Что было на красной площади с 1909 по 1930

По Красной площади в трамвае

Линия электрического трамвая появилась на Красной площади летом 1909 года. Скандал вспыхнул немедленно.

В начале XX века был подготовлен проект организации движения в Москве скоростных электрических вагонов (своеобразное надземное метро) по специальным эстакадам. По плану, такая эстакада должна была появиться и на Красной площади. Но городские власти не рискнули реализовать на практике столь смелый проект.

Что было на красной площади с 1909 по 1930. Смотреть фото Что было на красной площади с 1909 по 1930. Смотреть картинку Что было на красной площади с 1909 по 1930. Картинка про Что было на красной площади с 1909 по 1930. Фото Что было на красной площади с 1909 по 1930

Линия электрического трамвая появилась на Красной площади летом 1909 года. Давая разрешение на прокладку рельсов и проводов, власти города в первую очередь руководствовались практическими соображениями. Ведь в центре огромного города имелось не так много мест для организации движения общественного транспорта. Но немедленно вспыхнул скандал.

Что было на красной площади с 1909 по 1930. Смотреть фото Что было на красной площади с 1909 по 1930. Смотреть картинку Что было на красной площади с 1909 по 1930. Картинка про Что было на красной площади с 1909 по 1930. Фото Что было на красной площади с 1909 по 1930

Против движения трамваев на Красной площади резко выступили многие деятели культуры. От имени Императорского археологического общества в городскую управу было направлено письмо. Авторы негодовали, что «вид на памятник Минину и Пожарскому, на собор Василия Блаженного, на Спасские ворота и Кремль прорезывается кривыми линиями проводов и загораживается столбами», а далее требовали сообщить «кто разрешил такое вопиющее искажение замечательного памятника Москвы и всего русского народа».

Скандал дошёл до Санкт-Петербурга. Из столицы последовало повеление «разобраться». Градоначальнику Москвы Александру Адрианову пришлось созвать специальное совещание, посвящённое судьбе трамвая на Красной площади. Представители интеллигенции, включая художника Виктора Васнецова и архитектора Фёдора Шехтеля, выступали резко против. Но городской голова Николай Гучков убедил собравшихся не спешить с решением о демонтаже линии.

Что было на красной площади с 1909 по 1930. Смотреть фото Что было на красной площади с 1909 по 1930. Смотреть картинку Что было на красной площади с 1909 по 1930. Картинка про Что было на красной площади с 1909 по 1930. Фото Что было на красной площади с 1909 по 1930

Дело приняло неожиданный оборот, когда в защиту движения трамвая по Красной площади выступили коммерсанты. Владельцы лавок и магазинов из Торговых рядов составили своё ходатайство. Они уверяли, что после ликвидации рельсов вся торговля «совершенно придёт в упадок и разорит не одну сотню лиц». И добавляли любопытный аргумент: после исчезновения трамвая «те исторические памятники, которые нам так дороги, будут стоять в пустыре».

После долгих споров специальная комиссия приняла компромиссное решение: линию электрических трамваев на Красной площади оставили, но перенесли к самой кремлёвской стене.

Второй раз вопрос о ликвидации трамвайного движения по Красной площади остро встал в 1924 году. Большевики начали строительство Мавзолея для скончавшегося Владимира Ленина. Многие спрашивали: хорошо ли, что у самых стен усыпальницы «вождя мирового пролетариата», то есть там, куда все приходят скорбеть и где должна царить тишина, будут грохотать вагоны трамвая? Но в итоге рельсы разбирать не стали.

Что было на красной площади с 1909 по 1930. Смотреть фото Что было на красной площади с 1909 по 1930. Смотреть картинку Что было на красной площади с 1909 по 1930. Картинка про Что было на красной площади с 1909 по 1930. Фото Что было на красной площади с 1909 по 1930

В 1930 году движение трамваев по Красной площади всё-таки прекратилось. Но не потому, что новые власти переживали за эстетику. Красная площадь была нужна для грандиозных парадов. Поэтому в сторону перенесли даже памятник Минину и Пожарскому. А вдоль кремлёвской стены устроили некрополь с могилами видных большевиков. В этих обстоятельствах трамваи оказались совершенно не уместны.

Другие материалы из апрельского номера журнала «Дилетант»:

Источник

История Красной площади

Что было на красной площади с 1909 по 1930. Смотреть фото Что было на красной площади с 1909 по 1930. Смотреть картинку Что было на красной площади с 1909 по 1930. Картинка про Что было на красной площади с 1909 по 1930. Фото Что было на красной площади с 1909 по 1930

Что было на красной площади с 1909 по 1930. Смотреть фото Что было на красной площади с 1909 по 1930. Смотреть картинку Что было на красной площади с 1909 по 1930. Картинка про Что было на красной площади с 1909 по 1930. Фото Что было на красной площади с 1909 по 1930

Красная площадь – самая известная достопримечательность в Москве. История Красной площади началась в конце 15- го начале 16 века (ориентировочно 1493 год), когда перед стеной Кремля была расчищена полоса просматриваемого пространства, которая достигала в ширину около 240 метров. Причинами обустройства площади историки называют необходимость расширить торговые пространства Москвы, а также обеспечить безопасность важной составляющей города – Кремля.
Вначале эта площадь больше походила на рыночную, и называлась Торг, Пожар, а уже во второй половине 17 века площадь стали называть Красной, что означало красивая.
Самая распространенная версия гласит, что в 1493 году Иван III издал указ, согласно которому все деревянные постройки у стен Кремля должны быть снесены, т.к. они создавали потенциальную опасность пожаров. В результате исполнения этого приказа и появилась площадь — предшественница Красной площади. На площади развернулась мелкая торговля, а со временем стали вновь возводиться деревянные дома, которые периодически сносили. Деревянные постройки продолжали страдать от пожаров, поэтому и площадь стали называть Пожар.
Самым древним сооружением Красной площади, которое есть и сейчас, было Лобное место, которое находилось на развилке напротив Спасской кремлевской башни. Первое упоминание о нем встречается в документах 1547 года. На Лобном месте стоял деревянный помост, с которого оглашались царские указы, позже, в 1597-1598 годах, деревянный помост заменили каменным.
В начале 16 века вокруг стен Кремля был вырыт широкий ров (ширина – 36 м, глубина – 10-12 м), заполняемый водами реки Неглинной. Этот ров назвали именем архитектора Алевиза Фрязина. Через этот защитный ров от пропускных башен были переброшены мосты. В то время, к площади выходили самые главные улицы Москвы, кроме того, недалеко располагались речные пристани – это позволило площади занять место торгового центра Москвы. Когда в 1535-1538 годах была построена Китайгородская стена, то Красная площадь оказалась заключенной в границы Китай-города. После очередного пожара, случившегося в 1547 году, по веленияю Ивана Грозного вдоль восточной стороны площади были построены деревянные торговые ряды. А позже, в период правления Бориса Годунова, они были заменены на каменные. В это время на Красной площади располагались площадки для установки орудий – раскаты, на раскате возле Лобного места стояла знаменитая Царь-пушка.
В числе первых значительных архитектурных сооружений, построенных вне территории Кремля, на посаде, стал Покровский собор, возведенный в 1555-1561 годах по повелению Ивана Грозного в ознаменование победы над Крымским ханством. Существует мнение, что строительство этого храма за стенами Кремля вызвано нелюбовью царя к боярской верхушке. Покровский собор представляет собой комплекс из 9 отдельных церквей, поставленных на одном общем основании.
Переломный период в судьбе Красной площади случился в 17 веке, который был ознаменован значительными архитектурными преобразованиями. В 1624-1625 годах была сооружена Фроловская (сейчас Спасская) башня, ворота которой стали служить для торжественного выхода царствующих особ и высшего духовенства. Именно отсюда начиналось торжественное ществие из Успенского собора к собору Покрова на Рву в Вербное воскресенье. В начале Никольской улицы, примыкавшей к площади, в знак памяти об освобождении Москвы от поляков в 1637 году был построен Казанский собор. В северной части Китай-города находились Воскресенские ворота, через которые в Москву прибывали послы иноземных держав, которые останавливались на подворьях Китай-города. Красную площадь вымостили бревнами, помимо оживленной передвижной торговли, здесь появились винные погреба, кабаки, множество лавок.
В северном конце площади появились административные постройки: Сытный отдаточный двор (здесь выплачивали жалование служилым людям), с южной стороны находилась Тиунская изба (центр управления московскими церквями, занимавшийся сбором налогов и пошлин).

Новый этап преобразований

Очередная волна преобразования началась в 1679-1680 годах. В это время площадь снова расчистили от деревянных построек, деревянные церкви снесли, а их престолы перенесли в собор Покрова на Рву, была надстроена часть кремлевских башен, возведены из камня здания Земского приказа и Монетного двора. В 1702-1703 годах было построено деревянное здание общественного театра – Комедийная хоромина, которое существовало до начала 30-х годов 18 века. Когда в 1701 году над Москвой нависла угроза вторжения шведов, вдоль стен Кремля был насыпан земляной вал с бастионами, а по окончании Северной войны (1700-1721 г.г.) на Красной площади были возведены Триумфальные ворота.
Несмотря на то, что в 18 веке Москва утратила статус столицы, Красная площадь продолжала оставаться местом проведения судьбоносных событий в истории государства. Для прохождения коронации все царствующие особы по-прежнему приезжали в Москву, торжественно въезжая через Воскресенские ворота и Никольскую башню.
Продолжилось формирование Красной площади в 1780 году, когда были вновь снесены деревянные постройки, успевшие вырасти здесь последние годы, перестроены фасады Верхних торговых рядов, вдоль рва протянулись двухэтажные торговые лавки, Лобное место расчищено от построек и перенесено туда, где оно находится сейчас. Красная площадь оказалась окруженной двухэтажными строениями торговых рядов, и получила выраженное продольное направление. В 1804 году Красная площадь была вымощена булыжником.

Красная площадь после Великой отечественной войны 1812 года

Наполеоновские войска нанесли колоссальный ущерб архитектурному облику Москвы, поэтому после окончания Отечественной войны 1812 года в городе начались восстановительные работы, которые в первую очередь коснулись Кремля и Красной площади. В период с 1814 по 1815 годы по проекту архитектора О.И. Бове были восстановлены торговые ряды, торговые лавки вдоль рва снесли, а сам ров засыпали землей. Вдоль стены Кремля высадили в два ряда деревья. В 1818 году перед центральным портиком торговых рядов был установлен памятник Минину и Пожарскому. После этих преобразований Красная площадь перестала исполнять роль рынка, здесь стали проводить различные торжественные мероприятия и народные гуляния. В 1877-1883 годах здание Земского приказа было снесено, а на его месте построили исторический музей, с 1888 по 1891 годы длилось строительство новых торговых рядов (Верхних и Нижних). В 1892 году на Красной площади были установлены электрические фонари. С 1909 по 1930 годы по Красной площади вдоль Кремлевской стены проходили трамвайные рельсы.

После Октябрьской революции (7 ноября по старому стилю) 1917 года Красная площадь стала носить мемориальный характер. 10 ноября 1917 года здесь захоронили красноармейцев, павших в революционных сражениях в Москве. Год спустя, 7 ноября 1918 года В.И. Лениным была открыта мемориальная доска в память о павших, которая была снята в 1950 году во время реставрации Сенатской башни.
Красная площадь в Москве стала местом проведения торжественных военных парадов и демонстраций. После смерти Ленина в 1924 году на Красной площади был возведен деревянный мавзолей, куда поместили тело советского вождя, а в 1930 году по проекту архитектора А.В. Щусева был построен каменный Мавзолей В.И. Ленина. В этом же году Красную площадь замостили брусчаткой, установили трибуны, снесли Казанский собор и Воскресенские ворота (восстановлены в 1994-1996 годах), а памятник Минину и Пожарскому перенесли к Покровскому собору. Перед фасадом ГУМа было открыто движение транспорта. В 1938 году в состав Красной площади вошел Васильевский спуск.
Прямо с парада на Красной площади, состоявшегося 7 ноября 1941 года, солдаты уходили на фронт, и именно на Красной площади состоялся Парад Победы 9 мая 1945 года. В послевоенные годы гостевые трибуны заменили бетонными, у стен Кремля был образован Некрополь. В начале 70-х годов трибуны заменили на гранитные, Некрополь был также реконструирован. Брусчатку, которой была выложена Красная площадь, сняли, залили бетонное основание и на него заново уложили брусчатку.
В начале 90-х годов на Красной площади начали проводить различные концерты, устраиваться народные гуляния. В декабре 2000 года на Красной площади впервые был залит каток размером 30 на 15 метров, вход на который был бесплатным.

Изменение архитектурного облика Красной площади в 21 веке

В наши дни Красная площадь находится в Китай-городе, и прилегает к северо-восточной стене Кремля. В южном конце Красной площади расположен Покровский собор (Храм Василия Блаженного), с севера Собор Казанской иконы Божией Матери и исторический музей, в восточной части – ГУМ, а с западной – Кремль. Длина Красной площади составляет 330 метров, а ширина – 70 метров.
Начиная с 1993 года на Красной площади запрещено вести профессиональную видео и фотосъемку. В запрещенную группу фототехники входят все фотоаппараты, высота корпуса которых выше 140 мм, а диаметр съемного объектива более 700 мм. Разрешение на профессиональную съемку получается в Комендатуре Кремля по предварительной заявке, доставленной лично. С 2001 года по Красной площади запрещено ездить на велосипедах.
Источник

Источник

Без метро, но с трамваями на Красной площади: какой была Москва 100 лет назад

Что было на красной площади с 1909 по 1930. Смотреть фото Что было на красной площади с 1909 по 1930. Смотреть картинку Что было на красной площади с 1909 по 1930. Картинка про Что было на красной площади с 1909 по 1930. Фото Что было на красной площади с 1909 по 1930

Ко дню рождения столицы мы вспоминаем, какой она была 100 лет назад, вместе с краеведом и главным редактором журнала «Московское наследие» Филиппом Смирновым.

В 1918 году Москве вернули статус столицы. Городу было непросто в новых условиях: население сильно выросло, транспортная система не справлялась, поэтому предстояло масштабное строительство. Именно с этим была связана знаменитая сталинская реконструкция 1930-х годов.

Главное, что отличало Москву 20-х годов прошлого века от нынешней, — это огромное количество гужевого транспорта. Важнейшим атрибутом городской жизни была лошадь, и такая ситуация сохранялась до середины века.

«Помните знаменитую песню Утесова 1935 года — года открытия Московского метрополитена, когда он запрягает свою кобылу и путешествует с ней через весь город? Это не метафора, именно так было на самом деле. В городе было огромное количество извозчиков. Гужевой транспорт использовали не только для пассажиров, но и для прикладных нужд: например, на телегах поставляли стеклотару», — рассказывает Филипп Смирнов.

Что было на красной площади с 1909 по 1930. Смотреть фото Что было на красной площади с 1909 по 1930. Смотреть картинку Что было на красной площади с 1909 по 1930. Картинка про Что было на красной площади с 1909 по 1930. Фото Что было на красной площади с 1909 по 1930

Кроме того, 100 лет назад в Москве можно было увидеть памятники, которые позже были утрачены. Если бы мы оказались в то время в центре города, то смогли бы полюбоваться великолепной церковью Параскевы Пятницы. Она находилась в Замоскворечье на Пятницкой улице, на месте станции метро «Новокузнецкая». А на Моховой улице стояла прекрасная чугунная часовня.

Что было на красной площади с 1909 по 1930. Смотреть фото Что было на красной площади с 1909 по 1930. Смотреть картинку Что было на красной площади с 1909 по 1930. Картинка про Что было на красной площади с 1909 по 1930. Фото Что было на красной площади с 1909 по 1930

Здание Мэрии на Тверской, 13 выглядело иначе: оно было ниже, колонны и два дополнительных этажа появились только в середине 1940-х годов. А еще оно располагалось на 13 метров ближе к проезжей части (как и многие другие здания, его передвинули во время расширения улицы в 1930-е годы). Интересно, что менялись только облик и местоположение, а вот функция очень давно остается неизменной: до революции оно было резиденцией московских генерал-губернаторов, а затем — зданием Моссовета. На площади напротив до 1919 года стоял памятник генералу Михаилу Скобелеву, но новая советская власть его недолюбливала, и вместо него вскоре установили монумент Свободы. А уже позже его сменил памятник основателю Москвы Юрию Долгорукому.

Что было на красной площади с 1909 по 1930. Смотреть фото Что было на красной площади с 1909 по 1930. Смотреть картинку Что было на красной площади с 1909 по 1930. Картинка про Что было на красной площади с 1909 по 1930. Фото Что было на красной площади с 1909 по 1930

Что было на красной площади с 1909 по 1930. Смотреть фото Что было на красной площади с 1909 по 1930. Смотреть картинку Что было на красной площади с 1909 по 1930. Картинка про Что было на красной площади с 1909 по 1930. Фото Что было на красной площади с 1909 по 1930

«Оказавшись в 1920-е годы на Тверской, мы, конечно же, увидели бы Страстной монастырь на нынешней Пушкинской площади. Это был очень важный, смыслообразующий ансамбль в центре города. В 1920-е годы он был преобразован в антирелигиозный музей, затем закрыт и уничтожен. А напротив него был памятник Александру Сергеевичу Пушкину. До 1956 года он располагался на противоположной стороне Тверской, в начале Тверского бульвара. И получается, сейчас он смотрит на то место, где когда-то стоял», — отмечает краевед.

Что было на красной площади с 1909 по 1930. Смотреть фото Что было на красной площади с 1909 по 1930. Смотреть картинку Что было на красной площади с 1909 по 1930. Картинка про Что было на красной площади с 1909 по 1930. Фото Что было на красной площади с 1909 по 1930

На площади Тверская Застава, где в то время заканчивался город и соединялись между собой Бутырский и Грузинский Вал, стояла Триумфальная арка, построенная по проекту знаменитого архитектора Осипа Ивановича Бове. Ее установили после пожара 1812 года на пути возвращения русских войск из заграничного похода в ознаменование их действий при освобождении Европы от Наполеона. Но из-за того, что она мешала новому виду транспорта — троллейбусу, в 1930-е годы было принято решение о ее демонтаже. Точную копию Триумфальной арки построили 1966–1968 годах уже в новом месте — на Кутузовском проспекте.

Что было на красной площади с 1909 по 1930. Смотреть фото Что было на красной площади с 1909 по 1930. Смотреть картинку Что было на красной площади с 1909 по 1930. Картинка про Что было на красной площади с 1909 по 1930. Фото Что было на красной площади с 1909 по 1930

Кстати, в районе, где Триумфальная арка находится сейчас, тоже все было по-другому. Не было ни проспекта Калинина, ни Кутузовского проспекта. Сразу после Дорогомиловского вала город заканчивался и начиналось пригородное кладбище, а еще здесь были пустоши, выпасные луга. Но эту идиллию уже в 1950-е годы поглотила цивилизация.

«Если бы мы с вами поехали по Садовому кольцу 100 лет назад, мы бы застали памятники истории и культуры, которые исчезли. В частности, был разорен ансамбль у Красных ворот — Красноворотская площадь. Сначала в 1927 году были снесены сами Красные ворота, которые стояли в середине Садового кольца, почти напротив нынешнего павильона станции метро. Затем под предлогом того, что необходимо строить павильон станции метро “Красные Ворота”, была снесена церковь Трех Святителей. В ней крестили Михаила Юрьевича Лермонтова», — говорит Филипп Смирнов.

Что было на красной площади с 1909 по 1930. Смотреть фото Что было на красной площади с 1909 по 1930. Смотреть картинку Что было на красной площади с 1909 по 1930. Картинка про Что было на красной площади с 1909 по 1930. Фото Что было на красной площади с 1909 по 1930

Что было на красной площади с 1909 по 1930. Смотреть фото Что было на красной площади с 1909 по 1930. Смотреть картинку Что было на красной площади с 1909 по 1930. Картинка про Что было на красной площади с 1909 по 1930. Фото Что было на красной площади с 1909 по 1930

До 1934 года москвичи, гуляя по Садовому кольцу, также могли любоваться памятником гражданской архитектуры Петровской эпохи — Сухаревой башней. Она была построена в 1695 году для размещения в ней Школы математических и навигацких наук. Именно этим назначением была обусловлена высота башни — больше 60 метров. Дети занимались здесь под звездным небом, учились определять широту и долготу при помощи морских приборов. Позже, когда навигацкая школа была переведена в Санкт-Петербург, башня была преобразована под нужды мытищинского водопровода и стала Водовзводной башней: два этажа закупорили и превратили в огромный резервуар для воды. Сухареву башню разрушили в 1934 году в рамках все той же генеральной реконструкции.

Что было на красной площади с 1909 по 1930. Смотреть фото Что было на красной площади с 1909 по 1930. Смотреть картинку Что было на красной площади с 1909 по 1930. Картинка про Что было на красной площади с 1909 по 1930. Фото Что было на красной площади с 1909 по 1930

Тверская улица и Красная площадь как идеологемы

100 лет назад Тверская выглядела совершенно по-другому. Это была узкая и извилистая улица, а не главная городская магистраль.

«Если бы у москвича в конце XIX века спросили, что есть настоящая московская улица, он, вполне вероятно, назвал бы Никольскую, может быть, Варварку или Пречистенку. Словом, он назвал бы какие угодно улицы, кроме Тверской, потому что Санкт-Петербургское шоссе тогда было простой дорогой. Да, ведущей в столицу, по которой путешествовало огромное количество людей и грузов, но тем не менее не столь значимой, какой она стала впоследствии. Тверская — это идеологема: большевики, перебравшись из Санкт-Петербурга, который тогда уже носил название Петроград, в Москву, стали наделять дорогу к колыбели мировой революции особыми смыслами», — рассказывает краевед.

Что было на красной площади с 1909 по 1930. Смотреть фото Что было на красной площади с 1909 по 1930. Смотреть картинку Что было на красной площади с 1909 по 1930. Картинка про Что было на красной площади с 1909 по 1930. Фото Что было на красной площади с 1909 по 1930

Что было на красной площади с 1909 по 1930. Смотреть фото Что было на красной площади с 1909 по 1930. Смотреть картинку Что было на красной площади с 1909 по 1930. Картинка про Что было на красной площади с 1909 по 1930. Фото Что было на красной площади с 1909 по 1930

Что было на красной площади с 1909 по 1930. Смотреть фото Что было на красной площади с 1909 по 1930. Смотреть картинку Что было на красной площади с 1909 по 1930. Картинка про Что было на красной площади с 1909 по 1930. Фото Что было на красной площади с 1909 по 1930

Другой идеологемой, как ни удивительно, является Красная площадь. Сегодня мы считаем ее символом Москвы, но 100 лет назад это было совсем не так.

Главной площадью города всегда считалась Ивановская. На ней кричали глашатаи — объявляли всему городу волю царя. Отсюда и выражение «кричать во всю Ивановскую».

Другой важнейшей площадью была Соборная, здесь находился Успенский собор, где венчались на царство. Эти две площади, располагающиеся на территории Московского Кремля, несли в себе все те коннотации, которые значительно позже, в большевистское время, были переданы Красной площади.

Что было на красной площади с 1909 по 1930. Смотреть фото Что было на красной площади с 1909 по 1930. Смотреть картинку Что было на красной площади с 1909 по 1930. Картинка про Что было на красной площади с 1909 по 1930. Фото Что было на красной площади с 1909 по 1930

«У наших с вами предшественников никакого сакрального значения Красная площадь не имела. Просто обычное фортификационное сооружение, где в мирное время торговали люди. Впоследствии из-за захоронений вдоль Кремлевской стены, из-за появления там мавзолея, из-за ряда других вещей площадь стала главной. Но на самом деле это все идеологемы советской эпохи», — отмечает Филипп Смирнов.

Кстати, с 1909 по 1930 год по Красной площади ходил трамвай, что сегодня нам сложно представить. Там располагалась резервная ветка, которая проходила вдоль Кремлевской стены.

Что было на красной площади с 1909 по 1930. Смотреть фото Что было на красной площади с 1909 по 1930. Смотреть картинку Что было на красной площади с 1909 по 1930. Картинка про Что было на красной площади с 1909 по 1930. Фото Что было на красной площади с 1909 по 1930

Стоит вспомнить и другой знаменитый трамвайный маршрут — «Аннушку». Какое-то время кондуктором в трамвае работал писатель Константин Паустовский. Он оставил о том периоде очень интересные записки.

«…Мы предпочитали работать на “серебряной” линии “А” — на Бульварном кольце. Эту линию москвичи называли тоже ласково — “Аннушкой”. … Линия же “А” была нарядная, театральная и магазинная. По ней ходили только моторные вагоны, и пассажир был иной, чем на линии “Б”, — интеллигентный и чиновный. Расплачивался такой пассажир обыкновенно серебром и бумажками», — писал Паустовский в «Повести о жизни».

Маршрут «Аннушка» опоясывал город, проходил по Бульварному кольцу до Пречистенских Ворот, где сворачивал, шел вдоль набережной Москвы-реки и замыкал свое движение у высотки на Котельнической. Писатель так описывал исторический маршрут:

«За открытыми окнами вагона линии “А” шумели листвой бульвары. Вагон медленно кружился по Москве — мимо усталого Гоголя, спокойного Пушкина, мимо Трубного рынка, где никогда не умолкал птичий свист, мимо кремлевских башен, златоглавой громады храма Христа Спасителя и горбатых мостов через обмелевшую Москву-реку».

Мосты и окраины города

Если мы посмотрим на старые фотографии многих московских мостов, то обнаружим, что они выглядели совершенно иначе. В том числе Крымский мост. Раньше он представлял собой своего рода кубическое сооружение, из-за этого пропускная способность была ограничена. Например, здесь невозможно было пустить троллейбус.

«Мосты перестраивали по нескольким причинам: во-первых, это было связано с идеологией, во-вторых, с пропускной способностью, а в-третьих, с повышением уровня воды в реке. Москва-река периодически разливалась и доставляла неприятности москвичам. Последнее наводнение, очень сильное и разрушительное, случилось в 1927 году. Тогда ряд мостов ушел под воду, и было принято решение об обводнении города», — рассказывает Филипп Смирнов.

Что было на красной площади с 1909 по 1930. Смотреть фото Что было на красной площади с 1909 по 1930. Смотреть картинку Что было на красной площади с 1909 по 1930. Картинка про Что было на красной площади с 1909 по 1930. Фото Что было на красной площади с 1909 по 1930

Стоит упомянуть не только центральную часть города, но и современные спальные районы, которые выглядели совершенно иначе. Где-то располагались дачи и деревни, где-то — пустоши, а некоторые из них были отдельными небольшими городками. Например, Люблино или Выхино. Там было развитое промышленное производство, они были своего рода городами-спутниками, живущими рядом Москвой, и развивались по своему сценарию. Но Москва быстро увеличилась и вскоре вобрала в себя близлежащие территории.

Источник

Трамвай на Красной площади (1909 год)

Что было на красной площади с 1909 по 1930. Смотреть фото Что было на красной площади с 1909 по 1930. Смотреть картинку Что было на красной площади с 1909 по 1930. Картинка про Что было на красной площади с 1909 по 1930. Фото Что было на красной площади с 1909 по 1930

Многие не верят, но с 1909 по Красной площади ходил трамвай. С городским пассажирским транспортом в первопрестольной сложилась удивительная вещь: пассажирский транспорт был в руках у двоих хозяев. Город, имея радиально-кольцевую планировку, требовал диаметральных связей. Однако положительно решить эту проблему не удавалось, т.к. Большой Каменный мост был перегружен, а линии общественного транспорта по Устьинскому мосту находились в аренде у Бельгийского общества. Поэтому у города возникла естественная потребность в использовании для этих целей Москворецкого моста и, значит, решить проблему прокладки трамвайных путей через Красную площадь. Летом 1909 г. линию эту проложили от Забелинского проезда в виде петли к Верхним торговым рядам и мимо памятника Минину и Пожарскому (он тогда стоял в центре площади) к Покровскому Собору, сегодня более известного как Собор Василия Блаженного, а оттуда вниз по Васильевскому спуску на Москворецкий мост.

Что было на красной площади с 1909 по 1930. Смотреть фото Что было на красной площади с 1909 по 1930. Смотреть картинку Что было на красной площади с 1909 по 1930. Картинка про Что было на красной площади с 1909 по 1930. Фото Что было на красной площади с 1909 по 1930Казалось бы, такое практическое решение принесет только пользу городу, но, сегодня мы знаем, понятие “польза” очень спорно. Вот и тогда это решение вызвало много споров. Историки, архитекторы и художники, увидев опоры контактной сети в центре исторической площади, забили тревогу. Императорское Археологическое Общество направило в городскую управу письмо следующего содержания:

“В настоящее время Красная площадь перерезана в разных направлениях линиями электрического трамвая со столбами и проводами для них таким образом, что вид на памятник Минину и Пожарскому, на собор Василия Блаженного, на Спасские ворота и Кремль прорезывается кривыми линиями проводов и загораживается столбами.

Что было на красной площади с 1909 по 1930. Смотреть фото Что было на красной площади с 1909 по 1930. Смотреть картинку Что было на красной площади с 1909 по 1930. Картинка про Что было на красной площади с 1909 по 1930. Фото Что было на красной площади с 1909 по 1930
Императорское Археологическое Общество просит городскую управу сообщить, кто разрешил такое вопиющее искажение замечательного памятника Москвы и всего русского народа, каковым является Красная площадь с прилегающими к ней древними памятниками русского зодчества и с памятником русским героям 1612 года.

По мнению Общества, Московская городская управа обязана была отнестись к вопросу о видоизменении Красной площади с особой осторожностью и вниманием и не имела никакого права портить единственный в своём роде на Руси памятник Отечественной истории, замечательный по своей своеобразной красоте и величественности.”
Что было на красной площади с 1909 по 1930. Смотреть фото Что было на красной площади с 1909 по 1930. Смотреть картинку Что было на красной площади с 1909 по 1930. Картинка про Что было на красной площади с 1909 по 1930. Фото Что было на красной площади с 1909 по 1930
У городской управы не нашлось времени ответить на это письмо и тогда, не получив ответа, возглавившая компанию протеста графиня П.С. Уварова направила аналогичные письма Императору и Председателю Совета Министров. Графиня Уварова писала, что Красная площадь остается «последнею в Москве, все остальные – Лубянская, Театральная, Страстная, Арбатская, уничтожены трамвайным движением до того, что подойти, осмотреть, полюбоваться уже нечем» «…в наш век безверья и нравственного шатания опасно, ради каких-то мелких интересов опошливать все святое и дорогое русскому народу».
Русский художник-живописец и архитектор Васнецов В.М. изложил свою позицию в статье «О трамвае на Красной площади» в газете «Московские ведомости». Кстати, сам Васнецов был членом Императорского археологического общества, при котором возглавлял комиссию «Старая Москва».

По поручению министра внутренних дел Московский градоначальник А. А. Андрианов созвал совещание по вопросу трамвая на Красной площади. Многие участники совещания, среди которых представители московской интеллигенции профессор живописи В.М.Васнецов, князь Н.С. Щербатов, академик архитектуры Ф.И. Шехтель, директор Строгановского художественно-промышленного училища Н.В. Глоба, Е.В. Барсов, высказались против уложенной уже трамвайной петли на Красной площади. Выступивший затем городской голова Н.И. Гучков доказывал крайнюю необходимость для города этой линии. Совещание все-таки приняло решение пустить здесь трамвай, а потом собраться комиссии вновь и рассмотреть на месте все “за” и “против.”

Что было на красной площади с 1909 по 1930. Смотреть фото Что было на красной площади с 1909 по 1930. Смотреть картинку Что было на красной площади с 1909 по 1930. Картинка про Что было на красной площади с 1909 по 1930. Фото Что было на красной площади с 1909 по 1930Тем временем торговцы всех торговых рядов составили прошение московскому градоначальнику с ходатайством об оставлении линии трамвая, мотивируя это тем, что после уничтожении линии трамвая в этом историческом месте торговли “последняя совершенно придет в упадок и разорит не одну сотню лиц, и те исторические памятники, которые нам так дороги, будут стоять в пустыре, для обозрения случайными прохожими”.

Так из-за трамвая в историческом месте Москвы столкнулись коммерческие и эстетические интересы общества.

22 сентября 1909 года на Красной площади во время опытного пуска движения трамвая по уложенной линии собралась специальная комиссия. Васнецов привел комиссию к зданию Исторического музея и отсюда показал вид на площадь, действительно загроможденную целым лесом трамвайных столбов. «Столбы с нависшими проводами совершенно закрыли вид на Василия Блаженного, а вагоны при поворотах то и дело закрывают памятник Пожарскому и Минину». Торговцы упрекали Васнецова в том, что он «..во имя какой-то старины портим им дело». «Приказчики упрекнули Васнецова, что он заботится об иностранцах, так как только иностранцы приходят смотреть Красную площадь. На это Васнецов возразил, что всякий Русский имеет потребность перекреститься на святыни, а иностранцы тут ни при чем». Собравшаяся специальная комиссия смогла найти компромисс и предложила разобрать уже проложенную поворотную петлю и перенести транзитную линию трамвая к Кремлевской стене. Так и сделали. Это позволило удовлетворить требования возрастающего класса собственников в городе и одновременно “сделать все возможное к сохранению драгоценного памятника древней Москвы”, о чем призывал Его Императорское Величество в своем письме московское градоначальство.

В результате газета “Московские ведомости” за 10 ноября 1909 г. писала: “Вагоны теперь идут стороной, не колеся по Красной площади, как это было установлено прежним направлением путей, и останавливаются у Кремлевской стены, против памятника Минину и Пожарскому. Публика не испытывает больших неудобств от остановки в нескольких шагах от памятника, а Красная площадь много выигрывает в своем виде от того, что вагоны проходят по ней стороной, не загромождая главной артерии, по которой идет усиленное движение.”

Мнения против трамвая высказывались и позже. Например в 1911 году Московское Археологическое общество предлагало создать подземную линию трамвая на Красной площади.

Ровно 20 лет по самой главной центральной площади Москвы ходили трамваи. Новые власти, учитывая, что историческая площадь должна иметь первоначальный вид, 27 июля 1930 года приняли решение разобрать трамвайные пути. Так в 1930 году окончательно трамвайные рельсы были сняты с Красной площади и Васильевского спуска.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *