Что было построено в ссср
Как сталин заводы строил
КАК СТАЛИН ЗАВОДЫ СТРОИЛ
С 1938-го по 1941-й в СССР было построено 40 электростанций, открыто 13 каменноугольных шахт, 8 нефтегазовых предприятий, 66 заводов черной металлургии, 14 цветной, 4 коксохимических, 9 механических и металлообрабатывающих, 137 машиностроительных, 25 электротехнических, 45 химических, 33 строительных материалов, 34 стекольных и целлюлозно-бумажных, 63 текстильных и швейных, 31 кожевенно-обувной, 20 пищевых, итого 542 крупных предприятиях.
Однако в указанном списке многие предприятия не были построены в указанный период либо вообще не при Сталине. Например, Алапаевский металлургический завод был основан в 1704-м, Алмазнянский металлургический завод построен он в 1898-м, Таганрогский металлургический завод основан в 1896-м, Белорецкий меткомбинат основан в 1762-м, Керченский металлургический комбинат основан в 1845-м т.д.
Челябинский металлургический к отрезку 1938-1941 гг. отношения не имеет, его начали строить в 1941-м, первая доменная печь заработала весной 1943 (44) г., Бакинский трубопрокатный (т.е. Сумгаитский трубопрокатный), строительство начато в 1947-м, первый трубопрокатный стан «140» запущен в 1952-м и т.д.
Из перечисленных в списке 66 заводов черной металлургии менее десятка построено в период 1938-1941 гг.
Электростанции строились не по воле Сталина, а по ленинскому плану ГОЭЛРО.
Утверждается, что за первые две пятилетки в стране было построено 6000 только крупных предприятий. В Википедии сообщается, что за две пятилетки Сталин построил 9000 предприятий.
Еще того же пошиба данные: В годы второй пятилетки (1933—1937 годы) введено в действие 2900 крупных государственных промышленных предприятий («Экономика СССР в 30-х годах» http://newsruss.ru/doc/index.php/-)
Экономист Катасонов, академик, перестроившийся из либералов в сталинисты, утверждает, что за 2,5 первых пятилетки было построено 8600 предприятий. «Глухие телефоны» довели слух до 2200 предприятий – цитирую буквально: «за два года первых пятилеток». Указывают также, что к середине 30-х сдано 8070 новых крупных предприятий. Так ли это?
В изданной в 70-х СССР для вузов «Истории советской индустриализации» указывалось до 1500 запланированных предприятий в I пятилетку и примерно столько же во вторую, т.е. в сумме 3000, но умалчивалось, сколько же было построено в конечном итоге.
Справочные данные показывают, что с 1927-го по 1930 гг. возведено лишь 323 предприятия плюс 518 в 1931-м = 841 крупных, средних и мелких. Число крупных и средних не указывается.
На самом деле такой статистики НЕ СУЩЕСТВУЕТ.
Если исходить из первых цифр, которые, как мы видели, сильно преувеличенных, то в СССР строилось по 180 заводов в год, т.е. за 10 лет число построенных заводов никак не могло быть больше 1800. За весь период правления Сталина, с 1925-го по 1953-й – 5220.
Допустим даже, что в первом списке половина заводов указана верно. Тогда в год при Сталине строили 180 : 2 = 90 заводов. Итого эффективность экономики СССР после Сталина возросла в 2,3 раза. Минимум!
Причем эти весьма приближенные оценки всё же соотносятся с действительностью: за 1951–1960 годы ВВП СССР вырос в 2,5 раза, причем объем промышленной продукции – более чем в 3 раза.
Но. Если расчет оказался недалек от истины, следовательно, верен обратный ход рассуждений: при Сталине действительно строили в среднем по 90 заводов в год. Итого за 29 лет правления Сталина построено лишь 2610 крупных и средних предприятий.
Хуже всего, что при росте количества заводов уровень жизни в городах и особенно в деревнях в первую пятилетку понизился по сравнению с периодом НЭП, а к концу 1930-х достиг лишь прежних показателей.
Разумеется, с нынешними российскими недееспособными бизнесменами-неумехами не сравнить, сравним с другими странами.
Суммарная стоимость национального богатства США выросла со 187 млрд. долл. в 1912-м до 350 млрд. долл. в 1922-м, почти вдвое, а к 1929 г. эта сумма достигла 450 млрд. долл. Национальный доход США возрос с 32 млрд. долл. в 1913-м до 89,7 млрд. долл. в 1927-м, за 3 пятилетки – втрое.
В СССР за 1-ю пятилетку вал промышленной продукции вырос на 102%, за 2-ю – на 120% («Планирование в СССР» http://proza.ru/2013/09/24/861).
То есть, промышленность США без всякого Сталина росла ТОЧНО С ТАКОЙ ЖЕ СКОРОСТЬЮ, что и в СССР.
Авиастроение в СССР по объему ВСЕГДА было мизерным в сравнении со США. После войны Сталин сообщил: «… Соединённые Штаты доказали, что могут производить от 8,000 до 10,000 самолётов в месяц. Россия может производить, самое большее, 3000 самолётов в месяц. Англия производит 3000-3500 в месяц, в основном тяжёлые бомбардировщики».
В 1919-м с конвейеров американских заводов сошло более 7500 автомобилей, в 1932 году – более 24 000. В 1919 г. общее число легковых автомобилей составило 6,6 млн, грузовиков — 0,9 млн., в 1929-м общее число машин – 26,5 млн.
В 1938 году СССР выпустил 200 тыс. автомобилей. Но уже в 1940-м производство упало до 145 тыс. автомобилей.
В 1937 году ГАЗ произвел 135 000 автомобилей, в среднем по 3 автомобиля на одного работников. Это был большой рывок, в сравнении с 0.33 автомобиля на человека в 1932 году. Но Ford в депрессивный 1933 год имел производительность 8,7 автомобилей на сотрудника.
Постоянные простои сборочной линии приводили к тому, что сдельная зарплата на конвейере падала в 2 раза. Работать на сборочной линии стало невыгодно и туда шли худшие, что еще больше усугубляло проблему качества. В 1938-м с ГАЗа уволилось 17581 рабочий, а было нанято 20247. В итоге в 1938-39 годах начались бессмысленные расстрелы руководства завода. Назначили новых директоров, но ситуацию это не изменило.
Построенные в СССР заводы не могли выйти на проектные мощности, было много брака, купленное на золотые рубли уникальное оборудование быстро переломали. Строительство Нижнетагильского металлургического завода началось в 1931-м и продолжалось 6 лет. За это время 4 раза меняли проектные задания, надо было каждый раз менять всю документацию, в итоге чертежей и проектов было аннулировано на 12 млн р., оборудования на лом списали на 0,9 млр р. Сотни тонн брака производил Уралмаш. На медеэлектролитном заводе в Верхней Пышме брак достигал 60% всей продукции. На Верх-Исетском заводе катали сталь при пониженной температуре, что ускоряло процесс и плодило число ударников и передовиков. В Надеждинске (г. Серов) сгорел только что отстроенный цех по производству шамотного кирпича. Строительство заводов: химического машиностроения, Нижнетагильского металлургического, Ревдинского медеплавильного, алюминиевого в Каменске-Уральском было заморожено из-за безграмотного руководства, распыления средств и бесхозяйственности.
После строительства завода снабжение и сбыт налаживаются не сразу, но, к примеру, пермский электроприборный простаивал годами. Заказ мог прийти неожиданно, а рабочие – кто на охоте, кто на рыбалке, кто утонул и т.п. Потому рабочих обязали ежедневно приходить на работу. А чем заняться, если нет заказа? «Читайте Устав предприятия». Ну, сорок раз прочел, а дальше? Кто-то принес рабочему электроприборного сломанные часы. И пошло дело. С тех пор завод называют часовым, хотя часов никогда не производил. Некоторые думают – из-за секретности.
Противоположность реальности сталинистской пропаганде можно видеть по нижеследующим письмам.
Великие стройки сталинской эпохи
Днепровская гидроэлектростанция (Днепрогэс)
Старейшая гидроэлектростанция на Днепре, построенная в рамках реализации плана ГОЭЛРО. Находится в городе Запорожье ниже днепровских порогов.
Строительство началось в 1927 г., первый агрегат пущен в 1932 г., проектная мощность (560 МВт) достигнута в 1939 г. На то время крупнейшая гидроэлектростанция СССР. В результате сооружения плотины затоплены пороги Днепра, что обеспечило судоходство по всему течению реки.
Беломорско-Балтийский судоходный канал
Соединяет Белое море и Онежское озеро с возможностью выхода в Балтийское море. Построен в 1931-1933 гг. в рекордно короткий срок (за год и девять месяцев) руками заключенных ГУЛАГа, которых, по различным оценкам, во время строительства погибло от 27 до 200 тыс. Официальная пропаганда подавала опыт строительства канала как «первый в мире опыт перековки трудом самых закоренелых преступников-рецидивистов и политических врагов».
Общая протяженность 227 км. Включает 19 шлюзов. За время строительства были выполнены земляные работы объемом 21 млн. куб. м и пробито 37 км путей через гранитные скалы.
Сооружения канала включают 128 объектов, в том числе 19 шлюзов, 15 плoтин, 19 водоспусков, 49 дамб, 33 искусственных канала и 5 гидроэлектростанций, а также ряд других сооружений.
Волго-Донской судоходный канал
Соединяет реки Волгу и Дон. Сооружение канала началось перед Великой Отечественной войной, но было прервано, а затем продолжено в 1948 г. и окончено в 1952 г. Длина 101 км, из которых 45 км проходят по рекам и водохранилищам. Имеет более 50 инженерных сооружений, в том числе 13 шлюзов, 3 насосные станции, 13 плотин и дамб.
За навигацию 2006 г. по каналу перевезено 8,053 млн. т грузов, в том числе 4,137 млн. т нефтепродуктов.
Канал им. Москвы
Открыт 15 июля 1937 г. как Канал Москва-Волга им. И.В.Сталина. Строительство продолжалось 4 года и 8 месяцев (при строительстве использовался труд заключенных ГУЛАГа). С 1947 г. носит современное название.
Крупнейшим сооружением канала является Северный (Химкинский) речной вокзал, построенный по проекту В.Кринского, А.Рухлядева и др.
Комсомольск-на-Амуре
В августе 1931 г. появились первые приказы Наркомата тяжелой промышленности СССР по вопросам технической подготовки к строительным работам судостроительного завода в районе Хабаровска.
10 мая 1932 г. у села Пермское с пароходов «Колумб», «Коминтерн» и баржи «Клара Цеткин» высадился первый десант строителей города в количестве 600 человек. 19 мая 1932 г. у берегов нанайского стойбища Дземги с парахода «Капитан Карпенко» высадилась группа руководителей самолетостроительного завода и около 100 строителей. В декабре 1932 г. село Пермское было преобразовано в город Комсомольск-на-Амуре. Название должно было свидетельствовать о строительстве города комсомольцами, хотя в действительности главной рабочей силой (по некоторым данным, до 70% строителей) были заключенные ГУЛАГа и спецпереселенцы.
Численность населения города, по данным 2006 г., составила 273,3 тыс. человек.
Дворец Советов
Строительство Дворца Советов было объявлено ударной стройкой 1934 г., к концу 1939 г. были готовы фундаменты высотной части. В 1941 г. в связи с началом войны строительство было приостановлено и уже не возобновлялось (металлический каркас был демонтирован для нужд фронта). В 1958-1960 гг. котлованы Дворца Советов (диаметром 129,5 м) были использованы для устройства открытого плавательного бассейна «Москва».
25 футуристических зданий СССР, которые стоит увидеть
В Советском Союзе строили не только одинаковые хрущевки, но и невероятные здания.
В 1970—1990-е годы в республиках появились десятки построек советского архитектурного модернизма. Мы выбрали самые разные и необычные — от здания института робототехники до крематория.
В этой подборке — сооружения в России, Беларуси, Узбекистане, Молдове, Грузии, Эстонии, Киргизии, Армении и на Украине. Собрали их на одной карте:
Омский музыкальный театр
Где находится: Россия, Омск
Когда достроили: в 1981 году
Архитекторы: Дмитрий Лурье, Николай Стружин, Наталья Белоусова
Доступность: в часы работы театра, касса открыта ежедневно с 10:00 до 19:00
Стоимость: вход в здание бесплатный, билет на представление стоит от 150 Р
Где почитать подробнее: на сайте музтеатра
Немного истории. В 1970-х годах Омскому театру музыкальной комедии понадобилось новое здание: прежнее стало тесным. Фундамент заложили за семь лет до сдачи сооружения в эксплуатацию, но основное строительство пришлось на последние полтора года. Театр поспешно открыли, а потом снова закрыли для устранения неполадок. В итоге он переехал сюда в начале 1982 года.
Проект разработали московские архитекторы. Он получился инновационным: например, сценическая площадка могла вращаться. Зрительный зал обшили ясенем для лучшей акустики.
Можно долго спорить о форме здания. С одного ракурса это концертный рояль, с другого — корабль с парусом. Омичи называют его трамплином.
Зачем ехать. Увидеть трамплин, с которого нельзя спуститься. Посмотреть мюзикл или балет, послушать оперу. Бесплатно посетить музей театра или групповую экскурсию за 130 Р с человека.
Интересный факт. По задумке Натальи Белоусовой, одного из авторов проекта и жены актера Александра Ширвиндта, каждую гримерку оснастили душем — шикарные условия для артистов в то время.
Что пишут в отзывах. «Среди интеллигенции Омска и по сей день идут споры о том, уродует здание музыкального театра облик Омска или нет. Строение действительно напоминает гигантский трамплин, к тому же в один из последних ремонтов его крышу покрасили в веселый оранжевый цвет.
Несмотря на все это, театр ежегодно открывает очередной сезон и радует публику новыми постановками. Убранство и акустика зала очень высокого качества, репертуар подобран со вкусом. Одно время мне очень нравилась постановка „Летучая мышь“, так что искренне всем советую его посетить».
Санаторий «Курпаты»
Где находится: Крым, Ялта
Годы строительства: 1980—1985
Архитектор: Игорь Василевский
Инженер: Нодар Канчели
Доступность: открыт для гостей санатория
Стоимость: путевка для одного стоит от 3850 Р в сутки, в нее включены проживание, питание, лечение и развлечения
Где почитать подробнее: на сайте санатория и на «Архи-ру»
Немного истории. У санатория «Курпаты» два комплекса — «Пальмиро Тольятти» и «Дружба». Последний построили в форме летающей тарелки. Этот основной корпус — совместный проект профсоюзов СССР и Чехословакии. Чехи выбрали для строительства санатория любимый ими Золотой пляж. Вот только на нем практически не оставалось места для еще одного здания, поэтому корпус решили строить прямо на скале. Моноблок в форме кольца разместили на трех башенных опорах.
Корпус на 400 номеров достроили в 1985 году. В здании появился бассейн с теплой морской водой, киноконцертный зал, ресторан, бары, танцплощадки и библиотека. На крыше на высоте 56 метров расположена смотровая площадка.
Зачем ехать. Отдохнуть и полечить органы дыхания в санатории, размещенном в уникальном панорамном здании с видом на лес, горы и море.
Интересный факт. «Дружба» попала в фильм «Обитель зла: Возмездие». В нем здание представили как бывшую советскую военную базу на Камчатке.
Что пишут в отзывах. «Отдыхали прошлым летом в главном корпусе „Дружба“. Здание очень понравилось мне и ребенку. Обследовали его с интересом. Номера хорошие, просторные, с балконом. Вид был на северо-восток, но такой красивый. Много растительности, хороший воздух. В номере был телевизор, но мы ни разу его не включали, так как вечером гуляли на смотровой площадке — а у этого корпуса она превосходная — или у моря. Столовая находится на верхнем этаже, оттуда открывается чудесный вид. Там шведский стол, кухня вкусная».
Институт робототехники и технической кибернетики
Где находится: Россия, Санкт-Петербург
Годы строительства: 1973—1987
Архитекторы: Борис Артюшин, Станислав Савин
Доступность: внутрь башни не пустят, можно сходить на экскурсию в музей по заявке
Стоимость: бесплатно
Где почитать подробнее: на сайте института и на «Архитайме»
Немного истории. В комплекс зданий Центрального научно-исследовательского и опытно-конструкторского института робототехники и технической кибернетики входят два лабораторных корпуса и один производственный. Главный объект здесь — башня в форме тюльпана. Ее высота вместе с антенной — 105 метров. В башне размещается лаборатория для испытания космической техники, а раньше там находился манипулятор корабля «Буран».
Зачем ехать. Погулять в парке «Сосновка» и в саду Бенуа с видом на башню. Отправиться на экскурсию в музей, где находится коллекция разработок в области робототехники и мехатроники. Ее проводят по заявке для групп от 10 человек. В основном приглашают студентов технических вузов.
Интересный факт. В начале 1990-х с вершины башни института транслировали «Русское видео» — первый частный канал России, владельцем которого был Владимир Гусинский.
Что пишут в отзывах. «Здание интересно в первую очередь своей выдающейся архитектурой, напоминает башню Саурона или башню из „Сити 17“. Всегда обращаешь внимание, когда проезжаешь мимо нее».
Екатеринбургский цирк
Где находится: Россия, Екатеринбург
Годы строительства: 1974—1980
Архитекторы: Ю. Шварцбрейм, М. Коробова
Доступность: в часы работы цирка, касса открыта ежедневно с 10:00 до 19:00
Стоимость: вход в здание бесплатный, билет на представление стоит от 700 Р
Где почитать подробнее: на сайтах цирка и ЕТВ
Немного истории. Деревянное здание Екатеринбургского цирка признали ветхим в 1974 году, тогда же начали разрабатывать проект нового. Цирк открыли в 1980 году.
Главная особенность нового сооружения — купол высотой 50 метров. Он делает здание одним из самых заметных в Екатеринбурге и обеспечивает залу цирка хорошую акустику. На двенадцати барельефах по периметру фасада изображены моменты представлений.
В цирке можно ставить сложные постановки для 2500 зрителей. Помимо основного манежа, здесь есть еще репетиционный, где нет мест для посетителей.
В 2018 году здание отремонтировали, а фасад облицевали керамической плиткой. Хорошо, что не закрыли барельефы.
Зачем ехать. Посетить музей истории цирка, где находятся 6000 экспонатов. В него пустят бесплатно с билетом на шоу.
Интересный факт. В январе 2020 года из цирка ушли слоны, чтобы поваляться в снегу. Их вернули обратно.
Что пишут в отзывах. «Сама конструкция цирка привлекает больше, чем спектакли. Видимо, это связано с тем, что животных мы все-таки больше любим на природе. По замыслу архитекторов купол цирка должны были покрыть малахитовыми плитами, но конструкция не выдержала бы их веса. В итоге цирк оставили таким, какой он сейчас. Он привлекает внимание туристов из всех стран».
Здание Министерства автомобильных дорог
Где находится: Грузия, Тбилиси
Когда достроили: в 1975 году
Архитекторы: Георгий Чахава и Зураб Джалагания
Доступность: в здание пускают только клиентов банка
Стоимость: бесплатно
Где почитать подробнее: на «Архитайме»
Немного истории. Георгий Чахава выступил на проекте исполнителем и заказчиком: он стал главным архитектором, занимая пост замминистра дорожного строительства.
Здание планировали сделать частью экосистемы, чтобы оно не занимало большую поверхность земли. Получилось что-то вроде дерева, под которым удалось сохранить растения и даже маленький ручей.
В 2007 году здание Минавтодора Грузии признали национальным памятником архитектуры. Сейчас в нем находится офис «Банка Грузии».
Зачем ехать. Увидеть дом, похожий на кроссворд или конструктор.
Интересный факт. В здании построили эскалаторы, интерьер холла обновили, при этом часть северной стены затянута плющом — идея слияния с природой продолжает жить.
Что пишут в отзывах. «Очень необычная конструкция в 18 этажей. По версии ВВС, это здание в центре Тбилиси — один из лучших образцов бруталистской архитектуры в мире».
Гостиница «Аманауз»
Где находится: Россия, Домбай
Когда достроили: в 1985 году проект забросили
Архитекторы: Герман Костомаров, Евсей Перченков
Доступность: вход в здание закрыт решеткой, на которой висит замок. Говорят, он декоративный, а знаков, запрещающих вход, нет.
Стоимость: бесплатно
Где почитать подробнее: на «Архитайме»
Немного истории. «Аманауз» считают примером органической архитектуры: здание хорошо вписывается в красивую природу Домбая, в том числе из-за деревянной отделки фасада.
Номера «Аманауза» спроектировали небольшими, а тесноту компенсировали просторными балконами с видом на горы. На 18 этажах отеля рассчитывали размещать сразу 480 гостей.
На крыше планировали сделать смотровую площадку и ресторан. Внутри здания построили концертный зал на 630 мест.
В 1985 году проект забросили, хотя оставалось завершить в основном только внутреннюю отделку. Точная причина этого неизвестна. По одной из версий, просто закончились деньги, по другой — в фундаменте появилась трещина, и строение стало непригодным для жилья.
Зачем ехать. Увидеть здание, балконы которого похожи на пчелиные соты.
Интересный факт. По одной из задумок отель должен был стоять на вращающейся платформе и поворачиваться вслед за солнцем. Звучит как фантастика.
Что пишут в отзывах. «Заброшенная гостиница. По словам местных жителей, построена во времена Союза с применением новых на тот момент технологий. Здание было рассчитано на то, чтобы выдержать землетрясение в 9 баллов».
Музей-панорама «Сталинградская битва»
Немного истории. Комплекс музея-панорамы находится на месте высадки в сентябре 1942 года 13-й гвардейской стрелковой дивизии генерал-майора Александра Родимцева, которая обороняла Сталинград. Вместе с возведением ротонды изготавливали полотно панорамы: льняной холст весом в тонну загрунтовали и расписали. Художники работали с площадью в 2000 м2.
Зачем ехать. Изучить историю Сталинградской битвы в музее, расположенном в необычном здании. Посетить бесплатную экспозицию военной техники снаружи.
Интересный факт. Рядом с музеем находятся руины мельницы имени Грудинина. Вместе оба здания выглядят драматично.
Что пишут в отзывах. «Это лучший музей в моей жизни! Эмоции, которые там испытываешь, не сравнить ни с чем».
Шестой корпус выставочного комплекса «Ленэкспо»
Где находится: Россия, Санкт-Петербург
Когда достроили: в 1990 году
Архитекторы: Владимир Фрайфельд, Дмитрий Седаков
Доступность: открыт для посещения. Ресторан в здании работает ежедневно с 11:00 до 23:00.
Стоимость: бесплатно
Где почитать подробнее: на сайтах «Ленэкспо» и Китайского делового центра
Немного истории. В середине 20 века на Васильевском острове решили провести международную выставку «Инрыбпром-68». По этому случаю к 1963 году территорию острова увеличили, а к 1968 уже построили на нем три первых павильона.
Шестой павильон, самый космический, открыли в 1990 году. Сейчас здесь находится Китайский деловой центр. На четырех этажах здания размещены два конференц-зала, офисы, зоны для выставок и самый большой в Европе ресторан китайской кухни.
Интересный факт. С весны 2020 года часть павильонов «Ленэкспо» используют как госпиталь для больных ковидом. Здесь можно разместить 2500 пациентов.
Что пишут в отзывах. «Чувствуется мощь Китая. Забахали самый большой ресторан в городе, очень много посадочных мест. Заведение интересное, но там дороговато. Перекусить простой китайской едой на двоих без алкоголя — 3 тысячи рублей. Не комильфо!»
Киевский крематорий
Где находится: Украина, Киев
Когда достроили: в 1975 году
Архитекторы: Авраам Милецкий, Ада Рыбачук, Владимир Мельниченко
Доступность: можно посмотреть здание снаружи, внутрь залов заходить не стоит — там прощаются с умершими
Стоимость: бесплатно
Где почитать подробнее: на сайте крематория на украинском языке, в «Википедии» — на русском
Немного истории. Сначала крематорий планировали построить в форме прямоугольника. В 1968 году архитекторы Ада Рыбачук и Владимир Мельниченко предложили усложнить проект: построить два зала прощания в форме полусфер, которые будут связаны с кремационным цехом подземным 75-метровым тоннелем.
Крематорий открыли в 1974 году рядом с Байковым кладбищем, а в 1975 залы окончательно достроили. Еще через восемь лет на его территории появился колумбарий — место для хранения урн с прахом. Сейчас здесь проходит в среднем больше тысячи кремаций в месяц.
Зачем ехать. Увидеть единственный крематорий Киева, посмотреть на колумбарий и кладбище.
Интересный факт. Территория у залов выложена брусчаткой, чтобы люди в процессии смотрели под ноги, а не по сторонам.
Что пишут в отзывах. «Возможно, изначально комплекс задумывался как монументальное сооружение, но сейчас это напоминает советский недострой, постепенно приходящий в упадок».