Что было на месте северодвинска в царской россии
Достопримечательности Северодвинска: 25 лучших с фото и описаниями
К удивлению, туристы нечасто посещают достопримечательности в Северодвинске – «городе северных корабелов», судостроительном центре Северо-Запада России, в живописном месте Архангельской области, где суровое Белое море принимает воды Северной Двины. По меркам российской истории он достаточно молодой. Поселение кораблестроителей, давшее ему начало, возникло уже в советское время – в 1936 г. Оно неоднократно переименовывалось, носило названия «Судстрой» и Молотовск, а нынешнее обрело в 1957 г.
Главные достопримечательности в Северодвинске – ТОП-5
Сперва о самых интересных местах Северодвинска, которые нужно посетить даже в том случае, если ваше посещение города займет всего один день.
Музей производственного объединения «Севмашпредприятие»
В промышленном городе главной достопримечательностью, средоточием жизни, быта и истории является производство – градообразующее предприятие. В Северодвинске это судостроительный завод, известный под сокращенным названием «Севмаш».
Он обрел славу благодаря изготовлению подводных лодок. Для туристов интересен работающий на предприятии музей, рассказывающий о становлении и развитии местного судостроения, история которого тесно переплетается с прошлым всего города. В музее уделено внимание не только «местным сюжетам», но и вехам истории и современности северного военно-морского флота России в целом.
Многие мальчишки заинтересуются кораблями, экспозиция музея не оставит их равнодушными, предложив познавательное и увлекательное погружение в промышленную и военно-морскую тематику.
Николо-Корельский мужской монастырь
Одна из немногих древних достопримечательностей, раскрывающая историю и культуру местности за много веков до того, как был основан город. По легенде, монастырь возник на месте гибели двух молодых людей – Антония и Феликса, сыновей Марфы-посадницы из Новгорода. Скорбящая мать велела построить здесь храм, освященный в честь Святого Николая.
Храмовый комплекс работает до наших дней, в нём и сейчас проводятся службы. А вот история самого монастыря закончилась ещё до того, как на карте страны появился город Северодвинск. Его закрыли в 1920 г., к тому моменту за плечами обители была богатая история и слава «культурного и просветительского» центра северного края.
Некогда здесь размещалась школа, обучавшая ребятишек из окрестных деревень. В 1731 г. через монастырь лежал пеший путь самого знаменитого уроженца Архангельской земли Михаила Васильевича Ломоносова. В истории обители значится факт о том, что именно монастырский обоз помог будущему светилу отечественной науки добраться до Москвы.
Ещё в царское время монастырь использовали для «ссылки» неугодных, эта «неприятная» функция выполнялась им и после закрытия. Советские власти разместили здесь трудовые лагеря. С 1938 по 1961 гг. тут размещался печально известный Яринлаг. Ныне часть монастырских помещений занята судостроительным производством.
Памятник М.В. Ломоносову
Архангельские земли и территории современного Северодвинска связаны с именами нескольких известных людей, фигура Михаила Ломоносова в этом списке однозначно стоит особняком. Пусть он и не жил здесь, как многие культурные деятели, а лишь проезжал мимо – его фигура значима для всего региона.
Знаменитого ученого и литератора увековечили в Северодвинске в 1958 году. Местный памятник является одним из самых известных скульптурных воплощений Михаила Васильевича.
Монумент работы скульптора М. Алещенко и архитектора М. Насекина расположился на пересечении проспекта Ленина с улицей, названной именем ученого. Фигура энциклопедиста высотой 3,5 метра установлена на цилиндрическом бетонном постаменте с табличкой, на которой указаны годы жизни.
Колесный речной пароход «Н.В. Гоголь»
Облик города корабелов был бы не полон без памятников судостроения. Интересным городским объектом, сочетающим в себе историко-познавательные и развлекательные функции, является колесный пароход, названный именем великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя.
Всё дело в том, что судно, произведенное в 1911 г., до сих пор находится на ходу и используется для туристических морских прогулок. Прогулочным корабль стал в начале 70-х гг. после капитальной реконструкции. До этого он исправно служил на благо народа, осуществлял грузоперевозки, а в годы ВОВ применялся для транспортировки раненых.
Кудемская узкоколейка
Железная дорога для туриста – полезный инфраструктурный объект, позволяющий добраться до цели путешествия. Однако бывает, что само по себе железнодорожное полотно – уже историческая и культурная достопримечательность. Это как раз случай Северодвинска.
Проходящая здесь Кудемская узкоколейная магистраль официально включена в список из десяти красивейших железнодорожных маршрутов в мире. История железнодорожной магистрали началась в 1949 г., когда открыли её первый участок. Осуществляла пассажирские и грузовые перевозки, в первую очередь использовалась для перевозки леса.
Функции эти узкоколейка выполняет и сегодня, хотя масштабы местного лесозаготовительного производства в настоящее время скромны по сравнению с предыдущими этапами. До сих пор железная дорога остается не электрифицированной.
Северодвинские музеи и театры
Культурный отдых – неотъемлемая часть туристической экскурсии. В Северодвинске туристу для посещения доступны сразу несколько музеев, театр и дом культуры.
Краеведческий музей Северодвинска
Функцию освещения локальной истории в достаточной степени покрывает заводской музей «Севмашпредприятия», по признанию некоторых посетителей он не уступает в этом плане «профильному» — краеведческому. Впрочем, даже городская краеведческая экспозиция найдет, чем удивить самостоятельного туриста.
Здесь посетителю расскажут о быте и культуре народа поморов, издревле проживавших в этих местах, о первых поселениях и первом на Русском Севере морском порте, расположенном на территории нынешнего Северодвинска. Залы музея посвящены не только истории и культуре, но и природе суровых северных земель по берегам Белого моря.
Примечательна как экспозиция краеведческого музея, так и само здание. Оно является памятником архитектуры и в начале городской истории играло важную роль. Здесь размещался роддом, где увидели этот мир люди, которые уверенно могли назвать себя первыми коренными северодвинцами.
Музей поисковой работы (ВПК Эдельвейс)
Есть в городе и необычный музей, посвященный поисковой работе. Его создание связано с деятельностью местного военно-патриотического клуба «Эдельвейс». Основная тематика клуба посвящена Великой Отечественной войне, в том числе поискам останков и трофеев военных времен. Членами клуба было организовано несколько поисковых экспедиций, обнаруженные находки стали экспонатами музея. Экспозиция, занимающая пять залов, работает с 1995 г. и считается первой в своём роде в Архангельской области.
МАУК Северодвинский Драмтеатр
Северодвинский театр начал своё существование почти одновременно с городом. В 1937 году артисты впервые вышли на сцену, представив публике постановку по мотивам пьесы «Лжец» Карло Гольдони. С тех пор на театральной сцене Северодвинска были воплощены произведения:
Драмтеатр – хорошее место для отдыха с детьми в Северодвинске, в репертуаре местной труппы более 10 детских спектаклей. Городской театр славится не только спектаклями, здесь проводят экскурсии, так как при нем работает музей, посетить который будет интересно и ребенку, и взрослому.
Дом Корабела
Один из центров культурной жизни Северодвинска носит характерное название «Дом Корабелов» и выполняет функции городского дворца культуры. Это самый известных концертный зал города, место проведения мероприятий различной направленности.
Здесь выступают творческие коллективы из Северодвинска и других городов региона, гастролируют артисты «федерального масштаба», проходят шоу-программы и детские праздники.
Здание дома культуры – типичный образец советской архитектуры – украшает величественным обликом главную городскую площадь. У входа гостей встречает самый популярный памятник всех советских и российских городов – Владимиру Ильичу Ленину.
Достопримечательности окрестностей Северодвинска и парки
Суровая северная природа всегда манила настоящих эстетов, она завораживает, чарует, превозносит. В Северодвинске сразу несколько природных достопримечательностей и парков, которые обязательно стоит посмотреть путешественнику.
Набережная им. Александра Зрячева
Северодвинск – прибрежный город и порт. Находится он не на абы каком водоёме, а на одном из самых северных морей России. Белое море во всей своей красе открывается с городской набережной, ставшей популярным местом для прогулок местных жителей и туристов. Здесь установлены смотровые площадки для любования видами.
По набережной можно не только гулять пешком, но и проехаться на велосипеде, здесь организованы велодорожки. Украшением прибрежной зоны служат копии корабельных пушек. Набережная носит имя почетного гражданина города, легендарного судостроителя Александра Зрячева. В честь него установлен памятный знак.
Двинская губа
Северодвинск расположился на берегах одного из четырех крупнейших заливов Белого моря, именуется он Двинской губой. Название получил по наибольшей здешней реке, впадающей в Белое море. Кроме Северной Двины с морем тут сливаются ещё множество мелких речушек.
Глубина в заливе достигает 120 метров, но известны и мелководные участки, например, так называемое «Сухое море». Речь про живописную, обширную по территории пересыхающую отмель. Интересно, что Двинская Губа, наряду с Онежской, входит в число самых теплых участков Белого моря.
Остров Ягры
Средоточием природных достопримечательностей и памятников в Северодвинске является остров Ягры, расположившийся в устье реки Северная Двина. Это излюбленное место для отдыха и рыбалки. Туристов и горожан привлекает Ягринский сосновый бор, раскинувшийся вдоль песчаного берега.
Вековые деревья создают умиротворенную атмосферу. Это прекрасное место для любителей гулять в живописных местах и бывать наедине с природой. Неподалеку от острова Ягры есть целая группа небольших необитаемых островков, любители дикой природы смогут почувствовать себя «северными Робинзонами».
Чаячье озеро
На острове Ягры есть несколько пресных водоёмов, самое большой из них – озеро продолговатой формы. В честь популярных местных обителей оно получило название Чаячье. На озере водятся не только чайки, но и утки, которых отдыхающие любят кормить. А ещё здесь можно увидеть интересного морского зверька – выдру.
Парк культуры и отдыха
Северодвинский парк культуры и отдыха – стандартное место для городских мероприятий, развлечений и прогулок. Он «вырос» на месте городского сквера, разбитого в 1951 г. на пересечении проспекта Профсоюзов с Советской улицей. Скверик предназначался для отдыха горожан, здесь организовали танцплощадку, установили типовые скульптуры.
Объект пользовался всё большей популярностью, а в 1972 г. официально стал парком культуры. Внешний облик дополнился красивым фонтаном. Потом здесь стали работать аттракционы, с годами их разнообразие увеличивалось. Самым популярным по-прежнему является Колесо обозрения. Оно катает отдыхающих с 1990 года.
Храмы и церкви Северодвинска
Как и в других городах России, в Северодвинске и его окрестностях немало храмов, хоть и сравниться по их числу он не может с Рязанью, Смоленском или Тулой.
Троицкая и Никольская церкви в Неноксе
Русский север сложно себе представить без памятников деревянного зодчества. Неподалеку от Северодвинска, в небольшом селе Ненокса, расположен комплекс из двух церквей. Их история насчитывает несколько веков.
В отличие от города Северодвинска, Нёнокса – село древнее, прообразы местных храмов уходят своими корнями глубоко в историю. Известно, что с незапамятных времен на территории селении стояло три церкви, которые сгорели в XVIII веке. Пожар датируется 1725 годом. После него началось возведение храмов, которые мы можем увидеть сегодня – в честь Николая Чудотворца и Троицы Живоначальной. Первый храм является зимним, второй – летним. На строительство святыни местных жителей благословил епископ Варнава, в село прибыла плотницкая артель под руководством Василия Корсакова.
Сначала появился летний Троицкий храм, Никольскую церковь по официальной версии достроили только к 1763 г., но доподлинно дата освещения не известна. До начала XIX века церковь топилась по-черному. Завершила архитектурный облик храмового ансамбля колокольня, сооруженная в 1830-х гг.
Воскресенская церковь на Яграх
Церковь Воскресения Христова в Северодвинске – это аккуратный деревянный храм, выкрашенный в нежно-голубой цвет, купола его покрыты позолотой. По конструкции он напоминает привычный образец северного деревянного зодчества, однако её изначальный облик, вероятно, был несколько иным. Предыстория этого храма покрыта мраком. Дело в том, что церковь стоит не на своём историческом месте.
На остров Ягры города Северодвинска церквушка была перенесена в начале 1990-х годов из деревни Солза. Такое решение вызвано желанием сэкономить. Необходимо было организовать приход для верующих, а строительство нового храма требовало много средств. В ходе переноса церкви обнаружилась Икона Воскресения, ставшая главной святыней храма и давшая ему современное название.
Церковь Владимирской иконы Божией Матери
В южной части Северодвинска, недалеко от берегов реки Кудьма, расположен этот новый храм. Датой закладки первого камня в его фундамент считается 2005 год, в 2006-м уже были освящены купола этой святыни. Владимирская церковь небольшая, но очень уютная – здесь всегда дружная атмосфера, служители отзывчивые, а прихожане порядочные. Внутри храма красиво – действительно, создается атмосфера дома Божьего. Для взрослых и детей функционирует Воскресная школа, по праздникам в приходе можно застать увлекательные ярмарки и даже концерты.
Часовня благоверного князя Александра Невского
Современное культовое строение стало украшением города в 2015 году. Часовенка, расположенная на улице Бойчука, возле городского сквера, привлекает своей нарядной архитектурой, изящества внешнему облику придают витражи. Один из них воспроизводит образ святого древнерусского князя Александра Невского, чье имя носит часовня. Издали обращает на себя внимание огромный золоченый купол, венчающий небольшое строение округлой формы.
Прогулка по Северодвинску: памятники и мемориалы
В памятниках города Северодвинск отображается история и славное прошлое, а еще они показывают туристами известных для северного городка личностей.
Памятный камень Ричарду Ченслору
Ричард Ченслор – английский мореплаватель XVI века, в 1553 году он посетил русские берега Белого моря, побывал в поселке Ненокса и в Николо-Корельском монастыре. Его визит в Россию послужил началу торговых отношений нашей страны с англичанами. За это имя капитана вошло в историю. В городе Северодвинске он удостоился памятного знака, который установлен на Набережной.
Скульптурно-мемориальная композиция «Мир и труд»
В 1988 году городу Северодвинску стукнуло полвека. По этому случаю мастера скульптуры А. Дем и В. Онежко соорудили композицию, посвященную трудовой славе судостроительного города. По замыслу автора, памятник символизирует настоящее, прошлое и будущее города. Скульптура получила вдохновляющее советское название «Мир-Труд-Май» и стала одним из символов Северодвинска.
Воинский мемориальный комплекс «Скорбящая мать-родина»
Сосновый бор на острове Ягры – не только красивый уголок природы, но и памятное историческое место, где покоятся бойцы Карельского фронта. Всего известно о 103 захороненных. На месте погребения возведен мемориальный комплекс. Его название вызывает ассоциации с легендарными памятниками Киева и Волгограда.
Местная мать-Родина именуется «Скорбящей» и выглядит более скромно. Композиция состоит из двух стилизованных штыков и женской фигуры, смиренно стоящей с преклонённой головой. Она и символизирует мать, потерявшую своих сыновей. Высота монумента – 12 метров. Установлен он был в 1975 году.
Невинным жертвам Ягринлага
Трагические страницы ГУЛАГа напрямую коснулись Северодвинска. В память о политзаключенных, содержавшихся в исправительном учреждении на территории монастыря, в городе установлена стела. Она располагается на месте бывшего кладбища, в одном из удаленных городских районов. Автор достопримечательности, Г.А. Содомовский, создал памятник максимально лаконичным – в виде белой неотесанной стелы.
Экипажу подводной лодки Курск
Трагически известная атомная подводная лодка «Курск», потерпевшая крушение в 2000 году, «родом» из Северодвинска. Её произвели на местном судостроительном заводе. В городе увековечили память 118-ти моряков, погибших в катастрофе. Стела с изображением подводной лодки напоминает надгробную плиту.
Экскурсионный подводный аппарат «Нептун»
В 1991 г. впервые в истории нашей страны была изготовлена подводная лодка, предназначенная для туристических экскурсионных прогулок. Произвели её на заводе «Севмаш» по проекту конструкторского бюро «Рубин».
Субмарина была названа в честь древнеримского подводного бога «Нептун». Судно 28-метровой длины способно к погружению на глубину от 30 до 60 метров. В 1992 году объект был введен в эксплуатацию и отправился работать – катать туристов вдали от родины – в воды Карибского моря. Спустя четыре года аппарат вернули домой для ремонта, но к своим прямым обязанностям подлодка так и не вернулась.
Москвичи хотели забрать её и сделать кафе, однако эти планы не сбылись. Сейчас судно по-прежнему находится на простое, являясь объектом для туристического осмотра. Увидеть его можно на территории завода Севмаш.
Памятник Первостроителям Северодвинска
К началу истории современного Северодвинска отсылает памятник, расположенный на Ягринском шоссе, в том самом месте, куда в 1936 г. были высажены строители. Их направили сюда возводить судостроительный завод для государственных нужд. Первостроители в виде трех барельефов, выполненных в красном цвете, были увековечены в 1978 году. Открытие памятника состоялось 40-ой день рождения города Северодвинска. Автором проекта выступил начинающий скульптор из Ленинграда, один из студентов училища им. Мухиной.
Советский город вырос вокруг завода на берегах белого моря, в землях с богатой историей, хранящей память о древних поморах и их культуре. Сегодня Северодвинск – городок славы судостроения, отразивший в своём облике вехи «морской» и промышленной истории страны. Древнее наследие этих мест, чудесная живописная природа Русского Севера добавляют им туристической привлекательности. Многие думают, что в «промышленных городах» нечего посмотреть. Достопримечательности Северодвинска доказывают же, что это вовсе не так.
Северодвинск и Архангельск
И.А. ПОТАПОВ, канд. геогр. наук, доцент
Н.С. ИГЛОВСКАЯ, ассистент
С.А. ШЕВЦОВ, студент
Кафедра географии и геоэкологии
естественно-географического факультета
Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова
г. Архангельск
Северная Двина распадается на рукава и начинает превращаться в Двинскую губу. Архангельск. Паромная переправа. Фото: Артем, фото-сайт
Место
Архангельск. Знак нулевого километра — точки отсчета расстояний по области
Публикация статьи произведена при поддержке интернет-магазина обуви «Все кроссовки». В магазине Вы можете приобрести онлайн мужскую, женскую и детскую спортивную обувь. В каталоге товаров Вы найдете футбольную и баскетбольную обувь, Ugg Australia, эспадрильи Toms, Crocs, ботинки Timberland, кроссовки Nike, Adidas, Saucony, New Balance, Reebok, а также другие популярные бренды. Гарантия качества, широкий выбор ассортимента, доступные цены. Посмотреть каталог товаров, цены, контакты и оформить заказ Вы сможете на сайте: vse-krossovki.in.ua.
Идея основания нового города у стен Михайло-Архангельского монастыря была одобрена Иваном Грозным, а решение о строительстве судостроительного завода подписано И. в. Сталиным. Расположение монастырей на потенциальных городских территориях было не главной, но важной составляющей при выборе места (как заметил И. в. Сталин, «монахи плохого не выберут»). В отличие от Михайло-Архангельского монастыря, которого уже давно нет, по сей день сохранились некоторые постройки Николо-Корельского монастыря, однако недоступные для посещения, так как находятся они на территории режимного Севмашпредприятия.
От нулевого километра в Архангельске до Москвы 1224 км,
до Петербурга 1149, до Владивостока 10077 км
Когда подъезжаешь к Северодвинску со стороны Архангельска, в районе тридцатого километра шоссе дорожный указатель сообщает о пересечении границы города Северодвинска, но город еще долго не начинается. Дорога идет перелесками, по открытому пространству, по берегам речек, и лишь через пять километров вы достигаете окраины города. Когда-то в пяти километрах от Северодвинска находился контрольно-пропускной пункт. Город был закрытым, попасть туда можно было только по специальным разрешениям. Все пассажирские автобусы, машины останавливались здесь, и военные проверяли документы. Жителям Архангельска и окрестных поселков приходилось оформлять пропуска. Северодвинск манил дефицитными товарами, поэтому иногородние жители стремились всеми правдами и неправдами заполучить от какого-нибудь северодвинца приглашение, без которого пропуск не оформляли. В 1991 г. закрытый режим с Северодвинска был снят, приехать в этот не познанный многими город можно свободно и не за дефицитом, а просто из любопытства.
В отличие от Северодвинска, Архангельск начинается фактически еще перед дорожным знаком и отдаленными поселками, входящими в черту города, подтягивается к Северной Двине, к железнодорожному мосту, с которого открывается величие и мощь северной реки и парадного фасада города на правом ее берегу.
Николо-Корельский монастырь — предшественник Северодвинска. Фото начала XX в.
Макроположение Северодвинска обеспечивает связи градообразующих предприятий с базами флотов страны. Город находится на севере Европейской части России, на севере Архангельской области, на берегу Двинской губы Белого моря, в месте впадения в нее Северной Двины. Мезоположение города на берегу внутреннего Белого моря, относительно недалеко от сырьевых и научных баз, но несколько в стороне от больших дорог (Северодвинск находится на окончании единственных на севере области железной и автомобильной дорог, с трех сторон окружен лесами и болотами, с четвертой прижат к морю) помогало обеспечивать закрытый режим города. Микроположение города в устье Северной Двины, на берегах ее Никольского рукава, обеспечивает удобное расположение его градообразующих предприятий по строительству и ремонту подводных лодок (размещены одно напротив другого по берегам Никольского рукава в месте впадения его в море, здесь устроена удобная закрытая гавань).
Михайло-Архангельский монастырь — предшественник Архангельска. Рисунок 1797 г.
Строительство
Строительство Северодвинска началось в июле 1936 г. Первые строители — комсомольцы, прибывшие сюда из разных уголков Советского Союза, а также заключенные расположенного поблизости Ягринлага. После войны пленные немцы строили жилые дома, которые и сейчас украшают город. Поселок строителей назывался Судострой. Как на любой комсомольской стройке того времени, прежде всего возводили промышленные объекты и подъездные пути. В тяжелых условиях, среди болот и непроходимых лесов в короткие сроки была проложена железнодорожная ветка, связавшая Судострой с железной дорогой Архангельск—Вологда. Градообразующим фактором было строительство завода «Севмашпредприятие» (производство подводных лодок). Изначально город застраивался по генеральному плану, разработанному Ленгипрогором. Улицы и проспекты образуют прямоугольную сетку с линейной внутренней структурой. Городское пространство состоит из двух частей: «материковой» и острова. «Материковая» часть — «город», с осями, вытянутыми вдоль Никольского рукава Северной Двины параллельно цехам Севмашпредприятия с юго-запада на северо-восток, немного не доходящими до берега моря, и поперечными улицами — с юго-востока на северо-запад. Остров Ягры — с осевыми улицами вдоль побережья моря. Изначально территория была не пригодна для строительства, ее пришлось поднять над уровнем моря с помощью гидронамыва, то есть современный Северодвинск стоит на искусственно?созданной платформе. 11 августа 1938 г., согласно Указу Президиума Верховного Совета РСФСР, поселок Судострой получил статус города и новое название — Молотовск. 13 июля 1957 г. решением молотовского горсовета он был переименован в Северодвинск (высказывались другие предложения: Североград, Приморск, Седов, Ломоносов, Поморск). Изначальная упорядоченность при строительстве, продуманность генерального плана и военная дисциплина отразились в современном облике Северодвинска — это чистый, ухоженный, удобный для жизни город. Здесь нет старинных домов, которые могли бы заинтересовать туристов (за исключением остатков Николо-Корельского монастыря на территории?Севмашпредприятия). Большинство жилых зданий — это каменные современные постройки от пяти до шестнадцати этажей, довольно разнообразные. Деревянные двухэтажные дома сохранились в старой части города и на Яграх.
Архангельск. Географический знак на мысе Пур-наволоке,
где зарождался город. Фото Kokinaki, фото-сайт
Архангельск строился во исполнение воли Ивана Грозного скоро, «наспех», по «чертежам», выполненным в столице. Деревянный Архангельский город был поставлен за один год. Изначально он представлял собой крепость, построенную вокруг Михайло-Архангельского монастыря, и назывался Новохолмогоры, так как подчинялся другому, более крупному городу — Холмогорам. В 1613 г. царской грамотой город был отделен от Холмогор и получил официальное наименование — Архангельск. После большого пожара в 1638 г. монастырь был вынесен за пределы крепости. Рост города был возможен лишь вдоль берега Северной Двины полосой шириной до 700 м на относительно твердых грунтах; с востока к городу подступали болота, которые стали застраиваться только во второй половине XX в. после осушения. Поэтому организующей осью городского пространства была Северная Двина, дугой опоясывающая мыс Пур-Наволок, место, с которого начинался город. В дальнейшем городские проспекты проектировали параллельно реке с повторением ее изгиба. Первый генеральный план Архангельска был создан по велению Екатерины II лишь спустя 210 лет после основания города — в 1794 г. При этом было решено провести параллельно Северной Двине через весь город четыре проспекта, которые бы пересекались двадцатью поперечными улицами. До этого застройка велась стихийно, беспланово. Город представлял собой лабиринт тесных кривых улочек и переулков. Впоследствии появлялись новые генеральные планы застройки Архангельска, их продвижению помогали многочисленные катастрофические пожары, уничтожавшие сотни деревянных домов, которых было в городе большинство. Удручающее впечатление во все времена существования города создавала непролазная грязь весной и осенью из-за переувлажненности почв и плохого дренажа.
Северодвинск. Начало строительства нового города на месте бывшего Николо-Корельского монастыря. Старое фото. Официальный сайт Федерального государственного унитарного предприятия «Севмаш»
Назначение и характеры городов
С момента основания Архангельск, перетянув торговлю с иностранцами от стен Николо-Корельского монастыря, был торговым портом и крепостью на северных рубежах России. Первая судоверфь появилась в 1693 г. во время посещения Архангельска Петром Первым. Поэтому основными градообразующими факторами были гостиные дворы, построенные в 1684 г., служившие складами и пристанищем для приезжих купцов, а также солдатская слобода, расположенная южнее крепости. Архангельск, как и Северодвинск, можно разделить на два пространства — материковое и островное (более десяти островов дельты Северной Двины), при этом слово «город» употребляется только по отношению к историческому центру. Сегодня Архангельск — это город из дерева и камня. Центральные районы застроены типовыми домами от пяти до четырнадцати этажей. Визитная карточка города, его «эйфелева башня», — двадцатичетырехэтажное офисное здание на центральной площади, построенное в начале 80-х годов XX в. Из старинных зданий город украшают гостиные дворы на набережной, несколько купеческих особняков, подворья трех монастырей, здания бывших сахарного завода Брандта и пивзавода Суркова. Некоторые старые каменные здания были перестроены. Много в городе деревянных зданий, причем многие из них уже отслужили свой срок. Знаменитые деревянные мостовые, восхищавшие когда-то приезжих, почти исчезли с улиц города.
Архангельск. Гостиный двор — одно из старейших сохранившихся зданий в городе. Вторая половина XVII в. Фото: aTorero, фото-сайт
Архангельск образно можно представить служащим управления порта, средних лет, со строгими моральными устоями, образованного, но с мещанско-купеческим мировоззрением, не лишенным вкуса, однако довольно неряшливым. Северодвинск — это потомственный офицер, интеллигент, дисциплинированный и опрятный, и в то же время открытый для всего нового (нововведения в технике, культуре попадают в Архангельск из Северодвинска), способный эпатировать публику своей почти голландской демократией.
В старом Архангельске. Фото: Баба-Яга, фото-сайт
Северодвинск создавался как город военных и инженерно-технических работников. Поэтому после основания Севмашпредприятия в 1939 г. и машиностроительного предприятия «Звездочка» в 1946 г. в город приехали высококвалифицированные специалисты-судостроители для выполнения государственных заказов по производству больших морских охотников, эсминцев, дизельных подводных лодок, а с 1954 г. — атомных подводных лодок. Это были в основном ленинградцы, а также жители других крупных городов СССР. Они привнесли в городскую среду особый дух столичной культуры. На сравнительно небольшой территории сформировался оплот интеллигенции, задавшей тон всему городу на многие годы вперед. И сегодня Северодвинск — это город со столичной ментальностью.
Архангельск. «Высотка» на площади Ленина. Построена в 1983 г. к 400-летию Архангельска (отмечавшемуся в 1984 г.). Фото: nixette, фото-сайт
Архангельск, несмотря на выполняемые функции областного центра, по духу более провинциален. Изначально этот город заселяли стрельцы (воины русской армии), составлявшие гарнизон крепости, а также крестьяне близлежащих деревень, населявшие городской посад. Посадские вели в городе привычное для них деревенское хозяйство, держали скот, разводили огороды (и сегодня даже в центре Архангельска можно встретить частные дома с подворьями). При этом численность гражданского населения росла очень медленно, крестьяне бежали из города в родные деревни, в 1678 г. число посадских жителей составляло всего 223 человека. Но Архангельск — портовый город, поэтому он всегда находился на передовой; моряки, купцы привозили из дальних стран не только заморские товары, но и новые идеи, которые воплощали здесь. Поэтому, в отличие от соседней купеческой Вологды, Архангельск всегда был более современным городом. Особая страница в истории города — иностранцы (какой бы национальности они ни были, их называли «немцами»). Они были предпринимателями, владели лесозаводами, торговали. В городе даже сложилась немецкая слобода, где селились иностранцы. Это была самая красивая, благоустроенная часть города. Но после Октябрьской революции немцев в городе не жаловали, многие из них уехали за границу, а судьбы тех, кто остался, были очень печальны. Положение города в устье большой реки, протекающей по лесоизбыточным территориям, способствовало развитию лесопиления. В годы советской власти в Архангельске было создано 29 лесозаводов. Требовалось большое количество рабочих. Поэтому из различных районов Архангельской области и других регионов СССР в город приехали десятки тысяч человек, ставших новыми архангелогородцами. И опять это были малограмотные сельские жители, не отличавшиеся высоким уровнем культуры. Они и их потомки живут в поселках при лесозаводах, располагающихся по окраинам города, фактически трущобах. Поэтому в городской среде Архангельска четко прослеживается социальное расслоение общества и пространства.
Северодвинск. Корабелам «Звездочки» посвящается. Информационный портал Северодвинска www.sevska.net
Население и хозяйство
Численность населения Северодвинска к 1992 г., на 54-м году его существования, достигла пика в 257 тысяч человек. С 1993 г. она уменьшается. Северодвинск занимает среди российских городов первое место по степени сокращения численности населения. Это связано с общим экономическим кризисом, пережитым страной в 90-е годы XX в., сокращением военных заказов, а следовательно, рабочих мест. Многие северодвинцы навсегда уехали из города. Другая причина — естественная убыль населения. В 2005 г. смертность превысила рождаемость в 1,4 раза, рождаемость составила 10,4‰, смертность — 13,8‰, естественная убыль равна 3,4‰. Еще одна причина сокращения численности населения Северодвинска заключается в том, что теперь северодвинцами не считаются военнослужащие, проходящие срочную службу в частях, дислоцированных в городе (до 2002 г. в половой структуре населения города преобладали мужчины). В 2006 г. в Северодвинске проживало 195,2 тыс. человек. В настоящее время оживляется работа градообразующих предприятий города, появились новые государственные и даже иностранные заказы, в связи с чем возник дефицит рабочих кадров.
Северодвинск. Памятный знак об основании города. Фото:
Александр Печенкин, фото-сайт
Северодвинск изначально создавался как моноотраслевой город. Практически все предприятия его так или иначе связаны с военным судостроением. Такая специализация сослужила городу плохую службу: кризис в отрасли в 90-е годы XX в. негативно отразился на благосостоянии населения, занятого на градообразующих предприятиях, последовали сокращения, безработица и, как следствие, отток населения из города. Тогда же на оборонных предприятиях в ходе осуществления программы конверсии стали производить и гражданскую продукцию. В 1994 г. в Северодвинске был образован Государственный Российский центр атомного судостроения (ГРЦАС). Отрасль получила новый импульс развития, необходимо было уже не только строить и ремонтировать атомные подводные лодки, но и утилизировать отработавшие свой срок. В состав ГРЦАС входят Федеральное государственное унитарное предприятие «Производственное объединение северное машиностроительное предприятие» (Севмаш) и Федеральное государственное унитарное предприятие «Машиностроительное предприятие “Звездочка”». На Севмаше построена практически половина всего боевого состава атомного подводного флота России (128 кораблей). У предприятия есть все необходимые лицензии на проектирование, изготовление и диагностику оборудования для нефтяной и газовой промышленности (морские буровые платформы). На предприятии планируется выпуск атомных теплоэлектростанций малой мощности на базе плавучего энергетического блока с реакторными установками. Такие мобильные электростанции очень удобны для эксплуатации в условиях Крайнего Севера, их можно отбуксировать в любую точку побережья; ими заинтересовались и китайцы. На Севмашпредприятии изготовляют также режущий, измерительный инструмент, сварные металлоконструкции, понтоны, баржи и другие плавучие сооружения. Производится утилизация атомных подводных лодок. Налажено производство товаров массового спроса: мебели, посуды из хрусталя и металла, сантехнического и газового оборудования. «Звездочка» выполняет ремонт и модернизацию подводных лодок и надводных кораблей, утилизацию атомных подводных лодок, выполняет заказы на морские ледостойкие нефтегазодобывающие буровые платформы, плавучие буровые установки, сухогрузы, яхты, производит гребные винты, металлоконструкции.
Архангельск. Переправа через Северную Двину. Фото: Баба-Яга, фото-сайт
На 2006 г. численность населения Архангельска составила 350 тыс. человек. С 1926 по 1990 г. численность населения города росла, достигнув максимума в 1990 г., составив 420 тыс. человек, а затем она стала снижаться. С конца 80-х годов XX в. в Архангельске отмечается спад рождаемости, что обусловлено социально-экономическим кризисом, а также изменением социально-психологической модели отношения к воспроизводству в семье. Рождаемость в Архангельске в 2005 г. составила 10,3‰, смертность — 14,9‰, с 1992 г. произошло превышение показателей смертности над рождаемостью, естественный прирост становится отрицательным. В 2005 г. убыль составила 4,6‰, то есть происходит депопуляция. Для архангелогородцев также характерна высокая степень заболеваемости и сокращение продолжительности жизни, вызванные прежде всего неблагоприятными природно-климатическими условиями Севера. Вместе с тем город постоянно отдает часть своих жителей в другие регионы страны, так как Архангельск, будучи северным городом, уже не так привлекателен для мигрантов, как это было ранее. Роль прежних денежных преимуществ в условиях инфляции утрачена. Сальдо миграции вот уже много лет отрицательное. Вследствие оттока населения в перспективе может ограничиться экономическое развитие города, так как возникает нехватка рабочей силы и особенно квалифицированных специалистов.
Архангельск — лесной порт
Издревле Архангельск благодаря выгодному ЭГП формировался как портовый город, в котором народнохозяйственный комплекс тесно связан с морем и хинтерландом. Так постепенно город становится центром важнейшего лесоэкспортного района, идет формирование мощного лесопромышленного комплекса с законченным производственным циклом. Сегодня в Архангельске сконцентрирована половина всех лесопильных мощностей области, функционируют старейшие предприятия лесной промышленности России (лесозаводы № 2 и № 3, Соломбальский ЛДК). Но главное и самое крупное — это Соломбальский целлюлозно-бумажный комбинат (ЦБК), который является ведущим предприятием России по выпуску хвойной сульфатной небеленой целлюлозы. Всего в городе насчитывается более 30 лесопильных предприятий, ЦБК, гидролизный завод, мебельные фабрики, таким образом, Архангельск является крупным центром лесопереработки, лесохимии и лесоэкспорта. Этому способствует его экономико-географическое положение. Различные виды продукции (пиломатериалы, деловая древесина, вагонка, половая доска, плиты, технологическая щепа, целлюлоза, картон, бумага и бумажные изделия, деревянная тара, мебель) поставляются во многие регионы страны и за рубеж, являясь основной статьей экспорта, а следовательно, и главным источником поступления валютных ресурсов.
Архангельск. Соломбала — часть города на одном из островов Северодвинской дельты. Фото: Leonidovich, фото-сайт
Помимо отраслей ЛПК, отраслями специализации города являются отрасли машиностроительного комплекса, такие как транспортное и технологическое машиностроение. Транспортное машиностроение представлено предприятиями «Красная кузница», строящим суда служебно-вспомогательного флота и выполняющим ремонт судов всех типов и назначения, и «Соломбальская верфь», которое выпускает гребные и парусные лодки, катера, парусно-моторные суда. Технологическое машиностроение представлено предприятиями, в основном производящими оборудование для ЛПК. Крупнейшие из них — Соломбальский машиностроительный завод, который выпускает гидроманипуляторы, лесовозы, и Краснофлотский машиностроительный завод, выпускающий деревообрабатывающие станки.
Северодвинск. Панорама Севмашпредприятия. Официальный сайт Федерального государственного унитарного предприятия «Севмаш»
Одна из ведущих и традиционных отраслей специализации города — рыбная промышленность и уникальное водорослевое хозяйство. В городе работают несколько рыбоперерабатывающих предприятий (Архангельский рыбокомбинат, Флотоархангельскрыбпром, Архангельская база тралового флота) и Архангельский опытный водорослевый комбинат, который выпускает и поставляет в различные уголки страны свою уникальную продукцию — препараты из водорослей, пищевые добавки, косметические средства.
Северодвинск. Постоянное место огневых работ
Будущее
Современный Архангельск сложился как многофункциональный город. Это блок центральных функций (Архангельск является областным центром), функции промышленные (лесопромышленный, машиностроительный комплексы, пищевая промышленность), транспортные (город — крупнейший транспортный узел области, важный северный порт страны), а также научные и культурные. Важными проблемами функционирования предприятий города являются использование устаревших ресурсо- и энергоемких технологий, высокая степень износа основных фондов, недостаточный объем инвестиций.
Северодвинск. Севмашпредприятие. Первенец подводного кораблестроения ХХI века «Гепард». Фото: официальный сайт Федерального государственного унитарного предприятия «Севмаш»
И если крупные предприятия ЛПК города работают достаточно стабильно и успешно, то большинство машиностроительных предприятий находятся в глубоком кризисе и пока ищут возможные пути выживания.
Архангельск. Мост через Северную Двину. Фото: Артем, фото-сайт