Что было причиной церковной реформы xvii веке
Церковный раскол: причины, ход событий и последствия
Содержание:
Что привело к церковному расколу?
В середине XVII века патриарх Никон провел ряд реформ в русской церкви. Реформы Никона были направлены на изменение древних церковных традиций. В результате случился церковный раскол.
Причины
Преобразования в русской православной церкви произошло по следующим причинам:
Предстоящие перемены патриарх обосновывал различиями между греческой и русской православными церквями. Никон назвал русскую церковь не полностью канонической.
Богослужебные книги тоже подлежали исправлению в соответствии с греческими образцами.
Ход событий
После того как собор в 1654 году одобрил предложение Никона, патриарх приступил к делу. Изменения шли стремительно. Никон требовал от народа немедленного отказа от старых обычаев и принятия новых. От таких резких перемен народ отказался.
Церковный собор
В 1667-1668 состоялся Церковный собор. Сам Алексей Михайлович поддержал реформу. В результате было вынесено 2 решения:
Все несогласные отличались от церкви, предавались анафеме и подвергались репрессиям со стороны власти. Началась настоящая идеологическая война. Самым влиятельным противником нововведений был Аввакум Петров.
Последствия
Общество разделилось. Сторонников нововведений стали называть никонианами, а тех, кто не принял реформы – раскольниками-старообрядцами.
Оставшиеся старообрядцы делали всё, чтобы сохранить традиции. Но они подвергались преследованиям со стороны государства. В 1682 году был заживо сожжен Аввакум.
Некоторые из последователей традиций сжигали себя сами в знак протеста. Старообрядцы не сдавались из-за преследований, они проявили удивительную духовную стойкость.
После смерти царя Алексея, при царевне Софье, преследования стали еще ожесточеннее.
Появления старообрядчества ослабило влияние православной церкви на народ и подорвало внутреннюю силу страны.
Тест по истории Русская православная церковь в XVII в. 7 класс
Тест по истории Русская православная церковь в XVII в. 7 класс с ответами. В тесте представлены 2 варианта, в каждом варианте по 6 заданий.
Вариант 1
А1. Что было причиной церковной реформы XVII в.?
А2. Кто был сторонником исправления церковных книг в соответствии с греческими источниками?
1) патриарх Никон
2) протопоп Аввакум
3) монах Нестор
4) патриарх Филарет
A3. Что было причиной конфликта между патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем?
1) отказ Никона поддержать церковную реформу
2) выступление Никона в поддержку старообрядцев
3) попытка Никона объединить католическую и православную церкви
4) стремление Никона поставить церковную власть выше светской
А4. Кого называли старообрядцами?
1) язычников
2) сторонников объединения с римско-католической церковью
3) сторонников патриарха Никона
4) верующих, отказавшихся признать церковные нововведения XVII в.
А5. Церковная реформа была проведена в
1) 1632-1634 гг.
2) 1645-1676 гг.
3) 1653-1655 гг.
4) 1666-1667 гг.
В1. Какое имя пропущено в отрывке из сочинения В.О. Ключевского?
Друзья рассорились, вследствие чего __________ самовольно покинул патриарший престол, надеясь, что царь… воротит его, а царь этого не сделал.
Вариант 2
А1. Что было целью церковной реформы XVII в.?
1) привести церковные книги и обряды в соответствие с греческими образцами
2) учредить патриаршество
3) запретить на территории России католицизм
4) поставить церковную власть выше светской
А2. Кто был сторонником исправления церковных книг в соответствии с древнерусскими образцами?
1) патриарх Никон
2) протопоп Аввакум
3) монах Нестор
4) патриарх Филарет
A3. Почему патриарх Никон потерпел поражение в противостоянии с царем Алексеем Михайловичем?
1) к середине XVII в. власть царя заметно усилилась
2) против патриарха Никона выступили старообрядцы
3) патриарх Никон приступил к проведению церковной реформы без разрешения царя
4) Никон самовольно сложил с себя патриарший сан
А4. Кого называли раскольниками?
1) язычников
2) сторонников патриарха Никона
3) монахов-отшельников, селившихся в пустынях
4) верующих, не принявших церковную реформу XVII в.
А5. Церковный собор, отстранивший Никона от патриаршества, проводился в
1) 1632-1634 гг.
2) 1645-1676 гг.
3) 1653-1655 гг.
4) 1666-1667 гг.
В1. Кто был автором обращения?
О царю Алексее! …истину говорю: время покаятися! Ты ведь, Михайлович, русак, а не грек. Говори своим природным языком; не уничижай его и в церкви, и в дому, и в пословицах… Еретиков-никониан токмо любишь, а нас, православных христиан, мучишь.
Ответы на тест по истории Русская православная церковь в XVII в. 7 класс
Вариант 1
А1-4
А2-1
А3-4
А4-4
А5-3
В1. Никон
Вариант 2
А1-1
А2-2
А3-1
А4-4
А5-4
В1. Аввакум
Церковная реформа: церковный раскол в России XVII века. Патриарх Никон и раскол
Церковный раскол – разделение в Церкви или в религиозной организации из-за внутренних разногласий. Такой раскол называется «схизма» от греческого σχίσμα – «раскол, распря, разделение».
В России церковный раскол произошел в XVII веке из-за реформ московского патриарха Никона, которые были приняты не всеми. Противники реформы стали называться раскольниками, старообрядцами или староверами.
Причины церковной реформы
Основатель династии Романовых царь Михаил и его сын Алексей Михайлович стремились восстановить государство, пережившее разорение в период Смутного времени, и укрепить его международное положение.
В тот период наблюдались расхождения между обрядами и богослужебными книгами в русской православной и греческой церквях. У русских укрепилась совокупность одних обычаев, которые впоследствии назовут старым обрядом, а у греков – совокупность других обычаев, которые на Руси стали называть новым обрядом.
В 1650-е годы московский патриарх Никон, собиравший греческие и византийские религиозные тексты, начал настаивать на приведении русской церкви к единообразию с греческой.
Царь Алексей Михайлович поддержал реформу, поскольку унификация церковных обрядов и книг с греческим каноном позволила бы России упрочить авторитет на международной арене, а Москва подтвердила бы статус центра всего православия.
Кроме того, в 1654 году состоялось присоединение Малороссии (Украины), где богослужения проводились по греческим правилам. Это должно было способствовать сближению двух народов.
Церковная реформа Никона: что изменилось
Изменения Никона затронули обрядовую сторону богослужения. Кроме того, переводы текстов Священного Писания были отредактированы. Это событие получило название «книжная справа».
В процессе реформы произошли следующие изменения:
креститься отныне следовало не двумя, а тремя перстами;
вместо 16 поклонов теперь нужно было совершать четыре;
крестные ходы Никон повелел проводить по солнцу, а не против;
вместо «Исус» теперь нужно было писать «Иисус»;
во время богослужений возглас «аллилуйя» следовало произносить трижды, а не два раза, как раньше;
о Царствии Божием стали говорить «не будет конца», а не «несть конца»
литургию начали служить на пяти вместо семи просфор.
Раскол церкви: последствия
Изменения были восприняты многими верующими и некоторыми представителями духовенства как посягательство на чистоту русской церкви. По их мнению, реформа уничтожила истинное православие и концепцию «Москва – третий Рим». В обществе установились апокалиптические настроения.
Однако патриарх не сдавался и прибегал к жестким методам: иконы и книги, не соответствующие новому канону, изымались и уничтожались. Приверженцев старых обрядов стали называть «старообрядцами» и «раскольниками», подвергать преследованиям вплоть до отлучения от церкви.
Так, один из видных деятелей старообрядчества протопоп Аввакум за религиозную деятельность был отправлен в ссылку, посажен в тюрьму и в итоге заживо сожжен.
В знак протеста некоторые старообрядцы и последователи Аввакума в ответ на гонения властей совершали самосожжение. Другие же, спасаясь от преследования, были вынуждены бежать на окраины государства и жить в изоляции.
Еще одним деятелем старообрядчества стала боярыня Феодосия Морозова – сподвижница Аввакума, арестованная и уморенная голодом за свою приверженность «старой вере».
Опала и ссылка: судьба патриарха Никона
Историки описывают Никона как человека властного и жесткого. Патриарх пользовался большим доверием Алексея Михайловича, который прислушивался к его советам в государственных вопросах и даже оставлял его фактическим правителем во время долгих военных походов.
Бояр и часть духовенства не устраивала укрепившаяся власть патриарха, и они попытались настроить царя против Никона. Алексей Михайлович и сам не планировал делиться властью. Постепенно отношения между государем и патриархом охладились. В знак протеста Никон демонстративно оставил патриарший титул и уехал в Новоиерусалимский монастырь, который до этого сам же и основал.
За это он был низложен до простого монаха и сослан в отдаленный монастырь под строгий надзор.