Что было написано в библии про коронавирус
Библия о коронавирусе. Звери апокалипсиса
Библия. Новый Завет, Откровение святого Иоанна Богослова, Глава 13.
В этой главе Иоанн описал происхождение новой коронавирусной инфекции covid-19.
«1. И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные.»
«4. и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? И кто может сразиться с ним?»
Ни одна страна мира не смогла победить коронавирус и пневмонию. Подходящих лекарств нет. Это ни на что не похоже. Люди умирают. Экономика стран рушится.
«5. И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца.»
«6. И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе.»
«7. И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем.»
Все страны оказались беззащитны перед вирусом. Независимо от расы, пола, языка и вероисповедания.
«8. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира.»
«9. Кто имеет ухо, да слышит.»
А кому-то каждый день говорят, что надо предохраняться, носить маску, мыть руки, не пить, не курить, не жрать всё подряд, не лезть в беспорядочные связи. Но он глух ко всем советам. Впрочем, как и всегда.
«10. Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых.»
Не надо убивать друг-друга, принуждать. Надо проявить понимание и терпение.
«11. И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон.»
«14. И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив.»
«15. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя.»
«16. И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его.»
«18. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.»
Что в Библии написано про коронавирус
Услышав слово «пророчества» первое что приходит на ум – это Ванга и Нострадамус. Кто-то вспоминает и Библию, ведь там очень много пророчеств, которые уже сбылись, сбываются на наших глазах и ещё не сбылись. А что в Библии говорится о коронавирусе? Предсказывалось ли в этой книге о наших днях? Вот что я накопал на эту тему.
Пророчества, которые сбылись
В Библии очень много пророчеств, которые полностью исполнились. Например, об Иисусе Христе в еврейско-арамейских писаниях (или Ветхом Завете) можно найти более 100 пророчеств, которые точно исполнились на нём. Тем, кто хочет в этом убедиться достаточно прочитать 53 главу книги Исаии. Её библеисты называют пятым Евангелием или жизнеописанием земного служения Христа. Почему эта книга? Потому что среди свитков Мёртвого моря найдена полная книга Исаии, которую датируют 2 веком до нашей эры. Значит, эти пророчества никак не могли написать после их исполнения.
Теперь пророчества о захвате Вавилона. Здесь многие спорят о времени их написания. Не буду спорные пророчества брать во внимание, хотя сам ни грамма не сомневаюсь в их достоверности, а возьму вот это пророчество, которое точно было предсказано за долго до своего исполнения и это научно доказано, по вышеуказанной причине.
Прочтите Исаия 13:19-22. Вот как это пророчество звучит в Синодальном переводе, одобренном РПЦ: «И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра, не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем; не раскинет Аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать там. Но будут обитать в нем звери пустыни, и дома наполнятся филинами; и страусы поселятся, и косматые будут скакать там. Шакалы будут выть в чертогах их, и гиены — в увеселительных домах. Близко время его, и не замедлят дни его».
Во втором веке до нашей эры эти слова звучали примерно так, как звучали бы вот такие слова в наши дни: «И Москва, краса городов, гордость россиян, будет ниспровержена Богом, как Содом и Гоморра, не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в ней». Только сумашедший мог такое предсказать в то время. Однако через 500 лет они исполнились и сейчас мы можем увидеть, что осталось от Вавилона, если съездить в Ирак или погуглить в интернете. Зрелище похожее на то что написал Исаия задолго до того, как это стало явью.
Кому интересно могут ещё поискать, что было предсказано о Тире, Эдоме, Моаве, Иерусалиме и мн.др..
Пророчества, которые сбываются
Теперь для самых отъявленных скептиков хочу привести пророчества, исполнение которых не видят только те, кто этого сильно хочет. И никто не может им отказать в этом праве. Тем же, кто привык доверять фактам, не забывая их тщательно проверять, предлагаю подборку пророчеств из Нового и Ветхого Завета, которые на мой взгляд описывают наше время:
«Знай же, что в ПОСЛЕДНИЕ ДНИ наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2Тимофею 3:1-5)
«Ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить, что это Я, и многих прельстят. Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть; но ЭТО ЕЩЕ НЕ КОНЕЦ. Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. ЭТО НАЧАЛО БОЛЕЗНЕЙ» (Марка 13:6-8)
«Будут большие землетрясения по местам, и глады и МОРЫ, и ужасные явления и великие знамения с неба» (Луки 21:11) Для сравнения разные переводы этого отрывка:
NRT Будут сильные землетрясения, голод и ЭПИДЕМИИ в разных местах, будут происходить ужасные события и явятся великие знамения на небе.
BTI будут сильные землетрясения, МОР и голод то в одном месте, то в другом, ужасные явления и великие знамения с неба.
ERV И будут великие землетрясения, голод, БОЛЕЗНИ и разные другие напасти во многих местах, и ужасные явления, и будут великие знамения с неба.
RBO будут великие землетрясения, будет МОР и голод во многих местах, а в небесах страшные явления и великие знамения.
«А что ты видел ноги и пальцы на ногах частью из глины горшечной, а частью из железа, то БУДЕТ ЦАРСТВО РАЗДЕЛЕННОЕ, и в нем останется несколько крепости железа, так как ты видел железо, смешанное с горшечною глиною. И как персты ног были частью из железа, а частью из глины, так и ЦАРСТВО БУДЕТ ЧАСТЬЮ КРЕПКОЕ, ЧАСТЬЮ ХРУПКОЕ. А что ты видел железо, смешанное с глиною горшечною, это значит, что они смешаются через семя человеческое, но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиною» (Даниила 2:41-43)
«И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и ТОГДА ПРИДЕТ КОНЕЦ» (Матфея 24:14)
Не буду утомлять вас листанием Библии, но уверяю, что мы живём во время исполнения многих библейских пророчеств, потому что во 2Тимофею 3:1 очень точно сказано о том, в какой отрезке человеческой истории мы находимся. Заметьте, Иисус сказал об этом времени: “Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет: Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут” (Луки 21:32,33)
Пророчества, которые скоро исполнятся
Зачитав «последние дни» кто-то не разобравшись побежал за валидолом, а тех кто остался заверяю, что не всё так плохо, как малюют некоторые. Начну с хорошего, что будет после смены власти, да, да, вы не ослышались нам предстоит увидеть собственными глазами как вот эта власть: «И сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее» (Луки 4:6) поменяется на эту: «И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» (Даниил 2:44).
Да будет больно при такой коренной перемене, но нам в России не привыкать. Зато потом будет это:
«Еще немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его. А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира» (Псалтырь 36:10,11)
«И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны» (Откровение 21:4,5)
«Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь» (Исаия 65:25)
«И ни один из жителей не скажет: «я болен»; народу, живущему там, будут отпущены согрешения» (Исаия 33:24)
«Тогда тело его сделается свежее, нежели в молодости; он возвратится к дням юности своей» (Иов 33:25)
«Имея надежду на Бога, что будет воскресение мертвых, праведных и неправедных, чего и сами они ожидают» (Деяния 24:15)
«И будет Он судить многие народы, и обличит многие племена в отдаленных странах; и перекуют они мечи свои на орала и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать.Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их, ибо уста Господа Саваофа изрекли это» (Михей 4:3,4)
Как вам такая жизнь? Не знаю как вам, а мне нравится, поэтому с нетерпением жду исполнения всех этих пророчеств. А они исполнятся, потому что пока всё идёт без сбоев и потому что я верю этому: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест: так и слово Мое, которое исходит из уст Моих,— оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Исаия 55:8-11)
Библия о коронавирусе. Звери апокалипсиса
Библия. Новый Завет, Откровение святого Иоанна Богослова, Глава 13.
В этой главе Иоанн описал происхождение новой коронавирусной инфекции covid-19.
«1. И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные.»
«4. и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? И кто может сразиться с ним?»
Ни одна страна мира не смогла победить коронавирус и пневмонию. Подходящих лекарств нет. Это ни на что не похоже. Люди умирают. Экономика стран рушится.
«5. И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца.»
«6. И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе.»
«7. И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем.»
Все страны оказались беззащитны перед вирусом. Независимо от расы, пола, языка и вероисповедания.
«8. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира.»
«9. Кто имеет ухо, да слышит.»
А кому-то каждый день говорят, что надо предохраняться, носить маску, мыть руки, не пить, не курить, не жрать всё подряд, не лезть в беспорядочные связи. Но он глух ко всем советам. Впрочем, как и всегда.
«10. Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых.»
Не надо убивать друг-друга, принуждать. Надо проявить понимание и терпение.
«11. И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон.»
Похоже, что этот олене-собако-козёл и есть виновник пандемии covid-19. В Библии (книга Левит) описан ритуал, по которому одного козла приносили в жертву, а другого отпускали. Отсюда и появилось выражение «козёл отпущения». На иврите этот козёл назывался Азазель, а также демон пустыни и падший ангел.
«14. И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив.»
«15. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя.»
«16. И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его.»
«18. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.»
Христос сказал: будут моры…
Размышления о пандемиях, карантинах, страхах и Божием Промысле. Часть 1
Больные испанским гриппом, США
«Будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры» (Лк. 21: 11). В Евангелии моры (греч. λοιμοὶ) – это заразные болезни, то есть эпидемии. Христос сказал, что моры будут, и вот – они есть. Они должны быть. Спаситель пытается донести до нас, что повальные болезни с Его пришествием не прекратятся. Как не исчезнут землетрясения, то есть природные катаклизмы, и глады, то есть социальные бедствия. Таков закон жизни вне Рая. С тех пор, как человек внес в мир заразу греха, мир поражает человека заразой инфекций, микробов, болезнетворных бактерий.
Эпидемии, а в более крупном масштабе – пандемии, подобны разыгравшемуся стихийному бедствию. Все одинаково немощны перед стихией. Царь и нищий, богатый и убогий – все одинаково бегут от пожара, боятся природного катаклизма, все трепещут прилипчивости какой-нибудь смертоносной болезни.
У Шекспира единственный сын Хемнет умер в одиннадцать лет от чумы. А младший брат императора Александра I Константин умер от холеры. От эпидемий умирали великие и знатные, цари и иерархи. Во все века клыкастая пасть эпидемий оставалась разинутой, всепожирающей и ненасытной.
Болезней, вылившихся в пандемии, насчитывается десять:
Подобно десяти египетским казням, они лишают покоя, несут тревогу и боль. Одна казнь сменяется следующей – впрочем, ни одна не является полностью преодоленной. Словно волны бушующего моря, злые поветрия накрывают, сносят стоящих на пути, а потом отходят, чтобы через какое-то время вернуться опять. Они бушуют все века нашей несчастной истории, только сила волн от века к веку неодинакова.
Откуда пандемии?
Болезни – дань несовершенному, поломанному миру. Человек сломал этот мир. Такова горькая и неприглядная правда.
Болезни – дань несовершенному, поломанному миру. Человек сломал этот мир
Грех внес поломку, дисбаланс и сбой в мир, живший райской гармонией. Хищничество и отчаянная борьба за выживание, взаимное пожирание и вражда – вот что есть мир после утраты Рая. За отвержение Бога человек подчинился смехотворно мелким, жалким частицам падшего мира, призванный к обожению поработился микробам. Из страха смерти ты вынужден изучать микроскопических паразитов, бацилл, штаммы вирусов и кишечную палочку, исследовать собственные мочу и кал – потому что отвернулся от созерцания Бога, постижения небесной чистоты и приобщения Ангелам.
Таков закон жизни вне Рая.
За вирус смертных грехов – вирус смертоносных болезней.
За инфекции страстей, изъедающих душу, – инфекции, изъедающие плоть.
За заразу самодовольства – зараза недугов, лишающих покоя и неги.
Таков закон жизни вне Рая: за инфекции страстей, изъедающих душу, – инфекции, изъедающие плоть
Пандемии – аналог мировых войн, только на уровне борьбы с человеком бунтующей природы. Ты повел себя как хищник – вот тебе хищничество со стороны падшего мира. Природа вышла из-под твоего контроля, как и сам ты перестал подчиняться Творцу. Мир как бы мстит человеку всякой пандемией за то, что человек повредил мироздание своим грехом, за то, что увлекся блудливой связью с разрушителем-диаволом.
Колоссальная катастрофа грехопадения отразилась как в зеркале во всякой пандемии. Бессилие людей перед каждым смертоносным поветрием – образ зияющей бездны греха – отчуждения человека от Бога и, как следствие, страданий и смерти.
О человек! Твое сердце жаждет жизни и счастья, но ты уязвляешься тернием бед и страданий. Твой дух парит к небесам, но жало болезни, вонзенное в твою плоть, ставит тебя на заслуженное тобой место.
Так низлагается гордыня человека, ибо так низвергается всякий ложный кумир. Жизнь призванного к бессмертию стала жалкой по подобию того же микроба. Пандемии показали, насколько немощен, слаб человек. Но пандемии же и открыли: жить только ради земли бессмысленно.
Не думай, что вне Рая ты будешь жить и радоваться, не болеть, не умирать. Жизнь вне Рая – не жизнь, а борьба за выживание. Побеждая одну болезнь, мы непременно встретим новую, ранее неслыханную. Ибо нельзя обойти приговор: «Прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3: 19), нельзя благоденствовать на земле, которая «терния и волчцы произрастит» за твой грех (Быт. 3: 18).
Болезни как мудрое попущение Божие
Но человек ценит хлеб, когда нет хлеба. Воду – когда сгорает от жажды. Воздух – когда задыхается. Так грешный человек начинает ценить всё Божие через отнятие, то есть через страдание.
Всякое отнятие есть страдание. Отнятие здоровья – мука. Ибо здоровье неразрывно от жизни. Никто не умирает потому, что кончилась жизнь, все умирают от порушенного здоровья, по причине его истощенных или уничтоженных ресурсов. Поэтому все так пекутся о здоровье – в этом неукротимая тяга человека к жизни. И даже если кто-то игнорирует свое здоровье, уничтожает его своим неразумным поведением, то это лишь потому, что он наивно полагал, будто ресурсы его здоровья бесконечны.
Что для Господа взять и одним мановением прекратить моровые поветрия? Что для Господа исцелить болезни людей? Но нам оставлены естественные средства борьбы с болезнями, чтобы мы научились ценить всё Божие.
Мы подобны ученикам Христовым в лодке, вокруг которых разыгрывается буря, а Сам Спаситель как будто оставил их одних, спит и не слышит. Не лучше ли наоборот – ученики мирно спят, а Спаситель бодрствует и охраняет их сон от малейшего колыхания ветра? Нет, людей губит беспечность. Для нас гибель – не беды и потрясения, а сон нашей души, погруженность в негу, комфорт, беззаботность.
Людей губит беспечность. Для нас гибель – не беды и потрясения, а сон нашей души
«Утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего» (Втор. 32: 15). Адам, будучи чист от греха, погиб при беспечальной жизни. Мы же при грехах своих как спасемся, если пребудем в беспечности?
Представьте, что какому-то человеку вместо работы дают только деньги, что станет с душой его? Потребительски-беспечное отношение к жизни губит жизнь. Когда тебе всё дано, но сам ты не трудишься, то ты рядом с погибелью. Премудрость Промысла Божия, непонятного нам и неизъяснимого, выразилась в том, что при всём обилии благодатных даров исцелений наш удел – преодолевать бедствия посредством тяжкой борьбы, а не беспечно получать от Бога чудесные блага.
Христианство не есть комфорт
Еще выскажу мысль, которая заведомо не может быть принята всеми. Христианство не есть комфорт. Христианство не может быть комфортабельным. Христианство – это мученическое исповедание, ибо оно есть следование за Христом, а путь Христов – крестный.
Когда христианство становится комфортабельным, то Господь посылает испытания, сокрушающие комфорт. «Вы всё еще спите и почиваете?» – обращается к нам Спаситель (Мк. 14: 41). А мы не знаем, что и ответить Ему. Привыкли к свободе, к тому, что всё есть и всё можно, храмы открыты, права наши защищены, вокруг штиль, так что можно, кажется, и поспать. Нет, Господь попускает нам шторм, чтобы мы пробудились.
Всякий шторм выводит из привычных, комфортных для нас условий жизни. Вновь затворяется Райский Чертог – Божий храм, чтобы мы обновленным взором взглянули на Церковь, на Таинства, на радостную встречу с Господом в Евхаристии. Возвращенное с огромным трудом бережется как зеница ока. Так в отношении храмов, так и в отношении здоровья, так и в отношении всего, что созидается на земле.
Мы боремся с болезнями как с исполинами. В поте лица мы возделываем хлеб, а здоровье дается нам потом кровавым. Исполины сильнее нас. Но смиренный Давид побеждает гордого Голиафа. Возвращенное с огромным трудом бережется как зеница ока. Вот почему победа над мировыми пандемиями во все века давалась крайне тяжко, со многими жертвами. Чтобы мы ценили Божий дар жизни. А через это учились ценить всё Божие.
Нужно, чтобы мы ценили Божий дар жизни. А через это учились ценить всё Божие
Смирившись многовековыми беспощадными пандемиями, человечество получает возможность побеждать их. Господь несомненно откроет средства лечения и от нового вируса. И всякий раз найденные человечеством средства победы над пандемиями – это образ благословения Божия, открывающего спасение всякому кропотливому, смиренному труженику.
Но посмотрим, как на Руси уже встречали пандемии, что предпринималось. Какой мы можем извлечь из этого урок?
Коронавирус – напоминание о четырех всадниках Апокалипсиса
Бог, как следует из Священного Писания, не так часто посылает отдельным людям и целым народам кары. Кара – это что-то наподобие смертной казни, исполнение окончательного решения Бога как Судьи. Примеры кары в библейской истории – Всемирный потоп; уничтожение Содома серным дождем; уничтожение семи языческих народов Ханаана. Гораздо чаще Бог посылает наказания, т.е., воспитывает, учит, направляет, наставляет. Святитель Феофан Затворник говорит: «Посылает Бог иное в наказание, как эпитимью, иное в образумление, чтоб опомнился человек; иное, чтоб избавить от беды, в которую попал бы человек, если бы был здоров; иное, чтоб терпение показал человек и тем большую заслужил награду; иное, чтоб очистить от какой страсти, и для многих других причин».
Итак, Бог посылает различные сигналы, или знамения для того, чтобы они встряхнулись, задумались и одумались. Сигналы могут быть «точечные», адресованные конкретному человеку (болезни, смерти близких, судебные преследования, клевета, потеря имущества и др.). Сигналы могут быть «широкого» действия, адресованные всему человечеству. Часто это не просто сигналы, а очень острые стрелы, правда, не смертельные, но вызывающие боль и мучения. Таковыми стрелами могут быть войны, мировые экономические кризисы, эпидемии и т.д. И вот в такие моменты пребывающие в страхе и мучениях люди нередко обращаются к Священному Писанию, ища в нем объяснения причин нагрянувшей беды и подсказки путей ее преодоления.
И, как это не удивительно, в особо острые моменты обращаются к Апокалипсису, или Откровению Иоанна Богослова – последней книге Священного Писания. Она считается наиболее сложной для понимания и на богослужениях в храме не читается. К Апокалипсису могли подступаться лишь наиболее искусные, обладающие даром экзегетики. Напомню, что экзегетика, экзегеза – раздел богословия, в котором объясняются подходы к толкованию библейских текстов. Лишь немногие части Священного Писания могут пониматься буквально. Например, те, где упоминаются конкретные исторические события. В качестве примера приведу фрагмент из Евангелия от Луки: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город» (Лк.2:1-3). Тут все понятно и любому светскому человеку.
Большинство текстов имеют два и более смысловых слоев. Под верхним чисто сюжетным или конкретно-предметным слоем находятся слои духовных смыслов. Да простят мне богословы такое сравнение: библейские тексты можно назвать многослойными притчами.
В сегодняшней ситуации Апокалипсис становится наиболее востребованной книгой Священного Писания по той причине, что в мире нарастает хаос – экономическая рецессия, коронавирус, введение во многих странах чрезвычайного положения и т.д. У людей рождается предчувствие, что мир может перейти в какое-то новое и никому еще неведомое состояние или даже погибнуть. Сегодня слово «апокалипсис» на устах политиков, журналистов, обычных обывателей. Книгой «Апокалипсис» стали интересоваться даже неверующие. Они для себя делают неожиданные «открытия»: некоторые сегодняшние события находят почти буквальное отражение и подтверждение в Откровении Иоанна Богослова. Многое из того, что раньше в Священном Писании просматривалось «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» (1 Кор. 13:12), теперь видится ясно и доходит даже до тех, кто не обладает искусством экзегетики. Я, конечно, имею в виду верхний слой, для восприятия которого достаточно лишь пяти органов чувств и минимального ума.
Многие обратили внимание на связь приведенных выше фрагментов Откровения с тем, что произошло в Америке в самом начале XXI века – уничтожением башен-небоскребов международного торгового центра 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке в результате так называемого «террористического акта». Символом этой трагедии стал исходивший от башен дым, который накрыл не только весь Нью-Йорк, но и его окрестности. Безусловно, это было знамение, последнее предупреждение Бога мировой закулисе, которая избрала своим плацдармом для завоевания мирового господства Америку и ее финансовую столицу Нью-Йорк.
Приведу еще один фрагмент: «И восплачут и возрыдают о ней цари земные, блудодействовавшие и роскошествовавшие с нею, когда увидят дым от пожара её, стоя издали от страха мучений её и говоря: горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришёл суд твой. И купцы земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто уже не покупает,…и, видя дым от пожара её, возопили, говоря: какой город подобен городу великому!» (Откр.9-11,18).
Я привел пример с Вавилонской блудницей для того, чтобы можно было лучше понять сегодняшние события, которые принято называть «пандемия коронавируса». Думаю, что нынешний всемирный психоз вокруг COVID-19 следует воспринимать как знамение, как наказание, как предупреждение человечеству. Т.е. воспринимать как некую аналогию событий 11 сентября 2001 года.
Конечно, в Откровении Иоанна Богослова нет буквального воспроизведения тех картин, которые мы наблюдем с начала нынешнего года. Сегодня мы видим не вирусную, а информационную пандемию. Но в будущем Бог может нераскаявшееся человечество наказать уже настоящей вирусной пандемией. Это уже будет в предпоследние времена, накануне прихода антихриста (после его прихода наступают уже последние времена, которые, согласно Апокалипсису, продлятся три с половиной года).
В главе 6 мы, в частности, читаем о том, как человечество отреагировало на снятие Агнцем шестой печати: «И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор» (Откр.6:15). Можно в переносном смысле эти слова применить и к сегодняшней ситуации, когда люди без разбора звания и социального статуса переведены на режим строгого карантина. Но если сегодня этот карантин – декорация дешевой комедии, то в предпоследние и последние времена карантин или даже уход в какие-то бомбоубежища будет абсолютно бесполезным актом отчаяния.
С некоторыми допущениями можно провести параллель между сегодняшней пандемией и теми событиями, которые описаны в главе 9 Откровения. Там говорится, что после того, как вострубил пятый ангел, на землю сошли орды саранчи. Саранча в Откровении – образ сегодняшнего коронавируса. Саранча будет поражать людей, жалить, но не убивать, а лишь наводить ужас: «И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев; и мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека». (Откр.9:5).
Действительно, из контекста текста Откровения видно, что посланная на землю саранча далеко не самое страшное испытание. После этого были трубные гласы шестого и седьмого ангелов. Обратим внимание, что в приведенном выше стихе говорится, что операция под кодовым названием «Саранча» будет продолжаться пять месяцев. Удивительно, но почему-то действительно многие специалисты-эпидемиологи, другие медики и политики говорят, что пандемия закончится к началу лета. Получается пять месяцев.
Все трубные гласы ангелов можно толковать как предупреждения, как «последние звоночки». Да, и здесь мы видим ужасные картины, в том числе гибель людей. Но это еще «наказание», это пока не «кара».
А далее семь ангелов послали на землю последовательно семь последних язв («чаш гнева»). Этому посвящена 16 глава. В результате пролития ангелами чаш гнева Божия погибнет чуть ли не половина человечества. А при нынешних «потерях», измеряемых тысячами умерших на всю планету, пандемию правильнее называть не убийством, а мучением. Или терроризмом, ибо мучение будет выражаться в том, что люди будут пребывать в состоянии страха и уныния: «И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются» (Лк.21:25-26).
А создание атмосферы ужаса и страха необходимо для того, чтобы люди с радостью и облегчением примет властителя мира – антихриста, который сумеет остановить хаос, навести порядок в мировом масштабе. Все ему поверят и будут воспринимать как долгожданного «мессию». Все ему поклонятся и примут на тело свое начертание имени или числа зверя (антихрист в Откровении представлен в образе зверя, вышедшего из моря). С момента воцарения антихриста начинается последняя страница земной истории человечества. Основной смыл раздуваемого сегодня вирусно-экономического кризиса в мире – ускорить приход этого ложного «мессии» (в талмудическом иудаизме – «Машиаха»).
Неожиданно в первые месяцы этого вырос интерес к такому сюжету Откровения, как четыре всадника Апокалипсиса. Многим пример подал Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш. На заседании Генеральной Ассамблеи ООН 23 января он заявил, что миру угрожают четыре «всадника Апокалипсиса». Для Генсека ООН всегда были присущи достаточно строгие доклады, которые не прибегают к литературным и уж тем более богословским «вольностям». Сразу скажу, что трактовки смысла всадников, предложенные международным чиновником, очень далеки от тех смыслов, которые заложены в Откровении. У него первый всадник ассоциируется с «высочайшей геостратегической напряженностью»; второй – с «климатической катастрофой» и «угрозой исчезновение дикой природы»; третий – с «растущим глобальным недоверием»; четвертый – с «темной стороной цифрового мира». В докладе Генсека явно звучали пред-апокалиптические ноты. Простим Генсеку слишком уж фривольное толкование Апокалипсиса. Как бы там ни было, но выступление Антониу Гутерреша побудило многих взять в руки Откровение Иоанна Богослова и найти тот фрагмент, в котором говорится о четырех загадочных всадниках.
С конца января в социальных сетях стали появляться комментарии, в которых авторы (как российские, так и зарубежные) обратили внимание на связь между сегодняшней пандемией и началом главы 6 Откровения (с тем самым фрагментом, на который ссылался Генсек ООН в своем выступлении).
В первых двух стихах указанной главы говорится: «И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить» (Откр.6:1-2).
Читавшие Откровение знают, что всего в книге фигурирует четыре всадника. Кроме упомянутого всадника на белом коне при последовательном снятии следующих трех печатей появляются всадники на рыжем, вороном и бледном конях. Но в контексте темы коронавируса почти все комментаторы останавливаются именно на первом всаднике. Почему?
Авторы комментариев ссылаются на толкования Апокалипсиса, согласно которым первого всадника именуют «Чумой» или «Мором». На чем базируются эти толкования? – На том, что в руках его лук. И первого всадника сравнивают с языческим богом Аполлоном, который всегда был вооружен луком. Из этого лука он расстреливал людей, решетил вредоносными стрелами. Стрелы – образ инфекционных заболеваний, вирусов, убивающих людей. Комментаторы ссылаются на газеты столетней давности, когда в Европе и во всем мире свирепствовала «испанка», которая унесла, по разным оценкам, от 60 до 100 миллионов человеческих жизней. Тогда «испанку» небезосновательно называли наказанием или даже карой Божией. Именно тогда за первым всадником и закрепилось название «Чума». А некоторые сегодняшние комментаторы говорят уже что первый всадник – не просто образ любой эпидемии или пандемии. Он олицетворяет именно нынешнюю пандемию. Почему? – Потому, что в Откровении про первого всадника сказано: «и дан был ему венец». Венец – он же корона. Вот вам и коронавирус!
Некоторые также считают первым всадником Апостолов, вышедших на проповедь Христа. Вот как об этом всаднике пишет священник Даниил Сысоев в своей книге «Толкование на Апокалипсис»:
«Первый, кого выпускает Христос в этот мир, — это великий белый всадник, имеющий в руках колчан, полный стрел, и увенчанный белым венцом. Это святые апостолы, победоносная апостольская проповедь, направленная на то, чтобы сокрушить силу сатаны… В руках у всадника лук со стрелами. Стрела – это слово Божие…. Бог выходит и проводит великую «военную операцию»: начинается захват великого моря вселенной — моря человечества. Море народов выходит, чтобы победить. Идут апостолы — это те самые всадники в сияющих одеждах, увенчанные венцом Святого Духа, с раскаленными пылающими стрелами евангельского слова, поражающего народы. Они вышли для победы, и они победили — создали Церковь. Это была первая печать и первый всадник, вышедший по воле Господа».
После открытия второй печати является всадник на коне рыжем: «И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч» (Откр.6, 3-4). Кстати, в греческом оригинале цвет коня выражен словом «ярко-красный». Это символ крови, проливаемой в войнах. Самого всадника по традиции именуют «Войной». Толкований и оценок всадника на рыжем коне очень много, порой противоположных. В частности, уже упомянутый выше священник Даниил Сысоев дает свою достаточно оригинальную, в целом положительную оценку второму всаднику: «Бог изменил Своей могущественной дланью все цивилизации мира, Он произвел великое потрясение вселенной и сделал так, чтобы люди на земле не смогли построить идеальное общество. Началось внезапное, ничем не мотивированное движение огромных масс людей. Ничего подобного никогда раньше в истории не случалось. По Божиему замыслу грешники получали возмездие от грешников же — это принцип, о котором Господь сказал еще пророку Аввакуму. Злодей будет наказан таким же злодеем, вор будет обворовывать вора. Бог поэтому и зажег огни мировых воин, великого переселения народов, чтобы грозные империи, противившиеся проповеди Христа, были сметены с лица земли или рассеяны. Глобальное «перемешивание» народов закончилось созданием христианских государств».
Правда, потом христианские государства, как мы знаем, рухнули под ударами новых варваров или незаметно мутировали в атеистические. В мире начались войны империалистические, мировые, кровопролитные, приближающие человечество к последним временам истории. Так что фигура второго всадника, мягко говоря, противоречивая. А сегодня становящаяся все более неприглядной и сумрачной.
После третьей печати является наездник на вороном (т.е. черного цвета) коне: «И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай» (Откр.6, 5-6). В отношении этого всадника все более или менее единодушны, его называют «Голод». Голод, потому что в руках у него весы, символизирующие, как тщательно отвешивают еду во время ее недостатка. Она дорожает. Люди, как объясняют экзегеты, пытаются построить «земной рай», где во главе всего будут запросы чрева. Люди забывают о «царстве небесном», Бог разрушает все проекты «глобальной сытости», а через всадника на вороном коне он приводит людей в чувство: «Ищите прежде же Царства Божия и правды Его, и все приложится вам» (Мф.6, 33).
Кстати, у ветхозаветного пророка Иезекииля перечисляются эти же самые четыре орудиях наказания Бога: «…четыре тяжкие казни Мои: меч, и голод, и лютых зверей, и моровую язву пошлю на Иерусалим, чтобы истребить в нем людей и скот» (Иез.14:21). У пророка Иеремии бесконечное число раз говорится об арсенале Бога, состоящем из трех следующих орудий наказания: меч, голод и моровая язва (Иер.21:7,9; 27:13; 32:24; 38:2; 42:17,22 и др.). Моровая язва вообще часто упоминается в Ветхом Завете – примерно также часто, как проказа (примечательно, что в Ветхом Завете мы часто встречаем словосочетание «язва проказы»). Моровая язва – любое вирусное заболевание. Во всех случаях Господь или предупреждает наказанием моровой язвой или наказывает этой язвой нарушителей Закона. Нарушителями могут быть цари, целые народы и племена. Вот, например, какое грозное предупреждение посылается еврейскому народу, вышедшему из Египта в случае, если он не будет соблюдать закон: «Пошлет Господь на тебя моровую язву, доколе не истребит Он тебя с земли, в которую ты идешь, чтобы владеть ею» (Втор.28:21)