Что было характерной чертой развития культуры во второй половине 18 века

Особенности развития культуры во второй половине XVIII века.

В конце 18 в. процесс развития русской культуры вступает в новую стадию развития. Формируется национальная культура, многовековой процесс накопления знаний входит в стадию формирования наук, складывается литературный русский язык, появляется национальная литература, увеличивается количество печатных изданий, строятся шедевры зодчества, развивается живопись и скульптура.

Особое развитие в 18 в. получили естественные науки. В 20-50 гг. 18 в. Академия наук организовала Великую Северную экспедицию для исследования северо-востока Азии, Северного Ледовитого океана, и северо-запада Америки.

В 60-80 гг. выполнено комплексное исследование севера европейской части России. Важнейшие географические открытия были сделаны С.И. Челюскиным, С.Г.Мапыгиным, братьями Лаптевыми. В. Беринг и А.И.Чириков прошли между Чукоткой и Аляской, открыв пролив между Америкой и Азией.

Во второй половине 18 в. наблюдается взлет технической мысли. И.И.Ползунов впервые разработал проект универсального парового

двигателя. И.П.Кулибин создал проект одноарочного моста через Неву, изобрел прожектор, лифт, протезы для инвалидов.

Литература этого периода представлена тремя направлениями. Классицизм представляет творчество А.П.Сумарокова (трагедия «Дмитрий Самозванец», комедия «Опекун»). В романтическом стиле пишет Н.М.Карамзин («Бедная Лиза»). Художественно-реалистическое направление представлено Д.И.Фонвизиным (комедии «бригадир» и «Недоросль»).

В 1790 г. была издана книга А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», содержавшая протест против крепостного права.

В архитектуре господствовал стиль русского барокко, отличавшийся особой роскошью. Это был сплав европейского классицизма и отечественных архитектурных традиций.

Крупнейшими зодчими этого направления были В.В.Растрелли в Петербурге и Д.В.Ухтомский в Москве. Стиль классицизма в Петербурге представляли Д.Кваренги, Н.А.Львов и Ч.Камерон. В Москве в стиле классицизма строили В.И.Баженов и М.Ф.Казаков.

Театр. Русский профессиональный театр был создан в Санкт-Петербурге Ф. Волковым. Еще по распоряжению Елизаветы Ф. Волков был вызван из Ярославля, где он основал любительскую труппу, которая пользовалась большим успехом у ярославцев. В Санкт-Петербурге театр Волкова был общедоступным и давал платные представления. Вскоре возникли национальные профессиональные театры в Москве и других городах. В них ставились пьесы Сумарокова, Хераскова, переводные пьесы, главным образом французских авторов. Большим успехом пользовались комедии Фонвизина “Бригадир” и “Недоросль”. Широкое развитие получили крепостные театры. В конце XVIII в. их насчитывалось более ста. Большую известность приобрели крепостные актеры Останкинского дворца-театра, особенно П.И. Ковалева (Жемчугова), получившая вольную и ставшая женой графа Б.П. Шереметева. Однако судьба большинства крепостных актеров была не такой счастливой. Они были полностью зависимы от капризов, настроения барина и могли быстро превратиться из актрис и актеров в скотниц и конюхов.

Источник

Русская культура во второй половине XVIII в.

Русская культура во второй половине XVIII в.

Бо?льшая часть второй половины XVIII в. пришлась на эпоху правления Екатерины II. Пожалуй, никто на российском престоле ни до, ни после Екатерины не оказал такого влияния на развитие культуры и просвещения, как она. Никогда не было в России монарха со столь широкими духовными запросами и интересами. Никогда личные пристрастия монарха не совпадали так удачно с потребностями культурного развития страны.

Развитию культуры и искусства во второй половине XVIII в. способствовали также изменения в быту дворянства после 1762 г. (указ об отмене обязательной службы дворян), позволившие значительной части дворянства проживать в своих имениях и иметь больше свободного времени для их обустройства. За короткое время вся Россия была застроена усадьбами с парками и классической архитектурой. Загородные дома знати превратились в настоящие дворцы. Останкино, Архангельское, Кусково стали настоящими центрами культуры. В зависимости от вкусов, средств и образования помещиков в таких усадьбах возникали театры, оркестры, картинные галереи. В свою очередь, дворцы столичной знати послужили для поместного дворянства примером для подражания. В интерьерах «дворянских гнезд» непременными атрибутами становятся живопись, скульптура, фарфор, библиотеки.

Следует отметить, что в абсолютистском государстве важное значение имели личные вкусы и увлечения монарха. Екатерина была для своего времени весьма образованной женщиной, с широкими культурными интересами. Увлечения императрицы, придворных кругов стимулировали развитие русской литературы, живописи, архитектуры, театра.

Образование и наука. Екатерина II восприняла новые педагогические идеи, появившиеся в это время в Европе. Суть их заключалась в том, что человеку недостаточно дать определенный набор знаний – необходимо изменить его психологию, ценностные ориентиры, нравственные основы личности, воспитать новую «породу» людей. Для этого нужно изолировать детей от испорченного мира взрослых. Такой подход на первое место выдвигал нравственное воспитание, а не образование. Активным проводником этих идей в России стал сподвижник императрицы в развитии просвещения И.И. Бецкой. По его замыслу, в России нужно было создать сеть закрытых сословных учебных заведений, где, изолированные от дурного влияния взрослых, воспитывались бы дети в возрасте от 5 до 15 лет.

Совершенно новым явлением для России было государственное женское образование, начавшееся с открытия «Общества двухсот благородных девиц», вошедшего в историю под названием Смольного института.

К концу 70-х гг. XVIII в. стало окончательно ясно, что воспитать новую породу людей, изолировав их от общества, невозможно, хотя бы потому, что их воспитывали люди, сами выросшие в иных условиях. Тогда Екатерина решила пойти по иному пути. Для нее вопросы воспитания уходят на второй план, и центральными становятся вопросы образования. В 1782 г. создается комиссия об учреждении в России системы училищ. Выработанный план устройства системы народного образования в 1786 г. был утвержден Екатериной. Этот год считается началом народного образования в России. С этого времени медленно, с большими трудностями происходит рост числа учащихся и учителей средних школ.

Развитие науки в середине XVIII в. неразрывно связано с именем М.В. Ломоносова. Он был первым русским профессором – членом академии наук. Его отличала широта и универсальность научных интересов: физика, химия, минералогия, география, история, языкознание. Современником Ломоносова был В.Н. Татищев, выдающийся русский историк, автор пятитомной «Истории Российской с самых древнейших времен». Его труд был первым опытом написания истории России на основе первоисточников.

Литература. С появлением в конце 60-х гг. XVIII в. сатирического журнала «Всякая всячина», основанного с участием Екатерины, на короткое время возникает около 20 подобных журналов. Самым известным из них был «Трутень» Н.И. Новикова, ведший полемику со «Всякой всячиной». Во второй половине XVIII в. Н.И. Новиков сделал многое для распространения просвещения, грамотности, знаний в России. Его активная издательская деятельность способствовала выпуску сотен переводных и оригинальных сочинений. Хрестоматийными стали имена поэта Г.Р. Державина и драматурга Д.И. Фонвизина. Державин считался первым русским поэтом не только в екатерининское время, но и в первое десятилетие ХIХ в. В комедиях Фонвизина «Бригадир» и «Недоросль» впервые показан настоящий русский быт, они написаны на живом языке.

Следует отметить, что идеалы просвещения, пропагандируемые абсолютизмом, литературой, находились в остром противоречии с крепостнической действительностью России. У радикально мыслящих людей это вызывало неприятие существующих порядков. Протестом против крепостного права стала книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», которая была конфискована властями, а автор сослан в Сибирь.

Живопись. По сравнению с предыдущей эпохой живопись второй половины XVIII в. отличалась значительным разнообразием и полнотой. В первую очередь это связано с основанием еще при Елизавете Академии художеств. Появляются новые жанры – отечественная историческая картина, пейзаж, бытовой жанр; расцвета достигает портретная живопись. Стимулировал развитие живописи интерес Екатерины и придворных кругов к изобразительному искусству. Обогащаются царские собрания (Екатериной основан Эрмитаж), возникают великолепные фамильные коллекции Шереметевых, Голицыных, Строгановых.

Классицизм в изобразительном искусстве нашел отражение прежде всего в исторической теме. Наиболее известные художники этого направления – А.П. Лосенко и Г.И. Угрюмов. Самые крупные достижения русской живописи этого времени связаны с искусством портрета (Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Значительное развитие портретная живопись получает и в провинции (самый известный из провинциальных художников – Г. Островский). В конце века в России складывается направление пейзажной живописи города (Ф.Н. Алексеев) и природы (С.Ф. Щедрин). Большую известность приобрели скульптурные работы Ф.И. Шубина.

Архитектура. В 60-е гг. XVIII в. в архитектуре на смену барокко приходит классицизм, или, как его называли современники, «просвещенный стиль». Основные художественные особенности архитектуры классицизма связаны с изучением и переосмыслением наследия античности. Русский классицизм в архитектуре по сравнению с барокко отличался строгостью, стройностью, симметричностью, целым рядом элементов античной архитектуры (колонны, портики, фронтоны), использованием русской традиции (ярусность, убывающая вверх масса).

Основное внимание власти по-прежнему уделяли архитектурному убранству столицы империи. Облик современного центра Санкт-Петербурга во многом определился в то время: в гранит оделись набережные Невы, были построены здания Академии художеств и Академии наук, Мраморный и Таврический дворцы, «Новая Голландия» с ее монументальной аркой. Рядом с Зимним дворцом встали здания Малого и Старого Эрмитажа, Эрмитажного театра.

Выдающимся архитектором классического стиля был И.Е. Старов. Он является автором проектов Таврического дворца и Троицкого собора в Александро-Невской лавре. Таврический дворец послужил образцом для огромного количества помещичьих усадеб конца XVIII – начала ХIХ в. Другое великолепное произведение архитектуры классицизма – Дом Пашкова в Москве (арх. В.И. Баженова).

С выходом России к Черному морю и освоением приобретенных земель проектировались и строились города в Новороссии: Одесса, Николаев, Херсон, Севастополь, Екатеринослав. В отличие от регулярной застройки петровского времени, строительство новых городов основывалось на принципах классицизма, с учетом южнорусского ландшафта.

Театр. Русский профессиональный театр был создан в Санкт-Петербурге Ф. Волковым. Еще по распоряжению Елизаветы Ф. Волков был вызван из Ярославля, где он основал любительскую труппу, которая пользовалась большим успехом у ярославцев. В Санкт-Петербурге театр Волкова был общедоступным и давал платные представления. Вскоре возникли национальные профессиональные театры в Москве и других городах. В них ставились пьесы Сумарокова, Хераскова, переводные пьесы, главным образом французских авторов. Большим успехом пользовались комедии Фонвизина «Бригадир» и «Недоросль». Широкое развитие получили крепостные театры. В конце XVIII в. их насчитывалось более ста. Большую известность приобрели крепостные актеры Останкинского дворца-театра, особенно П.И. Ковалева (Жемчугова), получившая вольную и ставшая женой графа Б.П. Шереметева. Однако судьба большинства крепостных актеров была не такой счастливой. Они были полностью зависимы от капризов, настроения барина и могли быстро превратиться из актрис и актеров в скотниц и конюхов.

Русская культура во второй половине XVIII в. сделала резкий рывок. Именно в это время в России были открыты первый университет, профессиональный русский театр, Публичная библиотека, Академия художеств; создана система среднего образования; сформировалась духовная культура русского народа.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Русская культура в первой половине XIX в.

Русская культура в первой половине XIX в. Первая половина XIX в. была отмечена значительным прогрессом русской культуры, сопровождавшимся развитием просвещения, науки, литературы и искусства. В нем отразились и рост самосознания народа, и новые демократические начала,

Глава III. Русская конница во второй половине XVIII столетия[93]

Глава III. Русская конница во второй половине XVIII столетия[93] Петр Великий привел свою конницу в очень хорошее состояние, но и после него не перестают делать в ней разные изменения и улучшения сообразно с понятиями времени. Так, при Елизавете Петровне было введено

15. Русская культура XVIII в

15. Русская культура XVIII в В XVIII в. развитие русской культуры было обусловлено коренными социально-экономическими реформами Петра I.В 1725 г. появилась Академия наук в Петербурге, при ней университет и гимназия. В 1755 г. И. И. Шувалов и М. В. Ломоносов основали Московский

Глава I. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ В XVIII И ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в

Глава I. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ В XVIII И ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в Русская культура XIX и начала XX в. имеет всемирное значение. Следует отметить, что национальная культура приобретает известность во всем мире только тогда, когда ценности, развитые в ней, становятся достоянием всего

§ 16. Русская культура в первой половине XIX в.

§ 16. Русская культура в первой половине XIX в. Первая половина XIX в. была отмечена значительным прогрессом русской культуры, сопровождавшимся развитием просвещения, науки, литературы и искусства. В нем отразились и рост самосознания народа, и новые демократические начала,

Русская культура в первой половине XVIII в.

Русская культура в первой половине XVIII в. Процесс обмирщения культуры, начавшийся в предыдущем столетии, в течение первой половины XVIII в. приводит к преобладанию светского начала, разрыву с традициями изоляционизма, характерными для предшествующего времени. Решающее

Русская культура в первой половине XIX в.

Русская культура в первой половине XIX в. Развитие культуры неразрывно связано с жизнью страны. В первой половине ХIХ в., как, впрочем, и на всем его протяжении, развитие отечественной культуры во многом было обусловлено, с одной стороны, борьбой между старыми порядками и тем

Русская культура во второй половине XIX в.

Русская культура во второй половине XIX в. Отмена крепостного права, другие реформы 60—70-х гг. XIX в. привели к серьезным изменениям в социальной, экономической и политической жизни страны. Противоборство революционеров и самодержавия оказывало определенное влияние на

39. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVIII в.

39. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVIII в. XVIII в. занимает важное место в истории русской культуры. Определяющим в ее развитии становится светское направление.Создается система общего и специального образования, открывается Академия наук (1725), Московский университет (1755), возникают

Глава 22. Русская кавалерия во второй половине XVIII века

Глава 22. Русская кавалерия во второй половине XVIII века Петр I Великий поставил свою кавалерию на весьма эффективное основание, однако, тем не менее, и впоследствии делались разнообразные улучшения, чтобы продолжать соответствовать идеям времени.Во времена Елизаветы

Питомцы императрицы. Призрение детей и юношества во второй половине XVIII – второй половине XIX вв.

Питомцы императрицы. Призрение детей и юношества во второй половине XVIII – второй половине XIX вв. Важнейшим направлением работы благотворительных ведомств под покровительством дома Романовых было призрение детей и юношества. Для учреждений императрицы Марии это

Источник

Культура России во второй половине XVIII века

Образование

Первой попыткой создания в России высшего учебного заведения было открытие в 1725 году Академического университета. К сожалению, просуществовал первый российский ВУЗ недолго и был закрыт в конце XVIII века, но его появление стало первым шагом на пути к становлению университетской традиции и уже 26 апреля 1755 года прошли первые лекции в «Императорском Московском университете», проект об утверждении которого был подписан 12 января того же года.

Спустя два года, в ноябре 1757, Сенат принял решение учредить в Санкт-Петербурге Академию художеств, ранее существовавшую как часть Академии наук. Изначально, «Академия трёх знатнейших художеств» числилась при Московском университете и была отделена от него только в марте 1763 года.

В 1786 указом Екатерины II была реформирована система среднего образования. Был подписан «Устав народным училищам в Российской империи» по которому:
1. В каждом губернском городе должно было существовать одно главное народное училище, с четырьмя классами образования. В них должны были изучаться:
1-й класс: чтение, письмо, начала христианского закона, священная история, добронравие;
2-й класс: добавляются чтение катехизиса, арифметика, рисование;
3-й класс: добавляются изъяснения Евангельских текстов, всеобщая история, всеобщая география, география России;
4-й класс: добавляются основы геометрии, механики, физики, естественной истории, архитектуры и черчения.
2. В уездных городах должны были быть открыты малые училища, с двумя классами образования.
3. В губернских училищах должны иметь возможность проходить подготовку учителя для малых училищ.
4. Кроме основных предметов должны были преподаваться латынь и языки, полезные для местного населения.
Прием в училища осуществлялся дважды в год. Девочки и мальчики обучались совместно, учебный день длился около 10 часов (с 8 до 18) с трехчасовым перерывом.

Реформа реализовывалась, хотя и не столь гладко, как выглядела на бумаге, из-за нехватки финансов и кадров. Но процесс был начат и уже в XIX веке прошла следующая чреда реформ и улучшений.

Наука

Говоря о русской науке того времени первыми в голову приходят два имени: И. П. Кулибин (1735-1818) и, конечно, М. В. Ломоносов (1711-1765).

Михаил Васильевич Ломоносов, в это время уже профессор химии, добившийся в 1748 году постройки и оснащения по собственным чертежам химической лаборатории, в 1755 принимал активное участие в открытии Московского университета.

Спустя год, в процессе проведения опытов, он обосновал закон сохранения вещества. В 1758 году он стал главой Географического департамента Академии наук, в 1760 опубликовал труд «Рассуждение о твердости и жидкости тел», содержащий в себе важные аспекты принципов сохранения энергии и массы.

В 1761 году он проводил астрономические наблюдения и высказал мнение о наличии атмосферы у Венеры. И это лишь основные его открытия и достижения тех лет.

Иван Петрович Кулибин, выходец из мещан, чье имя стало нарицательным, был выдающимся механиком-изобретателем.
В 1764—1767 годах Кулибиным была изготовлена и преподнесена в подарок императрице новаторская модель карманных часов, с часовым боем, воспроизведением музыки и миниатюрным механическим театром.

В 1769 году Кулибин был назначен заведующим механической мастерской Академии наук.

В 1791 был в первый раз применен на практике его, так и не пошедший, к сожалению, в массовое производство, протез ноги. В 1793 году он создал в Зимнем дворце винтовой лифт-кресло по заказу Екатерины II.

Помимо этого, Кулибин активно занимался разработкой чертежей мостов через Неву и Волгу (проекты не были реализованы) и оптическими приборами, представив в 1779 году сходную с современными модель прожектора.

Наука не заканчивалась на Ломоносове и Кулибине.

В 1759 году И. А. Браун (1712—1768) впервые в истории добился искусственного затвердевания ртути и вместе с Ломоносовым определил температуру ее затвердевания.

В 1763-1766 И.И. Ползунов (1728-1766) проектирует и создает первый в мире двухцилиндровый паровой двигатель и первую в стране паровую машину.

За период с 1768 по 1778 вышел ряд фундаментальных трудов Л. Эйлера (1707-1783), посвященных алгебре, тригонометрии и физики, оказавших колоссальное влияние на их дальнейшее развитие. В числе этих работ: «Универсальная арифметика» (1768-70), «Интегральное исчисление» (1768-70), «Диоптрика» (1769-71), «Новая теория движения Луны» (1772) и «Всеобщая сферическая тригонометрия» (1779).
Были проведены две астрономические экспедиции, в 1761 и 1769 годах, для наблюдения за прохождением Венеры по диску Солнца.
Еще одной вехой в астрономии было то, что друг и ученик Л. Эйлера, А.И. Лексель (1740—1784) вычислил, что открытое в 1781 У. Гершелем небесное тело является планетой и что за ним, вероятно, находится еще один крупный объект. Этими телами были Уран и Нептун.

В 1785 году Т. Е. Ловиц (1757-1804) открыл способность угля к адсорбции растворенных веществ.

В. М. Севергин (1765—1826) в 1798 году выявил закономерности совместного обнаружения ряда минералов в одном месторождении.
Помимо открытий в технических областях, вторая половина XVIII века была богата и на географические открытия. Активно велись исследовательские экспедиции как в стране, так и за ее пределами. Были детально изучены ряд районов Сибири, Восточно-Европейская равнина.

В 1773-1779 годах П. К. Зайков (ум. 1791) создал первую, близкую к реальной, карту Алеутских островов.

Н.Я. Озерецким (1750-1827) в 1785 году было проведено исследование Онежского озера.

В 1791 г. штурманом Д. И. Бочаровым был описан северный берег Аляски, а в 1795-1796 Е. Кожевников описал дельту р. Лены.

Литература

Для русской литературы XVIII век стал во многом поворотным. Бывшая до реформ Петра Великого изолированной, теперь она получила доступ к достижениям европейских авторов и активно этим пользовалась, перерабатывая его и создавая собственные самобытные творения.

Среди поэтов-классицистов особое место занимают М. В. Ломоносов, В. К. Тредиаковский (1703-1769) и А. П. Сумароков (1717-1777)

Активно развивается сатирический жанр, ярким представителем которого была пьеса «Недоросль» (1782), Д. И. Фонвизина (1745-1798).
Вершиной же классицизма стали работы создателя русского поэтического языка Г. Р. Державина (1743-1816)

В 1780-90 гг. на смену идущему на спад классицизму пришел сентиментализм, наполненный чувством и куда менее прямолинейный. Он воспевал нравственный идеал, природу, отодвигая разум на второй план.

Еще одним значимым образцом литературы того времени была изданная в 1790 повесть А. Н. Радищева (1749-1802) «Путешествие из Петербурга в Москву». Сентиментальное путешествие наделало шума своими меткими картинами окружающей действительности и обличением крепостного права.

Театр

В середине XVIII русский театр из смеси народного творчества, крепостных трупп и придворного театра наконец-то трансформируется в театр профессиональный.

Первый профессиональный театр, с собственным зданием, был открыт 7 января 1751 года, в Ярославле, купцом Ф. Г. Волковым (1729-1763). В 1752 его труппа была вызвана императрицей Елизаветой Петровной в Санкт-Петербург и ее указом от 30 августа 1756 года А. П. Сумарокову была поручена организация столичного театра. В том же году был открыт театр при Московском университете.

Музыка

Не меньший скачок в развитии произошел и в музыке. Популярность в описываемый период обрела опера, французская и итальянская. Получила развитие российская комическая опера и хоровые концерты.

Изобразительное искусство

На первый план выдвигается светская живопись, одним из первопроходцев которой был А.П. Антропов (1716-1795). Растет ее реалистичность. Переживает свой расцвет жанр парадного портрета в работах Д. Г. Левицкого (1735-1822). У истоков исторической живописи стоял А. П. Лосенко (1737-1773). Не уступает и портрет камерный.

В работах В.Л. Боровиковского (1757-1825) впервые появился пейзажный фон.

Получил развитие и сам пейзаж. Его родоначальниками можно назвать Ф.Я. Алексеева (1753-1824) (городской пейзаж) и С.Ф. Щедрина (1791-1830) (ландшафтный пейзаж).

В конце века выходец из крестьян М. Шибанов дал своими сценами из жизни начало бытовому жанру.

Изменяется и иконопись. Иконописцы начали работать не с доской и темперой, а с холстом и маслом. В росписи храмов все чаще проявлялся европейский стиль.

Родоначальником русской скульптуры Ф. И. Шубин (1740-1805), создавший скульптуры и бюсты Екатерины II, М. В. Ломоносова, Г. А. Потемкина и многих других. Но главную скульптуру того времени создал не он. Над ней с 1768 по 1770 трудился Э. М. Фальконе. Ставший одним их символов Санкт-Петербурга, «Медный всадник», конный памятник Петру I, был открыт в 1782 году.

Архитектура

В пышном и масштабном стиле елизаветинского барокко работали:
Ф. Б. Растрелли (1700-1771), автор, в числе прочих построек, создавший Зимний дворец в Петербурге (1754-1762) и Большой Екатерининский дворец в Царском Селе (1752-1756);
— князь Д. В. Ухтомский (1719-1774), построивший колокольню и Смоленскую церковь Троице-Сергиевой лавры (1738-1770);
С. И. Чевакинский, создавший Никольский морской собор в Санкт-Петербурге (1752-1762).
Русский классицизм более строг, прост и рационален. В этом стиле работали:
— архитектор дворцово-паркового ансамбля Царицино (1776-1786), основоположник русской псевдоготики В. И. Баженов (1737(38)-1799);
И. Е. Старов (1745-1808), построивший Троицкий собор Александро-Невской лавры (1776-1790) и Таврический дворец (1783-1789);
— перестроивший центр Москвы М.Ф. Казаков (1738-1812);
— создатель знаменитого ансамбля «Кулич и Пасха» (Свято-Троицкая церковь) (1785-1790) Н. А. Львов (1753-1803);
— автор множества построек в Царском Селе и Павловске Ч. Камерон (1745(46)-1812);
Дж. Кваренги (1744-1817) автор здания Академии наук (1783-1785), Эрмитажного театра (1783-1787) и многих других построек.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *