Что было изображено на стенах московского кремля во время войны
Что было изображено на стенах Московского Кремля во время войны?
Во время войны Кремль нужно было сохранить, в связи с этим его замаскировали.
На стенах Кремля были нарисованы фасады совершенно других зданий, даже крышу Кремля с целью маскировки перекрасили в зеленый цвет.
Кремль во время войны нужно было замаскировать, чтобы он не был виден из вражеских самолетов во время обстрелов. Поэтому для маскировки на стенах Московского кремля нарисовали фасады простых домов. Также были перекрашены в другой цвет обычно зеленые крыши Кремля и, разумеется, были погашены и укрыты его звезды.
Ответ: фасады домов.
Правильным ответом из предложенных вариантов будет- фасады домов. Во время ВОВ главной задачей у военных было спрятать Кремль от вражеской бомбардировки, чтобы его не разрушили, ведь он является историческим памятником.
Поэтому его фасады были перекрашены, какая то часть под жилые дома, а другие объекты Кремля были закрыты чехлами с имитациями. Это в свое время и спасло ценный исторический объект от разрушения.
Главной задачей была маскировка Кремля, и поэтому были разработаны и проведены мероприятия, позволяющие сделать этот важнейший объект максимально невидимым для противника.
Часть объектов была перекрашена под жилые дома, некоторые закрыты чехлами-имитациями, построены макеты «застройки» Красной площади и т.д.
Это очень известный исторический факт, когда враг был близок к подступам Москвы, Кремль пришлось замаскировать от бомбардировок, сами звезды Кремля были укрыты, а фасад Кремля разрисовали в разные художества, вид был неузнаваем и ответом станут:
Фасады домов
Про Московский кремль было задано не мало вопросов, но каждый раз находится что- то новое, факты о которых никогда не знал. Во время войны просто необходимо было Кремль замаскировать, для этой цели было решено на его стенах изобразить- Фасады домов, было сделано много для того, чтобы Кремль оставался незамеченным.
Очень интересный вопрос, который относится к истории Великой Отечественной войны и конкретно героической битве за Москву.
Все это делалось с целью маскировки символа столицы от налетов фашистской авиации.
Во время войны стояла задача сохранности Кремля, что и привело к тому, что было принято решение его «спрятать». На стенах Кремля не было изображений ни пушек, ни танков, ни портретов военачальников, и тем более карикатур немецкого агрессора. А вот изображения фасадов домов были нанесены, а основные кремлевские достопримечательности были тщательно укрыты.
Ответ: фасады домов.
С Вами всё будет хорошо, подсознание ответило вам на вопросы,которые волновали долгое время. Далеко не уезжайте в этом месяце,побудьте с близкими, они являются вашей защитой. Мира и добра вам и вашему сердцу!
Мне кажется закончиться он может только тогда, когда стороны решат выслушать друг друга и учитывая мнения обеих сторон придут к компромиссу. Основная причина войны на Украине то, что никто не хочет слышать других. Только в этой ситуации может наступить мир.
Наверное лучше всего адекватное восприятие окружающей обстановки и правильное парирование внешних и внутренних угроз..
Скажем так своевременное парирование угроз..
Ведь если заглянуть в историю, то она пронизана войнами и конфликтами: от них не возможно не спрятаться не укрыться, также как и от микробов..
Но если соблюдать гигиену, то от многих болезнетворных микроорганизмов можно не страдать..
И так же и в правильной политике: если ты силён и адекватен, то тебе не страшна ни «холодная война», ни «холодный мир», ни политические угрозы, ни экономические потрясения..
Пока укр. армия остается на территории Донбасса, она будет обстреливать города и будут гибнуть дети, взрослые и старики. Но у меня вызывает возмущение поведение родителей этих детей, которые не уехали из опасного места (неважно куда, в Россию или в Украину, это смотря по убеждениям). Мне на такой вопрос на БВ отвечали, что не у всех есть возможность уехать, но ведь Россия принимает беженцев. Пусть условия не райские, но, по крайней мере, дети бы остались живы, а это не самое ли главное?! Потом, если что-то изменится в лучшую сторону, можно было вернуться.
Как пример, расскажу, что общалась ВКонтакте с девочкой из Шахтерска, ее семья летом, когда там было опасно, уехала в Россию, и хоть жили в каком-то бараке (ей это очень не понравилось), но все остались живы и здоровы, а потом они вернулись домой, когда там все успокоилось.
даже о службе в армии в мирное время остаются :)!
время, дававшее массу адреналина (война из таких) создает на винте памяти мозга неперемещаемые и защищенные блоки памяти. стереть их невозможно.
литература? это ничто по сравнению с пережитым, хоть самому пиши, но не хочу
Чудеса маскировки: Как художники и архитекторы прятали Москву от фашистских бомбардировщиков
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Начало войны
Единственно возможным способом минимизировать риск авиаударов по важным городским объектам была их маскировка. В первую очередь нужно было «спрятать» Кремль как основную и самую заметную мишень. Уже через четыре дня после начала войны комендант Кремля Спиридонов предложил два варианта «укрытия» Москвы и Кремля. Во-первых, нужно было снять кресты и убрать блеск с куполов кремлевских соборов, а башни, стены и другие здания замаскировать под жилые дома. Второй вариант предполагал создание макетов важных объектов в столице (в том числе, фальшивого моста через Москву-реку) и целых рисованных кварталов. Все это должно было дезориентировать немецких пилотов и затруднить нахождение объектов для бомбардировки.
Во время первого налета, произошедшего через месяц после начала войны, город еще не успел тщательно замаскироваться, поэтому последствия были очень серьезными. Москву атаковали две сотни самолетов германских ВВС, использовав как зажигательные, так и фугасные бомбы.
И это не говоря о том, что во время налета погибло 130 человек.
Фальшивые заводы и кварталы
В конце июля основные работы по маскировке были закончены. Возглавил проект художник-архитектор Борис Иофан. Под его руководством город просто преобразился, и с воздуха его было действительно не узнать. Изменили свой вид городские кварталы (планировка выглядела совсем не такой, как на самом деле), а парки, которые с воздуха были наиболее заметны, выделяясь зелеными пятнами, маскировщики застроили макетами зданий и других объектов. При работе была активно использована маскировочная сетка.
Особо тщательно были «спрятаны» оборонные заводы, мосты (их выкрасили в черный цвет), нефтехранилища, водонапорные станции. Наряду с этим в разных частях города появились фальшивые предприятия с трубами, элеваторы, нефтебаза и даже фальшивый лагерь красноармейцев с палатками и фигурами бойцов. А еще были псевдоаэропорты с муляжами самолетов.
Кстати, служба маскировки, состоявшая из художников и архитекторов, получала зарплату, выделенную из городского бюджета. Краску же предоставил Наркомат химической промышленности.
Вместо Мавзолея – особняк
Кремль выглядел, как жилой квартал. Все его здания были стилизованы под более современные, купола покрыты темной краской, звезды на башнях зачехлены. На кремлевских стенах художники нарисовали окна, а зубцы укрыли фанерными листами, которые имитировали крыши домов.
В работе принимали участие военные, художники, добровольцы из горожан, а на самых высоких объектах (например, на колокольне Ивана Великого) трудились профессиональные альпинисты.
В то время, как тело Ильича было эвакуировано в Тюмень, сам Мавзолей расписали под старинный особняк. У здания усыпальницы появились фальшивые колонны и фальшивая крыша, а позади «усадьбы» возвышался «жилой дом».
Замаскированный Кремль облетели на самолете сотрудники госбезопасности во главе с майором Шпиговым и остались довольны результатом, заметив лишь, что нужно еще больше разрисовать здания, а Александровский сад замаскировать, застроив макетами и проложив фальшивые дорожки.
Кремль был «спрятан» отлично. Согласно статистике, за годы войны Москва пережила почти полторы сотни вражеских налетов, а вот Кремль подвергся бомбежке всего восемь раз.
Маскировка не спасла, но помогла
С момента первого авианалета на Москву бомбардировки города стали регулярными и, конечно же, разрушения были. Во-первых, подобная маскировка была эффективной, если только смотреть на город с определенной высоты и под определенным углом, так что нельзя сказать, что Москва и ее объекты все до одного растворились, как невидимка, в глазах немецких пилотов. Например, согласно докладам, поступавшим от кураторов маскировочных объектов, не очень хорошо сработал план с фальшивыми аэродромами, поскольку они были слишком статичны и на них не была продумана имитация «реальной жизни».
Позже, уже осенью, бомбы попадали и в Большой театр, и в здание МГУ на Моховой, а также в здания ЦК КПСС и Третьяковской галереи. Пострадали ряд предприятий, например, завод «Серп и Молот», ГПЗ им. Кагановича, «Трехгорка».
Однако маскировка города очень затрудняла для фашистов нахождение тех или иных объектов и, конечно, сбивала с толку, учитывая то, что налеты они совершали обычно в темное время суток. Вражеские летчики тратили драгоценные минуты на то, чтобы подлететь поближе к фальшивке и, покружив над ней, разобраться, реальный это объект или нет. И часто во время таких замешательств они встречали огонь советских зениток.
В итоге за период с начала первых авианалетов по апрель 1942 года в Москве пострадало лишь 19 предприятий и чуть больше 200 зданий. В масштабах ежедневных налетов и большого города это было не так и много. Разрушений оказалось во много раз меньше, чем в том случае, если бы Москву не «разрисовали».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Как в декабре 1941 года в центре Москвы нарисовали фальшивый город
Война застала жителей столицы врасплох. Утром 22 июня в Москву из Московской области приехало 20 тыс. школьников: для них устраивали праздник в Сокольническом парке культуры и отдыха. До 12 дня никто из москвичей не знал, что началась война.
Рабочие завода «Серп и Молот» слушают заявление советского правительства о начале войны.
С 25 июня в Москве было введено военное положение. Воздушные и учебно-боевые тревоги постепенно стали обычным делом. Город начал привыкать к условиям военного времени.
Первую воздушную тревогу в Москве пришлось объявить уже на третий день войны. Но в начале немецкие асы летали только на разведку. Кстати, для ориентировки шофёров в тёмное время суток на стенах в арках Спасских, Боровицких и Арсенальных ворот краской были нарисованы белые полосы.
Нельзя вывезти: спрячем!
С 29 июня по 29 июля из Москвы было эвакуировано почти 950 тыс. человек, в основном женщин и детей. К декабрю 41-го население столицы уменьшилось с 4,5 до 2,5 млн человек. Эвакуировали не только людей, но и промышленность: в сентябре-октябре из Москвы и Московской области в тыл были переведены около 500 промышленных предприятий союзного и республиканского значения.
Москва-река у Краснохолмской набережной. Эвакуация москвичей осенью 1941 года.
В ожидании эвакуационного эшелона на Казанском вокзале.
Интересные кадры. Эвакуация домашнего скота!
Первые месяцы войны выдались крайне трагическими для Советского Союза. К концу июня 1941 года, когда на фронтах сложилось крайне тяжелое положение, руководству страны стало понятно: не за горами тот день, когда вражеские самолеты появятся в небе над Москвой. Зная маниакальное желание Гитлера во чтобы, то ни стало расправиться с главной достопримечательностью города – архитектурным ансамблем Московского Кремля, советским правительством было принято решение ввиду невозможности эвакуации, принять меры по его маскировке. 26 июня 1941 года комендант Московского Кремля Николай Спиридонов направил докладную записку в Совет народных комиссаров. В документе комендант предлагал не просто замаскировать Кремль и наиболее значимые с исторической точки зрения объекты города, а создать абсолютно новый ландшафт, заставив вражескую авиацию дезориентироваться на местности. Спиридонов предлагал два наиболее очевидных варианта защиты города. Первый из них предусматривал окраску кремлевских зданий под городскую застройку, снятие крестов с окрасом в черный цвет куполов церквей и соборов. Второй более сложный вариант предполагал постройку в центре Москвы ложных городских кварталов вокруг Кремля, создание ложных мостов и иных объектов на Москве реке. Выполнять столь ответственное поручение должны были войска НКВД, строительные организации Мосгорисполкома, Управление Строительства Дворца Советов.
Авианалет на Москву
Зам. Председателя
Государственного
Комитета Обороны
“Маскировка, — писал Спиридонов, — затруднит противнику при подлете отыскание Кремля на фоне Москвы и уменьшит возможность прицельного бомбометания с пикирования по отдельным зданиям Кремля”. 14 июля был готов проект, в котором использовали элементы обоих вариантов маскировок. И уже 29 июля с самолета “Дуглас” замаскированный Кремль осмотрели советские чекисты во главе с майором госбезопасности Шпиговым и вынесли свой вердикт: “Окраска кремлевских стен и фасадов кремлевских зданий под перспективу города дает положительные результаты. Немаскированные здания (корпус №1, Большой Кремлевский дворец, Иван Великий и пр.) резко выделяются и подлежат обязательной перекраске. Резко демаскирует Кремль Александровский сад, который необходимо застроить макетами, разрезать дорогами и тем самым уничтожить однотипный массив зелени. ”
Первый авианалёт на Москву произошёл 21 июля 1941 года, но, судя по всему, он был разведывательным. Массированная бомбардировка города началась на следующий день, ровно через месяц после начала войны. В ней участвовало около 200 немецких самолётов. Совинформбюро сообщило об уничтожении 22 бомбардировщиков в ходе их первой атаки, взятые в плен немцы оценивали потери в 6-7 машин.
Руины театра Вахтангова на Арбате.
Прямое попадание авиабомбы в административное здание №4 по Старой площади. 24 октября 1941 года. Налёт более известен тем, что при бомбардировке политический деятель А.С.Щербаков получил контузию; почти у всех жителей Зарядья вылетели в домах стекла, а девушка-лётчик Люфтваффе была за выполнение задания лично награждена Гитлером.
За работу!
Но, как спрятать огромные башни, реку, многоугольник крепости Кремля? С воздуха такой объект сложно не узнать. Тем не менее, задача была решена. Если нельзя замаскировать сам Кремль, то решили видоизменить весь окружающий ландшафт города! Вокруг Александровского сада по его внешнему периметру установили декорации, имитирующие городские здания.
Кремлёвские звёзды выключили (впоследствии их закрыли деревянными щитами), замаскировали позолоченные купола при помощи декоративных мероприятий, сняли кресты. Была проведена имитационная окраска и присыпка городских кварталов на Манежной и Красной площади, на Ивановской площади в Кремле. Перекрашены фасады дома № 2 Наркомата обороны и ГУМа. Второй вариант действий предусматривал проведение объёмной имитации. Чтобы дезориентировать противника, выстраивались ложные городские кварталы с комбинацией различных макетов по типу городских зданий: в Александровском саду (по наружному контуру), на территории Красной площади, Тайницкого сада и откоса, Большого сквера в Кремле. Над Мавзолеем возвели макет городского здания, примыкающего к кремлёвскому корпусу № 1. Часть Тайницкого сада и трибуны Мавзолея перекрыли подвешенными полотнищами, раскрашенными под крыши зданий.
На кремлевских стенах надстроили фрагменты обычных домов, а на самих стенах нарисовали окна и двери городских зданий. Около Тайницкой башни Кремля соорудили ложный мост. Сложнее всего оказалось с кремлевскими звездами. Их закрыли деревянными футлярами. Территорию Кремля и кварталы вокруг него завесили полотнищами с нарисованными на них декорациями многочисленных улочек и переулков XIX века. Работа была выполнена настолько качественно, что даже коренные москвичи, попав в центр, не могли узнать родной город.
Ленин в футляре
Практически одновременно с маскировкой Кремля специальная комиссия пришла к выводу, что нужно вывозить тело Ленина из Мавзолея (хоть его и “перекрасили-переделали” под обычное городское здание). Эксперты утверждали, что даже одной бомбы хватит, чтобы сровнять усыпальницу с землей. Увозили тело вождя в Тюмень на специальном поезде. Его охрана в пути следования возлагалась на Управление коменданта Московского Кремля и на НКГБ СССР. Тело Ильича благополучно добралось до места, и там его поместили в двухэтажный каменный дом, где уже расположились прибывшие из Москвы ученые. 28 марта 1945 года в 5 утра Ленин вернулся в отремонтированный Мавзолей. А в сентябре 1945 года доступ к телу Ильича был открыт для всех желающих.
Кроме мавзолея было решено закамуфлировать: гостиницу «Москва», здание Совнаркома СССР, Библиотеку им. Ленина, театр Красной Армии, Большой театр, и излучину Москвы реки, как наиболее узнаваемые с воздуха ориентиры.Вид на Кремль с Большого Москворецкого моста. Стену и башни замаскировали под жилые дома.
Еще один кадр. На шпили Кремля натягивали чехлы, на площадь наносили специальную раскраску, создавая иллюзию жилых кварталов.
Большинство фото с сайта «Фотографии старой Москвы»
Зенитные орудия в Парке Горького.
«Небесный патруль» на Пушкинской площади.
Зенитный пулемет на крыше Дома правительства.
Зенитный расчет на улице Серафимовича.
Коллективное творчество
Надо отдать должное архитекторам и творческим работникам столицы. На создание виртуальной бутафорской Москвы были мобилизованы лучшие их представители. Для этой цели Государственный комитет обороны учредил специальную Службу маскировки при Московском Совете «из числа архитекторов и художников». В рамках данной организации над маскировкой важных объектов Москвы трудились: главный художник Большого театра Федор Федоровский, главный архитектор Метростроя и Метропроекта Алексей Демушкин, академик Борис Иофан. Мало того, при Академии Архитектуры по распоряжению правительства была создана центральная проектно-маскировочная мастерская, ее возглавил Каро Алабян. Мастерская маскировки выполнила 116 проектов по защите зданий Москвы. Декорациями были закрыты: Кремль, Центральный телеграф, оборонные заводы, нефтехранилища, водопроводные станции и городские мосты. На маскировку города выделялись огромные финансовые и человеческие ресурсы, было организовано даже специальное производство маскировочных материалов. Фанерными крышами были накрыты водоотводный канал и несколько центральных улиц. Трибуны стадиона Динамо были перекрашены, а на поле высажены деревья. Когда, маскировочные работы близились к завершению, 29 июля 1941 года чекисты, контролировавшие маскировку города, с борта самолета «Дуглас» с высоты 1000 метров в безоблачную погоду осмотрели «новую Москву». Результат превзошел самые смелые ожидания. С воздуха повсюду виднелись бесконечные несуществующие дороги и крыши, несуществующих в реальности домов.
С 21 июля 1941-го до середины 1942 года, когда закончились наиболее интенсивные бомбардировки, город пережил 95 ночных и 30 дневных налётов. В них участвовало 7202 самолёта, но к столице через истребителей, зенитный огонь и аэростаты удалось прорваться лишь 388.
Истребители патрулируют московское небо.
Аэростаты заграждения после ночного дежурства.
Аэростат воздушного заграждения на Тверском бульваре.
Калужская площадь.
Аэростаты воздушного заграждения на Большой Ордынке.
Аэростаты воздушного заграждения над Москвой.
Пятницкая улица, здание разрушено в результате авиаудара 23 июля 1941 г.
Улица Большая Полянка, дом №50, прямое попадание фугаса в здание райкома.
Сбитый фашистский бомбардировщик Ju 88. Площадь Свердлова.
От бомбёжек прячутся в метро.
Здесь же, на станции, проводят важные мероприятия. Торжественное заседание 6 ноября 1941 года, посвященное 24 годовщине Великой Октябрьской Революции.
Библиотека на м.»Курская» (Кольцевая). Конечно же, кадр чисто постановочный и пропагандистский. По воспоминаниям москвичей, переживших войну, места на станциях во время бомбежек не хватало, и большинство укрывалось в тоннелях. На станциях же были в лучшем случае женщины и дети, и то если места хватало.
В августе 41-го немцы стали сбрасывать с самолётов не только бомбы, но и листовки, чтобы подорвать моральный дух москвичей. Советские власти отвечали внушительным набором агитационных плакатов.
Москвичи изучают агитацию.
Книжный развал на Кузнецком мосту. Снимок взят из статьи Леонида Митрохина «Фотографируя русскую войну» (журнал «Наше наследие», 1988, №6). Маргарет Бурк-Уайт была единственным иностранным фотографом, который присутствовал в Москве во время нападения Германии. По возвращении в США Маргарет Бурк-Уайт выпустила книгу «Фотографируя русскую войну».
Аналогичное фото. Судя по всему, постановка.
У стенда выпусков ТАСС на Тверской.
Из воспоминаний:
«Во дворе у нас было немало полных мужчин и женщин, а через два месяца все стали поджарыми, так как была введена карточная система на продукты питания, исчезло пиво из ларьков, вокруг которых всегда толпились толстопузые мужики. Продовольственные карточки были четырех категорий: «рабочие» — самые весомые, «служащие» — похуже, «иждивенческие» — самые тощие и, наконец, «детские» — с талонами на молоко и другое детское питание».
Из воспоминаний:
«. был издан приказ об обязательном привлечении всего работоспособного населения города к устройству траншей, расчистке дворов от заборов и сараев, чердаков от мусора и т.п. — до трех часов в день, а неработающее население — до восьми часов в сутки. Освобождались только беременные и кормящие женщины, врачи и больные. За отказ от подобных работ полагался штраф от 100 до 300 рублей (порядка средней зарплаты)».
В начале июля первые отряды юношей и девушек были отправлены под Москву на строительство оборонительных сооружений. 4 июля вышло постановление ГКО «О добровольной мобилизации трудящихся Москвы и Московской области в дивизии народного ополчения». Уже к 6 июля было сформировано 12 дивизий народного ополчения, в которые вступили 170 тыс. человек.
Главная спортивная арена страны – стадион «Динамо» – превратился в центр подготовки молодых бойцов, в военный учебный лагерь. Уже 27 июня на нем начали формироваться отряды ОМСБОНа (Отдельной мотострелковой бригады особого назначения), которые затем засылались в тыл врага.
Продавщица и стоявшие в очереди женщины дружно заговорили, стали приглашать купить булочку без очереди. Продавщица дала мне не одну, как я просил, а две булочки. На мои попытки отказаться от одной и расплатиться она настояла на своем, деньги не взяла. И она, и другие женщины говорили, чтобы я набирался сил для того, чтобы бить нацистских бандитов. Уходил из магазина смущенный, с горячим желанием оправдать надежды женщин».
7 ноября 1941 года на Красной площади был проведён знаменитый парад. Он нужен был не только для демонстрации военной мощи СССР и поднятия боевого духа красноармейцев, но и для того, чтобы прекратить возникшие в городе в октября панические настроения.
Военный парад на Красной площади. Москва, 7 ноября 1941 года.
На фото видны военнослужащие с самозарядными винтовками Токарева образца 1940 года CВТ-40 в положении «на плечо». К винтовкам примкнуты клинковые однодольные штыки. За спиной солдат — ранцевое снаряжение образца 1936 года, на боку — малые пехотные лопаты.
Советские средние танки Т-34 на параде.
Фото интересно тем, что военнослужащие РККА одеты в зимние шлемы, отмененные в июле 1940 года, и вооружены старыми английскими пулемётами системы «Льюиса», (Lewis), завезёнными в Россию в 1917 году.
Из дневника москвича Л. Тимофеева, ученого-филолога:
«7 ноября
Парад закончился, и ночь прошла спокойно. Парад был, очевидно, внушителен: большие и средние танки шли даже по нашему бульвару мимо меня. С утра стоит снежная погода, метет метель, холодно. Танков было много, и они были новые. Лютик уверяет, что насчитал более 600 штук».
«Новобранцы отправляются на фронт». Маршевые роты уезжают на фронт прямо из Москвы. 1 декабря 1941 года.
Танки на Тверской.
Памятник Тимирязеву после взрыва бомбы.
Очередь в филиал Большого театра. Декабрь 1941 г.
Площадь Никитских ворот и Тверской бульвар.
Москвичи запасают дрова на зиму.
«Площадь Пречистенских (в 1941 году – Кропоткинских ) ворот. Раздача (и продажа сверх нормы) дров»
Тверской путепровод – ещё и памятник обороне Москвы. Единственный из сохранившихся довоенных мостов на Ленинградском направлении.
На Ленинградском проспекте – баррикады.
Окопы у моста Ленинградского шоссе, окраина Москвы.
Противотанковые заграждения на Калужской заставе.
На Садовом кольце, около Крымского моста, тоже баррикады.