Что было написано на могиле грибоедова
Могила Грибоедова на горе Мтацминда в Тбилиси
История смерти Александра Грибоедова
Многие знают Грибоедова, как выдающегося поэта, композитора, драматурга, автора пьесы «Горе от ума». Нас самом деле родившийся в 1795 году Александр Сергеевич был куда более глубоким человеком, ведущим активную политическую и дипломатическую деятельность, которые и привели его к печальной участи и скорой смерти в возрасте 34 лет.
Впервые на Восток литератор попал в 1918 году, когда попал в состав делегации в Тегеран (должность секретаря), возглавляемой Симоном Мазаровичем. В 1921 году Грибоедов по состоянию здоровья перебрался в Тифлис. В 1923 году секретарь возвращается в Москву. Лишь спустя три года Александр Сергеевич возобновляет службу и дипломатическую деятельность, приезжая в Тбилиси.
За свою жизнь Александр Сергеевич был достаточно авантюрным человеком, проведшим четыре дуэли и несколько раз вступавшим в открытую конфронтацию с религиозными движениями в Персии. Путешествие на Восток принесла российскому деятелю не только раннюю кончину, но и помогло обрести любовь всей жизни. В 1928 году в Тифлисе (Тбилиси) он женился на княжне Нине Чавчавадзе. Пара прожила вместе всего несколько недель.
Скончался Грибоедов 30 января 1829 года в Тегеране, где был убит вместе с другими представителями посольства России (37 членов делегации и работников посольства, а также 19 местных жителей) религиозными фанатиками. Тело литератора было жестоко изуродовано и опознано лишь по особым приметам.
Могила Грибоедова в Тбилиси
Захоронение российского литератора прошло в июне 1929 года в Тбилиси, на склоне горы Мтацминда. Грибоедов проживал в грузинской столице в 1820-годы, и сильно прикипел душой к этим чарующим местам и культуре местных жителях. Упокоиться рядом с церковью Святого Давида было желанием самого Александра Сергеевича при жизни, которое он озвучил своей жене.
Для захоронения поэта был возведен массивный искусственный грот, где в последствие была упокоена и его супруга Нина Чавчавадзе. Могила литератора выполнена в скульптурном стиле и часто посещается многочисленными туристами. В 1930 году честь поэту отдал А. С. Пушкин, побывавший с визитом в Тифлисе.
Особенности могилы Грибоедова и надпись на могиле:
В 1929 году, в честь 100-летней годовщины смерти поэта в Персии, на вершине горы Мтацминда был открыт тбилисский пантеон. Теперь, каждый житель Тбилиси знает, где находится могила Грибоедова. За короткий срок место стало культовым не только для жителей города, но и для туристов.
В пантеоне, рядом с могилой российского литератора, захоронены выдающиеся деятели и герои Грузии. Сейчас на территории имеется 48 захоронений, каждое из которых выполнено в скульптурном стиле, символизирующем деятельность упокоенного человека. Рядом расположен храм Святого Давида, Преображенский храм, церковь иконы Иберской Богоматери, целебные источники воды.
Как добраться
Гости Тбилиси могут совершить паломничество к могиле Грибоедова и осмотреть другие захоронения в пантеоне. Самым простым способом добраться до святого места для столицы Грузии будет городской фуникулер (с вагончиков открывается прекрасный вид на город). Расположен пантеон на второй станции. Стоимость проезда в одну сторону составит 2,5 лари. Для того чтобы воспользоваться услугами подъемника, необходимо приобрести специальную карточку и внести депозит. Такая карта понадобиться для посещения других достопримечательностей горы Мтацминда.
Вторым способом подняться к месту захоронения деятеля российского искусства станет пешеходная тропа (время подъема составит около часа). Начинается с улицы Чонкадзе. Также, можно воспользоваться маршрутными автобусами №90 и №124. Посещать пантеон необходимо в утреннее или дневное время.
Что посмотреть
Рядом с могилой Грибоедова и пантеоном расположены многие другие туристические достопримечательности, которые также расположены на горе Мтацминда.
Некролог Александру Грибоедову
Годы жизни Александра Грибоедова:
родился 4 января 1795, умер 30 января 1829
Эпитафия
«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»
Надпись, сделанная женой А. Грибоедова на его надгробном памятнике
Биография
Александр Сергеевич Грибоедов оставил след в русской литературе как автор одного произведения — знаменитой пьесы «Горе от ума». Всё, написанное им до этой вещи, было ещё по-юношески незрело, а написанное после — автор не успел довести до конца. Между тем Грибоедов был человеком блестящего ума и разносторонних талантов: он сочинял музыку, прекрасно играл на фортепьяно, писал критические статьи и очерки, выдвинулся на дипломатической службе. Возможно, не оборвись его жизнь так трагически, сегодня потомкам досталось бы гораздо более обширное наследие Грибоедова.
Грибоедов родился в Москве, в богатой семье и с самого детства отличался живым и острым умом и способностями к обучению. В возрасте 6 лет Грибоедов свободно говорил на трёх иностранных языках, позднее выучил ещё три.
После окончания университета Грибоедов какое-то время отдал военной службе, но вскоре оставил её ради писательских упражнений, столичной жизни и, впоследствии, дипломатической карьеры. Грибоедов был отправлен на восток, затем на Кавказ, выучил ещё четыре языка и продолжал работать над переводами, стихотворениями и вещами в прозе.
Там же, в Тифлисе, Грибоедов женился на красивой и знатной девушке, княжне Нине Чавчавадзе. Увы, молодым удалось прожить вместе лишь несколько месяцев.
Грибоедов был похоронен в Тифлисе, близ церкви Св. Давида на склоне горы Мтацминда. К столетней годовщине его гибели в 1929 г. на месте погребения драматурга и его жены был открыт пантеон, где упокоились останки многих выдающихся общественных деятелей Грузии.
Линия жизни
4 января 1795 г. Дата рождения Александра Сергеевича Грибоедова.
1803 г. Поступление в Московский университетский благородный пансион.
1805 г. Работа над первыми стихотворениями.
1806 г. Поступление на словесное отделение Московского университета.
1808 г. Получение звания кандидата словесных наук, продолжение обучения на нравственно-политическом, а затем на физико-математическом отделениях.
1812 г. Вступление в добровольческий Московский гусарский полк графа Салтыкова.
1814 г. Первые литературные опыты (статьи, очерки, переводы) во время службы в звании корнета.
1815 г. Переезд в Петербург. Публикация комедии «Молодые супруги».
1816 г. Уход с военной службы. Вступление в масонскую ложу. Появление замысла комедии в стихах «Горе от ума».
1817 г. Поступление на дипломатическую службу (губернский секретарь, впоследствии — переводчик Коллегии иностранных дел).
1818 г. Назначение на должность секретаря в Тегеране (в Персии).
1821 г. Перевод в Грузию.
1822 г. Назначение на должность секретаря при генерале Ермолове, командующем русской армией в Тифлисе.
1823 г. Возвращение на родину, жизнь в Петербурге и Москве.
1824 г. Завершение комедии «Горе от ума».
1825 г. Возвращение на Кавказ.
1826 г. Арест по подозрению в принадлежности к декабристам, следствие в Петербурге, освобождение и возвращение в Тифлис.
1828 г. Назначение министром-резидентом в Иране, женитьба на княжне Нине Чавчавадзе.
30 января 1829 г. Дата смерти Александра Грибоедова.
18 июня 1829 г. Похороны Грибоедова в Тифлисе, близ церкви Св. Давида.
Памятные места
1. Дом № 17 по Новинскому бульвару в Москве, где родился и вырос Грибоедов (реплика оригинального здания).
2. Московский университет, где учился Грибоедов.
3. Дом № 104 (доходный дом Вальха) по наб. канала Грибоедова (ранее — Екатерининского канала) в Петербурге, где драматург жил в 1816-1818 гг.
4. Дом № 25 на пр. Кирова (бывшая гостиница «Афинская») в Симферополе, где Грибоедов жил в 1825 г.
5. Дом № 22 по ул. Чубинашвили в Тбилиси (ранее — Тифлис), ныне дом-музей Ильи Чавчавадзе, где состоялось венчание его внучки Нины с Грибоедовым.
6. Пантеон Мтацминда в Тбилиси, где похоронен Грибоедов.
Эпизоды жизни
В 1817 г. произошла знаменитая четверная дуэль с участием Грибоедова, причиной которой послужила знаменитая балерина Истомина. Грибоедов и его противник Якубович стрелялись годом позже первой пары дуэлянтов, и в этой дуэли Грибоедов получил ранение в руку.
Знаменитый ми-минорный вальс, написанный Грибоедовым, считается первым русским вальсом, партитура которого сохранилась до нашего времени.
К моменту свадьбы с Грибоедовым Нине Чавчавадзе было всего 15 лет, но после смерти супруга она сохранила ему верность и носила траур по нему до собственной кончины в возрасте 45 лет, отвергая все ухаживания. Верность погибшему мужу снискала его вдове уважение и славу среди тифлиссцев.
Заветы
«Блажен, кто верует, тепло ему на свете».
«Счастливые часов не наблюдают».
«Не наслажденье жизни цель,
Не утешенье наша жизнь».
Два вальса А. Грибоедова
Соболезнования
«Мне не случалось в жизни ни в одном народе видеть человека, который бы так пламенно, так страстно любил свое отечество, как Грибоедов любил Россию».
Фаддей Булгарин, писатель и критик
«Кровь сердца всегда играла у него на лице. Никто не похвалится его лестью; никто не дерзнет сказать, будто слышал от него неправду. Он мог сам обманываться, но обманывать — никогда».
Александр Бестужев, писатель и критик
«В Грибоедове есть что-то дикое, de farouche, de sauvage, в самолюбии: оно, при малейшем раздражении, становится на дыбы, но он умен, пламенен, с ним всегда весело»
Пётр Вяземский, поэт и критик
Ссылки
Родительские субботы
Надгробные памятники
Когда человек умер
Некрологи и страницы памяти
Эпитафия — надпись на памятнике и слова памяти и скорби: [email protected]
Мтацминдский пантеон: могила Грибоедова на горе в Тбилиси
В Грузии находится могила одного из самых значимых отечественных поэтов XIX века — А.С. Грибоедова. Перед смертью писатель занимал должность посланника Российской империи в Тегеране. Его таланты не ограничивались писательством: А.С. Грибоедов также был выдающимся дипломатом. Находясь на своем посту, он старался сделать как можно больше в интересах страны. Отчасти это и послужило причиной его трагической гибели.
Гибель
Смерть настигла писателя прямо на рабочем месте. В 1829 году религиозные фанатики устроили разгром посольства России. Похоронили его в тогдашней столице Грузии — Тифлисе. Сейчас захоронение стало одним из достопримечательных мест Тбилиси: ежегодно туда приезжают тысячи туристов почтить память великого поэта.
Описание
Над захоронением установлен бронзовый памятник, изображающий скорбящую девушку у распятия. Супруга Александра — Нино, — потеряла мужа, когда ей было всего лишь 17 лет. Говорят, она так и не смогла оправиться от потери и горевала по возлюбленному до конца своей жизни. Княжна ушла вслед за супругом почти через 30 лет, заразившись холерой.
Как добраться?
Могила расположена на знаменитом Тбилисском кладбище, где захоронено немало других выдающихся личностей Грузии — деятели искусства, политики, ученые. Чита Грибоедовых погребена рядом с церковью Святого Давида, названной в честь апостола-отшельника. По преданию, Давид Гареджийский жил в пещере на этом месте. «Мтацминда» — именно так называется холм, на котором находится пантеон, — переводится с грузинского как «святая гора».
Пешком
Самая простая дорога к знаменитому кладбищу лежит через проспект Руставели. На нем, у здания Парламента, находится отель «Мариотт», а в противоположной стороне от него вы увидите начало улицы Бесики — она нам и нужна.
После Бесики следуем по улице Грибоедова, а далее — Зубалашвилеби. Выйдя на улицу Арсена, движемся по ней к скверу Бесики. Здесь уже хорошо видна церковь Святого Давида. Отсюда следует серпантинная дорога к ней — прямо в гору. По пути вам нужно будет пересечь улицу Чонкадзе.
На фуникулере
А этот путь будет самым быстрым. Чтобы взобраться на гору на фуникулере, нужно найти нижнюю его станцию на улице Чонкадзе. Нужная вам остановка — средняя, следующая сразу после первой. Поездка туда и обратно обойдется в 10 лари. Вместе с пантеоном можно посетить другую достопримечательность столицы, находящуюся на одну станцию выше — парк Мтацминда. Место понравится и взрослым и детям: в нем имеется детская зона, самые разные аттракционы, удивительные арт-объекты.
В 16 лет стала вдовой: как любовь Грибоедова разрушила жизнь грузинской красавицы
Пьесу «Горе от ума» проходят в наших школах в ту пору, когда ума особого нет, а настоящее горе (за редким исключением) пока незнакомо. А больше ни одного крупного произведения у Грибоедова не случилось, поэтому и остается личность автора, блестящего умницы, насмешника и героя, погребенной под «образом Чацкого» и «образом Фамусова». И многим потом совершенно непонятно, почему его 16-летняя вдова, прожив с ним всего несколько недель, написала на надгробной плите: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?». Написала и замуж больше никогда не вышла.
Талантлив во всем
Грибоедов обвенчался с Ниной Чавчавадзе 3 сентября (по новому стилю) 1828 года в знаменитом тифлисском Сионском соборе. Он был старше своей молоденькой жены почти на 18 лет, а знал ее с детства. Александр дружил с отцом Нины, своим тезкой. Их объединяло не только имя, но и литературные занятия (Александр Чавчавадзе является одним из крупнейших грузинских поэтов), и государственная деятельность, и военная служба.
Бывая в Тифлисе, молодой Грибоедов постоянно навещал этот прекрасный грузинский дом, где его любили все, и особенно – дети. Александр, у которого глаза насмешливо блестели из-под очков, а на языке не задерживалось колкое словечко, умел найти с детьми общий язык. К тому же он учил маленькую Нино и ее сестру играть на пианино.
Ко всем своим талантам Грибоедов был замечательным пианистом. Вообще сложно найти ту сферу деятельности, которая бы ему не давалась. В шесть лет он умел говорить на трех иностранных языках (впоследствии знал восемь), в 13 лет окончил словесное отделение Московского университета и получил степень кандидата наук; затем не откладывая дело в долгий ящик окончил еще два отделения – нравственно-политическое и физико-математическое. В 17 лет он успел повоевать с Наполеоном, а потом сочетал дипломатическую службу с литературными занятиями и музыкой. Вальс Грибоедова ми минор считается первым сохранившимся в искусстве русским вальсом.
Любовь с первого взгляда
Нина долго считала своего наставника «старым», а потом не заметила, как за нечастыми визитами и долгими разговорами влюбилась. Рассказать она об этом не могла и только мечтала. О Грибоедове сплетничали, что у него романы с актрисами, а в Персии, где он часто бывает по службе, – чуть ли не целый гарем. Но девушке было все равно.
И вот однажды – это случилось в 1828 году – Грибоедов снова навестил своих грузинских друзей. Он уже был автором «Горя от ума» и видным дипломатом. Но не только. Среди друзей Грибоедова были и Александр Пушкин, и декабристы, очень близким ему человеком был поэт Вильгельм Кюхельбеккер, заточенный за участие в восстании на Сенатской площади в крепость, а впоследствии сосланный в Сибирь.
В разговоре с царем Грибоедов вступился за декабристов, и сам был арестован на некоторое время. Это не помешало потом Грибоедову принять участие в важнейших переговорах с Персией, в результате которых был заключен унизительный для восточной державы Туркманчайский мирный договор. Грибоедов отвез текст соглашения в Петербург и получил там назначение на пост министра-резидента (то есть посла) в Иране. Именно поэтому он и появился в доме у Чавчавадзе.
Семья Чавчавадзе соседствовала и тесно дружила с семьей Ахвердовых. В их доме это все и произошло: навстречу Александру выбежала юная красавица, в которой он не узнал свою маленькую подружку.
Страсть поэта и дипломата вспыхнула моментально. Тем же вечером он сделал предложение и получил радостное благословение от своих друзей. Служебные дела заставляли торопиться. Свадьба была немноголюдная, но в городе все радостно приветствовали праздничный кортеж, бросая молодым букеты. Однако сам Грибоедов был полон мрачных предчувствий. Накануне он перенес приступ лихорадки и во время венчания уронил кольцо, не в силах унять дрожь.
И муж, и сын…
Им было отпущено всего несколько недель счастья. Грибоедов не мог взять молодую жену в Тегеран. К тому же Нина ждала ребенка. Она была уверена, что родится мальчик, и готовилась назвать его в честь своих мужа и отца. Некоторое время она ждала супруга в иранском городе Тебризе, но Александр Сергеевич посоветовал ей возвращаться к родителям в Тифлис, так как служба задерживала его в Тегеране.
Он не сообщал жене, что обстановка вокруг русской дипмиссии накалена до предела: Персия не могла смириться с условиями Туркманчайского договора. 30 января 1829 года 37 русских дипломатов (уцелел только один) были зверски убиты религиозными фанатиками, в том числе и Александр Грибоедов. Говорят, накануне, понимая, что гибель неминуема, он облачился в парадный мундир, проговорив: «Не в халате же умирать».
Но озверевшие убийцы таскали тело ненавистного им Грибоедова несколько дней по базарам, а затем бросили его в канаву. Не то что мундир, лица его никто не мог опознать. Грибоедова удалось идентифицировать только по простреленной на дуэли кисти.
Тифлис 1852 года, иллюстрация В. Тимма
Когда через много месяцев останки Грибоедова удалось доставить в Тифлис, Нина похоронила мужа возле монастыря святого Давида на горе Мтацминда («Священная гора»). Теперь там Пантеон писателей и общественных деятелей Грузии.
Нина Чавчавадзе в 1857 году
Нина Грибоедова-Чавчавадзе, написав на могиле мужа пронзительные слова, облачилась в черное платье и до самой смерти в 1857 году не снимала траур. Она не стала монашкой и затворницей, всегда заботилась о родных. Она и умерла из-за того, что выхаживала своих близких во время эпидемии холеры.
А персидский шах, чтобы замять жуткий скандал, привез Николаю I огромный алмаз, который так и называется – «Шах». Теперь он находится в московском Алмазном фонде. А великий человек и герой Александр Грибоедов вместе со своей женой покоится в одном из красивейших мест Тбилиси.
Могила Грибоедова
volklarson
То, что мы видим, зависит от того, куда мы смотрим
Пиратский рундучок
Грибоедов — загадочная персона, автор одной книги. Вот так вот: шарахнул разок — и остался навсегда в литературе.
Написанное до «Горя…» слишком, как считается, незрело (комедии «Молодые супруги» и «Студент»), написанное после — черновики.
«Горе от ума» — вещь отточенная и сверкающая.
И это при том, что известный нам блистательный вариант — черновой, неокончательный. (Вроде бы последний текст погиб вместе с поэтом в Тегеране.)
Человек-загадка. Даже год рождения Грибоедова под вопросом — либо 1790-й, либо 1795-й.
Если верна самая поздняя дата рождения, это означает, что Грибоедов окончил Московский университет в тринадцать лет, то есть был вундеркиндом, как сказали бы сегодня. Если самая ранняя — что он написал единственное свое произведение в сравнительно позднем возрасте, в тридцать три года, то есть был, скорее, «тугодумом»…
Во время наполеоновского вторжения поступил в гусарский полк, где прослужил около трех лет.
В 1817-м был зачислен в Коллегию иностранных дел (почти одновременно с А. С. Пушкиным и В. К. Кюхельбекером).
В Петербурге близко сошелся со многими литераторами, актерами, стал членом масонской ложи — да и в прочем отдал дань тому образу жизни, который сам называл «житейским вольномыслием», типичным для молодых петербургских аристократов, «пасынков здравого рассудка».
Вольнолюбивое веселье этих лет закончилось трагедией: в 1817 году на дуэли из-за актрисы Истоминой был смертельно ранен близкий приятель Грибоедова, В. В. Шереметев, при том что сам поэт оказался секундантом его противника. В трагическом исходе событий светская молва обвиняла именно Грибоедова… Он принял решение круто изменить жизнь и отправился с дипломатической миссией в Персию.
В 1818 году в Тифлисе (по дороге к новому месту службы) стрелялся с известным бретёром и будущим декабристом Александром Якубовичем, который был не только секундантом Шереметева, но и непосредственным зачинщиком той памятной дуэли.
По воспоминаниям современников, пуля Якубовича пробила Грибоедову ладонь левой руки близ мизинца — из-за чего он «после, чтобы играть на фортепиано, должен был заказать себе особую аппликатуру».
В 1826-м был арестован в крепости Грозная, так как некоторые из декабристов показали, будто бы Грибоедов был принят в тайную организацию. Доставлен в Петербург, допрошен (Грибоедов дружил с декабристами, но видел перспективы их мятежа сквозь прищур скептика: «Сто прапорщиков хотят переменить весь государственный быт России?»), но сумел доказать свою непричастность к заговору (кстати, один из мемуаристов искренне полагает, что Грибоедов был оправдан прежде всего «потому, что был всегда врагом Якубовича и стрелялся с ним») и продолжил дипломатическую карьеру.
В 1828 году организовал выгодный для России Туркманчайский мирный договор, и был назначен «полномочным министром-резидентом» России в Персии.
По пути в Тегеран женился на пленительной грузинской девочке Нине Чавчавадзе.
Через полгода, в феврале 1829-го, убит.
Как это произошло? Посольства располагались в городе Тавризе, русская миссия отправилась в Тегеран представляться шаху. Две армянки из гарема родственника шаха и шахский евнух, тоже армянин, сбежали под защиту русских и попросили помочь им вернуться на родину. Вспыхнуло восстание исламских фанатиков. Горе уму! Было убито тридцать семь человек в посольстве и восемьдесят нападавших. Из русских выжил чудом всего один, по фамилии Мальцов: он спрятался, как козленок в сказке про волка и козлят.
Грибоедов выбежал к толпе с саблей, получил камнем по голове, его изрубили и затоптали…
Остались два его легкомысленных вальса (был Грибоедов, кроме всего прочего, композитором и пианистом), под которые я снял бы кадры его чудовищной смерти, будь я режиссер. «Она была мгновенна и прекрасна», — написал Пушкин об этой смерти.
Армянок вернули в гарем. Изувеченный труп евнуха Мирзы Якуба (не странно ли, что имя этого невольного виновника трагедии так созвучно с фамилией Якубовича, виновного в давней роковой истории) проволокли по всему городу и бросили в ров. Как рассказывал потом один персидский сановник, очевидец убийства, который в 1830 году прислал свои воспоминания об этом в парижский журнал, «так же точно было поступлено с предполагаемым телом г. Грибоедова».
Тело Грибоедова затем опознали с трудом — по следу на кисти левой руки, оставшемуся после дуэли.
Николай I благосклонно принял извинения иранского шаха и подарок — огромный бриллиант. «Я предаю вечному забвению злополучное тегеранское дело…»
Гроб везли долго, в конце концов законопатили, опустили в землю и зачем-то залили нефтью.
Измученная горем вдова Нина родила мальчика, который не прожил и дня.
На могиле Грибоедова на горе святого Давида в Тифлисе, то есть в Тбилиси (где поэт и завещал себя похоронить), она велела выбить надпись:
«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»
Грибоедов был близок к так называемым „младоархаистам“. Они ратовали за чистоту и исконность языка, за возможность использовать в литературных текстах так называемое „просторечие“, да и вообще были зациклены на близости ко всему „народному“, „подлинно русскому“. Их радикальными продолжателями можно назвать Велимира Хлебникова или Андрея Платонова. Пушкин же принадлежал к „арзамасцам“ — компании европеизированных поборников новых, передовых тенденций в развитии литературного языка и художественных форм.
Но Пушкин и Грибоедов общались поверх этих стилистических барьеров. У них были отношения приятелей.
Вспоминая о Грибоедове, Пушкин достигает интимной, исповедальной ноты (как в известном своем стихотворении, заканчивающемся словами „Но строк печальных не смываю…“):
„Его меланхолический характер, его озлобленный ум, его добродушие, самые слабости и пороки, неизбежные спутники человечества, — все в нем было необыкновенно привлекательно. Рожденный с честолюбием, равным его дарованиям, долго был он опутан сетями мелочных нужд и неизвестности. Способности человека государственного оставались без употребления; талант поэта был не признан. Жизнь Грибоедова была затемнена некоторыми облаками: следствие пылких страстей и могучих обстоятельств“.
Грибоедов был слишком родствен Пушкину по гражданским настроениям, любви к яркой жизни и более всего — по той дерзости авторского слога, которая сделала пьесу „Горе от ума“ бессмертной: ведь в ней он поставил успешный эксперимент — соединил русскую разговорную речь с высококлассной литературой.
Грибоедов — соперник-современник Пушкина. Написавший значительно меньше, однако родственный по силам.
Два солнца. Именно два. Солнца. Солнечные таланты.
„Архаист“ ли, „арзамасец“ ли — паутина теории тает и пропадает в солнечном огне. Оба не вмещаются в литературные и политические классификации. Их роднит молодеческий, свежайший звон строки. Роднит их и идейное равновесие. Об этом хочу написать подробнее — о равновесии, соблюдавшемся при всей пламенности их нравов.
Что это за равновесие такое, и почему Грибоедова, как и Пушкина, делили „западники“ и „славянофилы“, еще яростнее рвут и делят „либералы“ и „патриоты“?
Это особый талант — любить родное и оставаться свободолюбцем. Таково истинное благородство, противостоящее левому и правому сектантству. Насмешливость, несуетность, глубина. Способность видеть в родном и любимом как хорошее, так и дурное. И все равно, невзирая ни на что — любить. Понять противоречия России. Она край холода и насилия — и место волшебства и мечтаний. Да и сама жизнь — и траурно-горька, и ослепительно-сладостна.
Это божественный талант. Здесь, дорогой читатель, я не удержусь и затрону „политику“.
Идеологическое мельтешение тоже претендует на глобальный знаменатель. Каков этот знаменатель?
У „патриотов“ их мессианский идеал отменяет художественные критерии: все средства хороши, лишь бы торжествовали „наши“. Лес рубят — щепки летят. Безжалостная правда римских легионеров.
Зверская правда полковника Скалозуба.
(„Довольно счастлив я в товарищах моих, / Вакансии как раз открыты: / То старших выключат иных, / Другие, смотришь, перебиты“.
Или про Москву: „По моему сужденью, / Пожар способствовал ей много к украшенью“.
Или про либеральный клуб: „Я князь-Григорию и вам / Фельдфебеля в Волтеры дам, / Он в три шеренги вас построит, / А пикните, так мигом успокоит“).
У „либералов“ общий знаменатель — „порядочность“, которую иногда называют изрядной. Либералы — обитатели узких прослоек и зоркие ценители индивидуального, но в этой среде нет простора для страсти. Синдром гетто или репетиловского кружка („Поздравь меня, теперь с людьми я знаюсь / С умнейшими!!“).
Есть мелкий стиль, подслащенные штампы и — в итоге — отрицание личности, суетливый шум клуба („Я сам, как схватятся о камерах, присяжных, / О Бейроне, ну о матерьях важных, / Частенько слушаю…“, „Шумим, братец, шумим“).
Проблема либералов — выборочность их гуманизма, система двойных стандартов. Если патриоты — дуболомы, как Скалозуб, либералам свойственна скользкая гибкость Репетилова.
Война „патриотов“ и „либералов“ — вечна. На чьей стороне в те времена было государство? Да как и во все времена! Преимущественно на стороне „патриотов“, хотя и их держало в узде. Кое-что в стиле управления, конечно, зависит от личности правителя, но, в принципе, государство — это большой офис, где важнее всего — четкий менеджмент, подчиненность персонала и функциональность распорядка. „Патриоты“ и „либералы“ зачастую карьерно соседствуют в этом офисе, сидят рядышком за мониторами, но редко когда чаянье тех или других полностью совпадает с направлением деятельности офиса…
„Патриоты“ с их гигантоманией вызывают у свободного человека — агорафобию, „либералы“ с удушливой узостью — клаустрофобию.
А позиция Грибоедова, как и Пушкина, — редчайший пример одновременной отстраненности от общества и вовлеченности в его дела, самостоятельного поиска, который в итоге привел к выбору равновесия — любить и Родину, и свободу.
„Странною любовью“ — написал их брат Лермонтов. (Влияние Грибоедова на Лермонтова было велико. „Маскарад“ Лермонтова вдохновлен „Горем от ума“).
…Я думаю даже, что смерти Грибоедова, Пушкина, Лермонтова (миссия в Тегеране, дуэль с Дантесом, дуэль с Мартыновым) — это что-то вроде искупительной жертвы…
Свободная личность не синоним праведника. Как это сочеталось в Грибоедове — сочинять пьесу „против гнусной российской действительности“ (слова самого автора) и быть при этом крупным государственным чиновником?
Мыслимо ли это — дружить сразу с крамольником Чаадаевым и цепным Булгариным?
Написать в юности фрондерскую пародию „Дмитрий Дрянской“ (Оцените название: так передернуть имя доблестного Донского! Текст этой комедии не сохранился, но сюжет известен: русский профессор Дрянской усыпляет немецких конкурентов своим вяло-бездарным выступлением. Чем не подарок „либералам“?)
— и спустя всего лишь несколько лет опубликовать в „Вестнике Европы“ „Письмо из Бреста Литовского“, составленное едва ли не молчалинским языком: „Неподражаемый государь наш на высочайшей степени славы помнит о ревностных, достойных чиновниках и щедро их награждает“.
Думаете, тоже пародия? Современники не сомневались, что все на полном серьезе. „Вестник Европы“ даже сопроводил это письмо ехидным замечанием: „Из уважения к его чувству мы ничего почти не переправляли ни в стихах, ни в прозе. Впрочем, нельзя читателям требовать от Марсовых детей того, что мы требуем от детей Аполлоновых…“
И кстати: „верноподданническое“ это письмо, полное наглых самцовских открытий и действительно вылепленное в стилистике мускулистого наива, уже обнаруживает одновременно и ту присущую „Марсовым детям“ лозунговую афористичность, которая потом так широко распахнется в „Горе от ума“, и привет от бога солнца Аполлона: „Болтливость пьяного есть признак доброты; / Пииты же, как искони доселе, / Всех более шумели, / Не от вина, нет, — на беду, / Всегда они в чаду…“
Солнце переплавляет противоречия.
А сколь противоречива пьеса Грибоедова! За кого Чацкий? За Державу али за Запад?
Он клянет повадки и традиции хозяев России, чиновников, помещиков, военных и глумится над „патриотками“, жаждущими прильнуть к воякам. Перелистываем несколько страниц — и вот, пожалуйста, красноречивый наезд на западничество и вопрошание: кто нас удержит „крепкою вожжой“? Ответ очевиден: патриотическая военщина. Не вояки ли берегут границы от собратьев ненавистного Чацкому „французика из Бордо“, которого, мол, напрасно пригрели в московском доме? Такой ответ — мимо, в молоко. Ответа нет.
Выходит, и здесь главное — правда солнца?
Парадокс, возведенный в принцип.
Впрочем, противоречия этой пьесы имеют логическое объяснение: в ней уж слишком особенный герой. Вот кто, воистину, с планеты Марс.
Подлинно свободная личность всегда одинока, но в случае Чацкого мы имеем дело с максимальной заостренностью одиночества. Поэтому эта пьеса будет современной всегда.
Сергей Шаргунов, КОСМИЧЕСКАЯ КАРЕТА, или ОДИН ДЕНЬ ПАНКА (отрывок)