Что было на месте большого театра
Что было на месте большого театра
28 марта 1776 года был основан, а 18 января 1825 года был торжественно открыт Большой театр. Грандиозное здание театра стало одним из символов Москвы и России. Оно пережило многое и до сих пор хранит свои секреты и тайны.
Болотистое место, на котором был возведен театр, столетиями оставалось непривлекательным для строительства. Существует легенда о том, как во время чумы 1603 года, сюда, в болото, разъяренные горожане сбросили тело убитого злодея, который, прикидываясь лекарем, отравлял людей с целью наживы. «Врача-убийцу» обличил мальчик Никита, единственный выживший после прихода мрачного «лекаря» в дом Никитиной семьи, а люди убийце отмстили. На месте болота через два столетия и возвели Театральную площадь.
Живет в Москве речка, всем знакомо ее имя, но сама она неизвестная и неизведанная. Река Неглинная. Жители московского княжества в ее прозрачной воде ловили раков и мелкую рыбешку. Но в XVIII веке в чистую воду Неглинки начали сбрасывать нечистоты. А в 1817 году москвичи и вовсе решили избавиться от грязной речушки и похоронили ее под землей. Таинственная подземная река и сейчас протекает под Москвой, в том числе, и под Большим театром. Еще под зданием во время археологических раскопок обнаружили постройку каменного века да затейливого деревянного шахматного ферзя, родом из XVII столетия.
История театра началась ярко, но не радостно – с пожара. Князь Урусов начал строительство театра, который по месту своего расположения на улице Петровка (на правом берегу Неглинки) был назван Петровским. Но незадолго до своего открытия театр сгорел, а князь передал театральные заботы англичанину Майклу Медоксу.
Медокс построил Большой Петровский театр, который простоял 25 лет и снова сгорел. Далее театр отстраивали заново, но то и дело случались новые пожары
Знаменитая великолепная квадрига Аполлона после реставрации снова, как и двести лет назад, гордо возвышается на портике театра. Из-за убранства статуи Аполлона даже разгорелись споры, кто-то требовал прикрыть божественную наготу фиговым листком, другие же утверждали, что первоначальный замысел не предполагал никаких заслонок. Все-таки, боги Древней Греции были не из стеснительных. Трудно сейчас докопаться до истины. Листок предположительно «прицепили» намного позже, а отвалился он во время фашисткой бомбежки, как и венок.
Восставший из пепла: история Большого театра
Это один из символов российской культуры. Здесь выступали Михаил Щепкин и Павел Мочалов.
Казённый театр
Датой основания Большого театра принято считать 28 марта 1776 года. Именно тогда императрица Екатерина II подписала «привилегию» князю Урусову на содержание «театрального всякого рода представлений, а также концертов, воксалов и маскарадов». И императрица вовсе не имела в виду железнодорожные станции: раньше «воксалом» называли сад, где проходили разного рода увеселения. Слово это произошло от названия «Воксхолл», парка для гуляний под Лондоном. Как бы то ни было, дело у Урусова на лад не пошло: едва князь успел построить театр, как здание сгорело. Дело передали в более надежные руки английского предпринимателя Медокса. Он с заданием справился и построил театр на Петровке (именно поэтому Большой раньше называли Петровским театром), одной из самых старых улиц Москвы. Современное здание Большого театра построили в начале Петровки в 1824 году.
Из рук в руки
Медокс театр построил, но выбился из смены на 50 тысяч рублей серебром и не вылезал из долгов. Пришлось отдать театр в ведение Опекунского совета, который, в свою очередь, передал его знаменитому князю Волконскому. Последний прославился благодаря своей домашней театральной труппе. Именно под руководством Волконского театр получил звание императорского.
Театр преследовали неудачи. Выстроенное на Петровке здание сгорело в 1805. Тогда за дело взялся Карл Росси и построил деревянное здание на Арбатской площади. Территорию вокруг театра благоустроили, вымостили площадь. Но в 1812 здание погибло при печально известном пожаре. Но русские, как известно, не сдаются, а русские театралы — тем более. Какое-то время после войны театр располагался на Знаменке в доме Апраксина, но помещение было тесным и неудобным. Будущий Большой готовился натуральным образом восстать из пепла.
Театр-феникс
Дело в том, что в 1816 Комиссия о строении Москвы (да да, была и такая, образовали в 1813 для ликвидации последствий знаменитого пожара) объявила конкурс на постройку нового здания театра, главным условием которого было использование обгоревшей стены театра Медокса! Конкурс выиграл Михайлов, но его проект оказался слишком дорогим, так что работу над театром взял в свои руки Осип Бове, известный на тот момент благодаря успешной реконструкции Красной площади. В 1824 было закончено тридцатисемиметровое здание, украшенное тройкой Аполлона.
Отпраздновали открытие нового здания весьма своеобразным представлением под названием «Торжество муз». Сюжет аллегорически рассказывал, как Павел Мочалов в роли Гения России объединился с музами и из руин театра Медокса построил новый. Каким бы ни был театр большим, вместить всех желающих в один день он не смог, так что торжественное представление пришлось повторить еще раз.
Зрительный зал. Источник: pinterest.com
Театр оперы и балета
Постепенно драма на сцене театра вытеснялась оперой и балетом. В 1842 году состоялась московская премьера «Жизни за царя», одной из ключевых опер в истории русского театра. Там же в 1846-м была поставлена опера «Руслан и Людмила». Но и тут театр постигло несчастье: в 1853-м в здании вспыхнул пожар, который продолжался целых три дня и уничтожил все. Восстановительные работы решили закончить к коронации Александра II, а потому в 1856-м перестроенный и обновленный театр снова распахнул свои двери. Тройку Аполлона заменили бронзовой квадригой работы Петра Клодта (автора скульптурной группы «Укротители коней» на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге).
Театр-шкатулка
Своей особенной акустикой Большой театр обязан архитектору Альберту Кавосу, который спроектировал обновленный зал как настоящий музыкальный инструмент. Стены отделаны деревянными панелями из резонансной ели, железный потолок заменен деревянным. Даже декор лож выполнен из папье-маше! А плафон, выполненный из деревянных щитов, с секретом: академик Титов, который занимался росписью, позволил себе небольшую вольность и вместо одной из канонических муз, изображенных на потолке, поместил туда выдуманную им музу живописи с палитрой и кистью в руках.
Реконструкция здания длилась до 1975. Одним из интереснейших событий этого времени было выступление на сцене Большого в 1964 Марлен Дитрих с программой «Marlene Expirience». Звезду вызывали под занавес 200 раз. А в 1998 году панораму Театральной площади, на которой расположен Большой театр, поместили на сторублевую купюру.
Хроники главного театра столицы
18 января 1825 года в столице открылся Большой Петровский театр — величественное здание, увенчанное Аполлоном на колеснице, прообраз современного Большого театра. МОСЛЕНТА уже писала, как появился первый в Москве регулярный театр — «предшественник» Большого, а также о том, почему он исчез. Теперь вместе с историками и сотрудниками ГАБТа мы вспоминаем дальнейшую историю театра.
Первый «Большой»
Большой театр открылся как частный. У его истоков стояли князь Петр Урусов и англичанин Майкл Меддокс. Сначала сегодняшний Большой был Петровским музыкальным и располагался на современной Театральной площади. «Здание Петровского театра открылось в 1780 году. До его строительства эта земля принадлежала Лобановым-Ростовским, вокруг были частные дворы», — рассказывает МОСЛЕНТЕ пресс-секретарь Большого театра Катерина Новикова.
Среди актеров Петровского театра были как приглашенные артисты, так и крепостные. Драматическая труппа театра тогда тоже была. Она входила в театральный коллектив вместе с оперной.
Три пожара и обновления
Осенью 1805 года здание Петровского театра сгорело. Труппа стала выступать на частных сценах, а с 1808 года — на сцене деревянного Арбатского театра, который в свою очередь сгорел во время Отечественной войны 1812 года.
В 1819 году появился проект нового здания театра, выполненный профессором Академии художеств Андреем Михайловым. Его дополнил архитектор Осип Бове. Строительство началось уже в следующем году.
Открытие нового «подросшего» Петровского театра, названного уже Большим Петровским, состоялось 6 января (18 января по новому стилю) 1825 года.
Тогда же москвичи увидели один из символов современного Большого театра — скульптуру Аполлона на колеснице с конями. Спустя почти 30 лет бронзовый покровитель искусств мчался уже не на тройке, а на квадриге. Эту скульптуру на театре можно увидеть и сейчас.
Сквозь огонь и разрушения: как Большой театр выстоял, несмотря ни на что
Директор музея Большого театра в интервью порталу «История.РФ» – о непростой судьбе знаменитой сцены.
Большой театр по сей день считается одним из крупнейших театров оперы и балета не только в России, но и во всем мире, а его здание – одна из красивейших достопримечательностей Москвы. Но немногие знают, что когда-то на этом месте на Театральной площади стояло совсем другое строение.
Предшественник Большого театра был построен архитектором Христианом Розбергом в 1780 году. Трехэтажное кирпичное здание с белокаменными деталями и тесовой крышей обосновалось на правом берегу реки Неглинки, а главный его фасад выходил на улицу Петровку. Отсюда и возникло название – Петровский театр (впоследствии его стали называть Старым Петровским или Большим Петровским театром).
Это был первый общественный музыкальный театр Москвы, где не только ставили оперу и балет, но и постоянно проводили разнообразные публичные мероприятия. Здание простояло 25 лет, но в 1805 году в нем произошел крупный пожар, и труппе пришлось давать представления в частных домах.
18 января 1825 года на месте сгоревшего Петровского театра было торжественно открыто новое здание, возведенное по проекту архитектора Осипа Бове. В 1853 году это сооружение, к несчастью, также сгорело, но этот пожар для Большого стал последним.
Как выглядел «предтеча» знаменитого театра, для чего туда приходили светские модницы и купцы, а также о причинах самого первого пожара и о том, как зрители спасались бегством из-за гигантской трещины в стене, нам поведала директор музея Большого театра Лидия Харина.
Разорение и чума: куда исчезали антрепренеры Большого?
– Лидия Глебовна, расскажите, откуда ведет свою историю Большой театр? Есть ли какая-то конкретная дата, которую принято считать днем его рождения?
– У нас на афише есть дата – 28 марта (17-е – по старому стилю) 1776 года. Это день получения «привилегии» на содержание театра в Москве князем Петром Урусовым. Но это не первая «привилегия» в истории этого театра. Присвоение самой первой «привилегии» и создание труппы произошло в 1766 году. Документы об этой дате найдены и опубликованы профессором, историком Людмилой Михайловной Стариковой, которая занимается XVIII веком. Первая труппа была создана Николаем Титовым (отставной военный, первый директор Московского театра. – Прим. ред.) и получала государственную поддержку. Продержался Титов три года – содержать театр очень дорого. Свою «привилегию» он передал двум итальянцам – Чинти и Бельмонти. Но тут на Москву напала чума. Один из антрепренеров, Чинти, заразился и умер. Чтобы победить чуму, в Москву был отправлен граф Григорий Орлов. Он обложил город карантином, и распространение болезни было прекращено. Екатерина Великая тогда щедро наградила Орлова за спасение Отечества.
– В чьи руки потом перешел театр?
–После смерти обоих антрепренеров «привилегия» была передана другому иностранцу, тоже итальянцу, по фамилии Гротти. Но и Гротти долго не выдержал – нужно было много денег (для содержания театра. – Прим. ред.). Тогда «привилегия» и была передана Урусову, но, так как срок ее заканчивался, он обратился к государыне с просьбой о получении новой «привилегии». Екатерина поставила ему условие: «У тебя будет главная “привилегия”, никто не будет чинить тебе препятствий, но ты должен построить здание для театра».
– А где же театр располагался до этого?
–До этого в течение десяти лет труппа выступала в разных зданиях. Первым был Оперный театр на Яузе, который впоследствии сгорел. Потом труппа выступала в частных домах: в доме Апраксина на Знаменке, в доме Пашкова, в Манеже на Моховой. Без конца шли переделки зданий, поэтому, конечно, было очень сложно: для театра нужно было специальное помещение. Получив распоряжение от государыни, Петр Урусов нашел компаньона, купил самую плохую землю в Москве – бросовую (бросовая земля – грунт, используемый для посевов. – Прим. ред.), сегодня это место называется Театральная площадь. Местность там была заболоченная, поскольку рядом протекает река Неглинка. Но тем не менее именно здесь началось строительство первого здания театра.
Дамы листали журналы мод, купцы заключали сделки
– Урусов долго руководил театром?
– В какой-то момент он тоже не выдержал и передал «привилегию» своему компаньону – англичанину Майклу Медоксу, который заканчивал постройку театра. В 1780 году на улице Петровке (отсюда и название Петровский. – Прим. ред.) открылось первое здание столичного театра. Это было самое большое театральное здание в Москве. Оно было идеально приспособлено, создатели всё очень хорошо продумали. Кстати, это здание использовалось не только для того, чтобы ставить спектакли, но и проводить всевозможные публичные мероприятия.
– Какие, например?
–Например, через восемь лет после открытия в театре построили танцевальную залу, стали устраивать маскарады и балы. Также там были специальные кабинеты, где дамы днем могли полистать журналы о французской моде, а купцы – выпить чаю и заключить какой-то договор. То есть это был дом, открытый для всех круглосуточно. Но если был сильный мороз, то спектакли отменялись, потому что здание внутри не отапливалось, особенно в районе сцены. Как вы понимаете, артисты в основном носят открытые, легкие костюмы, поэтому им было очень холодно.
– Кстати, об артистах: кто тогда играл в театре? Труппа состояла из свободных людей или там были и крепостные крестьяне?
– Вы знаете, в отличие от Санкт-Петербурга, артисты Московского театра были вольнонаемными. При этом часть артистов покупали, но они не становились крепостными актерами на службе у государства, они становились свободными людьми! Но в то же время были определенные, очень жесткие правила. Например, если вы хотели выйти замуж, то вы должны были писать бумагу, чтобы вам разрешили вступить в брак с таким-то гражданином. Все думали о том, чтобы не потерять артиста, поэтому контроль был достаточно жестким. Но у всех членов труппы был приличный доход, артистов отвозили домой на карете. Поэтому, конечно, работать в театре было хорошо.
– А сохранились какие-то сведения о постановках того времени? Что играли, что было интересно зрителям?
– Наш музей как раз занимается историей Большого театра, поэтому я могу сказать, что ставили Моцарта, Россини… И, конечно, пытались делать что-то отечественное, поэтому часто появлялись всевозможные переделки русских народных песен и прочее. Надо сказать, что в первую очередь театр, конечно, был музыкальным и оперным. Хотя артист в XVIII веке делал все: и пел, и танцевал, и декламировал. Он как бы был вне амплуа.
После пожара сразу вспомнили градоначальника
– Как долго просуществовал Петровский театр?
–До 1805 года. Затем, как гласят документы, в нем из-за чьей-то неосторожности вспыхнул пожар: то ли забыли свечу в районе сцены, то ли не погасили лампу. А театр ведь внутри всегда деревянный! Тут сразу вспомнили и градоначальника, который постоянно выказывал неудовольствие по поводу того, что лестницы узкие, а под ними находятся какие-то склады. Из-за этого он, конечно, ругал администраторов Петровского театра.
– Но от беды это, как видно, не уберегло. Огонь полностью погубил здание?
–Пожар был очень сильный, его было видно даже в селе Всесвятском – сегодня это район метро «Сокол».
– Но ведь и здание, как я понимаю, было довольно высокое?
– Не такое уж высокое. Это было трехэтажное каменное здание с тесовой крышей, оно даже не было как-то особенно украшено. А вот танцевальная зала была очень красивая: там было 24 колонны, 48 хрустальных люстр, она была очень нарядная, но все это сгорело.
– После этого театр снова стал кочевать?
– Да, опять начались частные дома. В 1808 году для театра построили новое здание, полностью из дерева. Оно стояло на Арбатской площади – там, где сейчас находится памятник Гоголю работы скульптора Андреева. Это была единственная в Москве постройка Карла Ивановича Росси – главного архитектора Санкт-Петербурга. Но в 1812 году началась Отечественная война. Когда наши войска отступали, Ростопчин (Федор Васильевич Ростопчин – московский градоначальник и генерал-губернатор Москвы во время наполеоновского нашествия. – Прим. ред.) приказал сжечь Москву, и первым, что подожгли, был именно театр Росси. Так он в очередной раз сгорел.
Однажды во время спектакля раздался треск…
– Насколько я знаю, после этого было построено новое здание, но и оно погибло при пожаре 1853 года. Современное здание Большого театра было построено по проекту Альберта Кавоса и неоднократно реконструировалось, но пожаров с тех пор больше не было. Скажите, какие-то первоначальные элементы архитектуры и внутреннего убранства, которые были еще в Петровском театре, дошли до наших дней?
– Пожар именно на этом месте, то есть на Театральной площади, был дважды: в Петровском театре и здании, построенном по проекту Осипа Ивановича Бове. Во всех зданиях всегда оставался старый фундамент. Здание театра немного увеличивали, но при этом использовали все, что возможно было сохранить. После Бове много чего осталось: например, колонны у нас до сих пор те же, которые возвели в 1825 году, сделанные из белого песчаника. Из этого же камня Дмитрием Донским был построен Московский Кремль. Конечно, нам, москвичам, это приятно. Помимо колонн, кое-где частично сохранились стены. Обрушение, конечно, было очень сильное – вся задняя часть арьерсцены вообще была разнесена в пух и прах. Ну и, как я уже сказала, остались фундаменты. Но они стали новой бедой театра уже в XX веке. Из-за того, что фундаменты старые, здание стало проседать. Кроме того, на это повлияла сырость. Сейчас проблем нет – Министерство культуры РФ помогает, а до этого проблемы со зданием были еще в XIX веке.
– Они тоже были связаны с пожаром?
– Нет, не с пожаром, а именно с фундаментами. Неглинка хоть и течет по трубам, но все-таки место низкое, поэтому фундаменты подмывались. И однажды прямо во время спектакля раздался сильный треск: правая стена театра треснула сверху донизу. Из-за этого двери в ложи заклинило, и публике с правой стороны пришлось переползать на левую сторону, чтобы эвакуироваться. Это было в 1902 году, и театр тогда закрыли на полгода. В Театральном музее им А. А. Бахрушина сохранились фотографии, на которых видно, как проводились ремонтные работы, под стены подводили новые каменные фундаменты. Для того чтобы театр не обрушился, пришлось понести некие потери: например, гардероб партера был засыпан землей. Но зато нам удалось сохранить здание!
Что было на месте большого театра
Театральная площадь, 1
Историческое здание Большого театра обрело свой нынешний облик после масштабной реконструкции, осуществленной в 2005-11 годах.
Она преследовала несколько целей. Необходимо было отреставрировать здание, износ которого к моменту ее начала составлял по разным оценкам от пятидесяти до семидесяти процентов; расширить закулисное пространство, обеспечив труппу, численность которой очень выросла с годами, необходимыми репетиционными помещениями и гримуборными; установить самое современное технологическое оборудование в сценической части и новых пространствах театра, при этом не только сохранив исторический облик здания как памятника архитектуры, но и восстановив по возможности те его черты, что были утрачены в советское время.
Непременным условием предусмотренной проектом научной реставрации была полная аутентичность использовавшихся материалов: тканей, красок, позолоты и т.д. Все они изготавливались по старинным технологиям. Рисунки на стенах и плафонах, скульптуры и лепнина воссозданы в мельчайших деталях. Для этого были тщательно изучены все документы, касающиеся облика здания, использовавшихся в XIX веке строительных и отделочных материалов.
Фото Дамира Юсупова
Общая площадь здания в результате реконструкции увеличилась практически вдвое – от 40 тысяч до 80 тысяч квадратных метров за счет появления подземных пространств, в том числе нового концертного зала и служебных помещений.
В ходе реставрации фасад Большого был выкрашен краской золотисто-песочного оттенка. Правильность выбора тона подтвердили сделанные реставраторами зондажи стен. За двести лет сильно пострадали от попадания грунтовых вод сделанные из известняка колонны, утратившие свой первоначальный оттенок слоновой кости, который был им возвращен благодаря специальной методике обессоливания камня.
В ниши главного фасада вернулись фигуры муз, разрушенные при бомбежке в 1941 году. Уже на следующий год статуи были воссозданы из гипса, однако внешне они сильно отличались от оригинальных. Чтобы воссоздать облик муз, наиболее приближенный к статуям эпохи Кавоса, была проведена скрупулезная исследовательская работа. Завершающим штрихом, без которого было бы нарушено впечатление целостности общей картины обновленного фасада, стала замена герба на фронтоне. Устаревший советский герб был наконец демонтирован и заменен в соответствии с решением геральдического совета при президенте РФ на имперский, с двуглавым орлом.
Реставрация скульптуры работы Петра Клодта, украшающей фронтон, была сопряжена с особенными трудностями. Из-за риска повредить покрывающий всю поверхность тонкий слой меди, было решено ее не снимать и проводить реставрационные работы прямо наверху на специально выстроенных помостах. Скульптура была покрыта специальным составом для защиты от воздействия внешней среды, поверх которого была нанесена оливково-зеленая краска, имитирующая тон подернутой патиной бронзы. Статуе Аполлона были возвращены пряжка на поясе, фиговый листок и венок, который бог-покровитель искусств ранее держал в своей руке.
Фото Дамира Юсупова
Фото Дамира Юсупова
Фото Павла Рычкова
Фото Дамира Юсупова
Фото Дамира Юсупова
Фото Дамира Юсупова
Фото Дамира Юсупова
Фото Дамира Юсупова
Главное фойе, в советские времена известное как «Белое», стало предметом особой гордости работавших на проекте реставраторов и практически вернуло себе тот облик, что был хорошо известен фланировавшим здесь зрителям XIX столетия.
Перед началом восстановительных работ состояние его было самым плачевным: стены были покрыты трещинами, местами даже отслаивалась штукатурка. Украшавшая фойе настенная живопись имела массу повреждений. Многие элементы подлинного декора XIX века сохранились, но многие – весьма существенные, например, алебастровые вазы на балюстраде – отсутствовали. Силами реставраторов все красоты Главного фойе были восстановлены, в том числе и детали отделки с императорской символикой.
В ходе работ изменилось общее цветовое решение: преобладающим цветом стал пастельно-розовый, как это и было в середине XIX века. Возвращенные на место встроенные зеркала создают в зале ощущение дополнительного пространства и света, как задумывал в свое время еще сам Альберт Кавос. Ранее бывшее Белое фойе освещалось одной люстрой и настенными бра, теперь его освещают три большие хрустальные люстры.
Фото Дамира Юсупова
Круглый зал, или Малое императорское фойе, в далекие имперские времена использовался для балов и приемов, часто проводившихся в здании театра. Зал, или ротонда, был украшен зеркалами и освещался сорока двумя люстрами. И в этом зале также воссоздан первоначальный декор. Гербы, которые его украшают, пришлось восстанавливать по архивным документам, хранящимся в музее Большого театра. Зал назван Круглым благодаря его потолку, представляющему собой самый настоящий потолок ротонды. Особенность этого зала – акустика. Самый тихий звук, раздавшийся здесь, будет многократно усилен резонансом от стен и пола. Такая «акустическая раковина», вероятно, была устроена для размещения оркестра, игравшего на придворных балах, проходивших в театре.
В Большом императорском фойе, в 1920 году получившем название «Бетховенский зал» в честь 150-летия со дня рождения Людвига ван Бетховена, в советскую эпоху проводились концерты. В конце XIX века, к коронации Николая II, стены фойе были обтянуты атласной тканью «фирменного» для Большого театра цвета «раскаленного чугуна» и дополнительно украшены шелковыми панно с вышивкой цветной шерстью в стиле Людовика XV. С годами ткань ветшала – ее небрежно реставрировали и подвергали вредной для красок химической чистке. А та вышивка, что представляла собой имперскую символику, была просто-напросто вырезана ножницами, и на ее место были нашиты цветные заплаты.
К началу работ приблизительно сорок процентов оригинальных тканей было утрачено. Уцелевшая часть обивки стен была вручную очищена специальными инструментами, а остальные фрагменты сотканы заново в единственной мастерской в России, где по музейным образцам VIII–XIX веков изготавливаются уникальные узорные шелковые ткани. Стенам зала был также возвращен их изначальный позолоченный лепной декор, в том числе вензеля Николая II и кессоны с розетками.
Как выяснилось в ходе исследования, рисунки на стенах были выполнены еще в конце 50-х годов XX века. Изначальную роспись искали под более поздними слоями краски, сопоставляя с описанием ее в архивных документах. В результате, она была полностью восстановлена. Как и роспись тимпана на стене между Экспозиционным и Хоровым залами. В этих залах теперь проводятся выставки экспонатов из фондов музея Большого театра.
Фото Дамира Юсупова
Фото Дамира Юсупова
Фото Дамира Юсупова
Фото Дамира Юсупова
Фото Дамира Юсупова
Фото Дамира Юсупова
Фото Дамира Юсупова
Фото Дамира Юсупова
Фото Дамира Юсупова
Фото Дамира Юсупова
Реставраторы приложили все силы к тому, чтобы зал выглядел максимально впечатляюще, не став при этом перегруженным богатым убранством. Театральные залы, построенные Альбертом Кавосом, отличались превосходной акустикой. Не стал исключением и зрительный зал Большого театра. По замыслу архитектора, зал представлял собой своего рода «скрипку», в которой полы, стенные панели и потолок работают, как деревянные деки инструмента, для проведения звука. Поэтому для отделки использовалась только резонансная ель – специальный материал, улучшающий качество и проведение звука. Даже потолок вместо обычного для того времени железа был сделан из дерева, чтобы избежать излишнего резонанса от металла.
Но в 2005 году остались только воспоминания об этом былом благополучии. Во время ремонтных работ, проводившихся в 1960-70-х годах, пол был покрыт бетоном, а деревянные панели стен – заменены фанерой. Зал был заново отделан акустическими панелями из резонансной ели. Ткани, использованные для обивки мебели и стен, также имеют специальный состав и пропитку, не нарушающую акустические свойства зала. Так была восстановлена легендарная акустика Большого театра.
Раздвижной занавес (так называемый «золотой») с надписью «Россия» создан по эскизам Федора Федоровского, переработанным Сергеем Бархиным. Перед мастерами была поставлена задача соткать гобелен с золотой нитью на подкладке из штофа с несколькими слоями для лучшего звукопоглощения. Ткань имитирует натуральный шелк, но при этом является современным негорючим материалом. Каждая нить соединяется с металлической фольгой, имеющей золотое покрытие. Это создает эффект объема изображения и придает ткани торжественный вид. Арлекин – неопускаемый занавес над сценой – изготовлен по эскизу Федора Федоровского начала 1950-х, переработанному в соответствии с требованиями времени. Место герба СССР заняла лира – символ чистого искусства и старинная эмблема императорских театров. На смену древкам флагов пришли трубы, которые, подразумевается, исполняют триумфальную мелодию «Славься!» Михаила Глинки, нотный текст которой также воспроизведен на арлекине.
Для того чтобы обновить золоченое убранство зрительного зала, потребовалось 4,5 килограммов золота: 2812 книжек сусального золота 960-й пробы.
Фото Дамира Юсупова
Знаменитая люстра зрительного зала состоит из 24 тысяч элементов, больше половины которых пришлось изготовить заново в соответствии с оригинальными эскизами.
Ткани, которыми декорированы интерьеры зрительской части, воссозданы по ручным технологиям ткацких мануфактур XIX века в научно-производственной мастерской «Старинные ткани» Новоспасского монастыря. В день из ткацкого станка выходило не более шести сантиметров ткани, так что от начало до окончания ткацких работ прошло целых пять лет. Центральная ложа (бывшая Царская), как и остальной зал, отделана в красно-золотых тонах. Красные бархатные портьеры дополнены золотистой бахромой с крупными кистями оригинальной формы, каждая из кистей была собрана вручную из более чем ста точеных деталей, обтянутых шелком, сутажом и тесьмой.
Как и на фасаде театра, в зрительном зале, вся советская символика уступила место гербам разных исторических эпох. Над Центральной ложей расположен государственный герб Российской империи образца 1856 года. Над ложей Спецзоны (бывшей «зоны» царской семьи) восстановлен герб Романовых. Над директорской ложей (бывшей ложей министра Императорского двора) теперь размещается герб Москвы
Многих усилий потребовало восстановление позолоты, которой щедро украшен зрительный зал. Лепные элементы из папье-маше золотили вручную, для чего были собраны мастера-позолотчики буквально со всей страны. Ручная технология золочения была почти совсем утрачена в советское время, и ее пришлось восстанавливать. Но вначале было необходимо расчистить все многолетние наслоения и установить истинный состав позолоты. Толщина каждого золотого листа, использованного позолотчиками, составляла 0,12 микрометров. А общая площадь позолоченного убранства в зале насчитывает 893 квадратных метра. Каждый ярус имеет свой индивидуальный рисунок. Чем ниже ярус, тем гуще его декор, и каждый рисунок декора на ярусах и ложах – неповторимо индивидуален. На полное восстановление одного элемента декора уходило около месяца работы: от проклеивания папье-маше до наведения блеска позолоты.
Согласно историческим данным, вместимость зала ранее составляла 1 740 мест. Однако, поскольку в советские годы театр часто использовали для политических мероприятий, количество мест увеличили до 2 185 за счет установки более узких кресел. Было решено вернуть историческое количество мест.
Фото Дамира Юсупова
Трехъярусная люстра зрительного зала – высотой восемь с половиной, а диаметром – шесть с половиной метров, была сначала свечной, затем масляной, газовой и, наконец, в 1890-х годах стала электрической. За свое долгое существование она утеряла многие мелкие хрустальные детали, другие были надколоты или сломаны. В неудовлетворительном состоянии была позолота. Утраченные детали из хрусталя, стекла и латуни воссоздавались по сохранившимся аналогам. Хрустальные старые подвески, имеющие сколы, не заменялись, но осторожно отшлифовывались и полировались, чтобы не нарушались их подлинные грани. Благодаря кропотливому труду реставраторов были полностью восстановлены ажурные подвески и хрустальные «дубовые листья» корзин. В целом пришлось изготовить заново около половины хрустальных элементов (приблизительно тринадцать тысяч из двадцати четырех).
Серьезной реставрации подвергся и плафон «Аполлон и музы», выполненный в середине XIX века в стиле итальянских мастеров под руководством академика Алексея Титова. Из-за копоти множества свечей, затем масляных и газовых светильников и собиравшейся на потолке влаги плафон быстро портился и подвергался постоянным реставрациям. В 1950-х была установлена система кондиционирования, но это изменило микроклимат зала, от чего живопись также пострадала. Со стороны холста была проведена полная очистка от старых слоев клея и шпаклевки, отшлифованы и заделаны швы между щитами, на которые потом было наклеено живописное полотно. Одновременно мастера укрепили красочный слой плафона и устранили провисания и прорывы холста. Восстановленная живопись плафона была покрыта несколькими слоями защитного лака с добавлением воска для влагостойкости.
Сценическая зона подверглась глобальной модернизации. Ведь современные постановки невозможны без использования сложных конструкций и техники. Устаревшее техническое оборудование, большая часть которого была изготовлена еще в начале прошлого века, было обновлено. Были заменены верхние и нижние механизмы сцены, световое оборудование. Установлены двухъярусные сценические механизмы, благодаря которым сцена Большого театра теперь может быть и горизонтальной, и наклонной, и ступенчатой.
Семь многофункциональных платформ позволяют устанавливать декорации на двух уровнях: на уровне сцены и на уровне трюма. Все это вкупе с различными световыми, звуковыми и визуальными эффектами элементов верхней механизации позволяет придавать поверхности сцены любой рельеф. Была также осуществлена установка крупнейшей в Европе гидравлической станции на глубине двадцати метров под сценой. Гидравлический привод двигает подъемно-опускные элементы театральной механики с точным контролем плавности и скорости передвижения декораций. Благодаря современной механике оркестровая яма стала многофункциональным комплексом, состоящим из трех составных подъемно-опускных площадок. Оркестр теперь может располагаться на разных уровнях по отношению к сцене. А во время проведения концертов, когда оркестр находится на сцене, оркестровую яму можно поднимать на уровень пола, чтобы получить дополнительные зрительские места.
В рамках общей модернизации в театре были улучшены звонница и орган. Уникальная, единственная в мире звонница Большого театра появилась в 1920-е годы. Она собрана из тридцати пяти колоколов ряда московских храмов, спасенных от переплавки. Звонница не является для театра излишеством: многие русские оперы немыслимы без звучания колоколов, звон которых вплетен в партитуру. Колокола старинные, а орган – совсем новый. (Этот инструмент нередко и с большим эффектом звучит в операх).
Орган был изготовлен в Бельгии с учетом архитектурных и акустических особенностей здания. Подобного музыкального инструмента в Большом ранее не было. Орган оснащен 1 819 металлическими трубами, сотней деревянных труб, тридцать одним регистром и двумя клавиатурами. Его общий вес, включая меха и компрессы, составляет восемь тонн. Самое пристальное внимание, разумеется, было уделено звучанию инструмента. Техническое задание для бельгийских мастеров разрабатывалось при участии кафедры акустики МГУ им. М.В. Ломоносова и приглашенных международных экспертов. Акустики и проектировщики вместе решили довольно сложную задачу. Орган, расположенный в верхнем сценическом пространстве, и оркестр должны звучать для зрителей как единое целое. Для этого специально проектировалась мощность звучания органа. Главный механический пульт (шпильтиш) органа встроен в сам музыкальный инструмент. Второй, электронный, пульт, с помощью которого музыкант сможет играть на огромном инструменте дистанционно, установлен в оркестровой яме
28 октября 2011 года реконструированное историческое здание Большого театра открылось торжественным гала-концертом с участием ведущих артистов оперной и балетной труппы и звезд мировой оперной сцены.
14 мая состоялася концерт-презентация с открытием нового духового органа фирмы «Глаттер-Гёц»