Что было на месте эрмитажа
Эрмитаж и его история.1 часть.
Всем привет!
Ну вот я наконец то дошёл до Эрмитажа.Первое посещение его у нас было аж 2015 году.Тогда я опустил эту публикацию на неопределённый срок.Сейчас пришло время походить по залам и увидеть шедевры.Конечно же кому интересно.Много публиковать снимков не буду, это не реально.Только то, что привлекло моё внимание и то выборочно. Побережем психику некоторых подписчиков))).А кому интересно, пойдём посмотрим.Прежде чем начать описание Эрмитажа, стоит вкратце познакомиться с его историей. Огромнейшая в наши дни коллекция, которая размещается во многих залах разных зданий, когда-то началась с личного собрания картин Екатерины Великой.
Государственный Эрмитаж — гордость России, крупнейший в стране культурно-исторический музей, занимающий 6 исторический зданий, главным среди которых остается величественный Зимний дворец. Сегодня в Эрмитаже собрано почти 3 млн экспонатов: произведения живописи, графика, скульптуры, предметы прикладного искусства, коллекция нумизматики и археологические памятники.
В 1764 году Екатерина Великая получила его в счет долга Йоханна Гоцковского российскому князю Владимиру Долгорукому. Коллекция включала в себя более трех сотен картин, доставленных из Берлина. Общая стоимость полотен колеблется в пределах ста восьмидесяти тысяч немецких талеров восемнадцатого века. Таким образом, история Эрмитажа, что в переводе с французского означает «место уединения», началась с произведений Бабюрена, ван Дейка, Балена, Рембрандта, Рубенса, Йорданса и остальных нидерландских и фламандских живописцев. Из первоначального перечня картин сегодня в сохранности осталось девяносто шесть шедевров.
Первоначально помещения для коллекции отводились в залах Зимнего дворца. Позже было построено здание, которое сегодня известно как Малый Эрмитаж (фото располагается ниже). Но в процессе существования музея Екатерина Великая следила за увеличением числа экспонатов. Постепенно места стало не хватать, и за шестнадцать лет был построен архитектором Фельтеном Большой (или Старый) Эрмитаж.
За восемнадцатый век коллекция пополнилась многими тысячами произведений искусства. Были приобретены собрания саксонского министра, графа Генриха фон Брюля, коллекции французского барона Пьера Кроза, а также ряд шедевров из собрания премьер-министра Великобритании Роберта Уолпола. В девятнадцатом столетии дело императрицы Екатерины Великой продолжили Александр I и Николай I.
Они закупали уже не просто целые коллекции у разных знатных европейцев, а дополняли собрания эпох, стилей и отдельных художников. Так были приобретены «Лютнист» Караваджо и «Поклонение волхвов» Боттичелли. Большую роль в популяризации Эрмитажа сыграл Николай I. В 1852 году он открывает экспозицию для всеобщего обзора. До этого времени шедеврами могли полюбоваться только избранные лица из высших слоев общества. После открытия коллекции для публики в Новом Эрмитаже посещаемость достигла пятидесяти тысяч человек в первый год. Значительной фигурой в искусствоведении второй половины девятнадцатого века был Андрей Сомов, который был смотрителем музея в течение двадцати двух лет. Он составил несколько каталогов произведений итальянского и испанского искусства, которые экспонировались в залах Эрмитажа. Ситуация резко изменилась после отречения Николая II от престола и прихода к власти большевиков.
Для посетителей музей открылся в 1852 г., и уже тогда в нем были накоплены богатейшие собрания произведений искусства. Сегодня гости Эрмитажа могут любоваться такими шедеврами, как «Мадонна с младенцем» («Мадонна Бенуа») Леонардо да Винчи, «Святой Себастьян» Тициана, «Святое Семейство» Рафаэля, «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Апостолы Петр и Павел» Эль Греко. Посещение Эрмитажа, безусловно, — обязательный пункт программы визита в Санкт-Петербург.
В двадцатых годах двадцатого века история Эрмитажа претерпевает некоторые изменения. Коллекция пополняется из многих собраний имперской знати. Например, из залов Зимнего дворца была перенесена большая часть предметов интерьера, сокровища Великих Моголов.
В коллекцию вливались части расформированных собраний из Музея нового западного искусства (работы европейских импрессионистов и полотна Щукина, Морозова). Но галерея Эрмитаж несла и потери. Так, Бриллиантовая комната Зимнего дворца переехала в Московский Кремль, а основные работы художников семнадцатого века оказались в Музее изобразительных искусств. Переломным моментом стала распродажа шедевров в течение пяти лет (с 1929 по 1934 года). Это было неожиданным ударом по коллекции. За это время более сорока полотен потерял Эрмитаж. Например, «Благовещение» Яна ван Эйка сегодня хранится в музее Вашингтона.
Один из знаменитейших музеев мира. В него выстраиваются километровые очереди, независимо от погоды на улице. Он имеет много филиалов, свой театр, оркестр и необычных котов.О них позже.
Следующим испытанием стала Великая Отечественная война. Удивительный факт, но ни один экземпляр из двух миллионов эвакуированных на Урал экспонатов не был утерян. После возвращения лишь несколько из них нуждались в реставрации. В 1945 году Эрмитаж значительно пополнил коллекцию за счет берлинских трофеев. Были перевезены Пергамский алтарь и часть вещей из Египта. Но в 1958 году правительство Советского Союза возвращает их в Германскую Демократическую республику. После перестройки и падения советского государства Эрмитаж одним из первых объявил о хранящихся в его запасниках произведениях, которые для всего мира считались утраченными. Кроме этого, с помощью специально созданного фонда постепенно заполняются пробелы в экспонатах двадцатого века. Так, были приобретены произведения Сутина, Руо, Утрилло и других художников. Появляется проект «Эрмитаж 20\21», в ходе которого планируются покупки и показ работ современных авторов. В 2006 году была небольшая конфузия с пропажей двухсот мелких экспонатов (ювелирных изделий, столового серебра, икон и пр.). Но следствие быстро установило виновников краж, и большинство вещей удалось вернуть.
Залы Большого Эрмитажа.
Для новичка залы Эрмитажа являются подобием бесконечного лабиринта Кносского дворца на Крите. Здесь объединены три здания, в которых находятся двадцать восемь секций и около четырех сотен помещений. Итак, Государственный Эрмитаж, история которого была рассмотрена ранее, был открыт для публичного обозрения императором Николаем I. С того времени коллекции музея значительно пополнились. Сегодня здесь можно увидеть искусство Средней Азии, античных государств, Древнего Египта и Востока, памятники различных культур на территории Древней Сибири.
Здания.
В Санкт-Петербурге здания Эрмитажа составляют целостную архитектурную композицию. В нее входит пять главных объектов, два служебных и четыре отдельных помещения. Основу ансамбля составляют постройки на Дворцовой площади северной столицы. Здесь находятся Зимний дворец, Малый, Большой и Новый Эрмитаж, а также Эрмитажный театр.
С советского времени Зимний дворец отдан музею для размещения экспозиции. Этот дом являлся некогда главнейшим императорским зданием в Российском государстве. Он был построен в середине восемнадцатого века знаменитым архитектором Растрелли. До отречения Николая II это была основная зимняя резиденция правящей династии Романовых. Но главные залы Эрмитажа располагаются не здесь. Большинство предметов экспонируются в трех специальных зданиях – Большом, Малом и Новом Эрмитаже. Первое было построено Фельтеном в конце восемнадцатого века. Оно располагается на набережной и предназначалось для показа художественных собраний. Малый Эрмитаж состоит из Висячего сада, а также двух павильонов – Северного и Южного. Он возведен немного раньше Большого и является связующим звеном между классическими Эрмитажами и Зимним дворцом в стиле барокко. Новый Эрмитаж построен в неогреке. Он создавался специально для размещения в нем художественной коллекции «для публичного осмотра». Также здания Эрмитажа включают в себя гараж из шлакоблоков и запасной дом Зимнего дворца. Эти постройки считаются вспомогательными и служебными. Вне ансамбля Дворцовой площади в распоряжении музея находятся фондохранилище «Старая Деревня», Восточное крыло Главного штаба, дворец Меншикова и музей фарфорового завода.
Время работы: вторник, четверг, суббота, воскресенье — с 10:30 до 18:00, среда, пятница — с 10:30 до 21:00, выходной день — понедельник.
Как добраться: на метро до ст. «Адмиралтейская», «Невский проспект», «Гостиный Двор».
Цена билета для взрослых в Главный комплекс и все остальные филиалы — 700 RUB, в один из филиалов — 300 RUB. Для детей, студентов, пенсионеров РФ вход бесплатный. 7 декабря и первый четверг каждого месяца вход для всех бесплатный. Цены на странице указаны на ноябрь 2017 г.
На этом пока всё, но я продолжу.Всем спасибо и до встречи.
Дорога длиною в жизнь
Блог о путешествиях, жизни и творчестве
Мир — это зеркало
Эрмитаж. Небольшая история, полная восторга
Зима очень располагает к посещению музеев, вот и я, оказавшись в Питере в декабре, решила заполнить пробелы культурного просвещения и насладиться работами признанных мастеров.
Зимний дворец
Эрмитаж располагается в Зимнем дворце, который когда-то являлся главным императорским дворцом России. Построен в 1754-1762 гг архитектором Б.Ф.Растрелли. Конечно же, его оформление превыше всех похвал. Если фасад здания очаровывает взгляд, то что же внутри?
Спросив в кассе билет на посещение ВСЕХ залов и помещений музея, уплатив 400р с предъявлением паспорта гражданки России, я вошла внутрь…
И предстала предо мной красота неописуемая! Все дворцы, доселе виденные, померкли, по сравнению с роскошью убранств залов Эрмитажа. Каждая комната, зал, коридор – произведение архитектурного искусства. Каждый предмет быта – удивительное сокровище. Наверное, именно архитектурные решения произвели наибольшее впечатление, заставляя сердце замирать от восхищения.
Первоначально, обилие залов, расположенных на трех этажах, вводят в тупик – куда идти? Потому идешь наугад, куда глаза глядят, наслаждаясь искусством. Потом начинаешь более-менее ориентироваться, тем более на входе можно взять бесплатную карту с планом залов. У каждого зала есть номер, потому, когда понимаешь, что заблудился, начинаешь идти соответственно номерам.
Серебряная утварь дворца
Картины и экспонаты выставлены тематически. Имеется зал французского искусства, Италии, Испании, Англии, Голландии и других стран. Есть залы, посвященные древностям, античному миру, восточному искусству. Некоторые помещения отданы определенным авторам. Есть временные выставки, где фотографировать запрещено. В основном же, везде можно делать снимки, но без вспышки.
Личная гостиная Марии Александровны («Золотая гостиная»)
Будуар императрицы Марии Александровны
Библиотека Никоkая II
Оказавшись в Эрмитаже впервые, я не имела конкретной цели что-то посмотреть, хотелось увидеть все! И всего там было ой, как много. Потому, после обхода только лишь второго этажа, ноги еле-еле передвигались вперед.
Из известных мне мастеров на глаза попался только Тициан и Рубенс, что уже сильно порадовало.
Картина «Даная», Тициан
Искала картины Леонардо Да Винчи, и вроде бы внимательно искала, но так и не нашла. И только лишь вернувшись в гостиничный номер, решила спросить у Гугла, а есть ли в Эрмитаже Да Винчи? И Гугл ответил: «Конечно же, есть!». И тут я расстроилась – как же так, почему я его не увидела? Посмотрела фото зала с работами маэстро в интернете и с удивлением поняла, что я там, оказывается, была, только фотографировала в этом зале… дверь! А что, красивая дверь, какое тут может быть сравнение с картинами Леонардо. Дверь – наше все)))
Помню, еще смотрю, китаянка запечатлевает на телефон эти самые двери, и думаю – тоже сфотаю, красиво же. Сфотала и дальше пошла, а полотна Да Винчи так и остались незамеченными, а их там представлено два. Это «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта».
Зал Леонардо да Винчи
Малый Итальянский просвет
Храм Зимнего дворца
Повозка IV-III века до н.э.
Через четыре часа блуждания по залам Эрмитажа, я, с сожалением, констатировала факт, что сил на посещение Зимнего дворца Петра I и Главного штаба уже нет. И зря я покупала полный билет. Одно радовало – следующий день, 7 декабря, объявлен Днем Эрмитажа. На афишах значилось, что вход будет бесплатный. Потому в Главный Штаб я вернулась уже днем позже.
Главный Штаб
Это эффектное здание с триумфальной аркой, построенное в 1819-1829 гг архитектором К.И.Росси. Часть его отдана Эрмитажу. Попадая внутрь, оказываешься как бы среди зданий в здании. Видимо, раньше здесь было несколько домов, впоследствии объединенных одной крышей.
Вход действительно оказался бесплатным. И первое, что можно заметить – это красивая лестница со вставкой из зеленого стекла и огромные двери.
Вот такой экспонат 🙂
Большой зал квартиры Нессельроде
В залах главного штаба представлены картины художников XIX-XXI вв, коллекция Фаберже, а так же временные выставки. Больше всего мне запомнились работы Пикассо и Матисса. Я долго стояла и рассматривала полотна этих мастеров, чувствуя, что мой мозг не в силах осознать прелести и смысл данных работ, однако галочку «Я созерцала самого Пикассо и Матисса» мысленно поставила.
Ханс фон Маре (1837–1887) «Двор с гротом в мюнхенской королевской резиденции»
Обнаженная женщина (1907г), Пабло Пикассо
Два полотна Матисса — «Музыка» и «Танец».
Немного прекрасного — Роллер А.А. «Пейзаж с замком»
Яйцо Фаберже, единственное в Эрмитаже
А это свинки Фаберже 🙂
Что еще запомнилось – это временна выставка бельгийского художника Яна Фабра: «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния — воин красоты». Оценивать ее сложно, однако явно одно, равнодушным она не оставит никого. Чего стоят экспонаты из крыльев жука златки, картины, написанные шариковой ручкой, чучела собак и кошек, подвешенные среди серпантина, другие чучела, висящие в зубах черепов.
Картина из крыльев жука златки
Вот как комментирует это сеть: «Фабр рассказал, что трупы кошек и собак он собирал по шоссе, так как люди, стремясь избавиться от своих питомцев, выбрасывают их именно туда. Насекомых также никто не умерщвлял. Панцири и крылья жуков он брал в ресторанах азиатских стран – например, Сингапура и Малайзии, где их едят».
Что касается Зимнего дворца Петра I, то он оказался закрыт, потому на том экскурсия по Эрмитажу завершилась, оставив после себя ощущение красоты, вдохновения и удовлетворения от потраченного времени.
ПС: итак, можно поставить галочку – Пикассо видела, Матисса видела, Тициана видела, дверь рядом с картинами Леонардо Да Винчи видела.
Еще немного прекрасного напоследок — Пьер Нарцисс Герен «Ирида и Морфей»
Чего хочет женщина. 258 лет назад Екатерина II основала Эрмитаж
П о средам вход для посетителей открыт до 20.00. Пустынно. Почти никого. Только рассохшийся паркет по-старчески поскрипывает под ногами. Никаких новомодных подсветок и особых выставочных эффектов. Привычная рассеянная музейная тусклость. Стекла чуть бликуют. Смотрительницы в масках зорко следят за твоими передвижениями по залам. Но сами они по большей части безмолвные участницы невидимого музейного хора. Присутствуют, но их как бы и нет. Присматривают за тобой, но при этом нисколько не мешают. По крайней мере, мне они не мешают совсем.
Екатерина II Фото: предоставлено автором
Неожиданно вдруг начинаю понимать, что после всех московских новаций и изысков мне даже нравится академическая последовательность залов, разумная логика развески, лапидарная четкость подписей. Никакого кураторского произвола, только строго научная академическая система, сложившаяся за два с половиной столетия, но имевшая всегда своей целью просвещение и преображение — в соответствии с содержащейся в искусстве тайной.
Все это сегодня еще можно обрести здесь, в Государственном Эрмитаже. Час ученичества. Час общения с любимыми и великими. Час свободного полета по наитию и памяти.
Фото: предоставлено автором
Первый раз я оказался в Эрмитаже больше полувека назад. Тогда вход был с Дворцовой набережной. Шел июньский дождь. Мы с родителями стояли в очереди. Помню медленное восхождение по мраморной Иорданской лестнице куда-то ввысь. Это бело-золотое сияние стен, лепнины, зеркал, фантастических люстр… И виды из огромных окон на Неву и золотой шпиль Петропавловской крепости, пронзающий тревожное, хмурое ленинградское небо. Тогда мне хотелось пройти все залы, увидеть всех, кого я уже знал по путеводителям и плохим репродукциям. Эрмитаж щедро распахивал свои двери. Не таился, не жадничал, не кичился своими богатствами. Он был необъятен, прекрасен. И весь мой!
В залах Эрмитажа Фото: предоставлено автором
Тогда я готов был отстаивать любые очереди, давиться невкусными пирожками с повидлом в музейном буфете, но только чтобы еще и еще раз пройти по этим залам, постоять у любимых картин, пережить миг необъяснимого счастья. Вот и сейчас я иду к тем, кого знаю и люблю всю жизнь: нежный и тревожный Ватто, по-детски невинный и какой-то невещественный Шарден, безжалостный Веласкес, немногословные, но содержательные «малые голландцы» в траурных черных рамах. И Рембрандт, конечно, Рембрандт! С этими босыми огрубевшими пятками его блудного сына, молящими о пощаде убедительнее, чем любые, даже самые гениальные тексты на эту тему.
Поразительно, но Эрмитаж никогда меня не разочаровывал. Даже после всех великих музеев мира, в которых довелось побывать. В душе оставалась эта неприкосновенная территория, занятая только им и принадлежащая только ему.
До сих пор жалею, что упустил шанс принять участие в исторических съемках «Ноева ковчега» Александра Сокурова — фильма, снимавшегося одним непрерывным планом, в одном влюбленном порыве объять необъятное, прожить два с половиной века за два с половиной часа. Потом я смотрел фильм на большом экране и сердце сжималось от отчаяния: ну почему меня там нет! Ведь можно было поехать. Пусть в самой гуще массовки, пусть на неразличимом самом дальнем плане. Но мое место, конечно, было там, в том сокуровском «Ноевом ковчеге», который он снимал в пустом Эрмитаже.
По странной ассоциации вспомнил, как однажды давным-давно увидел Бориса Борисовича Пиотровского в окне «Красной стрелы». Это было на перроне Московского вокзала. Он стоял, глядя невидящими глазами на падающий снег. Седой человек с суровым, каким-то маршальским лицом, написанным иглой Дюрера или Гольбейна, каких уже сейчас не встретишь. Он торжественно проплыл мимо меня в уютном квадрате купейного окна, растворившись в темноте питерской вьюжной ночи.
Борис Пиотровский Фото: Борис Кауфман/РИА Новости
На днях вместе с его внуком, Борисом Михайловичем Пиотровским, вице-губернатором СПБ, мы презентовали новую книгу о чемпионате Европы по футболу, подготовленную командой «Сноба». А позавчера был день рождения Михаила Борисовича Пиотровского. После своего отца он директорствует в Эрмитаже 29 лет. В следующем году — юбилей. И это уже другая эпоха, проходящая в неустанных борениях, трудах и беспрерывных поисках средств на достойное содержание и развитие его музейной царства.
У меня перед глазами горы книг, величественно громоздящихся на директорском столе. И неизменный темно-синий шарф (цвет парижской ночи), вносящий ноту богемной элегантности в академически-степенный облик эрмитажного директора.
Михаил Пиотровский и Принц Уэльский Чарльз Фото: предоставлено автором
Помню его и в окружении чопорного семейства Романовых — бывших владельцев всех этих сокровищ. И в обществе принца Уэльского Чарльза, весело попыхивающего сигарой в екатерининском висячем саду. Мы были вместе и на вручении премии тогда уже смертельно больной и на вид смертельно усталой Захе Хадид, которая специально прилетела в Петербург, поскольку не могла отказать Пиотровскому.
Помню его, насупленного и напряженного, на общественных слушаниях, когда он вступил в жесткую конфронтацию с Ириной Александровной Антоновой из-за коллекции импрессионистов, которую она решила отобрать у Эрмитажа, чтобы воссоздать в Москве Музей западного искусства. Пиотровский был решительно против этой идеи и настоял на своем. С Ириной Александровной, которую он знал с детства, отношения были порушены. До нас, конечно, доносились лишь слабые отголоски и бледные всполохи битв, происходивших за закрытыми дверьми. На самом деле это только кажется, что музейные люди — сдержанные, холодноватые, воспитанные. Это люди больших страстей, живущие в окружении большого искусства. Таким был его отец, такой была Ирина Александровна, таким является сам Михаил Борисович. К тому же с примесью южной, армянской крови!
Михаил Пиотровский в своем кабинете Фото: предоставлено автором
А двери его директорского кабинета всегда нараспашку. Я это хорошо запомнил потому, что один раз удостоился строгого замечания, когда попытался ее неловко прикрыть: «Не закрывайте, пожалуйста». И вчера я снова убедился: Эрмитаж открыт. После всех испытаний и печалей последних лет первый музей страны остается все тем же непотопляемым островом европейской цивилизации и подлинно великой культуры, каким он был когда-то задуман своей основательницей императрицей Екатериной Великой.
7 декабря, в ее день тезоименитства, Государственный Эрмитаж празднует свой день рождения. Как обычно, к этому дню полагается приходить с подарками: две новые выставки. Одна только что открылась — Альбрехт Дюрер в Николаевском зале. Вся мудрость и меланхолия мира, запечатленная в серии черно-белых офортов и гениальных рисунков. И тут же через Дворцовую площадь весь бессмертный гламур ХХ века — лучшие фотографии великих летописцев моды «Красота и стиль. История модной фотографии. Большая выставка из собрания Фонда Still Art», развернувшаяся в залах Генерального Штаба. Тут они все: от Хорста П. Хорста до Ричарда Аведона, от Ирвина Пенна до Хельмута Ньютона. Фотографии, ставшие классикой и даже в каком-то смысле эмблемой своего времени.
Фотографии Хорста П.Хорста Фото: пресс-служба Эрмитажа
А ведь я помню, как еще 15 лет назад Михаил Борисович недовольно морщился, когда слышал слово «мода». «История костюма», — осторожно поправлял он меня, большого энтузиаста вторжения haute couture на музейную территорию. Тогда мода и Эрмитаж казались несовместными понятиями. И даже поддержка талантливого дизайнерского дуэта из Амстердама Viktor&Rolf, которого я привлек в сообщники, тогда не помогла. А может, это мне не хватило настойчивости и упорства? Эрмитаж не для спринтеров. Любой проект здесь — это долгая дистанция длиною в жизнь.
Но мода, пусть и не с парадного входа, все-таки ворвалась в эрмитажные покои. В прошлом году был чопорный англичанин Сесил Битон на фоне розового стекляруса, а теперь пришла очередь его конкурентов по глянцевым полосам изданий Conde Nast. И даже то, что открытие этой выставки приходится на екатеринские дни, мне представляется тоже символичным.
В конце концов, Екатерина была не только великой императрицей, но и женщиной. И, как любая настоящая женщина, была неравнодушна к моде. Она просто не могла позволить махнуть на себя рукой. В конце концов, на ее образ великой просвещенной монархини работали лучшие умы и таланты Европы. И все, что сегодня мы имеем, — это во многом их рук дело, помноженное, конечно, на гений пиара, вкус и интуицию императрицы, пожелавшей в кратчайшие сроки создать лучший музей в мире.
Ну а то, что хочет женщина, как известно, хочет Бог!