Что было написано в записке погребенный заживо
Чем закончился фильм «Погребенный заживо»?
Фильм «Погребенный заживо» есть своеобразное отражение одной из самых распространённых фобий людей — страха однажды проснуться в забитом наглухо гробу на дне темной могилы.
Созданная в 2010 году кинокартина повествует об истории водителя американской армии в Ираке Пола Конроя. Он с сослуживцами двигается в своем автомобиле по пустыне. Последнее что помнит главный герой — это нападение на войсковую колонну, и гибель всех его товарищей. После этого Конрой приходит в себя и обнаруживает, что заточен в темном ящике-гробу, который, вдобавок, еще и закопан в землю на приличную глубину.
На протяжении картины Пол испытывает неимоверные психологические и физические страдания, постоянно ведет переговоры со своими захватчиками и даже «сбивает» цену своего выкупа почти в пять раз. Усилиями некого специалиста по борьбе с терроризмом в Ираке — Дэна Брэнера у узника появляется надежда на позитивный исход. Дэн рассказывает, что в прошлом году в похожей ситуации в Ираке было спасено несколько заложников. Тем не менее, время неумолимо и в узком пространстве гроба Полу становится всё тяжелее дышать. Он, тем не менее, до последнего не теряет бодрости духа и продолжает всеми способами бороться за свою жизнь.
Более того, они вынуждают узника отрезать себе палец и снять им этот ужасный процесс на телефон. К концу фильма главный герой практически полностью впадает в прострацию и периодически впадает в полное забытье. Представители Правительства США уверяют, что помощь уже близка и бандиты будут уничтожены, а Пол освобожден. Впрочем, он теперь не очень-то и верит в это.
В очередном разговоре с Дэном Брэнэном тот сообщает, что Пола обнаружили представители спецслужб и уже начали выкапывать. На том конце провода отчетливо слышен шум работ, но оказывается, что это совсем другой гроб с давно умершим человеком внутри. Пол уже не в состоянии сопротивляться судьбе и просто принимает все происходящее со смирением. Воздуха в пространстве гроба не остается совсем и песок заполняет все наличное пространство. Становится ясно что Пол умирает и этого уже никак не избежать. Наступает кромешная тьма, дыхание узника прекращается окончательно.
В самом конце картины, уже после финальных титров появляется рука, которая освещает надпись, сделанную Полом на крышке его ящика.
«Погребенный заживо»: Как снимался фильм, весь сюжет которого помещен внутрь гроба
Фильмами, снятыми в замкнутом пространстве, сегодня никого не удивишь – вспомните «Пилу», «Платформу» или «Резню», и холодок клаустрофобии тихонько коснется вашего плеча. «Ленты-бенефисы» с единственным актером в кадре тоже не такая уж редкость – «Коллектор», «Лок» или «Изгой» находятся лишь на самой вершине большой пирамиды подобных картин. «Погребенный заживо» режиссера Родриго Кортеса возводит обе величины в степень и складывает – в этом фильме действие не выходит за предметы гроба, а лежащего в нем актера Райана Рейнольдса даже общим планом не взять, настолько тут тесно.
Хлопушка со съемочной площадки фильма «Погребенный заживо»
В этом году «Погребенному заживо» исполняется 11 лет. Самое время пересмотреть картину, а заодно ознакомиться с фильмом о фильме «Desenterrando Enterrado» (вы знаете, мне это очень близко). Он короткий, но, правда, очень клевый. Я из него почерпнул много интересного, и отдавая себе отчет в том, что не каждый готов потратить полчаса своего времени на поиск и просмотр документалки на испанском языке, готов вкратце изложить самое важное из него.
Кадр из фильма «Desenterrando Enterrado»
В «Погребенном» напрочь отсутствует экшн, ведь герою сложно даже пошевелиться. Здесь нет паранормальных явлений, крови или монстров. Драма в фильме тоже довольно условна, ведь никто не принимает всерьез рассказ военного водителя о том, что его живьем зарыли в могилу. В любом другом случае 95 минут хронометража с лицом единственного актера в кадре могли бы стать для публики пыткой, но «Погребенный» с помощью Рейнольдса, мобильного телефона, фляжки и зажигалки легко удерживает ваше внимание от первого кадра до последнего. Как же Кортесу удалось заставить вас сидеть перед гробом и жадно внимать каждому вдоху персонажа? Киновед в штатском расскажет, как снимался столь оригинальный фильм, какие приспособления использовались на площадке, и как удалось создать иллюзию присутствия зрителя в тесном ящике под землей.
Кадр из фильма «Погребенный заживо»
Поскольку бюджет у фильма был крохотным – Кортес уложился в три миллиона долларов – съемочной группе приходилось идти на ухищрения, чтобы решить некоторые производственные задачи. Например, для увеличения освещенности в темноте гроба была модифицирована зажигалка главного героя – после некоторых манипуляций Zippo стала давать чуть более яркое пламя, правда, это стоило Рейнольдсу обожженных пальцев. Подсветки от экрана мобильного телефона для съемок тоже категорически не хватало (это только нам кажется, что смартфон в темноте светит ярче трех тысяч солнц), поэтому в эпизодах со звонками в лицо актеру направляли специальный фонарь с «мертвым холодным» светом.
Кадр из фильма «Desenterrando Enterrado»
Кадр из фильма «Погребенный заживо»
Съемки фильма заняли 17 дней, в каждый из которых двумя камерами снималось до 35 планов. Этот адский темп требовал от Райана Рейнольдса многочасового лежания в одном положении, и по признанию актера, к окончанию рабочей смены у него нестерпимо болела спина, а от песка распухали глаза. На площадке постоянно присутствовала бригада врачей, но, к счастью, участие медиков не потребовалось. Поскольку картину было решено снимать в хронологическом порядке, можно почти физически прочувствовать усталость и отчаяние, которые постепенно охватывают не только героя ленты Пола Конроя, но и изображающего его Рейнольдса.
Кадр со съемочной площадки фильма «Погребенный заживо»
Впрочем самое интересное в этой истории – создание скромной, но колоритной декорации картины. Казалось бы, что может быть проще – сколотил ящик и погрузил в него актера – однако постановщик фильма решил не упрощать жизнь ни себе, ни персонажу, а потому гроб в картине был представлен максимально тесным. У Рейнольдса даже для поворота головы почти не было места, не то что пространства для того, чтобы размахивать руками и, как Беатрикс Киддо из «Убить Билла», пробить себе кулаками путь на поверхность. При этом, однако, внимательные зрители могут заметить, что Кортес старается максимально разнообразить планы и углы обзора камеры, чтобы зритель мог прочувствовать свое присутствие внутри замкнутого пространства. Очевидно, что так снимать внутри обычного гроба невозможно – декораторы сделали для съемок семь специальных конструкций.
Кадр из фильма «Погребенный заживо»
Наиболее часто использовался гроб, который на площадке получил название «Джокер», поскольку помогал в любой, даже, казалось бы, творчески неразрешимой ситуации. У этой конструкции была усиленная рама, позволявшая Рейнольдсу колотить по стенкам кулаками и ногами, а также съемные доски для размещения камер и микрофонов. Этот гроб был крепко закреплен на высоте около метра от земли, так чтобы работать было удобно и комфортно не только актеру, но и оператору, осветителям и гримерам.
Кадр из фильма «Desenterrando Enterrado»
Для создания эффекта перспективы и сложных углов использовался удлиненный гроб под кодовым названием «Туннель». Подчеркивающей изоляцию героя вертикальной глубины создатели «Погребенного» добивались с помощью сооружения, названного «Стеной» – гроба с высокими стенками. Особенно сложным было устройство, получившее название «360 градусов» – у этого гроба легко снимались и ставились на место все элементы, поэтому при определенной сноровке можно было производить съемку непрерывным кадром, меняя угол практически на любой, какой захочется режиссеру. Разумеется, на площадке имелись и две банальные «половинки».
Кадр из фильма «Погребенный заживо»
Кадр со съемочной площадки фильма «Погребенный заживо»
Об этом и других отличных фильмах и сериалах вы всегда можете почитать на канале Киноведа в штатском – я люблю кино во всех его проявлениях. Читайте и смотрите вместе со мной.
Рецензия на фильм «Погребенный заживо»
Дебютант Родриго Кортес доказал, что даже в условиях жесткой экономии, вынуждающей ограничить весь реквизит зажигалкой, гробом и Райаном Рейнолдсом, можно снять невероятно увлекательный и безжалостный триллер.
Пол Конрой, американский водитель в Ираке, приходит в себя в гробу и пытается оттуда выбраться с помощью разряжающегося мобильного телефона, фонарика, каких-то светящихся палок и зажигалки. Все, что можно было бы сказать о сюжете сверх этого, подпадает под определение «спойлер».
После целого десятилетия, когда фильмы с бюджетом менее 100 миллионов снимали, кажется, только бомжи, все громче заявляет о себе тенденция делать кино «на коленке».
Оказывается, эпическому размаху, конным массовкам и гигабайтам дорогущей компьютерной графики вполне можно противопоставить такие устаревшие было понятия, как «оригинальность идеи» и «жесткая драматургия». Удачные образцы подобного подхода вроде «Паранормального явления» не только радуют нестандартностью, но и окупаются в десятки и сотни раз. Пример же испанца Родриго Кортеса прекрасно показывает, насколько сложно подобные проекты осуществлять.
Берем хичкоковское единство времени («Веревка» /Rope/ (1948)) и совершенно невероятное единство места (уютный гробик метр на два). В смелости замыслу не откажешь: фактически, зрителю предложено полтора часа наблюдать за сложными взаимоотношениями мужчины и его телефона.
Однако «Погребенный…» — не только эксперимент из серии «как снять интересное кино с мужиком в гробу», но и рефлексия на тему Иракской войны. Правда, в отличие от «Повелителя бури» Бигелоу или «Отредактировано» Де Пальмы, Ирака тут никакого нет. Есть песок, который сыпется сквозь щели между досками, и плохой английский в телефонной трубке. Тем не менее, до патологии ограничив себя во времени и пространстве, Кортес расскажет, если не о войне, то о человеке на войне больше многих.
В поисках выкупа за свою голову задыхающийся герой Рейнольдса будет беседовать с вежливыми консультантами чрезвычайных служб вроде «911», слушать приветливые мелодии их автоответчиков и периодически связываться с родственниками, которые либо слишком заняты, либо обижены тоном звонящего. «Надо же, какой козел, даже не поинтересовался, как у меня дела!» Едва ли в кино кто-то проводил столь осязаемую грань между человеком, попавшим в беду, и обывателем, мирно попивающим кофе. Картина ставит массу неблагодарных вопросов из серии «А как бы поступил ты?» В каком-то смысле «Погребенный…» — фильм-размышление. Но если в аристократическом артхаусе, вроде фильмов Кшиштофа Кесьлевского, наслаждавшийся собственной избранностью зритель рефлексировал под мерные звуки симфонической музыки, здесь вам придется решать вечные вопросы под неприятный рокот учащенного дыхания и истерические безадресные матюги отчаявшегося человека.
Ключевое отличие Кортеса от других киноантропологов, вроде Триера или Ханеке, состоит в том, что, забравшись со скальпелем по локоть в самое сокровенное, он и не думает прикрываться белоснежным халатом из сложных культурных пластов. Даже законченный теолог при всем желании не сможет прочитать в образе змеи, некстати заглянувшей к скучающему герою на огонек, отсылку к библейским, конфуцианским или каким-нибудь там шумерским константам. Подотряд: пресмыкающиеся, отряд: чешуйчатые, одна штука, все. Посадив человечка в деревянный коробок, режиссер подходит к задаче с точки зрения не столько философа, сколько биолога: с холодным любопытством изучая его простейшие реакции, периодически одаривая надеждой и снова отнимая ее. Объект реагирует, копошится, переживает, а исследователь бесстрастно записывает показания. У аудитории есть прекрасный шанс узнать о себе много нового, если, конечно, не испугаться.
Погребенный заживо
— Сэр?
— Я в гробу под землей, помогите.
— Пришлите кого-нибудь.
— Сэр, чуть помедленнее.
— Как вас зовут?
— Пол. Пол Конрой.
Хорошо, мистер Конрой где вы находитесь?
Не знаю, я в гробу. Не знаю где.
— Помогите, мне очень страшно.
— Вы в гробу?
Да.
— Он деревянный, старый гроб
— Вы в похоронном бюро?
Нет, нет, нет, не знаю, нет.
Как вы мне звоните?
Что?
Если вы в гробу, то откуда вы мне звоните?
С мобильного. Тут лежал старый телефон в гробу.
Вы звоните с вашего мобильного?
Да, да, да. Нет! Нет, это не мой телефон, но я звоню с мобильного.
Когда вы залезли в гроб, там был телефон?
Да. Что?
— Я никуда не залезал.
— Сэр, как вы оказались в гробу?
— Меня сюда положили.
— В гроб?
Да.
Пожалуйста, помогите.
Вы говорите вас закопали?
Да, да, я водитель, американец.
— Здесь жарко, нечем дышать. Пожалуйста.
— Сэр, вы знаете где вы находитесь?
— Я же говорю, где-то в Ираке. Помогите.
— В Ираке?
Да, я водитель грузовика, американец.
— Работаю на KPT.
— Сэр, вы солдат?
Да нет, послушайте, я шофёр!
Американец.
Гражданский служащий.
Работаю в Ираке.
На нас напали в Баакубе.
Они всех перестреляли.
Всех.
— Кого перестреляли, сэр?
— Других водителей.
И это произошло в Ираке? В стране Ирак?
Да, пожалуйста, послушайте.
Мне дали номер связи, он был в бумажнике,
Теперь его нет.
Мистер Конрой, это служба 911 в Янгтауне, Огайо.
— Огайо?
— Да, сэр, я не знаю как вы к нам звоните
из-за границы, но если хотите, я переключу вас на полицейское управление.
Вы не понимаете, мне. Всё, ладно.
Так, так, так.
Сними, сними, сними.
«Спасибо, что дозвонились к Конроям.
Нас нет дома. Оставьте сообщение после гудка. Спасибо»
Ах, да, Линда. Линда, малыш, это я. Мне надо.
Свяжись для меня с национальной гвардией.
Немедленно. Или с Пентагоном. Скажи, что на нас напали.
Мухофазе в Баакубе.
Они должны меня найти.
Хорошо? Малыш, пожалуйста, помоги.
Помоги меня найти.
«Привет, Это Линда. оставьте сообщение. Спасибо.»
Линда, Линда, перезвони мне немедленно на этот номер.
Вопрос жизни и смерти. Перезвони на этот номер, что высветится на экране.
Хорошо?
Я не знаю, что происходит.
Я лежу в гробу.
Под землёй.
Нечем дышать.
Ты сможешь, пожалуйста, малыш.
Назовите штат, город.
Я не знаю, лишь бы ФБР.
Вам нужно отделение в каком-то конкретном городе?
Да, любое, в любом городе. Просто соедините.
Сэр, у меня в базе отделения ФБР в Бостоне, Чикаго, Нью-Йорке,
в Филадельфии, в Нью-Хемфоде, Лос-Анджелесе.
Это не важно, любой город, где угодно. Только соедините меня.
Детально о кинофильме «Погребенный заживо»
Комментарии режиссера. БОЛЬШОЕ И МАЛОЕ
Заинтригован ли я, заворожен ли? Замечаю ли я, как летит время? Захватывает ли происходящее на экране настолько, что приходится ущипнуть себя, чтобы осознать, что на самом деле все это происходит не со мной? Если такой эффект достигнут – значит, мы имеем дело с большой, с великой историей. А если она нас не увлекает, то должного эффекта не принесут ни легионы орков, ни межзвездные флотилии, ни Красная Армия, подчиняющая себе всю планету: история так и останется малой.
Благодаря блестящему сценарию Криса Спарлинга «Погребенный заживо» стал большим фильмом. Захватывающая дух гонка со временем на полтора часа полностью удерживает наше внимание. И все это достигается исключительно за счет повествования – к помощи каких-либо других средств прибегать не приходится.
ЗАДАЧА
У нас было свое золотое правило: НАРУЖУ И НА ПОВЕРХНОСТЬ ВЫХОДИТЬ НЕЛЬЗЯ.
Важнейшим доводом в пользу того, что можно с неослабевающим ни на секунду интересом следить за историей, разворачивающейся исключительно под землей, был сам сценарий. И он убедительно свидетельствовал: мы ПРОСТО ОБЯЗАНЫ оставаться под землей. Разделив повествование на две параллельные истории, позволив кислороду внешнего мира просочиться в фильм, мы бы непростительно принизили тяжесть тех мук, которые переживает наш герой (а с ним и наши зрители). Если бы камера вышла на свет (чтобы показать одинокий автоответчик в прихожей залитого утренним солнцем дома или выражение растерянности на лице телефонистки, усиленно пережевывающей жвачку в бесплодных попытках придумать, что делать с этим крайне необычным звонком), мы добились бы только того, что из большого фильма получился бы незначительный, а из первосортной работы – дешевка. В итоге мы получили бы больше квадратных футов и дюймов на съемочной площадке, но куда меньшую отдачу на каждый вложенный доллар. Отличное кино с саспенсом превратилось бы в плохой телефильм.
СЪЕМКИ ФИЛЬМА
Фильм должен дать зрителям ПОЛНУЮ КАРТИНУ ФИЗИЧЕСКИХ ОЩУЩЕНИЙ, сформировать у аудитории ощущение полного погружения в происходящее на экране.
РАЙАН РЕЙНОЛДС