Что было предметом изображения в былинах
Былина
теория по литературе 📖 формы произведений
Былина – это фольклорная песня эпического характера, в центре сюжета которой лежит какое-либо героическое событие.
История возникновения (зарождения) былины как жанра
Былины возникли в IX-XIII вв. на южных территориях древнерусского государства и оттуда пришли на север Руси. Их появление связано с древними песнями и легендами, которые являлись формой выражения исторического сознания русского народа. Долгое время эти произведения передавались из уст в уста.
Былины отражали в поэтической форме исторические события, переплетённые с фантастическим вымыслом. Писали былины анонимные авторы, которые укрепляли в сознании народа образы сильных, мужественных и справедливых героев-богатырей.
К XIII- XV вв. этот жанр получил наибольшее распространение.
Изначально былины именовались поэмами и богатырскими сказками. Однако в 40-х гг. XIX в. русский этнограф-фольклорист ввёл термин «былина». Само слово «былина» происходит от существительного «быль», т. е. то, что произошло в действительности (в отличие от небылицы). Только в первой половине ХIХ в. былины стали записывать и издавать.
До 20-х гг. XX в. их исполняли певцы-сказители. Первым собранием русских былин считается сборник «Древние российские стихотворения» (1804 г.) Кирши Данилова.
В XIX-XX вв. возрастает интерес к собранию былин. Люди понимали, что исполнителей былин с каждым годом становится всё меньше. Известные собиратели былин: П. В. Киреевский, П. Н. Рыбников, А. B. Марко, А. Д. Григорьев и другие.
Благодаря сложному труду собирателей были изданы сборники «Песни, собранные П. Н. Рыбниковым» (1861-1867 гг.) и «Онежские былины, записанные летом 1871 года».
К середине XX века былины почти полностью исчезают из устного репертуара.
Характерные особенности былин
Былина имеет ряд характерных особенностей:
Картина В. Васнецова «Богатыри»
Особенности построения сюжета и композиции в былинах
Художественные приемы в былинах
В былинах используется множество художественных приёмов и средств:
«Засвистал-то Соловей да по-соловьему, Закричал злодей-разбойник по-звериному – Так все травушки-муравы уплеталися, Да й лазоревы цветочки осыпалися, Темны лесушки к земле все приклонилися».
«Илья Муромец и Соловей Разбойник»
«Илья Муромец и Соловей Разбойник», иллюстрация
«А приехали они да на святую Русь, На святую Русь да под Киев град…».
«Ещё день за день ведь, как и дождь дождит, А неделя за неделей, как трава растёт, А год за годом, как река бежит».
«Добрыня Никитич в отъезде»
Циклы былин
Выделяют два цикла былин: киевский и новгородский.
Главными героями былин киевского цикла являются герои-богатыри (Илья Муромец, Святогор, Алеша Попович и др.), которые защищают города Древней Руси от иноземных захватчиков (татар, половцев, печенег и др.).
В новгородском цикле былин повествуется о жизни и быте горожан Новгорода. В те времена Новгород находился на Севере древнерусского государства и был торговым важнейшим центром. Также рассказывается о таланте и удали русского народа. Центральным образом новгородских былин являлся купец Садко.
Представители жанра в школьной программе
В школьную программу входят следующие былины: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Илья Муромец и Калин-царь», «Три поездки Ильи Муромца», «Вавила и скоморохи», «Вольга и Микула Селянинович», «Садко», «Ставр Годинович», «Святогор и сумочка переметная», «Святогор и Микула Селянинович», «Василий Буслаев» и др.
Урок литературы по теме «Былина в устном народном творчестве». 7-й класс
Разделы: Литература
Класс: 7
Методические приемы: проверка знаний учеников, (фронт. беседа), слово учителя, работа с учебником (анализ статьи), составление опорного конспекта. Выразительное чтение.
Эпиграф. Подлинную историю народа нельзя знать не зная устного народного творчества. (М. Горький)
Ход урока
I. 1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Записи в тетради (число, тема урока, эпиграф, Опорный конспект)
2. Повторение. УНТ (вопросы классу, слушаем ответы)
— Роль УНТ в литературе.
II. Переход к теме урока.
1. Учитель. Кто и когда начал сказывать сказки, сочинять пословицы и поговорки, петь былины, никто и тысячу лет назад на Руси сказать не мог, а теперь и подавно. Их передавали вместе с обычаями и обрядами новым поколениям. Это были своего рода духовные заветы к заповеди, которые чтил народ.
Велика была в те давние времена сила сказочной выдумки, сила поэтического сказания связана она была со всем укладом жизни русского человека. Мир и быт народной жизни и составляет основу былинного и сказанного творчества.
III. Новый материал.
1)Что вы слышали о былинах, какие былины читали (называем)?
2)Что же из себя представляют былины? На этот вопрос, ребята, вы сами ответите на уроке.
1. Работа со статьей учебника “Былины” (стр. 5-9). Учащиеся работают в группах. Каждой группе дан вопрос (карточка), ответ на который должен быть кратко сформулирован и записан в опорном конспекте.
Вопросы (задания) для групп под №1 в карточке:
— О чем повествуют былины?
— Где происходит действие в былинах?
— Что воспевают былины?
— Что показывают нам былины?
— Что воплощают в себе былины?
— Что делают предметом изображения былины?
Через 5 минут учащиеся отвечают на вопросы и все делают краткую запись в тетради.
Так что же это за произведения – былины? Что вы о них теперь знаете. (учащиеся отвечают, записывают).
В тетради появляется запись:
2. Опорный конспект (ОК)
I. ОК 1 Былины*(от слова “быль”) – произведения УНТ.
3. Чем же отличаются былины? Каковы их особенности (Учащиеся продолжают работать в группах; в карточке вопрос №2)
— Как передавались былины?
— Чем былины отличались от песен русского народа? Что для них характерно?(для былин)
— На какие произведения УНТ похожи былины? Назовите общие элементы былины и сказки.
— Есть ли в былине рифма?
— Чем сопровождалось пение былин?
— Какую роль играют былины в искусстве и литературе?
(5 минут на работу с учебной статьей и формулировку ответа на вопрос)
По истечении времени учащиеся рассказывают и делают записи (в опорном конспекте). Запись выглядит так:
II. Особенности былин.
4. Итак, что мы узнали на уроке о былинах? Идет краткий рассказ об особенностях былин (2-3 минуты)
5. Выразительное чтение (учитель) былины “Богатырское слово”
Вопрос на восприятие:
— Какой теме посвящена былина? (образ человека в русском героическом эпосе. Народная оценка героя)
— Вопросы (см. учебник после текста былины)
1) – Кто же они такие, богатыри русские, во имя чего сражаются и совершают свои подвиги, что защищают они?
(Учащиеся называют имена богатырей: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).
В опорном конспекте появляется следующая запись:
2) – Как вы думаете, жили на Русской Земле именно эти богатыри? (Слушаем ответы)
3) Вывод: Образы богатырей собирательны.
IV. Работа с иллюстрацией картины В. М. Васнецова “Три богатыря”.
Рассматриваем, выясняем, кто есть кто из изображенных на картине богатырей.
— Подсказывает ли название картины, о каких событиях должна идти речь? (название переносит нас в далекое прошлое)
— А что вы знаете о далеком прошлом?(Тогда Родина наша была небольшим государством, было много отдельных княжеств. Каждый князь хотел побольше земель, и поэтому они часто воевали между собой).
— А к чему это приводило?(На Русь часто нападали враги. Они грабили народ, жгли города, никого не щадили…).
— Да, это правильно. Но кто же защищал Родину? (Её защищал народ … Русские Богатыри…).
— Хорошо. Как вы думаете, богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович действительно жили в то время? (Может, и жили. А скорее народ их создал… Он дал им лучшие черты своего народа. Это обобщенные образы защитников Родины, созданные самим народом).
— Теперь обратимся к картине. В какой момент изображены богатыри? (Богатыри прискакали на заставу. Кто-то принес князю тревожную весть. Они именно скакали, потому что на картине видно, что на ней внезапно осадили… Кони очень устали, но готовы мчаться дальше. Они даны в каком-то порыве на переднем плане картины, и на них сразу обращаешь внимание).
— А будет ли битва? (Д, Вороны чуют добычу…От всей картины веет тревогой. И вороны на заднем плане, и мрачные тучи – все усиливает состояние тревоги)
— Хорошо. А почему же вы так уверены, что богатыри победят? (Они нарисованы почти во всю картину… “Как стена”, как говорят в таких случаях. Это боевые друзья. А вот в жизни – трудно сказать. Ведь Илья Муромец – крестьянин, и Добрыня Никитич из княжеского рода).
6. – В какой-то мере вы правы. Художник показывает, прежде всего, боевое единство, их ратный дух.
(Прочитать отрывки из статьи “О личной жизни “Трех богатырей”)
— А подумали ли вы, для чего написана картина? (Эта картина учит любить свою Родину, защищать ее…)
V. Вопрос классу:
— сравните, чем отличаются герои в сказках, от героев в былинах? (На раздумье 2-3 минуты)
Вопросы см. в начале урока. Слушаем ответы. Делаем выводы.
В опорном конспекте появляется еще одна запись:
| ||
Сказка 1. Герой спасает девицу, чтобы жениться. 2. Сражаются и побеждают просто чудовищ. 3. Качества героев сверхъестественного происхождения. 4. (Герой) Решает личные проблемы. | Былина 1. Подвиг богатыря бескорыстен. 2. Побеждает врагов земли Русской. 3. Необыкновенные качества богатыря – воплощение в одном человеке способностей и силы народа. 4. (Герой) Решает главный вопрос, от которого зависит судьба народа. |
VI. Вывод. Итог урока.
Былина – это поэтическое, народное художественное произведение. В нем много неожиданного, невероятного. В основе своей правдивости передают народное понимание истории, представление о подвиге, чести, долге, справедливости.
VII. Д. З.
1. Рассказ о подвиге богатырей.
2. Выразительное чтение.
3. Опорный конспект.
4. Подготовиться к сочинению по картине “Три богатыря” В. М. Васнецова.
Литературная игра «Самый умный» по теме: «Былины» (7 класс)
Конспект урока литературы в 7 классе.
Литературная игра «Самый умный» (по теме «Былины»).
1. Обобщить и проверить знания учащихся по теме «Былины»: владение теоретическим материалом из учебника, знание текстов былин «Вольга и Микула Селянинович», «Садко».
2. Развивать скорость мышления ребят в процессе игры.
3. Воспитывать у учеников доброжелательное отношение друг к другу во время игры.
1. Вступительное слово учителя.
— Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами сыграем в литературную игру, которая называется «Самый умный». Цель нашего урока-игры – проверить, насколько хорошо нами изучена тема «Былины», то есть, как вы владеете теоретическим материалом из учебника, и насколько внимательно прочитали тексты былин. Каждый из вас имеет возможность побороться за титул победителя. Всем желаю удачи! Приступим к игре.
— Наша игра состоит из двух раундов. В первом раунде принимает участие весь класс. Я буду задавать вопросы по теме «Былины». Участник, первым поднявший руку имеет право ответить. За правильный ответ ученик получает фишку с цифрой 1 (указатель первого раунда). Ответ не засчитывается, если участник не поднял руки. На один вопрос могут отвечать несколько учеников, если их правильные ответы дополняют друг друга. В этом случае каждый отвечающий получает по одной фишке. Вопрос для разминки: «От какого слова образовано слово «былина»? [От слова «быль»]
Вопросы первого раунда:
1. Назовите жанры устного народного творчества.
[К жанрам устного народного творчества относятся: предания, былины, сказки, пословицы, поговорки, загадки, считалки, скороговорки, прибаутки, потешки, дразнилки, страшилки, народные песни (исторические, свадебные, лирические, колыбельные), частушки]
2. Дайте определение слова «былины».
[Былины – это произведения устной поэзии о русских богатырях и народных героях]
3. В каких городах чаще всего происходит действие былин?
[Киев, Новгород, Чернигов, Ростов, Муром, Галич]
4. Что придает былинам документальную ценность?
[Документальную ценность былинам придают достоверные черты древнего быта: устройство первых городов, описание жилищ и одежды]
5. Какие дела и события повседневной жизни могли быть предметом изображения в былинах?
[В былинах могла изображаться работа на пашне, сватовство и соперничество, конные состязания, торговля, далекие путешествия, городской быт, споры и кулачные бои, различные увеселения и скоморошья игра]
6. Каково было значение былин в древности, к чему стремились сказители, изображая в былинах повседневную жизнь?
[Певцы, сказители учили, наставляли на правильный путь, показывая образцы героического поведения, делились со слушателями сокровенными думами о том, как жить]
7. Какие художественные приемы часто используются в былинах?
[Наиболее часто в былинах употребляются гиперболы (преувеличения), сравнения, постоянные эпитеты, повторы]
8. Чем сопровождалось пение былин в древности?
[Исполнению былин обычно сопутствовала игра на гуслях]
9. Когда были сделаны наиболее ранние записи былин?
[Самые первые записи былин были сделаны только в XVII веке]
10. Когда появляются первые публикации былинных текстов, и кому они принадлежат?
[Впервые публиковать былинные тексты стали в XVIII веке. Эти публикации принадлежат известным писателям той поры: М. Чулкову, Н. Новикову, И. Дмитриеву]
11. Назовите имена ученых-фольклористов, которые занимались изучением былин.
[Исследованием былинных текстов занимались Ф. И. Буслаев, А. Н. Веселовский, О. Миллер]
12. Назовите основные циклы былин.
[Большинство ученых выделяет два основных цикла былин: киевский и новгородский]
13. Какова основная тема киевского цикла былин?
[Главной темой киевского цикла является защита Русского государства от иноземных захватчиков]
14. Назовите основных героев киевского цикла былин.
[К основным героям киевского цикла былин можно отнести Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича, Вольгу Святославовича, Микулу Селяниновича, Дюка Степановича]
15. Каковы основные темы новгородского цикла былин?
[Главными темами новгородского цикла можно назвать социальные темы: торговля, быт купечества, крепкие семейные порядки, поездки в другие страны]
16. Назовите основных героев новгородского цикла былин.
[К основным героям новгородского цикла былин относятся Садко и Василий Буслаев]
17. Какие виды былин выделяет такой исследователь устного народного творчества, как В. П. Аникин?
[В. П. Аникин делит былины на древнейшие (докиевские), киевские, владимиро-суздальские, галицко-волынские, псковско-новгородские, черниговские, брянские]
18. Назовите музыкальные произведения и картины, в основу которых положены былинные сюжеты и образы.
[К сюжетам былин обращались композиторы: Н. А. Римский-Корсаков («Садко»), Гречанинов («Добрыня Никитич»); художники: В. М. Васнецов («Три богатыря», «Витязь на распутье»), И. Е. Репин («Садко»), И. Билибин («Дружина Вольги»)]
— Итак, первый раунд благополучно завершен. Подсчитаем результаты и выявим лидеров сегодняшней игры, которые продолжат борьбу за звание «Самый умный».
— Пять учеников, набравших наибольшее количество фишек, переходят во второй раунд. Каждый из этих ребят получает карточку, в которой написано три вопроса. Все участники второго раунда выходят к доске (доска предварительно разделена на пять секций) и записывают свои ответы (ответы очень краткие: число, одно или два слова). За каждый правильный ответ ученики получают по одной фишке с цифрой 2 (указатель второго раунда).
Вопросы второго раунда:
1. Назовите постоянный былинный эпитет к слову «гусли» (былина «Садко»).
2. Сколько молодцев было в дружине Вольги Святославовича?
[30 молодцев, включая молодого князя Вольгу]
3. Какому святому молился народ, когда из-за пляски морского царя вода в морях начала сильно колебаться, и стали гибнуть корабли (былина «Садко»).
1. Назовите постоянный былинный эпитет к слову «дружина» (былина «Вольга и Микула Селянинович»).
2. Сколько кораблей построил Садко на свою бессчетную золотую казну?
3. В каком озере новгородские купцы, споря с Садко, смогли поймать рыбок с золотыми перьями?
1. Назовите постоянный былинный эпитет к слову «уста» (былина «Садко»).
2. Сколько рублей заплатил Микула Селянинович за свою лошадь?
3. Как зовут девицу-красавицу, на которой в синем море женился Садко?
1. Назовите один из постоянных былинных эпитетов, который сопровождает имя князя Владимира (былина «Вольга и Микула Селянинович»).
2. Сколько дней Вольга со своей дружиной не могли доехать до пахаря, работающего в поле?
3. В честь какого святого Садко построил соборную церковь в Новгороде?
1. Назовите постоянный былинный эпитет к слову «палаты» (былина «Садко»).
2. Сколько тысяч отдал Садко новгородским настоятелям за поражение в споре?
3. К какому озеру приходил Садко играть на гуслях, когда его не приглашали на пиры?
4. Подведение итогов.
— Итак, наша игра подошла к концу. Подведем итоги. Все ребята работали очень хорошо. И теперь нам нужно определить победителя. Им становится участник литературной игры, набравший наибольшее количество фишек по результатам двух раундов.
5. Награждение победителей.
— Титул «Самый умный» принадлежит победителю. Ему же я вручаю почетную грамоту (с подписью учителя) и медаль с логотипом игры. Другие ребята, принимавшие участие во втором раунде, получают памятные сувениры: закладки с логотипом игры «Самый умный». И последний подарок (значок с логотипом игры) я отдаю тому ученику, который не смог войти в пятерку лидеров, но активно поддерживал всех участников второго раунда. Кроме того, каждый участник литературной игры сегодня получает оценку за работу на уроке.
Сказочно-былинный жанр — удивительный мир древних русских сказаний и легенд
Сказочно-былинный жанр — раздел изобразительного искусства, в котором героями произведений выступают вымышленные или древние исторические персонажи русского народного фольклора. Сказочно-былинный жанр — это уникальный мир ярких художественных образов, созданных на основе национальных традиций, древних верований и культурных особенностей восточных славян.
Сказочно-былинный жанр, по своей сути, является региональной разновидностью мифологического жанра в разных видах искусства. Но, если западноевропейские художники при создании своих картин обычно использовали сюжеты из античных преданий, то для их русских коллег источниками вдохновения служили славянские древние легенды и рассказы.
Особенности сказочно-былинного жанра
Сказочно-былинный жанр не случайно пользуется особой любовью у миллионов ценителей искусства. Ведь с увлекательным миром его персонажей большинство людей знакомятся еще в детском возрасте, а такие впечатления остаются в памяти на всю жизнь. Произведения сказочно-былинного жанра пробуждают у людей интерес к народному творчеству, воспевают героическое прошлое и знакомят зрителя с истоками национальной культуры.
К основным особенностям сказочно-былинного жанра относятся:
Сказочно-былинный жанр, помимо живописи, широко распространен и в других видах искусства, в том числе:
История сказочно-былинного жанра
История сказочно-былинного жанра берет свое начало с незапамятных времен. Древние легенды на протяжении многих поколений наши далекие предки бережно передавали потомкам в виде песен и рассказов. Вплоть до начала XVI века этот жанр использовался исключительно в устном народном творчестве, но затем ситуация кардинально изменилась.
Причиной этому послужило изобретение книгопечатания в Европе и бурное развитие техник изготовления гравюры. В Московское княжество начали массово проникать печатные картинки, созданные немецкими и польскими мастерами. Вскоре русские умельцы освоили производство собственных форм для печатания гравюр, что привело к появлению лубка — оригинального вида изобразительного искусства.
Лубочные картинки представляли собой листки бумаги с напечатанным и вручную раскрашенным оттиском, а многие из них были сделаны на темы русских сказок и былин. В течение последующих 300 лет в России лубок пользовался огромной популярностью, особенно среди низов общества.
Но полноценное признание сказочно-былинного жанра в русском изобразительном искусстве произошло лишь во второй половине XIX века и это событие напрямую связано с именем гениального художника Виктора Васнецова. В начале 1880-х годов выдающийся мастер русской живописи решил отказаться от написания картин бытового жанра и увлекся тематикой народных сказок и былин. В течение последующих двух десятилетий он создал множество великолепных произведений, в том числе всемирно известные работы:
Картины Васнецова были восторженно приняты публикой и критиками, а его творчество послужило источником вдохновения для других художников, влюбленных в древнюю русскую культуру. К началу ХХ века сказочно-былинный жанр занял достойное место в изобразительном искусстве России на фоне подъема всеобщего народного патриотизма, но вскоре Октябрьская революция 1917 года кардинальным образом изменила духовные ценности общества.
После непродолжительного периода модернизма во всех сферах искусства в СССР наступила эпоха безраздельного господства социалистического реализма. Сказочно-былинный жанр на долгие годы оказался выброшенным на обочину культурной жизни страны, где и оставался вплоть до распада Советского Союза.
Самые известные художники сказочно-былинного жанра
Среди множества мастеров русского изобразительного искусства лишь немногие всерьез увлекались тематикой древних сказаний и легенд. К числу самых известных художников сказочно-былинного жанра по праву относятся:
Сказочно-былинный жанр — важная часть русского изобразительного искусства, основанного на народных традициях и древних культурных ценностях. Несмотря на скромную поддержку со стороны государства, он продолжает пользоваться огромной популярностью и в наступившем XXI веке.