Что было на месте самары в древности
История
История Самарского края уходит в глубокую древность, об этом свидетельствуют открытия археологов. Уже в эпоху палеолита здесь появились стоянки первобытных людей. В период бронзы и железа количество поселений возрастает, население, наряду со скотоводством, занималось земледелием и ремесленным производством.
В конце IX – начале Х веков Самарская Лука вошла в состав раннефеодального государства Волжская Болгария. В Х веке на окраине этого государственного образования возник Муромский городок, игравший заметную роль в развитии ремёсел и торговых связей с кочевнической степью. Эти традиции были нарушены монгольским нашествием.
Первое историческое упоминание о местности, на которой позже возникла Самара, относится к 1357 году, когда Святой Алексий, митрополит Московский и Всея Руси, на пути из Орды посетил «жившего близ устья реки Самары благочестивого пустынника и, взирая на счастливое местоположение окрестностей, предрёк существование большого города «…в котором просияет благочестие и который никакому разорению подвержен не будет».
Упоминание поселений возле Самарской Луки, в том числе пристани с «крепостцой со служивыми людьми» у места впадения реки Самары в Волгу в русских летописях приходится на 1361 год, а поселение-пристань Samar впервые было отмечено на карте венецианских купцов Пицигано в 1367 году.
На протяжении столетий подлинными хозяевами Самарского Заволжья были кочевники.
Во второй половине XVI века территория Самарского Поволжья являлась одним из центров складывания русского казачества. Этому способствовали помимо политических и экономических причин природные условия – Самарская Лука с её глухими лесами и горами, укромные пойменные острова, волжский торговый путь. В районе современного села Переволоки можно было без особых усилий перебраться из Волги в реку Усу, через неё в опять Волгу, и наоборот, что позволяло казакам легко уходить от погони и внезапно появляться для новых набегов. Места основных стоянок виднейших атаманов волжских казаков – Барбашина поляна, Ермакова поляна.
До середины 80-х гг. на территории Самарского края не было ни крепостей-городков, ни постоянных гарнизонов. Идея строительства русских городов-крепостей на великом волжском пути между Казанью и Астраханью появилась после присоединения края к Русскому государству, когда Волга стала основной торговой артерией страны. Этот путь необходимо было обезопасить.
Самара была основана в 1586 г. по указу царя Фёодора Иоанновича как крепость с целью защиты судоходства на участке реки, протекавшей рядом с городом, и для охраны границ. Руководителем строительства был назначен воевода – князь Г.О. Засекин.
Засекин начал строить город на правом берегу реки Самары, где она разделялась на два рукава, за пределами «Самарского урочища». Было решено не прятать крепость за протоками и озёрами, а поставить её на самом видном месте, откуда гарнизон мог успешно контролировать передвижение кочевых орд и полностью перекрывал дорогу (по обоим самарским рукавам) на волжские просторы.
Первые известия о построенном Самарском городе появились в конце лета 1586 года, а в начале сентября крепость уже принимала многочисленных гостей – послов, стрельцов, свиту крымского царевича. Через Самару много раз следовали русские и иноземные посольства. В числе иностранных дипломатов и путешественников были здесь немец Адам Олеарий и голландец Корнилий де Бруи, оставившие самые ранние описания Самары и достопримечательных мест. Олеарий сделал и первый рисунок Самарского городка.
В конце XVI – начале XVII веков на территории Самарской Луки начал складываться земледельческо-промысловый район со своим оседлым постоянным населением. Особенностью освоения Самарского края являлось то, что оно осуществлялось как русскими людьми, так и народами Поволжья – мордвой, татарами, чувашами. Поселенцы разных национальностей жили в добром соседстве друг с другом, постепенно возникали сёла и деревни со смешанным национальным составом. Всё это способствовало взаимообогащению культур всех народов.
Как и в других пограничных крепостях, в Самаре начало складываться своё местное, обросшее дворами и семьями, служилое население. Элиту самарского гарнизона, по данным росписи 1681 г., составляли 18 дворян и детей боярских. Основной военной силой крепости были стрельцы: около трёх сотен пеших и сотня конных. Под стенами крепости в особой слободе жили яицкие казаки.
Крупное промышленно-ремесленное производство в Самаре было развито слабо. В списке ремесленников города перечисляются следующие специальности: бондари, иконники, камышники, кирпичники, кузнецы, плотники, портные, сапожники, серебрянники, солоденники, сыромятники, рыбники, харчевники, часовники, шапочники, калачницы, хлебницы и молочницы. Весьма значимым для самарских жителей являлся рыбный промысел.
В 1688 году Самара получила статус уездного города.
В XVIII веке Самара из изолированного опорного пункта на Волжском пути становится частью системы пограничных укреплений, прикрывших от набегов степняков обширные районы на левобережье Волги. В 1700 г. был заложен укреплённый пригород Самары Алексеевск, а спустя три года началось строительство Сергиевска. В 1731 г. последовал указ Сената о строительстве Ново-Закамской линии. Общая протяжённость укреплений Ново-Закамской линии вытянулась в 230 км, из них 180 проходили по территории современной Самарской области.
В 1737 году Василий Никитич Татищев, блестящий администратор и учёный, соратник Петра, строит Ставрополь-на-Волге (ныне Тольятти).
Ещё в 1683 году на месте Сызранского городища примерно в 110 км к западу от Самары была основана крепость Сызрань, входившая в Сызранскую засечную черту. В 1796 крепость была преобразована в город Сызрань.
В XVII – XVIII веках Самарский край оказалась в эпицентре двух крестьянских восстаний. В 1670 году Самара была захвачена войсками Степана Разина, а в 1773 году – открыла ворота перед войском Емельяна Пугачёва. Позже А.С. Пушкин проедет через наш край, собирая легенды и рассказы о пугачёвском восстании.
Бунт Пугачёва, потрясший Российское государство, подтолкнул Екатерину II к проведению реформы административного устройства. 15 сентября 1780 г. был издан указ об образовании Симбирского наместничества (губернии). Сюда отошла основная часть Самарского края. Земли на Самарской Луке, по нижнему течению Сока, Кондурчи, Самары, Мочи, Безенчука и далее на запад по левому берегу Волги образовали Самарский уезд. Территории к северу и западу от Самарской Луки вошли соответственно в Сенгилеевский и Сызранский уезды. Левый берег Волги к северу от Луки до реки Черемшан и за неё оказался в Ставропольском уезде.
XIX век застал Самару небольшим уездным городом с крепостью, занимавшей чуть больше трёх десятин площади. Население Самары составляло около 4 тысяч человек.
В это же время население Ставрополя составляло свыше 2,5 тысяч человек. Одновременные сведения по Сызрани имеются только в отношении податного населения, самого многочисленного среди городов края: 3100 купцов и мещан, более 250 разночинцев, около 70 дворовых.
В конце 30-х – начале 40-х годов Самара начала исподволь преображаться. Усилившаяся колонизация края и рост коммерческих посевов пшеницы привлекли сюда интересы многих богатых фирм. В 1843 году от самарской пристани отошёл первый пароход с грузом, открыв регулярное движение судов пароходного общества «По Волге» (пароходы начали делать рейсы по Волге с 1828 г.).
Умножившиеся помещичьи имения дали городу новых обитателей из дворян, строивших здесь свои дома. Из среды местного дворянства вышли люди, внёсшие большой вклад в русскую культуру: поэт И.И. Дмитриев, писатель С.Т. Аксаков, историк, будущий академик П.П. Пекарский. Во второй половине 40-х годов самарское образованное общество пополнилось новыми заметными фигурами: в 1846 г. прибыли на жительство декабристы братья Беляевы. В 1848 году Самару впервые посетил А.Н. Островский в качестве агента Московского коммерческого суда. Самарское общество, для которого он в доме Головина читал своего «Банкрута», устроило ему восторженный приём.
В нашем крае в XIX и начале XX веков бывали и работали художники И.Е. Репин, В.И. Суриков, И.К., Ф.А. Васильев, писатели Л.Н. Толстой, В.Г. Короленко, А.М. Горький, Н.Г. Гарин-Михайловский. Здесь родились писатель А.Н. Толстой и поэт А.В. Ширяевец. В 1857 г. Самару посетил Т.Г. Шевченко. В 1920-е годы с Самарской областью была связана деятельность Я. Гашека, В.В. Маяковского, А.С. Неверова, К.С. Петрова-Водкина и многих других выдающихся людей.
6 декабря 1850 года император Николай I издал Указ Правительствующему Сенату о создании с 1 января 1851 года Самарской губернии, центром которой стала Самара с населением в 20 тысяч жителей. Новая губерния состояла из семи уездов: Самарского, Ставропольского, Бугульминского, Бугурусланского, Бузулукского, Николаевского и Новоузенского. Жителей числилось 1 529 343 душ обоего пола. Всех поселений насчитывалось 2022, из них городов – 8. По данным на 1856 года городское население составляло 3,19%, сельское – 96,81%.
После падения крепостного права социально-экономическое развитие края ускорилось. Рост торговли и промышленности был связан со строительством железных дорог и развитием волжского речного транспорта, превращением Самары в крупный транспортный узел, связывавший центр страны с Сибирью и Средней Азией.
К этому времени относится расцвет самарского купечества. Оно осваивало различные сферы деятельности: торговлю, промышленность, сельское хозяйство. Среди крупных купеческих семейств можно назвать Шихобаловых, Курлиных, Аржановых, Субботиных и др. В результате бурной деятельности купечества Самара преобразилась: возводились особняки и доходные дома, храмы и больницы, магазины и пристани.
В 1869 г. местное начальство добилось правительственного запрещения строить деревянные дома в старой части города. Центр стал быстро застраиваться каменными зданиями. Динамично развивалась главная улица Самары – Дворянская (в настоящее время улица Куйбышева), ставшая «любимым местом гульбища самарского общества в зимний сезон, как Невский проспект в Петербурге». Главенство новой центральной улицы города обеспечила Алексеевская площадь (в настоящее время площадь Революции), названная в честь митрополита Московского и Всея Руси Алексия – святого покровителя Самары. За городом (ранее городская черта заканчивалась значительно ближе к исторической части города), вдоль Волги, разместились крупные дачи состоятельных самарцев. Особенно живописной была дача Аннаева с кумысолечебницей, выстроенная в стиле средневекового французского замка.
К концу XIX веке в Самаре было 46 заводов и фабрик, где работало 2,5 тысячи постоянных рабочих. Самым приметным явлением промышленной архитектуры стал пивоваренный завод. В 1880 через Волгу в районе г. Сызрани был построен и ныне действующий Александровский железнодорожный мост. В 1900 году – первая электростанция. К 1917 году в Самаре уже действовало 90 промышленных предприятий, механическая хлебопекарня, элеватор ёмкостью 3,5 млн. пудов зерна. Население Самары достигло 150 тысяч человек.
Особое значение в общественно-политической жизни Самары второй половины XIX в. Имело создание Самарского знамени. Под ним сражались русские и болгарские ополченцы во время русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. И именно оно стало символом славянского братства.
Революционный вихрь 1917 года захватил и перевернул сложившийся в крае жизненный уклад. Различные общественные течения, политические партии и организации функционировали в губернском и уездных центрах, пытались воздействовать на массовое рабочее и крестьянское движение. Октябрьский государственный переворот 1917 года произошёл в городе без единого выстрела. О победе советской власти объявил со сцены цирка-театра «Олимп» (современная филармония) В.В. Куйбышев.
В июне 1918 года советская власть в городе была свергнута соединёнными усилиями городских повстанцев и чехословацкого корпуса из военнопленных австро-венгерской армии. На 4 месяца власть перешла к КОМУЧ – комитету бывших членов учредительного собрания. В этот момент была создана Российская республика из нескольких губерний, занятых чехами, и Самара стала её столицей. 7 октября 1918 года советская власть была восстановлена при отступлении чехов из города и входа туда частей Красной Армии под командованием Василия Чапаева и Гая.
В 1935 году решением Советского правительства Самара была переименована в Куйбышев.
Во время Великой Отечественной войны Куйбышев с 15 октября 1941 года по указу Государственного комитета обороны являлся столицей СССР: здесь были размещены Правительство, дипломатические представительства (20 посольств и миссий), Большой театр и многие эвакуированные из западных районов страны предприятия. Для Верховного главнокомандующего И.В. Сталина был построен подземный бункер с рабочим кабинетом на глубине 37 метров (с 1990 г. открыт для посещения экскурсионными группами). В Куйбышеве в эвакуации жили и работали Д.Д. Шостакович, И.Г. Эренбург, Ф.В. Гладков, Э.Г. Гилельс, В.П. Катаев.
5 марта 1942 года в Куйбышеве была закончена и впервые исполнена седьмая Ленинградская симфония Д.Д. Шостаковича.
За годы войны с аэродрома авиационного завода на фронт поднялись тысячи знаменитых штурмовиков ИЛ-2. В дни обороны Кавказа, на город легла забота по снабжению армии и народного хозяйства горючим. Куйбышев тогда называли «Вторым Баку». С 1940 по 1945 год уровень промышленного производства увеличился в 5,5 раз.
После войны Куйбышев стал крупнейшим промышленным и культурным центром СССР и современной России. Здесь создан мощный потенциал авиационной, машиностроительной, металлургической, электротехнической, кабельной, нефтеперерабатывающей и лёгкой промышленности. Гагарин стартовал в космос 12 апреля 1961 года на ракете, собранной в Куйбышеве.
В 1990 году городу и области были возвращены исторические названия – Самара и Самарская область.
Прошлое и настоящее Самарского края – славные героические, трудовые и культурные страницы летописи России.
На чем стоит Самара
Под нашим городом до сих пор хранятся исторические ценности. Раскопки проводили и проводят в разных районах Самары.
Мы решили изучить те места, где и по сей день возможно найти свидетельства проживания людей сотни и тысячи лет назад. Помог в этом исследовании кандидат исторических наук, ученый секретарь Самарского областного историко-краеведческого музея имени Алабина Дмитрий Сташенков.
Барбошина поляна
поселение времен Золотой Орды
Исторически верным названием является Барбашина поляна. Так именовал это место Петр Алабин, когда в XIX веке во время археологических экскурсий он находил в устье Барбашинского оврага кремневые «стрелки» и прочие изделия каменного века.
Тот же топоним в начале XX века употребляли в своих работах член императорского археологического общества Владимир Глазов, самарский агроном Василий Миллер, самарские краеведы Константин Головкин, Вениамин Ефимов и журналисты газет. В дореволюционных открытках допускалась вариативность «Барабошина поляна», «Барбышина поляна» или «Барбышева поляна».
В районе Барбошиной поляны находится поселение и могильник времен Золотой Орды. В этих местах когда-то жило смешанное русско-мордовское население. Оно занималось земледелием, ремеслом, рыбной ловлей. Сюда их насильно переселяли монгольские правители. Поселение погибло, по всей видимости, к началу 1360-х годов.
С конца XIX века Барбашинский могильник несколько раз подвергался разрушениям из-за строительных работ.
Начиная с 1907 года в этом месте неоднократно проводились археологические раскопки. За много лет исследований ученые выявили на Барбошиной поляне более 200 захоронений.
В мужских погребениях находили железные кресала, ножи, предметы конской сбруи, оружие: накладки на колчан, наконечники стрел, копий, топоры. Особый интерес представляют фрагменты наборных поясов с изображением диких животных. Последние изготавливали для представителей монгольской аристократии.
В женских захоронениях находили бусы, браслеты, височные кольца, застежки-сюльгамы, серебряные и бронзовые перстни. Перед погребением в могилу могли поставить и глиняный лепной сосуд.
Там, где были захоронены дети, ученые обнаружили бусы, амулеты — подвески из просверленных клыков волка или лисицы. Иногда археологи находили остатки пищи: кости курицы и ребра коровы.
В 2011-2013 годах археологи СОИКМ имени Алабина и Института истории и археологии Поволжья возобновили раскопки на Барбашиной поляне и исследовали еще несколько погребений. По итогам раскопок ученые смогли реконструировать и внешний облик людей, захороненных на Барбашинском могильнике.
Площадь Славы
место стоянки охотников
В 1926 году во время осмотра строительной траншеи на Воскресенском спуске (а ныне спуска в районе площади Славы) археологами М.Г. Маткиным и А.И. Тереножкиным было обнаружено место древней охотничьей стоянки.
Этот факт подтверждали найденные на глубине трех метров от поверхности артефакты — бивень мамонта, раздробленные кости животных и кремниевые отщепы — обломки орудий, с помощью которых разделывали тушу животного.
По предположениям археологов, находки относятся к эпохе верхнего палеолита — древнего каменного века, и их возраст составляет не менее 15-20 тысяч лет.
Что влекло людей к берегу Волги? Во-первых, здесь имелись выходы кремния, основного материала, из которого изготавливали орудия в эпоху каменного века. Во-вторых, большое количество животных, которые выходили к реке по пологому спуску, где на них было удобно охотиться.
Еще в 1926 году место находки было взято на заметку археологами, однако провести там раскопки до настоящего времени не удалось. Кроме того, пока неизвестно и точное местонахождение археологического памятника.
В 2017 году археологами были зафиксированы начинавшиеся строительные работы на волжском склоне. На осмотренном участке находок не было, так как работы затронули только верхний слой почвы, не доходя до уровня, где, предположительно, могут находиться свидетельства пребывания здесь людей тысячи лет назад.
— Если археологический памятник будет здесь обнаружен, то это будет настоящее открытие. В таком случае почему бы не создать на этом месте музейный комплекс? — отмечает Дмитрий Сташенков.
Постников овраг
мамонты, бизоны и носороги
Много-много лет назад в районе разворотного кольца трамваев на улице Ново-Садовой существовали поселения древних людей.
В сентябре 1922 года археолог Михаил Маткин и краевед Константин Головкин обнаружили каменные орудия в осыпи берега в устье Постникова оврага. При проведении раскопок также нашли артефакты разных эпох. Наибольший интерес для специалистов представляют выявленные на глубине около двух метров каменные орудия, кострище и фрагменты костей животных, в том числе мамонта. Археологи считают, что наиболее ранние находки относятся к эпохе верхнего палеолита. Это время становления человека современного типа. Климат последней ледниковой эпохи был очень суров, и люди вынуждены были развиваться, чтобы выжить. В результате они приобрели навыки в технике обработки камня, кости, шитье одежды.
Активная застройка Постникова оврага практически «похоронила» культурный слой археологического памятника. Однако в 2007 году во время археологических работ Дмитрием Сташенковым были найдены участки с сохранившимся культурным слоем, в котором находились кремневые орудия. Еще два новых пункта находок палеолитической эпохи были открыты в 2013 году московскими археологами.
Основным видом деятельности людей той эпохи было собирательство, рыболовство и охота на крупных животных: мамонтов, бизонов, шерстистых носорогов.
Территорию современного Постникова оврага люди заселяли и позднее. К примеру, в бронзовом веке здесь было несколько поселений. Свидетельства этому — найденные фрагменты керамических сосудов срубной культуры (названа из-за традиции хоронить усопших в могилах, которые имели деревянные срубы) и другие предметы быта древних людей. Существовали здесь поселения и в раннем железном веке, и в эпоху средневековья.
Имеются среди находок и фрагменты русской керамики XIII-XIV веков — свидетельство существования в устье Постникова оврага небольшого поселения в эпоху Золотой Орды.
Постников овраг получил свое название в 1858 году по фамилии доктора Нестора Постникова, открывшего здесь кумысолечебницу для больных туберкулезом. С августа 2012 года существующая здесь и сейчас клиника стала Самарским областным клиническим противотуберкулёзным диспансером имени Постникова.
Улица Первомайская
эпохи поздней бронзы во дворе дома
Осенью 1971 года на улице Первомайской между Ново-Садовой и проспектом Ленина было обнаружено погребение, частично разрушенное при прокладке телефонного кабеля. Сейчас там расположен двор одного из жилых домов.
Как отмечает Сташенков, в том районе могильники больше не находили. Погребенный лежал на левом боку, с подтянутыми к животу ногами, головой на северо-восток. Руки были согнуты в локтях, кисти перед грудью. Традиционно такая поза объясняется либо тем, что человек «засыпает», чтобы проснуться в ином мире, либо она повторяла положение младенца в утробе матери.
На месте погребения также были обнаружены два плоскодонных глиняных сосуда. В них находилась пища — каша или похлебка, что должно было обеспечить усопшему пропитание во время путешествия в загробный мир. Зачастую на посуде присутствовали орнаменты в виде зигзагов, штрихов и отпечатков, выполнявших функцию оберега. Достойное существование «по ту сторону» должны были обеспечивать и украшения, которые нередко клали с усопшим.
По мнению археологов, положение тела, а также форма сосудов говорят о принадлежности погребения к срубной культуре позднего бронзового века. Это примерно середина II тысячелетия до нашей эры. В то время люди научились изготавливать бронзовые орудия труда и украшения, а также появилась торговля, в том числе металлом.
Многие ученые считают, что люди срубной культуры (названа из-за традиции хоронить усопших в могилах, которые имели деревянные срубы) — это индоевропейцы. Это была далеко не первая археологическая находка бронзовой эпохи на территории нашего города.
В 1929 году возле поселка Красный Кряжок при раскопках курганного могильника было обнаружено несколько детских погребений, в которых также находились сосуды. Они были изготовлены из глины и примеси — шамота в виде крошки (она получалась после дробления старой посуды). Эксперты предполагают, что эти погребения также относятся к срубной культуре эпохи бронзы.
116-й километр и Крутые Ключи
миграционный путь венгров
Много лет назад, по предположениям ученых, через Самарскую область пролегали миграционные пути мадьяр на запад.
Поселок 116-й километр и микрорайон Крутые Ключи находятся в разных частях города и примерно одинаково отдалены от его географического центра. Но эти «полюса» современной Самары связывает прошлое: когда-то там проходили маршруты древних венгров.
Свидетельства тому были обнаружены еще во второй половине прошлого столетия. В 1969 году во время земляных работ на «стошке» рабочие обнаружили погребение кочевника IX века. В захоронении обнаружили саблю, железные наконечники стрел, кольцо от удил, стремя, бронзовые украшения конской сбруи.
Артефакты были переданы в областной краеведческий музей. Аналогичные находки поступили в музей имени Алабина и в 2007 — 2011 годах. Их обнаружили во время строительства торгового центра «Мега» и жилых домов в Крутых Ключах. В строительных котлованах также были найдены изделия из железа: сабля, наконечники стрел, удила и портупейные кольца.
Ученые изучили артефакты и пришли к выводу, что в погребениях находились останки мужчин, скорее всего всадников-воинов, которые по своей этнической принадлежности были венграми. Дело в том, что территория самарского Поволжья входила в зону традиционных кочевых маршрутов мадьярских племен, среди которых были предки современных венгров.
Археологи полагают, что через Самарскую область мог пролегать и маршрут мадьярской миграции на запад. В IX веке венгерские племена уходили с территории своей прародины — Великой Венгрии, располагавшейся, по мнению некоторых ученых, в Волго-Уралье.
Основным занятием древних венгров было кочевое скотоводство. В течение года они проходили сотни километров, переходя с зимних пастбищ на летние. Свидетельств пребывания их на территории Поволжья не так много, в основном это отдельные захоронения. Ни одного долговременного поселения венгров пока не найдено.
Студеный овраг
от Каменного века до Золотой Орды
В 2011-2013 годах во время разведочных работ в Студеном овраге археологи обнаружили селище (неукрепленное поселение, обычно располагавшееся вблизи воды). Оно представляло собой многослойный археологический памятник сразу четырех эпох – каменного века, эпохи бронзы (рубеж III-II тыс. до н.э.), эпоха раннего железного века (рубеж II-I тыс. до н.э.) и эпохи раннего средневековья (III-VII вв. н.э.).
Археологи решили разделить «фронт работ» на два раскопа. В первом из них были найдены фрагменты вылепленных от руки плоскодонных сосудов с примесью шамота в глиняной массе. По мнению экспертов, находки скорее всего принадлежали киевскому или колочинскому кругу памятников (название происходит от археологических культур – киевской и колочинской, носителей которых археологи связывали с праславянским населением). Вполне вероятно, что население, в середине I тыс. н.э. в районе Студеного оврага, также было связано со славянами.
Во втором раскопе обнаружили кости животных (крупного рогатого скота, медведя, рыбы, лошади) и фрагменты лепных круглодонных сосудов с примесью дробленой раковины. Подобной посудой пользовались племена охотников и рыболовов, жившие на рубеже бронзового и раннего железного веков.
Кроме того, во время раскопок недалеко от селища археологи обнаружили несколько скоплений изделий из железа. Среди находок были предметы конской упряжи, ремесленные инструменты и сельскохозяйственные орудия. Возможно, эти находки были приношением людей во время каких-то магических обрядов, совершавшихся в эпоху Золотой Орды.
Пещера братьев Греве
бывшее святилище
Когда-то сюда приносили дары божествам.
Пещера расположена в Сокольих горах между Студеным и Коптевым оврагами. По одной из версий, свое название пещера получила по фамилии двух братьев-гимназистов — Леопольда и Конрада Греве, обнаруживших ее в начале прошлого столетия.
Первые попытки археологов изучить пещеру датируются 1924 годом, — тогда в пещере были обнаружены несколько фрагментов болгарских сосудов и предмет, сделанный из челюсти животного.
В целом же археологические находки пещеры братьев Греве говорят о пребывании здесь людей в самые разные эпохи, однако больше всего находок относится к эпохе бронзы. Это рыболовные крючки, ножевидные пластины, наконечники стрел, фрагменты глиняных сосудов.
Также в числе находок — костяные наконечник стрелы, игла, кольцо, подвеска-амулет из клыка кабана и каменный инвентарь: наконечники стрел, ножевидные пластины и мотыгообразное орудие.
По предположению специалистов, найденные артефакты могут свидетельствовать о том, что когда-то в пещере находилось святилище, куда приносились дары божествам в обмен на удачу и везение.
Коптева гора
место первой самарской крепости
Если подняться на вершину Коптевой горы, можно оказаться на месте древнего городища (укрепленное поселение; обычно они располагались на возвышенностях, ограниченных оврагами, крутыми берегами рек). Его возвели в раннем железном веке, в первой половине первого тысячелетия до нашей эры. Для защиты от врагов обитатели этих мест насыпали небольшие валы, укрепив их частоколами из бревен. По мнению археологов, именно это сооружение можно считать прототипом первой крепости на территории Самары.
Ученые пока не смогли установить, кто именно жил на территории городища на Коптевой горе. На месте поселения нашли фрагменты разбитых круглодонных горшков с орнаментом — вдавлениями по венчику и шейке. Целую посуду как правило люди забирали с собой.
По найденной керамике археологи сделали вывод, что это место является археологическим памятником белогорского типа эпохи раннего железного века (этот тип памятников получил свое название по городищу Белая гора на Самарской Луке). Известно, что люди этой эпохи занимались преимущественно скотоводством, земледелием, рыболовством. При этом на территории городищ они не жили, а использовали укрепленные поселения для укрытия от вражеских набегов кочевников-савроматов.
Кирпичные сараи
древние мастерские в современном городе
Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание «кирпичные сараи»? Уж явно не поселение, расположенное на правом берегу реки Самары, недалеко от ее впадения в Волгу. Однако летом 1922 года археологам удалось обнаружить здесь несколько поселков бронзового века (III-начало I тысячелетие до нашей эры).
Во время раскопок у оврага здесь были найдены два обломка каменной литейной формы для отливки серпов. Под большим обломком формы лежала костяная поделка в виде рукоятки какого-то орудия. Рядом также находились фрагменты лепного орнаментированного сосуда. Среди археологических находок также были небольшое долотце из бронзы и несколько костяных изделий.
Осенью того же 1922 года при раскопках были найдены толстостенная керамика с примесью шамота (вид огнеупорной глины), фрагменты сосудов. Также было обнаружено несколько костяных орудий — шило-проколка, серп, ручка одного из орудий. Каменные находки представлены тремя молотами для дробления руды и двумя обломками литейной формы. Они применялись для отливки косарей или серпов.
Также на поселении археологами были найдены предметы из бронзы. Это был серп и плоская пластинка, которая, по всей видимости, могла выполнять функцию ножа.
По мнению специалистов, найденные артефакты свидетельствуют о том, что здесь в эпоху бронзового века находились бронзолитейные мастерские, оставленные населением так называемой срубной культуры, бытовавшей в Поволжье в XVII-XIV вв. до н.э.