Что было после эпохи просвещения
Россия в глобальной политике
Помощник по национальной безопасности и госсекретарь США при президентах Ричарде Никсоне и Джеральде Форде.
Статья опубликована в журнале The Atlantic (июнь 2018 г.) и публикуется по-русски с официального разрешения редакции.
Три года назад на конференции по трансатлантическим вопросам в повестке дня появилась тема искусственного интеллекта (ИИ). Я собирался уйти с заседания, поскольку этот предмет не входит в сферу моих интересов, но начало презентации заставило меня остаться. Выступавший рассказывал о компьютерной программе, которая вскоре сможет бросить вызов чемпионам мира по игре го. Я удивился: компьютер способен справиться с го – более сложной игрой, чем шахматы? Каждый из игроков имеет в своем распоряжении 180 или 181 фишку-камень (в зависимости от выбранного цвета) и по очереди расставляет их на пустой доске. Выигрывает тот, кто, принимая эффективные стратегические решения, парализует действия противника и будет контролировать большую территорию.
Выступавший утверждал, что эта способность не может быть запрограммирована. Его машина освоила игру посредством тренировок. Зная правила, компьютер сыграл бессчетное количество партий сам с собой и учился на собственных ошибках, совершенствуя алгоритмы. В процессе тренировок ему удалось превзойти своих наставников-людей. Спустя несколько месяцев действительно появилась ИИ-программа AlphaGo, способная обыгрывать сильнейших мастеров го.
Пока я слушал заявления о победе технического прогресса, мой опыт историка и периодически практикующего государственного деятеля заставил меня задуматься. Как повлияют на историю самообучающиеся машины – те, что приобрели знания с помощью специфических внутренних процессов и могут применить их для целей, недоступных человеческому пониманию? Научатся ли машины коммуницировать друг с другом? Как будет происходить выбор из имеющихся опций? Может ли в истории человечества повториться судьба инков, столкнувшихся с испанской культурой, которая была недоступна их пониманию и вызывала ужас? Стоим ли мы перед новой фазой истории? Осознавая собственную некомпетентность в этой сфере, я организовал ряд неформальных встреч со специалистами по технологиям и гуманитарным наукам. Состоявшиеся дискуссии обеспокоили меня еще сильнее.
До сих пор технологическим прорывом, изменившим ход современной истории, можно было назвать изобретение печатного станка в XV веке. В результате появился доступ к эмпирическим знаниям, вытеснившим религиозные доктрины, на смену эпохе религии постепенно пришла эпоха разума. Человеческая прозорливость и научные знания заменили веру как основной критерий сознания. Информация хранилась и систематизировалась в разрастающихся библиотеках. Эпоха разума стимулировала мысли и действия, сформировавшие современный мировой порядок.
Но сегодня этот порядок переживает трансформацию на фоне новой, еще более стремительной технологической революции, последствий которой мы пока не осознаем. В результате может возникнуть мир, опирающийся на машины, управляемые данными и алгоритмами, а не этическими и философскими нормами.
Мы живем в эпоху интернета и уже сталкиваемся с некоторыми вопросами, которые с распространением искусственного интеллекта станут еще острее. Просвещение предоставляет традиционные истины свободному, склонному к анализу человеческому разуму. Назначение интернета – ратифицировать знания посредством аккумулирования и манипулирования увеличивающимися массивами данных. Когнитивные способности человека утрачивают личностный характер. Индивидуум превращается в набор данных, и данные начинают доминировать.
Для пользователей интернета важно получение и манипулирование информацией, а не контекст и концептуализация ее значения. Они редко интересуются историей или философией, как правило, им требуются сведения, касающиеся практических нужд. Алгоритмы поисковиков обретают способность прогнозировать предпочтения конкретных пользователей, результаты можно персонализировать и предоставлять заинтересованным лицам для политических или коммерческих целей. Правда становится относительной. Информация угрожает пересилить разум.
Через соцсети на пользователей льются потоки мнений большинства, и человек утрачивает способность к рефлексии. В действительности многие технофилы используют интернет, чтобы избежать одиночества, которое их пугает. Все это ослабляет силу духа, необходимую, чтобы выработать собственные убеждения и пройти определенный путь в одиночку – без этого невозможно создать нечто новое.
Воздействие интернет-технологий на политику особенно заметно. Возможность влиять на конкретные микрогруппы разрушила существовавший консенсус по поводу приоритетов – теперь акцент делается на определенных целях или претензиях. Политические лидеры заняты нишевым давлением, у них нет времени, чтобы задуматься о контексте, и, следовательно, нет потребности расширять мировоззрение. В цифровом мире приоритетна скорость, что препятствует рефлексии, радикалы получают преимущество перед вдумчивыми людьми, ценности формируются консенсусом субгруппы, а не в процессе размышлений. Несмотря на все достижения, цифровой мир рискует сам себя уничтожить, потому что недостатков больше, чем удобств.
Интернет и повышение мощностей компьютеров облегчили аккумулирование и анализ данных, открылись беспрецедентные ресурсы, которые человеку сложно осознать. Один из самых значительных – искусственный интеллект, т.е. технология, позволяющая решить сложные, казавшиеся абстрактными проблемы с помощью процессов, напоминающих работу человеческого мозга.
Речь идет не только об автоматизации, как мы ее сейчас понимаем. Автоматизация затрагивает средства достижения поставленных целей путем рационализации или механизации инструментов. Искусственный интеллект, напротив, имеет отношение именно к целям, он ставит собственные задачи. Поскольку его достижения отчасти определяются им самим, искусственный интеллект по своей природе нестабилен. ИИ-системы в процессе функционирования постоянно меняются: они получают и мгновенно анализируют новые данные, а затем самосовершенствуются на основе этого анализа. В результате искусственный интеллект приобретает способность, раньше считавшуюся прерогативой человека. Он выносит стратегические суждения о будущем, основываясь на установочных данных (например, правила игры) или данных, полученных им самим (например, сыграв 1 млн игр).
Беспилотный автомобиль демонстрирует различия между традиционными компьютерами, контролируемыми человеком и определяемым программным обеспечением, и вселенной, где будет царствовать искусственный интеллект. При управлении автомобилем необходимо оценивать множество ситуаций, которые невозможно предвидеть и, следовательно, запрограммировать. Возьмем известный гипотетический пример: что произойдет, если беспилотному автомобилю придется выбирать между гибелью бабушки и гибелью ребенка? Кого он выберет? Почему? Какие факторы попытается оптимизировать? Будет ли в состоянии объяснить свои действия? Если бы он умел коммуницировать, то, скорее всего, ответил бы так: «Я не знаю (потому что следую математическим, а не человеческим принципам)» или «Вы не поймете (потому что я обучен действовать определенным образом, а не объяснять свои действия)». Между тем через 10 лет беспилотные автомобили будут преобладать на дорогах.
До сих пор ИИ-исследования ограничивались определенными сферами деятельности, но сейчас речь идет о разработке «широко развитого интеллекта», способного выполнять задачи в различных сферах. В обозримом будущем во многих областях человеческой деятельности будут работать ИИ-алгоритмы. Но они являются математической интерпретацией наблюдаемых данных и не объясняют реалии, которые их обусловили. Парадоксально: мир становится более прозрачным и одновременно более таинственным. Чем новый мир будет отличаться от привычного нам сегодня? Как мы будем в нем жить? Как будем управлять искусственным интеллектом, совершенствовать его, а в крайнем случае помешаем ему нанести нам вред? Главная проблема заключается в том, что искусственный интеллект осваивает навыки быстрее и увереннее человека, поэтому со временем он может сократить человеческую деятельность, а людей превратить в данные. Искусственный интеллект способен принести невероятную пользу в медицине, обеспечении чистой энергией, в экологии и многих других сферах. Но именно потому, что ИИ принимает решения по поводу пока еще неопределенного будущего, результатам его деятельности присущи неопределенность и неоднозначность. Особое беспокойство вызывают три аспекта.
Во-первых, искусственный интеллект может достичь непредусмотренных результатов. В научной фантастике описывается, как искусственный интеллект атакует своих создателей. Более вероятно, что ИИ неверно интерпретирует инструкции человека из-за отсутствия понимания контекста. В качестве примера можно вспомнить ИИ-виртуального собеседника Tay, который предназначен для ведения дружеских бесед языком 19-летней девушки. Но машина не смогла распознать императивы «дружеский» и «разумный», установленные разработчиками, поэтому виртуальный собеседник подавал расистские, сексистские и просто оскорбительные реплики. Некоторые представители мира технологий утверждают, что эксперимент плохо продуман и неудачно реализован, тем не менее он продемонстрировал базовую неоднозначность. Насколько ИИ способен понять контекст, определяющий полученные им инструкции? Кто помог бы Tay понять значение слова «агрессивный», если сами люди не могут прийти к единому мнению? Можем ли мы на начальной стадии выявить ошибки и скорректировать ИИ-программу, действующую не так, как мы ожидали? Или у искусственного интеллекта неизбежно возникнут небольшие отклонения, которые со временем могут привести к катастрофическим последствиям?
Во-вторых, в процессе достижения поставленных целей ИИ может изменить человеческое мышление и человеческие ценности. AlphaGo удалось обыграть сильнейших мастеров го, предпринимая беспрецедентные стратегические шаги, о которых человек даже не мог подумать и которым пока не научился противодействовать. Эти ходы находятся за пределами возможностей человеческого мозга? Или люди смогут освоить их, после того как их показал новый мастер го?
До того как искусственный интеллект начал играть в го, игра имела различные многоуровневые задачи. Игрок стремился не только победить, но и освоить новые стратегии, применимые в других жизненных ситуациях. У искусственного интеллекта цель одна – выиграть. Он «учится» не концептуально, а математически, совершенствуя свои алгоритмы. ИИ научился побеждать, играя не так, как человек, и ему удалось изменить природу игры и ее воздействие. Можно ли сказать, что такой однобокий подход характерен для искусственного интеллекта в целом?
Другие ИИ-проекты занимаются модификацией человеческого мышления посредством разработки устройств, способных генерировать ответы на запросы человека. Помимо вопросов относительно фактов (какая температура на улице?), вопросы о природе реальности и смысле жизни поднимают более глубокие проблемы. Хотим ли мы, чтобы дети узнавали о ценностях посредством бесстрастных алгоритмов? Должны ли мы защищать частную жизнь, ограничивая информацию ИИ о тех, кто задает вопросы? Если да, то как мы будем это делать?
Если искусственный интеллект обучается в разы быстрее человека, можно ожидать, что процесс проб и ошибок (как обычно люди принимают решения) тоже пройдет у него ускоренно. Только ошибки ИИ будут совершаться быстрее и с более серьезными последствиями. Вряд ли, с этими ошибками удастся справиться путем добавления в программу «этического» или «рационального» просчитывания ситуации, как предлагают ИИ-разработчики. Все научные дисциплины возникли из-за неспособности человечества договориться об определении этих терминов. Так может ли искусственный интеллект стать арбитром?
В-третьих, ИИ может достичь предусмотренных целей, но ему не удастся объяснить свои выводы. В некоторых сферах – распознавание образов, анализ больших данных, игры – ИИ по своим способностям уже превосходит человека. Если его вычислительные ресурсы продолжат так же быстро расти, ИИ вскоре сможет оптимизировать ситуации, но совсем не так, как это сделал бы человек. Но на данном этапе может ли ИИ объяснить, почему его действия оптимальны, чтобы человеку было понятно? Или решения ИИ не поддаются объяснению человеческим языком и поэтому недоступны человеческому пониманию? На протяжении всей истории человечества цивилизации создавали способы объяснения мира: в Средневековье это была религия, в эпоху Просвещения – разум, в XIX веке – история, в XX – идеология. Но самый сложный и важный вопрос по поводу мира, к которому мы движемся, звучит так: что станет с человеческим сознанием, если его объяснительные способности будут уступать искусственному интеллекту и общество уже не сможет интерпретировать существующий мир в терминах, имеющих для него смысл?
Как определить сознание в мире машин, которые ограничивают человеческий опыт математическими данными, интерпретируемыми их собственной памятью? Кто несет ответственность за действия ИИ? Как будет устанавливаться ответственность за его ошибки? Сможет ли правовая система, созданная людьми, контролировать деятельность ИИ, который умнее и потенциально хитрее человека?
В конечном итоге термин «искусственный интеллект» рискует оказаться неверным. Эти машины действительно могут решать сложные, кажущиеся абстрактными проблемы, которые раньше поддавались только человеческому познанию. Но то, что является их уникальной особенностью, это мышление не на основе того познания и опыта, который приобретен ранее. Скорее речь идет о беспрецедентных возможностях памяти и вычислительных ресурсах. Учитывая естественное превосходство ИИ в данных аспектах, он всегда будет побеждать в играх. Но для человечества игры – это не только победа, нам важны размышления. Если мы будем относиться к математическому процессу как к мыслительному, попытаемся его имитировать и безоговорочно примем его результаты, то окажемся в опасности – мы можем потерять способность, являющуюся основой человеческого познания.
Проблемы подобной эволюции демонстрирует недавно разработанная программа AlphaZero, которая играет в шахматы на уровне выше гроссмейстерского и в стиле, прежде не встречавшемся в истории шахмат. За несколько часов игры с собой программа вышла на уровень, для достижения которого человечеству потребовалось 1500 лет. В программу были загружены только базовые правила игры. Люди и собранные ими данные не использовались в процессе самообучения AlphaZero. Если программа смогла достичь подобного уровня мастерства так быстро, где будет искусственный интеллект через пять лет? Как это повлияет на когнитивные способности человека? Какова роль этики в этом процессе, который по сути заключается в ускоренном выборе?
Обычно такие вопросы оставляют специалистам по технологиям и интеллектуалам из смежных научных областей. Философы и другие гуманитарии, которые помогли сформулировать концепции мирового порядка, в дискуссию не вступают, потому что им не хватает знаний о механизмах ИИ или его возможности приводят их в ужас. Научный мир, напротив, готов исследовать технические возможности своих достижений, а технологический мир занят масштабным коммерческим воплощением своих идей. Оба мира стремятся раздвинуть границы открытий, не понимая их. А власти больше интересует использование ИИ в сфере безопасности и разведки, чем уже начавшаяся трансформация человеческой жизни.
Просвещение началось с философских размышлений, которые распространялись с помощью новой технологии. Наша эпоха движется противоположным путем. Разработана потенциально доминирующая технология, которая нуждается в направляющей философии. Во многих странах ИИ превратился в национальный проект. Соединенные Штаты пока системно не исследуют весь диапазон возможностей ИИ, его воздействие и не начали процесс совершенствования. Это должно стать национальным приоритетом с точки зрения взаимосвязи ИИ и гуманистических традиций.
Создатели ИИ, некомпетентные в политике и философии, как я – в сфере технологий, должны задаться вопросами, которые я поднял в этой статье, чтобы встроить ответы в свои инженерные разработки. Правительству США стоит подумать о создании президентской комиссии из признанных экспертов-мыслителей, которые помогут разработать национальный подход. Очевидно одно: если мы не начнем эту работу в ближайшее время, очень скоро мы поймем, что уже опоздали.
7 Последствия просвещения в современном обществе
последствия иллюстрация, развитые между семнадцатым и восемнадцатым веками, настолько обширны, что их следует разделить в соответствии с различными науками и мыслями, на которые оказало большее влияние.
Это было время великих достижений человечества в основных областях знаний для человека. Историки рассматривают эту стадию как колонну, которая поддерживает основы современного общества и происхождение революционной мысли.
Рождение этой эпохи можно найти в работах Исаака Ньютона, английского физика, который сумел объяснить явления Земли и космоса с помощью научной оценки.
Было бы установлено, что вселенная является совершенным творением, поэтому жизненно важно, чтобы человек понимал ее механизм.
Главные мыслители Просвещения взялись за эту идею вселенной и попытались применить ее к обществу. Они думали, что если бы общество и человек были механизмом, оценка и разум объяснили бы их явления, и мы могли бы найти способ заставить их работать идеально..
Эксперты отмечают, что этот этап начинается в 1620 году с создания Novum organum, работа, написанная Фрэнсисом Бэконом, где установлено, что технические и логические знания науки помогают нам контролировать природу.
В свою очередь, его конец наступает в 1781 году с Критика чистого разума Иммануила Канта, где он говорит, что человеческий опыт имеет такое же значение, как научный анализ.
Последствия просвещения в современном обществе
Просвещение является одной из самых плодовитых эпох человечества, потому что в то время были достигнуты огромные успехи в основных областях человеческого знания..
Это знание сохраняется, хотя многие без каких-либо изменений, благодаря авангарду мысли и постоянному поиску разума. Это основной вклад Просвещения в общество.
1- Вклад в искусство
Одной из основных характеристик Просвещения является передача религии на заднем плане..
Впервые он стремился найти значение для человечества за пределами существования для божеств.
Это явление наблюдается в живописи начала восемнадцатого века, где рококо, французское художественное движение, сосредоточилось как основной объект для человека и его мирской деятельности..
Природа, тела и повседневная жизнь были основным содержанием нового европейского искусства, которое ранее считалось украшением часовен и подчеркивало божественное..
В музыке это было печально известно благодаря творчеству таких композиторов, как Вольфганг Амадей Моцарт, главной темой которого были самые известные оперы: отношения простого человека и его творчество нравились как дворянам, так и простым людям..
2- Вклад в философию
В это время двумя основными направлениями мысли были эмпиризм и рационализм..
Эмпиризм, разработанный такими мыслителями, как Джон Локк (1632-1704), Джордж Беркли (1685-1753) и Дэвид Хьюм (1711-1776), утверждал, что идеи и знания формируются через опыт и ощущения..
С другой стороны, рационализм, предложенный Рене Декартом, Барухом Спинозой (1632-1677) и Готфридом Лейбницем (1646-1716), предполагал, что знание основано на разуме и логике, потому что это был единственный путь, который привел к универсальные истины.
Они выступали против эмпиризма, поскольку утверждали, что чувства не являются надежными при поиске точного ответа.
Эти потоки позже послужат вдохновением для немецкого мыслителя Иммануила Канта, который установил связь между ними, не отрицая и не аннулируя позиции..
3- Вклад в политику
В этот период два великих мыслителя заложили основы современной демократии, какой мы ее знаем сегодня.
Томас Гоббс со своей работой левиафан (1651) и Джон Локк с его Два договора о гражданском правительстве (1690) подверг критике божественное назначение монархов и их обязанности по отношению к людям, которыми они управляли.
Об этих вкладах Жан-Жак Руссо говорил о существовании общественного договора, в котором короли и правители были ответственны за двусторонние отношения и ответственность перед людьми. Нарушение этого договора, сказал Руссо, должно закончиться увольнением влиятельных.
Эта концепция позже породила великие общественные движения, такие как Французская революция, кульминацией которой стала нищета правителей, провозгласивших себя божественным словом; или Декларация независимости и Конституция Соединенных Штатов Америки.
4- Вклад в астрономию
Это была, пожалуй, самая плодовитая стадия отца астрономии, Галилея Галилея, которому приписывают грубое описание движений небесных тел..
Благодаря его наблюдениям данные были известны как орбиты некоторых планет и детали о рельефе Луны и солнечных пятен..
Другим великим астрономом того времени был Эдмонд Халли, который нашел кратеры на поверхности Марса и наблюдал за движением небесных тел с такой точностью, что он предсказал возвращение кометы Галлея, которая сегодня носит его имя.
5- Вклад в физику
Помимо развития астрономии, Галилей известен в области физики своими инновационными и строгими методами экспериментирования, с помощью которых он сумел позиционировать себя как предшественник классической механики. Его эксперименты завершились предсказанием законов трения и ускорения.
Его основной принцип относительности заложил бы основы законов гравитации Исаака Ньютона и был даже первым подходом к тому, что Альберт Эйнштейн позже сделает в своей работе о скорости света..
6- Вклад в математику
Одним из самых выдающихся математиков того времени был Блез Паскаль, который сосредоточился на геометрии и ее использовании. Это связано с треугольником Паскаля, треугольной фигурой, которая вмещает биномиальные коэффициенты.
Позже он создал знаменитую математическую теорию вероятности, которая первоначально была предназначена для применения к азартным играм и случайности, но в конечном итоге возобновила аргументацию в пользу существования Бога и преимуществ добродетельной жизни..
7- Вклад в религию
Наконец, религия, возможно, была концепцией, которая претерпела большинство изменений в этот период. После долгой тьмы для науки и стадии застоя религия возобновит влияние всех этих течений, чтобы продвинуться с тем же курсом человечества.
Вероисповедание и церковь и государство были разделены, что значительно уменьшило войны из-за религиозных различий.
Этот переход завершился созданием библиотек и университетов, в которых свободно распространялись знания, а также открытием музеев и центров культуры, потому что теперь искусство и божество стали собственностью человека..
Хронологические периоды и эпохи в истории человечества
Исторические эпохи и стадии развития человечества в правильной хронологической последовательности
Исторические периоды и эпохи
Первобытное общество
до ок. 3000 года до н. э. (объединение Верхнего и Нижнего Египта)
Палеолит и мезолит
Неолит
Бронзовый век
Железный век
Древний мир
3000 г. до н. э. — 476 г. н. э. (падение Римской империи)
Эллинизм
Древний Рим
Средние века
476 — конец XV века (начало эпохи Великих географических открытий)
Раннее Средневековье (конец V — середина XI веков)
Высокое (классическое) Средневековье (середина XI — конец XV веков)
Раннее Новое время (или позднее Средневековье)
конец XV в. — 1789 (начало Великой французской революции)
Эпоха Возрождения (Ренессанс)
Началом эпохи Возрождения считается начало XIV века в Италии, XV—XVI век—в других странах Европы.
Окончанием эпохи историки считают последнюю четверть XVI века и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века.
Возрождение делят на 4 этапа:
Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)
Раннее Возрождение (начало XV — конец XV века)
Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)
Позднее Возрождение (середина XVI — 1590-е годы)
Реформация (XVI век— начало XVII века)
Часть эпохи Просвещения
Новое время
1789 — 1918 (окончание Первой мировой войны)
Часть эпохи Просвещения
Относительно датировки этой мировоззренческой эпохи единого мнения не существует. Одни историки относят её начало к концу XVII века, другие — к середине XVIII века.
В XVII веке основы рационализма закладывал Декарт в своей работе «Рассуждение о методе» (1637). Конец эпохи Просвещения нередко связывают со смертью Вольтера (1778) или с началом Наполеоновских войн (1800—1815).
В то же время есть мнение о привязке границ эпохи Просвещения к двум революциям: «Славной революции» в Англии (1688) и Великой французской революции (1789).
XIX век
Новейшая история
1918 — наши дни
Основные периоды мировой истории, традиционно выделяемые в рамках школьной программы (Россия)
Период
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Предыстория
Эпоха первобытных отношений
2,5 млн лет назад-3-е тысячелетие до н.э.
1. Появление и становление человека
2. Создание орудий труда
3. Зарождение скотоводства и земледелия
4. Начало выплавки металлов
5. Переход к производящему хозяйству
Древний мир
Расцвет локальных (местных) цивилизаций
3-е тысячелетие до н.э. – V в. н.э.
1. Переход от родовой к соседской общине
2. Образование государств
3. Отделение ремесла от сельского хозяйства
4. Появление городов и возникновение письменности
5.Зарождение мировых религий
6. Существование рабовладения
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Эпоха господства феодальных отношений
V – конец XV века
1. Великое переселение народов
2. Образование европейских государств
3. Складывание иерархической структуры общества
4. Рыцари и крестовые походы
5. Христианство – основа культурной и духовной жизни общества
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Эпоха становления и развития капиталистических отношений
XVI – начало XX в.
1.Великие Географические открытия
2. Эпоха Возрождения
3. Колонизация Америки, Африки, Азии
4. Реформация
5. Буржуазные революции в Европе
6. Возникновение идеологии Просвещения
7. Промышленный переворот и становление индустриального общества
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
Современная эпоха XX – начало XXI века
1 Переход к индустриальному и постиндустриальному обществу
2. Мировые войны
3. Революции в России
3. Противостояние двух мировых систем
4. Ликвидация колониализма
5. Распад СССР
Исторические эпохи в искусстве
Примерное обозначение эпох в хронологическом порядке
Период (эпоха) | Временной отрезок |
Древний период | с момента возникновения первых наскальных рисунков заканчивая 8-м веком до н. э. |
Античность | с 8-го века до н. э. до 6-го века н. э. |
Средневековье | |
романский стиль | 6-10-й века |
готика | 10-14-й века |
Возрождение | знаменитые 14-16-й века |
Барокко | 16-18-й века |
Рококо | 18-й век |
Классицизм | формировался на фоне прочих направлений с 16-го по 19-й век |
Романтизм | первая половина 19-го века |
Эклектизм | вторая половина 19-го столетия |
Модернизм | начало 20-го века |
Модерн- довольно обобщенное название для данной творческой эпохи. В разных странах и в различных направлениях искусства формировались свои течения. |
Летоисчисление и хронология
Общепринятой в большинстве стран является хронология на основе Христианской эры («наша эра» — с момента предполагаемого рождения Иисуса Христа).
Наша эра, н. э. (также называют «новая эра») — текущий период времени, начиная с 1 года по юлианскому и григорианскому календарям. Предшествующий ему (заканчивающийся до начала первого года) — период до нашей эры, до н. э.
Название часто используется в религиозной форме «от Рождества Христова», сокращённая запись — «от Р. Х.», и, соответственно, «до Рождества Христова», «до Р. Х.».
Нулевой год не используется ни в светской, ни в религиозной нотациях — так было заведено Бедой Достопочтенным в начале VIII века (ноль тогда вообще не был распространён в культуре). Однако нулевой год применяется в астрономической записи (англ. Astronomical year numbering) и в стандарте ISO 8601.
По мнению большинства учёных, при вычислении в VI веке римским игуменом Дионисием Малым года Рождества Христова, была сделана ошибка в несколько лет.
Века по тысячелетиям
Тысячелетия
Века
До нашей эры (до н. э.)
12-е тысячелетие до н. э.
11-е тысячелетие до н. э.
10-е тысячелетие до н. э.
9-е тысячелетие до н. э.
8-е тысячелетие до н. э.
7-е тысячелетие до н. э.
6-е тысячелетие до н. э.
5-е тысячелетие до н. э.
4-е тысячелетие до н. э.
3-е тысячелетие до н. э.
2-е тысячелетие до н. э.
1-е тысячелетие до н. э.
Наша эра (н.э.)
1-е тысячелетие н.э.
2-е тысячелетие н.э.
3-е тысячелетие н.э.
Какие годы относятся к каким векам
Какие годы относятся к каким векам
❑ ПОМОЩЬ В УЧЕБЕ. ПОПУЛЯРНЫЕ СЕРВИСЫ И УСЛУГИ
Фоксфорд
foxford.ru
онлайн-школа, поможет улучшить оценки, сдать ЕГЭ, ОГЭ
Инглекс
englex.ru
занятия по английскому с сильными преподавателями
Ваш Репетитор
repetitors.info
профессиональные репетиторы по всем предметам
Тетрика
tetrika-school.ru
онлайн-репетиторы для высоких результатов
Skyeng
skyeng.ru
онлайн школа – английский язык
TutorOnline
tutoronline.ru
сервис занятий с репетитором в формате онлайн
Postupi.online
postupi.online
сервис для старшеклассников (абитуриентов)
Смотрите также
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВА
Основные исторические эпохи и периоды развития мирового искусства.
ГЛАВНЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
Лучшие сайты, сервисы, приложения, видеоканалы для школьников