построен немного в ином стиле. Он сложен и асимметричен, его нужно обойти кругом, чтобы воспринять его архитектурные формы. Меняются требования, предъявляемые к скульптуре, что выразилось в творчестве Праксителя, Скопаса и Лисиппа. Скульптуры Праксителя «Гермес с младенцем Дионисом» и «Афина Книдская» отвечают прежде всего эстетическим потребностям. Они являются носителями утонченной красоты и изящества. В образах Скопаса выражается новое отношение греков к миру, утрата его ясности и гармонии.

Человек стал остро ощущать трагические конфликты. Раздробленность греческих городов привела во второй половине IV в. к завоеванию их Македонией.

Художники этого времени стали всецело зависеть от частных заказов. Придворным мастером Александра Македонского был Лисипп.

Он разработал новый канон искусства, который в полной мере воплотился в скульптуре «Апоксиомен».

Новыми стали пропорции человеческого тела. Лисипп показывает человека возбужденного неудачной борьбой и уставшего от нее. И то и другое состояние получает право на пластическое выражение.

Особенностью греческой культуры становится состязательный характер. Греческий агон – борьба, состязание – олицетворял характерные черты свободного грека. Наиболее ярким выражением античного агона стали олимпийские игры. В греческом агоне берет свое начало диалектика – умение вести борьбу.

5. Эллинская культура

Временные рамки этого периода – вторая половина IV – середина I вв. до н. э. Этот период связан с развитием всех художественных форм, связанных с религией, наукой, техникой, философией. Границы мировоззрения греков меняются на более обширные. Во многом это было связано с завоеваниями греков. Полис потерял ту значимость, которую имел некоторое время назад. Мир необходимо было познать, понять и выразить его в художественных формах.

Развивается архитектура. Во многом это было связано со стремлением правителей показать свою мощь и превосходство. Строятся библиотеки, бани, стадионы, палестры, булевтерии.

Появляются такие знаменитые сооружения, как Фаросский маяк в Александрии и Башня ветров в Афинах.

Расцветают такие виды искусства, как мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика. Художники перестали любоваться величественной красотой человеческого тела.

Теперь стали изображаться и дряхлые старики, и малые дети. Художники стремились передать чисто человеческие чувства в художественных формах. Таков Лаоокоон скульпторов Агесанд-ра, Полидора, Афинадора. Этот сюжет был взят из «Илиады» Гомера. В области скульптуры можно выделить три школы: Родосская школа (Лаокоон, Фарнезский бык); Пергамская школа (скульптурный фриз алтаря Зевса и Афины в Пергаме); Александрийская школа (образ богини Афродиты).

Этот период стал завершающим в развитии Греции. Древнегреческая культура оказала огромное влияние на формирование дальнейшей культуры Европы.

6. Культура Древнего Рима

С конца I в. до н. э. ведущее значение в античном мире приобретает римское искусство. Культура Древнего Рима очень многое переняла из культуры и искусства Древней Греции. Художественная культура Рима отличалась большим разнообразием и пестротой форм. Римское искусство сложилось на основе самобытной культуры местных племен. Но основным было влияние греческой культуры.

Историю Древнего Рима принято делить на три периода: царский, республиканский и период империи.

В римском искусстве ведущую роль играла архитектура. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества. Преимущественно они строили общественные здания, рассчитанные на огромное количество людей. Римляне ввели инженерные сооружения – акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости – как архитектурные объекты в городских и сельских ансамблях.

Римская культура приобрела очень отличительную черту – возвеличивание императора, императорской власти.

Отсюда масштабные преувеличения, громадные размеры.

Римляне разработали исторический и бытовой рельефы, которые составляли большую часть архитектурного декора.

Лучшим наследием римской скульптуры был портрет. Римляне внесли много нового в этот жанр. Они изучали лицо отдельного человека в его неповторимости.

Римские портреты исторически зафиксировали изменения внешнего облика людей, их нравов и идеалов.

Гражданские идеалы республиканской поры воплощены в монументальных портретах в рост – статуях Тогатуса. Широко известна статуя «Оратор».

В конце I в. до н. э. Римское государство из аристократической республики превратилось в империю.

С этим временем связаны имена архитектора Витрувия, историка Тита Ливия, поэтов Вергилия, Овидия, Горация. Самое гигантское римское сооружение Колизей, место гладиаторских боев и грандиозных зрелищ.

Стены Колизея разделены на четыре яруса. С Колизеем соперничает храм Пантеон. Выстроенный Апполодором Домасским, он представляет классический образ центрально-купольного здания.

В эпоху империи получили дальнейшее развитие рельеф и круглая пластика. На Марсовом поле был возведен монументальный мраморный алтарь по случаю победы Августа в Испании и Галии.

Ведущее место в скульптуре по-прежнему занимал портрет. Во время правления Августа резко изменился характер образа, в нем отражался идеал строгой классической красоты.

Это тип нового человека, которого не знал республиканский Рим. Появились придворные парадные портреты в рост. Позднее создаются произведения жизненные и убедительные.

Стремление к индивидуализации порой достигало в своей выразительности гротеска (портрет Нерона, Марка Аврелия).

Поздний период развития портрета отмечен внешним огрублением облика и повышенной духовной экспансией. В римском искусстве возникает новая система мышления, в которой торжествовала устремленность в сферу духовного начала, характерная для средневекового искусства.

Римское искусство завершило большой период античной художественной культуры. В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную.

Однако образ римской культуры остается жить и в дальнейших эпохах. Например, римские мастера вдохновляли мастеров Возрождения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Лекция 14. Культура и социум

Лекция 14. Культура и социум 1. Культура и природаК культуре относят все рукотворное, все созданное руками человека, однако в таком представлении существуют противоречия. Такая культура как нечто надстраивающееся над природой создает эффект взаимного отчуждения этих

Лекция 18. Культура Европы

Лекция 18. Культура Европы 1. Культура ВизантииКультура Византии – уникальное явление в истории европейской культуры. Эта культура возникла в государстве, которое официально существовало с IV в. по середину XV в. со столицей Константинополем после раздела Римской империи

Лекция 19. Культура России IX–XIX вв

Лекция 19. Культура России IX–XIX вв 1. Культура Древней РусиНаиболее важным этапом в развитии культуры Древней Руси является новгородский период, относящийся к середине VIII в. К 862 г. относится начало правления в Новгороде Рюрика, основателя династии Рюриковичей.Еще

Лекция 20. Культура советского государства

Лекция 20. Культура советского государства 1. Специфика культуры в России послереволюционного периодаОдин из наиболее неоднозначных периодов в развитии русской культуры – это период послереволюционной культуры. Негативные черты этого времени:1) разрушение и

ЛЕКЦИЯ № 4. Культура в ее историческом развитии

ЛЕКЦИЯ № 4. Культура в ее историческом развитии Развитие культуры сопровождалось становлением ее самосознания. Мыслители всегда стремились понять и осмыслить явления культуры. Этот процесс и есть становление культурологии.Современная культурология не просто сводит в

ЛЕКЦИЯ № 6. Культура и природа

ЛЕКЦИЯ № 6. Культура и природа Различие между природой и культурой – это различие между плодами материального мира и продуктами человеческой деятельности. Одностороннее подчеркивание этого различия приводит к дуалистическому взгляду на мир. В свою очередь, это

ЛЕКЦИЯ № 10. Культура как творчество

ЛЕКЦИЯ № 10. Культура как творчество 1. Психологические основы творческой деятельности В качестве внутренней группы факторов, определяющей творческую активность, выступает личностно-психическая культура человека: установки, мотивы, запросы, интересы, т. е. то, что

ЛЕКЦИЯ № 11. Массовая и элитарная культура

ЛЕКЦИЯ № 11. Массовая и элитарная культура В рамках определенной исторической эпохи всегда существовали различные культуры: интернациональная и национальная, светская и религиозная, взрослая и молодежная, западная и восточная. В современном обществе огромное значение

5. Мифический богочеловек у Вагнера и в античности

5. Мифический богочеловек у Вагнера и в античности Как уже многократно говорилось в предыдущих главах, к мифической проекции человеческой истории на сферу нуминозного относится и то, что божественные силы принимают человеческий облик. Так, Зигфрид является «мыслью

Человек и группа в античности

Человек и группа в античности Обзор новой зарубежной литературыВ последние годы за рубежом вышло несколько книг по истории Древних Греции и Рима, в большей или меньшей мере связанных с одной из самых существенных, как выясняется, проблем изучения античного общества.

От Античности к Средневековью: Аврелий Августин

От Античности к Средневековью: Аврелий Августин Принадлежность к социуму не есть специфика человека, но коренное отличие человеческого коллектива от стада, роя или стаи заключается в следующем: чтобы социализироваться, человек должен усвоить определенные ценности.

ЛЕКЦИЯ № 2. Культура от древних до новейших времен

ЛЕКЦИЯ № 2. Культура от древних до новейших времен 1. Смена культур В понимании теории культуры большую роль играет такой принцип, как историзм. То есть подход к изучению культуры должен быть как к явлению, развивающемуся во времени. Ведь для истории характерна такая

ЛЕКЦИЯ № 3. Культура России

ЛЕКЦИЯ № 3. Культура России 1. Культура древних славян Славяне – часть древнейшего индоевропейского этнического единства. В состав индоевропейской семьи они входят вместе с европейцами. Их история представлена в древних книгах. Например, в Библии говорится о трех

ЛЕКЦИЯ № 4. Религия и культура

ЛЕКЦИЯ № 4. Религия и культура 1. Язычество как феномен истории культуры Что такое язычество? Понятное на первый взгляд слово «язычество» имеет очень неопределенное значение. Термин имеет церковнославянские корни (от слова «языпи» – «иноземцы») и появился в эпоху

ЛЕКЦИЯ № 6. Современная культура

ЛЕКЦИЯ № 6. Современная культура 1. Особенности современной культуры Облик современной культуры заметно отличается от остальных эпох ее развития. Часть населения мира остается приверженцами традиционных культур, существуют племена, где культурное развитие находится

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *