Что было после экспрессионизма
Экспрессионизм — шокирующее эмоциональное направление в искусстве XX века
Экспрессионизм — это направление в мировом изобразительном искусстве, литературе, музыке, кинематографе, театре и архитектуре XX века. Его основоположники отказывались видеть свое предназначение в традиционном воспроизведении действительности. Экспрессионизм для них был способом художественного выражения эмоционального состояния автора. Для реализации своих творческих замыслов экспрессионисты использовали новаторские методы: искореженные линии, контрастные цвета, абстрактные формы, преувеличения и упрощения.
Экспрессионизм признавал право автора на возможность шокирующего воздействия на публику вопреки общепринятым стандартам в живописи. Художники стремились вызвать у зрителя шквал эмоций, часто обращались к тематике разочарования, негодования, боли, страха и тревоги.
История развития экспрессионизма
Экспрессионизм возник в начале XX века в Германии накануне Первой Мировой войны, в период бурного индустриального развития Европы, массового роста революционных настроений в обществе. Многие люди были растеряны, стремительно уничтожались старые моральные ценности. Экспрессионисты раньше других почувствовали приближение страшной катастрофы, ощутили уродливость и противоречивость окружающего мира.
Экспрессионистские мотивы в искусстве можно разглядеть задолго до появления нового направления. Экспрессивные искажения художественных образов присутствуют на некоторых работах Эль Греко (El Greco), а картинам Маттиаса Грюневальда (Matthias Grünewald) присуща предельная эмоциональность. Экспрессионисты признали сильное влияние этих мастеров на свое творчество, считали их предшественниками своего стиля.
В произведениях многих постимпрессионистов также можно заметить созвучные экспрессионистам принципы упрощения перспективы и сильного выражения чувств. Этим славятся картины Винсента Ван Гога (Vincent van Gogh), Поля Сезанна (Paul Cézanne), Анри Матисса (Henri Matisse), Поля Гогена (Paul Gauguin). Представители нового художественного течения умело использовали опыт этих мастеров, но значительно увеличили объемы экспрессии в своих полотнах.
Официальной датой рождения экспрессионизма принято считать 7 июня 1905 г. В тот летний день в Дрездене 4 подающих надежды архитектора основали арт-группу «Мост» (Die Brücke). Их звали:
Позднее к ним присоединились новые единомышленники:
Ко времени роспуска в 1913 г. «Мост» насчитывал более 70 участников.
Молодых художников объединяло неприятие к излишне поверхностному правдоподобию импрессионизма. Они хотели вернуть искусству духовность и глубинный смысл. Участники группы даже разработали собственный эстетический словарь и групповой стиль. Поэтому многие картины были очень похожи по стилю написания и сюжету.
В декабре 1911 года в Мюнхене было образовано еще одно выдающееся арт-объединение экспрессионистов — «Синий всадник». Его активными членами были:
Но в творчестве участников этого объединения экспрессионизм выражен менее эмоционально. В картинах наблюдается стремление к поиску гармонии, а внутренний мир авторов не переполнен мрачными мыслями.
Помимо Германии экспрессионизм пережил период бурного роста и в других странах Европы. Известные представители стиля творили:
Угасание интереса к экспрессионизму в Германии, а позже и в остальной Европе началось после стабилизации послевоенной жизни людей. Широкой публике непросто было осмысливать художественные произведения, общество устало от негатива, возникла потребность в более оптимистическом творчестве.
Но уже в 40-х годах XX века в Америке начал формироваться абстрактный экспрессионизм, а в конце 70-х в мировой культуре заявил о себе неоэкспрессионизм.
Отличительные черты экспрессионизма
Опытный знаток искусства без труда определит работу экспрессиониста по характерным особенностям:
Во многих картинах также отчетливо виден пессимизм автора, неуверенность в завтрашнем дне и отсутствие малейшей надежды на изменение ситуации к лучшему.
Знаменитые художники-экспрессионисты
По-разному сложилась судьба лучших представителей экспрессионизма. Часть из них добилась признания при жизни и дожили до обеспеченной старости, другие не смогли пережить катастрофические события Первой Мировой войны и рано отправились в лучший мир.
Среди множества достойных отдельного рассмотрения фигур мы выделим лишь несколько, на наш взгляд, наиболее известных имен:
Экспрессионизм оставил яркий след в мировой живописи. Он прошел тернистый путь от полного неприятия и нападок до современного мирового признания. Работы выдающихся мастеров стоят очень дорого, а выставки собирают огромную аудиторию. На сайте Very Important Lot посетители могут участвовать в аукционах, чтобы купить работы известных экспрессионистов. Кроме того, здесь можно напрямую приобрести работы современных художников.
17 признаков того, что перед вами экспрессионистская картина
Экспрессионизм — не просто направление в искусстве, но особый, очень эмоциональный способ восприятия мира. Рассказываем о фигуративной живописи годов на примере работ европейских, и в частности немецких, художников
1. Религиозные сюжеты
Экспрессионисты отличаются от большинства авангардистов любовью к нарративу: многие картины отсылают к религиозным сюжетам. В работах экспрессионистов часто можно увидеть драматичные сцены мученичества или мистических откровений. В годах некоторые экспрессионисты обратятся к триптиху — форме, необычной для авангардных картин и заимствованной из алтарной живописи.
2. Аллегорические и символические сюжеты
Личные переживания могут обретать форму аллегории, иногда традиционной (изображение смерти или пороков), иногда придуманной самим художником. В этом экспрессионисты наследуют художникам-символистам — например, Эдварду Мунку и Джеймсу Энсору. Особенно популярна тема смерти.
3. Индустриальная городская среда
Современную городскую среду стали изображать еще импрессионисты, но в экспрессионизме этот образ меняется. Мосты, железные дороги, высотные здания, заводы создают напряженный ритм, город на картинах экспрессионистов — сгусток энергии, и чаще всего мрачной. Эта искусственная, но динамичная среда — как Метрополис из одноименного немого фильма немецкого режиссера Фрица Ланга — кажется фантастической и фантасмагоричной.
4. Запутанное, искривленное пространство
Экспрессионисты усиливают выразительность через искажение. Пространство, будь то пейзаж или интерьер, деформировано, предметы валятся друг на друга, планы перемешиваются, стены и улицы искривляются, образуются воронки и завихрения — как в декорациях знаменитого в 1920-е годы немого триллера «Кабинет доктора Калигари».
5. Толпы и группы людей, идущих по улице
По деформированным улицам экспрессионистов идут люди — иногда их очень много. Это новая динамичная жизнь большого города, где каждый обезличен. При этом в толпе выделяются характерные типажи, жесты, одежда и повадки. В этих персонажах много странного и гротескного.
6. Отдых и развлечения
Массовая культура большого города — спорт, кафе, варьете, зоопарк, театр — пестрая и динамичная. Город на картинах экспрессионистов напоминает Вавилон, в котором все смешивается, а краски и формы оглушают.
7. Цирк и клоуны
Экспрессионисты очень любят цирк с его гротеском, фантасмагоричностью и выходом за границы привычного. Это мир ярких эмоций и одновременно опасности и печали, которая царит за кулисами. Фигура клоуна в экспрессионизме приобретает меланхолический, мрачный, фантастический, иногда зловещий оттенок.
8. Ночь и искусственный свет
На полотнах экспрессионистов очень часто изображены вечер и ночь. Лунный или искусственный свет дает глубокие контрастные тени, искажает формы, делает контуры неясными. Прямого солнечного света в понимании реалистов вообще нет. Эффекты освещения напоминают о театре и киноплощадке. Такие приемы соответствуют гротескным образам, болезненным переживаниям или меланхолии.
9. Экзотические мотивы
Экспрессионисты, так же как и кубисты и фовисты, стремились к неевропейским «примитивным» (то есть первичным, базовым) культурам. В них художники ищут мощную силу, напор, наивность, яркость, цельность. Многие путешествовали: Кандинский, Макке и Клее — в Тунис, Нольде — в Папуа — Новую Гвинею, Пехштейн — на острова Палау. Африканская скульптура, мусульманская миниатюра, японские зонтики, индийские ткани — все это служит вдохновением.
10. Танец
Мотив экстатического, комического, гротескного, драматического танца встречается почти у всех экспрессионистов. Это могут быть пляски разных народов мира, выступление в варьете, даже бальные танцы. Особенно любили изображать танцующих художники группы «Мост» — например, Эрнст Людвиг Кирхнер и Эмиль Нольде.
11. Тело и сексуальность
Человек без одежды для экспрессионистов лишается налета цивилизованности: он ближе к природе и первобытности. Через позы и жесты тело выражает весь спектр эмоций — от страсти до боли. Художники отказываются от идеальных пропорций в пользу обостренной выразительности и откровенности телесных проявлений. Одновременно с экспрессионизмом в Германии развивалось движение за культуру освобожденного тела, в 1902 году оформившееся в натуризм. Эрнст Людвиг Кирхнер и другие мастера группы «Мост» писали своих моделей не только в мастерской, но и на природе — озерах Морицбург и острове Фемарн, где было принято купаться без одежды.
Чем покорили мир 7 великих художников-экспрессионистов, чьи работы ценятся во всём мире: Мунк, Кандинский и др
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Эдвард Мунк
Эдвард Мунк, который никогда не был женат, называл свои картины своими детьми и ненавидел разлуку с ними. Живя в одиночестве в своём поместье под Осло в течение последних двадцати семи лет своей жизни, всё более почитаемый и всё более изолированный, он окружил себя работой, которая датировалась началом его долгой карьеры. После его смерти в 1944 году, в возрасте восьмидесяти лет, власти обнаружили за запертыми дверями на втором этаже его дома коллекцию из тысячи с лишним картин, четырёх с половиной тысяч рисунков и почти пятнадцать с половиной тысяч гравюр, а также ксилографии, офорты, литографии, литографские камни, гравюры на дереве, медные таблички и фотографии. Тем не менее, в последней иронии своей трудной жизни, Мунк известен сегодня как создатель одного образа, который затмил его общее достижение как первопроходца и влиятельного художника, и гравёра.
В Экли он занялся пейзажной живописью, изображая сельскую местность и фермерскую жизнь вокруг себя, сначала в радостных тонах, а затем в более мрачных. Он также вернулся к любимым образам, создав новые версии некоторых картин.
В последние годы своей жизни художник поддерживал оставшихся в живых членов своей семьи материально и общался с ними по почте, предпочитая не навещать их. Большую часть времени он проводил в одиночестве, описывая страдания и унижения своих преклонных лет. Когда он был поражён почти смертельным гриппом во время Великой пандемии, он запечатлел свою тощую бородатую фигуру в серии автопортретов, как только смог взять в руки кисть.
Ко всему прочему, он написал ряд автопортретов, на одном из них под названием «Между часами и кроватью», датируемом 1940-1942 годами, незадолго до его смерти, зритель видит то, что стало с человеком, который, как он писал, отстал от «танца жизни».
Застывший и физически неуклюжий, он стоит, зажатый между дедушкиными часами и кроватью, словно извиняясь за то, что занимает так много места. На стене позади него выстроились его «дети», один над другим. Как преданный родитель, он пожертвовал всем ради них…
2. Василий Кандинский
Один из пионеров абстрактного современного искусства, Василий Кандинский использовал вызывающую воспоминания взаимосвязь между цветом и формой для создания эстетического опыта, который вовлекал зрение, звук и эмоции публики. Он полагал, что полная абстракция даёт возможность для глубокого, трансцендентального выражения и что копирование с натуры только мешает этому процессу.
Высоко вдохновлённый созданием искусства, которое передавало бы универсальное чувство духовности, он ввёл новый изобразительный язык, который лишь слабо связан с внешним миром, но выражал многое о внутреннем опыте художника. Его визуальный словарь развивался в три этапа, переходя от ранних, репрезентативных полотен и их божественной символики к его восторженным и оперным композициям, а также к его более поздним, геометрическим и биоморфным плоским цветовым изображениям. Искусство и идеи Василия вдохновляли многие поколения художников, от его учеников в Баухаузе до абстрактных экспрессионистов после Второй мировой войны.
3. Эгон Шиле
С его фирменным графическим стилем, охватом фигуральных искажений и смелым вызовом общепринятым нормам красоты, Эгон Шиле был одной из ведущих фигур австрийского экспрессионизма.
Его портреты и автопортреты, жгучие исследования психики и интимности своих натурщиков, являются одними из самых ярких и запоминающихся работ в XX веке. Художник, поразительно плодовитый в течение своей короткой карьеры, знаменит не только своими психологически и эротически насыщенными работами, но и своей интригующей биографией: его распущенный образ жизни отмечен скандалом, дурной славой и трагически ранней смертью от гриппа в возрасте двадцати восьми лет, через три дня после смерти его беременной жены, и в то время, когда он был на грани коммерческого успеха, который ускользал от него на протяжении большей части его карьеры.
Эгон был ключевой фигурой в развитии экспрессионизма в живописи. Он написал феноменальное количество автопортретов и выполнил более трёх тысяч рисунков. Его работы часто имеют яркое эмоциональное содержание в дополнение к откровенному изучению человеческого тела. Он работал вместе с Густавом Климтом и Оскаром Кокошкой, другими ключевыми австрийскими художниками той эпохи.
Короткая, но плодотворная художественная карьера Эгона, откровенное эротическое содержание его работ и обвинения в интимных домогательствах сделали его предметом многочисленных фильмов, эссе и танцевальных постановок, а Музей Леопольда в Вене располагает самой обширной коллекцией работ Шиле: более двухсот экспонатов.
4. Марк Шагал
Произведения Шагала пропитаны его еврейским наследием, часто включающим воспоминания о его доме в Витебске, Беларусь, и его народной культуре. К этим темам, как правило, художник всегда возвращался. Некоторые утверждают, что его стиль живописи после войны был более сдержанным, меланхоличным, даже обращённым назад во времени к постимпрессионизму, но, как всегда, его работа была полностью уникальной, выполненной в собственном, неподражаемом стиле. Марк на протяжении всей своей карьеры сочетал элементы многих школ современного искусства, включая кубизм, фовизм, символизм, сюрреализм, орфизм и футуризм. Тем не менее, его творчество выявило более глубокие уровни резонансной, лирической эмоциональной эстетики, музыки и культуры, глубокого, внутреннего понимания еврейского наследия.
В 1985 году Шагал умер и был похоронен во Франции. На момент своей смерти он оставил ряд своих обширных коллекций в различных отраслях и стилях искусства. Работы Марка демонстрируют мастерское понимание цвета и глубокий эмоциональный резонанс, что, возможно, является причиной того, что его работы всё ещё так популярны сегодня.
5. Пауль Клее
Пауль был честолюбив и идеалистичен, но держался сдержанно и спокойно. Он верил в постепенную органическую эволюцию событий, а не в форсирование изменений, и его систематический подход к работе перекликался с этим методическим подходом к жизни.
Он был главным образом чертёжником (кстати, левшой). Его рисунки, иногда кажущиеся очень детскими, были очень точными и контролируемыми.
Клее был острым наблюдателем природы и природных стихий, что было для него неиссякаемым источником вдохновения. Он часто заставлял своих учеников наблюдать и рисовать ветви деревьев, системы кровообращения человека и аквариумы с рыбами, чтобы изучить их движение.
Только в 1914 году, когда Пауль отправился в Тунис, он начал понимать и исследовать цвет. Кроме того, он был вдохновлён в своих цветовых исследованиях своей дружбой с Кандинским и работами французского художника Робера Делоне. От Делоне Пауль узнал, каким может быть цвет, когда он используется чисто абстрактно, независимо от его описательной роли.
Художник также находился под влиянием своих предшественников, таких как Винсент Ван Гог, Анри Матисс, Пикассо, Кандинский, Франц Марк и других членов группы «Синий всадник», которые считали, что искусство должно выражать духовное и метафизическое, а не просто то, что видно и осязаемо.
На протяжении всей его жизни музыка оказывала большое влияние, проявляясь в визуальном ритме его образов и в стаккато нот его цветовых акцентов. Он создал картину, очень похожую на то, как музыкант играет музыкальное произведение, как будто делая музыку видимой или визуальное искусство слышимым.
Художественное наследие Клее было огромным, даже если многие из его преемников не ссылались на его работу открыто как на очевидный источник или влияние. Ещё при жизни Пауля сюрреалисты обнаружили, что его кажущееся случайным сопоставление текста, абстрактных знаков и редуктивных символов наводит на мысль о том, как разум в состоянии сна рекомбинирует разрозненные предметы повседневности и таким образом даёт новое понимание того, как бессознательное обладает властью даже над реальностью бодрствования.
Репутация художника значительно выросла в 1950-х годах, когда, например, абстрактные экспрессионисты могли видеть его работы на выставках в Нью-Йорке. Использование Паулем знаков и символов особенно интересовало художников Нью-Йоркской школы, особенно тех, кто интересовался мифологией, бессознательным и примитивизмом (а также искусством самообразования и искусством детей). Использование Клее цвета как выразительного средства выражения человеческих эмоций само по себе также привлекло художников, отдающих предпочтение богатой цветовой палитре, таких как Жюль (Джулс) Олицки и Хелен (Элен) Франкенталер.
6. Франц Марк
Будучи ведущей фигурой в немецком экспрессионистском движении, Марк помог переосмыслить природу искусства. Экспрессионистское движение было известно своим интересом к духовности и примитивизму, а также использованием абстракции. Франц включил свою любовь к теологии и животным в свою работу, чтобы создать альтернативное, более духовное видение мира. Он изображал мир глазами животных, которые он использовал, чтобы подчеркнуть те аспекты современности, которые он рассматривал неблагоприятно. Но его более поздние работы также вышли за пределы репрезентативных форм в чистую абстракцию, прокладывая путь для следующего поколения художников.
Хотя его карьера была короткой, его выразительные линейные формы и символическое использование цвета оказали длительное влияние на миры абстракции и экспрессионизма. Впрочем, таких художников, как Джексон Поллок и Виллем де Кунинг, можно назвать его потомками. Эти художники были вдохновлены способностью Марка вызывать чувство эмоций с его интересом к духовному и примитивному, а также его использованием ярких цветов. Абстрактные экспрессионисты опирались на вклад Франца, создавая картины, которые подчёркивали более минимальные, обобщённые формы, сфокусированные главным образом на линейном выражении и цвете.
Эти новые подходы к экспрессионизму стремились подчеркнуть личную борьбу художников с изменениями, произошедшими после окончания Второй мировой войны. Более поздние поколения экспрессионистов, такие как художники цветового поля, которые довели экспрессионизм до его самого минималистского, упрощенного состояния, можно рассматривать как потомков Марка и его современников. Действительно, Франц Марк, как один из основателей немецкого экспрессионизма, сыграл важную роль в определении модернизма в XX веке и за его пределами.
7. Ван Гог
Наглядные примеры широкого влияния Ван Гога можно увидеть на протяжении всей истории искусства. Фовисты и немецкие экспрессионисты работали сразу после Ван Гога и переняли его субъективное и духовно вдохновенное использование цвета. Абстрактные экспрессионисты середины XX века использовали технику размашистых выразительных мазков кисти Ван Гога, чтобы показать психологическое и эмоциональное состояние художника. Даже неоэкспрессионисты 1980-х годов, такие как Джулиан Шнабель и Эрик Фишль, в долгу перед выразительной палитрой и кистью Ван Гога.
В популярной культуре его жизнь вдохновила музыку и многочисленные фильмы, в том числе «Жажда жизни» Винсента Минелли (1956), в котором исследуются изменчивые отношения Ван Гога и Гогена. За свою жизнь Ван Гог создал девятьсот картин и сделал тысячу сто рисунков и эскизов, но за свою карьеру продал только одну картину. У художника не было собственных детей, и большинство его работ досталось его брату Тео.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: