Что было построено при сталине

Как сталин заводы строил

КАК СТАЛИН ЗАВОДЫ СТРОИЛ

С 1938-го по 1941-й в СССР было построено 40 электростанций, открыто 13 каменноугольных шахт, 8 нефтегазовых предприятий, 66 заводов черной металлургии, 14 цветной, 4 коксохимических, 9 механических и металлообрабатывающих, 137 машиностроительных, 25 электротехнических, 45 химических, 33 строительных материалов, 34 стекольных и целлюлозно-бумажных, 63 текстильных и швейных, 31 кожевенно-обувной, 20 пищевых, итого 542 крупных предприятиях.

Однако в указанном списке многие предприятия не были построены в указанный период либо вообще не при Сталине. Например, Алапаевский металлургический завод был основан в 1704-м, Алмазнянский металлургический завод построен он в 1898-м, Таганрогский металлургический завод основан в 1896-м, Белорецкий меткомбинат основан в 1762-м, Керченский металлургический комбинат основан в 1845-м т.д.

Челябинский металлургический к отрезку 1938-1941 гг. отношения не имеет, его начали строить в 1941-м, первая доменная печь заработала весной 1943 (44) г., Бакинский трубопрокатный (т.е. Сумгаитский трубопрокатный), строительство начато в 1947-м, первый трубопрокатный стан «140» запущен в 1952-м и т.д.

Из перечисленных в списке 66 заводов черной металлургии менее десятка построено в период 1938-1941 гг.
Электростанции строились не по воле Сталина, а по ленинскому плану ГОЭЛРО.

Утверждается, что за первые две пятилетки в стране было построено 6000 только крупных предприятий. В Википедии сообщается, что за две пятилетки Сталин построил 9000 предприятий.
Еще того же пошиба данные: В годы второй пятилетки (1933—1937 годы) введено в действие 2900 крупных государственных промышленных предприятий («Экономика СССР в 30-х годах» http://newsruss.ru/doc/index.php/-)

Экономист Катасонов, академик, перестроившийся из либералов в сталинисты, утверждает, что за 2,5 первых пятилетки было построено 8600 предприятий. «Глухие телефоны» довели слух до 2200 предприятий – цитирую буквально: «за два года первых пятилеток». Указывают также, что к середине 30-х сдано 8070 новых крупных предприятий. Так ли это?

В изданной в 70-х СССР для вузов «Истории советской индустриализации» указывалось до 1500 запланированных предприятий в I пятилетку и примерно столько же во вторую, т.е. в сумме 3000, но умалчивалось, сколько же было построено в конечном итоге.
Справочные данные показывают, что с 1927-го по 1930 гг. возведено лишь 323 предприятия плюс 518 в 1931-м = 841 крупных, средних и мелких. Число крупных и средних не указывается.

На самом деле такой статистики НЕ СУЩЕСТВУЕТ.
Если исходить из первых цифр, которые, как мы видели, сильно преувеличенных, то в СССР строилось по 180 заводов в год, т.е. за 10 лет число построенных заводов никак не могло быть больше 1800. За весь период правления Сталина, с 1925-го по 1953-й – 5220.

Допустим даже, что в первом списке половина заводов указана верно. Тогда в год при Сталине строили 180 : 2 = 90 заводов. Итого эффективность экономики СССР после Сталина возросла в 2,3 раза. Минимум!
Причем эти весьма приближенные оценки всё же соотносятся с действительностью: за 1951–1960 годы ВВП СССР вырос в 2,5 раза, причем объем промышленной продукции – более чем в 3 раза.

Но. Если расчет оказался недалек от истины, следовательно, верен обратный ход рассуждений: при Сталине действительно строили в среднем по 90 заводов в год. Итого за 29 лет правления Сталина построено лишь 2610 крупных и средних предприятий.

Хуже всего, что при росте количества заводов уровень жизни в городах и особенно в деревнях в первую пятилетку понизился по сравнению с периодом НЭП, а к концу 1930-х достиг лишь прежних показателей.

Разумеется, с нынешними российскими недееспособными бизнесменами-неумехами не сравнить, сравним с другими странами.
Суммарная стоимость национального богатства США выросла со 187 млрд. долл. в 1912-м до 350 млрд. долл. в 1922-м, почти вдвое, а к 1929 г. эта сумма достигла 450 млрд. долл. Национальный доход США возрос с 32 млрд. долл. в 1913-м до 89,7 млрд. долл. в 1927-м, за 3 пятилетки – втрое.

В СССР за 1-ю пятилетку вал промышленной продукции вырос на 102%, за 2-ю – на 120% («Планирование в СССР» http://proza.ru/2013/09/24/861).

То есть, промышленность США без всякого Сталина росла ТОЧНО С ТАКОЙ ЖЕ СКОРОСТЬЮ, что и в СССР.

Авиастроение в СССР по объему ВСЕГДА было мизерным в сравнении со США. После войны Сталин сообщил: «… Соединённые Штаты доказали, что могут производить от 8,000 до 10,000 самолётов в месяц. Россия может производить, самое большее, 3000 самолётов в месяц. Англия производит 3000-3500 в месяц, в основном тяжёлые бомбардировщики».

В 1919-м с конвейеров американских заводов сошло более 7500 автомобилей, в 1932 году – более 24 000. В 1919 г. общее число легковых автомобилей составило 6,6 млн, грузовиков — 0,9 млн., в 1929-м общее число машин – 26,5 млн.
В 1938 году СССР выпустил 200 тыс. автомобилей. Но уже в 1940-м производство упало до 145 тыс. автомобилей.
В 1937 году ГАЗ произвел 135 000 автомобилей, в среднем по 3 автомобиля на одного работников. Это был большой рывок, в сравнении с 0.33 автомобиля на человека в 1932 году. Но Ford в депрессивный 1933 год имел производительность 8,7 автомобилей на сотрудника.

Постоянные простои сборочной линии приводили к тому, что сдельная зарплата на конвейере падала в 2 раза. Работать на сборочной линии стало невыгодно и туда шли худшие, что еще больше усугубляло проблему качества. В 1938-м с ГАЗа уволилось 17581 рабочий, а было нанято 20247. В итоге в 1938-39 годах начались бессмысленные расстрелы руководства завода. Назначили новых директоров, но ситуацию это не изменило.

Построенные в СССР заводы не могли выйти на проектные мощности, было много брака, купленное на золотые рубли уникальное оборудование быстро переломали. Строительство Нижнетагильского металлургического завода началось в 1931-м и продолжалось 6 лет. За это время 4 раза меняли проектные задания, надо было каждый раз менять всю документацию, в итоге чертежей и проектов было аннулировано на 12 млн р., оборудования на лом списали на 0,9 млр р. Сотни тонн брака производил Уралмаш. На медеэлектролитном заводе в Верхней Пышме брак достигал 60% всей продукции. На Верх-Исетском заводе катали сталь при пониженной температуре, что ускоряло процесс и плодило число ударников и передовиков. В Надеждинске (г. Серов) сгорел только что отстроенный цех по производству шамотного кирпича. Строительство заводов: химического машиностроения, Нижнетагильского металлургического, Ревдинского медеплавильного, алюминиевого в Каменске-Уральском было заморожено из-за безграмотного руководства, распыления средств и бесхозяйственности.

После строительства завода снабжение и сбыт налаживаются не сразу, но, к примеру, пермский электроприборный простаивал годами. Заказ мог прийти неожиданно, а рабочие – кто на охоте, кто на рыбалке, кто утонул и т.п. Потому рабочих обязали ежедневно приходить на работу. А чем заняться, если нет заказа? «Читайте Устав предприятия». Ну, сорок раз прочел, а дальше? Кто-то принес рабочему электроприборного сломанные часы. И пошло дело. С тех пор завод называют часовым, хотя часов никогда не производил. Некоторые думают – из-за секретности.

Противоположность реальности сталинистской пропаганде можно видеть по нижеследующим письмам.

Источник

Великие стройки сталинской эпохи

Днепровская гидроэлектростанция (Днепрогэс)

Старейшая гидроэлектростанция на Днепре, построенная в рамках реализации плана ГОЭЛРО. Находится в городе Запорожье ниже днепровских порогов.

Строительство началось в 1927 г., первый агрегат пущен в 1932 г., проектная мощность (560 МВт) достигнута в 1939 г. На то время крупнейшая гидроэлектростанция СССР. В результате сооружения плотины затоплены пороги Днепра, что обеспечило судоходство по всему течению реки.

Беломорско-Балтийский судоходный канал

Соединяет Белое море и Онежское озеро с возможностью выхода в Балтийское море. Построен в 1931-1933 гг. в рекордно короткий срок (за год и девять месяцев) руками заключенных ГУЛАГа, которых, по различным оценкам, во время строительства погибло от 27 до 200 тыс. Официальная пропаганда подавала опыт строительства канала как «первый в мире опыт перековки трудом самых закоренелых преступников-рецидивистов и политических врагов».

Общая протяженность 227 км. Включает 19 шлюзов. За время строительства были выполнены земляные работы объемом 21 млн. куб. м и пробито 37 км путей через гранитные скалы.

Сооружения канала включают 128 объектов, в том числе 19 шлюзов, 15 плoтин, 19 водоспусков, 49 дамб, 33 искусственных канала и 5 гидроэлектростанций, а также ряд других сооружений.

Волго-Донской судоходный канал

Соединяет реки Волгу и Дон. Сооружение канала началось перед Великой Отечественной войной, но было прервано, а затем продолжено в 1948 г. и окончено в 1952 г. Длина 101 км, из которых 45 км проходят по рекам и водохранилищам. Имеет более 50 инженерных сооружений, в том числе 13 шлюзов, 3 насосные станции, 13 плотин и дамб.

За навигацию 2006 г. по каналу перевезено 8,053 млн. т грузов, в том числе 4,137 млн. т нефтепродуктов.

Канал им. Москвы

Открыт 15 июля 1937 г. как Канал Москва-Волга им. И.В.Сталина. Строительство продолжалось 4 года и 8 месяцев (при строительстве использовался труд заключенных ГУЛАГа). С 1947 г. носит современное название.

Крупнейшим сооружением канала является Северный (Химкинский) речной вокзал, построенный по проекту В.Кринского, А.Рухлядева и др.

Комсомольск-на-Амуре

В августе 1931 г. появились первые приказы Наркомата тяжелой промышленности СССР по вопросам технической подготовки к строительным работам судостроительного завода в районе Хабаровска.

10 мая 1932 г. у села Пермское с пароходов «Колумб», «Коминтерн» и баржи «Клара Цеткин» высадился первый десант строителей города в количестве 600 человек. 19 мая 1932 г. у берегов нанайского стойбища Дземги с парахода «Капитан Карпенко» высадилась группа руководителей самолетостроительного завода и около 100 строителей. В декабре 1932 г. село Пермское было преобразовано в город Комсомольск-на-Амуре. Название должно было свидетельствовать о строительстве города комсомольцами, хотя в действительности главной рабочей силой (по некоторым данным, до 70% строителей) были заключенные ГУЛАГа и спецпереселенцы.

Численность населения города, по данным 2006 г., составила 273,3 тыс. человек.

Дворец Советов

Строительство Дворца Советов было объявлено ударной стройкой 1934 г., к концу 1939 г. были готовы фундаменты высотной части. В 1941 г. в связи с началом войны строительство было приостановлено и уже не возобновлялось (металлический каркас был демонтирован для нужд фронта). В 1958-1960 гг. котлованы Дворца Советов (диаметром 129,5 м) были использованы для устройства открытого плавательного бассейна «Москва».

Источник

Число построенных заводов при Сталине и закрытых при Путине

В свете приближающегося 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне предсказуемо будут нарастать спекуляции на совершено чужой для правящего режима Путина победе.

Режима, который уподобляется мелким жуликам, использующих чужие награды и заслуги для получения личной выгоды. Такова неприглядная суть нынешней власти.

При этом Владимир Владимирович частенько снисходительно заявляет мол, не всё так было плохо в СССР, было там и хорошее, например Победа 1945 года.

Остальное же все было ужасно с его точки зрения: GULAG, реп[рес]сии, коллективизация и прочая выжимка из смеси книжек его любимого Солженицына и листовок Геббельса: Что было построено при сталине. Смотреть фото Что было построено при сталине. Смотреть картинку Что было построено при сталине. Картинка про Что было построено при сталине. Фото Что было построено при сталине

При этом Владимир Владимировичу явно не приходит в голову, что Победы в Великой Отечественной войне не могло быть, не будь всего того, что происходило в стране до 1941 года.

Так, если бы не было коллективизации, то не было бы индустриализации.

И всего этого не было-бы не будь культурной и образовательной революции, проведенной режимом Сталина в 20 и 30-е годы.

Так же как любой разумный и грамотный человек понимает, что такого рода реформы и преобразования не могли пройти гладко и идеально.

А потому в тоже само время в стране было и огромное сопротивление этим свершениям.

Сопротивление политической оппозиции, сопротивление прежних сословий и классов: бывшей аристократии, буржуазии, попов, кулачества и пр.

Была и просто инерция огромных масс неграмотного народа, непонимающего важности происходящего и стоящих перед страной глобальных угроз, вынуждающих действовать в авральном режиме «сделай или умри».

Все это режиму Сталина приходилось преодолевать.

По этой причине у великих свершений и достижения была и другая сторона в виде ГУЛАГа и реп[ре]ссий.

Их просто не могло не быть по логике обстоятельств, которая всегда сильнее логики наших светлых и идеальных намерений.

У самого Путина тоже намерения самые светлые, только вот результаты далеко не такие, какие всем нам хотелось бы получить.

А теперь перейдем к фактуре. Вчера я опубликовал данные роста промышленного производства при Сталине и Путине. Результаты не подаются никакому сравнению.

Понятно, что промышленный рост невозможен без строительства новых крупных промышленных предприятий. Вот его масштабы в годы первых пятилеток:

Что было построено при сталине. Смотреть фото Что было построено при сталине. Смотреть картинку Что было построено при сталине. Картинка про Что было построено при сталине. Фото Что было построено при сталине

Всего за 2,5 предвоенной пятилетки было построено 9 тыс. крупных промышленных предприятий: заводов, фабрик, шахт, электростанций и пр.

Для понимания масштабов: в 1-ю пятилетку строилось одно крупное предприятий в день, во вторую по 2,5 в день и третью по 2,7 в день.

Сравним с тем, что происходит при Путине, который неустанно клевещет про СССР, про галоши и пр.

Для сравнения возьмем только промышленные отрасли: добычу полезных ископаемых, обработку, выработку тепла, электроэнергии и строительство:

Что было построено при сталине. Смотреть фото Что было построено при сталине. Смотреть картинку Что было построено при сталине. Картинка про Что было построено при сталине. Фото Что было построено при сталине

По данным Росстата видно, что число средних и крупных предприятий при Путине сократилось на 8,5 тыс. за 10 лет.

То есть при Путине каждый день закрывалось по 2,3 предприятия, сотни и тысячи людей теряли постоянную работу.

Страна же теряла свою экономическую самостоятельность и промышленную мощь.

При этом оставшиеся работающие производства переходили под иностранный контроль:

Что было построено при сталине. Смотреть фото Что было построено при сталине. Смотреть картинку Что было построено при сталине. Картинка про Что было построено при сталине. Фото Что было построено при сталине

Ну как при таком положении дел не морочить головы людям «ужасами сталинизма», присваивая при этом плоды трудов и победы советского народа?

Источник

Советские колоссы. Мегапроекты Сталина, которые похоронил Хрущёв

Через несколько дней после смерти Иосифа Сталина было свёрнуто несколько грандиозных проектов, которые могли принести стране выгоду, позволить сэкономить на дальнейшем строительстве, вовлечь в развитие отдалённые территории и защитить рубежи.

Коллаж © LIFE. Фото © Pixabay, © Wikipedia

В сентябре 1950 года началось строительство Главного Туркменского канала. Канал протяжённостью свыше 1200 километров должен был стать одной из главных «великих строек коммунизма». Однако этот амбициозный проект так никогда и не был завершён. Как и многие другие масштабные начинания того времени, он был свёрнут преемниками Сталина сразу же после его смерти.

Что было построено при сталине. Смотреть фото Что было построено при сталине. Смотреть картинку Что было построено при сталине. Картинка про Что было построено при сталине. Фото Что было построено при сталине

Коллаж © LIFE. Фото © Wikipedia, © Pixabay

Железная дорога протяжённостью несколько тысяч километров, проложенная в условиях вечной мерзлоты. Согласно замыслу проектировщиков, магистраль должна была соединить станцию Чум в Коми с Игаркой на севере Красноярского края. Значительная часть дороги проходила через незаселённые места в условиях вечной мерзлоты. В Игарке, кроме прочего, планировалось построить заполярный порт. По расчётам, магистраль позволила бы сэкономить на дальнейшем строительстве северных городов колоссальные суммы.

Впервые идея строительства Великого Северного пути была высказана ещё до революции. Строительство началось в 1949 году, а начать эксплуатацию планировалось уже в 1952 году. На строительстве дороги были задействованы преимущественно заключённые из лагерей. К работе было привлечено порядка 40 тысяч заключённых. В отдельные периоды наиболее интенсивного строительства их число возрастало до 100 тысяч.

Что было построено при сталине. Смотреть фото Что было построено при сталине. Смотреть картинку Что было построено при сталине. Картинка про Что было построено при сталине. Фото Что было построено при сталине

Коллаж © LIFE. Фото © Wikipedia, © Pixabay

Проект соединения острова Сахалин с материковой частью России. Идея связать остров с материком возникла после войны. Инициатором проекта выступил лично Иосиф Сталин.

Проект был разработан осенью 1950 года. Предполагалось, что часть железной дороги пройдёт по острову, затем через подводный тоннель в самой узкой части пролива она будет соединена с материком и дойдёт до недавно открытой станции Селихин в Хабаровском крае. В общей сложности более 500 километров.

На строительстве было задействовано около 27 тысяч человек, включая 8–10 тысяч заключённых. Согласно проекту, к концу 1953 года должны были быть завершены работы по строительству железной дороги.

К моменту смерти Сталина было проложено более 100 километров дороги на материке, а на Сахалине успели только выкорчевать лес на месте будущих участков пути. После смерти главного инициатора проекта дорогу решили не достраивать.

Остановка строительства была выгодна тем, кто не хотел усиления СССР на Дальнем Востоке. Кто уже тогда мечтал о другом раскладе сил и иной архитектуре международных отношений.

Отмена судов чести

Что было построено при сталине. Смотреть фото Что было построено при сталине. Смотреть картинку Что было построено при сталине. Картинка про Что было построено при сталине. Фото Что было построено при сталине

Коллаж © LIFE. Фото © Савостьянов Владимир / Фотохроника ТАСС, © Pixabay

Весной 1947 года в СССР были созданы суды чести. Аналог существовал ещё в дореволюционное время у дворян и военных. После войны подобные суды создавались при министерствах, крупных ведомствах и комитетах и рассматривали дела, связанные с недостойным поведением их сотрудников, часто это было связано с коррупцией руководства на предприятиях и в департаментах ведомств. Суды могли выносить провинившемуся порицание, выговор, рекомендовать исключить его из партии или даже передать материалы в суд. Всё зависело от тяжести проступка.

После смерти Сталина ведомства в порядке личной инициативы начали отменять суды чести. К началу 60-х годов они были повсеместно свёрнуты.

Что было построено при сталине. Смотреть фото Что было построено при сталине. Смотреть картинку Что было построено при сталине. Картинка про Что было построено при сталине. Фото Что было построено при сталине

Коллаж © LIFE. Фото © Wikipedia

Семь сталинских высоток до сих пор остаются одной из узнаваемых архитектурных достопримечательностей столицы. Однако по первоначальному плану высоток должно было быть восемь. Строительство зданий, начатое в 1947 году, было приурочено к 800-летнему юбилею Москвы, каждая из высоток должна была символизировать один век.

Восьмую высотку планировалось построить в Зарядье, её проектирование было доверено лично Дмитрию Чечулину — главному архитектору Москвы. Здание должно было стать венцом всего проекта. Проектная высота составляла 275 метров — это было бы самое высокое здание в столице на тот момент. Самая же высокая из построенных — здание МГУ — 240 метров.

После завершения строительства здание планировалось передать Министерству внутренних дел. К моменту смерти Сталина было завершено возведение фундамента, стилобата и нескольких этажей. В 1954 году строительство неожиданно было прекращено. К тому моменту недостроенными оставались две из восьми запланированных высоток — здание в Зарядье и будущая гостиница «Украина».

Гостиницу в итоге достроили к 1957 году, а вот административную высотку так и не завершили. В середине 60-х, уже при Брежневе, строительство продолжили, только в проект внесли грандиозные изменения. Вместо административного здания на старом фундаменте была построена гостиница «Россия», гораздо более скромная по своим размерам.

В нулевые годы гостиница была снесена. В настоящее время на этом месте располагается парк «Зарядье».

Главный Туркменский канал

Что было построено при сталине. Смотреть фото Что было построено при сталине. Смотреть картинку Что было построено при сталине. Картинка про Что было построено при сталине. Фото Что было построено при сталине

Коллаж © LIFE. Фото © Wikipedia, © ТАСС

Одна из самых знаменитых послевоенных строек, широко освещавшаяся в газетах и журналах. Строительство канала в Туркмении позволяло освоить пустынные земли в Средней Азии. По первоначальному плану, помимо канала должны были быть построены три гидроэлектростанции, несколько плотин и город Тахиаташ, где жили бы строители.

Общая протяжённость канала составляла более 1200 километров, что было в пять с лишним раз больше Беломорско-Балтийского канала. Туркменский канал должен был стать вторым по протяжённости каналом в мире.

Подготовительные работы по созданию необходимой инфраструктуры начались в сентябре 1950 года. К строительству объектов было привлечено порядка 10–12 тысяч человек, из которых 6–7 тысяч составляли заключённые.

По замыслу, строительство всех объектов должно было завершиться в 1957 году. К моменту смерти Сталина строители успели провести только железнодорожную ветку для подвоза грузов и построить посёлок Тахиаташ, позднее ставший городом.

Через три недели после смерти Сталина строительство канала было прекращено по причине дороговизны проекта, сильно бившей по государственному бюджету. Вместо него в 1954 году началось строительство Каракумского канала по альтернативному проекту. Его строительство шло с долгими перерывами и окончательно было завершено только в 1988 году.

План преобразования природы

Что было построено при сталине. Смотреть фото Что было построено при сталине. Смотреть картинку Что было построено при сталине. Картинка про Что было построено при сталине. Фото Что было построено при сталине

Коллаж © LIFE. Фото © Pixabay, © Айвазов Шахвелаз / Фотохроника ТАСС

Инициатором плана по улучшению урожайности и изменению климата был лично Иосиф Сталин. Согласно первоначальному замыслу, на территории СССР должно было появиться восемь лесополос в специально выбранных местах. Они должны были защищать поля от воздействия южных ветров — суховеев. Также в рамках программы планировалось развернуть сеть оросительных систем. Общая протяжённость лесополос должна была превысить 5300 километров. Ожидалось, что эти мероприятия значительно повысят урожайность.

Реализация программы началась в 1948 году, завершить её планировалось к 1965 году. В отличие от остальных проектов сталинского времени, эта программа не была полностью отменена. Она продолжала действовать, но в значительно меньших масштабах. В среднем высаживалось от 30 до 50 тысяч гектаров в год, тогда как в общей сложности планировалось засеять лесом около четырёх миллионов гектаров. Снижение урожайности и проблемы с сельским хозяйством, начавшиеся с хрущевских времён, могли быть связаны в том числе и с тем, что темпы реализации этой программы существенно уступали запланированным.

Источник

Липовое чудо сталинской индустриализации. Или сколько заводов построил Сталин?

Что было построено при сталине. Смотреть фото Что было построено при сталине. Смотреть картинку Что было построено при сталине. Картинка про Что было построено при сталине. Фото Что было построено при сталине

Один из главных фетишей адептов совкового карго-культа это: «СТАЛИНСКАЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ». Нечто де уникальное и небывалое в истории человечества, почти что чудо. Чудо, ставшее возможным исключительно благодаря выдающемуся гению Вождя и беспримерному трудовому подвигу советского народа.

Избранные места из типовых акафистов:

И всё это уникальное, исключительное, небывалое, нереальное чудо неоспоримо-неопровержимо доказывает преимущества социализма, советского строя, сталинской практики руководством страной … и одновременно совершенно однозначно обличает весь этот мерзкий олигархически – компрадорский капитализм, который выстроил путлер и его камарилья….

Фу, блин, еле дописал, чуть не стошнило.

Ну а теперь немножко унылой и серой реальности. Начнём с вопроса сколько было построено за годы довоенных пятилеток заводов и кем они были построены.

Сколько заводов построил Сталин?

У красно-коричневого политрука с ником то ли «верхняя вольта», то ли «бантустан» обнаружил через вред-ленту донельзя глупую кричалку:

Есть такое «преступление» Сталина, как индустриализация. В ее рамках за первые две пятилетки в стране было построено 6 тыс. только крупных предприятия. То есть за 10 лет каждый день в стране появлялось 1,6 индустриальных гиганта. Потом эти заводы помогли нам разгромить нацистов. Без них Победы бы не было. Запомним эту цифру в 1,6 завода в день.

Странно. В Википедии сообщается, что за две пятилетки вождь советского народа построил аж 9000 предприятий, то есть, по 2,6 завода в день. В ряде других источников (например, в изданной в 70-х годах в СССР для институтов обтекаемой «Истории советской индустриализации») указывалось до 1500 запланированных предприятий в I пятилетку и примерно столько же во вторую пятилетку, но из скромности умалчивалось, сколько же было построено в конечном итоге.

1. Магнитогорский металлургический комбинат.

2. Кузнецкий металлургический комбинат.

3. Азовсталь (Мариуполь).

5. Запорожсталь (вышла на планируемые мощности только к концу 30-х годов).

И на этом все. Пять крупных предприятий в области черной металлургии за 10 лет. Конечно, помимо крупных предприятий можно насчитать еще десяток-два именно новых, но более мелких заводов, например, Днепроспецсталь на Украине, Нижнетагильский меткомбинат (введен в строй уже в годы войны), Бакальский меткомбинат (ЧМК) в Челябинске (введен в строй также уже в годы войны), Амурсталь (построена американцами в годы войны), а также Синарский трубный завод, Первоуральский новотрубный завод и так далее вплоть до совсем мелочи. Много ли это?

На 1935 год во всем СССР было 69 действующих предприятий черной металлургии (с учетом метизных, трубных и так далее). К 1941 году их число увеличилось, но все равно даже с учетом подсобных производств (например, огнеупоров, метизов и т.п.) речь шла максимум-максимумов о неполной сотне заводов. Кто же построил тогда остальные предприятия? Секрет прост: проклятый царизм.

Получше была ситуация в цветной металлургии, ибо проклятый царизм здесь имел отставание. Например, в медеплавильной отрасли к существующему Карабашскому заводу американцы построили большевикам Медногорский комбинат, Среднеуральский медеплавильный завод и предприятие Уралэлектромедь. То есть, сразу три новых объекта, из которых один точно тянул на звание крупного производства.

Конечно, можно восхититься, какие большевички молодцы, что реконструировали «трофейные» русские заводы. Но вообще-то это обычная и нормальная практика во всем мире, когда раз в 20-25-30 лет любое предприятие (например, в металлургии) проходит реконструкцию. Эти заводы были бы в свое время реконструированы и без красно-коричневых.

И главное. Все эти предприятия ни Сталин, ни коммунисты, ни большевики в 30-е годы сами не построили. У них не было ни мозгов, ни возможностей для этого.

Все эти предприятия были спроектированы американцами и отчасти европейцами, их инженеры и проектировщики укомплектовали их оборудованием, которое заранее было заказано и произведено в США, Германии и т.п. странах, а потом перевезено в Страну победившего Сталинизма. Где американские и европейские рабочие и инженеры при участии туземной рабсилы построили Магнитку, ДнепроГЭС, СТЗ, ЧТЗ, Уралмаш, Горьковский автозавод и т.п. Общая стоимость сталинской индустриализации, по разным оценкам, составила около 2-3 миллиардов долларов США и осуществлялась по большей части за счет западных кредитов, которые затем СССР возвращал золотом и кровью.

Что такое советский инженер в 30-х годах? Это существо с 4, реже 7 классами образования, в большинстве случаев родом из деревни, прошедшее «ускоренные курсы» в туземном ПТУ. Но даже к таким соввласть в конце 30-х годов относилась люто, по-зверски, а любой намек на остатки какого-то образования, например, знание иностранного языка, был чреват смертью. Это не шутка, вот история первых управленцев НКМЗ:

В 1938 году Кирилкина, тогда работавшего на строительстве судостроительного завода в Двинске, обвинили в затягивании работ по строительству подсобных помещений и арестовали. Чекисты сшили Кирилкину комплексное обвинение: тут был и перерасход государственных средств, и связь с националистическим подпольем, и шпионаж в пользу двух иностранных государств, и участие в антисоветской агитации… Впрочем, в виду технической безграмотности последователей Джержинского и Менжинского, некоторые обвинения получались совсем абсурдными. Так, следствие вменило в вину Кирилкину передачу Германии ценных сведений по оборудованию…которое СССР закупал в этой стране!

И подобное творилось почти на всех советских заводах тогда (например, вот кратенький и неполный список только из руководства СТЗ). На Криворожстали в 1937 году были расстреляны 18 начальников цехов из 19. На Первоуральском новотрубном заводе (великолепное предприятие, созданное американским инженером Штифелем) за эти три года сменилось 15 (!) директоров, от большинства из которых не уцелело даже фотографии. Кстати, гримаса истории: построенный американцами в 30-е годы Уралвагонзавод, вот ведь прикол, до сих пор носит имя советского выблядка и палача Дзержинского, на которого втихую фапают нынешние интернет-совкофилы.

Так что смело плюйте в рожи красно-коричневых насекомых, которые будут курлыкать про «тысячи новых заводов» при Сралине.

Я привёл эту статью целиком, хотя и не со всем согласен с автором – гениальность и прозорливость англо-саксов, на мой взгляд, весьма и весьма преувеличена. Исторический процесс – штука с огромным количеством переменных и неизвестных, и допускать у какого-то актора возможность управлять этим процессом – это перебор.

Итого формула «гениальной и уникальной» сталинской индустриализации оказывается такова: купленные на Западе технологии, оборудование, лицензии и специалисты + сверхэксплуатация туземной дешёвой рабочей силы.

Да, Сталин модернизацию СССР в целом осуществил. И слово «липовое» в заголовке статьи я применил не касательно самого факта индустриализации, а касательно некоей «чудесности» этого процесса.

Сталинская индустриализация проводилась по классической формуле догоняющей модернизации, к которой Россия была вынуждена прибегать несколько раз за свою историю.

Поэтому где здесь что-то «уникальное» и «беспрецедентное»? И где здесь что-то «социалистическое»? Где здесь что-то, что доказывает «неоспоримые преимущества» социализма?

Условный Сталин действовал чисто рыночными методами, которыми пользуется любая домохозяйка, которой нужно сделать ремонт дома, а она сама не умеет. Она открывает Авито и находит тех, кто умеет делать ремонт, платит им деньги и получает результат.

Уникальность советской модернизации была, пожалуй, только в рецептуре «опиума для народа», частично обезболивавшего тот самый «народ», из которого выжимали все соки. Хотя фантиками «счастья для всей нации» баловался и Алоизыч – так что и тут уникальности мало.

P. P.S. А вот может ли кто-нибудь пояснить мне ещё разницу между альтернофрениками, верующими в славяно-арийскую Тартарию и коммуняшками, верующими в молочно-кисельный СССР, который «лучшее_что_было_в_истории_человечества»?

«И появилась могучая страна с лучшими в мире людьми, экономическая модель Сталина была совершенна. Она позволила в кратчайшие сроки сделать из отсталой аграрной страны – индустриальную державу, из индустриальной державы – мирового лидера!

Эта экономическая модель стала нашим Великим достоянием – её главным составляющим были люди, те самые чистые и светлые, ещё вчера бывшие никем, а ставшие всем. Они и создали эту модель Сталина, модель Сталина создавалась для них.»

Один и тот же тип дорационального мифологического мышления, когда приятный для инфантильного носителя-невротика миф не подвергается никакому критическому осмыслению, но имеет статус сверхценности, крайне агрессивно защищаемой. А если факты не соответствуют этому мифу – то тем хуже для фактов!

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *