Что было после sega
Sega и Nintendo: история противостояния гигантов игровой индустрии
1. Крах первой игровой сверхдержавы
Первой и долгое время единственной сверхдержавой в игровой индустрии была «Атари», выпустившая в 1977 году суперуспешную Atari 2600. Это была первая домашняя игровая система, получившая повсеместное распространение. При этом она выгодно отличалась от всех остальных конкурентов разнообразием и качеством игр. До «Атари» все игровые консоли были вариациями «Понга» и «Галаги», а здесь впервые появились игры по голливудским блокбастерам и родились некоторые франшизы. Например, знаменитая серия Pitfall начинает свою историю именно с Atari 2600, и доживёт франшиза до 5-го поколения консолей — до тех времён, когда сама империя «Атари» будет лежать в руинах.
Падение началось в самом начале 80-х — всему виной замечательные инди-разработчики. Они, как и сегодня, стали клепать дикий трешак — таким образом был спровоцирован кризис индустрии компьютерных игр 1983 года. Доход индустрии снизился с 3,2 миллиарда долларов в 1982 году до жалких 100 миллионов уже к 1985 году. Падение составило 97 % и поставило под вопрос вообще целесообразность существования самой индустрии. Естественно, ни одна консоль 2-го поколения не пережила эти события. Наверное, «Атари» можно сравнить с Древним Римом: это она заложила фундамент и некоторые стандарты индустрии, но после падения империи воцарился хаос. Вскоре многие «региональные державы» кинулись занимать освободившееся место, но успеха добились только две. Они и начали Первую мировую консольную войну.
2. Nintendo vs Sega
Если продолжать проводить параллели, то Nintendo следует сравнивать с Британской империей, а Sega — с СССР. С середины 80-х и до середины 90-х они делили игровой мир между собой: славные победы сменялись обидными поражениями, и никто не мог добиться полного доминирования. Nintendo изучили историю и сделали выводы. Заключались они в жестком контроле конечного продукта — игры. Для всех разработчиков игр существовал лимит — пять игр в год. Таким образом появился стимул делать действительно качественные игры и зарабатывать качеством, а не количеством. Кроме этого, все разработчики, сотрудничающие с Нинтендской империей, могли выпускать игры только для её консолей. Условия так себе, и это привлекло воинов света и добра из Sega.
3. Ход боевых действий
Рекламы от Sega — это вообще как отдельный вид искусства. Они очень гордились званием «самой быстрой консоли в мире» и всячески это подчёркивали. Объединив название конкурента Nintendo и слова don’t, получили креативное Nintendon’t. Послушай эту задорную песню, слова зацени: «Сега может, а Нинтендо — нет!»
Сеговский Союз решил действовать на опережение, выпустив 16-битную консоль раньше конкурента. Таким образом, значительную часть рынка в Европе и Азии удалось захватить в кратчайшие сроки. Некоторые регионы вроде Бразилии и СНГ почти полностью оказались во власти Sega. Ребята из «Нинтендо» так долго пили чай, что чуть было не превратились в ничто, однако, очухавшись через пару лет, запилили ответ — свою 16-битную приставку. В общем, к 1992 году доминирование Сеговского ССР оформилось как факт, и тут «партийную верхушку» понесло.
После исторической победы над «Нинтендо» и захвата бывших колоний у руководства «Сеги» буквально засвистела фляга. У консоли появилось огромное количество хоть и инновационных, но совершенно бесполезных и ужасно дорогих аддонов. Всяческие Sega-CD, SegaX32, портативные консоли, коврики для танцев, не поддерживающиеся ни одной игрой, и много чего ещё. Мало того, что все эти «республики» обходились очень дорого, так они ещё и были плохо совместимы с материнской консолью. В результате Sega стала терять популярность в мире, а золотовалютные резервы стремительно кончались.
Увидев сеговское чудо техники в виде СD-привода, «Нинтендо» смекнули, что им тоже необходим подобный аддон. Реваншистские настроения не покидали поверженную империю. Было решено заключить контракт с корпорацией Sony — те должны были создать СD-привод для Нинтендской империи. Однако спустя некоторое время в «Нинтендо» поняли, что «Сега» провалилась со своим приводом и что они, «Нинтендо», могут повторить этот маршрут на дно. Контракт с «Сони» был разорван, и началась разработка консоли нового поколения. Руководство Sony восприняло такое поведение как пощёчину, будучи изначально против входа на рынок игровых консолей — теперь отделу разработки был дан приказ проучить зарвавшуюся «Нинтендо». Никто (в том числе и в самой «Нинтендо») ещё не знал, чем всё это закончится; они не знали, какого монстра, по сути, породили на свет.
Время шло, лозунги не менялись. «Каждому по потребности!» — провозгласила «Сега». Вот вам куча аддонов, но если не нравится, то на подходе и супермощная 32-битная Sega Saturn. Нужно ли объяснять, насколько у всех подгорало от такой политики? Sega каждые полтора-два года предлагала игрокам и разработчикам переходить на новую консоль.
— Генеральный директор Sega Corporation
Ещё одна шедевральная реклама от Sega. Здесь объясняется, что у «Сатурна» два процессора, а у «Сони» — только один, поэтому она слабее и её следует выкинуть в окно.
Впрочем, решения Нинтендской империи были несильно лучше: они тоже запилили новую консоль, причём 64-битную, на картриджах. Это в 1996-м, когда для всего мира стало очевидно, что будущее за дисками. Например, суперхит Resident Evil 2 был портирован на эту приставку, но из-за ограничений картриджа пришлось сжать разрешение и вырезать всю музыку.
4. Рождение новой империи
Изначально эта приставка должна была носить имя Nintendo Play Station — разрыв контракта можно сравнить с обретением США независимости от Британской империи. У Sony осталось большое количество разработок и патентов; приплюсуй сюда задетую честь и жгучее желание отомстить, и получишь Sony PlayStation — возможно, величайшую игровую приставку в истории.
Выйдя в конце 1995-го, буквально за пару лет новая «сверхдержава» втоптала в грязь всех конкурентов и тех, кто случайно попал под раздачу. Качество игр на «Сони» было несоизмеримо выше того, что предлагали дряхлеющие «империи». Впрочем, «Нинтендо» всё-таки сумели занять собственную нишу и до сих пор клепают «Марио» и «Кирби». Руководство Sega, видя успехи нового игрока на рынке, сняло туфлю и, стуча ею по столу, пообещало показать кузькину мать. Супермощный Saturn был ликвидирован; вместо него выпустили Dreamcast, и — о чудо! — получилась отличная консоль. Однако империя, истощённая десятилетием войны, надорвалась.
Никто не ожидал подобного успеха новой консоли. Её расхватывали как горячие пирожки, и потому запасов не хватало. Нужно было быстро наладить сборку и поставку сотен тысяч экземпляров — и наладили, но партия получилась бракованная. Это стало последней каплей терпения фан-базы. На «Сегу» махнули рукой, в том числе и многие разработчики, например Electronic Arts и Squaresoft. Если интересуешься игровой индустрией, то должен понять масштаб трагедии. Вскоре свет увидит PlayStation 2, после чего Sega откажется от производства собственных приставок и превратится из консольной сверхдержавы в поставщика игр — сырья для других, более успешных конкурентов.
Эволюция домашних игровых консолей. Краткая история.
Видеоигровая индустрия прошла долгий путь с тех далеких дней, когда мир впервые увидел Pong и Pac-Man. Теперь мы можем играть в ААА-игры c удивительной интерактивностью в комфорте родного дивана, принимая как должное те небольшие улучшения, внесенные каждой консолью, прежде чем они стали тем, чем они являются сегодня. В некотором смысле, агрессивная конкуренция между компаниями игровых консолей, которые давали миру превосходные инновации в видеоиграх, и принесли нам тот уровень гейминга, который мы видим сегодня.
Как Вы увидите ниже, эволюция игровых консолей действительно интригует. Знаете ли Вы, что до сегодня существовало более 70 разных консолей? А помните ли Вы пик эпохи аркадных игр, когда Nintendo и Sega были яростными оппонентами друг друга со своими революционными консолями? Если Вы – ньюфаг и не имеете понятия, что такое Magnavox Odyssey 3000, то эта запись будет Вам весьма интересна.
Являетесь ли Вы геймером или нет, восемнадцать Вам лет или сорок восемь, — это прекрасная возможность для Вас заглянуть «на кухню» видеоигровой индустрии и взглянуть на этапы становления современных консолей!
Первая игровая консоль (вернее рабочий прототип) дебютировала в виде крупногабаритной прямоугольной коричневой деревянной коробки с двумя подключенными контроллерами. Собственно, за это она и получила свое название «Brown Box». Изобрел ее Ральф Генри Баер (8 марта 1922— 6 декабря 2014) также известный как «отец видеоигр».
Первое поколение игровых систем
Первые домашние игровые системы
Первое поколение видеоконсолей началось в 1972 с релиза Magnavox Odyssey и продлилось до 1977, когда изготовители приставок типа «pong» покинули рынок из-за успеха консолей, основанных на микропроцессорах.
Magnavox Odyssey (1972)
Второе поколение игровых систем
Ранние 8-битные консоли
В истории компьютерных и видеоигр, второе поколение игровых систем началось в 1976 году, с появлением Fairchild Channel F и закончилось в 1984 году, после кризиса видеоигровой индустрии 1983 года.
Аркадный автомат PONG от Atari был настолько популярен, что в 1973 году Atari решила выпустить на рынок игру в качестве домашней консоли, что случилось два года спустя, в 1975 году. В том же году, компания Magnavox решила улучшить свою систему Odyssey и выпустила не одну, а две различных улучшенных версии консоли — Magnavox Odyssey 100 и 200.
С 1976-77, каждая новая серия консолей Magnavox Odyssey, которые выпускались, были ненамного лучше, чем предыдущие. Консоли, в основном, имели те же самые игры внутри, но с некоторыми изменениями в графике, контроллерах и отображении игрового счета.
Неудивительно, что Atari, не желая оставаться в стороне, придумала новые консоли, такие как Atari 2600, Video Pinball и Stunt Cycle, чтобы конкурировать с Magnavox. Новые компании, такие как Fairchild, RCA и Coleco также вскочили на подножку набирающего скорость поезда домашних игровых консолей, желая отхватить свой кусок пирога.
Fairchild и RCA не пользовались большим коммерческим успехом с их первыми и единственными консолями на то время, чего не скажешь о первых видеоигровых консолях Coleco и Telstar. Эти консоли были хорошо приняты из-за возможности играть в цветные игры и имеющие различные уровни сложности. В результате своей популярности, количество свежих консолей от Coleco увеличилось на рынке с 1977-78.
Atari Sears Tele-Games Pong System (1975)
Atari Video Pinball (1977)
Atari Stunt Cycle (1977)
Magnavox Odyssey 100 (1975)
Magnavox Odyssey 200 (1975)
Magnavox Odyssey 300 (1976)
Magnavox Odyssey 400 (1976)
Magnavox Odyssey 500 (1976)
Magnavox Odyssey 2000 (1977)
Magnavox Odyssey 3000 (1977)
Magnavox Odyssey 4000 (1977)
Coleco Telstar (1976)
Coleco Telstar Ranger (1977)
Coleco Telstar Alpha (1977)
Coleco Telstar Colormatic (1977)
Coleco Telstar Combat 1977
Fairchild Channel F (1976)
The Wonder Wizard Model 7702 (1976)
RCA Studio II (1977)
Nintendo, компания, которая в конечном итоге стала крупным игроком в видеоигровой индустрии в течение следующих трех десятилетий, представила свои первые серии игровых консолей с 1977 по 1979. Её Color TV Game Series были доступны только в Японии. Эти консоли по большому счету следовали по стопам Atari и популярных Pong-игр.
Nintendo Color TV Game Series (1977 – 1979)
Также было несколько новичков на рынке, но они были встречены с ограниченным успехом. Bally Astrocade вышла в 1977 году и выделялась своими превосходными графическими возможностями. По какой-то причине, это не продлилось долго. Mattel представила свою консоль Intellivision в 1979 году и она на самом деле напугала Atari 2600 своими исключительными возможностями.
Bally Astrocade (1978)
Mattel Intellivision (1979)
Coleco продолжила свою линию консолей всех видов, в попытке противостоять могучей Atari 2600. Coleco имела консоли для игр в примитивные шутеры, автогонки и pinball-игры. Точно так же и Magnavox пыталась оставаться на плаву с несколькими более модернизированными консолями, но все они по своей сути были Pong-консолями, которые предлагают Pong-игры. Philips, купив Magnavox в 1974 году, также разработала несколько вариантов моделей Magnavox Odyssey. Несмотря на это, Atari 2600 оставалась на вершине благодаря своей картридж-консоли, оснащенной улучшенной графикой и играми.
Coleco Telstar Sportsman (1978)
Coleco Telstar Colortron (1978)
Coleco Telstar Marksman (1978)
Coleco Telstar Gemini (1978)
Coleco Telstar Arcade (1978)
Magnavox Odyssey 2 (1978)
Philips Odyssey 2001 (1978)
Philips Odyssey 2100 (1978)
Третье поколение игровых систем
Эпоха 8-битных игровых систем
Эпоха 8-битных приставок является третьим поколением игровых систем и первым после кризиса игровой индустрии 1983 года. В это время происходит переход от блоковой графики до спрайтовой, который был ключевым скачком в геймдизайне. Некоторые консоли-предшественники также использовали 8-битные процессоры, однако «по битам» домашние игровые приставки стали обозначаться, начиная с третьего поколения. Это название стало использоваться с появлением 16-битных игровых консолей, что обозначало их главное отличие от предыдущего поколения. Наиболее популярными системами третьего поколения стали Nintendo Entertainment System, Sega Master System и Atari 7800.
Благодаря передовым игровым технологиям 1980-е годы стали периодом, когда индустрия видеоигр начала экспериментировать с жанрами, отличавшимся от предыдущих Pong-игр. В результате мы увидели такие жанры как файтинг, платформеры, адвенчуры и RPG-игры. Также это та эра, во время которой вышли классические игры всех времен и народов: Pac-Man (1980), Mario Bros (1983), The Legend of Zelda (1986), Metal Gear (1987), Final Fantasy (1987), Golden Axe (1988) и т.д. Также был крупный сдвиг рынка от консолей со встроенными играми к консолям на сменных картриджах.
В этом десятилетии Sega и Nintendo доминируют на видеоигровой сцене. Первой консолью когда-либо выпущенной компанией Sega была SG-1000 в 1983 году. Она не была широкой известной консолью, так как распространялась только в Азии и никогда не выпускалась на рынке Северной Америки. Тем не менее, эта консоль заложила основу для ее первоклассного преемника — Sega Master System в 1985 году. Тем не менее, Nintendo Entertainment System (NES), которая появилась в 1983 году, одержала победу в качестве бестселлера среди консолей того поколения. Справедливости ради стоит сказать, что именно NES в одиночку сделала Nintendo компанией, которая ассоциируется с играми.
Nintendo Entertainment System (NES) (1983)
Sega Master System (1985)
Такие компании как Atari, Mattel и Coleco также выпустили новые консоли (Atari 5200, Intellivision II и ColecoVision соответственно), но они не были сопоставимы с популярностью Sega и Nintendo. Они доминировали на рынке домашних игровых консолей, пока не были свергнуты NES после того, как консоль вышла на рынки США и Великобритании спустя год после кризиса игровой индустрии 1983 года. В результате кризиса, ColecoVision стала последней консолью, выпущенной Coleco.
Epoch Cassette Vision (1981)
Emerson Arcadia (1982)
Mattel Intellivision II (1982)
«Epoch Super Cassette Vision (1984)
Четвертое поколение игровых систем
Эпоха 16-битных игровых приставок
Эпоха 16-битных приставок является четвёртым поколением игровых систем, началась 30 октября 1987 года с японского релиза NEC PC Engine (известного как TurboGrafx-16 на рынке Северной Америки). Несколько других компаний стали обращать внимание на созревание видеоигровой индустрии и начали строить планы на выпуск приставки в будущем. Тем не менее, большинство приставок, за исключением Neo Geo от SNK, не были широко распространены. Главными конкурентами в этом поколении были Sega Mega Drive и Super Nintendo Entertainment System, а борьба за рынок между двумя крупнейшими компаниями в игровой индустрии того времени, Nintendo и Sega, стала одной из самых значимых глав в истории видеоигр, и заметно повлияла на интерес к электронным развлечениям у широкой публики. Благодаря популярности игровых приставок четвёртого поколения эту эпоху часто называют «золотым веком» игровой индустрии.
Пока борьба за господство между Nintendo и Sega продолжалась, каждая из компаний выпустила новые консоли, чтобы укрепить свои позиции и бросить вызов конкурентам. В 1988 году Sega выпустила свою консоль №1 на все времена — Mega Drive/Genesis, чтобы противостоять угрозе, а спустя два года Nintendo представила Super Nintendo Entertainment System (SNES), следующую консоль в линейке после NES. Sega выпустила Master System II в том же году после значительных успехов с Mega Drive/Genesis. Это была основная «консольная война», которая происходила в 80-е годы.
Sega Mega Drive/Genesis (1988)
Sega Master System II (1990)
Super Nintendo Entertainment System (1990)
Несмотря на свою новейшую игровую консоль Atari 7800, Atari медленно и неуклонно ускользала из рынка домашних игровых консолей. Даже несмотря на то, что Atari 7800 предлагала обратную совместимость с феноменальной Atari 2600, позволяя игрокам насладиться классическими играми прошлого. Новичок рынка — TurboGrafx-16 от NEC пыталась обогнать как Sega Genesis, так и SNES, но в конечном итоге это получилось лишь в 1991 году, когда консоль вышла на четвертое место рынка видеоигр. Расширенная версия, SuperGrafx (1989), также не была хорошо принята.
NEC TurboGrafx-16 (1987)
NEC SuperGrafx (1989)
SNK NeoGeo AES (Advanced Entertainment System) (1990)
Пятое поколение игровых систем
32- и 64-разрядные игровые системы
В истории компьютерных игр, эпоха 32/64-разрядных игровых систем стала пятым поколением игровых приставок. В это время на рынке доминировали три системы — Sega Saturn (1994), Sony PlayStation (1994) и Nintendo 64 (1996). Демография продаж этих консолей сильно различалась, но все три приставки участвовали в консольной войне этой эры. FM Towns Marty, 3DO, PC-FX и Atari Jaguar тоже были частью пятого поколения, но их продажи были относительно невелики и не оказали значительного влияния на рынок.
В пятом поколении стало заметным направление эмуляции — персональные компьютеры стали достаточно мощными для эмуляции 8- и 16-разрядных систем.
Первые несколько лет 1990-х годов ознаменовались переходом от игр на картриджах к играм на компакт-дисках. Это означало, что были увеличены мощности для видео игр, побуждая к переходу от 2D-графики к 3D. Первая CD-консоль была запущена компанией Philips в 1991 году. К сожалению, консоль оказалась провальной из-за своих нестандартных игр и весьма спорных контроллеров.
В 1992 году, NEC TurboGrafx-16 была «прокачана» до TurboGrafx-CD, чтобы удовлетворить требованиям CD-консолей. Но снова она потерпела поражение по сравнению с Sega Genesis/MegaDrive и его последним дополнением — Sega CD. В 1993 году Atari выпустила свою последнюю CD-ориентированную консоль — Atari Jaguar, которая должна была оспорить положение дел среди других 16-битных консолей, таких как Sega Genesis и SNES. Однако для приставки было выпущено ограниченное число игр, большинство из которых были низкого качества, что отрицательно сказалось на продажах консоли. К причинам провала также можно отнести неудачно выбранный носитель (картридж), неудобный джойстик и ценовую политику. Всё это привело к тому, что Atari Jaguar проиграла бой с более продвинутыми консолями следующего поколения вроде Sega Saturn и Sony Playstation годом позже.
Panasonic 3DO Interactive Multiplayer (1993)
Commodore, американский производитель домашних компьютеров, вышли на рынок в 1993 году с их собственной Amiga CD32. К сожалению, это было всего за несколько коротких месяцев до того, как Commodore объявил банкротство в 1994 году, таким образом, преждевременно сняв с продажи игровую консоль, обладающую неплохим потенциалом.
Commodore Amiga CD32 (1993)
В 1994 году Sony, наконец, сделала свой ход и явила миру PlayStation. Начало продаж в Америке было весьма успешным, уже были готовы игры практически всех жанров, включая игры Air Combat, Battle Arena Toshinden, Doom, Twisted Metal, Warhawk, Philosoma, Wipeout и Ridge Racer. Кроме игр, PlayStation имеет возможность воспроизводить аудио-диски, а модель SCPH-5903 также может воспроизводить Video CD
Sony Playstation (1994)
В то же время, Sega с огромным успехом её MegaDrive/Genesis пошла на расширение серии и выпустила Genesis 2 (1994) и Genesis 3 (1997). Также была разработана совершенно новая консоль — Saturn, чтобы конкурировать c остальными CD-консолями. В отличие от PlayStation, оперирующей треугольниками в качестве базовых геометрических примитивов, Saturn отрисовывал четырёхугольники. Это создавало препятствие для перехода на Saturn, поскольку основные инструменты, использующиеся в индустрии, основывались на треугольниках; многоплатформенные игры также строились на основе треугольников, имея в виду возможность переноса на PlayStation с её широким рынком.
Sega Genesis 2 (1994)
Sega Genesis 3 (1997)
С другой стороны, Nintendo все также придерживалась системы картриджей для своей новой Nintendo 64. Публично Nintendo обосновывала решение тем, что игры с картриджей загружаются быстрее, а производство пиратских картриджей было довольно сложным делом. Однако выгода оказалась сомнительной, поскольку это дало Nintendo возможность собирать большие лицензионные платы с разработчиков. К тому же производство картриджей было намного дороже, чем производство дисков.
SNK Neo Geo CD (1994)
В то время было также много других консолей, о которых большинство из нас даже не слышали. Bandai, Casio и даже Apple выходили на рынок со своими консолями. Virtual Boy от Nintendo, запущенная в 1995 году, даже имела шлем виртуальной реальности для отображения 3D графики.
Bandai Playdia (1994)
Apple Bandai Pippin (1995)
Nintendo’s Virtual Boy (1995)
Шестое поколение игровых систем
Эпоха шестого поколения игровых систем (также её называют эпохой 128-разрядных игровых систем) относится к компьютерным играм и игровым приставкам, которые стали появляться на рубеже XXI века. Список платформ шестого поколения включает Sega Dreamcast, Sony PlayStation 2, Nintendo GameCube и Microsoft Xbox. Эта эпоха началась 27 ноября 1998 года, с выпуском Dreamcast, после которой, в марте 2000 была выпущена PlayStation 2. В марте 2001 года производство Dreamcast было прекращено, и в том же году начались продажи Nintendo GameCube — в сентябре, и Xbox — в ноябре. Даже после начала седьмого поколения консолей, шестое поколение не закончилось, поскольку производство PS2 прекратилось только в конце декабря 2012 г. И всё же для нее продолжают выпускать новые игры.
Sega Saturn не имела большого успеха, поэтому в Sega думали о новой консоли следующего поколения — Sega Dreamcast (1998). В отличие от предшественника, Sega Saturn, Dreamcast содержала входящий в базовый комплект модем, либо Ethernet-адаптер; в число программ даже входил браузер, что сделало Dreamcast пионером онлайн-игр еще в 1998 году. Как попытка отвоевать рынок во время шестого поколения игровых систем, Dreamcast была разработана для конкуренции с PlayStation и Nintendo 64. Приставка была выпущена за пятнадцать месяцев до выхода PlayStation 2 и за три года до GameCube с Xbox. Однако ей не удалось набрать популярности после выхода PlayStation 2, и Sega решила закрыть проект и уйти с рынка игровых приставок.
Sega Dreamcast (1998)
Sony Playstation 2 (2000)
В 2001 году Nintendo переключились с картридж-консолей Nintendo 64 на DVD-ROM GameCube. В отличие от конкурентов того поколения (PlayStation 2 и Xbox) GameCube использует диски на основе mini-DVD вместо полноразмерных DVD. Нет поддержки проигрывания DVD-Video и audio CD, а также возможностей других консолей, использующих полноразмерные оптические диски. Несмотря на усилия Nintendo, GameCube не сумела исправить долю на рынке, потерянную её предшественником Nintendo 64. Она занимала третье место в сравнении с её конкурентами, PlayStation 2 (поддерживалась до 2012 года) и Microsoft Xbox (поддержка прекращена в 2006 г.). Хотя GameCube в основном получал положительные отзывы по поводу игр, была и критика в его адрес за «игрушечность» вида консоли и некоторые технические ограничения.
Nintendo Gamecube (2001)
В том же году Microsoft вышел на рынок игровых консолей с его хорошо принятым Xbox, а также игровым сервисом Xbox Live. Изначально консоль имела название DirectXbox, в честь команды DirectX, которая и создала консоль. Когда консоль впервые была анонсирована, название не понравилось компании, выкупившей права на продажу. С помощью интернет-опроса среди пользователей было сформировано 20 вариантов нового имени, среди которых победило „Xbox“. Xbox стал популярной игровой консолью, содержащей в себе жёсткий диск, использующийся в основном для сохранения состояния игр и для файлов, загруженных с сервиса Xbox Live. Это сделало ненужным использование карт памяти. Большинство игр также использовали диск для кэширования временных данных, для ускорения загрузки игры.
Теперь, когда индустрия стабилизировалась после трех десятилетий экспериментирования со всевозможными консолями, любые попытки входа на рынок новых компаний были очень редкими. Любопытно, что в 2004 году выходит XaviXPORT, что являлось чем-то неслыханным. Консоль использовала картриджи и контроллеры, которые выглядели как какое-то спортивное оборудование, чтобы взаимодействовать игрой на экране. Немного напоминает нам о существующей Nintendo Wii, не так ли?
Седьмое поколение игровых систем
Седьмое поколение игровых систем в истории компьютерных и видеоигр берёт начало в конце 2005 года, когда на рынок вышла приставка Microsoft Xbox 360. Окончательно седьмое поколение сформировалось в конце 2006 года, после появления консолей от Nintendo (Wii) и Sony (PlayStation 3).
Microsoft отметила, что седьмое поколение игровых систем можно назвать «Эрой HD», также как пятое поколение было «Эрой 3D». Хотя компания Nintendo не позиционирует свою приставку Wii как соперника PlayStation 3 и Xbox 360, её причисляют к седьмому поколению по времени выхода (период между релизами Xbox 360 и PS3), а также инновационным игровым контроллерам.
Итак, в «войне консолей» выжили всего три основных конкурента: Xbox 360, Sony Playstation 3 и Nintendo Wii. Теперь, с поддержкой HD графики 1080p для Xbox 360 и Playstation 3, а также инновационным пультом Wii для считывания 3D движений, мы видим, что видеоигровая индустрия прошла действительно долгий, долгий путь. В дополнение к этому, все три приставки расширили такими дополнительными модулями, как MotionPlus для Wii (2009), Kinect (2010) для Xbox 360 и Move (2010) для Playstation 3, что добавило еще больше интерактивности в игровой процесс.
Sony Playstation 3 (2006)
Wii MotionPlus (2009)
Kinect for Xbox 360 (2010)
PlayStation Move (2010)
Большинство компаний уже ушли с рынка игровых консолей — Atari, Coleco, NEC, Sega, и т.д., но в настоящее время все еще находятся предприимчивые компании, которые осмеливаются бросать вызов «большой тройке». Но чаще всего это заканчивается поражением. Например, компания Mattel, после исчезновения на три десятилетия, пыталась вернуться на рынок с консолью Hyperscan. Ориентированная на детей в возрасте от пяти до девяти, консоль была доступна только в течение года, прежде чем была снята с магазинных полок в 2007 году. Журнал PC World Magazine отдал консоли 7-е место в списке худших игровых систем.
Mattel’s Hyperscan (2006)
Envizions EVO Smart Console (2008)
Восьмое поколение игровых систем
Некстген во все поля
В июне 2011 года Nintendo объявила о том, что занимается разработкой преемника Wii — Wii U. Многие журналисты позиционируют Wii U, как первую домашнюю консоль восьмого поколения. Анонс преемников Xbox 360 и PlayStation 3 состоялся весной, а также на выставке E3 в 2013 году; Microsoft представила Xbox One, Sony — PlayStation 4. Предполагается, что консоли восьмого поколения столкнутся с жёсткой конкуренцией со стороны смартфонов, планшетных компьютеров и смарт-телевизоров.
2012 – сегодня
В 2012 году Nintendo выпускает на рынок выпускает на рынок свою новую консоль — Wii U. Консоль была задумана в 2008 году, после того как компания Nintendo осознала ряд ошибок и ограничений Nintendo Wii. Основной проблемой стал тот факт, что консоль была рассчитана преимущественно на казуальную аудиторию. Одной из целей Wii U было привлечь более серьёзную игровую аудиторию. Геймдизайнер Сигэру Миямото признал, что отсутствие HD и ограниченная сетевая структура Wii способствовали тому, что консоль рассматривали отдельно от её основных конкурентов, таких как Xbox 360 и PlayStation 3. Было решено, что в новой консоли должны быть значительные структурные изменения. С начала старта продаж Wii U появилось немало негативных отзывов, в основном связанных с необходимостью после покупки скачивать обновление в 1 Гб. Обновление было необходимо для возможности использования онлайн-сервисов, профиля и меню Wii и в целом повышало стабильность системы. Также на старте требовалось скачать обновления для большинства игр. Недовольство у первых покупателей вызывало и долгое время загрузки некоторых игр и приложений в меню. Тем не менее браузер Wii U на момент её выхода был одним из лучших среди домашних консолей.
Nintendo Wii U (2012)
Первые продажи новой консоли от Microsoft — Xbox One начались в США, Канаде, Мексике, Бразилии, Австралии, Новой Зеландии, Великобритании, Ирландии, Германии, Франции, Австрии, Италии и Испании в 2013 году. Подготовка игровой индустрии к обновлению консолей началась еще в 2008 году, когда Microsoft начала поиск менеджера для работы над следующим поколением игровых консолей. До анонса носила кодовое название «Durango». Анонс новой консоли состоялся 21 мая 2013 года, помимо консоли состоялся анонс Forza Motorsport 5, Quantum Break и NBA Live 14. Дизайн Xbox One сильно упрощён в сравнении с предыдущими моделями. Цвет приставки чёрный с белым логотипом (логотип без зелёного свечения), покрытие консоли наполовину серое глянцевое и наполовину чёрное матовое. Логотип Xbox One светится, чтобы показать пользователю, что консоль включена. Помимо самой приставки, свой вид изменили сенсор Kinect, геймпад и сам интерфейс приставки. Появились возможности, которые были уже реализованы в Windows 8, например, деление экрана.
В том же 2013 году Sony выпускает в продажу свое новое детище – PlayStation 4. Консоль позиционируется компанией именно как игровая приставка для игр и геймеров, что несколько расходится с текущей тенденцией на рынке, согласно которой приставки продвигаются как домашний медиацентр (Microsoft Xbox One, Valve Steam Machines). Дизайн консоли PlayStation 4 не был продемонстрирован на официальной презентации, был показан только новый контроллер DualShock 4. Решение отказаться от демонстрации внешнего вида PlayStation 4 президент Sony Worldwide Studios объяснил тем, что компания хотела обратить внимание публики на ключевые нововведения, предлагаемые Sony, — новый контроллер и кнопка Share, а внешний вид консоли показать позже, чтобы никто не заскучал, ожидая её поступления в продажу (там же он отметил, что сам не видел вживую PS4, а DualShock 4 увидел за день до официальной презентации). Другой представитель компании заявил, что внешний вид вообще не так важен, важно то, какие задачи консоль может решать. Незадолго до поступления консоли в продажу становится известно, что игры на PS4 работают в более высоком разрешении чем на Xbox One, что в теории должно позволить консоли от Sony выдавать более «красивую» картинку, но на деле в тех играх, которые были доступны до начала продаж, разница, если и заметна, то совсем небольшая.
PlayStation 4 (2013)
Основным достоинством новых консолей называется сокращение отставания в качестве графики между ПК и консолями, между же собой консоли, если и будут конкурировать, то спустя несколько лет, когда разработчики досконально разберутся с тонкостями создания кода под определённую платформу.