Что было на павелецкой площади
Москвич
По площади у Павелецкого вокзала уже можно гулять
Открывать центральный участок приехал Сергей Собянин.
Даже не верится, что двадцатилетняя стройка подходит к концу. На видео, которые публикуют телеграм-каналы, площадь уже выглядит живой, хотя кое-где площадки еще огорожены забором.
Вообще-то сразу всю площадь планировали открыть в октябре, но решили поступить иначе: в середине сентября открывают центральную прогулочную часть. Скоро (если верить планам, в ноябре) заработает подземный торговый центр, а вместе с тем будет готова и оставшаяся уличная часть, которую сейчас доблагоустраивают.
По словам мэра, он тоже рад, что «самый большой долгострой Москвы» завершается. «Главное — здесь создается первоклассное общественное пространство, которое будет работать на все прилегающие микрорайоны и станет гордостью нашего города, по сути дела, одним из самых лучших и современных мест с точки зрения эстетики и функционального наполнения», — приводит его слова сайт Стройкомплекса.
По фотографиям видно, что уже работает фонтан, готовы дорожки, сцена и светящиеся качели (оценим ночью), завершено благоустройство у самого вокзала, переложены трамвайные пути, высажены деревья и разного рода растительность, уложен газон. Теперь можно близко подойти к козырьку торгового центра и осознать его реальные масштабы — понять, портит ли он вид площади, как опасались многие, или нет.
Собянин говорит, что площадь приспособят и к зимнему отдыху: здесь будет и елка, и каток. А работы по благоустройству в районе тем временем продолжатся: теперь будут приводить в порядок прилегающие к Павелецкой площади Дубининскую и Кожевническую.
Павелецкая площадь после реконструкции: история долгостроя и спешка к выборам
В Москве большое событие — открыли площадь перед Павелецким вокзалом. Почти 20 лет здесь был забор с котлованом, где даже успел образоваться небольшой пруд. Сейчас же в рамках строительства подземного торгового комплекса здесь обустроили площадь с озеленением и фонтаном.
В общем, обзор старой-новой площади.
История места
В 1922—1941 годах площадь называлась Саратовской, с 1941 до 1992 года — Ленинской, в память о прибытии сюда из Горок гроба с телом В. И. Ленина. В 1992 году названа Павелецкой площадью по Павелецкому вокзалу перед которым находится.
Сама площадь раньше была гораздо меньше, между вокзалом и Садовым кольцом была застройка:
Застройку снесли при реконструкции вокзала, которая проходила в 1980-х. В итоге появилась площадь-сквер:
И вот мы переходим в наши дни. В конце 1990-х здесь решили построить торгово-развлекательный центр с парковкой. К работам приступили в 2002–2003 годах, но в 2010-х строительство было приостановлено из-за проблем у инвестора. За годы здесь даже образовалось небольшое озеро:
В 2018 году территорию изъяли у прежних владельцев, а в 2019 российское бюро «Апекс» на основе проекта американского «5+ Design» разработало архитектурную концепцию реконструкции и благоустройства Павелецкой площади.
На днях тут открыли часть площади, пока без самого торгового центра. Пишут, что на 3 Га высадят порядка 350 лиственных и хвойных деревьев и 18 000 кустарников, разобьют газоны и цветники. Всё это сделано по сути на крыше ТРЦ, который уходит под землю на 40 м. Сам ТРЦ готов на 90%, инвестором проекта стала группа «ПИК».
Реконструкция трамвая
Это тоже часть истории, но про неё часто забывают: в 2020 году в рамках строительства ТРЦ здесь передвинули трамвай ближе ко входам вокзала. Вообще, это норма для любого развитого города с реальным приоритетом общественного транспорта: выходишь из здания вокзала, аэропорта или метро, и на первой линии будет трамвай или выделенка с автобусом, а уже после – стоянки такси, парковки и всё прочее.
Здесь же трамвай передвинули ради расширения участка. Более того, за счёт ТРЦ наконец-то сделали стрелку в сторону центра города. Это позитивная история, но смущает, что она стала возможна скорее вопреки всему и вся.
Теперь же тут полноценные приподнятые остановки с павильонами:
Транспорт абсолютно безбарьерный, для этого платформы выше тротуара и расширены в зоне остановки:
Новое озеленение
Как мы помним, под площадью сплошной бетон, но это не помешало озеленить её. По сути, это мини-Зарядье — там тоже всё построено и высажено на эксплуатируемой кровле.
Заодно высадили деревья у самого вокзала:
Кроме того, озеленение многоуровневое: кроме деревьев есть ещё газоны и кустарники.
Это нельзя назвать парком, да он и не очень-то нужен в таком месте. Большая часть озеленения вообще служит для того, чтобы скрыть вентшахты и другие коммуникации.
Со временем и при правильном поддержании зелень выполнит свою функцию, но пока куда не глянь — везде будут торчать технические помещения ТРЦ:
Фонтан и смотровые зоны
Переходим к фишкам места. Начнём с центра: тут появился сухой фонтан. Судя по новостям, зимой здесь будут заливать каток:
Получается, внутри площади сделали площадь поменьше. Получилось хорошо, ведь всё же вокзал, трамвай и две станции метро генерируют большой поток людей, здесь же площадь даёт свободный проход и ориентирует человека на вход в вокзал и к остановкам трамвая.
Площадь получилось многоуровневой, на уровне второго этажа появились смотровые зоны:
Здесь навес полированный, неплохой спот для фоток в инстаграм. Хотя бетонные яйца-скамейки противопоказаны для зимнего использования:
Вторая зона уже попроще, а между ними небольшой амфитеатр:
Ещё тут поставили качели. Просто, но работает:
Вот только импровизированную детскую зону сделали прямо у Садового. Шум, выхлопы и большие скорости в 20м от детей:
Успеть до выборов
Переходим к проблемам. Начнём с простого: качество работ ужасное. Видно, что очень торопились открыть всё к выборам. Многое заляпано бетоном:
Каких-то деталей просто не хватило, поэтому пришлось мостить из того, что было:
Резать аккуратно? Зачем? Да и вообще, кривая плитка — фишка Москвы.
«Опять эти урбанисты недовольны! Москва тут хорошеет, а они вместо звёзд в луже видят лужу!» — подумают многие. Просто ответьте честно сами себе: если бы вам в квартире сделали ремонт с щелями, плохо подогнанными дверьми и кривым паркетом — вы бы это так и оставили или заставили всё переделать? Надеюсь, второе. Так почему, если мы не терпим такое у себя дома, то должны терпеть и на улицах своего города?
А вот зачем эта стенка я вообще не понял:
Барьерная среда
Следующий уровень проблем: ступеньки. Тут их много!
Вокзал — это место, где большая часть пассажиров так или иначе относится к маломобильным из-за багажа. Да и просто в городе порядка 1/3 жителей — маломобильные по разным причинам. Для всех них даже одна ступенька является препятствием.
Притом пандусы где-то в стороне — тоже плохое решение, это усложняет навигацию и требует от людей наматывать круги. Поэтому в современном мире создают универсальный дизайн, который доступен для каждого по умолчанию. Посмотрите на те же новые вокзалы в Нидерландах — там вокзалы с площадями сделаны на одном уровне как раз из-за этого. А у нас вот так:
Даже такая клумба на транзитном пути пассажира уже является проблемой:
Сейчас открыли лишь часть площади, часть пандусов почему-то оказалось за забором. Вероятно, с полным открытием ситуация станет лучше, но сам подход ужасный: сейчас дизайн площади делит людей на полноценных жителей и людей второго сорта. Аналогичная проблема в Москве с новыми станциями метро: их чаще всего запускают без работающих лифтов, но нигде об этом не сообщают.
Ну и вишенка на торте: попытка сделать красивый план из закруглённых дорожек вместо прямых дорожек. В итоге люди массово ходят через газоны:
Агрессивный дизайн
Обычных скамеек замечено не было: либо их ещё не установили, либо их специально не стали ставить из-за привокзальной публики. Надеюсь, что причина первая, ведь от лавок без спинок страдают обычные жители и пассажиры — на них сложно долго просидеть, место как бы ненавязчиво прогоняет тебя. Это называется враждебным дизайном.
Проблемы же с асоциальными личностями решают иначе: социальными программами, ночлежками и помощью. Кроме того, отсутствие скамеек никак не прогонит их, ведь они часто обитают вокруг вокзалов из-за нашего же отношения к месту (приехал-уехал, остальное не моё дело).
На эту тему можно почитать статью Роберта Розенбергера «On hostile design: Theoretical and empirical prospects». Исследователь приходит к выводу, что такой дизайн лишь усугубляет проблему бездомных, удаляя их из публичного поля и внимания горожан.
Итого
Несмотря на озвученные минусы, на сегодня это самая дружелюбная привокзальная площадь Москвы. Кроме того, благоустройство сделано на частные деньги — это всегда радует.
Ряд проблем можно будет безболезненно исправить, скорее расстраивает сам подход открытия таких важных мест недоделанными. Я надеялся, что Собянин изрёк урок из открытия Зарядья, когда под ногами людей всё разрушалось и последующие годы все вспоминали кривой газон и шатающуюся плитку, но увы.
На мой взгляд, здесь есть три ключевых плюса:
Итоговые же выводы можно будет делать после полного открытия площади с ТРЦ и первой зимы.
Больше постов и роликов про урбанистику в других соцсетях:
Как изменилась площадь у Павелецкого вокзала
Площадь Павелецкого вокзала – один из самых крупных долгостроев столицы – планируют реконструировать до конца 2021 года. Сергей Собянин ранее открыл центральную часть парка перед вокзалом. На очереди многоуровневый подземный торговый центр с большим паркингом, запуск полноценного и крупнейшего транспортно-пересадочного узла и другие работы по благоустройству. Подробности о том, какой будет новая точка притяжения Москвы, читайте в нашем материале.
Фото: Москва 24/Антон Великжанин
«Первоклассное общественное пространство»
Объект на Павелецкой площади – один из самых известных и крупных долгостроев Москвы. Решение о строительстве перед вокзалом крупного торгового-развлекательного комплекса было принято еще в конце 1990-х готов. В начале нулевых на площади поставили заборы и приступили к строительству.
Стройка ТРК остановилась в 2010 году на этапе котлована, а также заложенных в нем стен для подземного комплекса. Столичные власти изъяли объект у старых владельцев и принялись за поиски нового инвестора. В 2018 году правительство города передало права на объект новому исполнителю – группе компаний «ПИК».
В начале осени жители города смогли увидеть первые плоды многолетней стройки. Сергей Собянин 17 сентября открыл центральную часть нового парка на Павелецкой площади после завершения первого этапа благоустройства. Посетителям стали доступны центральный фонтан и остановка пассажирского транспорта.
Рядом с площадью также была изменена схема движения общественного транспорта, реконструированы трамвайные пути. В целом работы над объектом к настоящему моменту завершены на 90%. Сейчас на Павелецкой площади заканчивается благоустройство парковой зоны, устройство инженерных систем и отделка подземного ТРК.
Открыть пространство полностью столичные власти рассчитывают до конца 2021 года. В настоящий момент на объекте трудятся 1 800 человек.
Фото: Москва 24/Антон Великжанин
Ландшафтный парк на крыше
По готовности площадь Павелецкого вокзала будет представлять собой ландшафтный парк в 3 гектара, часть которого расположится на крыше подземного торгового центра.
Центральной частью объекта станет площадь с фонтаном и амфитеатром для отдыха, а главным украшением парка выступят стеклянные крыши-навесы овальной формы с загнутыми вверх козырьками. Над одним из входов в комплекс появится зеленая зона отдыха с деревянными настилами и променадом по периметру.
Кроме того, парк украсят зеленые холмы и пешеходные дорожки, выложенные из натурального камня. Повсюду разобьют газоны и цветники. Вместе с тем высадят около 350 лиственных и хвойных деревьев и 18 тысяч кустарников. Установят лавочки и урны.
Для любителей более активного отдыха предусмотрены и велодорожки. Также парк прекрасно подойдет для уютного вечернего променада: атмосферу создадут за счет фонарей различной формы, высоты и размера. Игра света и тени подчеркнет незаурядность пространства.
Кстати, для удобства горожан благоустройство выйдет за пределы парка, в порядок приведут и улицы, примыкающие к Павелецкой площади. В частности, комплексная реконструкция затронет близлежащие Дубининскую и Кожевническую улицы, а также Даниловский Вал.
Фото: Москва 24/Антон Великжанин
Подземный торговый центр
ТРК под парком находится на финальных этапах работы. Ранее сообщалось, что объект может открыться уже в ноябре текущего года. Пятиуровневый торговый комплекс, площадью 73 тысячи квадратных метров, построили под землей, чтобы лучше вписать его в окружающее пространство.
Главный вход в подземный ТРК будет расположен напротив Павелецкого вокзала. Через него по открытой лестнице пассажиры смогут попасть на первый, самый верхний уровень. Затем по эскалаторам они отправятся вглубь комплекса – в главную часть, над которой возведут стеклянный потолок в форме ракушки. Еще два входа в подземный город будут находиться ближе к улице Дубининской и со стороны Садового кольца.
Магазины, рестораны и фуд-корты расположатся на трех верхних этажах ТРК. Нижний уровень будет полностью занят парковочным пространством на 277 автомобилей.
Фото: Москва 24/Антон Великжанин
ТПУ Павелецкая
Реконструкция Павелецкой площади – только часть проекта развития одного из крупнейших транспортно-пересадочных узлов. ТПУ «Павелецкий» объединит Павелецкий вокзал с его не только междугородними, но регулярными пригородными маршрутами, одноименные станции Кольцевой и Замоскворецкой линии, а также маршруты наземного городского транспорта.
Ожидается, что в 2023 эти цифры вырастут на 36%, пассажиропоток ТПУ составит около 221,6 тысячи человек в сутки. Это может произойти в том числе за счет увеличения числа пассажиров, пользующихся реконструированными трамвайными маршрутами.
Примечательно, что Павелецкое направление после 2024 года станет частью МЦД-5 «Ярославско-Павелецкий». Эксперты предполагают, что запуск МЦД-5 будет способствовать ощутимой разгрузке Павелецкого вокзала. В частности, некоторые горожане не станут до него доезжать, поскольку у людей появится больше вариантов пересадок на МЦК и метро.
Реконструкцию Павелецкой площади закончат осенью 2021 года
Площадь Павелецкого вокзала можно назвать одним из самых таинственных мест столицы. Строительство торгового центра и паркинга началось там еще в начале двухтысячных. Правда, от строительного забора напротив входа в здание Павелецкого вокзала не удалось избавиться и по сей день. Но уже скоро все изменится. По словам Сергея Собянина, работы на площади окончатся уже осенью 2021 года, заборы исчезнут, жители города наконец увидят обновленное, такое долгожданное пространство. Рассказываем, как будет выглядеть площадь Павелецкого вокзала в следующем году и какие важные городские функции она будет выполнять.
Работы закончат в 2021 году
Более 20 лет за заборами
Торговый центр на Павелецкой площади – один из самых знаменитых долгостроев в Москве. Решение о строительстве торгово-развлекательной площадки и паркинга у входа в здание вокзала было принято еще в конце 90-х годов. Инвестора нашли, проект подготовили, площадку обнесли заборами. В 2002–2003 годах приступили к строительству.
Однако стройка подземного ТРЦ остановилась в 2010 году на этапе «стены в грунте». Власти Москвы снова приступили к поиску инвестора. И только в 2018 году правительство передало права на объект новому исполнителю – группе компаний «ПИК».
Нельзя сказать, что все это время работы на привокзальной площади стояли полностью. За пределами стройки обновили дороги и трамвайные пути, сделав схему движения транспорта более удобной. Избавились от незаконных торговых точек у входа в здание Павелецкого вокзала. Только строительный забор до сих пор остается на своем месте.
Однако, по словам мэра Москвы, стоять ему там осталось недолго. Сергей Собянин заявил, что работы на Павелецкой площади завершатся в 2021 году.
Новый правообладатель объекта, владелец группы компаний «ПИК» Сергей Гордеев рассказал, что сейчас работы на стройке идут круглосуточно. На проекте трудится около 1 000 человек, и к настоящему моменту уже завершено строительство подземных уровней торгового центра.
«Заканчиваем в ноябре конструктив. Идет уже в каких-то местах монтаж инженерного оборудования. Где-то в марте планируем начать уже строительство парка. К октябрю следующего года планируем объект ввести», – рассказал о сроках Гордеев.
В свою очередь, Сергей Собянин добавил, что реконструкция и благоустройство площади не только украсят пространство и сделают его многофункциональным, но также позволят организовать более упорядоченное движение пассажиров на этом транспортно-пересадочном узле (ТПУ).
Подземный город
Наибольший ажиотаж у жителей города вызывает, конечно, торговый центр, который должен появиться на таком достаточно небольшом пространстве.
Чтобы гармонично вписаться в окружающую застройку, многофункциональный комплекс «Павелецкая Плаза» расположится полностью под землей. Его архитектурная концепция разработана международным бюро 5+design.
Главный вход в ТРЦ будет расположен напротив Павелецкого вокзала. Через него по открытой лестнице пассажиры смогут попасть на первый, самый верхний уровень. Затем уже по эскалаторам можно будет отправиться вглубь торгово-развлекательного города, в его главную часть, над которой возведут стеклянный потолок в форме ракушки.
Еще два входа в подземный город будут находиться ближе к улице Дубининской и со стороны Садового кольца. Кстати, входы станут визитной карточкой ТРЦ: они расположатся под изящными стеклянными навесами овальной формы с загнутыми вверх козырьками.
На трех этажах комплекса расположатся торговые пассажи-галереи, а также рестораны и кафе. Нижний уровень будет полностью занят парковочным пространством на 277 автомобилей. Также в здании будут установлены 10 эскалаторов и 15 лифтов.
«Павелецкую Плазу» планируют открыть для посетителей уже в третьем квартале 2021 года. Еще на этапе возведения она станет частью ТПУ – попасть в нее можно будет по подземным переходам сразу с двух станций метро. Ожидается, что пассажиропоток там составит свыше 350 тысяч человек.
Парк на крыше
Стоит отметить, что жемчужиной обновленной Павелецкой площади станет не столько сам подземный торговый центр, сколько его крыша. Там разместится полноценный парк с зелеными зонами, скверами, пешеходными дорожками и малыми архитектурными формами.
Архитектурная концепция реконструкции и благоустройства Павелецкой площади разработана бюро «Апекс», также основываясь на проекте американского бюро 5+Design.
Главным украшением ландшафтного парка, помимо незаурядных стеклянных крыш-навесов над входами в ТРЦ, станут площадь с фонтаном и открытый амфитеатр. Кроме того, на крыше одного из входов появится зеленая зона отдыха с деревянными настилами и променадом по периметру.
Весь парк украсят искусственные холмы, пешеходные маршруты, выложенные из натурального камня, велодорожки. В проекте благоустройства отведено особе место и для развлечений: по всему парку будут организованы уголки для активного и спокойного отдыха, а также кафе и рестораны с уютными террасами.
Особенно пространство будет отличаться в ночное время. Уютную атмосферу в темное время суток создадут фонари различной формы, высоты и размера. Оригинальная подсветка внесет разнообразие в композицию, а также подчеркнет особенности пространства обновленной площади за счет игры света и тени.
Говоря об озеленении, всего в парке высадят около 350 лиственных и хвойных деревьев и 18 тысяч кустарников, разобьют газоны и цветники. На зеленых участках установят лавочки и урны.
В настоящий момент работы на Павелецкой площади завершены только на 47 процентов. Работа над парком начнется в марте следующего года, чтобы уже к ноябрю завершить пространство полностью. А в будущем в рамках работы над ТПУ планируется реконструкция и самого здания вокзала.
«Москва сегодня»: Собянин оценил ход реконструкции Павелецкой площади
Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
«Подземный город» под Павелецкой площадью: каким будет парк и уникальный торговый центр
Поделиться
Подписывайтесь на Stroi.mos.ru
Уже много лет Павелецкая площадь представляет собой большую стройплощадку. Но в этом году работы активизировались – утвердили новый проект. 3D-модель будущей Павелецкой площади – это изображение огромного парка и … стеклянной горы. Таким оригинальным способом архитекторы решили оформить вход в торговый центр. Компания Mall Management Group возведет здесь подземный комплекс, у которого нет аналогов в России.
Павелецкая площадь расположена в районе Замоскворечье в центре столицы. Она находится в окружении улиц Зацепский Вал, Дубининская, Кожевническая и здания вокзала.
На протяжении полутора десятилетий эта территория была по большей части огромной ямой глубиной 40 метров. Ее история началась еще в 2002 году, когда Москва и ЗАО «Ингеоком-Инвест» объединились для строительства. подземного торгового центра! Тогда было создано ОАО «Павелецкая», где 30% акций принадлежало городу, а 70% – инвестору.
В 2007 году все активы перекупила инвестиционно-промышленная группа «Евразия». Она планировала соорудить здесь торговый центр площадью 120 тыс. «квадратов», но успела построить только чуть более 7,3 тыс. кв. метров. Всему виной кризис 2008 года. В 2016 году объект выкупила ООО «Лэджи», а у нее в августе 2018 года компания «Хорус» акционера группы ПИК Сергея Гордеева. Сейчас она и является владельцем стройки. Застройщик – компания Mall Management Group.
В декабре 2017 года Архитектурный совет Москвы одобрил новый проект строительства многофункционального подземного торгового комплекса на Павелецкой площади. В июле 2019-го проект согласовала Москомархитектура.
Проектировщиком выступило бюро АПЕКС. Его архитекторы разработали торговый комплекс на основе концепции американской архитектурной студии 5+Design, которая известна созданием развлекательного центра «Аура» в Новосибирске и ТРЦ «Ривьера» в Москве. Для того чтобы воплотить такой сложный проект, здание разработали с использованием технологий информационного моделирования – BIM.
Чтобы гармонично вписать здание в окружающую застройку, архитекторы расположили основное пространство комплекса под землей. Подземный торговый центр построят с использованием двух технологий. Южную и западную части здания возведут по технологии, которая подразумевает сооружение открытого котлована с распорной системой – конструкцией из металлических труб для укрепления его стен.
По технологии – полу-топ-даун – построят северную и восточную части.
В технологии semi top-down (полу-сверху-вниз) использованы два способа сооружения здания. Обычно сначала выкапывают котлован и уже на основе его возводят дом. Но здесь все сложнее. Сначала устанавливается часть несущих конструкций по системе сверху-вниз. То есть вместе с выкапыванием котлована начинают сооружать здание вниз. Далее устанавливаются перекрытия и начинается обычное возведение снизу-вверх. Этот способ позволяет снизить неудобства от строительства для местных жителей.
Еще на этапе сооружения торговый комплекс войдет в состав траспортно-пересадочного узла (ТПУ). Посетители будут попадать сюда по подземным переходам сразу с двух станций метро. Проектировщики ожидают, что ежедневный пассажиропоток ТПУ превысит 350 тыс. человек.
Сейчас на площадке обустраивают временные дороги и проезды, прорабатывают оставшиеся детали проекта. Строительство планируют завершить в августе 2021 года, сообщили в Мосгосстройнадзоре.
Площадь торгового центра составит 73 тыс. кв. метров. Его главный вход разместят напротив Павелецкого вокзала. По открытой лестнице гости будут попадать на первый уровень, а далее по эскалаторам – в главную часть комплекса, над которой возведут стеклянный потолок.
Второй вход расположат ближе к ул. Дубининская. Он будет вести к малому атриуму с эксплуатируемой кровлей. Еще один вход обустроят со стороны Садового кольца.
На трех этажах комплекса расположатся торговые пассажи-галереи, а также рестораны и кафе.
На самом нижнем этаже оборудуют подземную парковку для посетителей на 277 машин.
На крыше торгового комплекса создадут парк. Основной его деталью станет вход в торговый центр. Он будет возвышаться над землей стеклянной крышей в форме ракушки. Вокруг него, в разных частях парка, разместят световые фонари. Они будут подсвечивать зону отдыха в ночное время.
В парковой зоне высадят деревья и кустарники, разобьют газоны и цветники, установят лавочки и урны. Здесь появится не только главная площадь, но и открытый амфитеатр, дорожки. Пешеходные зоны выложат из натурального камня.
Непросто оказалось вписать в облик площади неотъемлемые элементы любого здания – вентиляционные шахты и инженерные коммуникации. Но архитекторы убрали их с основных частей парка, сделав максимально незаметными и едва узнаваемыми.